Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Политические процессы формирования и воспроизводства ресурсной базы некоммерческих организаций в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в России, когда формальные политические институты не востребованы населением, задачей первостепенной важности становится развитие разнообразных форм коллективной интеграции, самозащиты и самоорганизации граждан. Пока уровень реальной включенности россиян в различные сети социального взаимодействия, структуры гражданского общества невысок. Тем не менее, множество групп имеют свои… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ НКО КАК ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
  • ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА РЕСУРСНОЙ БАЗЫ НКО НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА РЕСУРСНОЙ БАЗЫ НКО НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Политические процессы формирования и воспроизводства ресурсной базы некоммерческих организаций в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В 1990;х годах в России появились новые возможности гражданского участия, гражданской активности, которые дали толчок возникновению и развитию гражданского общества. Развитие гражданского общества в России объявлено Президентом страны одной из приоритетных задач при проведении реформ. Концепция гражданского общества в процессе смены политических ориентиров выступила в качестве идеологической основы для части институтов гражданского общества, в том числе для некоторых некоммерческих организаций, а также стала важным «информационным поводом» налаживания сотрудничества между некоммерческими организациями и органами власти. Слом прежних и рождение новых норм, наряду с перестройкой институциональных структур, влекут за собой и постепенные сдвиги в понимании того, какими должны быть новые модели сотрудничества различных институтов в политической системе и обществе в целом.

Для представителей некоммерческих организаций (НКО), институционально оформившихся в период демократизации, идея гражданского общества стала ключевым элементом позиционирования себя в условиях, когда различные сферы социальной жизни начали высвобождаться из-под опеки государства. По мере нарастания этого процесса, НКО стали все более уверенно заявлять о себе как организационно-оформленном гражданском обществе, которое не относится к компетенции государства. Кроме того, ресурсная база НКО стала важной составляющей существующей в стране политической системы. Власть и институты гражданского общества нуждаются друг в друге, так как возникновение разноплановых НКО позволяет создать благоприятные условия для беспрепятственного становления жизнеспособных и гибких общественных структур.

В настоящее время усилиями властей создана формальная структура для осуществления гражданской деятельности. Однако российские власти тщательно проверяют гражданские организации, особенно на предмет их финансирования зарубежными организациями, при этом внутренние источники финансирования остаются весьма и весьма незначительными. Здесь могли бы быть задействованы ресурсы бизнес-сообщества, а для этого необходимы меры стимулирующего характера со стороны государства. Партнерство с НКО позволяет бизнесу расширить свое понимание социальной ответственности. По мнению многих экспертов, в России, где государственное управление в социальной сфере остается не слишком эффективным, альянс бизнеса и НКО поможет решить многие проблемы с меньшими затратами.

Степень научной разработанности проблемы.

Различные аспекты самоорганизации общества изучались И.Г. Сак-сельцевым, идеологические аспекты функционирования гражданского общества — C.JI. Баяхчевой, правовые стороны функционирования некоммерческих организаций — Л. И. Потягаевой, трансформация дискурса отдельных типов некоммерческих структур — О. Н. Яницким. Целый ряд проблем поднят в работах исследователей СКАГС — В. Г. Игнатова, А. В. Понеделкова, A.M. Старостина, А. И. Пономарева, С. А. Кислицына, М. Б. Смоленского, П. Г. Лощилова, и др. охарактеризованы основные направления формирования гражданского общества в условиях России1.

Анализ исследования новоевропейских теорий гражданского общества содержится в трудах А. А. Аузана, Л. Алексеевой, В. В. Витюка, К.С. Гаджие-ва, А. В. Гулыги, И. С. Нарского, B.C. Нерсесянца, Н. В. Мотрошиловой, Т. Н. Ойзермана, Ю. М. Резника, В. Г. Хороса, О. Н. Яницкого и др2.

1 Кислицын С. А. Лощилов П.Г. Проблемы формирования гражданского общества в условиях российской демократической реформации. Ростов н/Д. 2004; Дулимов Е. И., Кислицын С. А., Смоленский М. Б. Становление гражданского общества и правовой государственности в процессе демократических преобразований в России. Ростов н/Д. 2006.

2 См.: Алексеева JI. История инакомыслия в СССР. ВильнюсМосква: Весть, 1992; Вигюк В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995; Гаджиев К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. № 7- Резник Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Идея гражданского общества в социальной мысли. М., 1993; Он же. Гражданское общество как социокультурный феномен. М., 1998; Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России / Под ред. В. Г. Хороса. М., 2003; и др.

Современный этап исследования отношений муниципальных образований характеризуется определенными теоретическими и практическими наработками. Они рассматриваются в работах К. С. Аксакова, И. Бабичева,.

B.И. Бутова, Е. Бухвальда, С. В. Бондаренко, А. Грамина, Т. Говоренкова, Е. Зарукиной, А. Жукова, В. Г. Игнатова, Т. В. Игнатовой, П. А. Канапухина,.

