Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Гигиенические аспекты формирования здоровья подростков промышленного города Восточной Сибири

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения диссертации доложены: на 5-й ежегодной региональной научно-практической конференции (Ангарск, 2009) — на IX Международной научно-практической конференции «Здоровье и окружающая среда» (Пенза, 2009) — на Международном конгрессе «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, 2010) — на Всероссийской научно-практической конференции «Российская цивилизация в альтернативах развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы оценки состояния здоровья подростков. «
  • Оценка физического развития подростков
  • Методы оценки функционального статуса подростков
  • Методы оценки психоэмоционального статуса подростков
  • Методы оценки общей заболеваемости по данным обращаемости за медицинской помощью
    • 2. 2. Методы гигиенической оценки факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности
  • Методы гигиенической оценки техногенных факторов ^ окружающей среды
  • Методы гигиенической оценки факторов внутришкольной среды и учебно-образовательной деятельности
  • Методы гигиенической оценки семейно-бытовых условий жизнедеятельности подростков
  • Оценка факторов семейно-бытового риска
    • 2. 3. Методы гигиенической оценки факторов социальной среды
  • Обоснование подходов к оценке факторов социальной среды
  • Методы гигиенической оценки состояния социальной среды (социально-экономических и социокультурных факторов)
    • 2. 4. Методы статистического анализа
  • ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
    • 3. 1. Характеристика физического развития подростков городской среды
    • 3. 2. Оценка некоторых характеристик функционального статуса организма подростков
    • 3. 3. Оценка комплексного показателя состояния здоровья подростков
    • 3. 4. Общая заболеваемость подросткового населения по данным обращаемости за медицинской помощью
    • 3. 5. Оценка некоторых важнейших форм социально обусловленной патологии подростков
  • ГЛАВА 4. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ РИСКА НАРУШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
    • 4. 1. Гигиеническая характеристика техногенных факторов
    • 4. 2. Гигиеническая оценка факторов внутришкольной среды и учебно-образовательного процесса
    • 4. 3. Гигиеническая оценка семейно-бытовых условий ^ ^ жизнедеятельности подростков
    • 4. 4. Гигиеническая оценка факторов социальной среды
  • ГЛАВА 5. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ

Гигиенические аспекты формирования здоровья подростков промышленного города Восточной Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для определения подходов к обоснованию мероприятий, направленных на улучшение здоровья подростков, большое значение имеет анализ возможных причин и факторов развития патологических изменений в их организме.

На основании имеющейся литературы можно судить о том, что состояние здоровья подростков формируется под воздействием целого ряда факторов: соI циально-экономических [100, 123, 121, 139, 142, 231], экологических [16, 54, 75], психосоциальных [39, 85, 230].

По свидетельству многих авторов в последнем десятилетии XX века отмечалось снижение уровня соматического и репродуктивного здоровья российских подростков, ухудшение показателей их физического и полового развития [16, 19, 121, 139, 142]. Доля старшеклассников, имеющих дефицит массы тела, возросла в период 1990;х гг. с 12,4 до 18,8%, количество здоровых школьников снизилось до 8,6% [19]. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, в последнее время количество подростков, имеющих функциональные отклонения, составляет 36%, страдающих хронической патологией разной степени тяжести — 55,4%.

Многие гигиенисты, экологи и специалисты по проблемам общественного здоровья сходятся в том, что неблагоприятные изменения в состоянии здоровья подростков, наблюдаемые в период 1990;х — 2000;х гг., являются следствием ряда причин, среди которых основные — неудовлетворительное социально-экономическое положение (низкий уровень жизни) значительной части населения, неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка, серьезные недостатки в состоянии питания, издержки и недостатки современных систем медицинского обслуживания, воспитания и обучения подростков и др. [18, 101, 143, 140, 160, 219]. Кризисные социально-экономические и социокультурные явления в российском обществе оказали весьма негативное воздействие на качество жизни и здоровье населения, в том числе подростков и молодежи [15, 33, 230].

В настоящее время особый интерес представляет изучение состояния здоровья подросткового населения в условиях состоявшегося расслоения российского общества на группы с различным уровнем жизни. Современные социо-культуральные трансформации российского общества оказывают весьма неблагоприятное воздействие на мировоззрение, ментальность, образ жизни населения, что, в свою очередь, влияет на различные компоненты здоровья, причем в наибольшей степени этим воздействиям подвергаются именно подростки [15, 19,33, 142, 225,230].

Отклонения в состоянии здоровья, сформировавшиеся в подростковом возрасте, снижают возможности реализации молодыми людьми, вступающими в социально активный период жизни, важнейших социальных и биологических функций. В связи с этим очевидна заинтересованность общества и государства в сохранении и укреплении здоровья подростков и молодежи — контингента населения, который будет определять в ближайшие и более отдаленные годы трудовой, интеллектуальный, репродуктивный и оборонный потенциалы государства, его человеческий капитал.

Цель исследования.

Гигиеническая оценка влияния факторов среды обитания и условий жизнедеятельности на формирование нарушений здоровья подростков промышленного города Восточной Сибири в современных условиях.

Задачи исследования:

1. Оценить физическое развитие, функциональный и психоэмоциональный статус подростков (по данным комплексного социально-гигиенического исследования).

2. Провести анализ общей заболеваемости (по данным обращаемости за медицинской помощью) подросткового населения города.

3. Провести анализ социально обусловленной заболеваемости и смертности подросткового населения города.

4. Выявить и оценить важнейшие факторы риска нарушений здоровья подростков.

Научная новизна и теоретическая значимость работы.

Установлено, что организация образовательного процесса и учебная нагрузка в старших классах инновационных учреждений не является оптимальной и не способствует сохранению здоровья учащихся, что проявляется в неблагоприятных изменениях функционального статуса организма подростков.

Впервые проведен комплексный динамический анализ показателей общей заболеваемости и социально обусловленных нарушений соматического, репродуктивного, нервно-психического, психологического здоровья подросткового населения промышленного города Восточной Сибири в период радикальных изменений социально-экономической и социокультурной среды (1990;е-2000;е гг.).

Выявлены важные особенности произошедших в указанный период изменений общей заболеваемости городских подростков, которые состоят, во-первых, в выраженном эпидемическом росте некоторых классов болезней, прежде всего, тех, что в значительной степени обусловлены действием стрессовых факторов, изменением реактивности, снижением функциональных резервов, деятельности систем защиты (болезни эндокринной системы, нарушения обмена веществ и иммунитетаболезни мочеполовой системыкласс внешних причин заболеваемости). Второй особенностью являются качественные изменения заболеваемости, характеризуемые явлениями патоморфоза (стойкими изменениями структуры заболеваемости). Обе указанные особенности совокупно свидетельствуют о снижении уровня здоровья подросткового населения.

Выявлены наиболее значимые факторы, влияющие на формирование риска нарушений здоровья и развития подростков на современном этапе. Установлено, что среди современных условий жизнедеятельности наиболее выраженное негативное воздействие на состояние здоровья подростков оказывают факторы социального риска, в том числе факторы семейно-бытового неблагополучия (низкий уровень жизни, неполная семьянеблагоприятный психологический микроклимат в семье идр.), и, особенно, негативные факторы социокультурной среды (социальная дизрегуляция, аномия общества и др.).

