Вступление.
Реформы Ивана Грозного
К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относится также сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником Василием Грязным и собрание актов времен опричнины. Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы… Читать ещё >
Вступление. Реформы Ивана Грозного (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Иван IV Васильевич Грозный (1530−1586). С 1533 г.- великий князь московский, с 1547 г.- царь. Годы его правления ознаменовались почти беспрерывными войнами — вначале удачными: завоевание Казанского ханства (1552) и Астраханского (1556), а затем изнурительной 25-летней Ливонской войной, из которой Россия вышла с огромными потерями. Не добившись не каких результатов.
Во внутренней политике постоянно доминантой Грозного был беспощадным кровавый террор, особенно усиливавший после создания опричнины (1565).
Для своего времени Иван VI был неплохо образованным человеком, о чем свидетельствует дошедшая до нас его переписка с князем Курбским, где царь часто прибегает к пересказу различных сюжетов из церковной литературы, цитирует Писание.
Однако даже избранные мысли Ивана Грозного, хотя и могут быть отнесены к разряду мудрых, свидетельствуют о его лицемерии: «Бог скорее простит удавившегося, чем погибшего ради тщеславия» и «Встречал ли кто-нибудь честного человека, у которого голубые глаза?». В истории русского народа Иван Грозный был личностью загадочной и страшной, современник дьяк Иван Тимофеев пишет о нем: «Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их», — и добавляет: «…возненавидел грады земля своея … и всю землю державы своея, яко секирою, наполы не како рассече». Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки «государственного начала», воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.
Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н. А. Рожкова и М. Н. Покровского об эпохе Ивана IV. Если русская историография и «школа Покровского» не сумели научно разъяснить значение Ивана Грозного в русской истории, то западноевропейские историки были в этом отношении совершенно бессильны; в лучшем случае они повторяли выводы Соловьева, Ключевского или Платонова.
К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относится также сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником Василием Грязным и собрание актов времен опричнины. Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформой Ивана IV.
Вопрос о необходимости коренного пересмотра оценки Ивана Грозного в нашей литературе был поднят Р. Ю. Виппером в его книге, вышедшей в 1922 г. Взяв на себя задачу исторической реабилитации Ивана Грозного, Р. Ю. Виппер показал его как выдающегося государственного деятеля, дипломата и стратега, вполне выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий. Сила аргументации автора заключается в том, что он ставит Ивана IV в окружение государственных деятелей современной ему Западной Европы, и на международном фоне московский самодержец вырастает в мощную, величественную фигуру.
реформа грозный опричнина.