C.Р. Клинова, И. В. Караваевой, B.C. Катренко, Н. М. Коркунова, Е. Кодиной,.

A.П. Кочеткова, С. А. Кузьмина, Л. Е. Лаптева, В. Н. Лексина, О. В. Макаренко, В. Э. Маркварта, Н. Постового, Е. Пономаренко, В. Н. Просянникова, Д. Савина, В. Г. Смолькова, А. В. Руднева, В. В. Рудого, Я. Рубина, А.А. Тка-ченко, С. В. Тюренкова, А. И. Черкасова, С. И. Чередниченко, И. Чернова,.

B.В. Черноуса, А. В. Чуева, А. Н. Швецова, Ю. И. Хаустова, И. Хубиева,.

C. Юрковой, Т. В. Юрьевой, С. И. Яковлева и др.

Особый интерес представляют исследования, посвященные представительству политических интересов бизнеса в регионах3 и роли региональных бизнес-элит в политическом процессе4. Как отмечает Я. А. Пляйс, создание оригинальных исследовательских центров в регионах, как правило, связано с развитием конкретных научных направлений, связанных со спецификой этих регионов5. Взаимоотношения бизнеса, власти и общества остаются одним из самых сложных блоков реальной социальной практики и недостаточно концептуализированной исследовательской задачей политической науки.

3 Бойко С. С. Влияние корпоративного сектора на региональный политический режим (на примере Пермской области) // Политический альманах Прикамья. Пермь, 2002. Вып.2- Он же. Корпорации Пермской области и их роль в региональной политической системе // Политический альманах Прикамья. Пермь, 2001. Вып.1: Белокрылова О. С. Взаимодействие бизнеса и власти в процессе формирования стратегии экономического развития регионов // Проблемы формирования государственных политик в России. М., 2006.

4 Лапина Н. Ю. Региональные элиты в России. М., 1997; Куколев И. В. Провинциальный аспект политико-экономических элит//Власть.1997.№ 4- Поляков А. В., Региональная политическая элита как субъект политического процесса. — Армавир, 2005; Вартумян А. А., Поляков А. В. Региональные политические элиты: формирование, строение, институализация. Ставрополь, 2004; Туровский Р. Ф. Губернаторы и бизнес: история отношений // Политика в регионах: губернаторы и группы влияния. М., 2002.

5 Пляйс Я. А. От становления к устойчивому развитию: Некоторые итоги развития политической науки. М., 2006. С. 31.

Теоретико-методологический анализ гражданского общества, его институтов и общественного договора находил отражение в трудах А. Ага, JI. Андерсона, Э. Арато, Г. В. Ф. Гегеля, Э. Гидденса, Т. Гоббса, А. Гоулднера, Т. Веблена, И. Канта, Дж. Коэна, Дж. Локка, В. Нордхауза, К. Маркса, Ж.-Ж.Руссо, Пол А. Самуэльсона, А. Смита, Ю. Хабермаса, Т. Янсона и др. Необходимо упомянуть классические работы зарубежных авторов: К. Боул-динга, Г. Зиммеля, Дж. Коэна, JI. Козера, С. Липсета, К. Митчелла, Э. Эрато, С. Босворта, X. Брогана, Д. Ден Нила, А. Гевирта, Г. Фостера, М. Крэнстона, В. Медины, В. Переса Диаса, П. Рили, Н. Таркова, М. Х. Уодликора, Д. Уот-кинса6 и др.

Теоретические и практические аспекты взаимодействия институтов и организаций гражданского общества и политических элит в современной России представлены в диссертационных работах аспирантов и соискателей кафедры политологии и этнополитики СКАГС7.

Цель диссертационного исследования состоит в политологическом анализе ресурсной базы НКО как институциональной основы гражданского общества и выявлении основных детерминант формирования и воспроизводства доступных гражданскому обществу ресурсов.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:

6 Boulding К. Conflict and Defence: A General Theory. — New York: Harper & row, 1963; Mitchell C. The Structure of International Conflict. London, 1989; Коэн Дж., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2003; Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Избранное. Т.1. Философия культуры. М.: Юрисгь, 1996; Козер JI. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, 2000; Липсет С. Консенсус и конфликт. Очерки по политической социологии: Реф. М.: ИНИОН РАН, 1987; и др.

7 Коломиец И. К. Местное самоуправление как механизм формирования гражданского общества/ Дис.. канд. полит, наук. Ростов-на-Дону, 2005; Стурова Е. В. Взаимодействие власти, гражданского общества и общественно-политической прессы в современной России/ Дис. канд. полит, наук., Ростов-на-Дону, 2005; Твердов И. В. Формирование общественно-государственных институтов и отношений в процессе становления гражданского общества в современной России / Дис.. канд. полит, наук. Ростов-на-Дону, 2008; Черных Н. В. Молодежные организации как акторы взаимодействия власти и формирующегося гражданского общества России/ Дис.. канд. полит, наук., Ростов-на-Дону, 2008; Метлушенко М. В. Детерминанты политических конфликтов оппозиционных структур и властных элит в современном гражданском обществе России/ Дис.. канд. полит, наук. Ростов-на-Доиу, 2009.

