Veto.
История западных славян
Но все сеймы доходили до благополучного конца, многие из них срывались, особенно во второй половине XVII в., вследствие протеста того или другого посла, так называемого liberum veto. Чтобы понять происхождение этого странного на первый взгляд права, необходимо иметь в виду, что представительство на польском сейме было совершенно другого рода, чем представительство в современных парламентах… Читать ещё >
Veto. История западных славян (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Но все сеймы доходили до благополучного конца, многие из них срывались, особенно во второй половине XVII в., вследствие протеста того или другого посла, так называемого liberum veto. Чтобы понять происхождение этого странного на первый взгляд права, необходимо иметь в виду, что представительство на польском сейме было совершенно другого рода, чем представительство в современных парламентах. В настоящее время депутаты, хотя и выбираются от того или другого округа, являются, однако, представителями всего государства и защищают его интересы по мере личного разумения и по долгу своей совести. Польская Речь Посполитая была в этом отношении не единым государством, а федерациею маленьких шляхетских республик, т. е. воеводств, земель и советов, и послы, выбираемые этими округами, были представителями только этих именно округов, а не целого государства. В подаче голоса они связаны были данными им от избирателей инструкциями, от которых они не имели права отступать. Поэтому и протест их был не протестом одного лица, а всего выбравшего их округа. Этот протест отнимал у сеймового постановления его обязательную силу на том же основании, по которому для государства не признается обязательным решение дипломатического конгресса, если оно не дало на него своего согласия через своего уполномоченного. Польский сейм, в существе дела, был конгрессом уполномоченных шляхетских республик-воеводств, а потому и для постановлений его требовалось полное согласие всех уполномоченных.
Конфедерации и рокоши.
Федеративный характер польской Речи Посполитой объясняет не только liberum veto, но и другое явление польской политической жизни, не менее странное на первый взгляд, — так называемую конфедерацию. Это явление можно понять опять-таки по аналогии с международными отношениями. В тех случаях, когда интересы большинства договаривающихся между собою государств настоятельно требуют принятия того или другого решения вопреки воле меньшинства или одного государства, большинство входит в особое соглашение и заключает договор, обязываясь привести его в исполнение силою. Подобным же образом поступали и поляки, когда государственные интересы требовали принятия во что бы то ни стало известных решений, не обращая внимания на несогласие меньшинства. В таких случаях Речь Посполитая как бы распадалась и формировалась заново из согласных элементов, которые и составляли конфедерацию. Конфедерация составлялась обыкновенно в бескоролевье на конвокационном сейме. Для принятия мер по безопасности государства сейм объявлял себя генеральною или каптуровою конфедерациею и ставил свои определения уже не единогласно, а по большинству голосов. Конфедерации формировались иногда и при королях для достижения известной цели. Организация шла или снизу, или сверху. В первом случае конфедерацию образовывала шляхта какого-либо воеводства, которая приглашала к тому и остальные воеводства. Образовывались местные конфедерации, которые составляли акт о причинах и целях их образования и выбирали из своей среды маршалка и советников. Маршалки и советники отдельных конфедераций съезжались в одно место и образовывали конфедерацию генеральную коронную, выбирая для нее маршалка и советников; так же поступали и литовцы. После этого обе конфедерации соединялись в одну генеральную конфедерацию обоих народов. Иногда в известном месте прямо образовывалась генеральная конфедерация, участники которой приглашали всех остальных примкнуть к ней, если не хотят прослыть за врагов отечества. Маршалки и советники большинством голосов издавали постановления (sancita), обязательные для всей Речи Посполитой. Если ко времени конфедерации происходил очередной или экстренный сейм, то маршалками на нем бывали обыкновенно маршалки генеральной конфедерации обоих народов, а вместо шляхетских послов по временам заседали маршалки и советники частных конфедераций воеводств. Такой сейм, называвшийся конфедератным, ставил решения по большинству голосов. Конфедерации существовали до тех пор, пока не достигали своей цели, после чего расходились. Конфедерации несомненно предохраняли государство от последствий liberum veto, но вместе с тем, нося в своем существе начало насилия над несогласными, конфедерации по временам грозили государству междоусобием и распадением. Особенно опасны были частные конфедерации, завязывавшиеся против короля с целью привлечения его к ответственности или низложения. Такие конфедерации, носившие названия рокота, имели характер заговора или мятежа против короля. Общеобязательная сила сеймовых постановлений. Сеймовые совещания совершались при открытых для публики дверях. По окончании сейма собирались по воеводствам, землям и поветам реляционные сеймики, на которых послы отдавали отчет о своей миссии и объявляли сеймовые конституции. Эти конституции имели обязательную силу не только для шляхты всех областей государства, но и для других общественных классов, не имевших своих представителей на сейме. Шляхта законодательствовала за весь народ и для всего народа; ей принадлежало политическое господство в государстве.