Диссертация посвящена исследованию важной, но недостаточно изученной в отечественной и зарубежной историографии проблемы развития исторических взглядов и политической деятельности Г. П. Федотова. Среди мыслителей, утраченных Россией, Георгий Петрович Федотов (1886−1951), историк, публицист, культуролог, религиозный мыслитель занимает особенное и значительное место. Его работы, оказавшие огромное влияние на процесс формирования исторической мысли, долгое время были не доступны для исследователей. Идеи Г. Федотова становятся все более востребованы, так как ученый в своих работах прогнозировал распад СССР, появление «мировой империи» под господством США, угрозу массовых локальных конфликтов в конце XX века. Геополитические оценки и прогнозы, сделанные Г. Федотовым позволяют глубже оценивать современную ситуацию в мире.
Ученый много и напряженно думал над судьбой России, изучая ее прошлое и настоящее. Он исследовал историю России, акцентируя внимание на социально-политическом, социокультурном и церковно-историческом аспектах. Актуально обоснование историком идеи многовариантности этих процессов.
Актуальность исследования определяется также потребностями общества в изучении конструктивных путей преобразования российского государства. Он внимательно следил за событиями, происходившими на родине и, как правило, давал им глубокие и точные оценки. В совокупности сложных проблем, с решением которых связаны процессы переходного периода в современной России, выработка модели политического ее устройства и переходного периода «от СССР к России» являются одним из необходимых условий выхода страны из цивилизационного кризиса. Затрагивая вопросы постсоветской системной трансформации, мыслитель дал анализ земельного вопроса в России, сформулировал экономические и национальные проблемы постсоветского пространства.
Подобно П. Б. Струве, Н. А. Бердяеву, С. Н. Булгакову, C.JI. Франку и др., он прошел свой сложный путь духовного развития. Его мировоззрение заключалось в следовании демократическим убеждениям, в решительном отрицании самодержавия и утверждении принципов гуманизма и свободы на основе исторически трактуемого им православного христианства. Главная тема размышлений Г. Федотова — особый русский путь и путь европейский. Их увязка — стержневая основа его мысли. Сам историк являлся сторонником общества совершенно нового типа. Он пользовался для его определения различными понятиями — «социальное христианство», «христианский социализм», «трудовое общество». Одно из его определений отражало сущностную сторону видения Г. Федотовым этого общества — «социализм конструктивный», ставящий своей задачей не разрушение старого, а созидание нового на основе всего положительного в прошлом. Отвергая большевизм, он выступал за «свободную социальную демократию». Возрожденное российское общество должно будет, по его мысли, воплотить идеалы экономического рационализма, социальной справедливости и преодолеть «традиции» политического экстремизма. История России, рассмотренная в контексте мировой истории и культуры, давала ему основу для обобщений глобального плана.
Исторические и политические взгляды Г. П. Федотова как самостоятельная тема в историографии изучены слабо. Тем не менее, различные аспекты его творчества стали постоянным предметом изучения историков, философов, политологов. Исследования же русской эмиграции в целом, и Федотова, как его представителя, активно предпринимались как в России, так и за рубежом.
В 1920;х годах это были статьи А. Бубнова, В. Киршона, А. Луначарского1 и др. В них впервые сделана попытка дать анализ политического спектра настроений и взглядов русской эмиграции, выяснить причины ее появле.
1 См. Бубнов А. Буржуазное реставраторство на втором году нэпа. — Пг., 1923. — 131 е.- Киршон В. Эмиграция и оппозиция. — М, 1927. — 211 е.- Луначарский А. Смена вех интеллигентской общественности //Культура и жизнь. — 1922. — № 1. ния, раскрыть характер отношений между советской властью и политической эмиграцией.
В 1930;1950 годы проблемы русской эмиграции в советской историографии практически не изучались. Лишь некоторые работы посвящены изучению истории борьбы государства с враждебными идеологиями.
Новый этап отражает проблемы идейного и политического развития эмиграции в советской исторической литературе 70-х — первой половины 80-х годов XX века. Были опубликованы специальные исследования Г. Б ар и хл новского, Ю. Мухачева и др., впервые обращавшихся после долгих лет запретов к различным сторонам жизни и деятельности эмиграции. Политические реалии обуславливали методологическую монополию и определенную идеологическую трактовку событий.
По-настоящему ситуация изменилась лишь во второй половине 80-х годов XX века, ознаменовавших новую веху в изучении русской эмиграции. В обстановке глубоких перемен в обществе были напечатаны книги о русском зарубежье, выгодно отличавшиеся творческой независимостью авторов от идеологических пристрастий. В этом плане интересны работы И. А. Исаева, А. В. Квакина, В.И. Мануйлова3. Монографии выгодно отличаются авторской независимостью в изложении событий и фактов. Доступность источников способствовала углублению и расширению исследований по данной теме.
В 1995 году вышло в свет издание Российского института культурологии и центра по изучению отечественной культуры Института российской истории РАН сборника статей «Культура русского зарубежья"4. В нем широко представлены статьи о политической программе евразийцев, о путях пре.
2 Барихновский Г. В. Идейно-политический крах белоэмиграции и разгром внутренней контрреволюции 1921;1924 гг. — Л.: Лениздат, 1978. — 211 е.- Мухачев Ю. В. Идейно-политическое банкротство планов буржуазного реставраторства в СССР. -М: Мысль, 1982.