— представить обобщенную оценку политическим процессам формирования и воспроизводства ресурсной базы НКО в современной России;

— выявить основное политическое препятствие в развитии ресурсной базы НКО;

— выявить базовую дисфункцию деятельности НКО на федеральном уровне;

— дать оценку эффективности функционирования созданных правящей элитой структур гражданского общества, таких как Общественная палата РФ, а также консультативные советы при министерствах и ведомствах;

— дать оценку эффективности политического диалога между некоммерческими организациями и государственными органами регионального и муниципального уровней;

— выявить взаимосвязь развития ресурсной базы НКО и политических процессов реализации административной реформы и реформы местного самоуправления.

Объектом исследования являются некоммерческие организации как структуры гражданского общества, обладающие соответствующими ресурсами.

Предметом исследования являются политические процессы формирования и воспроизводства ресурсной базы НКО.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют работы видных отечественных и зарубежных политологов. Поскольку из поставленной цели исследования вытекает необходимость рассмотрения процессов становления в России институтов и организаций гражданского общества, в диссертации был использован структурно-функциональный подход — при исследовании функциональных характеристик структур гражданского общества применительно к процессам регуляции отношений населения бизнеса и власти.

Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялась автором на основе системного подхода и базирующихся на нем концептуальных положений, представленных и обоснованных в научных трудах, законодательных и нормативных документах по саморегулированию институтов и организаций гражданского общества.

В процессе работы автором использовались логический, системно-функциональный подход с использованием методов научной абстракции, программно-целевого, структурно-функционального, сравнительного статистического и динамического анализа. Применены общенаучные методы сравнительного научного обобщения, классификации, историзма, структурно-системного подхода.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации по организациям саморегулирования и институтам гражданского общества, методические и справочные материалы, информация, опубликованная в специальных и периодических изданиях, справочниках и статистических сборниках Госкомстата РФ, аналитические материалы и данные общенационального опроса ВЦИОМ, материалы, размещенные в сети Интернет.

Новизна проведенного исследования определяется его проблематикой, постановкой научных задач, полученными научными результатами и конкретно заключена в следующем:

— установлено, что формирование и воспроизводство ресурсной базы НКО в современной России происходит неравномерно, а базовым фактором восприятия правящей элитой НКО является политическая лояльность некоммерческих структур;

— доказано, что основным препятствием в развитии ресурсной базы НКО является доминирование в сознании элиты и в социуме «патерналистской модели» политических взаимодействий;

— показано, что базовой дисфункцией деятельности НКО на федеральном уровне является низкая институциализация;

— доказано, что созданные «сверху» правящей элитой структуры гражданского общества, такие как Общественная палата РФ, а также консультативные советы при министерствах и ведомствах не смогли консолидировать ресурсный потенциал большей части НКО;

— установлена низкая эффективность политического диалога между некоммерческими организациями и государственными органами регионального и муниципального уровня, в том числе и по вопросам развития ресурсной базы «третьего сектора»;

— выявлена необходимость внесения изменений в процессы реализации административной реформы и реформы местного самоуправления, связанные с необходимостью развития ресурсной базы НКО.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту:

1. Процесс политических реформ привел к формированию структур гражданского общества, включая систему негосударственных некоммерческих организаций (НКО), которые выступают партнерами государства в решении социальных проблем, для чего используются различные формы ресурсов: властные ресурсы, связанные с государственным регулированием деятельности НКО и контролем над их деятельностьючеловеческий (символический) капитал структур НКО, который определяется общей численностью граждан, принимающих в той или иной форме деятельностное участие в сфере добровольчества, а также навыки и умения, которыми обладают волонтеры и сотрудники НКОфинансовые ресурсы, которые формируются из поступлений в форме грантов государственных и муниципальных структур, пожертвований бизнеса и граждан, а также от предусмотренной уставами НКО профильной коммерческой деятельности. Формирование и воспроизводство ресурсной базы НКО в современной России осуществляется неравномерно. Базовым фактором восприятия правящей элитой НКО является политическая лояльность некоммерческих структур.

2. В современной России основным препятствием в развитии ресурсной базы НКО является доминирование в сознании элиты и в социуме «патерналистской модели» политических взаимодействий. Для патерналистской модели характерен рост авторитарных тенденций в органах государственной власти по отношению к структурам «третьего сектора», рост изоляционистских тенденций, в том числе во власти, снижение международной донорской поддержки и готовность части НКО принять условия патерналистской модели.

3. Базовой дисфункцией деятельности НКО на федеральном уровне является низкая институциализация, вызванная отсутствием гражданского договора и неопределенностью места гражданского общества в процессах политической модернизации современной России. В составе государственных ведомств необходимо развитие структур для осуществления обратной связи с НКО и усиление поддержки деятельности неправительственных организаций, в том числе и организаций, не патронируемых правящей элитой.

4. Созданные «сверху» правящей элитой структуры гражданского общества, такие как Общественная палата РФ, а также консультативные советы при министерствах и ведомствах слабо институциализированы в политическом поле, поскольку изначально не были ориентированы на установку стимулирования политической конкуренции идей развития страны. Указанные структуры не смогли консолидировать разрозненные ресурсы структур НКО, что негативно сказывается на консолидации общества в целом.

5. В современной России конструктивный диалог между некоммерческими организациями и государственными органами регионального и муниципального уровня, а также бизнес-структурами в решении социальных проблем, в развитии ресурсной базы НКО не стал институциональной нормой, устоявшимися правилами, которые регулировали бы политические взаимодействия. Во многом ресурсное обеспечение местных НКО зависит от дискурса региональной элиты.

6. Требуется внесение корректив в планы административной реформы и реформы местного самоуправления, направленных на повышение ответственности региональных и муниципальных структур за состояние социальной активности населения, развития ресурсной базы НКО, действующих на территориях. Самоорганизация населения позволит решить многие давно назревшие проблемы развития территориального социума, а также снизить растущую социальную напряженность.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в работе исследованы актуальные аспекты формирования и воспроизводства ресурсной базы НКО. Полученные результаты способствуют углублению имеющихся теоретических представлений о взаимообусловленности процессов формирования гражданского общества. Теоретические выводы исследования могут быть использованы в процессе проведения административной и муниципальной реформ.

Материалы диссертации и полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по политологии, истории и теории государства и права, социальному управлению.

Результаты исследования докладывались на международных научно-практических конференциях «Государственный аппарат и политические реформы в России и Германии» (г. Ростов н/Д, май 2006 г.), «Политическая наука на Юге России: становление, современное состояние и основные направления развития (20-летию современной политической науки в России посвящается)» (г. Ростов н/Д, 11−12 марта 2009 г.) — были опубликованы в 7 статьях и тезисах научных докладов, в числе которых и публикация в журнале из списка, рекомендованного ВАК РФ общим объемом 2,3 п.л. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях кафедры политологии и этнополитики СКАГС.

Структура диссертации обусловлена ее исследовательскими задачами и состоит из введения, трех глав, заключения общим объемом 140 страниц. Список использованной литературы включает 139 наименований.

Выводы по главе. В современной России конструктивный диалог между некоммерческими организациями и государственными органами регионального и муниципального уровня, а также бизнес-структурами в решении социальных проблем, а также развитии ресурсной базы НКО не стал институциональной нормой, устоявшимися правилами, которые регулировали бы политические взаимодействия. Во многом ресурсное обеспечение местных НКО зависит от дискурса региональной элиты.

115 Механик А. В поисках недостижимого совершенства// Эксперт, 2004, № 1(402).

Требуется внесение корректив в планы административной реформы и реформы местного самоуправления, направленных на установление ответственности региональных и муниципальных структур по повышению социальной активности населения, развития ресурсной базы действующих на территориях НКО. Самоорганизация населения позволит решить многие застарелые проблемы развития территориального социума, а также снизить растущую социальную напряженность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время в России, когда формальные политические институты не востребованы населением, задачей первостепенной важности становится развитие разнообразных форм коллективной интеграции, самозащиты и самоорганизации граждан. Пока уровень реальной включенности россиян в различные сети социального взаимодействия, структуры гражданского общества невысок. Тем не менее, множество групп имеют свои собственные экономические, политические и культурные интересы, они в состоянии влиять на положение дел как в рамках локальных сообществ, так и в стране в целом. Именно базовые структуры гражданского общества могут стать основой для мобилизации демократических сил и их активного участия в политической и общественной жизни, так как это соответствует ожиданиям и настроениям большинства населения страны.

Развитие институтов гражданского общества в России возможно через территориальное местное и общественное самоуправление в контексте развития «третьего сектора» некоммерческих организаций, которые могут в тандеме с государством решать наиболее важные и значимые проблемы, возникающие в обществе. Негосударственные некоммерческие организации в современной России функционируют последние 20 лет, это достаточно серьезный ресурс развития страны в направлении развития демократии и построения гражданского общества.

Гражданское общество нами традиционно понимается в широком смысле как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. Гражданское общество есть тип социального действия, область общественной самоорганизации, оно должно быть вписано в рамки меняющихся экономических, социальных, политических и культурных условий.

Процесс политических реформ привел к формированию структуры гражданского общества, включая систему негосударственных некоммерческих организаций (НКО), которые выступают партнерами государства в решении социальных проблем, для чего используются различные формы ресурсов: властные ресурсы, человеческий (символический) капитал структур НКО, финансовые ресурсы. Формирование и воспроизводство ресурсной базы НКО в современной России осуществляется неравномерно. Базовым фактором восприятия правящей элитой НКО является политическая лояльность некоммерческих структур.

