Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Культурно-просветительная деятельность кооперации России в конце XIX — начале XX века: На материалах Нижнего Поволжья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нет сомнения в том, что в случае, если бы социально-экономическая и политическая обстановка в России того времени была бы более благоприятной для развития кооперации, эффективность этой деятельности была бы значительно выше. Однако ее результаты следует оценивать не только и даже не столько с точки зрения решения конкретных вопросов того времени. Значимость культурно-просветительной работы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Раздел 1. Социокультурный аспект в исследованиях о кооперативном движении в России конца XIX — начала XX века
  • Раздел 2. Становление и развитие основных форм кооперативного внешкольного просвещения в дореволюционной России
  • Раздел 3. Подготовка кадров кооперативных работников

Культурно-просветительная деятельность кооперации России в конце XIX — начале XX века: На материалах Нижнего Поволжья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной России происходит процесс модернизации общества. Предшествующий опыт приобретает в этих условиях особую ценность. Существенным моментом является изучение его социокультурного аспекта. На рубеже XIX — XX веков особую роль в изменении социокультурной ситуации в России сыграла культурно-просветительная деятельность кооперации.

Эта проблема мало изучена, но весьма актуальна для современной кооперации России, особенно когда постоянно восстанавливаются и совершенствуются, применительно к современным реалиям, её формы и методы.

Актуальность изучения этой проблемы определяется тем, что исторический опыт развития культурно-просветительной деятельности кооперативов в дореволюционный период на общероссийском и региональном уровнях изучен крайне недостаточно. Однако в то время кооперация являлась одним из важнейших социально-экономических институтов, на которых держалась не только рыночная экономика России, но и духовная жизнь общества.

Неизменные на протяжении всей истории российской кооперации лозунги: «В единении — сила!» и «Без просвещения кооперативная работа не может быть плодотворной!» в настоящее время вновь приобретают особое значение. Так, идея кооперативного будущего, дух братского сотрудничества, творчества и просвещения выступают уже не просто принципом жизнеустроения, не просто лозунгом, а условием сохранения нации. В общей сложности, культурно-просветительная деятельность кооперации в дореволюционной России — это не только часть истории культуры нашей страны, но так же это часть социально-экономической и общественно-политической жизни конца XIX — начала XX столетия. В ней отразились проблемы и противоречия того бурного и многоликого времени. Восстановление, укрепление, и развитие основ культурно-просветительной деятельности кооперативного движения является одной из наиболее актуальных задач, которые в условиях возрождения духовных основ.

России требуют изучения собственного прошлого, огромного и бесценного духовного опыта, накопленного многими предшествующими поколениями наших предков. Восстановление культурных корней, устранение образовавшихся разрывов в культурных связях нашего общества является обязательным условием успешного развития кооперативного движения.

Объектом исследования выступает культурно-просветительная деятельность кооперации и зависимость ее развития от социально-экономических, политических и морально-нравственных отношений в Российском государстве в 1897 -1916 годах.

Предметом изучения диссертационной работы является история культурно-просветительной деятельности кооперации (или внешкольного образования) в России конца XIX — начала XX веков, которая включает в себя распространение профессиональных, научных и политических знаний, литературы и искусства, развития научно-технического и художественного творчества народных масс, организации их культурного отдыха. При этом следует отметить, что в дореволюционной России деятельность, направленная на просвещение и подъем образовательного и культурного уровня взрослых, обозначалась понятием «внешкольное образование», а термин «культурно-просветительная работа» или «культурно-просветительная деятельность» не употреблялся. Он появился значительно позже, в первые годы Советской власти, когда внешкольное образование было включено в общегосударственную систему народного образования1'.

Внешкольное образование представляло собой новое крупное общественное явление дореволюционной России. Оно включало разнообразные формы культурно-просветительной, образовательной и воспитательной работы среди взрослого населения страны (народные чтения и публичные лекции, выставки, экскурсии, народные театры и концерты, кинематограф, спектакли и др.). Чтобы её проводить была создана сеть культурно-просветительных организаций различных типов (библиотеки, народные дома, музеи, воскресные школы, народные университеты, книжные склады для распространения дешевой книжной продукции, печатные органы и др.)2.

Культурно-просветительные организации дореволюционной России отличались политической неоднородностью, которая в период пролетарского освободительного движения была обусловлена процессом размежевания учреждений внешкольного типа на пролетарские, либерально-буржуазные и реакционно-монархические.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является определение исторической роли кооперации в культурно-просветительной деятельности России, выявление специфики и особенностей, функций кооперативного внешкольного образования в Нижнем Поволжье в конце XIX — начале XX века.

В соответствии с этой целью в диссертации ставятся следующие задачи:

— проанализировать развитие теории проблемы в отечественной историографии;

— рассмотреть возникновение и развитие культурно-просветительной деятельности кооперации;

— исследовать основные задачи, направления, виды деятельности культурной миссии кооперации;

— раскрыть процесс становления системы внешкольного образования, отвечающей культурным потребностям и запросам членов кооперативов;

— проанализировать сотрудничество кооперативов с государственными учреждениями и земствами в организации кооперативного образования;

— определить место культурно-просветительной деятельности кооперативного движения, внешкольного образования в истории культуры России на рубеже XIX—XX вв.еков.

1 См.: Фрид А. С. Культурно-просветительская работа в России в дооктябрьский период. М., 1980. С. 39.

2 См.: Чарнолусский В. И. Основные вопросы внешкольного образования в России. М., 1909. С. 4.

Регион исследования включает в себя Саратовскую и Астраханскую губернии. В конце XIX — начале XX века они охватывали обширную территорию Нижнего Поволжья, включая нынешнюю территорию Волгоградской области.

Население здесь было многонациональным. Например, во всех уездах Саратовской губернии преобладали русские, которые, по данным переписи 1897 года, составляли 76,8 процента всех жителей. Второй по численности этнической группой были поволжские немцы — 6,9 процента. Украинцы, селившиеся в центральных и южных уездах, составляли 6,2 процента, мордва — 5,2 процента и татары — 3,9 процента. Они располагались, главным образом, в северной части края. Чуваши и другие, малочисленные национальные группы, составляли вместе всего 1 процент. Национальные традиции, обычаи и культура определили специфику культурно-просветительной работы среди народов, населявших данный регион. Особенности были обусловлены, прежде всего, общими условиями функционирования культурно-просветительной деятельности кооперации в этих губерниях. Именно в этот период она проходила этап становления и занимала свое место в социально-экономической и общественной жизни, в решении насущных проблем широких масс населения.

Разнообразие природных, социально-экономических и культурных условий Нижнего Поволжья влияло на развитие кооперации, её культурно-просветительную деятельность. Специфика заключалась ещё и в том, что за счет богатых природных ресурсов кооперативное строительство в этом регионе осуществлялось самостоятельно, независимо от кооперативов других регионов страны. Изучение региональной истории культурно-просветительной деятельности кооперации позволяет не только полнее представить общую картину, но и выявить особенности развития внешкольного просвещения кооперации в Нижнем Поволжье.

Хронологические рамки исследования охватывают девяностые годы XIX и начало XX вв., вплоть до революционного 1917;го года. Данный период уникален тем, что в это время шло становление и развитие культурно-просветительной деятельности кооперативного движения в России. На наш взгляд, именно в этот период кооперативное движение стало играть ведущую роль в социальной, экономической, культурной и общественной жизни страны. Наконец, в эти годы, осуществляя культурную миссию, кооперация, заложила основы внешкольного образования и просвещения на Нижней Волге.

Выбор хронологических рамок исследования обусловлен также тем, что в этот период были приняты первые нормативные акты о кооперации, которые законодательно оформили право на ее существование. Заканчивается исследование 1916 годом, потому что с этого времени фактически завершается естественный эволюционный процесс кооперативного развития.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые представлены результаты специального изучения исторического опыта становления и развития культурно-просветительной деятельности кооперативного движения в конце XIX — начале XX века в Нижнем Поволжье:

— дан историографический анализ научных работ по проблемам внешкольного образования, образовательной миссии кооперативного движения;

— изучена история возникновения и развития культурно-просветительной деятельности кооперации как широкого социального института;

— определены место и роль культурно-просветительной деятельности кооперативов Нижнего Поволжья в системе народного просвещения дореволюционной России;

— представлено состояние кооперативной коммуникации и информации в конкретно-исторических условиях жизнедеятельности крестьянского населения;

— на примере Нижнего Поволжья показан процесс становления системы кооперативного образования в России;

— обосновано положение о том, что культурно-просветительная деятельность с начала XX века превратилась в одно из основных направлений в работе кооперации.

Методологической основой диссертационного исследования является комплекс методологических приемов, которые позволили автору раскрыть свою точку зрения. Диссертант рассматривает культурно-просветительную деятельность кооперативного движения не только с позиций формационного подхода, который дает социологический срез общества, но и с точки зрения цивилизаци-онных, этнокультурных подходов, создающих возможность взаимодополняемости теоретических установок и методик исследования.

