Лесной комплекс (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность)
Вклад деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в общепромышленные выбросы в атмосферу от стационарных источников составляет около 3%: наиболее значителен ее вклад в выбросе твердых веществ (1/23 общепромышленного), оксида ванадия пятивалентного и ртути (1/33 общепромышленного выброса). Кроме этого в воздух выбрасываются оксид углерода (28,2% суммарного выброса), диоксид серы… Читать ещё >
Лесной комплекс (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вклад деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в общепромышленные выбросы в атмосферу от стационарных источников составляет около 3%: наиболее значителен ее вклад в выбросе твердых веществ (1/23 общепромышленного), оксида ванадия пятивалентного и ртути (1/33 общепромышленного выброса). Кроме этого в воздух выбрасываются оксид углерода (28,2% суммарного выброса), диоксид серы (26,7%), оксиды азота (7,9%), толуол (1%), сероводород (0,9%) и др. В качестве одного из крупнейших загрязнителей воздуха можно отметить Архангельский ЦБК (г. Новодвинск), объем выбросов которого составляет 7,5% от общеотраслевого (И. И. Мазур, О. И. Молдаванов, В. Н. Шишов, 1996).
Лесной комплекс характеризуется водоемкостью: он потребляет 5% используемой всей промышленностью РФ воды, или более 2 млрд м3. Весьма значителен вклад отрасли и в загрязнение вод (6% общепромышленных сбросов), но, учитывая сильное загрязнение сточных вод сульфатами, хлоридами, фенолами, нефтепродуктами, формальдегидами, метанолом, фурфуролом, вклад лесного комплекса в сброс загрязненных вод составляет 18—20% от общепромышленных. Главный источник загрязнения вод — производство целлюлозы, основанное на сульфатном и сульфитном способах варки древесины и отбелке продукта с помощью хлорсодержащих продуктов (И. И. Мазур, О. И. Молдаванов, 2001). Очистка сточных вод — одна из насущных проблем комплекса. Главнейшие загрязнители вод в России — Братский ЛПК (в р. Вихоревке содержание сероводорода достигает 280— 510 ПДК, формальдегида — 6 ПДК и т. д.), Котласский ЦБК (г. Коряжма Архангельской области), Архангельский ЦБК и АО «Сыктывкарский ЛПК» (Республика Коми) (И. И. Мазур, О. И. Молдаванов, В. Н. Шишов, 1996).
Другая важнейшая проблема — сокращение количества отходов (неиспользуемых) при заготовке и переработке древесины: лес должен использоваться по крайней мере на 50% (табл. 107). Правительство РФ в целях повышения эффективности развития ЛПК осуществляет комплекс мер по поддержке отрасли — прежде всего таможенно-тарифные преференции, которые направлены на сокращение экспорта необработанной древесины. Масса отходов, образующихся в процессе переработки и транспортировки леса, очень велика: например, на северном побережье Норвегии функционируют несколько деревоперерабатывающих предприятий, использующих нашу древесину, которую выносят реки, по которым сплавляется лес (особый экологический ущерб наносит молевой сплав леса).
Таблица 107
Количество вывезенной древесины в расчете на 1 т производства бумаги и картона (по Э. В. Гирусову и др., 2000).
Страна. | Количество древесины, м3 | Страна. | Количество древесины, м3 |
Россия. | Финляндия. | ||
США. | Швеция. |
В Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г. (2017) отмечаются следующие проблемы развития лесного комплекса:
- — низкий прирост и съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов;
- — недостаточная эффективность лесовосстановления, не обеспечивающая достаточное воспроизводство лесов, в том числе по породному составу;
- — недостаточная эффективность системы охраны и защиты лесов, приводящая к росту потерь лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других явлений;
- — низкая актуальность сведений о лесных ресурсах, сложные административные процедуры;
- — низкая степень использования лесного сырья, ухудшающая экономику отрасли;
- — ограниченный масштаб внутреннего рынка, недостаточный для создания новых производств в отрыве от экспортных рынков;
- — низкая инвестиционная привлекательность отрасли, обусловленная страновыми факторами;
- — низкий уровень технического, научного и кадрового обеспечения;
- — несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей использование и воспроизводство лесов.
Геохимики (В. А. Алексеенко и др., 2000) в понятии «лесотехнические ландшафты» объединяют участки площадных лесопосадок, вырубки лесов (лесоразработок), лесных плантаций и лесозащитных полос, находящихся за пределами населенных пунктов и промышленных ландшафтов (рис. 99). Среди них особо выделяются ландшафты лесоразработок, которые отличаются значительным техногенным вывозом элементов, находящихся в биогенной форме (общее количество элементов — биомасса, вывозимых с 1 га, колеблется от 100 до 600 т), а также вовлечением в биологический круговорот в первые годы большого количества растительных остатков (ветки, кустарник, лесной подрост и др.), не вывозимых с участков лесоразработок.
Рис. 102. Схема классификации лесотехнических ландшафтов (по В. А. Алексеенко, 2000)
После вывоза леса проводят планировку территории, включающую механическое перемещение почвенных горизонтов, а иногда (при создании в горных условиях террас) и почвоподстилаюших горных пород. Затем сажают новый лес семенами и саженцами, т. е. в ландшафт привносится небольшое количество элементов в биогенной форме. Посадка часто сопровождается внесением удобрений (поступление элементов в минеральной форме), после чего процесс интенсивного техногенного воздействия на ландшафт прекращается (хотя иногда на протяжении нескольких лет вносятся минеральные подкормки) до созревания леса, которое длится обычно десятки, а иногда и сотни лет.
Очень важно, чтобы площадь лесопосадок не уступала площади вырубок. Близки к ландшафтам площадных лесопосадок ландшафты лесных плантаций, в число которых входят плантации, являющиеся источником сырья для целлюлозно-бумажных комбинатов, и плантации энергетических лесов. Как отмечает А. Алексеенко (2000), опыт работ на юге России показал перспективность обычных тополевых лесов, «созревающих до требований к сырью целлюлозно-бумажных комбинатов» примерно за 16 лет: при подборе пород растений для лесных плантаций (энергетических лесов), по данным В. К. Лукашева, хорошим показателем служит длина годового побега свыше 3 м. Процесс посадки энергетических лесов отражает объективную необходимость и будет продолжен в различных регионах мира: государственные посадки энергетических лесов уже существуют на заболоченных участках в Швеции, а по мнению финских ученых, в их стране такие леса позволят в ближайшем будущем заменить 3—4 млн т импортируемой нефти.
Небольшая ширина лесополос способствует усилению влияния на этот ландшафт соседних ландшафтов, которые могут быть как техногенными, так и природными: в них могут попадать удобрения и пестициды, используемые на соседних сельскохозяйственных территориях, а также в них наблюдается большое число растений, «переместившихся» из соседних ландшафтов (например, на юге европейской части страны отмечено своеобразное «остепнение» лесополос). Но, как отмечает В. А. Алексеенко (2000), большинство лесотехнических ландшафтов (за исключением лесных плантаций) может постепенно переходить в ландшафты обычных лесов.