Сети Петри [1] — аппарат для моделирования динамических дискретных систем (преимущественно асинхронных параллельных процессов). Сеть Петри определяется как четверка, где и — конечные множества позиций и переходов, и — множества входных и выходных функций. Другими словами, сеть Петри представляет собой двудольный ориентированный граф, в котором позициям соответствуют вершины, изображаемые кружками, а переходам — вершины, изображаемые утолщенными черточками; функциям соответствуют дуги, направленные от позиций к переходам, а функциям — от переходов к позициям.
Зададим временную сеть Петри для описания нашего бизнес-процесса Множество состояний системы:
P={p1, p2, p3, p4, p5, p6, p7, p8}.
где: p1 — транспорт прибыл на территорию службы сбыта;
p2, p3, p4, p5, p6- транспорт направлен на 1, 2, 3, 4 или 5 площадку соответственно;
p7 — транспорт загрузился и покинул площадку;
p8 — транспорт покинул территорию КФХ «Воля»;
Множество переходов.
T={t1, t2, t3, t4, t5, t6, t7}.
где: t1 — планирование отгрузки и выдача документов (от 15 минут до 1-го часа);
t2, t3, t4, t5, t6 — погрузка (время от 2-х до 10-и часов);
t7 — выдача путевого листа диспетчером (от 15 минут до 1-го часа) Множество исходящих из состояний ребер
I={i1, i2, i3, i4, i5, i6, i7}.
где: i1 = (p1, t1).
i2 = (p2, t2);
i3 = (p3, t3);
i4 = (p4, t4);
i5 = (p5, t5);
i6 = (p6, t6);
i7 = (p7, t7);
Множество исходящих из переходов ребер
O={o1, o2, o3, o4, o5, o6, o7, o8, o9, o10, o11}.
где: o1 = (t1, p2);
o2 = (t1, p3);
o3 = (t1, p4);
o4 = (t1, p5);
o5 = (t1, p6);
o6 = (t2, p7);
o7 = (t3, p7);
o8 = (t4, p7);
o9 = (t5, p7);
o10 = (t6, p7);
o11 = (t7, p8);
Таким образом, граф данной временной сети Петри можно изобразить следующим образом (рисунок 1.2):
Рисунок 1.2 — Граф сети Петри в модели как есть.
Данная сеть Петри позволяет нам сделать временную оценку бизнес-процесса диспетчеризации и управления транспортом.
По оптимистичным прогнозам, процесс загрузки транспорта от момента его прибытия на территорию КФХ «Воля» до момента убытия с территории составляет 3 часа, что вполне приемлемо.
По пессимистичным прогнозам — 12 часа, что больше одного рабочего дня, а следовательно погрузка будет произведена в течение 1,5-х 8-и часовых рабочих дней. Причины такого разброса кроются в организации процесса диспетчеризации и управления транспортом:
Не всегда существует возможность доукомплектования заказа всеми видами продукции, так как они уже использованы для отгрузки на другой заказ. Фактически это говорит об отсутствии системы резервирования;
При выдаче направления не учитывается тоннаж транспорта и загруженность площадки, куда он направляется.