Возникающие под их воздействием изменения в психологическом (духовном, ментальном) здоровье ведут к формированию аномальных типов личности с девиантным и саморазрушительным поведением, следствием чего является повышение распространенности нарушений соматического, репродуктивного здоровья, социально обусловленной заболеваемости (алкогользависимая патология, наркомания, заболевания передаваемые половым путем), смертности.

Практическая значимость работы.

Проведено совершенствование подходов к оценке социальных индикаторов устойчивого развития, что дает возможность повысить уровень комплексных исследований качества жизни подросткового населения, а также состояние социально-экономической системы города в целом.

Выявленные особенности влияния высокой и повышенной учебной нагрузки на функциональный статус учащихся позволили обосновать предложения по оптимизации учебного расписания образовательного процесса в инновационных учреждениях.

Выявленные особенности медико-биологического статуса подростков, а также закономерности формирования нарушений здоровья подростков под влиянием факторов разной природы дают возможность лучшего понимания современных гигиенических, социально-экономических, социально-психологических проблем развития и здоровья подростков, определения их приоритетности. Все это позволяет расширить и усовершенствовать информационно-аналитическую базу, используемую руководством муниципальных систем здравоохранения, образования, Роспотребнадзора, повысить уровень принимаемых управленческих решений, перспективного планирования.

Внедрение результатов работы в практику.

Результаты исследования, включены в Государственные доклады о санитарно-эпидемиологической обстановке и здоровье населения в г. Ангарске и Ангарском районе (2008;2009 гг.).

По результатам диссертационного исследования разработаны информационно-аналитические материалы по характеристике физического развития, условий и образа жизни учащихсяпо оценке их соматического здоровья и психоэмоционального статуса, социально-психологическому обеспечению подростков обучающихся в инновационных образовательных учреждениях. Материалы приняты к внедрению управлениями здравоохранения и образования администрации г. Ангарска и руководителями общеобразовательных учреждений (акты внедрения от 10.10.2010 г. и от 25.10.2010 г.), а также Территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе (акты внедрения от 15.11.2010 г.).

Основные положения, выносимые на защиту:

Высокий уровень учебной нагрузки, нерациональная организация учебного процесса и низкая физическая активность обусловливают у старшеклассников, обучающихся в школах инновационного типа, негативные изменения в состоянии здоровья, которые проявляются в дисгармоничном физическом развитии, снижении некоторых функциональных возможностей организма, повышении заболеваемости (по данным медицинских осмотров).

В течение 19-летнего периода (1991;2009 гг.) произошло ухудшение состояния здоровья подросткового населения города, на что указывают возросшие до повышенного и высокого уровней показатели общей заболеваемости (по обращаемости), а также явления патоморфоза, проявившиеся, прежде всего, увеличением в структуре заболеваемости доли классов болезней мочеполовой системы, болезней эндокринной системы, нарушений обмена веществ и иммунитета и класса внешних причин заболеваемости.

Наиболее выраженное воздействие на формирование отклонений в состоянии здоровья современных подростков оказывают: а) негативные социо-культуральные факторы, что проявляется в повышении распространенности в подростковой популяции случаев девиантного (асоциального, агрессивного, аутоагрессивного) и саморазрушительного поведенияранних половых связей и рискованного сексуального поведенияб) факторы семейно-бытового риска — низкий уровень доходов, несбалансированное питание, плохие жилищные условия, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации доложены: на 5-й ежегодной региональной научно-практической конференции (Ангарск, 2009) — на IX Международной научно-практической конференции «Здоровье и окружающая среда» (Пенза, 2009) — на Международном конгрессе «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, 2010) — на Всероссийской научно-практической конференции «Российская цивилизация в альтернативах развития» (Иркутск, март 2010) — на Региональном семинаре «Задачи медико-демографического и социально-гигиенического мониторинга и пути их решения» (Иркутск, апрель 2010) — на Научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные вопросы охраны здоровья населения регионов Сибири», (Красноярск, май 2010). г.

Публикации.

Результаты диссертации представлены в 9 опубликованных работах (в том числе 4 — в журналах, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ).

Личный вклад автора.

Автор осуществлял планирование, организацию, проведение гигиенических, социологических, социально-психологических исследований, обобщение и анализ результатов, внедрение полученных материалов в практику. Самостоятельно автором выполнено 85% исследований.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация изложена на 196 страницах машинописного текста, иллюстрирована 55 таблицами и 14 рисунками. Состоит из введения, 4 глав, обсуждения результатов, списка литературы, включающего 282 наименования (из них 232 отечественных и 50 зарубежных источников), приложений.

ВЫВОДЫ.

1! У 93,6% подростков имеются отклонения в состоянии здоровья: 45,5*% подростков с морфофункциональными отклонения, 47,7% подростков с хроническими компенсированными заболеваниями. Выявлено 26,9% подростков с нарушением физическогоразвития. Напряжение. адаптационно-приспособительных возможностей организма выявлено у 27,7%- низкий уровень тренированности сердечно-сосудистой системы у 32,0%- низкий уровень соматического здоровья у 53,0% подростков.

2. В период наблюдения (1990;е -2000;е гг.) отмечался выраженный, рост общей заболеваемости- (по данным обращаемости за медицинской помощью) подросткового населения городав том числе: показателей распространенности заболеваний по классам болезней мочеполовой системы — в 8,3 раза, болезней эндокринной системы — в 13,5 раз, нервной системы и органов чувств — в 3,2 раза, внешних причин — в 6,2 раза. Отмечены явления патоморфоза (стойкого изменения структуры-заболеваемостиувеличение иерархической значимости и удельного веса классов болезней эндокринной системы, нарушений обмена веществ и иммунитета, болезней мочеполовой системы, внешних причин).

3. За исследуемый период социально обусловленные нарушения" здоровья подросткового населения проявились в увеличении: заболеваний женских тазовых органов — в 6,4 раз, нарушений менструального цикла — в 6,5 раза, частоты ранних абортов — в 2 раза, заболеваемости сифилисом — в 9,2 раза, распространенности наркозависимых лиц — в 136 раз, а также смертности от неестественных причин — в 2−2,3 раза.

4. Организация образовательного процесса, учебная нагрузка, а также недостаток двигательной активности, режим труда и отдыха в процессе обучения в старших классах инновационных учреждений не являются оптимальными и не способствуют сохранению здоровья учащихся, что проявляется в более высоких по сравнению с обычными школами показателях распространенности лиц со сниженным уровнем соматического здоровья (в 2,3 раза, р<0,001), лиц с хроническими компенсированнымизаболеваниями (юношей — в 1,4 раза (р<0,05), девушек — в 4 раза (р<0,001)).

5. Действие факторов социально-экономического и социально-психологического неблагополучия семьи — низкий уровень жизни, несбалансированное питание, неблагоприятный психологический микроклимат проявляется в группах семейно-бытового риска: юношей — значимо более высокими показателями частоты лиц III группы здоровья и лиц с низким уровнем соматического здоровья, а также с нарушениями психоэмоционального статусадевушек — значимо более высокими показателями частоты лиц с нарушениями физического развития и хроническими заболеваниями (III группа здоровья), а также лиц с нарушениями психоэмоционального статуса.