Основным препятствием в развитии ресурсной базы НКО является доминирование в сознании элиты и в социуме «патерналистской модели» политических взаимодействий. Для патерналистской модели характерен рост авторитарных тенденций в органах государственной власти по отношению к структурам «третьего сектора», рост изоляционных тенденций, в том числе во власти, снижение международной донорской поддержки и готовность части НКО принять условия патерналистской модели.

Основной дисфункцией деятельности НКО на федеральном уровне является низкая институциализация, вызванная отсутствием гражданского договора и неопределенностью места гражданского общества в процессах политической модернизации современной России. В составе государственных ведомств необходимо развитие структур для осуществления обратной связи с НКО и усиления поддержки деятельности неправительственных организаций, в том числе и организаций, не патронируемых правящей элитой.

Созданные «сверху» структуры гражданского общества, такие как Общественная палата РФ, а также консультативные советы при министерствах и ведомствах слабо институциализированы в политическом поле, поскольку изначально не были ориентированы на установку стимулирования политической конкуренции идей развития страны. Указанные структуры не смогли консолидировать разрозненные ресурсы структур НКО, что негативно сказывается на консолидации общества в целом.

Мы считаем, что новой формой сотрудничества некоммерческих организаций бизнеса и государства может быть известная с XVII века теория публичного договора, она объясняет соотношение сил между государством и гражданским обществом как паритет сил, как необходимое совместное существование, от такой гражданско-правовой сделки не может отказаться ни государство, ни общество. Общественный договор может служить основной организационной формой гражданского общества.

Общественный договор в современных условиях представляет собой контурную, многовекторную институционально-контрактную систему оценок, правил поведения и принципов деятельности относительно друг друга государства, и бизнес-структур, организаций гражданского общества представленных в Общественной палате и бизнес-ассоциациях.

Таким образом, в современных условиях без гражданского общества невозможно развитие демократии. Гражданское общество способствует политической мотивации и мобилизации граждан и других социальных субъектов на развитие различных форм гражданской активности.

Активность рядовых граждан и создание правовых гарантий реализации их гражданских прав могут стать основой модернизации гражданского общества, однако структурные ограничения, ряд административных практик в центре и на местах препятствует институционализации политических и социальных интересов граждан, что затрудняет эффективное взаимодействие государства и добровольных ассоциаций, выражающих интересы тех или иных социальных групп.

По мере своего институционального оформления некоммерческие организации приобретают все большую значимость в политике и в перспективе могут более конкретно влиять на процесс инициирования, разработки и реализации государственной политики, трансформируя сферу государственной монополии в область публичного управления. В составе государственных ведомств необходимо развитие структур для осуществления обратной связи с некоммерческими организациями и усиления поддержки деятельности неправительственных организаций. Взаимодействие государственных структур с общественными формированиями, государственная политика, ориентированная на социальное партнёрство, могут стать основным принципом объединения усилий населения и государства в решении важнейших политических, социальных, экономических, экологических, нравственных и других проблем, а также взаимной ответственности за состояние дел в городе, регионе, за обеспечение предоставления социальных услуг гражданам.

Взаимоотношения между государством, бизнесом и гражданским обществом должны строиться по следующей схеме «человек — гражданское общество — местное самоуправление — бизнес — государство" — все это создает целостный общественный организм. Только в таком случае возможно эффективное использование ресурсной базы НКО в интересах модернизации современной России.

