Нормативное регулирование организации учета и документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками
Кредиторская задолженность погашается при получении от банка подтверждения о перечислении средств поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетного и других счетов вместе с приложенными банковскими расчетными документами, а также при зачете полученного аванса и взаимных требований. После акцепта счета при приемке поступивших ценностей на склад может обнаруживаться недостача сверх норм… Читать ещё >
Нормативное регулирование организации учета и документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ. В России нормативно-правовое регулирование представлено четырьмя уровнями [2]. К основным документам, регулирующим расчеты с поставщиками и подрядчиками, можно отнести:
Первый уровень:
- 1. Гражданский кодекс РФ, части 1−2 — в части регулирования договоров: поставки, аренды, подряда (ст. 410, 414,415,419).
- 2. Налоговый кодекс РФ, ч.1−2
- 3. Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.
Второй уровень:
- 4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Приказ Министерства Финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.
- 5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006.
- 6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01.
Третий уровень:
- 7. Методические указания «О порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации». Приказ Министерства Финансов РФ № 60н от 28 июня 2000 г.
- 8. Методические указания «По инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Приказ Министерства Финансов РФ № 49 от 13 июня 1995 г.
- 9. «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги». Письмо Министерства Финансов РФ № 142 от 31 октября 1994 г.
- 10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Приказ Министерства Финансов РФ № 94н от 31 октября 2000 г.
Четвертый уровень:
11. Учетная политика организации.
Все хозяйственные операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги оформляются соответствующими расчетными документами и договорами [3, с. 287].
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению и подкрепляются соответствующими документами.
Основным документом, регулирующим взаимодействия с поставщиками и подрядчиками является договор. Договор может быть нескольких видов:
- · договор купли-продажи (при покупке товарно-материальных ценностей, товаров);
- · договор поставки (при поставке оборудования и др.);
- · договор аренды (при аренде помещений);
- · договор обслуживания (при оказании услуг электроэнергия, отопление и др.);
- · договор подряда (при проведении работ подрядным способом).
Существует исключение, когда приобретаются товары, материалы и другие товарно-материальные ценности только на основании заранее оплаченного счета, счет-фактуры и товарной накладной, а также доверенности на получение товарно-материальных ценностей.
Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками начисляется по факту:
- · акцепта расчетных документов по принятым ценностям, услугам;
- · приемки ценностей, поступивших от поставщиков без расчетных документов (неотфактурованные поставки);
- · выявление излишка при приемке товарно-материальных ценностей.
В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги. Исходя из выбранной формы, оформляются соответствующие документы.
В расчетных документах (счет, счет-фактура, товарно-транспортная накладная и др.) поставщики и подрядчики отдельной строкой выделяют сумму налога на добавленную стоимость.
Кредиторская задолженность погашается при получении от банка подтверждения о перечислении средств поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетного и других счетов вместе с приложенными банковскими расчетными документами, а также при зачете полученного аванса и взаимных требований. После акцепта счета при приемке поступивших ценностей на склад может обнаруживаться недостача сверх норм естественной убыли. При проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика) могут выявиться несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки. В этих случаях оформляются документы по претензиям и акт о приемке материалов [4].
Если материальные ценности поступили в организацию без расчетных документов (неотфактурованные поставки), то они оплате не подлежат (поскольку основанием для оплаты ценностей являются расчетные документы), по ним начисляется кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками. При поступлении товарно-материальных ценностей без расчетных документов поставщиков необходимо проверить, не числятся ли данные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со склада поставщиков, а также в составе дебиторской задолженности. После проверки поступившие ценности должны быть оприходованы и оформлены соответствующими документами Организация-покупатель в обеспечение задолженности за полученные товарно-материальные ценности (принятые работы, оказанные услуги) может выдать поставщику или подрядчику вексель с согласованным сроком платежа.