Изучение погребально-поминальной обрядности ранних кочевников Южного Урала и Западного Казахстана имеет длительную историю. Однако порой исследователи упускали из виду такой важный элемент обряда, как поминальная тризна. В настоящее время эта тема остается наименее изученной, хотя она представляет несомненный интерес при полной реконструкции погребально-поминальной обрядности, хозяйственного уклада и социальной структуры кочевого общества.
В статье приводятся материалы 23 курганов, в которых отмечены остатки тризны. На самом деле, количества курганов со следами поминальных действий, несомненно, больше. Но, к сожалению, большинство погребально-поминальных сооружений на исследуемой территории в различное время подверглись разграблению. Грабительские раскопы зачастую полностью уничтожили следы поминальных действий. К тому же на сегодняшний день площадь многих могильников используется в хозяйственных целях, в результате чего зачастую разрушаются верхние слои насыпи курганов и вместе с ней многие детали погребально-поминального обряда. Помимо этого, многие исследователи при раскопках курганов не обращают должного внимания на остатки данного обряда и отмечают лишь их наличие, без указания их характера и месторасположения. Все это обусловило сложность работы при выделении отдельных групп тризн.
Анализ материализованных следов поминального обряда древнего населения Южного Урала и Западного Казахстана позволил выделить 3 группы месторасположения остатков тризн, расположенных:
a) в насыпи кургана;
b) на уровне древнего горизонта;
c) в специально устроенных углублениях (в материковом слое в пределах подкурганной площадки).