Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Образ и подобие Божие в человеке

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Понятия «образ» и «подобие» взаимосвязаны. Образ есть понятие статичное, а подобие — динамичное. Эти понятиянельзяпротивопоставлять, т.к. одно неизбежно предполагает существование другого и не может быть понимаемо в отрыве от него. Большинство служителей Церкви утверждают, что образ Божий заключается в природе нашей души, в ее разуме, в нравственной свободе, бессмертии; а подобие — в надлежащем… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Образ Божий в человеке
  • 2. Подобие Божие в человеке, его взаимосвязь с образом
  • Заключение
  • Список литературы

Образ и подобие Божие в человеке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Святой Иоанн Дамаскин, делая различия между понятиями образа и подобия, писал: «Выражение „по образу“ указывает на способность ума и свободу, тогда как выражение „по подобию“ означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека» [1, 6]. Иоанн Дамаскин в этом определении выделил те черты образа, которые преимущественно совершенствуются в человеке по мере богоуподобления. Действительно, добродетельная жизнь — это прежде всего совершенствование ума и укрепление воли в добре. У тех, кто достиг богоподобия эти черты образа проявляются особенно отчетливо. Не даром преподобный Максим Исповедник говорил, что «по образу Божию есть всякое существо разумное, по подобию же — одни добрые и мудрые"[1, 8].

Иными словами, процессбогоуподобления человека приводит к его совершенствованию как личности. Личность больше природы, она содержит природу и в некотором смысле свободна по отношению к ней. Избирая добродетель, личность тем самым совершенствует свою природу. Вести добродетельную жизнь -означает быть послушным Богу, отказаться от своеволия и собственной власти над своей природой. Через отказ от своей самости и желания самоутвердитьсялюдидостигают подлинной духовной свободы. &#.

171;Если пребудете в слове Моем, — говорит Христос, — то… познаете истину, и истина сделает вас свободными&# 187;. Пожертвовав своей природой ради любви к Богу и ближним, человек духовно обогащается. Потерявший душу свою ради Христа и Евангелия, обретет ее в Вечной Жизни, в полноте обожения. Если же человек будет руководствоваться природными инстинктами, он будет деградировать как личность.

Несоответствие между образом и подобием, искажение в себе образа Божия станет источником вечных мучений[1]. Стоит отметить, что Адам и Ева обладали образом и подобием. Однако через первородный грех они, а, следовательно, и все их потомство, т. е. весь человеческий род, утратили подобие Божие. Без подобия Божия общения с Господом не достичь. Чтобы приблизиться к Богу и соединиться с Ним, необходимо уподобиться Ему. Святых и праведниковпреподобного Сергия Радонежского, преподобного Амвросия.

Оптинского, преподобную Марию Египетскую и многих дркгих не случайно называют преподобными. Преподобными являютсялюди, которые смогли восстановить в себе утраченное подобие Божие и потому стали достойными приблизиться к Богу, соединиться с Ним, иметь с Ним общение. Признаки подобия указаны людям в Евангелии: надо любить врага, обладать смирением, милосердием, чистотой и выполнять все заповеди Христа. Люди, которые соблюдают эти заповеди, находятся в процессе восстановления в себе утраченного человеческим родом подобия.

Божиего и становятся истинными Божиими детьми, родными по духу своему Небесному Отцу. Они входят в небесную Божию семью, и их братьями и сестрами будут все угодившие Богу святые небожители[4].

Заключение

.

Понятия «образ» и «подобие» взаимосвязаны. Образ есть понятие статичное, а подобие — динамичное. Эти понятиянельзяпротивопоставлять, т.к. одно неизбежно предполагает существование другого и не может быть понимаемо в отрыве от него. Большинство служителей Церкви утверждают, что образ Божий заключается в природе нашей души, в ее разуме, в нравственной свободе, бессмертии; а подобие — в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком, например — в совершенстве его разума и свободной воли, или того и другого вместе, в добродетели и святости, в стяжании даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий люди получают от Бога при рождении, а подобие они должны достигнуть сами, получив к тому от Бога только возможность. Такое мнение о различии между образом и подобием Божием в человеке прослеживаетсяу многих святителей, а также в самом Священном Писании. При разнообразии формулировок в чем именно заключается образ и подобие Божие в человеке, стоит выделитьслова святителя Епифания Кипрского[1, 7], который писал: «Нет никакой нужды определять или фиксировать, в какой части нашей природы запечатлен образ Божий. Но мы должны в простоте веровать, что этот образ есть в человеке… Ибо то, что говорит Бог, — истина, даже если это ускользает от нашего понимания в некоторых отношениях».

Список литературы

1.Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Часть третья. Бог — Творец и Промыслитель мира2. Богородцев А. Образ и подобие Божье в человеке3. Давыденков О. Догматическое богословие. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, 19 974

Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Том 15.Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. Гл. 16 // Творения. М., 1861.

Кн. 1.

6.Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 127.Св. Епифаний Кипрский.

Против ересей. Гл. 70, 28.Св. Максим Исповедник. О любви. III, 25.

Спб., 1991.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Часть третья. Бог — Творец и Промыслитель мира
  2. Богородцев А. Образ и подобие Божье в человеке
  3. О. Догматическое богословие. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, 1997
  4. Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Том 1
  5. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. Гл. 16 // Творения. М., 1861. Кн. 1.
  6. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12
  7. Св. Епифаний Кипрский. Против ересей. Гл. 70, 2
  8. Св. Максим Исповедник. О любви. III, 25. Спб., 1991
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