Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Тенденции развития и состояние современного рынка имущественного страхования в Кыргызской Республике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источником методологических и практических разработок страховых технологий и, в значительной степени, кадров для новых страховых компаний была старая система Государственного страхования СССР (Госстрах). Сама она к тому времени пришла в критическое состояние, особенно осложненное распадом единого страхового пространства СССР, неоднократными изъятиями средств страховых резервов государством… Читать ещё >

Тенденции развития и состояние современного рынка имущественного страхования в Кыргызской Республике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие страхового рынка Кыргызской Республики

Страховой рынок Кыргызстана пока еще не играет существенной роли в экономике республики, так как находится только на начальном этапе развития и его вклад составляет лишь 0,5% ВВП kabarlar.org. На территории Кыргызской Республики, в соответствии действующим законодательством, страховую деятельность вправе осуществлять юридические лица, созданные и зарегистрированные в органах юстиции в форме акционерного общества (закрытого или открытого типа) и получившие, в установленном порядке, соответствующую лицензию на право проведения страховой деятельности.

Первые страховые организации создавались практически в законодательном вакууме, без какой-либо адекватной правовой регламентации, без опыта работы, квалифицированных кадров и необходимых знаний, при полном отсутствии рыночной инфраструктуры.

Источником методологических и практических разработок страховых технологий и, в значительной степени, кадров для новых страховых компаний была старая система Государственного страхования СССР (Госстрах). Сама она к тому времени пришла в критическое состояние, особенно осложненное распадом единого страхового пространства СССР, неоднократными изъятиями средств страховых резервов государством на покрытие своих финансовых нужд. Некоторые новые страховщики, напротив, принципиально стремились противопоставить себя советскому Госстраху и в своей деятельности опирались на опыт зарубежных стран, где проходили различные стажировки, курсы обучения и т. п.

Экономическая обстановка в начале 90-х гг. XX века была крайне неблагоприятной. Она характеризовалась нарастанием инфляции, общим экономическим кризисом, распадом единой плановой экономической системы СССР, резким падением уровня жизни большинства граждан. Государственные мероприятия того времени большей частью носили разрозненный и зачастую разнонаправленный характер. Проводимые реформы не имели в своей основе системного подхода, и единой научной концепции реформ также не было.

Однако, несмотря на это, проведенные радикальные преобразования экономики коснулись всех сторон экономической жизни общества, в том числе и страхования.

Страхование в Кыргызстане в современном его понимании сложилось только с обретением суверенитета. В советский период действовала только одна страховая компания, которая была частью государственной структуры и имела в каждом регионе республики свои филиалы (Госстрах). Она была наделена полномочиями осуществлять обязательное, добровольное страхование аграрного сектора, перевозок пассажиров и грузов и многое другое.

Начиная с 1991 года, ситуация стала коренным образом меняться. Страховое дело было демонополизировано на место государственной страховой организации пришли акционерные страховые компании (СК).

Учредителями первых частных страховых предприятий выступили имевшие свободные денежные средства предприятия, организации и даже частные лица. Первые страховые компании создавались в форме кооперативов и обслуживали только собственных учредителей.

В мае 1998 года в республике было зарегистрировано 86 страховых компаний, однако реально действовало только 40%, остальные фирмы либо не действовали, либо закрывались вследствие отсутствия поступления страховых платежей. Кроме того, в этот же период времени было зарегистрировано пять совместных страховых компаний с привлечением страховых и банковских капиталов из таких стран как Германия, Англия, Россия, Казахстан Развитие страхования в Кыргызской Республике. Международная заочная научно-практическая конференция «Экономика: теория и практика управления» (Россия, г. Новосибирск, 20 ноября 2012 г.).

После кризиса 1998 года количество страховых организаций стало резко сокращаться. По состоянию на 1 июля 2009 года в республике функционировало 19 страховых компаний, из них 7 страховых компаний с привлечением иностранного капитала Страхование в Кыргызской Республике: Опыт, проблемы и перспективы развития, Бишкек-2005, сборник материалов проекта ТАСИС. С. 200.

В большинстве стран, как и в Кыргызстане, причиной принятия первых законов и законодательных актов о страховом надзоре явилось неплатежеспособность и банкротство страховых организаций. Именно это обстоятельство послужило причиной для установления государством общих и единых правил для осуществления страховой деятельности частными страховыми организациями. Это привело к развитию коммерческого страхования и бурному росту числа страховых компаний. Однако финансовый потенциал страховых организаций по покрытию крупных убытков оставался низким. У большинства из них уставный капитал формировался не в денежной форме, а представлял низколиквидные средства, например, право на имущество, что ослабляло платежеспособность страховых организаций и их надежность.