Формационный подход, по мнению автора, был и остаётся продуктивным, так как он отражает многообразие общественных явлений, выявляет ведущие тенденции и течения, вскрывает общее и особенное в исторических фактах. Поэтому он весьма важен в исследованиях культурно-просветительной деятельности кооперативного движения.

Как уже отмечалось выше, для изучения исторических процессов недаста-точно только формационного подхода, так как события прошлого и современная реальность требуют разнообразных подходов. По этой причине ученые стали акцентировать свое внимание на цивилизационном подходе, потому что все события в истории общества не проходят бесследно и любое явление оказывает воздействие на будущее.

Исторический метод, исходя из исторического опыта и проблем развития культурно-просветительной деятельности кооперации, позволяет изучить общее и особенное, выявить направление и своеобразие изменений, проследить в развитии все взаимосвязи, пути и методы решения просветительных, образовательных и культурных проблем. Диалектико-материалистический метод познания даёт возможность анализа исторического процесса, фундаментальных положений теории и методологии исследования и обоснования явлений общественной жизни.

При освещении проблемы автор применил также социокультурный анализ описываемых событий, а проблемно-хронологический метод изложения позволил диссертанту проследить эволюцию и становление культурно-просветительной деятельности кооперации, ее образовательную платформу.

Значительное место в методологии исследования автор уделял логическому методу, который помогал использовать источники согласно авторской концепции, выделять ключевые события. Использование этого метода позволило автору рассматривать события и факты согласно исторической логике их развития.

Статистический метод позволил на основе собранных количественных данных определить качественные изменения. С его помощью культурно-просветительная деятельность земств и кооперативного движения, различные формы внешкольного просвещения, анализировались с привлечением статистического материала.

Основными же принципами выступают принципы историзма, системности и объективности. Автор убежден, что с их помощью предмет исследования изучается в системном виде, со всеми присущими им особенностями. Поэтому совокупное применение этих принципов позволило лучше увидеть роль и место кооперации в культурно-просветительной деятельности.

Принцип историзма требует рассматривать каждое явление лишь в связи с другими, с тем культурно-историческим фоном, вне которого теряется или искажается его подлинный смысл, поскольку принцип историзма вытекает из общефилософской идеи развития, что позволяет проследить причины возникновения изучаемого явления, этапы его развития. В данном случае, региональное развитие культурно-просветительской деятельности кооперации рассматривается на фоне и в связи с общероссийскими процессами.

Принцип системности основан на единстве в общественно-историческом развитии единичного, общего и особенного. Системный анализ позволил детально и глубоко проанализировать деятельность кооперации, как на государственном, так и на региональном уровне, выявить особенности кооперативной деятельности, позитивные и негативные тенденции, методы и способы решения проблем, которые изучались в контексте экономического и социального развития кооперативного движения и государства в целом. Системный характер общественного развития означает, что все события, ситуации и процессы, происходящие в социально-экономическом, общественном и духовном развитии страны и отдельных ее регионов не только причинно-обусловлены, но и имеют функциональную связь.

Принцип объективности предполагает комплексный анализ данного явления. Соблюдение принципов объективности позволило соискателю исключить предвзятость в оценке фактов и явлений, связанных с характеристикой культурных процессов потребительской кооперации в конце XIX — начале XX века, а также дать анализ любого явления с точки зрения его исторической обусловленности, объективных и субъективных факторов, которые влияли на процесс становления и развития культурно-просветительной деятельности кооперации.

Структурный анализ позволил увидеть связь между культурно-просветительской деятельностью международного кооперативного альянса и российскими кооператорами по распространению кооперативной идеологии и кооперативных принципов. С помощью этого метода удалось выявить и систематизировать как главные, так и второстепенные факты в их исторической последовательности.

Источники о культурно-просветительной деятельности кооперации многочисленны и разнообразны.

Архивные документы выступают основным компонентом источниковой базы диссертации. Автором изучены и обобщены архивные документы фондов Российского Государственного Исторического Архива (РГИА), Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ), Государственного Архива Саратовской области (ГАСО), Государственного Архива Волгоградской области (ГА-ВО), Государственного Архива Астраханской области (ГААО).

Выбор круга источников по теме обуславливался, прежде всего, стремлением автора показать в более широком плане культурно-просветительную деятельность кооперативного движения в развитии её различных форм и видов.

В фондах ГАРФ: Департамента полиции, его особого отдела (Ф.102) и штаба отдельного корпуса жандармов (Ф.110), сосредоточены отчеты о кооперативном движении и оперативные материалы о слежке за кооперативными деятелями. Из фондов 102 и 110 получены агентурные сведения, донесения о Московском (1908 г.) и Киевском (1912 г.) Всероссийских кооперативных съездах, аналитические записки о развитии кооперации, составленные начальниками губернских жандармских управлений.

Архивные полицейские документы позволяют проследить деятельность различных политических партий и общественных движений. При этом следует учитывать, что взгляды представителей охранительного ведомства, царских чиновников имели тенденциозный характер, а главное они рассматривали кооперативное движение как явление случайное, не имеющее корней в русской почве, проповедующее социализм и поэтому требующее строгого контроля и надзора. В донесениях полиции прослеживается стремление преувеличить влияние революционеров на кооперативы и обосновать преследования, предпринимавшиеся против кооператоров.

Среди архивных материалов, отражающих культурно-просветительную деятельность кооперативных организаций в дореволюционной России, прежде всего, следует выделить документы тех органов, которые осуществляли контроль за внешкольным образованием и сохранились в фондах ряда государственных учреждений и представителей местной администрации. К ним, в первую очередь, относятся фонды РГИА: канцелярий московского генерал-губернатора (ф.16), московского губернатора (ф.17), московского градоначальника (ф. 46), Департамента общих дел министерства внутренних дел (ф. 1284), московского особого городского по делам об обществах присутствия (ф. 61) и московского губернского по делам об обществах присутствия (ф. 64), московского городского общественного управления (ф. 179), канцелярии попечителя Московского учебного округа (ф. 459), в которых находятся многочисленные дела о создании и деятельности культурно-просветительных организаций.

Документы некоторых культурно-просветительных обществ выделены в ряде архивов в самостоятельные фонды: например, в Московском городском народном университете им. A. JI. Шанявского, московском обществе распространения коммерческого образования (ф. 1899) и другие. Широко представленные в этих фондах нормативные документы, регламентирующие деятельность тех или иных культурно-просветительных организаций (уставы, положения, инструкции), материалы учебного процесса и, в первую очередь, лекционные курсы, их программы и тезисы, делопроизводственные документы, включающую служебную переписку, прошения и отзывы слушателей, отчёты о работе как отдельных преподавателей, так и просветительных организаций, имеют первостепенное значение при изучении внешкольного образования в дореволюционной России.

Подробным образом изучены и широко используются в диссертации архивные документы ГАСО (ф. 1, 2, 5,13, 25, 57, 128, 176, 252, 256, 278, 282, 421, 560, 569, 572, 1157), ГАВО (ф. 3, 6, 10, 59, 71, 89, 132, 133, 197, 202, 203, 216, 217, 220, 226, 253, 268, 298, 324, 329, 494, 1652, 1719), ГААО (ф.1, 94, 448, 533, 543, 574, 582, 627, 776, 778). При работе с указанными фондами получены разнообразные документальные сведения о культурно-просветительной деятельности кооперативного движения: существующих культурно-просветительных обществах Саратовской и Астраханской губернийсоздании и постройке народных библиотек и читаленорганизации народных чтений и спектаклейустройстве кинематографаходатайстве на разрешение открытия выставокоткрытии торговой школы обществ вспомоществования торгово-промышленному трудудеятельности обществ Народных университетов и т. д.

Материалы государственных архивов, представленные в виде стенографических отчетов всероссийских, отдельных губернских и областных кооперативных съездов, дополнили сведения о становлении и развитии, формах внешкольного просвещения изучаемого периода, об отношении земств, населения к культурно-просветительной деятельности кооперации. К сожалению, в силу определенных обстоятельств эти документальные источники сохранились в небольшом количестве. Так, если отчет первого Всероссийского съезда представителей кооперативных учреждений в Москве в 1909 году был издан отдельной книгой и его дополнили интересные свидетельства участника съезда, кооператора М. С. Слобожанина (Е. Д. Максимова)3, то о втором съезде существуют лишь свидетельства очевидцев и краткий обзор в периодической печати4. Полного отчета о третьем Киевском съезде так же не существует, имеются лишь статистические материалы для приуроченной к съезду выставки, отражавшие все главные достижения кооперативного движения5. Имеются печатные отчеты съездов кустарно-промысловой кооперации6, которые опубликованы в «Вестнике кооперации», «Вестнике Всероссийских съездов деятелей по кустарной промышленности» .

