Учет расчетов с персоналом по оплате труда является сложным и трудоемким участком работы бухгалтерии и связан с правильным и своевременным начислением заработной платы, распределением сумм начисленной заработной платы по направлениям затрат, разграничением выплат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и выплат, возмещаемых за счет других соответствующих источников.
Кроме того, бухгалтерия должна производить удержания из начисленной заработной платы работников: удержания по налогу на доходы физических лиц, удержания по исполнительным документам (алименты и др.), удержания по своевременно не возвращенным подотчетным суммам и др.
Бухгалтерия также должна производить начисление единого социального налога, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) и Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) от сумм оплаты труда и др.
Для синтетического учета всех перечисленных выше операций применяются счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» применяется для учета расчетов с работниками списочного и не списочного состава организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающих пенсионеров и другим выплатам), а также по выплате доходов (дивидендов) по акциям и другим ценным бумагам организации.
Учет налога на доходы физических лиц осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» обособленно (например, на субсчете 68−8 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»).
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.