Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. В большинстве случаев они применяются в качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и не требует дополнительного времени для разъяснения правил игры.
Игровая ситуация создается в процессе выполнения практических заданий.
Задача 1. Построить треугольники по трем сторонам.
- 1) АВ = 7, АС = 2, ВС = 3
- 2) АВ = 4, АС = 3, ВС = 7
- 3) АВ = 3, АС = 2, ВС = 8
Выполняя задание, ребята убеждаются в невозможности такого построения. Как следствие этого, актуализируются знания об условии существования треугольника.
Задача 2. Построить треугольники по трем заданным углам.
- 1) А = 370, В = 280, С = 900
- 2) А = 720, В = 500, С = 1100
- 3) А = 230, В = 500, С = 380
В данном задании не выполняется условие о сумме внутренних углов треугольника. Создается проблемная ситуация.
Задача 3. Учащимся предлагается найти сумму углов 5-угольника, 6-угольника,.
7-угольника и т. д. с помощью транспортира на чертежах. Школьники убеждаются, что измерением практически невозможно найти точно сумму внутренних углов выпуклого n-угольника, Возникает потребность в теоретическом обосновании этой проблемы, в выводе формулы, которая даст возможность найти сумму внутренних углов любого n-угольника, Игровые ситуации с использованием задач-рисунков (приложение 3).
При работе с задачами-рисунками учитель легко определяет степень усвоения учащимися материала, выявляет пробелы в знаниях. Если для закрепления материала отводится весь урок, то здесь нужно соблюдать последовательность перехода от простого к сложному.