Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Результаты и последствия Сибирского пути

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сибирский путь оставил свой яркий след на архитектурно-ландшафтном облике городов, через которые он пролегал. Одной из первостепенных задач находившихся на «государевой дороге» Соликамска, Верхотурья, Тюмени и Тобольска являлось утверждение на новых, необжитых землях важнейших атрибутов русской государственности и духовной культуры. Именно в этих городах в конце XVII — начале XVIII столетий были… Читать ещё >

Результаты и последствия Сибирского пути (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сибирский путь оставил свой яркий след на архитектурно-ландшафтном облике городов, через которые он пролегал. Одной из первостепенных задач находившихся на «государевой дороге» Соликамска, Верхотурья, Тюмени и Тобольска являлось утверждение на новых, необжитых землях важнейших атрибутов русской государственности и духовной культуры. Именно в этих городах в конце XVII — начале XVIII столетий были построены многие выдающиеся образцы храмового и гражданского зодчества, основаны крупнейшие монастыри, воспринимаемые сегодня, как своеобразные духовные маяки этой историко-географической магистрали.

По отношению к роли в судьбе современного Урала, подобные определения часто применяются по отношению к Соликамску и Верхотурью. Эти города приняли самое непосредственное участие в освоении земель, расположенных южнее основного направления Сибирского пути, главными аграрными и торговыми центрами которых в XVIII веке стали такие города как Кунгур, Красноуфимск, Ирбит, Камышлов, Ялуторовск, Ишим и др. В 1699 году вышел петровский указ о «Заведении вновь Верхотурских железных заводов». В этот период Верхотурье стало важным центром, во многом, положившим начало будущей «горнозаводской цивилизации» Урала. Основные вехи ее развития ознаменовались началом строительства в 1700 году Невьянского завода, на котором спустя год был выплавлен первый чугун. В 1720 году был заложен Нижнетагильский завод, вскоре превратившийся в один из крупнейших промышленных центров Урала, а в 1723 началось строительство Екатеринбурга. В 1781 на месте поселка Егошихинского завода был заложен город Пермь, ставший центром Пермского наместничества, а позднее — Пермской губернии. В течении XVIII века эти новые экономические центры Урала и Западной Сибири все более активно определяли характер дальнейшего развития края, невольным образом оттесняя на задний план первые форпосты его освоения. Данный процесс, во многом предопределил смещение основных транспортных путей. Так, в 1735 году был открыт новый почтовый тракт, прошедший через Кунгур и Екатеринбург. Несмотря на его существование, весь основной поток грузов продолжал следовать по Бабиновской дороге, ввиду существовавших в то время запретов на использование других путей в торговых целях. Однако, после отмены в 1753 году взимания налогов на перевозку товаров в Сибирь и прекращения действия верхотурской таможни, искусственное сдерживание развития новых транспортных путей утратило свой смысл. За очень короткий срок, Бабиновская дорога уступила свою былую роль Большому Сибирскому тракту, официальное открытие которого состоялось в 1783 году.

Процесс «смещения акцентов» в экономической жизни Урала и Сибири, происходивший на протяжении XVIII века, повлек за собой утрату былого транзитного значения городов, расположенных на Сибирском пути, тем самым окончательно предопределив снижение их административного статуса. В 1781 году было учреждено Пермское наместничество, преобразованное в 1796 году в Пермскую губернию, уездными городами которой, в частности, стали Соликамск и Верхотурье. Период с конца XVIII по начало XX столетия охарактеризовался постепенной утратой для Тобольска былого статуса «столицы Сибири». Началом этому послужило деление в 1782 году Сибири на два наместничества: Тобольское и Иркутское. В 1838 году административный центром Западной Сибири стал город Омск, а в 1918 году губернская столица была перенесена из Тобольска в Тюмень. Во многом, это объяснялось тем, что к тому времени, Тюмень, через которую прошла Транссибирская магистраль, стала играть более важную роль в экономической и политической жизни края.

Несмотря на утрату своего былого административного, экономического и транспортного значения, такие города, как Великий Устюг, Чердынь, Соликамск, Верхотурье или Тобольск продолжают и сегодня играть свою важную роль в жизни регионов, на территории которых они расположены. Будучи уникальными вместилищами ценностей культуры, эпохи своего расцвета, эти города являются неповторимыми духовными и культурными центрами, уникальность которых нельзя свести лишь к существованию на их территории выдающихся памятников архитектуры и фрагментов исторической градообразующей планировки. В отдельных районах Севера России, далеко обойденных стороной крупными транзитными путями, в жизненном укладе людей еще можно прочесть определенные нормы поведения и элементы повседневной культуры, характерные для русского старожильческого населения, издревле осваивавшего эти земли. Как было справедливо отмечено авторами «Очерков истории и культуры города Верхотурье и Верхотурского края», подготовленных сотрудниками Уральского государственного университета: «В последние десятилетия Верхотурье часто называли музеем под открытым небом. Определение совершенно неверное: Верхотурье не музей, этот город и сегодня живой организм, живущий по своим правилам, несколько отличным от наших, суетных, сиюминутных» .

Будучи объединены не существующей ныне дорогой, города, сыгравшие важную роль в первом целенаправленном этапе освоения Сибири, осуществлявшимся с конца XVI до середины XVIII века, сегодня, образуют своеобразную историко-географическую магистраль, проходящую красной нитью через культурный ландшафт современной России.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой