Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Анализ экономических реформ Петра I

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом реформы Петра I — безусловно, явление значительное в истории России. По мнению историка С. Н. Соловьева, начало XVIII в. — это «своеобразный переход России из древней истории в новую, из возраста, в котором господствует чувство, в возраст, когда господствует мысль». Самого же Петра I он считает творцом. В петровскую эпоху государственной властью были приняты многочисленные законоположения… Читать ещё >

Анализ экономических реформ Петра I (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оглавление Введение

1. Экономическая обстановка в России в начале XIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли

2. Купечество

3. Промышленное предпринимательство Заключение Литература Введение На протяжении всей истории России предпринимались реформы в различных сферах. Не все реформы достигали поставленных задач, но были и достаточно успешные преобразования. Так на рубеже XVII—XVIII вв.еков в России предпринимались попытки преодоления отсталости по сравнению с западноевропейскими странами в экономическом, политическом и культурном развитии. Начало существенных перемен в жизни страны того времени тесно связаны с именем Петра I.

Во время правления Петра I вся страна сделала огромный шаг вперед. Предпринимательство получило новые возможности, новое дыхание. На пороге XVIII столетия перед российским самодержавием стояла, важная историческая задача: вывести страну из экономической стагнации, приобщить к передовым западноевропейским знаниям опыту и технологии.

1. Экономическая обстановка в России в начале XIII века. Реформы Петра I в области финансов и торговли В XIII в. Россия продолжала расширять свои границы. В ее состав вошли земли, открывающие широкий доступ к Балтийскому морю, часть земель Казахстана. В последней трети века были присоединены Южная и Правобережная Украина, Белоруссия, Литва, Курляндия, Новороссия и Крым.

В результате этого была преодолена изолированность России. Она получила доступ сначала к Балтийскому морю, а затем и к Черному морю, странам Центральной Европы, Балканам, Кавказу, Средней Азии.

Тем самым Увеличение территории государства являлось важнейшим условием его дальнейшего развития. Приобретение новых земель имело огромное экономическое значение, новые морские порты дали мощный импульс развитию торговли.

Началось развитие путей сообщения. На Балтике возник крупный порт — Санкт — Петербург. В 1724 г. сюда пришли 240 иностранных судов с товарами. В 1703 г. началось сооружение Вышневолоцкого канала, соединившего Санкт-Петербург с бассейном Волги. Движение по нему было открыто в 1709 г. В 1718 г. было начато сооружение обводного Ладожского канала. Сооружение Волго-Донского канала, начавшееся в 1689 г., было незакончено. На Котлине было начато строительство торгового порта для стоянки военных и торговых судов. Развивалась сухопутная торговля, торговля по Волге и Каспийскому морю со Средней Азией и Ираном. Особое значение для развития внутреннего рынка приобрели новые транспортные магистрали — Мариинская и Тихвинская водные системы.

В страну потянулись сотни иностранных предпринимателей, в основном выходцев из Западной Европы. В отношении иностранного купечества существовало специальное законодательство. Регулировались вопросы их въезда и выезда из страны. Иностранным купцам запрещалось держать у себя дома товары. Для оптовой торговли и хранения товаров строились специальные иноземные гостиные дворы, которые сдавались в аренду.

Иноземным купцам предоставлялись привилегии на закупку на внутреннем рынке экспортных товаров (льна, пеньки, щетины, мачтового леса). После окончания Северной войны большинство этих приведений были отменены.

XVIII в. — это время реформ, кардинально изменивших уклад российского государства. Происходило дальнейшее усиление роли государства во всех сферах жизни общества. Северная война (1700−1721), войны с Турцией (1695−1696 и 1711 гг.), Персией (1722−1727), стрелецкие мятежи, народные восстания вынудили Петра I проводить реформы в интересах армии.

Была проведена финансовая реформа, которая привела к увеличению количества налогов. Торговля облагалась разными налогами. Продажа части товаров на внутреннем рынке была объявлена государственной монополией. К ним относились соль, табак и другие товары, торговля которыми нередко отдавалась на откуп отдельным купцам, монастырям или производилась непосредственно казенными учреждениями.

После введения монополии на соль в 1705 г. ее цена выросла вдвое. После введения монополии на табак прибыль государства выросла в восемь раз. При Петре I государством была монополизирована продажа почти всех товаров, вывозимых русскими купцами за рубеж или продаваемыми иностранцам в Архангельске. Продажа железа, парусного полотна, мачтового дерева стала казенной монополией. За продажу товаров, которые не являлись объектами государственной монополии, но частная реализация которых не поощрялась государством можно было пострадать.

Петр I добился баланса во внешней торговле — превышения вывоза отечественных товаров над ввозом иностранных. В 1726 г. объем российского экспорта составил 4,3 млн руб., а импорта — 2,1.

