Основные аспекты организации страхования в Российской Федерации
Государственный надзор за страховой деятельностью вначале осуществлял Государственный страховой надзор РФ (Росстрахнадзор). В соответствии с Указом Президента РФ от 30 июля 1992 г. № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» Государственный страховой надзор был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, а Указом Президента РФ… Читать ещё >
Основные аспекты организации страхования в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первую страницу в новой истории российского страхования открыли страховые кооперативы, которые были страховыми организациями, альтернативными бывшей системе Госстраха.
В конце 1988 — начале 1989 г. в России действовало уже около 100 новых страховых организаций, а в феврале 1989 г. было создано первое их объединение — Ассоциация советских страховых организаций (АССО), объединявшая страховые организации России, Украины, Молдавии, Прибалтики.
В 1992 г. после распада СССР согласно Указу Президента РФ от 29 января 1992 г. государственные и муниципальные Страховые предприятия могли преобразовываться в акционерные страховые общества (АСО) закрытого и открытого типов и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), а на базе Правления Госстраха был создан Росгосстрах.
По состоянию на 2014 г. в государственном реестре было зарегистрировано 1350 страховых компаний, из них 60 страховых компаний — с участием иностранных фирм: 53% - Кипр, 6% - Великобритания, 6% - СНГ, 5% - Германия, 5% - Испания, 4% - США и другие страны. Принятый Верховным Советом Российской Федерации Закон РФ «О страховании» (подписан Президентом РФ 27 ноября 1992 г. № 4015−1 и введен в действие 12 января 1993 г.) определил общие понятия страхования и страховой деятельности, их существенные признаки, дал определения объектов страхования, страховщика, страхователя, застрахованного, выгодоприобретателя и страховых посредников, установил значения терминов «страховая сумма», «страховой взнос», «страховая выплата», «страховой тариф» и др. Закон установил общие законодательные требования к договору страхования, обеспечению финансовой устойчивости страховщиков, государственному надзору за страховой деятельностью, порядку лицензирования страховой деятельности, страхованию иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации. В Законе также затронуты вопросы разрешения споров и международных договоров.
Государственный надзор за страховой деятельностью вначале осуществлял Государственный страховой надзор РФ (Росстрахнадзор). В соответствии с Указом Президента РФ от 30 июля 1992 г. № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» Государственный страховой надзор был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, а Указом Президента РФ от 9 апреля 1993 г. № 439 «О приведении указов Президента РФ в соответствие с Законом РФ «О страховании» «- в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью. Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была передана в ведение Минфина России, где был создан департамент страхового надзора. Согласно Федеральному закону от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О страховании» название закона изменено в редакции: «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а название «Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью» заменено на «Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью».
Система социального страхования РФ в основном соответствует государственной схеме организации и имеет структуру, основанную на внебюджетных автономных страховых фондах. И Бюджетный кодекс РФ, и Закон об основах обязательного социального страхования подчеркивают, что средства социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Фонды социального страхования находятся в оперативном управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных органам государственной власти. Функционируют на основании бюджетов, утверждаемых федеральными законами на каждый календарный год. Основная статья доходов бюджетов — обязательные платежи от страхователей, следующая по значимости — трансферты федерального бюджета на финансирование выплат в пользу тех категорий населения, за которые не поступают взносы от иных страхователей. Статьи расходов каждого фонда определяются его целевым назначением, т. е. финансируемыми видами социальных выплат.
Функционально социальное страхование в Российской Федерации представлено четырьмя отраслями, управляемыми отдельными финансово-кредитными учреждениями — специализированными фондами (рис. 2.).
Исторически так сложилось, что в отечественной практике, а потом и в законодательстве под фондами социального страхования понимаются и денежные фонды, и организации, управляющие средствами этих фондов. Кроме того, само понятие «социальное страхование» имеет два значения: во-первых, общая система организации обязательной социальной защиты населения с использованием страховых методов и, во-вторых, страхование риска потери дохода при временной нетрудоспособности, осуществляемое ФСС. Четыре фонда — четыре отрасли, однако ФСС управляет двумя отдельными отраслями, а обязательное медицинское страхование регулируется двумя фондами — ФФОМС (по федерации в целом) и ТФОМС (конкретно в каждом субъекте РФ).
Рис. Система управления социальным страхованием в Российской Федерации
Фонды социального страхования построены по территориальному принципу с единым центром управления на федеральном уровне для каждой отрасли страхования. Отечественная система представляет собой совокупность денежных фондов трех уровней:
- — федеральные фонды на уровне государства в целом;
- — территориальные фонды на уровне субъектов РФ;
- — местные фонды на уровне административных районов (при необходимости).
