Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Обоснование технологических параметров углубочного комплекса для доработки крутопадающих месторождений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Максимально полно использовать геометрическое пространство карьера и увеличить глубину отработки месторождения возможно, если создать в нижней части карьера, приближающегося к проектной глубине, зону интенсивной углубки с близкими к предельным по устойчивости углами откоса рабочих и нерабочих бортов. Достичь высоких значений угла откоса борта в нижней части возможно, если повышать уклон… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ИЗУЧЕННОСТЬ ИССЛЕДУЕМЫХ ВОПРОСОВ
    • 1. 1. Анализ горнотехнических условий эксплуатации погрузочнотранспортного оборудования при доработке глубоких карьеров
    • 1. 2. Исследования в области доработки карьеров и применения специализированных добычных комплексов
    • 1. 3. Анализ научно-технической литературы, выбор направления и методов исследования
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УГЛУБОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРОВ
    • 2. 1. Обоснование названия, состава и принципа работы углубочного комплекса
    • 2. 2. Обоснование технологических параметров гусеничного самосвала
    • 2. 3. Обоснование технологических параметров специализированного экскаватора
    • 2. 4. Исследование вопросов безопасности при эксплуатации гусеничных самосвалов
  • ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ УГЛУБОЧНОГО КОМПЛЕКСА
    • 3. 1. Моделирование процесса работы специализированного экскаватора
    • 3. 2. Разработка конструктивных схем гусеничных самосвалов
    • 3. 3. Исследование взаимодействия гусеничного движителя с карьерным грунтом
  • ГЛАВА 4. ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ УГЛУБОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ
    • 4. 1. Моделирование параметров рабочей зоны карьера, дорабатываемого углубочным комплексом
    • 4. 2. Исследование рациональных условий применения углубочных комплексов
    • 4. 3. Технико-экономическое обоснование внедрения гусеничных самосвалов для доработки карьера «Комсомольский» в Якутии

Обоснование технологических параметров углубочного комплекса для доработки крутопадающих месторождений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период экономических потрясений в стране и мире для горнодобывающих предприятий наиболее остро встают проблемы истощения минерально-сырьевой базы, увеличения глубины горных работ, вовлечения в разработку полезных ископаемых, залегающих в более сложных горногеологических и экономико-географических условиях.

В условиях неустойчивых экономических показателей на мировых рынках минерального сырья и существенном ограничении инвестирования, направленного на строительство новых карьеров и шахтных комплексов, сохранение объемов добычи полезных ископаемых в ближайшие 10−15 лет будет обеспечиваться действующими производствами. Для предприятий, карьеры которых приближаются к своему проектному контуру, а граница разведанных запасов находится ниже, и значительные запасы руды могут остаться в бортах или под дном карьера, актуален вопрос увеличения полноты отработки месторождения за счет добычи полезного ископаемого, оставляемого при существующей технологии за пределами проектного контура.

Максимально полно использовать геометрическое пространство карьера и увеличить глубину отработки месторождения возможно, если создать в нижней части карьера, приближающегося к проектной глубине, зону интенсивной углубки с близкими к предельным по устойчивости углами откоса рабочих и нерабочих бортов. Достичь высоких значений угла откоса борта в нижней части возможно, если повышать уклон и уменьшать ширину транспортных коммуникаций и параметры рабочих площадок. Возникает необходимость применения специализированного погрузочно-транспортного оборудования, позволяющего существенно — в 2−3 раза, по сравнению с традиционными комплексами, увеличить продольный уклон дорог и рабочих площадок. Такие задачи могут быть решены с помощью комплекса оборудования, состоящего из специализированного экскаватора и гусеничного самосвала, и предназначенного для выемочно-погрузочных и транспортных операций на площадках и автодорогах с уклонами до 30%. В представленных исследованиях указанный комплекс оборудования называется «углубочным комплексом».

В последние 15−20 лет как при проектировании освоения новых мощных крутопадающих месторождений, так и в проектах реконструкции действующих карьеров все более очевидно прослеживается тенденция увеличения глубины открытой разработки. Так, например, дальнейшее развитие карьера «Мурунтау» (Навоийский ГМК) проектируется до глубины 1000 м, карьера Ковдорского ГОКа — до глубины более 750 м, карьеров АК «АЛРОСА» — до 500−600 м. В мировой практике известны карьеры глубиной 800−1000 м.

По мере увеличения глубины разработки, уменьшения размеров карьеров в плане происходит ухудшение горно-технических условий эксплуатации погрузочно-транспортного оборудования. Вскрытие и подготовка новых горизонтов в глубинной части карьеров производится в стесненных условиях рабочего пространства с высокими темпами углубки при большой концентрации погрузочно-транспортного оборудования.

Кроме доработки месторождений, не менее важной задачей является переход от открытого способа разработки к подземному без остановки добычных работ и существенной потери мощности обогатительных фабрик. Конкурентоспособность открытого способа на определенном этапе может обеспечиваться минимизацией объемов вскрыши путем применения технологий, обеспечивающих существенное увеличение углов откосов уступов и бортов карьера в конечном положении, и оптимизацией технических средств и схем транспортирования горной массы из глубинных зон карьера.

Сложные горно-технические условия в глубинной зоне при доработке карьеров обуславливают новые (специфические) требования к техническим и технологическим параметрам погрузочно-транспортного оборудования, необходимость применения оригинальных конструкторских решений при создании углубочных комплексов. Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют методические разработки для определения технологических параметров углубочных комплексов в зависимости от условий погрузочно-транспортных процессов, а также не установлены алгоритмы изыскания условий их эффективного применения. В связи с этим, обоснование рациональных значений технологических параметров углубочных комплексов является актуальной научной задачей и имеет важное практическое значение при доработке глубоких карьеров.

Объектами исследования являются процессы погрузки и транспортирования горной массы углубочным комплексом.

Предметом изучения является взаимосвязь технологических параметров погрузки и транспортирования с техническими параметрами специализированного экскаватора и гусеничного самосвала.

Целью работы является обоснование технологических параметров уг-лубочного комплекса в составе специализированного экскаватора и гусеничного самосвала, позволяющего увеличить полноту выемки полезного ископаемого в глубинной зоне карьеров, эксплуатирующих крутопадающие месторождения.

Идея диссертационной работы заключается в установлении и использовании зависимостей между технологическими параметрами погрузочно-транспортных процессов и техническими характеристиками специализированного экскаватора и гусеничного самосвала для обоснования рациональных значений технологических параметров углубочного комплекса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, определившие структуру диссертационной работы:

1. Проанализировать состояние и изученность исследуемых вопросов. Провести оценку влияния горнотехнических условии эксплуатации на глубоких горизонтах карьеров на выбор погрузочно-транспортного оборудования.

2. Разработать технические и технологические требования на создание гусеничных самосвалов и обосновать их конструктивные схемы.

3. Провести моделирование процесса работы специализированного экскаватора в глубинной зоне карьера и обосновать его технологические параметры.

4. Выбрать критерии и определить рациональные горнотехнические условия применения углубочных комплексов на действующих и проектируемых карьерах Якутии. Обосновать экономическую эффективность их применения.

Методы исследования: анализ и синтез данных научных исследований, проектных и практических работ, аналогия, графоаналитическое и математическое моделирование, технико-экономический анализ.

Научные положения, защищаемые автором:

1. Применение углубочного комплекса в составе специализированного экскаватора и гусеничного самосвала позволяет формировать в нижней части карьера зону с повышенными углами откоса бортов, увеличивая полноту отработки месторождения.

2. Рациональные значения средневзвешенного продольною уклона транспортных коммуникаций для гусеничного самосвала лежат в пределах от 15 до 30%, что в 2−3 раза более, чем при использовании традиционных погру-зочно-транспортных комплексов.

Научная новизна работы заключается в том, что:

— установленные автором взаимосвязи между параметрами погрузочно-транспортных процессов и техническими параметрами углубочного комплекса развивают направление открытых горных работ, связанное с изысканием путей увеличения полноты отработки месторождений и сокращения объемов вскрышных работ;

— предложенный углубочный комплекс для доработки крутопадающих месторождений в составе специализированного экскаватора и гусеничного самосвала является новымразработаны технические задания на создание карьерных гусеничных самосвалов;

— впервые обоснованы технологические требования’для создания углубочного комплекса на основе предложенных графоаналитической и математической моделей;

— разработан порядок определения и установлены условия эффективного применения углубочного комплекса.

Научное значение работы заключается в установлении зависимостей между параметрами погрузочно-транспортных процессов и техническими параметрами специализированного экскаватора и гусеничного самосваларазработке порядка определения условий рационального применения углубочного комплекса и выбора его технологических и конструктивных параметров для конкретных горнотехнических условий.

Практическое значение работы состоит в следующем:

1. Обоснована целесообразность применения углубочных комплексов в составе специализированного экскаватора и гусеничного самосвала на ким-берлитовых карьерах Якутии.

2. Установлены рациональные условия применения углубочных комплексов, которые рекомендуется применять при разработке технологий по увеличению полноты выемки полезного ископаемого в условиях доработки карьеров.

3. Разработаны технические параметры и конструктивные схемы оборудования, которые рекомендуется применять при проектировании специализированного экскаватора и гусеничного самосвала.

Внедрение углубочных комплексов позволит:

— увеличить полноту отработки месторождения за счет формирования в нижней части карьера зоны с повышенными углами откоса бортов и увеличения глубины карьера;

— сократить объемы полезного ископаемого, оставляемого в бортах и под дном карьера;

— продлить срок службы карьера и обогатительной фабрики;

Достоверность полученных результатов обеспечивается соответствием базовым положениям теории и практики открытых горных работ, изложенным в трудах академиков Н. В. Мельникова, В. В. Ржевского, К. Н. Трубецкого, члена-корреспондента РАН В. Л. Яковлева, профессоров М. В. Васильева, М. Г. Новожилова, А. И. Арсентьева, А. А. Кулешова и др., обоснована анализом опыта эксплуатации погрузочно-транспортных комплексов на глубоких карьерах, проектных разработок института «Якутнипроалмаз» в области эффективной добычи и полноты выемки полезных ископаемых на кимберлитовых карьерах Западной Якутии, использованием данных, полученных из технических предложений ведущих машиностроительных предприятий: «УКБТМ», «КБТМ», «Уралмашзавод», — использованием фундаментальных положений математики и классической механики.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы и ее отдельные результаты обсуждены и одобрены на: семинарах лаборатории транспортных систем карьеров и геотехники ИГД УрО РАН, ученом совете ИГД УрО РАНтехническом совещании у директора НТЦ — главного конструктора ПО «БелАЗ" — международной научно-практической конференции «Карьерный транспорт» (г. Жодино, республика Беларусь, 2005, 2006, 2007 г.) — VIII международной научно-практической конференции «Проблемы карьерного транспорта» (г. Екатеринбург, 2005 г.), международном научном симпозиуме «Неделя горняка» (г. Москва, 2005, 2006, 2008 г.) — всероссийской конференции «Проблемы и достижения автотранспортного комплекса (г. Екатеринбург, 2005, 2008 г.) — международной научно-технической конференции «Чтения памяти В. Р. Кубачека «Технологическое оборудование для горной и нефтегазовой промышленности» (г. Екатеринбург, 2007, 2009 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 15 печатных работ, в том числе 5 публикаций в рецензируемых изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.

Реализация результатов работы. Результаты использовались в научно-исследовательских работах института «Якутнипроалмаз» по разработке технологий, обеспечивающих эффективную добычу и полноту выемки руды при доработке карьеров, проводимых для АК «АЛРОСА».

На основании проведенных исследований подготовлено техническое задание на разработку гусеничного самосвала грузоподъемностью 40 т, используемое при создании ФГУП «УКБТМ» и ФГУП «КБТМ» эскизных проектов и технико-коммерческих предложений на гусеничный самосвал ГС-40.

Результаты исследований послужили теоретической основой для выполнения технико-экономических предложений по применению гусеничных самосвалов, выполненных совместно с ОАО Институт «Уралгипроруда» для Правительства Свердловской области.

Автор выражает глубокую благодарность члену-корреспонденту РАН Яковлеву B. JL, докторам технических наук Западинскому А. Л., Конореву М. М., Зубкову А. В., кандидатам технических наук Тарасову П. И., Глебову А. В. Бахтурину Ю.А., Столярову В. Ф., Журавлеву А. Г., Буйначеву С. К. за постоянное внимание к работе, научно-методическую помощь, искреннюю признательность коллегам из лаборатории транспортных систем карьеров и геотехники ИГД УрО РАН, директору НТЦ — главному конструктору ПО «БЕЛАЗ» Егорову А. Н., директору-главному конструктору ФГУП «УКБТМ» Домнину В. Б., начальнику отдела перспективного проектирования — Неволину В. М., начальнику конструкторского отдела ФГУП «КБТМ» — Лобанову С. В. за сотрудничество, поддержку и ценные критические замечания при выполнении работы.

1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ИЗУЧЕННОСТЬ ИССЛЕДУЕМЫХ ВОПРОСОВ.

Основные результаты диссертационной работы заключаются в следующем:

1. На карьерах, где горные работы приближаются к проектному контуру, а граница разведанных запасов находится ниже, значительная часть запасов полезного ископаемого может быть оставлена в бортах и под дном карьера. Увеличить полноту отработки месторождения возможно, если создать в нижней части карьера, приближающегося к проектной глубине, зону интенсивной углубки с повышенными углами откоса рабочих и нерабочих бортов. Достичь высоких значений угла откоса борта в нижней части возможно, если повышать уклон и уменьшать ширину транспортных коммуникаций и параметры рабочих, площадок. Это выполнимо при использовании, специализированных углубочных комплексов в составе специализированного экскаватора и гусеничного самосвала, позволяющих существенно — в 2−3 раза, по сравнению с традиционными комплексами, увеличить продольный уклон дорог и рабочих площадок. Это позволяет максимально полно использовать геометрическое пространство карьера, увеличить глубину и полноту отработки месторождения. Применение углубочных комплексов позволяет увеличивать область открытых горных работ при комбинированной отработке месторождений.

2. Исследование современных технических и эксплуатационных характеристик карьерных автосамосвалов, самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой, скрепер-дозеров и гусеничных самосвалов позволило установить, что для работы в сложных горно-технических условиях с повышенными до 30% уклонами транспортных съездов предпочтительными по технико-экономическим показателям являются гусеничные самосвалы, наиболее. полно отвечающие требованиям проектируемой технологии.

3. Исследования взаимосвязей между технологическими параметрами транспортирования при доработке карьеров и техническими характеристиками гусеничных самосвалов установили следующее:

3.1 Рациональный диапазон скоростей гусеничного самосвала составляет от 6 до 10 км/ч, ограничивается мощностью двигателя и техническими возможностями движителя, является достаточным для требуемой производительности.

3.2 Мощность двигателя гусеничного самосвала грузоподъемностью 40 т для рассмотренных вариантов применения целесообразно выбирать в диапазоне 850.1000 кВт. Нижнее значение определяется необходимым тяговым усилием, верхнее — ограничивается массой, габаритными размерами, объемами вредных выбросов в атмосферу.

3.3 Рациональная грузоподъемность гусеничных самосвалов для кимберлитового карьера «Комсомольский» в Якутии составляет 36−40 тонн, определяется в соответствии с требуемой производительностью, ограничивается массой, мощностью и габаритными размерами машины.

4. Разработан алгоритм выбора параметров специализированного экскаватора методом графо-аналитического моделирования процесса работы. Предложены средства повышения устойчивости. Для обеспечения работы углубочного экскаватора на уклонах до 30% требуется повышение продольной и поперечной устойчивости машины за счет увеличения опорного контура ходовой системы, снижения высоты центра тяжести, применения* горизонтирующего устройства и аутригеров (выносных опор), уменьшения линейных параметров рабочего оборудования в согласовании с параметрами забоя и транспортной машины.

5. С учетом результатов моделирования установлена область рациональных значений максимальной высоты черпания и максимальной глубины копания специализированного экскаватора. Для прямой лопаты область рациональных значений лежит в пределах от 11,5 до 14 м, для обратной — от 7 до 9 м.

6. Предложен порядок определения рациональных условий применения углубочных комплексов по критерию предельно-допустимой себестоимости добычи полезного ископаемого. Установлено, что рациональный средневзвешенный продольный уклон транспортных коммуникаций находится в диапазоне от 15 до 30%, рациональная высота подъема горной массы ограничена значением 260 м.

7. Технико-экономический расчет показал финансовую реализуемость проекта доработки карьера «Комсомольский» по двум рассматриваемым вариантам: 1) с применением ниже отметки 400 м шарнирно-сочлененных самосвалов грузоподъемностью 38 т- 2) с применением ниже отметки 400 м гусеничных самосвалов грузоподъемностью 40 т.

В связи с большей массой, мощностью двигателя, более низким коэффициентом тары затраты на ГСМ, отнесенные к 1 т перевезенной горной массы, у гусеничных самосвалов выше в 1,6. 1,8 раза. Однако за счет увеличения продольного уклона дорог удается увеличить объем добываемой руды при незначительном увеличении объемов вскрыши, что делает вариант с гусеничными самосвалами экономически более выгодным. При использовании гусеничных самосвалов чистый дисконтированный доход, полученный нарастающим итогом за 5 лет, составляет 487 млн. рублей. При использовании шарнирно-сочлененных самосвалов — 414 млн. рублей. При этом из-за падения объемов добычи руды использование шарнирно-сочлененных самосвалов в пятый год реализации проекта становится убыточным.

Необходимо отметить, что в тех случаях, когда объемы руды и вскрыши при использовании гусеничных и шарнирно-сочлененных самосвалов равны, то использовать гусеничные самосвалы экономически менее выгодно из-за высоких эксплуатационных затрат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании выполненных исследований решена актуальная научная задача по обоснованию технологических параметров углубочных комплексов и условий их рационального применения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. В. Определение границ оптимизации технологических параметров открытых горных работ Текст. / Ганченко М. В., А. Н Акишев, В. А. Бахтин // Горный журнал. 2005. — № 7. — С. 77 — 80.
  2. Исследование и обоснование параметров и конструкции гусеничного транспортного средства для работы в сложных горнотехнических условиях Текст.: отчет о НИР / ИГД УрО РАН- рук. Яковлев B.JI. Екатеринбург, 2005.
  3. Обоснование технологических параметров транспортных коммуникаций для эксплуатации гусеничного транспортного средства и разработка норм расчета производительности Текст.: отчет о НИР / ИГД УрО РАН- рук. Яковлев В. JL Екатеринбург, 2006.
  4. И. В. Методы повышения надежности систем карьерного автотранспорта в экстремальных условиях эксплуатации Текст. / И. В. Зырянов. М.: Издательский дом «Руда и металлы», 2003. — 120 с.
  5. В. JI. Теория и практика выбора транспорта глубоких карьеров Текст. / В. JI. Яковлев. Новосибирск: Наука, 1989. -240 с.
  6. Карьерный автотранспорт: состояние и перспективы Текст. / П. JT. Мариев и др. СПб.: Наука, 2004. — 429 с.
  7. В. П. Обоснование и оптимизация параметров технологического автомобильного транспорта рудных карьеров Текст.: дис.. д-ра техн. наук / В. П. Смирнов- ИГДС СО РАН. Якутск, 1990. — 359 с.
  8. И. В. Транспортный комплекс Акционерной Компании «АЛРОСА» Текст. / И. В. Зырянов, С. Ф. Пацианский // Алмаз. 2004. — № 1.-С. 12−16.
  9. И. В. Повышение эффективности систем карьерного автотранспорта в экстремальных условиях эксплуатации Текст.: автореф. дис.. д-ра техн. наук / И. В. Зырянов- СПГГИ (ТУ). СПб, 2006. — 40 с.
  10. Управление развитием рабочей зоны кимберлитовых карьеров Текст. / А. Н. Акишев и др. // Горная промышленность. 2004. — № 1. — С. 53 — 58.
  11. В. И. Влияние продольного уклона дороги карьера «Удачный» на конечный объем добываемой руды Текст. / В. И. Еремеев, В. В. Забелин // Алмаз. 2004. — № 1. — С. 22 — 26.
  12. Д. Р. Комбинированная разработка рудных месторождений Текст. / Д. Р. Каплунов, М. В. Рыльникова, В. Н. Калмыков // Мировая горная промышленность 2004 2005: история, достижения, перспективы. — М.: НТЦ «Горное дело», 2005. — 376 с.
  13. Актуальные проблемы разработки кимберлитовых месторождений: современное состояние и перспективы решения: сб. докл. Международной научно-практической конференции «Мирный-2001″, 1−9 июля 2001 г. М.: Издательский дом „Руда и металлы“, 2002. — 400 с.
  14. Н. В. Краткий справочник по открытым горным работам Текст. / Н. В. Мельников. М.: Недра, 1982. — 414 с.
  15. В. В. Научные основы проектирования карьеров Текст. / В. В. Ржевский. М.: Недра, 1977. — 598 с.
  16. В. В. Процессы открытых горных работ Текст. / В. В. Ржевский. М.: Недра, 1974. — 520 с.
  17. В. В. Технология и комплексная механизация открытых горных работ Текст. / В. В. Ржевский. М.: Недра, 1980. — 631 с.
  18. Открытая разработка-месторождений на-больших глубинах Текст. / В. В. Ржевский и др. // Горный журнал. 1988. — № 5. — С. 14 — 23.
  19. Справочник. Открытые горные работы / К. Н. Трубецкой, М. Г. Потапов, К. Е. Виницкий, Н. Н. Мельников и др. М., Горное бюро, 1994. 590 с: ил.
  20. А. О. Транспортные машины и комплексы открытых горных работ Текст. / А. О. Спиваковский, М. Г. Потапов. М.: Недра, 1983. -383 с.
  21. Н. Н. Технология применения и параметры карьерных гидравлических экскаваторов Текст. / Н. Н. Мельников, Д. Г. Неволин, JI. С. Скобелев. Апатиты: Кольский научный центр РАН, 1992. — 215 с.
  22. В. Л. Принципы формирования транспортных систем глубоких карьеров Текст. / В. Л. Яковлев // Проблемы транспорта глубоких карьеров. -Свердловск, 1981. С. 7 — 16. — (Сб. науч. тр. / ИГД МЧМ СССР. — Вып. 66).
  23. В. Л. Транспорт глубоких карьеров Текст. / В. Л. Яковлев, С. Л. Фесенко // Горный журнал. 1988. — № 12. — С. 24 — 27.
  24. В. Л. Основные тенденции и особенности развития железорудной промышленности России в условиях рыночной экономики: препринт Текст. / В. Л. Яковлев, И. С. Куклин. Екатеринбург: ИГД УрО РАН, 1999.-43 с.
  25. В. Л. Теоретические основы выбора транспорта рудных карьеров Текст.: дис.. д-ра техн. наук / В. Л. Яковлев- ИГД МЧМ СССР. -Свердловск, 1978.- 421 с.
  26. В. Л. Динамика условий транспортирования горной массы на железорудных карьерах до 1990 г. Текст. / В. Л. Яковлев, Г. П. Воробьев
  27. B. С. Агеев // Труды ИГД Минчермета СССР. Вып. 56. — Свердловск, 1973.1. C. 20 24.
  28. В. Л. К дифференцированному учету горно-технических условий при проектировании карьерного транспорта Текст. / В. Л. Яковлев // Труды / ИГД Мичермета СССР. Вып. 62. — Свердловск, 1980. — С. 6 — 10.
  29. М. В. Научные основы проектирования карьерного транспорта Текст. / М. В. Васильев, В. JI. Яковлев. М.: Наука, 1972. — 202 с.
  30. М. В. Научные основы проектирования и эксплуатации автомобильного транспорта на открытых горных работах Текст. / М. В. Васильев. Свердловск, 1962. — 332 с. — (Труды / ИГД УФ АН СССР. — Вып.1).
  31. М. В. Автомобильный транспорт карьеров Текст. / М. В. Васильев, 3. JI. Сироткин, В. П. Смирнов. М.: Недра, 1973. — 280 с.
  32. М. В. Эксплуатация карьерного автотранспорта Текст. / М.
  33. B. Васильев, В. П. Смирнов, А. А. Кулешов. М.: Недра, 1979. — 280 с.
  34. М. В. Выбор рационального типа автосамосвала для конкретных условий эксплуатации Текст.: методические указания / М. В. Васильев, В. П. Смирнов, А. А. Котяшев. Свердловск: ИГД МЧМ СССР, 1977. -50 с.
  35. А. И. Вскрытие и системы разработки карьерных полей Текст. / А. И. Арсентьев. М.: Недра, 1981. — 278 с.
  36. А. И. Законы формирования рабочей зоны карьера Текст.: учебное пособие / А. И.' Арсентьев. JL: ЛГИ, 1986. — 54 с.
  37. В. А. Технологические основы проектирования и планирования грузопотоков на рудных карьерах с автомобильным транспортом Текст.: автореф. дис.. д-ра техн. наук / В. А. Галкин- МГМИ.-Магнитогорск, 1988. 30 с.
  38. М. Г. Открытые горные работы Текст. / М. Г. Новожилов. -М.: Недра, 1965.-553 с.
  39. Технология открытой разработки месторождений полезных ископаемых Текст.: 4.1. / М. Г. Новожилов и др. М.: Недра, 1971. — 512 с.
  40. В. С. Проектирование карьеров Текст. / В. С. Хохряков. -М.: Недра, 1980. -336 с.
  41. В. С. Исследование условий эффективности применения автосамосвалов на открытых горных работах Текст.: дис. канд. техн. наук / В.
  42. C. Хохряков- СГИ. Свердловск, 1953. — 198 с.
  43. В. С. Проектирование и организация работы карьерного автотранспорта Текст. / В. С. Хохряков. М.: Госгортехиздат, 1963. — 167 с.
  44. А. А. Мощные экскаваторно-автомобильные комплексы карьеров Текст. / А. А. Кулешов. М.: Недра, 1980. — 317 с.
  45. А. А. Теоретические основы высокоэффективной эксплуатации мощных систем карьерного автотранспорта Текст.: дис.. д-ра. техн. наук / А. А. Кулешов- МГИ. М., 1982. — 298 с.
  46. А. А. Экологические проблемы эксплуатации дизельной техники на карьерах и пути их решения Текст. / А. А. Кулешов // Горный журнал. 1994.-№ 1.- С. 35−40.
  47. М. Г. Карьерный транспорт Текст.: учебное пособие / М. Г. Потапов. М.: Углетехиздат, 1958. — 294 с.
  48. В. П. Теория карьерного большегрузного автотранспорта Текст. / В. П. Смирнов, Ю. И. Лель. Екатеринбург: ИГД УрО РАН, 2002. -355 с.
  49. В. П. Исследование параметров и области применения новых отечественных автотранспортных средств Текст.: дис.. канд. техн. наук / В. П. Смирнов- СГИ. Свердловск, 1969. — 158 с.
  50. В. П. Оценка влияния конструктивных факторов на топливную экономичность карьерных автосамосвалов Текст. / В. П. Смирнов, А. А. Котяшев, П. И. Тарасов // Труды / ИГД МЧМ СССР. Вып. 69. -Свердловск, 1979. — С. 42 — 48.
  51. В. П. О тяговых и динамических качествах дизельных автомобилей БелАЗ Текст. / В. П. Смирнов, А. А. Котяшев // Труды / ИГД МЧМ СССР. Вып. 23. — Свердловск, 1970. — С. 92 — 98.
  52. Теория и расчет гусеничного движителя землеройных машин Текст. / Н. Г. Домбровский и др. — Киев: Техника, 1970. 340 с.
  53. Н. Г. Землеройные машины Текст. / Н. Г. Домбровский. -М.: МАШГИЗ, 1968.-412 с.
  54. Ю. И. Методика обоснования оптимальной глубины перехода на новые модели автосамосвалов при доработке глубоких карьеров Текст. /
  55. В. Л. Обоснование рациональных параметров и режимов безаварийной эксплуатации технологического автотранспорта в рудных карьерах Текст.: дис.. канд. техн. наук / В. Л. Могилат- ИГД МЧМ СССР. -Свердловск, 1983.-205 с.
  56. А. Г. Влияние вида транспорта на объем карьера Текст. / А. Г. Сисин, В. А. Берсенев, М. Д. Вознесенский // Труды / Унипромедь. Вып. XX. -Свердловск, 1977. — С. 36 — 40.
  57. А. Г. Методика определения глубины ввода автомобильно-скипового транспорта на карьере Текст. / А. Г. Сисин, Д. С. Милиции А. Ф. Климин // Труды / Унипромедь. Вып. 16. — Свердловск, 1973. — С. 34 — 39.
  58. А. Г. Основные резервы экономии дизельного топлива на карьерном транспорте Текст. / А. Г. Сисин, Ю. Г. Лукин // Разработка рациональных технологий добычи руд цветных металлов: сб. науч. тр. / Ин-т Унипромедь. Свердловск, 1988. — С. 39 — 45.
  59. А. А. Влияние параметров автосамосвалов на объем горнокапитальных работ Текст. / А. А. Котяшев, В. П. Смирнов // Труды / ИГД Минчермета СССР. Вып. 56. — Свердловск, 1978. — С. 33 — 40.
  60. П. И. Экономия топлива при эксплуатации карьерных автосамосвалов Текст.: обзор / П. И. Тарасов. М.: ЦНИЭИуголь, 1987. — 38 с. — (Сер. Добыча угля открытым способом, № 4).
  61. П. И. Пути экономии дизельного топлива на карьерном автотранспорте Текст. / П. И. Тарасов // Горный журнал. 2006. — № 2. — С. 72 -75.
  62. П. И. Исследование влияния горнотехнических факторов на расход топлива карьерным автотранспортом Текст.: дис.. канд. техн. наук / П. И. Тарасов- ИГД МЧМ СССР. Свердловск, 1982. — 238 с.
  63. Э. В. Обоснование рациональных параметров технологического автотранспорта при повышенных уклонах карьерных автодорог Текст.: дис.. канд. техн. наук / Э. П. Горшков- ИГД МЧМ СССР. -Свердловск, 1984. 178 с.
  64. А. С. Повышение эффективности карьерного автомобильного транспорта совершенствованием параметров его подсистем с использованием энергетического критерия Текст.: автореф. дис.. канд. техн. наук / А. С. Довженок- СПГГИ (ТУ). СПб, 1992. — 20 с.
  65. В. В. Повышение эффективности работы мощных экскаваторно-автомобильных комплексов карьеров на базе экспертных систем Текст.: автореф. дис.. канд. техн. наук / В. В. Макаров- УГГУ. -Свердловск, 2006. 24 с.
  66. Ю. В. Обоснование производительности технологического автомобильного транспорта железорудных карьеров Текст.: дис.. канд. техн. наук / Ю. В. Стенин- ИГД МЧМ СССР. Свердловск, 1983. — 228 с.
  67. А. В. Дальнейшие пути развития карьерного автотранспорта Текст. / А. В. Зотов // Всесоюзная научно-техническая конференция по карьерному транспорту, IV: тез. докл. Свердловск: ИГД МЧМ СССР, 1978. — С. 94 — 99.
  68. Кощеев В: И. Обоснование области эффективного применения трубопроводного контейнерного пневмотранспорта. на карьерах Текст.: автореф. дис.. канд. техн. наук / В. И. Кощеев- ИГД МЧМ СССР. -Свердловск, 1987. 18 с.
  69. В. Н. Повышение эффективности эксплуатации глубоких карьеров с автомобильным транспортом формированием зон концентрации горных работ Текст.: автореф. дис.. канд. техн. наук / В. Н. Сидоренко- МГМИ. Магнитогорск, 1987. — 20 с.
  70. Состояние и пути совершенствования транспорта горнорудных карьеров СССР Текст.: обзор, информ. / М. В. Васильев и др. М.: Черметинформация, 1976. — 85 с. — (Сер. 1. Горнорудное производство, вып. 2).
  71. Е. Ф. Основы теории вскрытия карьерных полей Текст. / Е. Ф. Шешко. Л.: Углетехиздат, 1953. — 216 с.
  72. Н. И. Интенсификация использования оборудования на карьерах Текст. / Н. И. Томаков. М.: Недра, 1980. — 219 с.
  73. К. В. Оптимизация технологических процессов на открытых горных разработках Текст. / К. В. Винницкий. М.: Недра, 1976. -280 с.
  74. А. Н. Анализ работы и пути дальнейшего совершенствования автомобильного транспорта на меднорудных карьерах Текст.: дис.. канд. техн. наук / А. Н. Шилин- Унипромедь. Свердловск, 1957. — 164 с.
  75. Л. И. О взаимосвязи основных параметров экскаваторно-автомобильных комплексов Текст. / Л. И. Добрых // Горный журнал. — 1987. — № 5.-С. 8- 11.
  76. Способ взаимодействия гусеничного движителя лесной трелевочной машины с деформируемой поверхностью лесосеки Текст. / Г. П. Дроздовский и др. Ухта: УГТУ, 2008. — С. 25 — 29.
  77. Е. В. Исследование тягово-сцепных свойств движителя с резиноармированными гусеницами в условиях Дальнего Востока Текст.: дис.. канд. техн. наук / Е. В. Злобин- Дальневосточный Государственный Аграрный Университет. Благовещенск, 2006. — 22 с.
  78. В. С. Исследование параметров технологических автомобильных дорог на рудных карьерах Текст.: дис.. канд. техн. наук / В. С. Торов- ИГД МЧМ СССР. Свердловск, 1982. — 177 с.
  79. Промышленный транспорт: СНиП 2.05.07 — 91* Текст. / Минстрой России. М.: ГП ЦПП, 1996. — 112 с.
  80. Нормы технологического проектирования горнорудных предприятий цветной металлургии с открытым способом разработки ВНТП — 35 — 86 Текст. / Минцветмет СССР. М., 1986. — 109 с.137
  81. Автомобильные дороги: СНиП 2.05.02 85 Текст. / Госстрой СССР. -М., 1986.-56 с.
  82. Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях: СНиП 2.05.11 -83 Текст. / Государственный комитет СССР по делам строительства. — М., 1984.-28 с.
  83. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. ПБ 03−576−03 Текст. / Госгортехнадзор России. -М., 2003.-137 с.
  84. Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом (ПБ 03−498−02) Текст. / Госгортехнадзор России. М., 2003. — 145 с.
  85. А. К. Гусеничные движители тракторного типа для строительных и дорожных машин Текст. / А. К. Рейш, М. В. Балаховская: Обзорная инфрм. / ЦНИИТЭ-строймаш. М., 1984. — 415 с. — (Серия 1. Экскаваторы и стреловые краны — Вып. З).
  86. Справочник эксплуатационных- характеристик Текст. / ПО БелАЗ. -первая редакция. Жодино, 2003. С. 35.
  87. Р. Ю. Горные машины и комплексы для открытых работ Текст. / Р. Ю. Подэрни. М.: Машиностроение, 1974. — 451 с.
  88. Г. М. Лесные машины Текст.: учебник / Г. М. Анисимов. -М.: Лесная промышленность, 1989.- 511 с.
  89. А. Н. Машины для земляных работ Текст. / А. Н. Зеленин. -М.: Машиностроение, 1975.- 421 с.
  90. Гусеничный самосвал с поворотной платформой Электронный ресурс. — Режим доступа: // www. hitachi-tsk.ru/equipment/builds/18/ess/18 .htm. (03.04.2005).
  91. Гусеничный самосвал Komatsu Электронный ресурс.: [каталог]. — Режим доступа: // www.auto.vl.ru/special/articles. (05.04.2005).
  92. Гусеничные самосвалы MOROOKA Электронный ресурс.: [каталог]. Режим доступа: // www.morooka.com. — (05.04.2005).
  93. Бульдозер Komatsu D355C Электронный ресурс.: [каталог]. — Режим доступа: // www.komatsu.ru. (10.11.2005).
  94. Д. П. Динамика и прочность одноковшовых экскаваторов Текст. / Д. П. Волков. М.: Машиностроение, 1965. — 463 с.
  95. Е. Р. Основы теории одноковшовых экскаваторов Текст. / Е. Р. Петере. -М.: МАШГИЗ, 1955. С. 201−203.
  96. Е. Д. Теория трактора Текст. / Е. Д. Львов. 5-е изд. — М.: МАШГИЗ, 1960. — 445 с.
  97. Д. А. Основы теории и расчета трактора и автомобиля Текст. / Д. А. Чудаков. М: Колос, 1972. — 386 с.
  98. Л. В. Теория танка Текст. / Л. В. Сергеев. М.: Издание Военной ордена Ленина Краснознаменной академии бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского, 1973. — 256 с.
  99. ГОСТ РВ 51 792−2001. Машины гусеничные военные. Транспортеры и транспортеры-тягачи. Общие технические требования Текст.. М.: Госстандарт России, 2001.
  100. Гусеничные транспортеры-тягачи Текст. / под ред. В. Ф. Платонова. М.: Машиностроение, 1978. — 145 с.
  101. Н. И. Танки Текст. / Н. И. Груздев. М. — Свердловск: Машгиз, 1944. — 484 с.
  102. Гусеничное транспортное средство», техническое предложение К7.800ПЗ Текст. Омск: ФГУП КБТМ, 2005.
  103. Карьерная техника ПО «БелАЗ» Текст.: справочник / под ред. П. Л. Мариева, К. Ю. Анистратова. -М.: ООО НТЦ «Горное дело», 2007.-456 с.
  104. Сочлененные самосвалы Volvo. Опыт эксплуатации (месторождения в Италии, Англии, Норвегии, России) Электронный ресурс.. М., 2007. — 1 электрон, опт. диск (DVD). — Загл. с экрана.
  105. ПО.Лиханов В. А. Снижение токсичности автотракторных дизелей Текст. / В. А. Лиханов, А. М. Сайкин. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Колос, 1994.-224 с.
  106. Дизельные и газовые двигатели Текст.: каталог. СПб.: ЦНИДИ, 2003.-219 с.
  107. Н. Н. Основы механики грунтов и инженерной геологии Текст. / Н. Н. Маслов. М.: Высшая школа, 1968. — 629 с.
  108. Е. Е. Теория автомобиля и трактора Текст.: учебное пособие / Е. Е. Баженов. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2000. — 125 с.
  109. В.А., Статистическая динамика транспортных и тяговых гусеничных машин Текст. / В. А. Савочкин, А. А. Дмитриев. М.: «Машиностроение», 1993. — 319 с.
  110. В. Я. Расчет основных параметров гидравлических ¦ экскаваторов с рабочим оборудованием обратная лопата Текст.: учебное пособие / В. Я. Крикун, В. Г. Манасян. 1-е изд. — М.: АСВ, 2001. — 104 с.
  111. С. А. Усилия и нагрузки в действующих машинах Текст. / С. А- Казак. -М.: МАШГИЗ, 1960.-С. 127−131.
  112. Теория, конструкция и расчет строительных и дорожных машин Текст.: учебник / Л. А. Гоберман и др. М.: Машиностроение, 1979. — 407 с.
  113. В.П. Математическое моделирование технических систем Текст. / Тарасик В. П. Мн.: «Дизайн ПРО», 2004. — 640 с.
  114. КаазикЮ. А. Математический словарь Текст. /Ю. А. Каазик. -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. 336 с.120- Современный словарь иностранных слов Текст.: около 20 000 слов. СПб: «Дуэт», 1994. — 752 с.
  115. Э. В. Обоснование рациональных параметров технологического автотранспорта при повышенных уклонах карьерных автодорог Текст.: дис.. канд. техн. наук / Э. П. Горшков- ИГД МЧМ СССР. -Свердловск, 1984.-178 с.
  116. Технико-экономические показатели горных предприятий за 1990−2004 гг. Текст.. Екатеринбург: ИГД УрО РАН, 2005. — 404 с.
  117. Показатели развития предприятий горнорудной промышленности черной металлургии в период 1990 2010 годов Текст.. — Свердловск: ИГД МЧМ СССР, 1990.-310 с.
  118. Е. А. Теория автомобиля Текст. / Е. А. Чудаков. М.: Машгиз, 1950.-334 с.
  119. П. В. Карьерный автотранспорт за рубежом Текст.: обзор, информ / П. В. Очеретин, Г. А. Янченко. М.: Черметинформация, 1979. — 160 с.
  120. С. С. Вентиляция карьеров Текст. / С. С. Филатов. М.: Недра, 1981.-206 с.
  121. Haddock Keith Giant earthmovers: An illustrated history Text.. St. Paul: MBI Publishing Company, 1998. — 224 p.
  122. Нормы технологического проектирования горнодобывающих предприятий черной металлургии с открытым способом разработки Текст.: утв. МЧМ СССР от 11.03.86. Л.: Гипроруда, 1986. — 264 с. 1. По теме:1. Генеральныйзаказчик1. Заказчик1. Исполнитель
  123. Основание для вьполне-ния разработки
  124. Цель и исходные данные для работы3. Основные требования
Заполнить форму текущей работой