При Петре I было положено начало биржевой торговле. В 1703 г. в Санкт-Петербургском гостином дворе было отведено место для собрания торговых людей. В 1723 г. вышел указ Сената, определявший структуру и организацию деятельности бирж, способы получения информации о ценах на российские и зарубежные товары. Этим же указом учреждались институты биржевые: маклеры во главе с гофмаклером, аукционисты, браковщики, биржевые артели. Но старания Петра I полным успехом не увенчались.

2. Купечество Петровские реформы в области торговли явились сильным потрясением для купцов. Разрушались налаженные пути движения товаров за границу, менялись условия и структура торговли, пересматривались традиционные для Московской Руси нормы взаимоотношений крупного купечества с государством. В результате этого в 1713 г. среди «гостей» насчитывалось — десять фамилий, а во второй четверти XVIII в. Их осталось только пять. Это привело к ликвидации института гостей.

Значительно уменьшилась численность и представителей гостиной сотни. По имеющимся данным к 1717 г. из 226 состоявших в ней человек сохранили причастность к торговле и промыслам только 104. Остальные оказались в солдатах, монашестве, подьячих, денщиках и т. д.

Активное вмешательство властей в деятельность купечества имело неоднозначные последствия для торгового населения. С одной стороны, переселение купцов и ремесленников в Санкт-Петербург оказалось для купечества крайне разорительным, так как переселение нарушало сложившиеся деловые связи. На новом месте все приходилось начинать заново. С другой стороны, конкуренцию купцам начали составлять крестьяне. Указом 1699 г. дворцовым крестьянам было разрешено записываться в города и посады. В 1714 г., а позднее в 1722 г. Петр I ввел некоторые ограничения для крестьянского предпринимательства: определил порядок переезда крестьян в посады и переход в купечество, разрешил записываться тем, кто имел в посадах дома, лавки и заводы. Эти крестьяне обязаны были платить подушные деньги и подати своим прежним владельцам. Крестьяне, пожелавшие записаться в купеческое сословие, должны были обладать определенным капиталом: от 300 руб. для записи в городское купечество и от 500 руб. — в купечество, имевшее право вести торговлю в портах; которое должно было быть подтверждено таможенными записками. Для перехода в городское сословие дворцовым крестьянам необходимо было иметь разрешение от Главной дворцовой канцелярии.

К 1910 г. начинаются первые переходы дворцовых крестьян в купечество. С 1722 г. по 1728 г. это становиться регулярно, что способствует увеличению численности городского купечества. С 1719 по 1962 гг. численность посадских людей выросла до 321,6 тысяч лиц мужского населения, в том числе это были (68,2%) купцы третьей гильдии, т. е. выходцы из крестьян. Но среди податного населения удельный вес купечества был всего лишь — не более 2,5%.

16 января 1721 г. был издан Указ, по которому определялось правовое положение купечества. В соответствии с ним все городское население, кроме иностранцев, дворян, духовенства и «подлых людей» (чернорабочих, поденщиков и т. д.) делилось на две гильдии: первая — банкиры, знатные купцы, городские доктора, шкиперы купеческих кораблей, золотых и серебряных дел мастера, живописцы; вторая — торговцы мелочными товарами и харчевыми припасами, ремесленники. Был третий разряд, но он гильдией не назывался, к нему относились чернорабочие и лица наемного труда. Этот указ устранял монополию купечества на ведение торговли. Торговлей теперь разрешалось заниматься лицам «всякого звания», кроме военных.

Купцы, входящие в состав гильдий, получали ряд серьезных льгот. Это привело к возникновению нового привилегированного сословия — гильдейское купечество. По выражению В. О. Ключевского эти успехи «были несоразмерны со стоимостью их достижения и с потраченными на них жертвами» .

И.Т. Посошков один из идеологов Петровских реформ, входивший в состав «Ученой дружины» Петра I, подготовил ряд экономических проектов, в частности «О денежном деле» Посошков И. Т. высоко оценивал социальное значение купечества, считая, что «царство состояти не может» без торгового сословия.

Вмешательство власти в деятельность купечества имело для него неоднозначные последствия. Монополизм и привилегии сужали пространство для свободной конкуренции, поиска новых форм деловой активности и формирования рынка наемной рабочей силы. Это способствовало укреплению положения наиболее удачливых и «указных» торговых предпринимателей.

3. Промышленное предпринимательство Конечно, ведущее место в петровских преобразованиях заняли реформы в области промышленности. Они в первую очередь диктовались интересами армии, нескончаемой войной. Нужны были пушки, ядра, другие боеприпасы, ружья, сабли, штыки, армейское обмундирование. Россия, выйдя к берегам Балтийского и Азовского морей, нуждалась и в военном, и в торговом флоте, военно-морских крепостях, гаванях. Решить эти вопросы, опираясь на старую российскую промышленность, было не возможно.

