Бой у Тильзита 12-13 сентября 1914 года
Заняв Тильзит, В. В. Мальм выставил в охранение батальон с 2-мя пулеметами и 4-мя орудиями, сосредоточив его преимущественно на левом (немецком) берегу реки. Подобное расположение показывает, что никаких сюрпризов с другого берега командир отряда особо не ждал. Вечером 10 сентября В. В. Мальм получил приказ о ведении активных действий против противника в районе канала Гильге, для чего в район… Читать ещё >
Бой у Тильзита 12-13 сентября 1914 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Русские за пулеметом герои первой мировой войны. В конце августа 1914 года на юге Восточной Пруссии германцам удалось разгромить 2-ю русскую армию генерала А. В. Самсонова, а потому в начале сентября они сосредоточили все силы против 1-й русской армии генерала П.К. фон Ренненкампфа. Противник планировал мощной обходной группой нанести решительный удар по левому флангу и, опрокинув его, выйти в тыл. Уже 7 сентября тяжелейшие сражения разгорелись на фронте левофлангового 2-го армейского корпуса генерала В. А. Слюсаренко, героически отбивавшего атаки. С целью ввести врага в заблуждение немцы успели предпринять наступление в центре, а также сосредоточить часть тяжелой артиллерии на р. Дейме против правого фланга противника. На руку им неожиданно сыграла и русская Ставка, во главе которой стоял ни кто иной, как великий князь Николай Николаевич. За несколько дней до начала сражения он неожиданно обеспокоился… спокойствием на правом фланге 1-й армии, а потому потребовал от П.К. фон Ренненкампфа обратить на него особое внимание. И это еще не все: как назло, его ввел в заблуждение главнокомандующий фронтом Я. Г. Жилинский. В случае атаки против левого фланга последний обещал поддержку со стороны соседней 10-й армии. Только вот незадача: она состояла из нескольких корпусов, которые только-только сосредоточивались, а потому помощь могла быть только моральной. В итоге П.К. фон Ренненкампф и его армия оказались в тяжелом положении. Ошибки командования (в т.ч. и армии) пришлось исправлять поспешными решительными мерами, а также героизмом, облитым кровью тысяч солдат и офицеров.
Безопасность флангов являлась важнейшим условием устойчивости частей и соединений в годы Первой мировой, а потому даже выяснив направление главного удара командующий армией не мог не переставать волноваться за правый фланг. С целью его обеспечения был создан специальный отряд генерала В. В. Мальма, который прибыл в Тильзит 8 сентября[1]. В этот день штаб армии, наконец, разгадал замыслы противника, а потому правый фланг потерял первостепенное значение. Однако отряд генерала В. В. Мальма сохранили, правда, состоял он только из 270-го Гатчинского пехотного полка (командир полковник А.В. Волков) и 1-й дивизион 68-й артиллерийской бригады (без 1-й батареи), двух сотен 51-го Донского казачьего полка, нескольких сотен пограничной стражи и роты ополченческой дружины. Непосредственной задачей перед этими силами стояла охрана находившихся в районе города мостов через р. Неман.
Заняв Тильзит, В. В. Мальм выставил в охранение батальон с 2-мя пулеметами и 4-мя орудиями, сосредоточив его преимущественно на левом (немецком) берегу реки[2]. Подобное расположение показывает, что никаких сюрпризов с другого берега командир отряда особо не ждал. Вечером 10 сентября В. В. Мальм получил приказ о ведении активных действий против противника в районе канала Гильге, для чего в район Нейкирхен он направил 2,5 батальона под командованием полковника А. В. Волкова. А в это время по обеим сторонам реки к городу уже двигался из состава Главного резерва крепости Кенигсберг 9-я ландверная бригада под командованием генерал-лейтенанта Клаузиуса.
Во второй половине дня 11 сентября немцы появились на шоссе Тильзит — Хейдекруг. Несколько приграничных сотен продержались до вечера, а потому к полночи отошли к м. Александровское (на русской территории). Однако несмотря на это из штаба армии пришел приказ оставаться Мальму в городе. Нельзя сказать, что этим распоряжением отряду подписали смертный приговор. В ходе войны каждодневно многие части и подразделения попадают в тяжелую обстановку, умелое командование со стороны офицеров и героизм нижних чинов как раз и являются теми факторами, которые позволяют не только избегать катастроф, но и добиваться блестящих успехов.
Согласно имеющимся сведениям, утром 12 сентября он уже знал об обходном движении на правом берегу и отдал приказ усиленно охранять мосты. Эта задача легла на две роты (с 4-мя орудиями и 2-мя пулеметами) под командованием капитана Трещина. Вместе с тем В. В. Мальм старался избежать полного окружения. Он направил две роты с несколькими пулеметами и 4-мя орудиями под командованием подполковника Ананьина на Кенигсбергское шоссе. Однако при выходе из города они столкнулись с противником, который быстро расстрелял пулеметы и, пользуясь тем, что русские батареи не сумели занять позиций, перешел в наступление. Положение осложнялось еще и тем, что для большинства солдат (которые вовсе не являлись кадровыми военными) этот бой был первым, а потому можно представить в каком психологическом состоянии они находились. В итоге отряду Ананьина пришлось отступать через Тильзит к шоссейному мосту на Таурогенском шоссе. Вдобавок примерно в половину пятого кто-то ударил в набат и до этого мирные бюргеры стали из окон обстреливать отступающих оккупантов. В итоге город оказался в руках противника, а части отряда Мальма были разделены на две группы.
Сам генерал находился у мостов. Он, наверное, потерял связь с Волковым, а видя отступающие части Ананьина, подумал, что те 2,5 батальона вообще погибли. Только этим можно объяснить приказ отступать на правый берег, а затем пробиваться к Шавлям.