Способ процентных соотношений
Коэффициент эластичности не зависит от единиц измерения функции и переменных и является безразмерной величиной. Суммирование найденных значений показателей-факторов дает следующее значение, %, показателя-результата: В окончательном виде формула для нахождения, А У* через коэффициенты эластичности записывается как. Проверочный расчет той же величины, %, непосредственно по данным табл. 2.6… Читать ещё >
Способ процентных соотношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Использование процентных соотношений является развитием способа цепных подстановок и его разновидности — индексного способа анализа. Кроме того, процентные соотношения можно рассматривать как инструмент практического применения понятия «эластичность». С помощью способа процентных соотношений определяют процент изменения анализируемого показателя при изменении показателя-фактора на 1%.
Для функции У = f (x) коэффициент эластичности Эх рассчитывают делением процентного измерения показателя-результата ДУ*, вызванного влиянием показателя-фактора, на процентное изменение последнего Ах%:
Коэффициент эластичности не зависит от единиц измерения функции и переменных и является безразмерной величиной.
Приведем пример (табл. 2.6) практического применения способа процентных соотношений для анализа расхода топлива на единицу транспортной работы (g), л/(т км):
гДе & км — расход топлива на единицу пробега, л/км; Р{ — выработка автомобиля на единицу пробега, т • км/км; q — средняя грузоподъемность автомобиля, т; ус — коэффициент статического использования грузоподъемности; р — коэффициент использования пробега.
Зная относительные изменения результата и показателей-факторов, с помощью формулы (2.3) можно найти процентное соотношение, или коэффициент эластичности, для каждого фактора из табл. 2.6:
В соответствии с соотношением (2.3).
При Ах = хф — хб прирашение аргумента, выраженное через его индекс, равно
Исходные данные для анализа расхода топлива на 1 т•км транспортной работы.
Показатель. | Значение. | Абсолютное. | |
базисное. | фактическое. | отклонение показателя. | |
Расход топлива на единицу пробега gKM, л/км. | 0,335. | 0,339 (1,1 194). | 0,004. |
Средняя грузоподъемность автомобиля q, т. | 6,4. | 6,6 (1,3 125). | 0,2. |
Коэффициент статического использования грузоподъемности Yc. | 0,873. | 0,888 (1,1 718). | 0,015. |
Коэффициент использования пробега р | 0,55. | 0,51 (0,92 727). | — 0,04. |
Выработка автомобиля Ри т км/км. | 3,073. | 2,989 (0,97 267). | — 0,084. |
Расход топлива на единицу транспортной работы g, л. | 0,109 015. |
| 0,4 401. |
Примечание. В скобках приведены индексы показателей.
В окончательном виде формула для нахождения, А У* через коэффициенты эластичности записывается как.
Процентные изменения показателей-факторов для рассматриваемого примера равны:
Суммирование найденных значений показателей-факторов дает следующее значение, %, показателя-результата:
Проверочный расчет той же величины, %, непосредственно по данным табл. 2.6 показывает, что.
Поскольку между расходом топлива на 1 т? км транспортной работы и на 1 км пробега существует прямая пропорциональная зависимость, изменение показателя-фактора на +1% будет вызывать такое же изменение анализируемого показателя. При наличии обратной зависимости в случае изменения показателя-фактора на ±1% при общем его изменении в пределах до 5% приращение анализируемого показателя также составит около 1%, но с противоположным знаком. При изменении показателя-фактора в пределах 5… 10% каждый процент дает менее 1% изменения анализируемого показателя (знак всегда обратный) [3, с. 30].
Прием процентных соотношений можно использовать для анализа любых показателей.