Эксплуатация объектов повышенной опасности
Основная опасность эксплуатации паровых и водогрейных котлов — возможность взрыва, который может произойти из-за повышенного давления в котле, при неисправных предохранительных клапанах, датчиках уровней, манометрах и другой предохранительной и контрольно-измерительной аппаратуре, которой в обязательном порядке комплектуют котлы; из-за неправильного розжига топки, негерметичности топливопроводов… Читать ещё >
Эксплуатация объектов повышенной опасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Грузоподъемные машины (ГПМ), другие подъемные сооружения (ПС), паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, являются объектами повышенной опасности (ОПО) и в связи с этим подлежат (за некоторым исключением) регистрации в органах Ростехнадзора, периодическим и внеочередным освидетельствованиям, при определенных параметрах снижения надежности их выводят из эксплуатации. За их техническим состоянием и безопасной эксплуатацией следят специально назначенные ответственные лица.
Опасность представляют случаи опрокидывания башенных кранов, обрыва канатов, строп, падения грузов на людей, падения крановщиков с высоты и др. Нами был расследован случай, когда при демонтаже крана один из монтажников, наблюдая за заведением троса и находясь на верхней смотровой площадке крана БК-1000Б, встал на верхний поручень ограждения, потерял равновесие, упал на нижнюю смотровую площадку, получил смертельную травму. В другом случае в межхозяйственном лесхозе при погрузке пиломатериалов в кузов автомобиля работавший рядом слесарь захотел нагнувшись пройти (для сокращения пути) под поднятым электроталью грузом. В этот момент лопнули резинотканные стропы, на которых был подвешен груз, и слесаря насмерть задавило упавшими досками. В этой ситуации было допущено много нарушений, главные из которых: применение самодельных стропов, на изготовление которых у предприятия не было соответствующей лицензии, и при этом явно не рассчитанных на такую нагрузку; нарушение технологического процесса (ни при каких обстоятельствах нельзя было проходить или стоять под поднятым грузом), отсутствие контроля за безопасностью проводимых работ (не был назначен ответственный за безопасность) и др.
Кроме обрывов, случается расстроповка грузов, находящихся в поднятом состоянии. Так, в расследованном нами случае при монтаже металлических лесов при подъеме металлической стойки произошла ее расстроповка и она упала на стропальщика и штукатура-маляра. Оба скончались. Основные причины — неправильная строповка груза (не в соответствии со схемой строповки); отсутствие ППР, в котором меры безопасности таких работ должны быть указаны; нахождение людей под грузом.
Имеют место случаи разрушения конструкций ГПМ. Так, во время разгрузки лесоматериалов из лесовоза в жилищнокоммунальном хозяйстве одного из предприятий переломилась стрела манипулятора и голову водителя зажало между стрелой и лесовозом. От полученной травмы он скончался.
Основная опасность эксплуатации паровых и водогрейных котлов — возможность взрыва, который может произойти из-за повышенного давления в котле, при неисправных предохранительных клапанах, датчиках уровней, манометрах и другой предохранительной и контрольно-измерительной аппаратуре, которой в обязательном порядке комплектуют котлы; из-за неправильного розжига топки, негерметичности топливопроводов и т. п. Имеют место отравления угарным газом. Так, при расследовании несчастного случая с гибелью сразу нескольких операторов котельной (котлы работали на твердом топливе) было установлено, что причиной их гибели явилось отравление угарным газом из-за неправильно смонтированной вентиляционной системы котлов и нарушения технологии их эксплуатации.
Большую опасность представляют собой сосуды, работающие (находящиеся) под давлением: резервуары, цистерны, баллоны, предназначенные для хранения и использования сжатых и сжиженных газов. Случаются взрывы баллонов с ацетиленом, пропаном, емкостей со сжатым воздухом вследствие превышения внутреннего давления, ослабления корпуса сосуда из-за коррозии, появления трещин, вмятин, из-за неисправности запорной и запорно-регулирующей арматуры, манометров, предохранительных устройств и т. п.