Материалы съездов для нас интересны тем, что в них дан анализ фактического состояния дел в кооперативных организациях, определялись стратегические перспективы развития кооперации. Все издания, опубликованные ещё до революции, больше не переиздавались. Следует иметь в виду, что в дореволюционной России стенографические отчеты о кооперативных съездах печатались с цензурными купюрами, либо в пересказах участников.

Отчет о первом Всероссийском кооперативном съезде, свидетельства очевидцев писались специально для будущих историков и отчасти уже использовались в научной литературе. Совсем не введены в научный оборот газетные и журнальные отчеты, в которых печаталось почти обо всех как центральных, так и местных кооперативных съездах7.

3 См.: Первый Всероссийский съезд представителей кооперативных учреждений в Москве 16−21 апреля 1908 г. // Тр. изд-ва Бюро Московского союза потребительских обществ. М., 1908; Слобожанин М. Смотр кооперативным силам: По печатным материалам и личным впечатлениям на I Всероссийском съезде кооперативов. СПб., 1909.

4 См.: В-онъ Л. Всероссийский кооперативный съезд в С.-Петербурге. Киев, 1912: Фроммет Б. Кооперативный съезд в летописи русской истории // Современник. 1912. № 4.

5 См.: Кооперация на Всероссийской выставке 1913 г. в Киеве. Киев, 1914.

6 Меркулов А. Вопросы кооперации на Третьем Всероссийском кустарном съезде // Вестник кооперации, 1913. Кн. 4. С. 59−74- Журналы заседаний III Всероссийского съезда деятелей по кустарной промышленности. 1913. № 8.

7 См. напр.: Юрин H.T. Кооперативный съезд в г. Саратове // Союз потребителей. 1904. № 22. С. 649−651- № 25. С. 675−677- № 3. С. 78−82- № 4. С. 102−104- № 5. С. 134−138- № 6. С. 164−167- № 7. С. 151−197- Коновалов И. Н. Неизвестный источник по истории кооперативного движения Саратовской губернии // Основные направления развития современных форм кооперации. Энгельс, 1998. Ч. 1. С. 51−60.

Весьма важными источниками являются статистические отчеты о развитии различных видов кооперации, которые не вошли в стенографические отчеты и печатались в разное время. Статистические таблицы о развитии различных форм кооперации содержатся в отдельных работах и специальных сборниках8.

Особый интерес представляют документы официального делопроизводства (главным образом циркуляры, доклады, обзоры, ежегодные отчеты ведомств). Их публикации сравнительно немногочисленны и важны не только как определенные вехи правительственной политики, но и как отражение взглядов правящей власти на смысл, ход и перспективы кооперативного движения. •.

Заслуживающие доверия сведения о разнообразной культурно-просветительной деятельности кооперации представлены в многочисленной кооперативной периодике9.

Интересны краткие обзоры, протоколы региональных организаций о разных сторонах деятельности общественной кооперативной жизни, в которой представлен не только опыт работы этих организаций, но и выявлены характерные ошибки, допускавшиеся в кооперативном строительстве.

Кроме специальных периодических изданий в диссертации использована также общегражданская пресса — «Речь», «День», «Петербургские ведомости», «Вятская речь», «Саратовский листок», а также и другие газеты. К сожалению, специальные статьи о кооперации в этих газетах были редкими, и они лишь освещали работу Всероссийских, губернских и уездных кооперативных съездов, где появлялась информация о просветительной деятельности кооперативных организаций.

Не менее значимыми для раскрытия темы диссертационного исследования являются воспоминания современников. Этот жанр литературы, разумеется, тре.

8 См.: Сапелкин В. Потребительские и сельскохозяйственные общества Российской империи. 3-е изд. СПб., 1910; Хейсин М. Л. 50 лет потребительской кооперации в РоссииИсторический очерк и современное состояние. Пг., 1915; ЗакЛ.С. Кредитная кооперация в России за 10 лет в цифрах//Вестник кооперации. 1916. Кн. 6. С. 40−53- Канчер Е. Общие сельскохозяйственные товарищества по уставу 1908 г. // Вестник кооперации. 1912. Кн. 4. С. 49−73. бует так же критического подхода, как вообще все мемуары. Мемуарная литература о кооперации очень бедна. Наиболее ценными, на наш взгляд, представляются мемуары и воспоминания активных деятелей кооперативного движения. Свои воспоминания — содержательные и яркие по форме, оставили В. Ф. Тото-мианц и В. А. Поссе10.

Значительно помогли в работе эпистолярные источники. Это неопубликованные письма, хранящиеся в ОР РНБ (Российская Национальная Библиотека), И. X. Озерова, А. Ф. Фортунатова, А. В. Мезьер, М. Л. Хейсина, А. В. Меркулова, В. Ф. Тотомианца.

Работа с источниковым материалом строилась в основном методом фронтального и выборочного анализа. Факты группировались по тематическим блокам, часть статистических данных сводилась в тематические таблицы. Справедливо отметить те трудности, с которыми столкнулся диссертант в процессе работы. Очень многие тексты документов имели нечитаемый вид и потому слабо просматривались. В ряде случаев из-за ветхого состояния дела вообще не выдавались. Не лучшим образом выглядели архивные материалы, которые подвергались некачественному микрофильмированию.

Неоднократно приходилось встречаться с трудностями организационного порядка: обслуживание соискателей местными и центральными архивами происходило в режиме укороченного рабочего дня, к рассмотрению выдавалось ограниченное количество фондовых дел, в некоторых архивах практически отсутствовала справочно-библиографическая служба.

В целом, печатные источники в сочетании с архивными документами создают достаточно прочную основу для исследования культурно-просветительной деятельности кооперативного движения в губерниях Нижнего Поволжья дореволюционной России.

9 Вестник кооперации, Союз потребителей, кооперативная жизнь, Вестник мелкого кредита, Уральский кооператор, Известия Волгоградского общества с/хоз-ва.

Тотомианц В. Ф. Кооперация в России. Прага, 1922; Поссе В. А. По Европе и России. СПб., 1909; Он же. Мой неизменный путь. Дореволюционный период (1864−1917 гг.) М., Л., 1925.

Практическая значимость диссертации. Содержащийся в диссертации материал и выводы могут быть использованы как в учебной, так и в исследовательской работе при подготовке к лекциям и семинарам по дисциплине: «История кооперативного движения», учебных и научных изданий по истории и теории кооперативного движения, а также в практической деятельности кооперации в наши дни.

Апробация исследования. По теме диссертации было сделано сообщение на региональной научно-практической конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», состоявшейся 28−29 ноября 2000 года в Поволжском кооперативном институте.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры Истории, философии и социологии Поволжского кооперативного института Центросоюза РФ, и на заседании кафедры Экономической и политической истории России Саратовского государственного социально-экономического университета. Основные положения отражены в опубликованных научных трудах автора, использовались в учебных лекциях и семинарах, прочитанных в Поволжском кооперативном институте Центросоюза РФ, в сообщениях на региональных научно-практических конференциях. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ, общим объёмом 4, 5 печатных листа.

Структура исследования. Диссертация включает в себя введение, три главы и заключение, список используемых источников и литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В истории кооперативного движения России период конца XIX — начала XX веков был одним из самых плодотворных и значимых с точки зрения исторического опыта, формирования ценностей, традиций отечественной кооперации. Возникновение и развитие культурно-просветительной миссии кооперации проистекало из самой природы кооперативных отношений, в которых с момента их возникновения вырабатывалась привычка к совместному труду, развивалось чувство солидарности. Сущностные черты, принципы, на основе которых строилось здание российской кооперации, изначально были сориентированы на воспитание лучших человеческих качеств, оказание помощи, поддержки тем, кто в ней нуждается, просвещение трудящихся. Эти ее черты были особенно необходимы в российской глубинке, представленной в основном крестьянским населением. Именно там культурно-просветительная деятельность кооперативов конца XIX — начала XX веков раскрылась во всей своей полноте и своеобразии. Одной из таких сельских «глубиною) было Нижнее Поволжье, которое было представлено к началу исследуемого периода разветвленной системой потребительских, кредитных, сельскохозяйственных и других видов кооперативов. В ее развитии получили достаточно отчетливое отражение характерные черты и особенности культурно-просветительной деятельности российской кооперации в целом.

Уже в конце XIX века эти черты и особенности становятся предметом пристального внимания историков, экономистов, представителей других отраслей науки. Начало следующего столетия было отмечено появлением литературы, специально посвященной анализу основных направлений деятельности кооперации, в том числе культурно-просветительной. С этого времени берет начало историография избранной нами темы, в развитии которой условно можно выделить несколько этапов: первый — с начала века до конца 20-х годов, второй — 30— е — 50-е годы: третий — 60-е-80-е годы и четвертый — с конца 80-х годов XX в. по настоящее время. Каждый из обозначенных этапов имел свои особенности, которые определялись и конкретно-исторической обстановкой, и состоянием развития кооперации, а также кооперативной науки в целом.