6. В период 1990;х — 2000;х годов произошла кардинальная перестройка структуры факторов, воздействующих на здоровье подростков, изменилась их иерархия. На современном этапе ведущую роль в формировании нарушений состояния здоровья подростков играет изменившаяся социокультурная среда. Социокультуральные факторы оказывают выраженное негативное воздействие на психологический статус и ментальность подростков, формируя отклонения в психологическом (духовном) здоровье, что проявляется в девиантном и саморазрушительном поведении, и, в конечном итоге, — ведет к нарушениям соматического, репродуктивного здоровья и снижению жизнеспособности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Гигиеническое обеспечение подросткового населения в условиях промышленного города рекомендуется осуществлять в виде комплекса мер, охватывающих основные элементы жизнедеятельности этого контингента населения.

Учреждениям здравоохранения (служба Роспотребнадзора) и образования следует добиваться создания благоприятных условий ведения образовательно-воспитательного процесса, разработки и внедрения в сети общеобразовательных учреждений эффективной системы медико-санитарных мероприятий, основными компонентами которой являются:

— осуществление динамического наблюдения и контроля (мониторинга) физического развития и адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы подростков;

— мониторинг санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса подростков и проведение мероприятий по нормализации факторов внутришкольной среды;

— развитие у школьников мотивации, навыков и потребности в здоровом образе жизни, формирование негативного отношения к табакокурению, потреблению алкогольных напитков, наркотических веществ;

— внедрение комплексной системы профилактики и реабилитации психофизиологических нарушений у подростков в процессе обучения, которая должна включать совместную работу различных специалистов: медицинских работников, педагогов, психологов, родителей;

— внедрение современных гигиенических принципов и форм физического воспитания и мероприятий по оптимизации двигательного режима школьников.

На федеральном уровне необходимо:

— принятие государством комплексных программ межведомственного взаимодействия по предупреждению ранних абортов и профилактике инфекций передаваемых половым путем. Такие программы должны включать совершенствование законодательстваинформационно-образовательные кампании среди населения, в первую очередь, среди молодежи, направленные на формирование ответственного и безопасного сексуального поведения, здорового образа жизниповышение качества оказания услуг по профилактике абортов и лечению инфекций передаваемых половым путем;

— через средства массовой информации формировать у подростков знания о вредном воздействии наркотиков и прививать критическое к ним отношение;

— согласно мнению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков необходимо установить уголовную ответственность за их употребление (ставить перед выбором: наказание либо лечение);