3 Исаев И. А. Идеи культуры и государственности в трактовке евразийцев //Проблемы правовой и политической идеологии. — М., 1989. -125 е.- Квакин А. В. Идейно-политическая дифференциация российской интеллигенции в период нэпа. 1921;1927. — Саратов, 1991; Мануйлов В. И. Две парадигмы //Полис. -1991. — № 3.
4 Культура российского зарубежья //Под ред. А. В. Квакина, Э. А. Шулеповой. — М.: Русский вестник, 1995. -300 с. образования России, идейных установках журнала «Новый град». Многие работы Г. П. Федотова были впервые опубликованы в этом издании.
Еще одним обобщающим фундаментальным трудом, вышедшим в свет в 1997 году стала «Литературная энциклопедия Русского зарубежья (19 181 940)», осуществленная при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и ИНИОН РАН. Это многотомная работы — первый опыт подобного издания, в котором обобщены многолетние исследования в области изучения истории и творческого наследия русской эмиграции5. Именно в этой энциклопедии, на наш взгляд, содержится объемная информация о биографии и основных публикациях Г. П. Федотова. Ценные сведения содержатся также в библиографических сборниках, вышедших в последние десятиле-6 тия .
На западе по истории русской эмиграции вышло в свет немалое количество работ. Особое место среди них занимают исследования, принадлежащие перу самих эмигрантских авторов (А. Изгоев, П. Милюков, А. АмфиА театров, В. Зеньковский) .
Работа Г. Струве, по мнению диссертанта, является одной из наиболее удачных попыток исторического обзора жизни и деятельности первой волны эмиграции9. В монографии, в частности, раскрывается позиция Г. П. Федотова по целому ряду проблем, анализируются его публицистические сочинения.
5 Литературная энциклопедия русского Зарубежья (1918;1940). -М.: РОССПЭН, 1997. — Т. 1. — 512 е.- Литературная энциклопедия русского Зарубежья: золотые страницы русской эмиграции. — М.: РОССПЭН, 1998.
— Т. 2. — 437 е.- Литературная энциклопедия русского Зарубежья: периодические издания. М: РОССПЭН, 2000.-Т. 3.-613 с.
6 Газеты русской эмиграции в фонддах отдела литературы русского зарубежья Российской государственной библиотеки: Библиографический каталог /Сост. Макаревич Е. В. — М., 1994. — 322 е.- Алексеев А. Д.
Литература
русского зарубежья: Книги 1917;1940. Материалы к библиографии. — СПб.: Петрополис, 1993. = 215 е.- Русская эмиграция: журналы и сборники на русском языке, 1920;1980 /Сост. Гладкова TJL — Париж: YMKA.
— PRESS, 1988. — 211 е.- Русское зарубежье, 1917;1991: Каталог изданий /Сост. Толстых Г. А. -М: Дом Марины Цветаевой, 1992. — 311 е.- Тсрапиано 10. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924;1974).
— Париж: YMKA — PRESS, 1987. — 311 с.
7 Report of a Survey. Royal institute of International Affairs. — London, 1939. — 129 p.- Chapin Huntington W. The Homesick millions Russian-out-of-Russia, Boston. — 1933. — 198 p.
8 Изгоев A.C. Рожденные в революционной смуте (1917;1932). -Париж: YMKAPRESS, 1932. -211 е.- Милюков ПЛ. Эмиграция на перепутье. — Париж: YMKA — PRESS, 1956. — 198 е.- Амфитеатров А. В.
Литература
в шгиании. — Белград, 1929. — 184 е.- Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. — М: Республика, 1987.-367 с.
9 Струве Г. П. Русская литература в изгнании. — Нью-Йорк, 1956; 2-е изд. Испр. и доп. Париж: YMKAPRESS, 1984.-419 с.
В 60−70 годы были опубликованы работы ряда эмигрантских авторов (Г.А. Адамович, П. Е. Ковалевский, Н. П. Полторацкий, М. Карпович, Н. Зер-нов)10, попытавшихся систематизировать материал, касающийся общественно-политической деятельности, культурного и политического наследия русского Зарубежья. Все эти авторы упоминали в своих монографиях работы Г. П. Федотова. Г. Адамович, в частности, высоко оценивал научную деятельность и личность Федотова и сравнивал его с Чаадаевым и Герценом. Как и они, Георгий Петрович Федотов был историком-мыслителем и публицистом европейского и мирового масштаба, как и они, обладал даром облекать свои идеи в блестящую литературную форму.
Но в отличие от Герцена, он не проходил через болезненные кризисы, не знал трагических разочарований и разладов. Даже отказавшись от каких-либо взглядов, этот на удивление гармоничный человек всегда сохранял из них то, что считал подлинным и ценным.
Однако степень разработанности проблемы, обозначенной в названии диссертации, следует признать крайне низкой. Следует отметить, *гго до сих пор не появилось ни одной монографии, которая бы всесторонне освещала творческое, не говоря уже об историческом наследии Г. П. Федотова. Можно говорить лишь о пространных очерках творчества Г. П. Федотова в целом, в которых внимание явно акцентируется на его религиозно-философской и историософской сторонах творчества. Что касается его творчества как историка, то пока речь можно вести лишь о более или менее обстоятельном анализе его отдельных аспектов.
Первые попытки анализа взглядов мыслителя появились тогда, когда был «снят занавес» с литературы «Русского зарубежья». Это были работы часто эпизодического характера, вводившие сочинения Федотова в рамки тех или иных концепций.
