Повседневная одежда мальчиков и девочек до 5−6 лет была примерно одинаковой. Мальчики в будние дни дома и на улице обычно носили одну рубаху, длиной почти до колен, и только когда «выходили в люди» — по праздникам, в гости, в церковь Pим надевали порты. Одежда маленьких девочек состояла из одной длинной рубахи без каких-либо украшений. Мальчикам и девочкам рубаху обязательно подпоясывали. На «выход» по праздникам наряд девочки дополнялся сарафаном, а позднее — юбкой.
Традиционно в народной культуре волосы девочкам не подстригали. «Девочкам волосы не стригут с самого рождения» — указывают новгородские источники еще в конце XIX в.1 Иногда их просто укорачивали, как и мальчикам. С 6−7 лет для девочек становилось обязательным заплетание косы. Мальчиков с этого возраста, как и взрослых мужчин, подстригали «под горшок». Возраст 7−8 лет был тем рубежом, когда одежда ребенка начинала приобретать вид мужского или женского костюма.
В целом, одежда мальчиков и девочек немногим отличалась от одежды взрослых: она походила на взрослую и по своему внешнему виду, и шилась из тех же материалов. Встречавшиеся отличия в крое были связаны главным образом с меньшими размерами детской одежды. В частности, рубахи маленьких мальчиков отличались от рубах взрослых отсутствием боковых вставок — бочков и более низким воротником-стойкой, который у них чаще всего составлял 1,5−2,5 см. Рубахи девочек были самого простого кроя: их шили без клиньев, без плечевых вставок, из меньшего числа полотнищ. Обычно детская одежда имела минимальное количество украшений (илл. 320).
В то же время детский костюм был значительно скромнее по своему составу, нежели взрослый. Это относится к верхней одежде и обуви. Только очень богатые крестьянские семьи могли сшить специальную верхнюю одежду и обувь для каждого ребенка (илл. 321). В этом случае она была уменьшенной копией взрослой.
К верхней детской одежде относились очень бережно, и обычно даже у состоятельных крестьян она переходила от старшего ребенка к младшему. В обычной же крестьянской семье был один-два комплекта специальной верхней детской одежды и обуви, которую дети надевали по очереди. «Сегодня я иду кататься на гору, а завтра мой брат (или сестра)», — вспоминают об этом старожилы. Часто дети выходили на улицу в холодное время года в старой одежде взрослых. «Дети почти до 8 лет ходят дома босиком и в одних длинных рубашках, — сообщает корреспондент Тенишевского бюро в конце 1890-х гг. — В праздники тоже принаряжаются, как и взрослые. Девочки надевают сарафаны, рубашки и платки, а мальчики полотняные штаны и ситцевые рубашки … Часто можно встретить ребенка в отцовской шапке и сапогах, в полушубке предлинном, или в материной пальтушке» 2.