Романская архитектура отличается большим разнообразием форм. В ней наблюдается множество направлений, существовавших в различных областях Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы. Во Франции выделялись школы Бургундии, Прованса, Аквитании и др Важнейшим очагом экономической и культурной жизни Франции в романский период была расположенная в центре страны Бургундия, где особенно влиятельной была власть римской церкви. Ее центр — крупнейший монастырь в Клюни, оказал большое влияние на развитие романского типа храма;
Третья церковь аббатства Клюни в Бургундии (1089−1132) стала самой грандиозной постройкой доготического периода. Высоту ее среднего нефа — 30 м — смогли превзойти только готические соборы. Это была огромная пятинефная базилика с двумя трансептами, хором с обходом и венцом капелл. Широкий центральный неф (его ширина 15 м) перекрыт цилиндрическим сводом.
При строительстве клюнийской церкви возникает интересное архитектурное решение проблемы погашения бокового распора от цилиндрического свода. Для этого своду придают стрельчатую форму. Стрельчатая арка будто бы состоит из двух половинок, и они давят одна на другую, давая при этом значительно меньший боковой распор. Дополнительно укрепляются внутренние опоры. Кроме того, снаружи к стене церкви пристроены специальные выступы — контрфорсы, которые, отделившись от стены, станут неотъемлемой частью конструкции готического собора. Стрельчатые очертание приобретает и аркада малых нефов.
Церковь поражала воображение не только своими гигантскими масштабами, но и богатейшим декором — каменной резьбой капителей и карнизов, мозаиками и скульптурой. Церковь венчало пять высоких башен — по сторонам западного фасада, на средокрестии и на концах большого трансепта. Благодаря гармоничным пропорциям, новым конструктивным решениям сводов и несущих опор, величественности внешнего облика и необычайному великолепию внутреннего убранства церковь Клюни III можно назвать предвестницей великих готических соборов.
Клюни-3.
Южные и юго-западные районы Франции (Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания), сохраняя в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией, выработали свои архитектурные традиции и конструктивные приемы. Здесь получил широкое распространение зальный тип храма с одним или тремя нефами. В конструкциях арок и сводов появилась стрельчатая форма, распространившаяся затем в другие районы страны. Для перекрытия однонефных зальных церквей наряду с другими конструкциями применяется система куполов на парусах, членящая здание на несколько центрических ячеек. В разработке фасадов заметно стремление к пластическому богатству, декоративному и скульптурному многообразию форм на базе варьирования романского мотива — арки.
Памятники северных районов Франции более просты и строги. Наиболее крупные сооружения здесь обычно базиликальные, трехнефные, двухъярусные, перекрытые цилиндрическим сводом в главном нефе и крестовыми — в боковых.
церковь Сен Фрон в Перигё.