В развитии страхового рынка республики решающую роль сыграло принятие в 1991 году Закона Кыргызской Республики «О страховании в Кыргызской Республике», регулирующего отношения в области страхования между организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, отношения страховых организаций между собой, а также основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

Директивы ЕС по условиям лицензирования страховой деятельности, установившие классификацию по страховым рискам и объектам страхования, дифференцированные требования к размеру уставного капитала страховщиков, зависящие от вида предполагаемой страховой деятельности, а также: специальный план счетов бухгалтерского учета для страховщиков, учитывающий особенности страховой деятельности в части, связанной с формированием страховых резервов и определением финансовых результатов; требования к соблюдению маржи платежеспособности страховщиков; правила размещения активов страховщиков; положение о формировании технических резервов стали основой для разработки нормативных документов, применяемых ныне в Кыргызской Республике Журнал: Вестник КазНУ. Мамедов И. 2010.

Был создан специальный государственный орган, регулирующий осуществление страховой деятельности на территории республики — Государственный страховой надзор Кыргызской Республики (Госстрахнадзор), более подробно его функции, права и обязанности были раскрыты в постановлениях Правительства Кыргызской Республики «О Государственном страховом надзоре Кыргызской Республики» (от 17 июня 1998 года N 359 и от 3 марта 2001 года N 75).

В марте 2001 года Указом Президента Кыргызской Республики Госстрахнадзор был реорганизован в Управление небанковского надзора Министерства финансов Кыргызской Республики, затем в июле 2004 года в структуре Министерства финансов было создано Агентство по развитию небанковского сектора (АРБС), функции которого в 2005 году были переданы Государственному агентству по финансовому надзору и отчетности при Правительстве Кыргызской Республики ru.sputnik.kg.

Существовал только один вид обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Кыргызской Республики и военнообязанных призванных на учебные и специальные сборы. Страховыми компаниями осуществлялись только добровольные виды страхования. Служба надзора и регулирования финансового рынка провели работу по внедрению обязательных видов страхования на рынке страховых услуг Кыргызской Республики www.tazabek.kg, в рубрике «Деловая среда», сюжет «Страхование: авто и жилье» интервью Бурул Калматовой, начальник отдела развития страхования Государственного агентства по финансовому надзору и отчетности при Правительстве Кыргызской Республики.

С 01 июля 2010 года, согласно Постановлению № 113 от 26 февраля 2010 года, вступил в силу Закон Кыргызской Республики «Об обязательном страховании» :

  • 1) «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» ;
  • 2) «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика опасных грузов» ;
  • 3) «Об обязательном страховании гражданской ответственности гражданской ответственности организации, эксплуатирующих опасные производственные объекты» ;
  • 4) «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» .

Первая страховая компания, занимающаяся исключительно перестрахованием, открылась в 2006 году. Внедрение иностранных компаний на страховой рынок Кыргызстана рассматривается как положительная тенденция, поскольку это позволяет отечественным компаниям перенимать опыт работы зарубежных страховых компаний, а также дает реальную возможность осуществлять страхование крупных и долгосрочных рисков в ведущих американских и европейских перестраховочных компаниях, что в конечном итоге позволит кыргызстанцам обеспечить надежность и гарантии достижения защищенности от рисков в крупных проектах.

По состоянию на 1 июля 2009 года в республике осуществляю деятельность 19 страховых компаний, из них две перестраховочные компании («Страховой резерв» и «Кыргызская Перестраховочная Компания»), а также 7 компаний с участием нерезидентов.

В основном страховой бизнес сосредоточен был в столице (18 компаний), и только одна страховая компания действовала в г. Джалал-Абад (СК «Дос инвест»). У трех страховщиков имелись региональные филиалы по республике («Кыргызинстрах», «Кыргызстан», «Ак-Жол») www.stat.kg, раздел: «новости».

В стране застраховано менее 1% потенциальных рисков (тогда как в большинстве развитых странах 90−95% потенциальных рисков), т. е. 99% собственности предприятий не обеспечено страховой защитой. Страховые компании (страховщики) не могут представлять больше видов страховых услуг в силу низких финансовых возможностей www.fergananews.com .

По данным Национального статистического комитета на 1 января 2015 г. в Кыргызской Республике осуществляла страховую деятельность 21 компания, из них 20 — в г. Бишкек и одна компания в Джалал-Абадской области. На территории республики действовало 32 филиала страховых компаний, из них 21 — в г. Бишкек, 3 — в г. Ош, 6 — в Ошской области, по одному филиалу — в Иссык-Кульской и в Джалал — Абадской областях. www.stat.kg, раздел «статистика».

По данным сайта Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики количество действующих страховых организаций по состоянию на 01.05.2015 г. составило 17, включая две перестраховочные организации («Страховой резерв» и «Фаворит»):

  • 1) 6 организаций с участием нерезидентов:
    • — САОЗТ «Кыргызинстрах» (1,4% кыргызский капитал и 98,6% российский капитал);
    • — ЗАО СК «Росстрах — Кыргызстан» (100% российский капитал);
    • — ЗАО СК «Джубили Кыргызстан Иншуренс Компани» (39% пакистанский, 10% швейцарский и 51% капитал ЗАО Кыргызский инвестиционно-кредитный банк);
    • — ЗАО СК «Арсеналъ-Кыргызстан» (100% российский капитал);
    • — ЗАО СК «Столичное Страховое Общество» (50,0% кыргызский капитал и 50,0% российский капитал);
    • — ЗАО «Страховой резерв» (100% английский капитал);
  • 2) 11 организаций со 100% кыргызским капиталом.
  • 7 компаний на сегодня имеют уставный капитал свыше 50 млн сомов. На данный момент государственных страховых компаний в республике нет, а над действующими страховыми компаниями, осуществляющими 84 вида добровольного и 4 вида обязательного страхования, ведется государственный контроль со стороны Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики Сайт Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики www.fsa.kg.