Нами установлено, что в течение всего периода с начала 20 века и вплоть до конца 20-х годов, несмотря на кардинальные изменения, происшедшие в стране в результате Октябрьской революции 1917 года, в историографии кооперативного движения шел по нарастающей процесс разработки его социокультурных аспектов. Очевидно, можно назвать две основных причины отмеченной особенности: во-первых, известная «аполитичность» самой кооперации, сознательная отстраненность большинства ее лидеров от активного участия в политической борьбе и, во-вторых, то, что и в послереволюционный период кооперативное движение в России продолжало развиваться, давая богатейшую пищу для научного анализа, вовлекая в этот процесс все новых и новых талантливых исследователей. Как в до, так и в послереволюционный период продолжали активную творческую деятельность такие крупнейшие идеологи кооперации, как С. Н. Прокопович, А. В. Меркулов, В. Ф. Тотомианц, М.И. Туган-Барановский и другие. Благодаря научному подвижничеству этих, а также нового поколения ученых и практиков в лице А. В. Чаянова, А. И. Рыкова, Н. Н. Иорданского, А. В. Андреева, M.JI. Хейсина и других, первые два десятилетия XX века стали наиболее значительным периодом историографии культурно-просветительной деятельности кооперации.

Анализ характерных черт и особенностей данного и последующих этапов историографии социокультурных аспектов кооперативного движения в России, сформулированных в выводах по первой главе, позволяет заключить, что, несмотря на наличие множества неблагоприятных факторов, отрицательно влиявших на кооперативную науку в течение прошедшего столетия, историография исследуемой проблемы, хотя и с разной степенью интенсивности на различных этапах продолжала развиваться, обогащаясь на каждом из них новым содержанием. В сферу проведенных научных разработок входило изучение и обобщение широкого спектра проблем кооперативного движения России, впитавшего в себя все лучшее, что вошло в практику и содержание отечественного и зарубежного опыта.

В ходе проведенных исследований были сформированы новые подходы к пониманию сущности и содержания кооперативного движения. В частности принципиально важное значение для исследования темы диссертации имеет видение кооперативного движения в качестве явления, представляющее собой единство противоположностей: материальной и духовной сторон общества. Это единство по оценкам ученых обуславливает их взаимовлияние и, следовательно, зависимость результатов экономической деятельности кооперации от реализации ею социальных, культурно-просветительних функций. Во многих работах начального и последующих этапов историографии темы дается глубокое теоретическое обоснование значимости культурно-просветительной деятельности кооперации для успешного развития кооперативного движения в России и повышения культурного уровня населения. В современных условиях, когда на новом витке исторической спирали Россия вновь вошла в орбиту рыночных отношений с явным превалированием материальных интересов и ценностей над духовными, данное теоретическое обоснование приобретает особую актуальность. Сегодня ничуть не утратили, приобрели еще большую злободневность идеи идеологов кооперации о том, что только на пути пропаганды кооперативных идей, принципов, ценностей, решения социальных, духовных проблем возможно наиболее полное раскрытие огромного потенциала кооперации, полнокровное развитие кооперативного движения. Современной кооперации еще предстоит, опираясь на исторический опыт, теоретическое наследие прошлого, раскрыть свои возможности в качестве мощного хорошо организованного социального, культурно-просветительного движения.

Весьма плодотворна, на наш взгляд, и тенденция, наметившаяся в современных исследованиях кооперативного движения конца XIX — начала XX веков, в которых реализуется идея рассмотрения основных функций и направлений деятельности кооперации того времени, в том числе и культурно-просветительной, на широком историческом фоне, в контексте взаимовлияния с социально-экономическими и политическими процессами в дореволюционной России. В XXI веке уже определилась тенденция все большего воздействия власти в лице государства российского на развитие различных форм общественных формирований и движений. В свою очередь, усиливается их влияние на формирование правового государства, провозглашенного в Конституции РФ, но не ставшего еще реальностью нашей жизни.

Таким образом, накопление знаний по истории культурно-просветительной деятельности российской кооперации конца XIX — начала XX веков, теории кооперативного движения имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Существующая историография проблемы составляет важную методологическую основу для ее дальнейшей плодотворной разработки.

В то же время нельзя не заметить, что несмотря на обширность перечня литературы, в которой затрагиваются вопросы, связанные с культурно-просветительной деятельностью кооперации России, в ней не получили достаточного отражения ее формы и методы, основные направления, региональная специфика.

Опираясь на широкий круг источников и, прежде всего, документы и материалы центральных и местных архивов, используя современные методологические подходы к проведению исторического анализа, автор стремился с максимально возможной полнотой ответить в своей работе ключевые проблемы культурно-просветительной деятельности кооперации, связанные со становлением кооперативного внешкольного просвещения, подготовкой кооперативных работников в дореволюционной России. В ходе проведенного исследования были выявлены следующие характерные черты и особенности социокультурных процессов в развитии кооперативного движения.

1. К началу изучаемого периода в России сложились условия и предпосылки, обеспечившие в своей совокупности возможности как для расширения кооперативного движения, так и для углубления его содержания. Эти предпосылки определялись не столько существовавшей в стране социально-экономической и политической обстановкой, сколько степенью эволюции самого кооперативного движения, проявления его самобытности. Одна из особенностей данного процесса заключалась в том, что с конца XIX века, в общем его потоке наряду с экономическими все более рельефно начинают проявляться иные стороны деятельности кооперации, в том числе культурно-просветительная.

2. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что Нижнее Поволжье относилось к числу тех регионов России, где в силу благоприятного стечения обстоятельств культурно-просветительная деятельность развивалась наиболее интенсивно. В процессе этого развития сформировалась система культурно-просветительной деятельности кооперации, органически вошедшая в общую систему народного просвещения, состоящую из организаций различных типов и наименований, которые, как считает автор, можно разделить на пять групп.

Первую из них составляли учреждения образовательного характера, дававшие систематические знания в объеме начальной, средней и высшей школы, а также в области специальных навыков и знаний. Это: народные университеты, воскресные и коммерческие школы, училища, кооперативные курсы.

Ко второй группе относились организации общепросветительного характера, такие, как библиотеки, читальни, чайные, комиссии и общества народных чтений, музеи.

В третью группу культурно-просветительных учреждений входили общества и кружки, объединявшие людей по интересам и способствовавшие развитию их творческой самодеятельности: общества любителей хорового пения, сценического искусства, фотографии и т. д.

К четвертой группе относились культурно-развлекательные организации: народные театры, клубы и общества развлечений, кинотеатры.

Пятую группу составляли многонациональные культурно-просветительные организации, такие, как общества народных университетов и народные дома, объединявшие в себе не только различные формы внешкольного образования, но также и несколько просветительных учреждений.

Таким образом, массовое возникновение по общественной инициативе народных домов, всевозможных школ, классов и курсов для взрослых, народных университетов, а также других культурно-просветительных организаций было одной из форм демократического движения в области народного образования и культуры.

Многие виды культурно-просветительных организаций, а также формы внешкольного образования, воплощавшие лучшие демократические традиции культуры, получили свое дальнейшее всестороннее развитие уже в советское время.

3. С утверждением правительством в 1987 году Нормального устава потребительских обществ, в котором отмечалось, что кооперативные учреждения имеют целью различными средствами и способами улучшить материальные и нравственные условия жизни членов общества, их культурно-просветительная деятельность получила правовую основу. Это способствовало повышению роли кооперации в общей системе народного просвещения. Одновременно происходили глубокие качественные изменения внутри формирующейся системы кооперативного просвещения. Об этом свидетельствовало и расширение сети культурно-просветительных учреждений, функционирующих по инициативе и с участием кооперативных организаций, и увеличение численности привлеченного к их деятельности населения, и рождение инициативой и творчеством кооператоров, а в сущности — самой жизнью, новых форм, направлений просветительной работы.

В целом культурно-просветительная работа кооперативов Нижнего Поволжья шла в общероссийском русле и развивалась по нескольким основным направлениям:

1. агитационно-пропагандистское — пропаганда и агитация кооперативных знаний и идей;

2. учебно-курсовое — подготовка квалифицированных кадров и образование членов кооперативных организаций и населения страны;

3. культурно-развлекательное — организация досуга населения губерний.

Основное социальное содействие кооперативов нуждающимся выразилось в прямых денежных суммах.

В свою очередь в рамках данных основных направлений развивалось множество других, имевших более частный, локальный характер, но не менее значимых с точки зрения исторического опыта. Так, например, в качестве весьма эффективных зарекомендовали себя формы, практикуемые кооперативами в начале XX века с целью отвлечения своих членов и прочего населения от употребления спиртных напитков. В этих целях успешно использовались чайные и чайные столовые, читальни, народные чтения, воскресные школы и вечерние классы для взрослых, народные хоры и театры, дешевые издания брошюр по антиалкогольной тематике. Многие из названных учреждений организовывались на трудовые сбережения, собранные кооперативами. Очевидно, что в современной России, которая уверенно побивает мировые рекорды по количеству потребляемого на душу населения алкоголя, особенно в сельской местности, возрождение кооперативами подобных форм работы было бы весьма полезным.

