Проблемы осуществления, моделирование аудиторских процедур с точки зрения законодательства государственных и муниципальных закупок.
Статьей 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено осуществление контрольно-счетными органами аудита в сфере закупок.
Аудит закупок представляет собой проверку, анализ и оценку информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
Сохранению большого числа нарушений способствует фактическое отсутствие системного внутреннего (ведомственного) финансового контроля, в том числе в сфере закупок. С 2017 года финансовые органы должны осуществлять контроль в сфере закупок, обеспечивать полноту и достоверность информации на официальном сайте (данные об объемах закупок, заключенных контрактах, их исполнении и оплате уже контролируются финансовыми органами при санкционировании операций по исполнению расходов бюджетов). Однако, как указано выше, финансовые органы муниципальных образований не имеют условий и возможностей для полноценного осуществления санкционирования операций и контроля в сфере закупок. Для этого требуется интеграция программного обеспечения бюджетного процесса и информационной системы закупок, используемых на муниципальном уровне.
С 2016 года вступили в силу требования об обосновании объекта закупок и нормировании в сфере закупок. Эти важные элементы контрактной системы являются основой для оценки обоснованности и целесообразности закупок и, соответственно, необходимы для проведения аудита закупок. Следует отметить, что областные правила определения нормативных затрат (количества и цены товаров, работ, услуг) были утверждены лишь в августе 2016 года. В связи с этим правовые акты областных органов, утверждающие нормативы затрат, принимались в период завершения работы над проектом областного бюджета и не могли быть использованы для планирования и обоснования бюджетных ассигнований на 2017;2019 гг.
Процедуры определения цены контракта, выбора поставщика, исполнения и изменения контракта для государственных заказчиков и иных юридических лиц существенно отличаются. В договоры о предоставлении из областного бюджета бюджетных инвестиций коммерческим организациям включаются положения об осуществлении закупок в порядке, установленном законодательством о контрактной системе. Вместе с тем эти положения распространяются только на контракты, заключенные после предоставления бюджетных инвестиций. В результате при осуществлении закупок коммерческими организациями допускается существенное превышение стоимости строительных работ над определенной с использованием государственных сметных методик и нормативов. Кроме того, законодательство о закупках коммерческих организаций не ограничивает внесение изменений в контракты.