Активы страховых (перестраховочных) организаций. Совокупные активы страховых организаций по состоянию на 01.01.2015 года составили 2498,0 млн. сомов и по сравнению с данными по состоянию на 01.01.2014 года увеличились на 51,3%. На существенное увеличение объема активов оказало влияние увеличение активов страховой организации ОАО СК «АЮ Гарант» в связи с увеличением уставного капитала данной страховой организации до 700 млн. сомов www.tazabek.kg. Рубрика: Деловая среда.

Обязательства и собственный капитал страховых (перестраховочных) организаций. Совокупный собственный капитал страховых организаций по состоянию на 01.01.2015 года составил 1423,2 млн. сомов, который увеличился по сравнению с данными на 01.01.2014 года на 2,3%.

Обязательства по состоянию на 01.01.2015 г. увеличились по сравнению с началом 2014 года в 3,7 раза и составили 961,5 млн. сомов. Увеличение обязательств возникло из-за увеличения обязательств ОАО СК «АЮ Гарант» перед акционерами в результате увеличения уставного капитала.

Объем страховых резервов, сформированных страховыми (перестраховочными) организациями для обеспечения исполнения принятых обязательств по действующим договорам страхования и перестрахования по состоянию на 01.01.2015 года составил 160,1 млн. сомов и увеличился на 11,8% по сравнению с данными на 01.01.2014 года Годовой отчет о деятельности Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики за 2014 год.

Увеличение объема активов, собственного капитала и страховых резервов говорит о повышении платежеспособности и надежности страховых организаций.

Тенденции развития и состояние современного рынка имущественного страхования в Кыргызской Республике.

Диаграмма 2.1. Динамика активов, обязательств, собственного капитала и страховых резервов На данный момент страховая деятельность регулируется Государственном агентством по финансовому надзору и отчетности при Правительстве Кыргызской Республики, который и выдает лицензии на право ведения страховой деятельности юридическим лицам.

Для того чтобы получить лицензию на право ведения страховой деятельности юридические лица должны предоставить следующие документы:

  • 1. заявление о выдаче лицензии по форме согласно приложениям 1 и 2 к Положению, утвержденный государственным органом органом;
  • 2. документ, подтверждающий оплату суммы за рассмотрение заявления и выдачу лицензии;
  • 3. копию свидетельства о государственной регистрации:

в органах Министерства юстиции КР — для юридических лиц;

в органах государственной статистики — для физических лиц;

в соответствующем государстве — для иностранных физических и юридических лиц, не зарегистрированных в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в КР.

4. копию документа, подтверждающего присвоение заявителю идентификационного кода (номера) налогоплательщика и плательщика страховых взносов.

Дополнительные документы, необходимые для получения лицензии страховой деятельности.

  • 1. копия учредительного договора, устава страховой организации, протокола собрания учредителей о принятии устава, утверждения членов совета директоров, должностных лиц исполнительного органа управления страховой организации и главного бухгалтера;
  • 2. копию справки о размере оплаченного уставного капитала;
  • 3. бизнес-план деятельности страховой организации, в котором определены пути достижения целей, предусмотренных уставом;
  • 4. условия (правила) страхования;
  • 5. страховые тарифы;
  • 6. сведения об акционерах страховой организации, владеющих 10 и более процентами акций страховой организации;
  • 7. список членов совета директоров страховой организации с указанием председателя и его заместителя, содержащий фамилию, имя, отчество и адрес;
  • 8. список членов правления страховой организации с указанием председателя и его заместителя, содержащий фамилию, имя, отчество и адрес каждого лица и данные о их соответствии требованиям надежности и уровню установленных квалификационных требований;
  • 9. для главного бухгалтера и внутреннего аудитора необходимо предоставление информации, подтверждающей уровень образования, и сведений о предыдущей трудовой деятельности.

Страховая компания, основанная на иностранных инвестициях, для получения лицензии обязана приложить следующие документы в случае участия:

  • 1. иностранной страховой компании:
    • — решение соответствующего органа иностранной страховой компании о ее участии в создании страховой организации на территории КР;
    • — легализованное в установленном порядке письменное подтверждение уполномоченного органа соответствующего иностранного государства о том, что иностранная страховая компания — учредитель обладает действующей лицензией на осуществление страховой деятельности с указанием видов страховой деятельности;
    • — официально опубликованные балансы за три предыдущих года.
  • 2. иностранных граждан:
    • — заключение аудиторской организации о финансовом положении физического лица или иной официальный документ, подтверждающий его финансовое благополучие www.fsa.kg .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой