«Великие реформы» 60-70-х годов XIX века
Подготовка реформы. Вскоре после восшествия на престол, в 1856 г., выступая перед московским дворянством, император заявил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно само начнет отменяться снизу». Подготовка реформы началась в 1857 г. с создания Секретного комитета, который должен был учесть интересы всех слоев дворянства. Губернатору г. Вильно Назимову, а затем… Читать ещё >
«Великие реформы» 60-70-х годов XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реформы проводились Александром II (1855 — 1881). По своим взглядам он был таким же убежденным консерватором, как и отец, однако вынужден был осуществить коренные преобразования, направив страну на путь буржуазного развития, что стало наиболее решительной попыткой осуществить модернизацию России при сохранении самодержавия и господствующего положения дворян.
Реформировались основные сферы жизни российского общества:
- 1) социально-экономическая реформа (отмена крепостного права);
- 2) политические реформы (земская, городская, судебная, военная);
- 3) реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, печати).
Отмена крепостного права в России. До определенного момента крепостное право соответствовало потребностям времени. Оно отвечало интересам как дворян-крепостников (обеспечивало их существование), так и государства (дворяне управляли крестьянами, судили их, осуществлялся сбор налогов, поставляли рекрутов в армию и др.). Однако к середине XIX в. ликвидация крепостного права стала жизненно необходимой.
Причины крестьянской реформы:1) крепостное право сдерживало развитие капиталистических отношений — мешало формированию рынка наемной рабочей силы, что привело к отставанию России от развитых стран Европы, где уже завершился промышленный переворот; 2) помещичье хозяйство, основанное на малоэффективном труде крепостных, переживало упадок; 3) усилился протест против крепостничества, в 50-е гг. XIX в. по стране прокатилось более 1 тыс. крестьянских волнений.
Толчком к реформе было поражение в Крымской войне. Период подготовки реформы стал «оттепелью» в общественно-политической жизни. По случаю своей коронации Александр амнистировал декабристов, петрашевцев, участников Польского восстания 1830 — 1831 гг., на три года отменил рекрутские наборы.
Подготовка реформы. Вскоре после восшествия на престол, в 1856 г., выступая перед московским дворянством, император заявил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно само начнет отменяться снизу». Подготовка реформы началась в 1857 г. с создания Секретного комитета, который должен был учесть интересы всех слоев дворянства. Губернатору г. Вильно Назимову, а затем другим губернаторам были направлены рескрипты (предписания) для разработки местных проектов «улучшения быта помещичьих крестьян». В 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». В 1859 г. созданы Редакционные комиссии (председатель Ростовцев, затем Панин) для рассмотрения проекта закона об освобождении крестьян. В ходе работы выявились разногласия относительно выкупа земли, размеров надела и т. п. Однако в целом интересы помещиков были соблюдены — помещичье землевладение сохранялось.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Манифест», провозглашавший отмену крепостного права, и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
Основные положения крестьянской реформы. 1. Крестьяне получали личную свободу и гражданские права, в т. ч., право распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, переходить в другие непривилегированные сословия, вступать в брак без разрешения помещиков;
- 2. Крестьянам передавались земельные наделы на условиях выкупа, но поскольку они не имели для этого необходимых средств, то государство выступило посредником, единовременно выплачивая помещикам 80% выкупной суммы. Однако затем крестьяне должны были возвращать государству этот кредит под 6% годовых в течение 49 лет. (Выкупные платежи были отменены только П. А. Столыпиным в 1906 г. на волне первой русской революции).
- 3. До заключения выкупной сделки крестьяне оставались временнообязанными, т. е. должны были нести прежние повинности — барщину и оброк. («Временнообязанное» состояние продолжалось до 1880 г.)
- 4. Размеры земельных наделов устанавливались в зависимости от плодородия почвы, в черноземной полосе они были минимальными, а «лишняя» земля у крестьян отрезалась, так возникла проблема отрезков. Крестьяне вели длительную борьбу за их возвращение.
- 5. По условиям реформы крестьяне становились сельскими обывателями, сохранялась община и круговая порука. Земля передавалась помещиками в собственность общине через «Уставные грамоты». В течение 9 лет крестьяне не могли выйти из общины.
Итоги реформы. Отмена крепостного права открывала путь для развития капитализма в России. Образовался рынок наемной рабочей силы. Возникли условия для промышленного подъема. Однако уже современники отмечали грабительский характер реформы (Н.Г. Чернышевский написал знаменитую прокламацию «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»). Малоземелье, выкупные платежи, зависимость от общины, которая распределяла землю между крестьянами по уравнительному принципу, и от помещика («временнообязанное» состояние), рутинная техника не позволяли крестьянам активно включаться в рыночные отношения. Деревня была обречена на медленное разорение, аграрные противоречия впоследствии стали основной причиной российских революций начала XX в.
Буржуазные реформы 60 — 70-х гг. XIX в. Крестьянская реформа положила начало последующим реформам, т.к. требовалось привести государственное устройство в соответствие с новой социальной структурой. Большую роль в разработке этих реформ сыграли Н.А. и Д. А. Милютины, С. С. Ланской, юрист Зарудный.
Реформы местного самоуправления. Земская реформа 1864 г. вводила выборные всесословные органы местного самоуправления. Земства создавались в губерниях и уездах, имея в своем составе распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. В основе избирательной системы лежали имущественный и сословный принципы, поэтому в земствах преобладали дворяне (ок. 40%).
По закону земства ведали «нуждами местного хозяйства». В их компетенции было устройство дорог, почтовой, пожарной, ветеринарной службы, забота о торговле, предпринимательстве, благотворительность. «Народное образование» и «народное здравие» относились к необязательным земским повинностям, однако вскоре именно они стали основными статьями расхода земского бюджета. Земская медицина сыграла большую роль в борьбе с эпидемиями, высокой заболеваемостью и смертностью населения.
Значение земской реформы: 1) была предпринята попытка создать новую систему местного самоуправления на основе всесословного представительства; 2) земства стали центрами либеральной оппозиции правительству, несмотря на то, что политическая деятельность им была запрещена.
Реформа городского самоуправления 1870 г. В соответствии с новым «Городовым положением» создавались выборные всесословные органы — городские думы. Все жители, платившие налоги, разделялись на три группы, соответственно сумме выплачиваемых налогов. Каждая группа избирала в думу одинаковое число «гласных» (депутатов). Такая система обеспечивала преобладание гласных из числа богатых плательщиков. Из своего состава дума выбирала городского голову и городскую управу.
Городские думы занимались вопросами благоустройства, здравоохранения и др. Их компетенция соответствовала компетенциям земств в сельской местности.
Судебная реформа 1864 г. В ее основе лежали следующие принципы: 1) бессословность; 2) равенство всех перед законом; 3) независимость суда от администрации; 4) создание суда присяжных; 5) состязательность судебного заседания (наряду с прокурором присутствовал адвокат); 6) на судебные заседания допускалась публика и пресса (гласность и открытость суда).
Вместо громоздкой системы сословного суда создавались два типа судов: местные и общие. Местные — волостные, мировые суды и съезды мировых судей — рассматривали дела по мелким преступлениям. Общие — окружные суды и судебные палаты — учреждались на территории несколько уездов для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Верховной инстанцией и органом судебного надзора являлся Сенат.
Судебная реформа была одной из самых либеральных, по мнению современников, «наконец, в России кривосудие сменилось правосудием».
Военная реформа 1874 г. Преобразования в военной области (начались в 1860-е гг. и завершились в 1874 г.) стали наиболее важной и последовательной реформой. Руководил ей Дмитрий Алексеевич Милютин, которому удалось изменить структуру и вооружение армии, обновить и качественно улучшить офицерский корпус, облегчить положение солдата, внедрить новые принципы набора в армию.
Главное достижение военной реформы — переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности. Согласно закону, мужчины в возрасте 20 лет подлежали призыву на военную службу, срок которой был определен в 6 лет для сухопутных войск и 7 лет для флота. Военнообязанные имели ряд льгот по призыву, зависевших от их семейного положения и уровня образования.
Реформа образования, печати. 18 июля 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который расширял автономию университетов. Делами университетов руководили ученые советы, состоящие из профессоров и преподавателей. Полиция не имела права без разрешения ректора входить на территорию университета.
Школьная реформа 1864 г. демократизировала систему среднего образования. Гимназии подразделялись на классические и реальные. Первые давали право на поступление в университет, вторые — в высшие технические учебные заведения.
Реформа печати. В 1865 г. были утверждены «Временные правила» о цензуре. Отменялась предварительная (до выхода издания из печати) цензура для большей части книг и литературных журналов. Вводилась карательная цензура — применение различных санкций уже после выхода публикации. Правительственные и научные издания цензурному контролю не подлежали.
Итоги реформ 60 — 70-х гг. XIX в. 1. Россия значительно продвинулась по пути политической и экономической модернизации. Однако политическая система радикально не изменилась. Страна по-прежнему оставалась самодержавной монархией.
- 2. Реформы показали, что преобразования возможны мирным путем, без революций. Впервые начался диалог власти и общества. Александр II воспринимался как царь-освободитель (несмотря на незавершенность крестьянской реформы).
- 3. Реформы вызвали и недовольство. Оно возникло в среде радикальной молодежи, которая революционными действиями хотела добиться коренного переустройства общества. Были недовольны и консерваторы, считавшие, что реформы зашли слишком далеко. Либералы также критиковали царя — за ограниченность реформ, однако они получили возможность перейти от слов к конкретным делам — занимаясь земской, просветительской, преподавательской деятельностью.
В феврале 1880 г. создается чрезвычайный орган управления — Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М.Т. Лорис-Меликовым. Получив диктаторские полномочия, Лорис-Меликов не только повел решительную борьбу с революционными настроениями, но и разработал программу, направленную на продолжение реформ («конституция Лорис-Меликова», которую в народе назвали «политикой лисьего хвоста и волчьей пасти»). Александр II поддержал программу Лорис-Меликова, однако реформирование страны было прервано убийством императора революционерами-народовольцами 1 марта 1881 г.