И Петр резко разрывает со старой традицией, энергично и целеустремленно строит новую российскую промышленность. Причем роль государства и непосредственно монарха в развитии промышленности были подавляющими.

Только само государство с его огромными средствами, сильной абсолютной властью монарха, его волей было способно решить эти задачи. Понятно, что Петр не стал дожидаться развития промышленности по западным образцам, где буржуазные отношения складывались намного раньше, чем в России. Петр не думал об интересах конкретного человека, людей. Он был полон интересами государства, армии, флота. Поэтому он начал сразу с создания тяжелой промышленности — металлургии, горного дела, кораблестроения. Даже возникшие текстильная, суконная, кожевенная, полотняно-парусная и другие виды промышленности были ориентированы на нужды армии и флота.

Помимо, основных основных металлургических предприятий, построенных в Тульско-Каширском, Московском, Олонецком районах во второй половине XVII в., принадлежавших русским и иностранным предпринимателям, в 20-е годы XVIII в. Было сооружено крупнейшее для своего времени железоделательное и металлообрабатывающее предприятие в Екатеринбурге. Оно представляло собой мощный промышленный комплекс, состоявший из разных цехов. Там производились сталь, железо, проволока и т. д. Сам город, основанный в 1723 г., возник как один из центров уральской металлургии, Он был назван в честь второй жены Петра I императрицы Екатерины Алексеевны.

На Урале были построены Невьянский, Каменский, Уктусский, Алапаевский заводы. В далеком сибирском Нерчинске на местных рудах возник завод по добыче серебра.

В районе Урала на основе месторождений меди государство приступило к сооружению медеплавитеных заводов.

Казенные уральские заводы начала XVIII в. Не уступали западноевропейским ни по технической оснащенности, ни по объемам продукции: если в 1720-х годах ежегодная выплавка чугуна на английских предприятиях составляла более 17 тысяч пудов, то на уральских предприятиях — 51,5 тысяч пудов.

Также власти поощряли деятельность частных лиц по сооружению промышленных предприятий и выполнению государственных заказов. Первыми такими предприятиями, стали построенные в 90-х годах XVII в. Металлургические заводы: доменный завод Борина под Липецком, доменный и оружейный заводы Избранта и оружейный завод Акинева под Москвой. Предприниматели, выполняющие государственные заказы, находились в привилегированном положении. Они обеспечивались рабочей силой, инструментами, беспроцентными ссудами. Также практиковалась передача казенных мануфактур частным лицам, где предпочтение отдавалось представителям крупного купеческого капитала, т. е. торговым людям гостиной сотни. В 1720 г. среди владельцев московских мануфактур были Я. Лушников, И. Култыгин, И. Акинеев. В 1723 г. были переданы несколько суконных предприятий в частное производство. С учетом того, что через пять лет казна будет получать изделия отечественного производства. На частных предприятиях производство велось также в крупных размерах.

Для руководства развитием тяжелой промышленности в стране Петр создал два руководящих центра: Мануфактур — коллегию, занимавшуюся строительством заводов; и Берг-коллегию, отвечавшую за развитие горного дела (разведка полезных ископаемых, разработка рудников, копей).

Так как крупная мануфактура требовала больших затрат и индивидуальных капиталов оказывалось недостаточно для ее создания, то государство стало поощрять создание промышленных компаний. В последнее десятилетие правления Петра I возникло более 15 таких компаний, которые обеспечивали строительство и содержание мануфактур. Здесь государство выступало в роли банкира и получало право следить за деятельностью компаний. Ни одно ее переустройство не могло быть осуществлено без соответствующего донесения из Мануфактур — коллегии. Фабриканты были обязаны доставлять в Мануфактур — коллегию образцы своих изделий. Она устанавливала вид, форму, цены на товары, направлявшиеся в казну и запрещавшиеся к продаже в розницу.

Но промышленность в петровскую эпоху не могла функционировать только за счет казенных субсидий. Государство не могло оказывать существенную помощь денежными ссудами фабрикантам, так как само нуждалось в деньгах. При Петре I таких ссуд из казны было выдано на 100 тысяч рублей.

Поэтому государство использовало средства поощрения, в том числе предоставление различных льгот, таких как монопольные права на продажу каких-то видов изделий, долгосрочные беспроцентные ссуды, право беспошлинной торговли, высокие цены при закупке товаров казной. Государство помогало решить проблему обеспечения кадрами. Особую категорию работников мануфактур составляли «посессионные люди» — прикрепленные к мануфактурам в результате покупки ими земель. 18 июля 1712 г. Петр I издал Указ, по которому частные предприниматели могли покупать деревни с крепостными крестьянами для развития создаваемых заводов и фабрик. А Указом от 18 июля 1722 г. воспрещалось возвращение с фабрик законным владельцам мастеров и учеников, «чьи бы они ни были, хотя бы и беглые» .

Для защиты отечественной промышленности государство встало на путь ограждения ее от конкуренции со стороны иностранных предпринимателей. Так Указом Петра I от 24 июля 1719 г. на все ввозимые в Россию товары устанавливались стопроцентные пошлины. Также предписывалось «продавать иглы во всем Российском государстве, которые делаются на заводах российских купецких людей Сидора Томилина и Панкрата Рюмина» .

В 1724 г. был принят таможенный тариф, в соответствии с которым размер пошлин на ввозимы в Россию товар находился в прямой зависимости от способности отечественных купцов удовлетворять потребностям внутреннего рынка в этих товарах. Таможенный тариф колебался от 10% до 75%. А с товаров, вывозимых их страны, в основном взималась низкая пошлина (3%). А если русский купец вывозил товар на собственном судне, то пошлина снижалась в три раза.

Льготы, предоставляемые государством, способствовали вовлечению дворянства в промышленное предпринимательство. Но поначалу это были в основном ближайшие соратники Петра I. А. Д. Меньшиков в 1714 г. на реке Клязьме соорудил парусную фабрику, Апраксин, Толстой, Шафиров в 1717 г. создали шелковую компанию. Она получила от государства субсидию в сумме более 45 тысяч рубле, право беспошлинной продажи своих изделий в течение 50 лет, свободу от податей и постоя. Но уже в 1720 г. она была продана. Многие подобные компании, созданные из желания угодить царю и не имевшие нужных капиталов, были на грани разорения.

К концу царствования Петра в стране работало уже около 200 крупных предприятий. Появились новые виды производства — химическое (заводы, изготавливающие серную кислоту, купорос, скипидар, краски), пороховые, шелкоткацкие и др. В центр текстильной полотняно-парусной, суконной промышленности стали превращаться Москва и близлежащие к старой столице города — Ярославль, Кострома, другие поволжские центры.

Петровские реформы во многом продолжали хозяйственную политику предшествующего периода, и проводилась в русле меркантилизма. Но в целом продукция российских предпринимателей эпохи Петра I из-за ее низкого качества оставалась неконкурентоспособной на европейских рынках.

Заключение

В целом реформы Петра I — безусловно, явление значительное в истории России. По мнению историка С. Н. Соловьева, начало XVIII в. — это «своеобразный переход России из древней истории в новую, из возраста, в котором господствует чувство, в возраст, когда господствует мысль». Самого же Петра I он считает творцом. В петровскую эпоху государственной властью были приняты многочисленные законоположения и предложены мероприятия, реализация которых благоприятно отразилась на развитии торговли и промышленности, предпринимательства в целом. Реформы вывели страну из экономической стагнации XVII в., способствовали значительным сдвигам в ее экономическом, культурном и государственном развитии. Государство, поощряя развитие промышленности, тем самым способствовало преодолению экономической отсталости России и укреплению ее военной мощи, поставило ее в ряд ведущих мировых держав.

К отрицательным факторам стоит отнести возросшее давление государства на торгово-промышленные слои общества, что тем самым привело к сужению сфер функционирования купеческого капитала, ограничению возможностей его накопления и даже к прямому его изъятию. Главной целью, преследованной государством, было увеличение государственных доходов за счет деятельности купечества. И эта цель в основном была достигнута.

В.О. Ключевский негативно оценивал социальный аспект реформ Петра I. Он считал, что они пошли в пользу государству, а народу ничего не дали. реформа петр торговля промышленный В петровскую эпоху государство стало могущественной европейской империей с сильной армией, могущество которой покоилось на обнищавшем, безгласном, порабощенном народе. Произошло слияние в единое сословие крепостных крестьян и холопов, ставших разновидностью крепостных и потерявших право на получение свободы.

Петр I был приверженцем меркантилистской идеологии. Она требовала активизации торгового баланса и преобладания вывоза над ввозом, протекционизма национальной промышленности, расширения рынков сбыта отечественных товаров, перестройки сложившихся торговых купеческих корпораций и т. д. Необходимо было создать инфраструктуру, обеспечившая существование государства в условиях Нового времени. И эта задача была решена.

1. История российского предпринимательства. А. А. Бессолицын, 2-е издание, М.: Маркет ДС 2010 г. (Университетская версия)

2. История России с древнейших времен до наших дней том 1. А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков, Москва: Проспект, 2012 г.

3. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах Ключевский В. О., М.: Мысль, 1993 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой