Sr-71 «blackbird» стратегический разведчик
Разработчикам SR-71 пришлось преодолеть огромные трудности в проектировании. Многие проблемы возникли в результате нагрева самолета при длительных полетах со скоростью в 3 раза превышавшей скорость звука. Из-за высоких температур самолет был выкрашен в черный цвет, за что и получил прозвище — BlackBird (Черный дрозд). Черная краска, изготовленная на ферритовой основе, рассеивала тепло, частично… Читать ещё >
Sr-71 «blackbird» стратегический разведчик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Разработчикам SR-71 пришлось преодолеть огромные трудности в проектировании. Многие проблемы возникли в результате нагрева самолета при длительных полетах со скоростью в 3 раза превышавшей скорость звука. Из-за высоких температур самолет был выкрашен в черный цвет, за что и получил прозвище — BlackBird (Черный дрозд). Черная краска, изготовленная на ферритовой основе, рассеивала тепло, частично отводя его с поверхности самолета, а также уменьшала радиолокационную заметность самолета. Фирма разработала радиопоглощающую шиповидную конструкцию с пластиковым сотовым наполнителем, которая выдерживала нагрев до 275оС. На SR-71 радиопоглощающий материал использован в конструкции носков крыла и элевонов. Его относят к первому поколению малозаметных самолетов (stealth).
На самолет были установлены двигатели фирмы «Пратт-Уитни» J.58 (JT11D-20B), развивающие на форсаже тягу в 14 470 кг. На скорости М=3 ТРД давал только 18% тяги, остальное обеспечивалось форсажной камерой, работающей в режиме прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Специальное топливо JP-7 использовалось для охлаждения обшивки (шасси и БРЭО), так что к двигателям оно подавалось нагретым до 320о. Топливные баки расположены в верхней части фюзеляжа и в консолях крыла. Для увеличения дальности полета самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.
Первоначально сформировали две эскадрильи самолетов SR-71A. Однако высокая стоимость эксплуатации, составившая только в 1975 г. около 56 млн. долларов, вынудила поставить одну эскадрилью на консервацию.
Всего было изготовлено 29 SR-71A и 2 учебно-тренировочных SR-71B. При этом стоимость всей программы превысила 1 млрд долл.
Экипаж SR-71A состоит из летчика и оператора разведывательной аппаратуры, который выполняет также функции штурмана и бортового инженера, а в случае необходимости может пилотировать самолет. Новые катапультируемые кресла «Martin Baker Mk H» стали частью системы спасения, обеспечивающей безопасное катапультирование с высоты до 30 км при скорости полета М = 3.
Значительная часть используемого разведывательного оборудования была специально разработана для SR-71. Автоматическая автономная астроинерционная навигационная система позволяет вести наблюдение за звездами и по ним вычислять местоположение самолета даже в дневное время, а вычислитель воздушных данных и бортовая ЭВМ обеспечивают высокую точность полета по заданному маршруту. Разведывательное оборудование состоит из аэрофотоаппаратов, РЛС бокового обзора и аппаратуры, работающей в инфракрасном диапазоне. В носовом приборном отсеке разместилась панорамная аэрофотокамера. Отмечалось, что с высоты 24 км за 1 час полета бортовая аппаратура позволяет провести разведку территории площадью 155 (260) тыс. км2.
После пятилетней передышки, вызванной финансовыми трудностями, в 1995;м конгресс США вновь выделил 100 млн долл. для эксплуатации самолетов SR-71. Это решение приняли после анализа результатов войны в Персидском заливе зимой 1991 г. Было признано целесообразным ввести самолет в строй до принятия на вооружение беспилотного разведывательного летательного аппарата «Тиер-3 минус». Выделенных средств достаточно для обеспечения расконсервации двух самолетов и обеспечения выполнения каждым из них 12−15 полетов в течение первого месяца эксплуатации.
Описание. | ||
Разработчик. | Локхид. | |
Обозначение. | SR-71A. | |
Кодовое наименование НАТО. | BlackBird (Черный дрозд). | |
Тип. | Стратегический разведчик. | |
Первый полет. | 22 декабря 1964. | |
Экипаж, чел. | ||
Геометрические и массовые характеристики. | ||
Длина самолета, м. | 32,74 (33,16). | |
Высота самолета, м. | 5,64. | |
Размах крыла, м. | 16,95. | |
Площадь крыла, м2 | 167,23 (166,94). | |
Взлетная масса, кг. | норм. | |
макс. | 77 110 (78 000). | |
Масса пустого самолета, кг. | ||
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | норм. | |
макс. | ||
Силовая установка. | ||
Число двигателей. | ||
Двигатель. | ТРДФ Pratt & Whitney J58. | |
Тяга двигателя, кгс. | максимал. | |
на форсаже. | ||
Тяговооруженность. | норм. | 0,46. |
макс. | 0,37. | |
Объем топливных баков, л. | ||
Летные данные. | ||
Максимальная дальность полета (с одной дозаправкой в воздухе), км. | 4800 (5230). | |
Радиус действия, км. | ||
Продолжительность полета, ч. | 1,5. | |
Максимальная скорость полета, км / ч (М=). | на высоте 24 000 м. | 3300 (3,07). |
на высоте 9150 м. | 2125 (1,95). | |
Взлетная скорость, км / ч. | ||
Посадочная скорость, км / ч. | ||
Практический потолок, м. | 25 900 (26 500). | |
Длина разбега при массе 63 505 кг, м. | ||
Взлетная дистанция при нормальной массе, м. | ||
Длина пробега, м. | ||
Посадочная дистанция, м. | ||
Вооружение. | ||
Вооружение. | нет. | |
Год принятия на вооружение. |
Первый самолет планировали ввести в строй в июне 1995;го, второй в сентябре. На складах ВВС для этого имели необходимый комплект запчастей, включая 28 двигателей Пратт-Уитни J-58. В январе 1997 SR-71 опять начали совершать полеты.