Обширность затронутых в диссертационном исследовании тем, а также динамика развития общества и общественных институтов требует дальнейшего изучения. На основе материалов данной работы возможна разработка рекомендаций для органов государственной власти разных уровней по оптимизации взаимодействий власти с некоммерческими организациями как институтами гражданского общества и проведение дальнейших научных изысканий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009).
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003).
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2009).
  4. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-Ф3 (ред. от 30.12.2008) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (принят ГД ФС РФ 07.07.1995).
  5. Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (принят ГД ФС РФ 22.12.2006).
  6. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-Ф3 (ред. от 25.12.2008) «Об Общественной палате Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.03.2005).
  7. Распоряжение Президента РФ от 16.03.2009 N 160-рп (ред. от 17.06.2009) «Об обеспечении в 2009 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества».
  8. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бим-Баверк, Ф. Визер. М., 1995.
  9. Административная реформа в Российской Федерации: основные этапы реализации/ЛАналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2006, № 22 (310).
  10. О. Третий сектор или благотворительность для «чайников» //Благотворительный фонд ВВС МРМ Лимитед. МЛ 997.
  11. JI. История инакомыслия в СССР. -Вильнюс: Москва: Весть, 1992.
  12. Аналитический центр Юрия Левады- опрос НКО, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring.
  13. А.А. Общественный договор и гражданское общество // Мир России. 2005. № 3.
  14. С.Н. Взаимодействие России и ЕС в рамках нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве // Власть. 2008. № 7.
  15. Е. Неколичественные организации // «Власть» № 25 (828). 29.06.2009. //http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx7DocsID-1 194 559.
  16. О.С. Взаимодействие бизнеса и власти в процессе формирования стратегии экономического развития регионов // Проблемы формирования государственных политик в России. -М., 2006.
  17. С .С. Влияние корпоративного сектора на региональный политический режим (на примере Пермской области) // Политический альманах Прикамья. -Пермь, 2002. Вып.2.
  18. С.С. Корпорации Пермской области и их роль в региональной политической системе // Политический альманах Прикамья. -Пермь, 2001. Вып.1.
  19. Н.Ф. Отдельные аспекты создания и деятельности некоммерческих организаций. М.: CAF Россия.
  20. А.А., Поляков А. В. Региональные политические элиты: формирование, строение, институализация. Ставрополь, 2004.
  21. С.В. «Нижние этажи» демократии: правовые формы участия некоммерческих неправительственных организаций в управлении делами государства. // «Конституционное и муниципальное право» 2008. № 1.
  22. Вита Мач. Дети гранта // Итоги. 2008. 21 апреля.
  23. В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995.
  24. Власть и гражданское общество в современной России: перспективы взаимодействия. Материалы круглого стола. — М, 2006.
  25. Т. Самозащита как первый шаг к солидарности // Pro et Contra. № 2−3 (41), март-июнь 2008.
  26. В. Медийные лица общества // Российская газета -Федеральный выпуск, 2009, № 5010 (186) от 2 октября.
  27. К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. № 7.
  28. Д. Резвимся в манеже // Эксперт Урал, 2007, № 43 (306).
  29. М.Б. Коалиции неправительственных организаций (Организаций Третьего сектора) В кн.: Гражданское общество — в поисках пути. — СПб, 1997.
  30. Гражданские инициативы и будущее России/ Под ред. М. И. Либоракиной и В. Н. Якимца. -М.: Школа культурной политики, 1997.
  31. Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России / Под ред. В. Г. Хороса. -М., 2003.
  32. Л. Пропаганда: Безответственность власти // Ведомости, 2009, № 184 (2454), 30.09.2009.
  33. М.Р. Политико-правовые аспекты гражданского неповиновения // Полис. 2007. № 4.
  34. Демократия в России // Пресс-релиз Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), 2008. 30.01.2008.
  35. . Всеобщая адаптация как тактика слабых. Риторика власти установки приближенных — настроения масс // Неприкосновенный запас, 2006, № 6 (50).
  36. Е.И., Кислицын С. А., Смоленский М. Б. Становление гражданского общества и правовой государственности в процессе демократических преобразований в России. Ростов н/Д. 2006.
  37. Ж.-Ж.Руссо Об общественном договоре. Трактаты /Пер. с фр. М.: Канон-пресс, Кучково поле, 1998.
  38. И.В. Новый центр социальной энергетики Парадоксы формирования некоммерческого сектора // Независимая газета, 2007, 27 ноября.
  39. Г. Конфликт современной культуры // Избранное. Т.1. Философия культуры. -М.: Юристъ, 1996.
  40. В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление в современной России. Ростов-на-Дону, 2001 г.
  41. В.Г., Рудой В. В. Муниципальная реформа и актуальные проблемы ее проведения. //Учебно-практическое пособие. Под ред. /В.Г. Игнатова. Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 2004.
  42. А.А. Три сценария «цветной» революции в России (Моделирование сетевой динамики российской политики). // Полис. 2006. № 1.
