Марк Шагал.
Жизнь и творчество
В августе 1910 года Максим Винавер, депутат Государственной Думы, предлагает художнику стипендию, дающую возможность отправится на учебу в Париж. По прибытии Мойша Сегал берет себе творческий псевдоним. Теперь он — Марк Шагал, на французский манер. Первый год он снимает студию у художника Эренбурга на Монпарнасе. Шагал посещает различные классы в свободных художественных академиях, пишет ночами… Читать ещё >
Марк Шагал. Жизнь и творчество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Марк Захарович Шагал
Год рождения: 6 июля 1887.
Дата смерти: 28 марта 1985.
6 июля 1887 года в Витебске, в простой еврейской семье родился Мойша Сегал. Его отец Захар был грузчиком у торговца селедкой, мать Фейга-Ита держала маленькую лавку, дед служил учителем и кантором в синагоге. В детстве Мойша посещал начальную еврейскую религиозную школу, затем — гимназию, несмотря на то, что в царской России детям евреев запрещалось обучаться в светских школах. В возрасте девятнадцати лет, несмотря на категорические протесты отца, но благодаря влиянию матери, Мойша поступил на обучение в частную «Школу живописи и рисунка художника Пэна». Он проучился в этой школе всего два месяца, но это было началом. Пэн был настолько поражен его дерзкой работой с цветом, что позволил посещать свою школу бесплатно.
Мойша был старшим из девяти детей и все домашние, а также соседи и торговцы да и простые мужики были тогда его моделями. Деревянные дома, луковки церквушек, бакалейная лавка матери, еврейские заповеди, обычаи и праздники — эта простая и трудная, но такая «основательная» жизнь навсегда влилась в сердце мальчика и образы родного любимого Витебска будут постоянно повторяться в творчестве художника.
Поняв, что его талан не может быть развит на периферии, художник решает перебраться в Санкт-Петербург — тогдашний центр художественной мысли. Отец нехотя отпускает его, выделив весьма скудную сумму и отказавшись впредь финансово помогать сыну. В городе Шагал учится в школе Рериха, а затем у Бакста. В это время Марк знакомится с Беллой Розенфельд, которая до конца его жизни остается музой и любимой женщиной, чье лицо узнается буквально в каждом образе, созданном мастером.
В августе 1910 года Максим Винавер, депутат Государственной Думы, предлагает художнику стипендию, дающую возможность отправится на учебу в Париж. По прибытии Мойша Сегал берет себе творческий псевдоним. Теперь он — Марк Шагал, на французский манер. Первый год он снимает студию у художника Эренбурга на Монпарнасе. Шагал посещает различные классы в свободных художественных академиях, пишет ночами, а днем пропадает на выставках, в салонах и галереях, впитывая искусство великих мастеров: Делакруа, Курбе, Сезанна, Гогена, Ван Гога и многих других. Прекрасно чувствуя цвет, он быстро осваивает и использует приемы фовизма. " Теперь ваши краски поют" , — говорит его петербургский наставник Бакст.
В 1911;м Шагал переезжает в «Улей», здание, выкупленное Альфредом Буше после распродажи Всемирной Выставки 1889 года и ставшее своеобразным сквотом-артцентром и приютом для множества бедных иностранных художников. Здесь Шагал познакомился со многими представителями парижской богемы — поэтами, художниками; здесь он осваивает приемы новых веяний — кубизма, футуризма, орфизма, как всегда, перекраивая их на свой лад; здесь делает первые действительные успехи: «Скрипач», «Посвящение моей невесте», «Голгофа», «Вид Парижа из окна». Несмотря на полное, с головой погружение в парижскую художественную среду, он не забыл и родного Витебска. «Понюшка табаку», «Продавец скота», «Я и деревня» пронизаны ностальгией и любовью.
Весной 1914;го года Шагал везет свои работы, несколько десятков холстов и около ста пятидесяти акварелей на выставки в Берлин. Несколько личных и совместных с другими художниками выставок проходят с большим успехом у публики.
В 1914 вернулся домой в Витебск и как раз попал на начало Первой Мировой войны. В следующем году он женится на Белле, а еще через год у них рождается дочь Ида. Впоследствии она становится биографом и исследователем работы своего отца.
Брат Беллы Яков Розенфельд содействует освобождению Шагала от призыва на фронт и помогает с работой: художник получает место в Военно-Промышленном Комитете в Петрограде. Творчество Шагала в эти бурные годы очень многогранно: навещая родной Витебск, он погружается в ностальгию и с новой энергией и новым опытом берется за бытовые повседневные мотивы («Окно в деревне»); но идет война, он видит раненых, видит людские горести и лишения и тоже изливает свои чувства на холст («Война»). Еще он видит как в военные годы обострились гонения на евреев и рождаются ряд очень религиозных работ («Красный еврей», «Праздник кущей»). Лирические холсты «День рождения», «Розовые любовники», «Прогулка», «Белла в белом воротничке» созданные в эти годы, переполнены любовью к Белле. Также в это время Шагал начинает писать автобиографическую книгу «Моя жизнь» .
По окончании революции Шагал становится комиссаром по делам искусств в Витебской губернии и открывает собственную художественную школу. шагал художник жизнь В 1920 году он переезжает в Москву начинает работать над оформлением театральных представлений. 1 января 1921 года проходит премьера спектакля «Миниатюры» по мотивам пьес недавно скончавшегося известного еврейского писателя Шолом-Алейхема. Шагалу по этому случаю поручают оформление небольшого зала, в котором планируется представить постановку. Он выполняет роспись стен, потолка, занавеса девятью монументальными картинами, являющимися, по замыслу художника, призывом к культурному возрождению еврейского театра. Но его шаг остался непонятым, нападки и критика со стороны «подлинно революционных» художников и партии нарастали и уже через год Народный Комитет Просвещения направляет Шагала преподавать рисование в колонию для беспризорных. Непонимание и неприятие режимом вынуждают художника покинуть страну.
После отъезда Шагал, Белла и Ида в течение года живут в Берлине, ставшем пристанищем для эмигрантов из России и других стран. Сначала художник пытается получить деньги, причитающиеся ему за выставку 1914 года, но безуспешно — инфляция сделала свое дело. Все, что ему удается вернуть — это три картины и десяток акварелей.
Весной 1923 года Пауль Кассирер, берлинский издатель и галерист, предлагает художнику издать книгу «Моя жизнь» с авторскими иллюстрациями. Шагал принимает предложение и с головой погружается в освоение искусства гравюры. А в конце лета этого же года приходит письмо от его старого парижского друга: «Возвращайся, ты известен. Воллар ждет тебя.» Вернувшись в Париж, Шагал обнаруживает еще одну потерю: большинство картин, благодаря которым он теперь известен, оставленные в «Улье» восемь лет назад, утеряны. Он собирается с силами и тщательно, восстанавливая по памяти, рисункам и репродукциям, пишет заново часть работ первого парижского периода.
В Париже Шагал вновь сходится со старыми друзьями и заводит новых. Будучи очень общительным и веселым человеком, он легко находит общий язык со всеми, однако это не мешает ему по обыкновению оставаться в стороне от разнообразных течений и объединений. На предложение сюрреалистов присоединиться к ним, он отвечает отказом: «намеренно фантастическая живопись мне чужда». Уставы, манифесты и лозунги он обходит стороной, предпочитая чистую свободу творчества. Известность принесла ему и свободу материальную — теперь он путешествует с семьей по Франции и странам Европы, обретая чувство умиротворенности и покоя после всего пережитого. Новые картины радостны, светлы и легки: «Деревенская жизнь», «Двойной портрет», «Ида у окна». Надо сказать, что в этот период он создает не так много картин, поскольку большую часть времени и сил отдает иллюстрированию «Мертвых душ» Гоголя, «Басен» Лафонтена и Библии.
В 1931 году художник с семьей посещает Палестину, открывая для себя землю предков и ощутив вблизи центр своей веры. Эти несколько месяцев, проведенных на Святой Земле, по словам художника, произвели на него самое сильное впечатление за всю жизнь. Вернувшись в Париж, он приступает к новому проекту, иллюстрированию Библии, в котором, уже состоявшийся как художник и как человек, он обдумывает и осознает на офортах библейские символы и сюжеты.
Однако в 1941 семье приходится бежать от надвигающегося фашизма в США, где в 1944 году умирает Белла. Она не была последней женщиной в жизни художника, но до момента его смерти оставалась его любовью и вечной музой. И только спустя девять месяцев он берет в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней». Он переезжает в маленький домик в городке Хай-Фоллз, где через некоторое время приступает к работе над иллюстрациями для «Тысячи и одной ночи». В результате получаются тринадцать чудесных сверкающих гравюр.
Был Роман с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии — 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид Макнилл.
Благодаря успеху в Соединенных Штатах, в том числе и финансовому, в 1948 году Шагалу наконец-то удается окончательно переехать в такую уже родную и дорогую сердцу Францию. К сожалению, друг и постоянный заказчик художника Воллар умирает в начале войны. Однако парижский издатель Терьяд выкупает наследие Воллара и издает наконец-то многолетние труды Шагала в сфере оформления книг. Благодаря этому в 1948 году выходят «Мертвые души» Гоголя, в 1952 — «Басни» Лафонтена, а в 1956 Библия на французском языке. Библейская тема постоянно будет сопровождать творчество художника и Шагал будет возвращаться к ней в течение позднего периода своей жизни.
В 1952 г. женится на — Валентине Бродской. Второй брак был счастливым, но музой оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей.
С 60-х годов Марк Шагал стал интересоваться крупными формами и монументальным искусством. В сферу его интересов входили росписи, в том числе и потолочные, шпалеры и витражи. За эти годы мастером было создано множество значимых вещей, включая роспись плафона Оперы Гарнье во Франции и панно для Метрополитен-Опера, мозаики для Национального банка в США. Оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и Израилю. В 1973 году в Ницце Шагалом будет открыт своеобразный музей, с множеством картин, гравюр, рисунков, керамических изображений, витражей, шпалер на библейские темы. Правительство Франции признает его официальным национальным музеем.
Он скончался на 98 году жизни, до конца своей жизни помня о своем происхождении и вплетая в свои произведения мотивы из жизни родного Витебска.