10 Адамович Г. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. — Париж: YMKA — PRESS, 1961. С. 7. Ковалевский П. Е. Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920;1970). — Париж: YMKAPRESS, 1971. — С. 256−259- Полторацкий Н. П. Россия и революция: Ру сская религиозная философская и национально-политическая мысль XX века: Сб. статей. -Tcnally (N/J), 1968.—321 е.- Карпович М. Некролог //Новый журпал. -1951. -№ 8. — С. 16- Зерпов Н. Русское религиозное возрождение. — Париж: YMKA — PRESS, 1991. — 201 с.
В середине 1990;х годов появились монографии Ф. И. Гиренка, О.Д. Волкогоновой11. Рассматривая в целом историческое и философское наследие представителей русской эмиграции, авторы достаточно четко наметили основные концептуальные направления во взглядах Г. П. Федотова. Эти исследования, на наш взгляд, являются наиболее информативными, впервые широко вводившие работы Федотова в научный оборот.
Уверенные шаги в изучении творческого наследия историка были сделаны в кандидатских диссертациях М. Г. Галахтина, М. Ю. Морозовой, Г. П.
1″).
Довгия, Г. В. Золотой, Э. А. Шаряповой. На период с 1993 по 1999 годы были написаны диссертации, в которых авторы рассматривают философские, культурологические, социологические аспекты творчества Г. П. Федотова.
Именно поэтому автор дашюго диссертационного сочинения ставит своей целью рассмотреть историческую тематику федотовских работ, раскрыть ранее не исследованные взгляды ученого на историю России, ввести в отечественную историческую науку работы Федотова на английском языке, которые еще не переведены у нас на родине.
Г. П. Довгий удачным образом сумел показать Федотова — агиолога, который синтезировал христианскую идею и практику, проработав ее на широком агиографическом материале. М. Г. Галахтин подробно и на высоком научном уровне рассматривает историософскую концепцию мыслителя, детально анализируя основные ее направления. В исследованиях Э. А. Шаряповой, рассмотрены философские аспекты творчества Федотова, должным образом уделено внимание культурологической тематике работ мыслителя.
Явно недостаточно был изучен вопрос о социологических аспектах творчества Федотова, что очень удачно, на наш взгляд, сделала Г. В. Золотая.
11 ГиреиокФ.И. Патология русского ума. -М: Знание, 1998.-301 е.- Волкогонова О. Д Образ России в философии русского зарубежья. -М.: РОССГТЭН, 1998.-240 с.
12 Галахтнн ALT. Философия истории Г. П. Федотова. Автореферат диссертации кандидата философских наук. — М., 1993. — 21 е.- Морозова М. Ю. Историсофский анализ проблемы интеллигенции в трудах Г. П. Федотова. Автореферат диссертации кандидата философских наук. — М, 1996. Довпш Г. П. Историософская концепция России в творчестве Г. П. Федотова. Автореферат диссертации кандидата философских наук. -М., 1997. — 23 е.- Золотая Г. В. Социологические аспекты творчества Г. П. Федотова. Автореферат диссертации кандидата социологических паук. — М, 1998. — 24 е.- Шаряпова Э. А. Философия русской культуры Г. П. Федотова. Автореферат диссертации кандидата философских паук. — М, 1999. — 22 с.
М.Ю. Морозова детально проработала концепцию интеллигенции, проведя историософский анализ данной проблемы.
В публикациях Ю. Г. Иваска, В. Н. Топорова, В. Сербиненко, И. Хераскова13 сделан упор на философское осмысление Федотовым отечественной истории. Они приходят к выводу, что блестящий талант историка нашел выражение почти исключительно в статьях, написанных, правда, в великом множестве. Это, наряду с разбросанностью работ Г. П. Федотова по эмигрантской малотиражной печати, делает для современного читателя особенно трудным знакомство с его идеями. Тематические сборники его статей — единственный способ дать цельное представление о его методе и концепциях.
Г. П. Федотов, как было отмечено выше, родился и учился в Воронеже. Основные вехи воронежского этапа семьи Федотовых рассмотрены в работе А.Н. Акиньшина14. Вышел сборник «Воронежский край и Зарубежье», 15 где историки, философы, филологи ведущих воронежских вузов отслеживают судьбу своих соотечественников, жителей Воронежа, волею судеб оказавшихся за рубежом. В этот сборник вошли и публикации о Г. П. Федотове.
Монография Н.А. Омельченко16 широко и полно освещает общественно-политическую мысль русского зарубежья о революции 1917 года, большевизме и будущих судьбах российской государственности. Взгляды Федотова на интеллигенцию и религиозную историю России включены в данную монографию.
В целом, биография Г. П. Федотова, его мировоззрение, в частности религиозно-философские взгляды изучены неплохо. Но существуют недостаточно исследованные и совсем не исследованные вопросы. Так, на наш взгляд, нуждаются в крупном, специальном исследовании исторические взгляды Г. П. Федотова в целом. Совсем не исследована деятельность Г. П.
13 Иваск Ю. Г. П. Федотов //Русская религиозно-философская мысль XX века. Сб. ст. Полторацкий IL — ГЬгг-тсбург, 1974. — С. 36−49- Топоров В. Н. О русском мыслителе Г. П. Федотове //Наше наследие. 1989. — Л" 4. -С. 45−53- Сербиненко В. В. Русская религиозная метафизика XX века. — М: Русский хронограф, 1996. — 211 е.- Херасков И. Г. П. Федотов //Возрождение. — 1951. — № 18. — С. 13−18.
14 Аюшышш А. Н. Семья Федотовых в Воронеже //Русская мысль. — 1997. — № 4173. — С. 13.
15 Воронежский край и Зарубежье. — Воронеж: МИПП «Логос», 1992. — 120 с.