Как и всякий крупномасштабный исторический процесс, связанный с судьбами широких народных масс, общественных организаций и движений, культурно-просветительная деятельность кооперации с первых шагов своего становления развивалась в постоянном противоборстве с трудностями, препятствиями, стоявшими на пути этого развития. В основе этой борьбы лежало, как нам представляется, противоречие объективного характера. Суть его заключается в том, что кооперация в целом по самой своей природе — глубоко демократическая организация, постоянно устремленная к максимальной саморегуляции во всех своих проявлениях и видах деятельности. Такая самореализация возможна только при благоприятных внешних условиях, которые обеспечиваются существующими в стране экономическими и политическими свободами.

В свою очередь власть, государство постоянно стремится к усилению контроля за деятельностью организаций демократического характера, а через них — за народными массами. Это стремление проявляется в использовании власти закона, чиновников, создании различных органов надзора, функции которых усиливаются в случаях, когда существующая власть начинает чувствовать угрозу своему существованию.

В конкретно-исторической обстановке, когда мощные волны революционного движения все сильнее расшатывали незыблемость самодержавия, противоположность интересов кооперации и власти неминуемо должна была обостриться. Именно данное глубокое противоречие лежало в основе отмеченных в содержании диссертации многочисленных ограничений, чинимых царским самодержавием культурно-просветительной деятельности кооперации.

Нет сомнения в том, что в случае, если бы социально-экономическая и политическая обстановка в России того времени была бы более благоприятной для развития кооперации, эффективность этой деятельности была бы значительно выше. Однако ее результаты следует оценивать не только и даже не столько с точки зрения решения конкретных вопросов того времени. Значимость культурно-просветительной работы, проводимой кооперативными организациями в конце XIX — начале XX вв., выходит далеко за рамки практических результатов. Анализ этой работы, основанный на методологии исторической науки, позволяет выявить важные сущностные черты кооперативного движения, место и роль в этом движении человека и кооперативной организации, проследить взаимоотношения кооперации и власти, общества в конкретно-исторических условиях. Важным результатом культурно-просветительной деятельности в рамках кооперативного движения явилось то, что она уже не ранних этапах своего развития способствовала росту духовности, повышению культурного уровня населения страны, социальной активности и самодеятельности самих членов кооперативных организаций.

В совокупности всех своих форм, видов, особенностей культурно-просветительная деятельность кооперации конца XIX — начала XX века проявила себя как сложное, многогранное историческое явление, сочетающее в себе целый комплекс социально-культурных, просветительных и благотворительных мер. Все эти меры, в конечном итоге, вносили свой вклад в гармонизацию, гуманизацию отношений между людьми, в формирование условий для самореализации личности и широких масс населения. Вряд ли есть необходимость обосновывать целесообразность развития данных процессов в современных условиях. В этой связи представляется возможным сформулировать некоторые предложения и рекомендации.

1. Проведенное исследование выявило наличие обширного круга научной литературы, посвященной различным аспектам развития кооперативного движения в России. Однако в современной историографии до сих пор остается одним из наименее разработанных направлений исследование культурно-просветительной деятельности кооперации. Учитывая его актуальность, целесообразно продолжить научную разработку проблемы в отдельных регионах, а также на общероссийском материале, проследив процесс реализации кооперацией своей культурно-просветительной миссии на всех этапах отечественной истории.

2. В конце 90-х годов XX века в связи с глубокими качественными изменениями в социально-экономической, политической и культурной жизни общества российская кооперация встала перед необходимостью решения новых сложных и многоплановых задач. Для успешной их реализации предстоит провести большую идеологическую, образовательную, просветительную работу среди кооператоров, которая позволила бы отойти от стереотипного мышления в оценке роли и задач современной кооперации. Возродить в кооперативных организациях приверженность основным идеям, принципам, ценностям кооперативного движения. Поэтому в практическую плоскость должен быть поставлен вопрос о возрождении положительно зарекомендовавших себя в прошлом форм и методов работы, направленной на укрепление духовно-нравственных основ кооперации.

3. Учитывая новые исторические реалии на нынешнем этапе своего развития, российская кооперация взяла курс на расширение своей социальной ориентации. Уже первые годы работы, направленной на его осуществление подтвердили правильность взятого курса. Жизнь, практика сотен и тысяч кооперативов различных видов убеждают в том, что активная работа в социальной сфере — путь к успешному выполнению хозяйственных функций в каждой кооперативной организации. Поэтому для достижения максимального эффекта культурно-просветительная деятельность кооперации должна учитывать данное обстоятельство, проводиться в тесной связи с решением широкого круга социально-ориентированных задач.

4. Весь опыт развития мировой цивилизации свидетельствует о том, что прогрессирующее изменение общества возможно только на основе изменения системы духовных, культурных ценностей, взглядов людей, их интересов и идеалов. Система ценностей, сформированных в процессе развития кооперации России конца XIX — начала XX века, таких как взаимная помощь, солидарность, социальная справедливость и ответственность в сочетании с правовой и нравственной культурой, деловой активностью носят универсальный характер. В период внедрения в России рыночных отношений, ориентированных, в первую очередь, на достижение максимальной прибыли, в условиях жесткой конкуренции внедрение этих ценностей в общественное сознание приобретает особый смысл и значение для гармоничного развития личности и общества. В данной связи задачей первостепенной важности каждого кооператора и всего кооперативного движения должно стать внедрение кооперативных ценностей в широкие массы населения, расширение аудитории культурно-просветительной деятельности кооперации.

5. Опыт культурно-просветительной деятельности в России исследуемого периода со всей наглядностью убеждает, что ее эффективность непосредственно зависит от материального обеспечения соответствующих организаций и учреждений. Поэтому данная сторона вопроса должна занять должное место в организации культурно-просветительной работы кооперации в современных условиях.

6. Приоритетным направлением в организации культурно-просветительной деятельности кооперации должны стать организационные мероприятия, связанные с подготовкой и воспитанием молодого поколения кооператоров. В этих целях традиционные на сегодняшний день формы такой подготовки могли бы быть дополнены теми положительно зарекомендовавшими себя, но уже забытыми, которые существовали в дореволюционной России.

7. В наши дни, как и сто лет назад, уровень развития кооперации, степень ее благотворного воздействия на общественные процессы во многом определяется отношением к кооперативному движению со стороны государства в целом и местных органов власти, в частности.

К сожалению, несмотря на демократизацию общественно-политической жизни в современной России многие проблемы во взаимоотношениях кооперация-власть остаются нерешенными. Учитывая это, лидерам кооперативных организаций и союзов необходимо активизировать поиск путей и методов лоббирования в эшелонах власти интересов кооператоров. Одновременно следует усилить работу по укреплению сотрудничества кооперации с министерствами и ведомствами, партиями и общественными движениями, образовательными учреждениями, клубами, библиотеками, творческими объединениями иными организациями в сфере культурно-просветительной работы.