  43. С.В. Гражданское общество: понятие, исторический опыт, предпосылки возникновения и пути развития в условиях Российской Федерации // Вестник Юридического института МВД России. Ижевск 1999. Вып. 3.
  44. Кара-Мурза А. Как возможна Россия?: Статьи и выступления разных лет. -М., 1999.
  45. С.А. Формирование гражданского общества в условиях Российской демократической реформации: Монография. — второе издание. Перераб и доп. СКАГС. Ростов-на-Дону. 2005.
  46. И. В поисках субъекта действия // Социальная реальность, 2006, № 12.
  47. Н. Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф. -М.: Добрая книга, 2009.
  48. А. Инкубатор для элиты // Эксперт Урал, 2007, № 44
  49. А., Иваницкая А. России вынесли вотум доверия. Российская элита верит в бизнес и власть и не верит СМИ и НКО // Коммерсантъ, 2008, № 13 (3830) от 30.01.2008.
  50. Козер J1. Функции социального конфликта. -М.: Идея-Пресс, 2000.
  51. И. Местные сообщества и местное самоуправление: технологии участия. Пособие для организаторов. Серия «Библиотека местного самоуправления». Выпуск 63. -М.: МОНФ, 2007.
  52. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Тома 1−2. Общая часть / Отв. ред. Б. А. Страшун. М.: БЕК, 1995.
  53. Дж., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория // Пер. с англ. -М.: Весь мир, 2003.
  54. Н.В. Формирование современной правящей элиты в России // Глобализация и социальные изменения в современной России: Тезисы докладов и выступлений. М.: Изд-во Альфа-М, 2006.
  55. Кто и чем занимается в Общественной палате? // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Пресс-выпуск, 2009, № 1315, 15 сентября.
  56. И.В. Провинциальный аспект политико-экономических элит//Власть. 1997. № 4.
  57. А.В. Муниципальные выборы по новым правилам // Pro et Contra. № 1 (35), январь-февраль 2007.
  58. Н.Ю. Региональные элиты в России. -М., 1997.
  59. Н., Владыкина Т. Министерский смотритель Президент России подписал указ о порядке формирования общественных советов при министерствах и ведомствах // Российская газета (Федеральный выпуск), 2006, № 4138 от 8 августа.
  60. Ю. Человек недовольный? // Вестник общественного мнения. 2006. № 5 (85).
  61. Ю.А. «От мнений к пониманию. Социологические очерки» 1993−2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000.
  62. Ю.С. Некоммерческие организации: законодательное регулирование и практика // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 6.
  63. С. Консенсус и конфликт. Очерки по политической социологии: Реф. -М.: ИНИОНРАН, 1987.
  64. Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. — Т.2.
  65. Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы //Правоведение. 1995. № 3.
  66. О.В., Рудник Б. Л., Шишкин С. В., Якобсон Л. И. Государство и негосударственные некоммерческие организации: Формы поддержки и сотрудничества, Москва, «Сигналъ», 1997.
  67. В. Выбрать невозможное // Эксперт Урал, 2008, № 7 (316).
  68. А. В поисках недостижимого совершенства // Эксперт, 2004, № 1 (402).
  69. Ю.В., Примакина В. А. Моделирование механизма территориального планирования промышленного сектора экономики региона. Препринт. Пермь: Изд-во ООО «Полиграф Сити», 2009.
  70. А. Классификация форм общественного участия // Гражданский диалог. 2008. N 1.
  71. Новейший «русский бунт». // Opec.ru, 2006, 7 сентября.
  72. Общественной палате пять лет! // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Пресс-выпуск, 2009, № 1314, 14 сентября.
  73. Опрос НКО, ноябрь-декабрь 2006 г. //ROM3R monitoring.
  74. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Федеральные и региональные программы России. Информационный сборник. М.: ВИНИТИ, 2001. Выпуск № 1.
  75. В.И. Глобализация и проблемы развития демократических институтов в России // Политические институты на рубеже тысячелетий. -Дубна, 2001.
  76. С.В., Айвазова С. Г. и др. «Доверие, гражданское действие, политика: опыт «старых» и «новых» демократий // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Выпуск 7. М., 2008.
  77. Н. Общественная палата: для власти или для общества. // Pro et Contra, 2006, № 1 (31).
  78. В.В. Петухов Местное самоуправление и гражданское участие //Мониторинг общественного мнения № 2 90. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://wciom.ru/biblioteka/zhumal-monitoring/arkhiv/six-ten/vv-petukhov.html. Язык русский. Доступ свободный.
  79. Я.А. От становления к устойчивому развитию: Некоторые итоги развития политической науки. -М., 2006.
  80. А.В., Региональная политическая элита как субъект политического процесса. Армавир, 2005.
  81. А.В. Политико-административная элита: генезис и проблемы ее становления в современной России. // Элитизм в России: «за» и «против». Пермь: ПГТУ, 2002.
  82. А.В. Политические угрозы и риски в процессе реформирования местного самоуправления в современной России / Автореф. дисс. соиск. уч. ст. канд. полит, наук. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2006.
  83. В.В. О стратегии развития России до 2020 года // Российская газета Федеральный выпуск, 2008, № 4585 от 9 февраля.
  84. Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Идея гражданского общества в социальной мысли. -М., 1993.
  85. Ю.М. Гражданское общество как социокультурный феномен. -М., 1998.