16 Омельченко Н. А. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зар)13сжья о революции 1917 года.-М.: Планета детей, 1997.-181 с.
Федотова в 1936;1940 гг. в журнале-газете и одноименной политической организации А. Керенского «Новая Россия». Имешю этот аспект жизни и деятельности Г. П. Федотова фактически оказался проигнорирован исследователями, хотя именно в этом издании и в эти годы творчество Г. П. Федотова обрело весьма своеобразный, нуждающийся в изучении, характер. Именно в «Новой России» Г. П. Федотов проявил себя в органичном сочетании историка и политика. Обращение внимания к этому периоду и этому аспекту творчества Г. П. Федотова заставляет по особому ставить вопросы к его предшествующей деятельности историка-исследователя и публициста, мотивируя важность и обоснованность поставленной темы настоящего диссертационного исследования.
Предлагаемое исследование не ставит целью освещение всего круга вопросов, затронутых в работах Федотова. Сделать это, учитывая всю сложность и многоплановость его мировоззрения, в рамках небольшой по объему работы не представляется возможным. Поэтому речь пойдет, главным образом, об исторической концепции Федотова, позитивном вкладе, который он внес в разработку и осмысление основополагающих вопросов дореволюционной отечественной истории, Октябрьской революции 1917 года, истории СССР в виду историко-политической проблемы «новой России» и его активном политическом видении и участии в контексте решения им указанных вопросов.
Учитывая важность, актуальность и отсутствие специальной работы по очерченной выше проблематике, мы избрали ее в качестве темы для нашего диссертационного исследования. Цель диссертации заключается в комплексном исследовании историко-политических взглядов и деятельности Г. П. Федотова в «парижский период» его жизни (1925;1940 гг.).
Реализация поставленной цели потребовала решения нижеследующих взаимосвязанных задач:
— определить историческую и историософскую концепцию Г. П. Федотова, сформировавшуюся в процессе всей его творческой деятельности в контексте конкретно-исторических условий изучаемой эпохи;
— рассмотреть динамику и идейно-тематические тенденции в историко-политической деятельности Г. П. Федотова в указанный период;
— раскрыть его воззрения и их эволюцию на современную ему Россию (СССР) и ее новейшую историю в свете историософской оценки и социально-политических «проектов» «нового града» и «новой России»;
— показать историю Октябрьской революции в изображении Г. П. Федотова, являвшуюся составной частью его общеисторической концепции;
— выяснить причины появления, место и роль «Новой России» в политической жизни и деятельности русского зарубежья;
— исследовать смысл, характер и историко-политическую специфику деятельности Г. П. Федотова в «Новой России».
Объектом исследования является историческое и политическое творческое наследие Г. Федотова. Изучение его особенностей позволит дать более полную характеристику мировоззрения и деятельности русского мыслителя.
Предметом диссертационного исследования стали его историческая концепция, исторический и социально-политический анализ проблем современной ему «новейшей» отечественной истории и их взаимосвязь с политическими взглядами и политической деятельностью Г. Федотова в «парижский период» его жизни и творчества (1925;1940 гг.). Своеобразным пиком вовлеченности Г. Федотова в решение насущных политических проблем СССР-России являются 1936;1938 гг. Предмет исследования объясняет и его хронологические рамки.
Хронологические рамки исследования — 1925;1940 гг. — обусловлены временем жизни и творчества Г. Федотова в Париже. Хотя он уехал из СССР в сентябре 1925 г., а в Париже оказался в октябре того же года, реальная творческая деятельность Г. Федотова в столице Франции начинается с первых его публикаций в 1926 г. Завершается же его «парижский период» жизни и деятельности летом 1940 г., после оккупации столицы Франции немецкими войсками и его отъезда из Парижа.
Указанные хронологические рамки диссертационного исследования мотивируются также характером его деятельности. В «российский период» Г. Федотов был в основном вовлечен в академическую сферу истории средневековой культуры и церкви. Возросшее с 1917 г. стремление уйти от революционного хаоса и разрушения России в область медиевистики, обозначившееся его «возвраще!шем в православие и воцерквлением», привели его в эмиграцию. Оказавшись же в Париже, Г. Федотов начал быстро втягиваться в драматичный меняющийся мир «новейшей истории» и политики России и Европы, обнаруживая дар выдающегося историка-публициста, ангажированного политикой. Жизнь и творчество Г. Федотова в «парижский период» оказались резко отличными и от «российского», и от будущего «американского», будучи оживленными актуальной проблематикой политических и социально-культурных процессов в Европе и в СССР.
Решение перечисленных выше задач для достижения поставленной цели исследования обусловила состав и характер привлекаемых в диссертационное исследование. Эти источники можно разделить на несколько групп: неопубликованные архивные материалы, разнообразные виды опубликованных материалов: мемуары, статьи, периодические издания изучаемого периода. При этом основным источником стало творческое наследие самого Г. П. Федотова в совокупности его историко-политических статей, произведения эмигрантских авторов, публиковавшиеся в различных органах эмигрантской периодической печати, рецензии, отзывы о нем.
Библиография трудов Г. П. Федотова обширна и обстоятельна, включает в себя 258 статей и сборников на русском и 45 на иностранных (преиму.
1 7 щественно на английском) языках .
Публицистика русского периода (1911;1925) — это, в основном, работы, посвященные истории средневековых культов, феодального быта. Здесь.