— гражданское общество и государство должны транслировать идеологию и создавать условия, поддерживающие высокие моральные и нравственные ориентиры для современной молодежи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. О социально-экологической очаговости болезней человека. -Ереван, 1985.- 128 с.
  2. C.B., Пивоваров Ю. П. Экология человека. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗРФ, 2001.-639 с.
  3. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. — М.: Наука, 1980.-201 с.
  4. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Наука, 1996. — 340 с.
  5. Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья // Гигиена и санитария. 2004. — № 2. — С. 55−58.
  6. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб., 1992.- 134 с.
  7. Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Киев, 1998. -248 с.
  8. Г. Л., Науменко Р. Г. // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 4. — С. 29−31.
  9. Е., Мичков X. Урбанизация: тенденции к гигиеническо-демографические проблемы: пер. с болг. М.: Медицина, 1977. — 384 с.
  10. И.А. Физиологические механизмы закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 73 с.
  11. БаевскийР.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. -М.: Наука, 1997. 235 с.
  12. P.M. Проблемы здоровья и нормы: точка зрения физиолога // Клиническая медицина. 2000. — № 4 — С. 59−64.
  13. P.M. и др. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращения // Здравоохранение Российской Федерации. 1987. — № 8. — С. 6−10.
  14. БайковН.М., КаширинаЛ.В. Детская беспризорность и безнадзорность: состояние и проблемы: учебное пособие. — Хабаровск: ДАВСГ, 2003. — 256 с.
  15. БалыгинМ.М., БруйБ.П., Горбунова Т. Ф. Основные медико-демографические параметры развития детей и подростков Москвы // Проблемы соц. гигиены, здравоохр. и истории мед. 2001. — № 6. — С. 14−22.
  16. A.A. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Педиатрия. — 1999. № 3. — С. 4−6.
  17. A.A. // Педиатрия. 1994. — № 5. — С. 5−6.
  18. А. Состояние здоровья детей России // Врач. 1995. — С. 29—30.
  19. A.A. и др. Биологические особенности подросткового возраста // Проблемы подросткового возраста (избранные главы) / под ред. A.A. Баранова, JI.A. Щеплягиной. М., 2003.
  20. A.A. и др. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей. — М., 1999. 226 с.
  21. A.A. и др. Проблемы подросткового возраста (избранные главы). -М., 2003.
  22. A.B. Социальные проблемы депопуляции и старения электората // Социология и общество: тез. докл. Первого Всероссийского социологического конгресса. СПб., 2000.
  23. М.А. Комплексная характеристика состояния здоровья детского населения как критерий гигиенической оценки загрязнений атмосферного воздуха: автореф. дис.. канд. мед. наук. — М., 1986. 24 с.
  24. Э.Л., Куликов В. П. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья // Физиология человека. 1998. — № 3. — С. 79−85.
  25. Э.Ю., Расторгуев Г. П., Смирнова И. В. Чем дышит промышленный город. Л.: Гидрометеоиздат, 1991. — С. 129−133- С. 196−198.
  26. В.М., Павловская О. Г., Поляник М. Н. // Гигиена и санитария. — 1994. № 7.-С. 3.
  27. Ю.П. Психическое здоровье детей и подростков // Народонаселение. 2008. — № 4. — С. 33−39.
  28. A.M., Крутько В. Н., Пуцилло Е. В. Оценка и управление рисками влияния окружающей среды на здоровье населения: учебное пособие. М.: УРСС, 1999. — 254 с.
  29. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. Т. 2. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.
  30. Т.Н., Лымарь Л. И. // Гигиена и санитария. 1992. — № 78. -С. 14−16.
  31. Н.П. и др. Мониторинг врожденных пороков развития // Рос. вестн. перинатол. и педиатр. 1996. — № 2. — С. 20−25.
  32. БратусьБ.С. Русская, советская, российская психология. М.: Флинта, 2000. — 587 с.
  33. БруйБ.П., Дмитриев В. И., БалыгинМ.М. О некоторых медико-демографических и социальных аспектах развития подростков // Здраво-охр. Рос. Федерации. 1999. — № 2. — С. 41−47.
  34. К.А. Атмосферные загрязнения и здоровье // Гиг. и сан. 1971. — № 3. — С. 3−6.
  35. БуштуеваК.А. Роль внешней среды в профилактике заболеваний // Клиническая медицина. 1974. — № 8. — С. 26−29.
  36. К.А., Случанко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. М., 1979. — 186 с.
  37. A.M. // Космическая биология и авиакосмическая медицина. -1980.-№ 6.-С. 3−10.
  38. .Т. Реформы и здоровье населения страны (пути преодоления негативных последствий). М., 2001. — 36 с.
  39. Ю.Е. // Рос. вестник перинатологии и педиатрии, приложение к журналу. М., 1994 (а). — 83 с.
  40. Ю.Е. // Экология и здоровье детей. Алматы, 1996. — С. 15— 26.
  41. Ю.Е. О стратегии и приоритетных направлениях педиатрии // Рос. вестн. перинатол. и педиатр. Т. 39, № 1. -1994(6). — С. 2−8.
  42. Ю.Е. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция: Лекция для врачей. М.: Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ, 1998. — 80 с.
  43. Ю.Е. Рост ребенка: закономерности, отклонения, патология превентивная терапия: Лекция № 2 // Прил. к ж. «Рос. вестн. перинатол. и педиатрии». М., 1994 (в). — 67 с.
  44. Ю.Е., Фокеева В. В. // Вопросы охраны материнства и детства. -1992.-№ 4.-С. 30−34.
  45. Вестник. Информационный бюллетень «Байкальского центра экологических инициатив». Август. — 1996.
  46. А.З., Андриевский Б. П. Социальная структура населения Сибирского Федерального округа и место в ней социопатий // Сб. матер. Всероссийской науч. конф. Иркутск, 2007. — С. 43−46.
  47. Т.П., Булучевская В. Н., Чаплыгина М. В., Наумов A.B. Поведенческие факторы, определяющие репродуктивные процессы у женщин в ранний репродуктивный период // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории мед. 2007. — № 5. — С. 7−12.
  48. А.И., Волкотруб Л. П., Падерова В. П., Кинжибалов Г. Ф. Гигиеническая оценка влияния атмосферных загрязнений на здоровье населения промышленного города // Риг. и сан. 1990. — № 1. — С. 15−16.
  49. ГафоровВ.В., ПакВ.А., ГагулинИ.В., ГафароваА.В. Психология здоровья населения в России. Новосибирск: СО РАМН, 2002. — 360 с.
  50. Г. П., Харченко И. И. Негативное потребление учащихся: риски и барьеры в обществе двойных стандартов // Россия и россияне в новом столетии: вызовы-времени и горизонты развития. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008.-748 с.
  51. Г. П., Коротких М. В., Харченко И. И. Социальное окружение школьников и опасность приобщения к наркотикам // Регион: экономика и социология. 2004. — № 2. — С. 79−94.
  52. ГилинскийЯ. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. — 520 с.
  53. Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. (Печальный опыт России). Новосибирск, СО РАМН, 2002. — 230 с.
  54. Ю.П. Современные проблемы экологической медицины. — Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 1996 (а). 174 с.
  55. О.С., Судаков К. В. // Успехи физиологических наук. — 1998 -Т. 29, № 4.-С. 20−25.
  56. A.B. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Моск. психо-соц. ин-т, 2003. — 240 с.
  57. Г. С. и др. Путь России к устойчивому развитию. Рукопись. — М., 1994.-61 с.
  58. B.C., Шаповалова H.С. Человек в биосфере. M.: JIA Варяг, 1995.- 128 с.
  59. В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 1995. — 472 с.
  60. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды РФ // «Зеленый мир». 1997. — № 24.
  61. A.A. Изучение особенностей личности в профилактических исследованиях ишемической болезни сердца // Первичная психологическая профилактика и реабилитация больных ИБС. Вильнюс, 1982. — С. 25−36.
  62. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. — М.: Медицина, 1988.-272 с.
  63. И.А. // Трибуна. 9 августа 2000.
  64. И.А. Демографическая катастрофа в России. М.: УРСС, 2001.
  65. И.А. Нация без будущего? // Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России: Аналитический вестник комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ. — М., 1997. -Вып. 12. -С. 41−47.
  66. И.А. Отечеству можно причинить зло, желая добра. Общество должно получить механизм конституционного контроля над властью. — http:/ www. ng/politics/2000−09−13/3 -zlo/html.
  67. Л.П. и др. Заболеваемость гриппом и острыми респираторными заболеваниями во взаимосвязи с загрязненностью природной среды в городе Душанбе // Современные вопросы охраны здоровья человека: матер. Респ. науч. конф. Душанбе, 1984. — С. 40−41.
  68. Т.А. Особенности развития личности подростков в разных типах семей // Социологическое исследование. 1996. — № 3.
  69. Данила-Данильян В. И. Послесловие // Америка и устойчивое развитие. -М., 1996.-С. 145−149.
  70. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие и проблемы экологической политики // Экосинформ. 1999. — № 5. — С. 1−121.
  71. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие и экономическое равновесие // Проблемы устойчивого развития России в свете научного наследия
  72. B.И. Вернадского: матер, междунар. симп. -М., 1997. С. 50−55.
  73. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие: учебное пособие. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.
  74. Ф.Ф. Изучение здоровья населения в связи с факторами среды. — Казань, 1990- 115 с.
  75. Ф.Ф., Хакимова Р. Ф., Габитов Н. Г. // Гиг. и сан. 2002. — № 3.1. C. 12−14.
  76. В.И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология. Тендер. Брак. Семья. М.: ИНФРА, 2006. — 417 с.
  77. В.Б. и др. Санитарно-гигиеническая оценка антропогенного загрязнения окружающей среды в городе Ангарске // Бюлл. ВСНЦ. 2002. -№ 3.- С. 21−27.
  78. ДоскинВ.А., Келлер X., Мураенко Н. М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Мор-фофункциональные константы детского организма: справочник. М.: Медицина, 1997. — 288 с.
  79. Н.В. Состояние здоровья девочек пубертатного возраста в зависимости от уровня учебной нагрузки и двигательной активности // Вестник Санкт-Петербургской гос. академии им. Мечникова. 2006. -№ 3 (7). — С. 35−39.
  80. С.А. Риски и рискованное поведение пациентов в сфере здоровья // Социология медицины. 2007. — № 1. — С. 8−14.
  81. Н.В. и др. Факторы окружающей среды: опыт комплексной оценки / под общ. ред. член-корр. РАМН. В. С. Рукавишникова. Иркутск: НЦ PBX СО РАМН, 2010. — 232 с.
  82. Н.В., Никифорова В. А., Алексонис В. Б. Оценка психофизиологических возможностей студентов // Бюлл. ВСНЦ СО РАМН. 2007. -№ 6 (58).-С. 52−55.
  83. B.C. // Арх. пат. 1996. — № 3. — С. 15−18.
  84. И.В. Девиантное поведение подростков и здоровье // Наркомания: ситуация, тенденция и проблемы. М.: ИС РАН, 1999.
  85. И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М., 2002.
  86. И.В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен: автореф. дисс.. д-ра социол. наук. -М., 2005.
  87. И.В. Социальные факторы ухудшения здоровья населения // Россия: трансформирующееся общество. М., 2001.
  88. Н.В. Диагностика и корреляция региональных экологически обусловленных состояний у детей // Гиг. и сан. 2001. — № 5. — С. 31−35.
  89. Н.В. и др. // Гигиена и санитария. 1994. — № 7. — С. 51.
  90. Я.И., Серых JI.B. Комплексное влияние антропогенных факторов городской среды на здоровье детского населения // Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях. М., 1991. — С. 31−40.
  91. Здоровье детей России / под ред. А. А. Баранова. М., 1999. — 273 с.
  92. Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). 4-е изд., испр. — М.: Академия, 2007. — 288 с.
  93. В.И. Социологическая теория риска: монография. М., 2003. -215 с.
  94. А.Е., Федоткина С. А. Проблемы смертности российской молодежи // Здравоохранение Росс. Федерации. 2011. — № 2. — С. 3−6.
  95. Н.Ф. Роль профилактической медицины в сохранении здоровья населения // Мед. труда и пром. экология. 2000. — № 1. — С. 1−6.¦ 158
  96. ИльченкоИ.Н., Прокопенко Ю. И., Ильин В. В., ЗаикинЕ.В. //Педиатрия. --1999. -№ 3. С. 88 -93.
  97. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеева. М.: ИПРП. — 2001.411. с.
  98. Интегральная оценка состояния здоровья населения на территориях: Методические указания/Госкомсанэпиднадзор РФ.-М., 1995.
  99. Казначеев В: П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983.-260 е.
  100. В.П., Поляков Я. В., Акулов А. И., Мингазов И:Ф. Проблемы сфинкса XXI века. Выживание населения России. — Новосибирск: Наука, 2000.
  101. Е.П. Социально-гигиенические- особенности состояния здоровья населения в современных условиях // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2000.-№ 2. — С. 12−15.
  102. И.А., Павлычева Л. И., Васильева О. Л. Медико-социальные и социально психологические аспекты здоровья старшеклассников // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2003 (а). — № 2. — С. 10−12.
  103. И.А., Повлычева Л. И. Социально-гигиенические особенности организации учебного процесса и режима дня старшеклассников лицея // Гигиена и санитария. 2003 (б). — № 5. — С. 45−46.
  104. Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: Экономика, политика, идеология. -1993.-№ 3.
  105. Капица С.1Т. Модель роста населения Земли 7/ Успехи физич. наук. — 1995.-№ 3.-С. 111−128.
  106. А.О. Биохимические показатели крови детей, как маркеры оценки состояния атмосферного воздуха // Актуальные проблемы профессиональной и экологической патологии: сб. тез. — Курск, 1994. — С. 174.
  107. О.Ю., Ефимова H.B. Оценка возрастной динамики адаптационных возможностей детей Ангарска // Гигиена и санитария. 2008. -№ 4.-С. 56−58.
  108. Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс, 1978.
  109. КлейбергЮ.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 160 с.
  110. Л.И. // Вестник Межрегион. Ассоциации «Здравоохр. Сибири». 2001. — № 4. — С. 66−74.
  111. Л.И., Долгих В. В., Поляков В. М., РычковаЛ.В. Проблемы психосоматической патологии детского возраста. Новосибирск: Наука, 2005.-222 с.
  112. Л.И., Загарских Е. Ю., Колесников С. И., Долгих В. В. Медико-социальные аспекты формирования нарушений репродуктивного потенциала у мальчиков подросткового возраста, проживающих в промышленных центрах. Новосибирск: Наука, 2010.-100 с.
  113. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  114. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992): Информационный обзор / под ред. В. А. Контюга. Новосибирск: СО РАН, 1992.-С. 24−25.
  115. О.С., Суслова Е. А., ЗаикинЕ.В. Показатели психосоциального стресса при стенокардии и артериальной гипертонии // Матер. Всесоюзного симпозиума «Многофакторная профилактика ИБС». — Томск, 1989. -76 с.
  116. A.A. Оценка демографических результатов распространенности саморазрушительных форм поведения // Народонаселение. — 2009. — № 1.-С. 62−71.
  117. В.И. Экология. М., 2000. — 276 с.
  118. А. // Новые идеи в географии. М., 1979. — Вып. 4. -С. 160−175.
  119. КутеповЕ.Н., ВашковаВ.В., Чарыев Ж. Г. Особенности воздействия факторов окружающей среды на состояние здоровья отдельных групп населения // Гигиена и санитария. 1999. — № 6. — С. 13−17.
  120. В.Р. Дети в Мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. -М.: НЦЗД РАМН, 2002. 280 с.
  121. В.Р. и др. Состояние здоровья детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях // Гигиена и санитария. 1993. — № 11. -С. 38−40.
  122. В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. — М.: ММА имени И. М. Сеченова, 1996 (б). -282 с.
  123. В.Р., Суханова H.H., Катечкина H.A., КаретинаС.А. Изучение влияния образа жизни и состояния здоровья школьников // Гиг. и сан. -1996 (а). № 1.-С. 27−29.
  124. ЛамаркЖ.Б. // Избранные произведения в двух томах. М.: Изд-во АН СССР, 1955.-Т. 1.-С. 171−778.
  125. P.M., Рывкин А. Н., Вотякова О. И., Казаринов A.M. Интегральная оценка факторов риска рецидивирующего бронхита у детей // Гигиена’и санитария 1993. — № 7. — С. 30−32.
  126. Я.А. Значение медико-демографических характеристик для теории социально-экологических процессов // Бюлл. ВСНЦ СО РАМН — 1998 (а). № 2 (8). — С. 27−30.
  127. Я.А., Конакова Л. Н. Тенденции смертности населения г. Ангарска // Состояние здоровья населения г. Иркутска в связи с техно-" генным загрязнением окружающей среды. Иркутск, 1991. — С. 48−49.
  128. Я.А., Семенов Г. Л., Минченко В. А. Изменение заболеваемости, и смертности населения Ангарска в связи с экологической ситуацией // Экологическая безопасность городов. СПб., 1993. — С. 60−61.
  129. Ю.П. и др. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство / под ред. Ю. П. Лисицына. М., 1999. — 698 с.
  130. Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. 520 с.
  131. С.А. Основы устойчивого экономического, социального, экологического развития. — Киев, 2007. — 108 с.
  132. К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. — М.: Космосинформ, 2001. 226 с.
  133. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф., Ледерак-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике: пер. с нем. — СПБ., 2000. -С. 15−42.
  134. З.Х. // Экология и здоровье детей. — Алматы, 1996. С. 9—14.,
  135. Т.М. Современное состояние, тенденции, и перспективные оценки здоровья населения. М.: ПЕРСЭ, 2002 (б). — 192 с.
  136. Максимова Т. М:. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2002 (а). № 2. — С. 40−43.
  137. Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья населения. М.: ПЕР СЭ, 2005 — 240 с.
  138. Т.М. Физическое развитие детей в условиях формирования новой социальной структуры населения // Пробл. соц. гиг. и история мед. 1998.-№ 2.-С. 14−18.
  139. Т.М., Королькова Т. А., Пушкина Н. П., Белов В. Б. Оценка результатов медицинских осмотров детей школьного возраста // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2002 (в). — № 6. — С. 5−1.
  140. Л.В. Социальная педагогика: учебник. М.: Гардарика, 2005.
  141. Н.Е., Римашевская Н. М., Смакотина Н. Л. Типология модификаций девиантного поведения в молодежных субкультурах // Народонаселение. 2010. — № 1. — С. 85−97.
  142. Л.А., ШамроваТ.А. Особенности формирования местных факторов защиты распираторного тракта у детей с бронхолегочной патологией под влиянием загрязняющих факторов воздушного бассейна. М., 1990.-240 с.
  143. Н.И. Оценка изменений здоровья детей в условиях воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды // Медицина труда и промышленная экология. 2003. — № 3. — С. 19—23.
  144. МатюхинВ.А., Разумов А. Н. Экологическая физиология человека и восстановительная медицина. М., 1999. — 336 с.
  145. В.А. Социально значимые болезни современности // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истор. медицины. 2002. — № 3. — С. 18−20.
  146. В.А., ТокмачевМ.С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. М.: ОАО Издательство Медицина, 2006. — 528 с.
  147. Медицинская география на пороге XXI века: матер. X Всерос. конф. по медицинской географии. СПб., 1999. — 250 с.
  148. МедковВ.М. Социологические проблемы демографического прогнозирования: российская семья на рубеже столетий // Вестн. моск. ун-та. -Сер. 18: социология и политология. 2002. — № 1. — С. 57−74.
  149. З.Ф., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М., 1998. — 256 с.
  150. М.О., ИвчикТ.В., Кокосов А. Н., ФридляндА.К. Генетические маркеры и хронические болезни органов дыхания // Пульмонология. —1994. -№ 3.- С. 42−46.
  151. Общественное здоровье как важнейшая составляющая человеческого капитала / под ред. д.м.н. Я. А. Лещенко. — Иркутск, 2005. 206 с.
  152. F.F. Окружающая среда и состояние здоровья населения. Экологическая доктрина России в контексте общенациональной стратегии устойчивого развития // Гиг. и сан. 2001':(б): -№ 3.- С. 7−10i
  153. F.F. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья? детей иподростков // Гиг. и-сан. 2001 (а), — № 5. — С. 7−11.
  154. В.В. Ценностные приоритеты- молодежи в сибирском регионе // Социол. исслед. 2009. -№ 6: — С. 95−99.
  155. Основы ювенологии / под ред. д.э.н., профессора, академика РАЕН, C.F. Слуцкий. СПб.: НЦ РАН, 2002. — 385 с,
  156. М.А. Теория и практика оценки комбинированного действия химического загрязнения атмосферного воздуха // Гигиена и санитария. — 2001. -№ 1. С. 9−13.
  157. Показатели и индикаторы социальных изменений / под ред. акад. Г. В. Осипова // Институт социально-политических исследовании РАН. — М., 1995.-67 с.
  158. К. Семья как социальная ценность // Народонаселение. -20Ю.-№ 1.-С. 99−104.
  159. A.M. Роль детско-родительских отношений в становлении тревожности как личностного образования Электронный ресурс. // Психологические исследования: электрон, науч. журн. — 2008. — № 2(2). -URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 23.10.2010).
  160. .Б. Жизненная среда горожан // Природа. — М., 1993. — № 3. — С. 43−49.
  161. .Б. Экология человека: учебное пособие. — М.: Изд-во МНЭ-ПУ, 2001.-440 с.
  162. В.М. и др. Современные проблемы и методологические подходы к изучению влияния факторов производственной и окружающей среды на здоровье человека. — Ангарск, 1993. С. 102—105.
  163. A.B., Маторова Н. И. Характеристика физического развития иуровней, артериального давления у детей, проживающих в условиях- йодного дефицита и техногенной нагрузки // Бюл. ВСНЦ СО РАМН. 2002: -№ З .-С. 60−63-
  164. И.И. Подходы к оценке антропогенной нагрузки на территорию с учетом основных показателей, здоровья населения // Гиг. и сан. — 2001. -Ж Г. С. 27−3!
  165. A.C. Большой толковый психологический словарь: пер. с англ. — М-, 2003.-Т. 2. 152 с.
  166. РевичБ.А. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Введение в экологическую эпидемиологию. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. -263 с.
  167. Н.Ф. Экология.-М., 1994.
  168. A.B. Социология медицины, (введение в научную дисциплину): руководство. — М., 2002.
  169. A.B. Социология медицины: учебник. М., 2006.
  170. Н.М., БрееваЕ.Б., Шабунова A.A., Барсукова Р. Т. Мониторинг подрастающего поколения: тенденции и особенности развития // Народонаселение. 2007(a). — Ж 1 (35). — С. 4−12.
  171. Н.М., Волкова Г. Н., Маркова Н. Е., Мигранова JI.A. Качество жизни в условиях социальных девиаций // Народонаселение. -2007 (б).-№ 4.-С. 21−30.
  172. Т.В., Кукушкина В. К., Качанова J1.A. Медицинское обслуживание детей в детских образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2000. — 86 с.
  173. СабироваЗ.Ф.//Гиг. и сан. 1999.-№ 6.-С. 50−51.
  174. Н.В., ХандыМ.В. Гигиенические условия жизни и состояния здоровья школьников // Гиг. и сан. 1999. — № 6. — С. 47−50.
  175. В.И. Сексуальное и репродуктивное поведение подростков в России // Демоскоп-weekly. 2001. — № 13−14.
  176. И.И., Полина Н. И. Нормативы адаптационного потенциала для детей и подростков // Экология человека. 2001. — № 4. — С. 58−60.
  177. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и состояние здоровье населения в г. Ангарске и Ангарском районе в 1999 году: Гос. доклад. Ангарск, 2000.
  178. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и состояние здоровье населения в г. Ангарске и Ангарском районе в 2000 году: Гос. доклад. Ангарск, 2001.
  179. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и состояние здоровье населения в г. Ангарске и Ангарском районе в 2001 году: Гос. доклад. Ангарск, 2002.
  180. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и состояние здоровье населения в г. Ангарске и Ангарском районе в 2002 году: Гос. доклад. Ангарск, 2003.
  181. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и состояние здоровье населения в г. Ангарске и Ангарском районе в 2003 году: Гос. доклад. Ангарск, 2004.
  182. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и состояние здоровье населения в г. Ангарске и Ангарском районе в 2004 году: Гос. доклад. Ангарск, 2005.
  183. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и состояние здоровье населения в г. Ангарске и Ангарском районе в 2005 году: Гос. доклад. Ангарск, 2006.
  184. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и состояние здоровье населения в г. Ангарске и Ангарском районе в 2006 году: Гос. доклад. — Ангарск, 2007.
  185. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и состояние здоровье населения в г. Ангарске и Ангарском районе в 2007 году: Гос. доклад. Ангарск, 2008.
  186. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и состояние здоровье населения в г. Ангарске и Ангарском районе в 2008 году: Гос. доклад. — Ангарск, 2009.
  187. Санитарно-эпидемиологическая обстановка и состояние здоровье населения в г. Ангарске и Ангарском районе в 2009 году: Гос. доклад. — Ангарск, 2010.
  188. Г. Н. Психогигиена детей и подростков / под ред": Г. Н. Сер-дюковской, Г. Гельница М.: Медицина, 1985. — 252 с.
  189. Г. И., МожаевЕ.А. Санитарное состояние окружающей среды и здоровье населения // АМН СССР. М.: Медицина, 1987. — 128 с.
  190. Г. И., КутеповЕ.Н. Методические аспекты изучения и оценки состояния здоровья населения // Гигиена и санитария. 1997 (а). — № 2. — С. 55−58.
  191. СидоренкоГ.И., КутеповЕ.Н. Экологически обусловленные болезни: проблемы, пути их решения // Проблемы и методологические аспекты оценки и прогнозирования здоровья населения. Ангарск, 1997 (б). -С. 58−60.
  192. Г. И., Новиков С. М. Экология человека и гигиена окружающей среды на пороге XXI века // Гигиена и санитария. 1999. — № 5. — С. 3−6.
  193. А.Б. Семейная жизнь и религиозность // Демографические исследования. — 2006. — № 2. — http://www.demographia.m/articlesN/index.html?idR=20&idArt-247.).
  194. А.Б. Трансформация семьи и развитие общества. М.: КДУ, 2008.-320 с.
  195. Е.С., Чехонадская Н. И., Карпов А. И., Тимина С. А. Исследование поведения и образа жизни подростков-школьников г. Оренбурга // Практические аспекты укрепления здоровья и профилактики заболеваний. М., 2000. — С. 94−107.
  196. В.И., Шувалов A.B. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. — 2001.-№ 4.-С. 91−106.
  197. A.A. Возрастные особенности социальной адаптации детей. -М., 1990.
  198. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / под ред. Г. В. Осипова. -М., 2003.
  199. B.JI., Полякова А. Н., Денисова Н. Б. // Гиг. и сан. 1999. -№ 6.-С. 52−53.
  200. Д.В., Вельтищев Ю. Е. Иммунология и иммунопатология детского возраста М., 1996 — 384 с.
  201. К.В. Теория Функциональных систем и интегративная физиология // Вестник РАМН. 1999. — № 6. — С. 5−10.
  202. В.Д., Суржиков Д. В. Гигиеническая оценка риска нарушения здоровья населения промышленного города от воздействия факторов окружающей среды // Гиг. и сан. 2007. — № 5. — С. 32−34.
  203. Сухоцкая JL Место и значение семьи в иерархии ценностей // Народонаселение. 2010. — № 1. — С. 105−112.
  204. Н.П., Кручина Е. Б. Индексы и индикаторы устойчивого развития. М.: МГУ, 2006, — 98 с.
  205. ТемновА. Разложение. Молодежь как аполитичная часть общества // Информационный центр BABP.RU. 2010.
  206. H.B. Гигиена окружающей среды и^ экогенетика // Методолгия фундаментальных исследований в гигиене окружающей среды: сб. докл. -М., 1989. -С. 216−222.
  207. А.Д., Сарсания С. И. Комплексное лечение смешанных гени-тальных инфекций // Гинекология, 2004. Т. 6, № 6. — С. 289−292.
  208. Традиционные взгляды на причины девиантного поведения // http://www.pobeda.ru/content/view/9752 (19 ноября 2011)
  209. H.H. и др. Социально-гигиенические проблемы формирования здоровья детей и подростков Москвы // Здравоохр. Рос. Федерации. -2001.-№ 4.-С. 30−32.
  210. ФирсовМ.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М.: Академ, проект, 2009.-512 с.
  211. Н.Ю. Социально-гигиенические факторы и здоровье детей // Гигиена и санитария. — 2001. — № 2. — С. 58−60.
  212. Ю.В., Сердюков А. Ю. Состояние здоровья школьников в условиях профильного обучения // Экология человека. — 2011. — № 1. С. 51— 54.
  213. М.И., Пичужкина Н. М., Фуфаева O.A. Состояние здоровья детей в учебных заведениях нового типа // Гиг. и сан. — 1997. № 2. — С. 21—23.
  214. В.И. Молодежь: Духовное воспроизводство в условиях риска // Вестн. РУДН., Сер.: Социология. 2004. — № 6−7. — С. 7−17.
  215. В.И., Зубок Ю. А. Методология целостного подхода в социологии молодежи // Россия: новые цели и приоритеты / Под ред. Г. В. Осипова, В. Н. Кузнецова, В. В. Локосова. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006. — С. 84−107.
  216. М.Г. Определение роли отдельных факторов в комплексном влиянии окружающей среды на здоровье человека // Гигиена и санитария, 1981.-№ 9.-С. 15−18.
  217. М.Г., Виноградов Г. И. Состояние иммунологической реактивности как критерий гигиенической оценки действия факторов окружающей среды на организм // Реактивность и резистентность: фундаментальные и прикладные вопросы. Киев, 1987. — С. 316−317.
  218. М.Г., Звиняцковский Я. И. Гигиенические аспекты экологии человека в городе // Урбоэкология. М.: Наука, 1990 — С. 149−158.
  219. М.Г., Звиняцковский Я. Н. Экология человека: основные проблемы.-М., 1988.-С. 113−120.
  220. Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический Проект- Гаудеамус, 2007. — 336 с.
  221. О.П. Проблемы здоровья населения РФ и его прогноз на период до 2005 г. // Проблемы соц. гигиены, здравоохр. и истории мед. 2001. -№ 3. — С. 3−10.
  222. Л.А. Подходы к оценке воздействия на детей промышленного загрязнения окружающей среды // Мед. труда и пром. экология. 1999. — № 9. — С. 27−29.
  223. Akmedkhanov A. et al. Characterization of Dioxin Exposure in Resident of Chapaevsk, Russian // J. Exposure Analysis and Enviromental Epidemiology. 2002. — Vol. 12, N 6. — P. 409−417.
  224. Bearchamp R.S. et al. A critical review of the literature on hydrogen sulfide toxicity-CRC.crite / // Rev. Toxicology. 1984. — Vol. 13, N 1. — P. 25−27.
  225. Beckman R.S. et al. A critical review of the literature on hydrogen sulfide tox-icity-CRC.crite // Rev.Toxicology. 1984. — Vol. 13, N 1. — P. 25−27.
  226. Bellisle F. Effects of diet on behavior and cognition in children I I Br. J. Nutr. -2004. Vol. 92, Supple. 2. — P. 227−232.
  227. Bogt T.T.F., Engels R.C., Dubas J.S. Party people: personality and MDMA use of house party visitors // Addictive behaviors. 2006. — Vol. 31. — P. 12 401 244.
  228. Brooks S.M. et al. Environmental medicine. Mosby Co. St. Louis, 1995. -780 p.
  229. Bunker J., Comby D. Patways to Health: The Role of Social Factors. Menlo Park (Calif): Kaiser Family Foundation, 1989.
  230. Capuano S. et al. Sexual behavior among Italian adolescents: knowledge and use of contraceptives // Eur. J. Contracept. Reprod. Health Care. 2009. — N 4.- P. 285−289.
  231. Capuano S. et al. Sexual behavior among Italian adolescents: knowledge and use of contraceptives // Eur. J. Contracept. Reprod. Health Care. 2009. — N 4.- P. 285−289.
  232. Chobadloo S.M. GSTPi, GSTMi and’GSTTi genetic polymorphisms in patents with cryptogenic liver cirrhosis // J. Gastrointerest Surg. 2004. — Vol. 8, N 4.- P. 423427.
  233. Collier J., MacKinlayD., Phillips D. Norm values for the Generic Children’s Quality of Life Measure (GCQ) from a large schoolbased sample // Qual Life Res.-2000.-N9(6) .-P. 617−623.
  234. Cooper P.J. et al. Affective disorders in the parents of anxious children // Journal of Affective Disorders. 2006. — Vol. 93 (1−3). — P. 205−212.
  235. Danubio M.E., Sanna E. Secular changes in human biological variables in Western Countries variables in Western Countries: an updated review and synthesis //J. Anthropol. Sci. 2008. — Vol. 86. — P. 91−112.
  236. David H.P. Lesson from Dutch Abortion Experience // Studies in Family Planning. 1996.-Vol. 27, N6.
  237. Dunger D.B., Lynn Ahmed M., Ong K.K. Effects of obesity on growth and puberty // Clin. Endocrinol. Metab. 2005. — P. 112−115.
  238. Engstrom J.L., Hunter R.G. Teaching reproductive options through the use of fiction: the Cider House Rules project // J. Obstet. Gynecol. Neonatal. Nurs. -2007, Sep-Oct. Vol. 36 (5). — P. 464−470.
  239. Faustman E.M. et all Mechanisms underlying childrens susceptibility to environmental toxicants // Envirov. Hlth. Persp. 2000. — Vol. 108., Suppl. 1. -P. 13−21.
  240. Glazko V.I. Population-genetic consequences of the ecological catastrophe (Chernobyl example): Second Intern // Conf. «Modern problems of genetics, radiobiology, radioecology and evolution» (Yerevan, September 8−11, 2005). -Dubna: JINR, 2005. P. 197.
  241. Golbasi Z., Taskin L. Evaluation of school-based reproductive health education program for adolescent girls // Int. J. Adolesc. Med. Health. 2009, Jul-Sep. — Vol. 21 (3). — P. 395—404.
  242. GrandjeanP., Sandol S.H., Kimbrough R.D. Non-specificity of clinical signs and symptoms coused by environmental chemicals // Hum. and Exp. toxicol. -1991.-Vol. 10, N3.-P. 167−156, 173.
  243. Grey M.J., Genel M., Tamboriane W.V. Psychosocial adjustments of latency-aged diabetes // Pediatrics. 2000. — Vol. 65. — P. 69−73.
  244. Harakeh Z., Scholt Ron H.J., Vries H., Engels R. Association between personality and adolescent smoking // Addictive behaviors. 2006. — Vol.31. -P. 232−245.
  245. Health and Health Behavior among Young People. WHO Policy Series: Health Policy for Children and Adolescents. Issue 1. International Report, 2000.
  246. Health Behavior Research and Health Promotion. — Oxford University, 1998.
  247. Hirvonen A. Cominations of susceptible genotypes and individual responses // Environm. Health Perspectives. 1997. — Vol. 105, Suppl. 4 — P. 755−758.
  248. Hokka P. et al. Anxiety about Environmental Hazards among Teenagers in Helsinki, Moscow and Tallinn // The Science of the Total Environment. International Journal. 1999. -N 234.
  249. Indicators of Sustainable Development: Framework and Methodology. N.Y.: United Nations, 1996. — 428 p.
  250. Jedrychowsky W. Review of recent studies from Central and Eastern Europe associating respiratory health effects with high levels of exposure to «tradi-. tional» air pollutante // Environm. Health Perspectives. 1995. — Vol. 103, Suppl. 2. — P. 15−21.
  251. Klinberg J. et al. Disturbed iron metabolism among workers exposed to organic sulfides in a pulp plant // Environment, and health. — 1988. Vol. 14, № l.-P. 17−201
  252. Kopina O.S., Souslova E.A., Zaikin E.V. Stress level in Moscow population in 1986−1992 // Materials of the 3rd International Congress of Behavioral Medicine. Amsterdam, 1994 July. — P. 162.
  253. Lehrer J.A., Lehrer V.L., Lehrer E.L., Oyarzun P.B. Prevalence of and risk factors for sexual victimization in college women in Chile // Int Fam Plan Per-spect. 2007. — Dec- 33 (4). — P. 168−175.
  254. Malouff J.M., ThorsteinssonE.B., SchutteN.S. The five-factor model of personality and smoking: a meta-analysis // J. Drug Educ. 2006. — N 36. -P. 47−58.
  255. Mechanic D. The Stability of Health and Illness Behavior: Results from a Sixteen Year Follow Up // American Journal of Public Health. 1979.
  256. Neura R.R. Some preliminary thoughts on the potential contribution of epidemiology to the questions of multiple chemical sensitivity // Public Health Reviews 1994. — Vol. 22, N 3. — P. 271−278.
  257. Nolte E. et al. // Soc. Sci. Med. 2002. — Vol. 55. — P. 1905−1921.
  258. Piltulalen E., Tornling G., Eriksson S. Environmental correlation of impaired lung function in non-smokers with severe alpha 1-antitripsin deficiency? // Thorax. — 1998. Vol. 53, N 11. — P. 939−941.
  259. Reay B. Microhistories: Demography, Society and Culture in Rural England, 1800−1930 Cambridge. 1996. — 105 p.
  260. Roer-Strier D., Rosenthal M.K. Socialization in changing cultural contexts: A search for images of the «adaptive adult» // Soc. Work. 2001. — Vol. 46, N 7. -P. 215−228.
  261. Saraceno B. Advancing the global mental health agenda // Int. J. Public Health. -2007.-Vol. 52(3).-P. 140−141.
  262. Tamer L. et al. Glutatrion-S-transferase gene polymorrnisms as increased risk factors for asthma // Respirilogy. 2004. — Vol. 9, N 4. — P. 493-^198.
  263. Varni J.W., Seid M., Kurtin P. S. Reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0 genericcore scales in healthy and patient populations // Med. Care. 2001. — N 39. — P. 800−812.
  264. Verrips E.G., Vogels T., Kbopnan H.M. Measuring health-related quality of life in a child population // Eur. J. Public. Health. 1999. — N 9. — P. 188−193.
  265. Walton K.E., Roberts B.W. On the relationshipbetween substance use and personality traits: abstainers are not maladjusted // J. Research Personality. -2004.-Vol. 38.-P. 515−535.
  266. Watson S.M., Keith K.D. Comparing the Quality of life of school age children with and without disabilities // Ment. Retard. 2002. — Vol. 40. N 4. — P. 304 312.
  267. Wood J.J. et al. Parenting and childhood anxiety: Theory, empirical findings and future directions // J. Child Psychol. Psych. Allied Discipline. 2003. -Vol. 44, N 1. — P. 134−135.
  268. Yinger J. Contracuiture and Subculture // American Sociological Review. 2000. Vol. 55.
  269. Young people’s health in context. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2001−2002 survey / Ed. C. Currie et al. Copenhagen: World Health Organization Regional office for Europe. — 2004.-248 p.
Заполнить форму текущей работой