Основным звеном системы являются территориальные фонды, которые существуют в каждом субъекте РФ. Они выполняют основные функции по аккумулированию страховых платежей и финансированию законодательно закрепленного за ними круга социальных выплат. Именно на этом уровне происходит сам процесс социального страхования. Управляют средствами социального страхования на уровне субъектов РФ либо отделения федеральных фондов, как в случае с ФСС и ПФР, либо самостоятельные автономные организации — территориальные фонды, как в случае организации ОМС. И те и другие являются самостоятельными юридическими лицами, однако уровень их автономности различается по фондам. Наибольшую финансовую и организационную независимость от федерального фонда имели территориальные фонды ОМС. Они формировались до 2012 г. за счет отдельных платежей и были подотчетны не федеральному фонду, а региональным органам государственной власти. С 2012 г. ТФОМС включены в структуру ФФОМС, что соответствует организации, принятой для ПФР и ФСС. Региональные отделения ФСС и ПФР управляют средствами региональных страховых фондов только в пределах компетенции, устанавливаемой органами управления федеральных фондов, и региональным органам власти фактически не подотчетны. Кроме того, в системе ОМС задействованы коммерческие страховщики — страховые медицинские организации (СМО), а в системе обязательного пенсионного страхования в части накопительных пенсий — негосударственные пенсионные фонды (НПФ). ТФОМС аккумулируют платежи на ОМС и распределяют их между СМО. По законодательству только СМО имеют право заключать собственно договоры страхования с выдачей населению полисов и оплачивать услуги медицинских учреждений. Излишняя многозвенность ОМС постоянно подвергается критике, экономически не эффективна, однако все попытки реформации этой системы пока не доведены до окончательного результата, когда и сбор, и аккумулирование страховых средств, и оплата медицинских услуг будут осуществляться одним страховщиком: либо государственными внебюджетными фондами, либо коммерческими страховщиками. НПФ в качестве страховщиков осуществляют аккумулирование средств пенсионных накоплений, их инвестирование, расчет и выплату накопительных частей трудовых пенсий (в соответствии с собственными правилами пенсионного обеспечения) для тех граждан, кто в добровольном порядке отказался от услуг ПФР в этой части.
Впервые социальное страхование законодательно было введено в России в 1912 г., включало больничное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве, организуемое исключительно для работников промышленных предприятий в коллективной форме страховых касс. В бывшем СССР социальным страхованием первоначально управляло правительство, а с 1933 г. — профсоюзные организации, существовал единственный фонд — Фонд социального страхования, через который финансировались все основные социальные выплаты. В ходе экономической перестройки 1990;х гг. система подверглась существенному реформированию в соответствии с зарубежными аналогами. Первыми в новейшей истории РФ были организованы: Пенсионный фонд РФ (ПФР) — 22 декабря 1990 г. и Фонд социального страхования РФ (ФСС) — 25 декабря 1990 г.
Критическое состояние государственного здравоохранения и легализация безработицы потребовали принятия в 1991 г. законов «О занятости населения в РСФСР» и «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Реализация этих законов началась в 1992 г. Государственным фондом занятости населения РФ (ГФЗ), федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС). Уже в 2001 г. ГФЗ по причине неэффективности был ликвидирован, страховая система аннулирована, а финансирование всех социальных гарантий безработным гражданам осуществляется в настоящее время из федерального бюджета. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний введено с 2000 г. и находится в управлении ФСС. Социальное страхование является основным элементом системы социальной защиты РФ. В 2009 г. доля социальных выплат в денежных доходах населения достигла 14,9%, причем собственно страховые выплаты, как и ранее, составили более 70%.
Структурирование системы социального страхования России в первую очередь зависит от характера страхуемых видов социальных рисков. На рис. 2.8 представлена законодательно установленная отраслевая, а по содержанию — функциональная (покрытие различных социальных рисков) структура отечественной системы социального страхования.
Рис. Отраслевая (функциональная) структура системы социального страхования РФ
Несмотря на попытки унификации финансирования системы социального страхования, в настоящее время финансовые ресурсы каждого фонда обособлены. В 2001 г. ранее существовавшие страховые взносы были большей частью заменены единым социальным налогом (ЕСН). С 2010 г. система страховых взносов, уплачиваемых отдельно в каждый внебюджетный фонд, возвращена.
Соответственно, вся финансовая система социального страхования вновь находится в стадии освоения реформаторских решений. С одной стороны, ни организационно, ни с точки зрения финансового обеспечения социальной нагрузки ЕСН себя не оправдал. С другой стороны, лоббирование финансовых интересов внебюджетных фондов легко разрушило и без того слабый эффект такого спорного налогового платежа, как ЕСН.