Таковы общие итоги представленного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Журналы агрономического совещания Саратовского губернского земства. Саратов, 1903.
  2. Журналы заседаний губернского земского собрания за 1902 год. Саратов, 1902
  3. Журналы заседаний Камышинского уездного собрания за 1913 год. Камышин, 1913.
  4. Журналы заседаний съезда представителей учреждений мелкого кредита (15−18 ноября 1908 года). Саратов, 1909.
  5. Журналы заседаний Царицынского уездного земства за 1912 год. Царицын, 1912.
  6. История советского крестьянства. В 5-ти томах. М., 1986. Т. 1.
  7. Кооперативная хрестоматия: Сборник статей, речей и изречений о кооперации / Ред. В. Ф. Тотомианца. Берлин, 1922.
  8. Отчет Саратовского общества сельского хозяйства за 1912 год. Саратов, 1913.
  9. Отчет Саратовского общества сельского хозяйства за 1913 год. Саратов, 1914.
  10. Отчет Саратовского общества сельского хозяйства за 1915 год. Саратов, 1916.
  11. Отчет Саратовской губернской земской управы по исследованию кустарных промыслов в Саратовской губернии. Саратов, 1901.
  12. Отчет Саратовской губернской управы по исследованию кустарных промыслов в Саратовской губернии. Саратов, 1901.
  13. Отчет по первой выставке семян Саратовской губернской земской управы. Саратов, 1906.
  14. Отчет общества потребителей при Мариинском земледельческом училище и ферме за 1912 год. Саратов, 1913.
  15. Отчеты ученых и общественных деятелей о кооперации с предисловием профессора В. Ф. Тотомианца. М., 1918.
  16. Краткий отчет о деятельности кооперативов за 1910−1914 годы. М., 1915.
  17. Отчет Московского Союза Потребительного Общества за 1909−1911 годы. М., 1912.
  18. Первый Всероссийский съезд представителей кооперативных учреждений в Москве с 16−21 апреля 1908 г. Труды, изданные бюро Московского союза потребительских кооперативов. М.: Бюро МСПО, 1908.
  19. Сборник материалов об артелях в России: Потребительные общества. Вып. 3., Спб., 1875.
  20. Материалы центральных кооперативов
  21. Доклады и материалы к XXXI Собранию Уполномоченных Московского Союза Потребительских обществ. М., 1916.
  22. Монографическое описание культурно-просветительной деятельности 8 -ми кооперативных союзов. М., 1919.
  23. Всероссийский кооперативный съезд в Санкт-Петербурге. Киев, 1912.
  24. Ежегодник Московского союза потребительских обществ. М., 1916.
  25. Союзы кооперативов России. Справочные сведения по материалам Ста-тистико-экономического отдела Совета Всероссийских кооперативных съездов на 1 августа 1919 г. М., 1919.
  26. Московский союз потребительских обществ. Отчет за 1915 год. М., 1916.
  27. Союз потребительских обществ Северо-восточного района. Отчет за 1915 год. Пермь, 1916.4.0тчеты, доклады губернских органов власти и материалы местных кооперативов
  28. Труды 1-го Всероссийского Съезда по культурно-просветительной деятельности кооперации. Вып. 3. Книжное и библиотечное дело / Под ред. Г. Б. Сандомирского. Тверь, 1919.
  29. Обзор положения и деятельности потребительных обществ в России по данным 1897 года / Сост. Н. А. Рейтлингер. С.-Пб., 1899.
  30. Всесоюзное совещание по кооперативному просвещению. М., 1924.
  31. Нормальный устав для местных сельскохозяйственных обществ. Спб., 1907.
  32. Нормальный устав мелких сельскохозяйственных товариществ. 18 ноября 1908. Собрание узаконений и распоряжений правительства от 22 апреля 1909. № 60. С. 496.
  33. Нормальный устав общества потребителей. М., 1916.
  34. Устав культурно-просветительной деятельности кооперативных товариществ. М., 1918.
  35. Доклады и материалы к XXXII му Собранию Уполномоченных. 16−21 июня 1917 года. М., 1917.
  36. Доклады и материалы к XXX му Собранию Уполномоченных. Доклады ревизионной комиссии М.С.П.О-в. Вып.1. М., 1915.
  37. Ю.Отчет Самарского общества потребителей «Самопомощь» за 1917 год. Самара, 1918.
  38. Протоколы съезда представителей кредитной кооперации Самарской губернии 25−28 мая 1917 года. Самара, 1917.
  39. Союз потребительских обществ Саратовского края. Отчет за 1917 год (первый операционный год). Саратов, 1918.
  40. Юбилейный сборник Саратовского губпродкома. 7 ноября 1917 год. Саратов, 1919.
  41. Доклады Саратовской губернской управы очередному губернскому земскому собранию 1910 года. Саратов, 1911.
  42. Доклады Саратовской губернской управы. Саратов, 1916.
  43. Доклад Саратовской уездной земской управы о ближайших задачах экономической деятельности. Саратов, 1916.
  44. Доклады первого Всероссийского кооперативного съезда в Москве 16−21 апреля 1908 года. М., 1908.4. Периодика1. Газеты
  45. Газета Копейка. 1905.27 сентября.
  46. Колокол. 1915. 25 октября.
  47. Правительственный вестник. 1915. 27 сентября.
  48. Саратовский листок.1915.30 октября.
  49. Торгово-промышленная газета. 1909−1915.6. Русские ведомости. 1915.1. Журналы
  50. Вестник кооперативных съездов. 1915.
  51. Вестник кооперации. 1904−1912.
  52. Вестник мелкого кредита. 1912−1914.
  53. Кооперативная жизнь. 1913−1917.
  54. Союз потребителей. 1905−1917.
  55. Северный хозяин. 1911 -1915.
  56. Сельскохозяйственный вестник Юго-востока. 1916−1917.
  57. Уральский кооператор. 19 И-1914.9. Вестник Европы. 1902.№ 3.
  58. Вестник сельского хозяйства. 1910.11 .Волго-Каспийский кооператор. 1915−1917.
  59. Кооперация и жизнь. 1916−1917.13.Народная жизнь. 1917.
  60. Самарский земледелец. 1914−1915.15.Русское богатство. 1907.
  61. Кооперативная жизнь. Орган Комитета о сельских ссудосберегатель-ных и промышленных товариществах при Московском Отделе сельского хозяйства. 1913−1914.
  62. Кооперативная жизнь. Издание Самарского городского кредитного товарищества. 1913.5. Архивыа) Российский государственный исторический архив (РГИА)
  63. Ф. 20 — Департамент торговли и мануфактуры (1864−1918 гг.).
  64. Ф. 22 Центральные учреждения Министерства финансов по части торговли и промышленности (1900−1917 гг.).
  65. Ф.23 Министерство торговли и промышленности (1905−1917 гг.).
  66. Ф. 32 Совет съездов представителей промышленности и торговли (1906−1918 гг.).
  67. Ф. 91 — Вольное экономическое общество (1765−1919 гг.).
  68. Ф.776 Главное управление по делам печати (1865−1917 гг.).
  69. Ф.1001 А. Г. Неболысин (1842−1916 гг.), статистик, председатель постоянной комиссии по техническому и специальному образованию при Русском техническом обществе Новгородской и Самарской губерний (1782−1968).
  70. Ф. 1153 Департамент промышленности, наук и торговли (1901−1906).
  71. Ф. 1284 Департамент общих дел (1811 -1917).б) Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
  72. Ф. 102 Департамент полиции МВД.
  73. Ф. 592 -Архив М. JI. Хейсина JI. В. Щегло. г) Русская национальная библиотека. Отдел рукописей (РНБ ОР).13. Ф. 1036 А. В. Мезьерд) Государственный архив Саратовской области.
  74. Ф. 1 Канцелярия Саратовского губернатора.
  75. Ф. 2 Саратовского губернского правления за 1800−1917 гг.
  76. Ф. 5 Саратовская губернская земская управа (1860−1919 гг.).
  77. Ф. 13 Дирекция народных училищ Саратовской губернии.
  78. Ф. 25 Саратовское губернское по земским и городским делам присутст вие. 1892−1917 гг.
  79. Ф. 57 Саратовское охранное отделение. 1860−1918 гг.
  80. Ф.128 Саратовский губернский комитет попечительства по народной трезвости. 1900−1917 гг.
  81. Ф. 176 Саратовское губернское по делам об обществах и союзах присутствие. 1906−1917 гг.
  82. Ф. 252 Саратовское коммерческое училище.
  83. Ф. 256 Саратовские бухгалтерские курсы общества вспомоществования торгово-промышленному служебному труду. 1899−1918 гг.
  84. Ф. 278 Саратовская торговая школа общества вспомоществования торгово-промышленному служебному труду.
  85. Ф. 282 Саратовское отделение технического общества.
  86. Ф. 421 Саратовского губернского статистического комитета.
  87. Ф. 560 Правление общества народных университетов Саратовской губернии. 1916−1917 гг.
  88. Ф. 569 Комиссия народных чтений при Саратовском санитарном обществе. 1893−1914 гг.
  89. Ф. 572 Саратовское коммерческое собрание. 1860−1918 гг.
  90. Ф. 1157 Саратовские женские коммерческие курсы за 1900 год. е) Государственный архив Волгоградской области (ГАВО)
  91. Ф. 3 Царицынская земская уездная управа. 1877−1918 гг.
  92. Ф. 6 Помощник начальника Саратовского губернского жандармского управления в Царицынском уезде.
  93. Ф. 10 Царицынский уездный исправник Саратовской губернии.
  94. Ф. 59 Отдел управления исполнительного комитета Черноярского уездного Совета рабочих, крестьян и красноармейских депутатов.
  95. Ф. 71 Исполнительный комитет Волгоградского областного Совета народных депутатов.
  96. Ф. 89 Даниловское единое потребительское общество Усть-Медведицкого округа Донской области.
  97. Ф. 132 Даниловское кредитное товарищество.
  98. Ф. 133 Самсоновское общество взаимного кредита.
  99. Ф. 197 Булдаково-Буеракское сельское управление Усть-Куламенской волости Камышинского уезда Саратовской губернии.
  100. Ф. 202 Олешинское волостное правление Камышинского уезда Саратовской губернии.
  101. Ф. 203 Нейденгофское сельское управление Олешинской волости Камышинского уезда Саратовской губернии.
  102. Ф. 214 Савинское ссудосберегательное товарищество Самарской гу бернии Новоузенского уезда Савинской волости.
  103. Ф. 216 Песковацкое (Кольб) сельское управление Медведицкой волости Аткарского уезда Саратовской губернии.
  104. Ф. 217 Вершинское (Кацц) сельское управление Олешинской волости.
  105. Ф. 220 Линево-Озерское волостное правление Камышинского уезда Саратовской губернии.
  106. Ф.226 Царевский волостной исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Ленинского уезда Царицынской губернии.
  107. Ф. 253 Медведицкое волостное Правление Аткарского уезда. 1871−1916 гт.
  108. Ф. 268 Блюмендфельдское (цветочное) сельское управление Торгун-ской волости Новоузенского уезда Самарской губернии.
  109. Ф. 298 Камышинская уездная земская управа Саратовской губернии.
  110. Ф. 324 Камышинская низшая ремесленная школа.
  111. Ф. 329 Народные училища Царицынского и Камышинского уездов Саратовской губернии. 1896−1916 гт.
  112. Ф. 494 Быковский областной исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Сталинградской (Царицынской) губернии.
  113. Ф. 1652 Отдел народного образования Хоперского окружного исполнительного Комитета Совета рабочих и казачьих депутатов Донской области, станции Урюпинская Царицынской губернии.
  114. Ф. 1719 Хоперский окружной союз потребительных обществ и потребительные общества Усть-Медведицкого и Хоперского округов Ниж-не-Волжского края. ж) Государственный архив Астраханской области (ГААО)
  115. Ф. 1 Канцелярия Астраханского губернатора.
  116. Ф. 94 Астраханская городская управа 1796−1918 гг.
  117. Ф. 448 Астраханская губернская по земским и городским делам присутствие. 1913−1917 гг.
  118. Ф. 533 Астраханская ихтиологическая лаборатория и музей. 1894−1916 гг.
  119. Ф. 543 Астраханское отделение императорского Российского общества руководства и рыболовства.
  120. Ф. 574 Астраханская ремесленная школа. 1857−1914 гг.
  121. Ф. 582 Губернский комитет Астраханского попечительства о народнойтрезвости.
  122. Ф. 627 Комитет Астраханской общественной библиотеки. .
  123. Ф. 776 Астраханская школа садоводства, огородничества, виноградорстваи полеводства. 1896−1916 гг.
  124. Л. Возрождение кооперации // Советская потребительская кооперация. 1989. № 2.
  125. К. Образцы уставов кооперативных, просветительских. М., 1912.
  126. В. И. Основные вопросы деятельности потребительских обществ. М., 1902.
  127. В. С. Из истории кооперации России // Кооперация. Место и роль в экономической истории. Сб. М., 1990.
  128. А. Н. Очерки по кооперации. М., 1912.
  129. А. Н. Очерки по кооперации. Полтава, 1918.
  130. Л. и Шалов Н. Кооперативная читальня. М., 1918.
  131. А. И. Человек и мир культуры. М., 1992.
  132. К. С. Общественная агрономия и сельскохозяйственные кооперативы. Харьков, 1913.
  133. Ю.Балаховская П. М. На кооперативной детской площадке. Пг., 1915. П. Баллин Н. П. Первая памятная книжка о потребительских обществах. Спб., 1870.
  134. Бек С. О. Кооперативные ценности в меняющемся мире. Токио, 1992.
  135. П. Русский купец в прошлом и настоящем // Новая жизнь. 1914.2.
  136. М.Биццоцеро А. 18 лет сельскохозяйственной кооперации. 1893−1910. Харьков, 1913.
  137. И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России. М., 1964.
  138. П. С. Агрикультура и кооперация. Очерки, мысли и наблюдения. Одесса, 1915.
  139. П. А. Первые шаги русской кооперации // Вестник Ленинградского Университета. Серия 5. Экономика. 1989. Вып. 4.
  140. JI. Культурно-просветительные задачи кооперации // Вестник кооперации. 1918. № 3−4.
  141. И. Н. Возрождение кооперации. М., 1990.
  142. В. И., Титаев В. Н., Бородин И. Ф., Романченко В. Я. Жива и будет жить. 80 лет потребительской кооперации Саратовской области. Саратов, 1996.
  143. К. Н. История потребительской кооперации в России. М., 1998.
  144. Н. Указатель книг, брошюр и журналов по кооперации. Н. Новгород, 1918
  145. Л. Как устроить народную кооперативную чайную. М., 1918.
  146. Ю. С. Архивные документы о народном университете имени А. Л. Шанявского // Советские архивы. 1970. № 4.
  147. Ю. С. Как был сделан университет имени А. Л. Шанявского?// Вопросы истории. 1977. № 8.
  148. Д. И. Отец русской кооперации: о творческом наследии М. И. Туган-Барановского. 1865−1919 гт. // Молодой коммунист.1990. № 3.
  149. А. А. Кооперация: ее роль в современной экономике. М., 1991.
  150. А. К вопросу о кооперативном образовании в России // Вестник кооперации. 1915. № 1−2.
  151. П. И. Революция во внешкольном образовании. М., 1919.
  152. И. Кооперативная печать // Кооперативная жизнь.1918.№ 1.
  153. А. Ю. Свободная кооперация в России (до октября 1917 г.) // Вопросы истории. 1996. № 1.
  154. Данилыч (Ф. Д. Иванов) Из опыта внешкольной работы. (Воспоминания о работе в дореволюционной деревне). М., 1924.
  155. В. П., Морозов JI. Ф., Погудин В. И. Партия и кооперация. М., 1978.
  156. С. П. Кооператоры 1898−1968. М., 1968.
  157. Н. Культурно-просветительная деятельность учреждений мелкого кредита//Вестник кооперации. 1916. № 3−4.
  158. С. Д. Кооперативный идеал в России начала XX в. //Кооперация. Страницы истории. М., 1994.Вып. 4.
  159. А. А. Организация кооперативной статистики по культурно-просветительному делу. М., 1918.
  160. Ф. Я. Кооперация и Просвещение. М., 1918.
  161. А. А. Библиотека сельского кооператора. Харьков, 1912.
  162. А. А. Кооператоры и внешкольники. М., 1915.
  163. А. А. Обновление культуры. М., 1916.
  164. И. С. Культурно-просветительное дело. М., 1919.
  165. Жива и будет жить. 80 лет потребительской кооперации Саратовской области. Саратов, ПКИ.1996.
  166. Жид Ш. 12 заповедей кооперации. М., 1917.
  167. Жид Ш. Кооперация / Пер. с франц. И. А. Шапиро / Под ред. и с преди-слов. В. Ф. Тотомианца.Спб., 1909.
  168. Жид Ш. О кооперации. М., 1917.
  169. Н. Н. Культурно-просветительная деятельность кооперативных союзов и объединений. М., 1919.
  170. Как организовать и вести потребительное общество / Сост. А. В. Меркулов и М. JI. Хейсин / Спб., 1910.
  171. А. А. Шанявский А. Л. и университет его имени //Русская мысль.1915., Кн. ХП.
  172. В. А. Кооперация и партия. Пг., 1919.
  173. Ким Чан Чжин Государственная власть и кооперативное движение в России СССР (1905 — 1930). М., 1996.
  174. Е. Н. Культурная миссия кооперации (1864−1918). Вып. 3. М., 1993.
  175. Е. Н. Развитие кооперации в России и ее роль в обновлении страны (1906−1917)//Кооперация. Страницы истории. Вып. 3. М., 1993.
  176. И. Н. Кооперативное движение Саратовской губернии на рубеже XIX—XX вв.еков // Вопросы крестьяноведения. Вып.1. Саратов, 1994
  177. И. Н. Крестьянская кооперация в России (1900 1917). Саратов, 1998.
  178. Кооперация и агрономия. М., 1918.
  179. Краткий обзор деятельности Министерства Народного Просвещения за время управления покойного министра Н. П. Боголепова (12 февраля 1898 14 февраля 1901 гг.). Спб., 1901.
  180. Г. Развитие кооперации. Ленинград, 1925.
  181. А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов, 1995.
  182. А. А. О месте кооперации в Общественной жизни. М.: Из-во МКИ. 1973.
  183. Культурно-просветительная деятельность кооперативов. М., 1919.
  184. В. И. О кооперации. Там же. Т. 45
  185. В. И. О потребительской и промысловой кооперации. Поли. собр. соч., Т. 36.
  186. А. Ленин и кооперация. 2-е изд. М., 1925.
  187. А.А. Курсы по кооперации. Т.2. М., 1913.
  188. А.П. Теория и история кооперативного движения. М., 1999.
  189. Л. Ценности кооперации // Советская потребительская кооперация. 1988. № 1.
  190. Я. Принципы кооперации XXI века. Белгород, 1998.
  191. К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О кооперации. М., 1988.
  192. С.С. Земство и кооперация. М., 1914.
  193. Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М., 1916.
  194. Е. Н. Революция и внешкольное образование. М., 1917.
  195. А. О коперативных календарях //Вестник кооперации. 1918. № 34.
  196. А.В. Провинциальные кооперативные издательства и книготорговля // Вестник кооперации. 1918. № 5−6.
  197. А.В. Земство и кооперация в 1914. М., 1915.
  198. А.В. Исторический очерк потребительской кооперации в России. М., 1915.
  199. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997.
  200. .Н. Грамотность в России 1797−1917 // История СССР. 1980.4.
  201. Е. Н. Культурно-просветительная деятельность Саратовского земства 1860−1890. Саратов, 1988.
  202. Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Отчеты за 1909−1916 гг. М., 1910−1916.
  203. Московское общество народных университетов. Комиссия по постройке секционного дома имени академика В. Д. Поленова. М., 1915.
  204. Московское общество народных университетов. Музыкальная секция. Материалы для отчета за первый учебный год 1906−1907. М., 1907.
  205. Московское общество народных университетов. Сборник рецензий пьес для народного театра. М., 1914.
  206. Московское общество народных университетов. Секция содействия устройству деревенских и фабричных театров. Отчеты о деятельности за 1912−1914 гг. М., 1914−1915.
  207. Музей прикладных знаний в Москве. Отчеты о деятельности музея и его отделов за 1898−1915 гт. М., 1900−1916.92.Народные дома. М., 1918.
  208. Настольный кооперативный календарь. Спутник кооператора на 1917 г. Спб., 1916.
  209. В.А. Внешкольное образование во всеобщей истории. Культурно-исторические наброски. Кострома, 1927.
  210. А. А. Кооперация и культура // Кооперативная жизнь. 1918. № 1.
  211. А.А. Теория и практика кооперативного движения. Вып. 1. Пг., 1919.97.0гановская Т. Ю. Библиотека кооперативной жизни. М., 1914.
  212. К.А. Кооперация и ее отношение к политическим партиям и социализму. Пг., 1917.
  213. В.Ф. О распространении кооперативных сведений и пропаганде идей кооперации. Спб., 1912.
  214. ЮО.Пекарский В. Ф. Пчеловодство и кооперативная культура // Вестник кооперации. 1918, № 5−6.
  215. Ю1.Поссе В. А. Идеалы кооперации. М., 1914.
  216. Ю2.Потребительская кооперация в Саратовской губернии: прошлое, настоящее, будущее. ПКИ, 1997.103 .Программы политических партий и организаций России конца XIX -начала XX века. Ростов-на-Дону, 1992.
  217. Ю4.Прокопович С. Н. Кооперативное движение в России. М., 1918. Ю5. Работа кооперации на процветание народа и улучшение его быта. М., 1918.
  218. Юб.Рашин А. Г. Грамотность и народное образование в России в XIX начала XX века. //.Исторические записки. 1957. Т. 37.
  219. Ю7.Розенталь И. С. Культурно-просветительные организации и углубление классового сознания российского пролетариата (1907−1917 гг.) // Рабочий класс и рабочее движение в России в период империализма. М., 1979.
  220. Ю8.Савченко A.M. История культурно-просветительной работы в СССР. Курс лекций для студентов-заочников. М., 1970.
  221. Ю9.Сборник справочных сведений о благотворительности в Москве. М., 1901.
  222. Ю.Серополко С. О. Внешкольное образование. М., 1912.111 .Скрынников А. К. Краткий очерк развития кооперации в России. М., 1916.
  223. М. Кооперативное движение в России. (Цифры и факты). Пг., 1919.
  224. З.Соколов Н. Местные кооперативные курсы // Кооперативная жизнь. 1918. № 2.
  225. И4.Соломатин П. Просветительная деятельность земств и кооперативов // Вопросы кооперации, 1916 № 10.
  226. Н. Возникновение Московского городского народного университета имени АЛ. Шанявского. Историческая справка. М., 1913.
  227. Справочная книжка о школах и курсах для взрослых, народных университетах и народных делах. Спб., 1913.
  228. Справочная книжка об устройстве и ведении бесплатных библиотеках, народных чтений и воскресных школ. Вологда, 1903.
  229. Спутник кооператора. Настольный кооперативный календарь на 1915 г. Спб., 1918.
  230. К. Кооперация и просвещение. М., 1917.
  231. К. Первые шаги кооперативов на пути культурно-просветительной деятельности. М., 1915.
  232. .И. Очередная культурная задача. М., 1914.
  233. Творцы кооперации. Сб/ Сост. JI.A. Самсонов. М., 1991.
  234. В. Н., Наумов С. Ю., Романченко В. Я., Ахтырченко Н. Е. Потребительская кооперация в Саратовской губернии: прошлое, настоящее, будущее. Саратов, 1997.
  235. В.А. Кооперация: за и против. М., 1991.
  236. В.Ф. Кооперация в России. Прага, 1922.
  237. В.Ф. Кооперация в русской деревне. М., 1912.
  238. ТотомианцВ.Ф. О кооперации. С.-Пб., 1911.
  239. Туган-Барановский М.И. О кооперативном идеале. М., 1918.
  240. Туган-Барановский М.И. О кооперации // Речь. 1911. № 58.
  241. Л.Е. Отечественная кооперация. Исторический опыт. Иваново, 1944.
  242. Л.Е. Советская историография кооперативного движения в России // Проблемы историографии общественно-политического движения в России в XIX—XX вв.еках. Иваново, 1986.
  243. Г. А. Внешкольное образование в России. М., 1908.
  244. И.А. Характер и особенности кооперативного движения в дореволюционной России // Ученые записки Калининградского государственного университета. Общественные науки. Калининград, Вып. IV.
  245. М.К. Некоторые исторические уроки развития кооперации в России // Кооперация. Страницы истории. Вып. III. М., 1993.
  246. А.Ф. Об изучении кооперации. Курсы по кооперации. М., 1912.
  247. JI.C. Культурно-просветительная работа в России в дооктябрьский период (1905−1917). М., 1960.
  248. Фрид J1.C. Культурно-просветительная работа в России до Великой Октябрьской социалистической революции и ее роль в формировании революционного мировоззрения трудящихся масс. М., 1967.
  249. . Кооперация и дети // Вопросы кооперации. 1914. № 8.
  250. . Теория и история потребительской кооперации. Краткий курс. Пг., 1918.
  251. НО.Хайченко Г. А. Русский народный театр конца XIX начал XX века. М., 1978.
  252. М. JI. Что такое потребительное общество и какая от него польза. М., 1917.
  253. M.JI. 50 лет потребительской кооперации в России. Исторический очерк и современное состояние. Пг.: Изд-е Петр. Отд. Ком. о ссудосбер. и пром. тов-х, 1915.
  254. НЗ.Хейсин M.JI. Все виды кооперации с начала ее существования до настоящего времени. М., 1926.
  255. ХижняковВ.В. Земство и кооперация. М., 1918.
  256. Нб.Чаянов А. В. Кооперация и политика // Кооперативная жизнь. 1918. № 89.
  257. А.В. Краткий курс кооперации. М., 1925.
  258. А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М., 1991.
  259. А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, 1997.
  260. В. И. Итоги общественной мысли в области образования. Спб., 1906.
  261. В. И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. Спб., 1909.
  262. Г. И. и Пиналов С.А. Внешкольное образование в России 1907/1917 гг. Харьков, 1969.
  263. А. Просветительная деятельность кооперативов // В.К. 1916. № 3.4.
  264. В.А. Мои воспоминания о воскресных школах // Школа взрослых. 1939. № 7.
  265. Р.Г. Просвещение в России первой половины века // Вопро-" сы истории. 1986. № 10.
  266. Л.Ю. Очерки по агитации, пропаганде и внешкольной работе в дореволюционной России. М.-Л., 1930.
  267. Н.Т. Крестьянские сельскохозяйственные общества // Народная сельскохозяйственная библиотека. Саратовские губернские земства. Саратов, 1904. Вып. 1.
  268. Диссертации и авторефераты
  269. Е.Ю. Самарская бытокультура 2 половины XIX — начала XX века. Автореф. дис. канд. ист. наук. Самара, 1996.
  270. И.Ю. Культурно-просветительная деятельность Московского земства в 1880-е- 1914 г. Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1997.
  271. А.А. Кооперативное движение в Самарской губернии в досоветский период. Дис. д-ра ист. наук. Самара, 1995.
  272. И.Н. Сельскохозяйственная кооперация в России в конце XIX начале XX века. (На материалах губерний Северного, Приуральского и Поволжского районов): Дис. д-ра. ист. наук. Саратов, 1999.
  273. А.В. Кооперативное движение Центральной России (1907−1918): Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1998.
  274. А.П. Эволюция мирового кооперативного движения. Дис. д-ра. ист. наук, в форме научного доклада. М., 1994.
  275. Т.А. Культурно-просветительная деятельность в России (конец XIX- 1917 г.). Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1987.
  276. В.В. История становления кооперативной мысли в России (18 611 929 гг): Дис. д-ра. ист. наук. Саратов, 1999.
  277. В.Г. Крестьянская кооперация России конца XIX начала XX века: опыт становления и развития (На материалах Саратовской губернии). Автореф. дис. канд. ист. наук. Саратов, 1998.
  278. О.Н. Кооперативное движение на Среднем Урале в конце XIX -начале XX века. Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1995.
Заполнить форму текущей работой