Значение и социально-экономические последствия миграционных процессов России
Мигранты, ни от чего не застрахованы и практически беззащитны перед любыми нарушениями их прав и интересов. Этим активно пользуются криминальные группы, создавая свой черный рынок труда по законам средневековья. Чтобы навести порядок в этой сфере, прежде всего, необходимо легализовать мигрантов, защитить их скромные права. Надо дать возможность гастарбайтерам честно трудится, жить в человеческих… Читать ещё >
Значение и социально-экономические последствия миграционных процессов России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно исследованиям ООН каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом. Легальные или нелегальные эмигранты составляют сейчас более 15% населения в более чем 50 странах .
Крупные города и густонаселенные регионы России наводнены мигрантами, что в условиях экономической нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. При официальном уровне безработицы порядка 6,4 миллионов, иностранные трудовые эмигранты по данным Госкомстата занимают порядка 5 миллионов рабочих мест. По прогнозам к 2030 году их число достигнет прочти 20% от населения страны. Такая «перспектива» развития миграционных процессов в обществе воспринимается крайне негативно. Особой проблемой для многих стран является нелегальная миграция, которая состоит из трех компонентов: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость. В России наиболее распространена нелегальная занятость. Из тех, кто работает, разрешение на работу имеет менее 30%, а регистрацию по месту жительства — около 50% да и те в основном фальшивые. Мигранты трудятся в разных сферах. Например, в Москве у них такое распределение:
43% - работают на стройках, их удел — должности чернорабочих, каменщиков и бетонщиков; 21% - торгуют на вещевых и продуктовых рынках; 14% - ремонтируют квартиры и всевозможные конторы; 8% - работают слесарями в автосервисе; 6% - трудятся на низовых позициях в ресторанах и кафе; 5% - водители маршруток, автобусов и троллейбусов; 3% - окопались в столичных офисах. Часто миграция имеет криминогенный характер, что обостряет и без того сложную криминальную обстановку в стране. По данным Генпрокуратуры 96 тысяч уголовников, объявленных в розыск по СНГ, находятся сегодня в России под видом иммигрантов. Многие из них боятся, что количество преступлений может возрасти в связи с увольнением большого количества трудовых мигрантов, и не только их, в принципе. Но специалисты рассчитали, что иностранцами совершается в России от 1,4% до 1,7% преступлений к общему количеству зарегистрированных и 2,7%-3,1% к раскрытым преступлениям. Что же касается меня, то я считаю, что в России очень много нелегальных мигрантов. Скорее всего это связано с тем, что в Россию довольно-таки просто попасть: приезжающих в Россию людей не так уж и тщательно проверяют, а от некоторых стран Россия даже визы не требует. Поэтому у нас в стране происходит так много преступлений. Например: Москва 22 мая 2013 года. Мэр Москвы Сергей Собянин обсудил в среду на специальной коллегии ФМС России вопрос возросшей в столице преступности среди мигрантов. Согласно отчету московской полиции, количество преступлений, совершенных жителями ближнего зарубежья, выросло на 42%, при этом количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных этой же категорией граждан, увеличилось на 72%. В 5,5 раз выросло количество преступлений, совершенных в Москве жителями ближнего зарубежья в составе организованных групп. Всего, как сообщил на коллегии ФМС в Москве в среду замначальника ГУ МВД РФ по Москве Олег Баранов, доля преступлений среди мигрантов составила 20% от общего числа расследованных преступлений.
Число зарегистрированных преступлений за 2009 и 2010 годы.
Рис. 2.1.5.
Основной поток незаконной миграции (около 90%) в Россию идет из стран СНГ; около 10% - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Численность незаконных мигрантов в регионах России (Саратов, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика Бурятия, Омская и Оренбургская области) варьирует от 0,5 до 3% населения, в Москве она составляет более 10%. Безусловно, катализатором притока нелегальных мигрантов в Россию служит упрощенный и безвизовый режим со странами СНГ.
Экономика нелегальной миграции становятся предметом бурных дискуссий. По разным оценкам число неофициально занятых мигрантов в России варьируют от1,5 дл 15 млн. человек. Целый комплекс методических проблем возникает при попытках отделить трудовых мигрантов от иностранных резидентов, выделить среди незаконных мигрантов занятых и незанятых трудовой деятельностью, проанализировать их правовое положение. Все это изучено крайне слабо, а то и вовсе не изучено.
Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур, занимающихся вопросами учета и обеспечения занятости трудовой миграции. Россия в последние годы стала напоминать проходной двор, куда мигранты толпами приезжают, уезжают и никто у нас не знает, где они были, чем они занимались. По данным директора Федеральной миграционной службы (ФСМ) К. Ромодановского, только за один год в Россию взъезжает до 20 миллионов мигрантов, и только 15% имеют письменный контракт с работодателем. Это говорит об очень низком уровне формализации трудовых отношений у мигрантов с работодателем. В первую очередь это отрицательно сказываются на социальной и правовой защищенности самих работающих мигрантов. Не выгодно это и государству, мимо казны которого проходят огромные деньги.
Данная ситуация не нормальна, когда обогащаются все кроме государства. Необходимо срочно вывести миграцию из теневого сектора экономики, придать ей цивилизованные формы, восстановить финансовые потери; добиться того, чтобы миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности.
В тоже время надо изменить отношение в обществе и к самим мигрантам. Они, можно сказать, находятся в положении современных рабов, труд которых практически ничего не стоит. В целях получения сверхприбыли предприниматели предпочитают брать на работу нелегалов, подход работодателей к гастарбайтерам прост: лопату побольше, зарплату поменьше. Из гастарбайтеров выжимают все, и еще при этом экономят на элементарных требованиях охраны труда, что часто приводит к тяжелым травмам и человеческим жертвам.
Мигранты, ни от чего не застрахованы и практически беззащитны перед любыми нарушениями их прав и интересов. Этим активно пользуются криминальные группы, создавая свой черный рынок труда по законам средневековья. Чтобы навести порядок в этой сфере, прежде всего, необходимо легализовать мигрантов, защитить их скромные права. Надо дать возможность гастарбайтерам честно трудится, жить в человеческих условиях, платить налоги государству, а не взятки чиновникам и милиции. Россия заинтересована в привлечении трудовых ресурсов из-за рубежа, но те, кто приезжает к нам, должны не нарушать закон. Соблюдение правил, в том числе уплата налогов, позволит обеспечить социальные гарантии и самим мигрантам. При этом, миграционное законодательство не обязательно должно быть жестким: жесткость нужна в контроле над его соблюдением.
Геополитические и национальные интересы России требуют срочных мер по формированию нового типа законодательства в миграционной сфере. Эта проблема не решается сама по себе, здесь нет быстрых и простых решений. В конце 2005 года была создана Межведомственная рабочая группа по совершенствованию иммиграционного законодательства, задача которой — выработать продуманную миграционную политику Российской Федерации с учетом международных рекомендаций. В правительстве уже существуют разработки в этом направлении. Один из таких документов — «Концепция демографического развития страны на период до 2015 года». Этот документ выделяет следующие основные задачи в области миграции и расселения:
- · регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения;
- · повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития РФ;
- · обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного отношения к ним.
Что касается совершенствования миграционной политики, то приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированных мигрантов: людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям.
На мой взгляд, миграционные процессы сейчас очень значимы для нашей страны тем, что благодаря иммигрантам, убыль численности населения уменьшается. Естественная убыль населения в I квартале 2010 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 17,2 тыс.человек. Миграционный прирост на 59,4% компенсировал численные потери населения.
А в 2009 году за период с января по ноябрь, естественная убыль населения была полностью замещена миграционным приростом.
Замещение естественной убыли населения миграционным приростом.
Рис. 2.2.1.
В основном иммигрируют к нам жители стран СНГ.
С 1го июля упрощается оформление пребывания гастарбайтеров в России. Раньше они имели право находиться в стране не более 90 дней. Теперь, имея на руках годовой контракт, белорус или украинец перестанет вздрагивать при виде милиции.
До принятия поправок почти 50% гастарбайтеров находились в стране на нелегальном положении. При официальной квоте в 1,3 млн. человек в России работали почти 3 млн. приезжих из соседних стран. Теперь часть из них сможет легализоваться.
Все эти меры приняты с единственной целью — вернуть трудовых мигрантов в Россию.
Гастарбайтеров в этом году стало не хватать. С конца осени 2009 прошлого года они разъезжались из-за задержек зарплат и отсутствия заказов.
Новые поправки, которые начнут действовать с 1 июля, позволят нанимать мигрантов тогда, когда они потребуются (не подавая заявку заранее, за год), и экономить на налогах (при обычном порядке привлечения они составляют 30%).
Поправки сильно облегчают въезд мигрантов из стран СНГ. Они позволяют легализоваться тем, кто уже работает на территории России, а также привлечь новых.