  86. К. Модель развития: Вертикальные грабли // Ведомости, 2009, № 179 (2449), 23.09.2009.
  87. Я. Некоторые замечания по проблемам гражданского общества. //Общество и экономика. № 1−2. — 2004.
  88. JT.A. Государственный патернализм и представление о политической свободе в России // Пресс-релиз Аналитического центра Ю. Левады, 2007, 13 августа.
  89. В., Иванов В. Силовики обзаведутся общественным контролем над самими собой // Независимое военное обозрение, 2006, 08 ноября.
  90. A.M. Эффективность деятельности административно-политических элит: критерии оценки и анализ состояния в современной России. / Автореферат докт. дис. Ростов-на-Дону, 2003.
  91. С.В. Нужно ли склеивать реторту? Реальная жизнь разбивает представления о демократии, взращенной в лабораторных условиях // Независимая газета, 2007, 29 июня.
  92. Е.Ю. Актуальные проблемы развития гражданского общества в России // Мир и согласие № 1 (30) 2007.
  93. А.Ю. Модели взаимодействия органов государственной власти и структур гражданского общества: российский опыт Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.relga.ru. Язык русский. Доступ свободный.
  94. В. Русская политическая культура. Взгляд из утопии // Русский журнал, 2007, 15 июня.
  95. Ю., Козенко А. Общественная палата обнаружила язвы гражданского общества // Коммерсантъ, 2007, № 17 (№ 3593) от 06.02.2007.
  96. А.В. Профессионализм в политике и политологическое образование // Альманах «Космополис», 1999.
  97. Ш. Туровский Р. Ф. Губернаторы и бизнес: история отношений // Политика в регионах: губернаторы и группы влияния. -М., 2002.
  98. Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством / под ред. JI. И. Якобсона. ¦—¦ М.: Вершина, 2008.
  99. ПЗ.Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества: пер. с англ. под ред. М. А. Абрамова. -М., 2000.
  100. А.Ф. Политическая социология: Фундаментальные проблемы и основные понятия. Режим доступа: http://rs.msses.ru /rs/Fpols.htm. Язык русский. Доступ свободный.
  101. Ценности гражданского общества в современной России: материалы Международной научно-практической конференции. Казань: Казанский гос. Университет. 2007,
  102. Д. Гражданское общество в России проблематичное, мифичное или просто другое? // Неприкосновенный запас, 2005, № 1 (39).
  103. Д. Какое гражданское общество существует в России. // Pro et Contra, № 1. (31)2006.
  104. Е.В. В поисках локальных альтернатив // Гражданский диалог. 2008. N2.
  105. А. Власть и демократия в XXI веке // Неприкосновенный запас, 2006, № 6 (50).
  106. Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление. -М.: 1998.
  107. В.Н. Основы, принципы и механизмы межсекторного социального партнерства в России. Автореф. дисс. доктора социологических наук. СПб., 2002.
  108. Л. О состоянии гражданского общества в Российской Федерации в 2008 году // ГУ ВШЭ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hse.ru/org/hse/science/civilsociety Доступ свободный. Язык русский.
  109. Н., Белокурова Е., Ноженко М., Торхов Д. Почему НКО и власти нужны друг другу. Модели взаимодействия в регионах Северо-запада. //Публичная политика: вопросы мягкой безопасности в Балтийском регионе/ под ред. М. Б. Горного. СПб.: Норма, 2004.
  110. Alvarez S. Translating the Global: Effects of Transnational Organizing on Latin American Feminist Discourses and Practices // Meridians: A Journal of Feminisms, Race, Transnationalism, 2000, vol. 1, № 1.
  111. S.E., Dagnino E., Escobar A. (eds.). Cultures of Politics, Politics of Cultures: Re-visioning Latin American Social Movements, Boulder: Westview Press. 1998.
  112. Boulding K. Conflict and Defence: A General Theory. New York: Harper & row, 1963.
  113. Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education, N.Y., 1966.
  114. Ekiert G. Democratization Processes in East Central Europe: A Theoretical Reconsideration // British Journal of Political Science, 1991, Vol.21.
  115. Kenney P. A Carnival of Revolution, Oxford & Princeton: Princeton University Press. 2002.
  116. Kopecky P. Mudde C. Uncivil Society? Contentious politics in post-communist Europe. -London- New York: Routledge, 2003.
  117. Lipset S.M. American Exceptionalism. N.Y., 1996.P.278- Murswieck A. Gesellschaft// Adams Willi Paul, Loesche Peter (Hrsg.). -Laenderbericht USA. Bonn, 1978.
  118. Lowental R. Sozialismus und aktive Demokratie: Essays an ihren voraussetzungen in Deutschland. Frankfurt a. M., 1974.
  119. Mitchell C. The Structure of International Conflict. -London, 1989.
  120. Plamenatz J. Democracy and Illusion. — London, 1977.
  121. Urban M. Forms of Civil Society: Politics and Social Relations in Russia. // International Political Anthropology. 2008. Vol. 1.
  122. Администрация Ростовской области. Общественно-политическая ситуация. Электронный ресурс. //www.donland.ru/content/info. Доступ свободный. Язык русский.
  123. Всероссийский центр изучения общественного мнения Электронный ресурс. Режим доступа: http://wciom.ru. Доступ свободный. Язык русский.
  124. Общественная палата Российской Федерации Электронный ресурс. http://oprf.ru. Доступ свободный. Язык русский.
  125. Официальный сайт Росстатистики. Электронный ресурс. http://www.gks.ru. Доступ свободный. Язык русский. I
Заполнить форму текущей работой