17 Библиография трудов Г. П. Федотова, 1886−1951. — Париж, 1956. — 48 с. можно выделить около 10 крупных публикаций. Специфика данного этапа определялась, прежде всего, христианским мировоззрением Федотова и работой с 1914 года на кафедре средневековой истории.
Французский период (1926;1940) — это около 180 работ в журналах «Числа», «Вестник РСХД», «Путь», «Современные записки», «Новый Град», «Новая Россия», в которых апализируются социально-политические и культурные процессы в СССР и Европе, рассуждения о социализме, христианстве, о России, революции. Почти каждому значимому событию мировой истории посвящена та или иная публикация: «СССР и фашизм», «Испания и Рос.
1Я сия", «Зарубежная церковная смута», «Письма о социализме». Под псевдонимом Е. Богданов выходят его наиболее известные работы, такие как «Трагедия интеллигенции» и «Три столицы», 19 в которых автор прочно заявил о себе как историк, исследующий социально-политические аспекты отечественной истории.
В 1928 году выходит в свет монография «Св. Филипп, митрополит моЛЛ <Ч I сковский», знаменитая работа «Святые древней Руси». Эти фундаментальные работы по истории отечественной культуры, основанные на исследовании огромного количества источников, большого корпуса религиозной литературы — жития святых. Историк может констатировать факт, допускающий всегда не одно, а много научных или религиозных объяснений. Он не имеет права устранять факт только потому, что факт выходит из границ его личного или среднего житейского опыта. Такой, одновременно критический и связанный с преданием веры, сбалансированный подход был положен Федотовым в основу его работ.
Американский период (1942;1951) — около сорока работ о второй мировой войне, о послевоенной ситуации в мире, опубликованные в журналах.
18 См. Федотов Г. П. Россия, Европа и мы. Сборник статей. (1930;1932). Париж: YMCA-PRESS, 1974. — 320 е.- Федотов Г. П. Защита России. Сборник статей. (1933;1940). Париж: YMCA-PRESS, 1988. — 315 с.
19 Федотов Г. П. Судьба и грехи Росши. В 2-х тт. — СПб.: София, 1991. — Т. 1. — С. 28.
20 Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский. — М: Мысль, 1981. — 118 с.
21 Федотов Г. П. Святые древней Руси. — Париж: YMCA-PRESS, 1989. — 243 с.
За свободу", «Новый журнал», «Социалистический вестник», «Народная правда», «Новое русское слово», «Вестник РСХД».
На этом этапе па иностранных языках (французском, немецком, английском) вышло в свет около пятидесяти различных статей и книг в западных исторических журналах «Church History», «Review of Politics», «Ultimate Question», в которых автор показал свое видение проблем современной отечественной истории, либеральной концепции будущего России, изучение национальных проблем в СССР.
Фундаментальное двухтомное исследование этого этапа — «Русская религиозная мысль"22 так и осталось незавершенным. Это малоизвестное произведение Федотова еще не переведено на русский язык, но автор диссертации, изучив данную работу, ввела многие факты и их интерпретацию Федотовым в изложении исторической концепции.
Мы широко используем материалы периодики, издававшейся за рубежом. По нашему мнению, это очень ценный источник, который позволяет выявить идейные позиции ученых-эмигрантов, в частности взгляды Г. П. Федотова на ту или иную проблему, событие. Среди них наиболее важными представляются — журналы «Путь» (1925;1940) и «Новый град», основанный Федотовым и Степуном в 1931 году и просуществовавший до 1939 г. Это были религиозно-философские журналы, в которых Федотов заявил о себе как специалист в области исследовашш социально-экономического и культурного облика будущей России. «Новый град» содержал в себе целостное социально-активное христианское мировоззрение. Оппонентами журнала очень часто выступали М. Вишняк, И. Гессен.
Программная установка журнала «Путь» — преодоление раскола между эмиграцией и Россией. Это было издание религиозно-философской академии в Париже. Установкой на поиск социальной правды в христианстве отмечены статьи в «Современных записках». Этот толстый журнал также публиковался в Париже (1925;1940) и являлся единым литературным фронтом эмиграции.
22 Fedotov G.P. The Russian religion mind. 10−13 centuries. Cambridge: Harvard University press, 1946. — 435 p.- The Russian religion mind 13−15 centuries. — Cambridge Mass: Harvard University press, 1966. — 2 volume.- 413 p.
Мыслитель отмечал хорошую работу литературно-критического и библиографического отделов.
В 1931 году Федотов стал редактором «Вестника русского студенческого христианского движения», публиковался в «Числах» (1930;1934). Журнал «Числа» являлся журналом молодой эмигрантской литературы, своеобразной пробой их пера.
В это же время в Париже выходили в свет непериодические серийные издания и сборники, в частности «Версты» (1926;1928), где были опубликованы две наиболее известные статьи ученого: «Трагедия интеллигенции» и «Три столицы», вышедшие под псевдонимом Е. Богданов. В «Новом журнале» (США) Федотов возглавлял отдел политики и культуры. За границей он возобновил преподавательскую деятельность: 1926;1940 годы — профессор Православного Богословского института в Париже, 1943;1951 годы — профессор Православной академии в Нью-Йорке. Там он создал свои главные научные труды о русской культуре и искусстве.
Своеобразным изданием являлся журнал «Православная мысль» — труды профессоров православного Богословского института в Париже. Помимо интересных статей, в которых перу Федотова принадлежит масса публикаций, в нем отражена научная деятельность инстатута, в частности, сообщения о присуждении ученых степеней и званий, внеакадемические занятия профессоров, учебная деятельность института.
В эмиграции Федотов активно участвует в заседании литературного общества «Зеленая лампа», «Круг» (1935), в которых он предостерегал писателей зарубежья от русского максимализма, граничащего с нигилизмом. Вскоре стал выходить одноименный сборник «Круг», где у Федотова появилась еще одна возможность общаться с читателями.
Наконец, следует обратить особое внимание на фактически не исследованное, хотя и весьма обширное, историко-политическое творческое наследие Г. П. Федотова в журнале-газете «Новая Россия» (1936;1940).
При написании диссертации была использована мемуарная литература, в частности, воспоминания жены Е. Н. Федотовой, 23 ученика профессора И. М. Гревса — Н.П. Анциферова24. Интересны отзывы редактора «Современных записок» М. В. Вишняка, П. М. Бицилли, Н. А. Бердяева, ФА. Степуна. При значительной доле субъективизма, свойственного подобного рода литературе, она существенно дополняет наши зпания и является значительным вкладом в общее исследование.
К группе неопубликованных источников относятся архивные материалы. В настоящем исследовании были использованы документы Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ) — фонда Русского заграничного исторического архива, в котором сосредоточены документы по истории и культуре русского зарубежья. Этот фонд частично юыд передан в 1960 году в ЦГАЛИ СССР (ныне РГАЛИ), в МИД СССР, ЦГАСА (РГВА) и другие государственные и ведомственные архивы, что существенно нарушило принцип целостности, недробимости комплектов. В этом фонде сосредоточены документы и материалы эмигрантских общественных организаций, учреждений и редакций различных изданий (Русского юридического факультета в Праге, редакций газет «Руль», «Последние новости», «Воля России», «За Россию»). Стали доступны личные фонды, переписка деятелей русской эмиграции26. Огромная работа проделана Н. А. Омельченко для введения в научный оборот основных архивных фондов деятелей русской эмиграции.
Для освещения биографии Г. П. Федотова привлекались архивные материалы, хранящиеся в Государствешюм архиве Воронежской области. Основным фондом послужил Фонд № 29, в котором содержится информация об отце Федотова, его карьере, личной жизни27.
23 Федотова Е. Н. Георгий Петрович Федотов //Федотов ГЛ. Лицо России. — Париж: 1967. — С. 1.
24 Анциферов ILIL Воскресение //Мейср А. А. Философские сочинения. — Париж: 19S2. — С. 460.
25 Вишняк М. В. «Современные записки». Воспоминания редактора — Indiana, 1957. — С 243−244- Бицилли П. М. Рсц. На кн. Исход к Востоку. Утверждения евразийцев. — София: 1921; Бердяев Н. А. Антология. Санкт-Петербург: Изд-во РХГТ1 — 1994. — 570 е.- Степун Ф. Г. П. Федотов //Русские философы. Конец XIX-сер. XX века. Биографические очерки. Библиография. Тексты сочинений. — М: 1996. — 84 с.
26 См. ГАРФ. Ф. 579. On. 1. Д: 18, 141, 146,344- ф. 5783. On. 1. Д. 112, 151, 305- ф. 5853. On. 1. Д 10, 11- ф. 5912. Oil 1. Д. 53, 55,69,76,112, 116.
27 См. ГАВО. Ф. 29. On. 1. Д 12,13, 14- Ф. 29. Оп. 142. Д 21.
Методологической основой исследования явились положения об общих законах научного познания истории, сложившиеся в современной исторической науке. Первоочередными принципами, использованными при написании данной работы, являются принципы историзма, когда события данного периода рассматриваются не как отдельно взятые, а в связи с другими явлениями, и принцип объективности. Он позволил проанализировать исторические взгляды Федотова с учетом реалий политического и социально-экономического характера.
В работе были применены специально-исторические методы исследования: сравнительно-исторический, хронологический, метод исторической реконструкции, актуализации. Диссертация базируется на положениях, установках, принципах, содержащихся в исторической науке.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном изучении исторических взглядов Федотова, а также его историко-политической деятельности. В ней собран, систематизирован и обобщен материал из разных источников. Несмотря на выявленный интерес исследователей к названной теме, многие теоретические проблемы еще остаются нерешенными. Историческая концепция Г. П. Федотова впервые была исследована в отечественной исторической науке. В научный оборот были введены работы Федотова на английском языке, которые внесли огромный вклад в формирование эмигрантской и отечественной историографии.
В диссертационной работе впервые исследованы основные структурные элементы исторической и историософской концепции Федотова, показана ее сущность, вклад Федотова в становление и развитие эмигрантской исторической науки, идущей в тесной взаимосвязи с традициями отечественной историографииосвещены социально-политические взгляды мыслителя и его историко-политическая деятельность в «парижский период».
На фоне происходящих в настоящее время переходных процессов в России, выводы диссертации могут способствовать комплексному и более цельному изучению протекающих в современном российском обществе процессов и явлений. Материалы диссертации могут быть использованы при написании работ о русском зарубежье, истории России, при подготовке учебных пособий по истории Октябрьской революции 1917 года, в преподавании курса Отечественной истории.
Предложенный подход может быть положен в основу исследований, связанных с анализом революционных процессов России, исследований истории русской церкви, анализов прогностического характера. Диссертация может стимулировать дальнейшее изучение проблемы и углубление соответствующих разделов истории России.
По теме исследования опубликовано 5 научных статей, общим объемом 1,9 п.л. Основные положения диссертации излагались на ежегодных научных конференциях в ВГУ, ОГУ, РАГС (Воронежский филиал).
Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Георгий Петрович Федотов является одним из ярчайших представителей русского зарубежья. Он был талантливым религиозным мыслителем, ис-ториософом, историком, публицистом, агиологом, крупным специалистом в области истории русской культуры.
Основная творческая деятельность Г. Федотова в разнообразных направлениях развернулась в эмиграции. Наиболее насыщенным и по количеству публикаций, и по разнообразию тематики являлся «парижский период». Именно в «парижский период» он уже не ограничивается только научными и научно-популярными изысканиями, доминирующее место в которых занимали исследования «новой России» — СССР. В этот период он написал и опубликовал наибольшую часть всех своих работ. Особенно творчески напряженными были 1936;1939 гг. Общепризнанный блестящий Федотов-публицист в напряженной политической конъюнктуре второй половины 30-х годов становится активным политическим аналитиком.
В «парижский период» своей жизнедеятельности в кругу выдающихся русских мыслителей, прежде всего, своих друзей и единомышленников Н. Бердяева, Ф. Степуна, И. Бунакова-Фондаминского и др., через журнал «Но вый Град» Г. Федотов окончательно вырабатывает свою историософскую концепцию и концептуальные основы своих исторических взглядов и политической деятельности. Именно в эти годы, в конце 1920;начале 1930;х, на основе концепции «нового града» он вырабатывает свои взгляды на «новую Россию», в которой он видит и СССР и будущую возродившуюся «национальную», но уже демократическую и обязательно сильную «новую Российскую демократическую Империю».
Свое видеш! е России Г. Федотов представлял общественности на основе внимательного и глубокого изучения ее прошлого, ее истории. Федотов-&diamsекая историософская парадигма в значительной мере предопределялась культурологическим подходом к историческим процессам в России. Отсюда и его мнение, что становление прочной российской государственности стало следствием принятие христианства, потому что церковь принесла идею богоуста-новлешюсти власти. С этого момента в противовес западной цивилизации на Руси формируется мощный менталитет, сочетавший в себе языческую тради-цшо и христианскую основу.
Развитие отечественной истории, проблему политической власти, функционирование и динамику социально-экономической структуры он рассматривал через дихотомию Запад-Восток. Именно сквозь призму этого взаимодействия-противодействия Г. Федотов анализирует основные вехи российской истории — Древнюю Русь в Киеве и Новгороде, монголо-татарское иго, Русь Московскую, Империю, созданную Петром Великим и, наконец, Россию «советскую» — СССР.
Киевскую Русь Г. Федотов считал неустойчивым национально-государственным образованием, возникшим и развивавшимся в условиях воздействия Византии, Запада и Востока. Этот период российской истории, по его мнению, был ее «рассветом» — и культурным, и политическим.
Анализируя Новгород в качестве автономной части Киевской Руси, Г. Федотова обращал на него внимание как на уникальное явление репрезента-^ тивной демократии на Руси. Разрабатывая концепцию «православной демократии» на основе «новгородского образца», Г. Федотов доказывал, что самодержавие и тоталитаризм не единственные составляющие русской политической традиции.
Монголо-татарское нашествие и последовавшее за ним владычество Золотой Орды Г. Федотов рассматривал как явление противоречивое. Это было время колебаний между Западом (Литва) и Востоком (Орда). Ордынское господство предопределяло и раздробленность Руси, и тенденцию к ее объединению. Оно стало главным препятствием проникновению на Русь из Западной Европы или Византии наследия античной «образованности» и «книжности». * Историк считал ордынское иго мощнейшим катализатором образования Московского государства.
В Московский период идет становления единого государства, сопровождавшееся зарождением и усилением политических традиций восточного типа. Государство играло доминирующую роль в формировании социальных связей и отношений собственности, обусловивших экономическое развитие. Решающим фактором в становлении политической системы, по мнению Г. Федотова, стала опричнина — модель для последующих структур русской власти. Он считал ее «демократизацией господствующего класса», полагая форсированной централизацией, предпринятой без достаточных экономических и социальных предпосылок, для укрепления власти Ивана Грозного. Гипертрофированная роль государства и незащищенность частной собственности сближали Московское государство с Востоком. По мнению историка, это был «византийский вариант» государства, существенным свойством которого было отсутствие удовлетворительной обратной связи периферии с центром.
Драматизм третьего, «имперского» периода российской истории, начавшегося с правления Петра I, проявился в денационализации значительной части образованного общества в результате неумеренной «вестернизации». Она наблюдалась, прежде всего, и в основном в военно-промышленной сфере и в бюрократизации государственной власти. Трагическое будущее российской политической ситуации выражалось в формуле: политическая свобода в России — привилегия дворянства и европеизированных слоев, народ в ней не нуждался, и боялся ее. Российскому обществу XIX века были свойственны постоянные и динамичные изменения. Однако несоответствие реальных возможностей экономической системы возраставшим запросам населения вело к росту политической напряженности, вылившейся в революцию 1905;1907 гг. Революция же 1917 года разрушила Империю, созданную Петром I.
Весьма важным фактором российской истории третьего периода и специфически русским явлением, характеризуемым идейностью и беспочвенностыо, Г. Федотов считал русскую интеллигенцию. Духовно-нравственные истоки интеллигенции он усматривал в русском юродстве, которое в изменившихся социально-политических условиях преобразовалось в интеллигентность. Интеллигентность историк рассматривает как черту, своеобразный предел поведения человека, усматривающего правду и стремящегося мужественно жить «по правде». Поражение интеллигенции к 1917 году, сыгравшее существенную роль в крушении Империи, он обусловил невостребован-ностыо властью и отрывом от народа.
В «парижский период» в творчестве Г. Федотова доминирующее место заняли исследования «новой России» — СССР. Концепция «многоликости России» позволила ему обосновать закономерность русской революции 1917 г., победу большевизма и уверенность в грядущем рождении «новой демократической России». Октябрьская революция 1917 года, по мнению историка, породила новое направление в социально-политической истории России уже в качестве государства восточного типа, напомшшвшего Московскую Русь. Анализируя предпосылки и причины революции 1917 года, он не исключал возможности альтернативного хода отечествешюй истории. Он раньше других представителей эмиграции осознал историческую подпочву катастрофы Российской империи, указывая на наличие глубокого конфликта между проникавшими в страну западными ценностями и господством в ней традиционных устоев. Он раскрыл ряд причин, приведших к событиям осени 1917 г., усматривая их и в обстоятельствах начала XIX в., в неудавшихся либеральных реформах Александра I, и в пореформенных процессах в России г второй половшш XIX в. Политический режим, подточенный кризисами, военными конфликтами, доведенный до катастрофы прежде всего, Первой мировой войной, был изжит самой Россией. Персонально ответственными за революционную катастрофу Г. Федотов считал Николая II и Ленина.
На основе концепции «нового града» Г. Федотов вырабатывает свои взгляды на «новую Россию». Под «новой Россией» историк одновременно понимает и СССР, и будущую возродившуюся «национальную» и «демократическую» Россию — «новую Российскую демократическую Империю». Ленинский большевизм Г. Федотов квалифицирует как провозвестник европейского фашизма. Отмечая генетическую связь режима Сталина с «ленинизмом», он считает его «подлинным (в отличие от гитлеровского) национал-социализмом» и, с учетом национальной специфики, определяет как «сталинократию».
Внимательно изучая социально-политические и культурные процессы в СССР в 20−30-е годы, Г. П. Федотов пришел не только к выводу о необратимости исторической эволюции пореволюционной России. Он признал неод-нозначпость развития СССР. Учитывая и объективно оценивая противоречивость социально-экономической модернизации Советского Союза в процессе индустриализации, противоречивость культурных явлений, историк считал, что преодоление большевизма и «сталинократии», создание «новой России» возможно лишь с учетом всего происшедшего в России после 1917 г.
Разрабатывая социально-политическую концепцию «новой России», оформившуюся в его трудах к середине 30-х годов, он был уверен в возможности соединения «организованной справедливой экономию! и общества» с «демократией» и «свободой». Свою концепцию «новой России» он формировал исходя из намерения «синтезировать» оптимальный вариант социально-политического устройства не только для России, но и для Западной Европы, на основе положительного теоретического и практического опыта либерализма и социализма. Однако в этой концепции он заявил себя несомненным государственником. Г. Федотов ставил во главу угла, прежде всего, национально-государственные интересы России. Он допускал ограничение «гражданской свободы» во имя справедливого общественного устройства, выступая, таким образом, за сильное государство в «новой России», отстаивающее общенациональные интересы. Препятствием его превращения в диктатуру должна быть гарантированная духовная свобода человека, опирающаяся на • возрожденную религию и социально-активную Церковь. Такую систему он называл «социальным христианством» или «христианским социализмом».
Оценивая перспективы преодоления «сталинократии» и питая надежды на превращение ее в «новую Россию», историк исходил из убеждения в наличии в СССР в 30-е годы экономических предпосылок, сформировавшихся «новых» социально-политических сил и сохранившихся еще с дореволюционной России, воодушевленных идеей «советского патриотизма». Именно в Сталине, его аппарате власти, в большевизме как идее, но не в конкретных большевиках Г. П. Федотов видел главные препятствия на пути эволюции «советского патриотизма» в «патриотизм русский», на пути возрождения подлинного «национального чувства». Уже тогда он пришел к выводу, что наиболее вероятной силой, способной так или иначе преодолеть «сталино-кратию» на пути к «новой России», является опирающаяся на русское крестьянство Красная Армия и ее командиры, «красные маршалы». Уже тогда Г. П. Федотов пришел к выводу о неизбежности установления «национальной диктатуры» с демократическими намерениями на период перехода от «сталинократии» к «новой России». В качестве наиболее вероятной формы она предполагалась как диктатура «красных маршалов», намеренная провести демократические преобразования в СССР, обусловленные интересами «национальной обороны».
Убежденный в неизбежности «национальной военной диктатуры» с демократическими намерениями при переходе от «сталинократии» к «новой России», во второй половине 30-х годов Г. Федотов увидел возможность реализации своей программы преодоления «сталинократии», в активном участии в организации и одноименном журнале-газете «Новая Россия» А. Керенского. «Новая Россия» возникла в связи с надеждами на социально-политическую эволюцию СССР, которая должна была быть подготовлена и реализована командованием Красной Армии, озабоченным интересами «национальной обороны» в виду надвигавшейся на СССР войны. Именно в 1936;1938 гг. Г. П. Федотов всей политической конъюнктурой международной обстановки, обусловившей внешнеполитические проблемы СССР, своей исторнко-политической публицистикой оказался вовлечен в политику, став автором «программы маршалов». Крушение расчетов на «национальную диктатуру» «красных маршалов» разрушили его надежды на воссоздание «национальной России». Это обстоятельство в значительной мере способствовало изменению взглядов Г. Федотова на перспективы мирового развития и будущего России. Новое видение мировых социально-политических и культурных процессов и предпочтения Г. Федотова в этом направлении оформились уже в США.