Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Введение. 
История распада СССР

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как один из победителей во Второй мировой войне, Советский Союз, по её итогам и на основании международных договоров закрепил за собой право владеть и распоряжаться огромными территориями в Европе и Азии, доступ к морям и океанам, колоссальным природным и людским ресурсам. Страна вышла из кровопролитной войны с довольно развитой для того времени экономикой социалистического типа, основанной… Читать ещё >

Введение. История распада СССР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политический кризис 19−21 августа 1991 г. 1991 г. стал последним годом политики «перестройки» в СССР, которая составляла комплекс мер для реформирования социалистической системы и возвращение ей жизнеспособности. Постепенно перестройка тоталитарной системы вылилась в ее демонтаж. Деструктивные процессы в стране зашли так далеко, что обычных мер для восстановления управляемости обществом было уже недостаточно. В середине 1991 г. обозначились два основных подхода к выводу страны из кризиса, которые олицетворяли два основных центра политической власти: руководство СССР и российские лидеры. План первых был связан с сохранением единого государства в границах СССР, системы Советов и социалистического выбора, а российская власть во главе с Президентом Б. Н. Ельциным выступала за отказ от советской системы, за конфедеративный союз государств и была откровенным сторонником либеральных подходов в экономике.

Предыстория политического кризиса 1991 года

В 1922 году, на момент своего создания, Советский Союз унаследовал бомльшую часть территории, многонациональную структуру и мульти-конфессиональную среду Российской империи.

В 1917—1921 годах Финляндия и Польша обрели независимость, провозгласили суверенитет: Литва, Латвия, Эстония и Тыва.

Некоторые территории бывшей Российской империи удалось присоединить в 1939—1946 годах.

В состав СССР были включены: Западная Украина и Западная Белоруссия, Прибалтика, Бессарабия и Северная Буковина, Тувинская Народная Республика, Закарпатье, а также ряд других территорий.

Как один из победителей во Второй мировой войне, Советский Союз, по её итогам и на основании международных договоров закрепил за собой право владеть и распоряжаться огромными территориями в Европе и Азии, доступ к морям и океанам, колоссальным природным и людским ресурсам. Страна вышла из кровопролитной войны с довольно развитой для того времени экономикой социалистического типа, основанной на региональной специализации и межрегиональных экономических связях, большая часть которой работала на оборону страны.

В сфере влияния СССР находились страны так называемого социалистического лагеря. В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи, позднее введёна в оборот коллективная валюта переводный рубль, имевшая хождение в социалистических странах. Благодаря жёсткому контролю за этно-национальными группами, внедрению в массовое сознание лозунга нерушимой дружбы и братства народов СССР удалось свести к минимуму количество межнациональных (этнических) конфликтов сепаратистского или антисоветского толка.

Отдельные выступления трудящихся, имевшие место в 1960 — 1970;х годах, в большинстве своём носили характер протестов против неудовлетворительного обеспечения (снабжения) социально значимыми товарами, услугами, низкой заработной платы и недовольством работой властей «на местах».

В Конституции СССР 1977 года провозглашается единая, новая историческая общность людей — советский народ. В середине и в конце 1980;х годов, с началом перестройки, гласности и демократизации характер протестов и массовых выступлений несколько меняется.

Составлявшие Союз ССР союзные республики, по Конституции, считались суверенными государствами; за каждой из которых Конституцией закреплялось право выхода из состава СССР, но в законодательстве отсутствовали правовые нормы, регулировавшие процедуру этого выхода. Лишь в апреле 1990 года был принят соответствующий закон, предусматривавший возможнос ть выхода союзной республики из состава СССР, но после реализации довольно сложных и трудно выполнимых процедур. Формально, союзные республики имели право вступать в сношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций; к примеру, Белорусская и Украинская ССР, по результатам достигнутых на Ялтинской конференции договорённостей, имели своих представителей в ООН с момента её основания.

В реальности же, подобные «инициативы снизу» требовали детального согласования в Москве. Все назначения на ключевые партийные и хозяйственные должности в союзных республиках и автономиях предварительно рассматривались и утверждались в центре, решающую роль при однопартийной системе играло руководство и Политбюро ЦК КПСС.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой