Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Деловой туризм как фактор устойчивого развития туристической отрасли России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Абсолютные показатели отражают только количественную сторону развития той или иной сферы. Анализ уровней эффективности использования коллективных средств размещения по федеральным округам показывает, что ранжирование по абсолютному показателю во многом не совпадает с рейтингом относительных величин. Следовательно, округа, занимающие первые места по наличному показателю, не в полной мере… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ УСЛУГ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
    • 1. 1. Понятие, содержание и типология услуг делового туризма
    • 1. 2. Субъекты и факторы функционирования рынка услуг делового туризма
    • 1. 3. Экономические показатели развития сферы услуг делового туризма
  • ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МИРОВОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКОВ УСЛУГ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
    • 2. 1. Основные тенденции развития услуг делового туризма в мире
    • 2. 2. Оценка развития рынка делового туризма как сектора сферы услуг РФ
    • 2. 3. Система оценочных показателей развития услуг делового туризма в РФ
  • ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЫНКА УСЛУГ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РФ
    • 3. 1. Конкурентные позиции России на мировом туристическом рынке
    • 3. 2. Оценка конкурентоспособности инфраструктуры рынка услуг делового туризма России
    • 3. 3. Стратегия и перспективы развития услуг делового туризма в России

Деловой туризм как фактор устойчивого развития туристической отрасли России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Динамическое развитие, разнообразие общественных функций и рост роли туризма как отрасли мирового хозяйства в условиях глобализации ставят перед исследователями и практиками вопросы согласования туристической деятельности с природными, социокультурными, эколого-экономическими, информационнотехнологическими возможностями как отдельных стран и регионов, так и мирового хозяйства в целом, т. е. необходимость рассмотрения всей отрасли туристических услуг с точки зрения концепции устойчивого развития.

В современных условиях модернизации и структурных изменений российской экономики большое значение для развития туристической отрасли страны имеют услуги делового туризма, однако пока Россия занимает очень скромное место на мировом рынке туристических услуг, поэтому современное развитие туристической индустрии требует поиска новых форм и методов работы, совершенствования организационно-экономического механизма развития конкретных сегментов туристического рынка, в первую очередь делового туризма.

В настоящее время индустрия услуг делового туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики в мире, важнейшим инструментом стимулирования деловой активности, роста промышленного производства и расширения сферы услуг, развития кооперационных связей между субъектами хозяйственной деятельности, укрепления межрегионального и международного сотрудничества, создания и поддержки благоприятного имиджа страны, демонстрации ее ресурсного потенциала и инвестиционной привлекательности на внешних рынках. Деловой туризм для многих стран мира является важной отраслью сферы услуг и весомой статьей доходов. Значительные неиспользованные резервы в этой отрасли имеет Россия, но для их успешного использования необходимы новые организационно-экономические и управленческие решения, современные маркетинговые программы развития, что требует обобщения мирового и отечественного опыта, и разработки эффективной стратегии устойчивого развития услуг делового туризма и туристической отрасли в целом.

Степень проработанности проблемы. Проблемы развития международного туризма исследовались в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как Н. В. Багрова, А. И. Балабанова, И. Т. Балабанова, JI.B. Баумгартена, И. Валлерстайна, В. Г. Герасименко, И. М. Герчикова, В. Г. Гуляева, В. Ф. Данильчука, А. П. Дуровича, В. К. Евдокименко, О. В. Ефремова, М. И. Кабушкина, Б. Карлофа, В. О. Квартальнова, К. Каспара, В. Ф. Кифяка, Ф. Котлера, А. Коча, П. Кругмана, A.B. Лукьяненковой, И. И. Ополченова, Г. А. Папиряна, М. Портера, С. А. Романова, А. О. Романова, Г. Робертсона, X. Рюттера, В. Б. Сапруновой, B.C. Сенина, Е. А. Соболевой, Т. И. Ткаченко, В. К. Федорченко, В. Фрейера и других.

Непосредственное внимание анализу различных спектров и тенденций делового туризма уделяли такие ученые, как Архипова О. В., Бабкин A.B., Белянский В. П., Гончарова И. В., Джафари Дж., Карпова Г. А., Лайко М. Ю., Скобкин С. С., Поторий Я., Сердюкова Н. К., Смирнова O.A., Феоктистов К. С., Цацулина И. А., Чимитдоржиева О. Г. и др.

Анализ формирования, территориальной организации и функционирования национального и мирового рынка услуг делового туризма занимает в экономических и экономико-географических исследованиях отечественных ученых важное место. В диссертациях, посвященных деловому туризму рассмотрена роль делового туризма в становлении туристических дестинаций, экономическом развитии региона или конкретного города, предложены стратегии продвижения услуг делового туризма в конкретном регионе, исследованы вопросы регулирования этого сегмента сферы услуг. Однако мало внимания уделено вкладу делового туризма в развитие и устойчивость туристической отрасли в целом, методам повышения конкурентоспособности российского туризма через развитие сферы услуг делового туризма. Все это обусловливает объективную необходимость дальнейшего развития теоретических и научно-методических основ формирования эффективной системы управления деловым туризмом с учетом современных тенденций развития туристических услуг в мире и концепции устойчивого развития. Все это подтверждает актуальность выбранной тематики работы.

Целью диссертационной работы является исследование роли услуг делового туризма в развитии экономики страны и ее регионов и обеспечении устойчивого развития туристической отрасли России.

Для достижения указанной цели в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

— уточнить понятие и дополнить типологию услуг делового туризма;

— определить субъекты и факторы функционирования рынка делового туризма;

— проанализировать основные тенденции развития услуг делового туризма в мире;

— провести оценку развития рынка делового туризма и обосновать его роль в развитии туристического рынка РФ;

— исследовать и дополнить систему оценочных показателей развития услуг делового туризма в РФ;

— определить конкурентные позиции России на мировом рынке делового туризма и определить перспективы развития услуг делового туризма в России.

Объектом исследования является российский рынок услуг делового туризма.

Предметом исследования выступает конкурентоспособность и особенности развития делового туризма как фактора устойчивости рынка туристических услуг в РФ.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области развития сферы услуг, делового туризма и устойчивого развития. В процессе работы использовались методы системного анализа, синтеза, аналогии, классификации, а также исторический, сравнительный, экономико-статистический методы анализа, метод экспертных оценок.

Информационную базу исследования составили статистические данные функционирования туристического рынка РФ, стран СНГ и зарубежных стран, официальные данные международных организаций в области туризма (WTTC, ООН, Российский союз туриндустрии, International Congressand Convention Association, UNWTO, MICE Forum, RBTA), результаты исследований национальных и международных аналитических агентств (Рос Бизнес Консалтинг, ВТО, Hilton Worldwide, Instytut Turystyki, CIA World Factbook, Euromonitor International, Евростат, Global Business Travel Association), экспертные и прогнозные разработки российских и зарубежных ученых, материалы, опубликованные в специализированных изданиях world-tourism.org, The Travel & Tourism Competitiveness Report, Global Business Travel Spending Outlook, International Business Community, International Association Meetings Market, а также Интернет-источники и собственные исследования автора.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-методических подходов к анализу услуг делового туризма как фактора устойчивого развития и повышения конкурентоспособности отрасли туристических услуг России. К основным элементам научной новизны, выносимых автором на защиту, относится следующее:

1. Уточнено определение делового туризма, исследуемую категорию предлагается рассматривать в двух аспектах: в узком смысле как систему экономических, организационных и социальных отношений, возникающих в процессе деловых поездок, направленных на достижение профессиональных целей путешественника и (или) организациив широком смысле как особый социально-экономический институт делового взаимодействия, обеспечивающий достижение взаимосвязанных целей повышения эффективности деловых поездок различного профиля и специализирующихся на их организации и обслуживании деловых туристских дестинаций.

2. Обоснована роль услуг делового туризма в устойчивом развитии туристических услуг в РФ и вклад делового туризма в это развитие, который состоит в изменении структуры занятости и содействии устойчивому развитию регионов с деловыми туристическими дестинациями, формировании и развитии специальной деловой туристической инфраструктуры, дополнительном эффекте для бюджетной системы соответствующего региона, повышении инвестиционной активности в сфере услуг, непосредственно связанной с индустрией делового туризма. Обоснована возможность замены в слабой модели устойчивого развития отсутствующего или недостаточного природного капитала региона или территории институциональным капиталом, сформированным в результате развития услуг делового туризма.

3. Выявлены факторы и основные тенденции, влияющие на развитие услуг делового туризма, включая развитие процессов кооперации предприятий различных видов экономической деятельности, глобализацию мировой экономики и унификацию хозяйственных систем, развитие и совершенствование «экономики знаний» .

4. Разработана методика оценки потенциала дестинации для развития услуг делового туризма, включающая анализ национального рынка туристических деловых услуг, оценку развития гостиничного хозяйства и потенциал использования имеющейся инфраструктуры индустрии гостеприимства в туристических целях. Для оценки конкурентной ситуации на региональных рынках введен показатель туристической связности.

5. Проведена оценка конкурентоспособности туристической отрасли России по индикаторам развития туристических услуг с использованием балльной системы. Проведено ранжирование конкурентных преимуществ туристической отрасли РФ и федеральных округов РФ по абсолютным показателям индустрии гостеприимства.

6. Разработаны стратегические направления развития услуг делового туризма для устойчивого развития туристической отрасли России, в рамках которой предложены соответствующие мероприятия с учетом выделенных автором трех основных сценариев развития делового туризма: пессимистического (пассивного), базового (стабильного), оптимистического (активного).

Основные результаты диссертационного исследования соответствуют следующим пунктам Паспорта научных специальностей:

1.6.111. «Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования» — доказано, что услуги делового туризма являются важным ресурсом экономического развития страны и туристической отрасли, а также одним из средств достижения устойчивого развития туристической отрасли по всем трем его составляющим (экономической, социальной, экологической);

1.6.112. «Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг» — проанализированы факторы, влияющие на эффективность работы предприятий сферы туристических услуг. На основании статистических данных проведено ранжирование федеральных округов РФ по абсолютным показателям индустрии гостеприимства, а также построен региональный охват РФ коллективными средствами размещения;

1.6.117. «Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг» — определены тенденции, характерные для развития российского рынка услуг делового туризмаинтерпретированы общие показатели, характеризующие туристическую отрасль, и разработаны показатели регионально-статистического анализа развития услуг гостиничного хозяйства стран в сфере делового туризма.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Совокупность научных результатов исследования образует теоретико-методическую базу для анализа и разработки стратегии делового туризма как фактора устойчивого развития и повышения конкурентоспособности туристической отрасли России. Рекомендации и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для разработки направлений развития делового туризма в Россииопределения векторов стратегического развития сферы услуг туристического рынка РФпланирования воздействия органов власти на общее развитие туристической отрасли и услуг делового туризма. Научно-теоретические и практические выводы диссертации могут быть использованы для обучения студентов в области экономики и управления туристической отрасльюприменены в практической деятельности отечественных туроператоров, а также для совершенствования действующего законодательства.

Апробация работы. Основные положения диссертации прошли апробацию на научно-практических отечественных и международных конференциях. Основные выводы и рекомендации диссертации включены в 2013 г. в научный отчет по теме «Разработка комплексной модели устойчивого развития» в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009;2013 годы», а также используются в практике деятельности группы компаний ООО «Эй энд Эй».

Публикации. Основные положения и результаты исследования опубликованы в 7 статьях общим объемом 3,5 печатных листов, из них 2 опубликованы в журналах из списка ВАК при Минобрнауки России, 4 в сборниках материалов международных научных конференций и 1 — в журнале, индексируемом РИНЦ.

Структура и объем работы. Диссертация общим объемом 208 стр. состоит из введения, трех глав, заключения, 4 приложений и библиографического списка из 153 наименований.

Основные выводы проведенного диссертационного исследования сводятся к следующему.

В специальной литературе отсутствует единое мнение по поводу сущности и содержания услуг делового туризма, что определенным образом затрудняет процесс исследования проблем развития данного вида услуг. Поэтому предложено авторское определение и рассмотрение делового туризма в узком и широком смыслах, как системы отношений в процессе деловых поездок и особого института, позволяет преодолеть возможные коллизии в трактовке содержания данной категории и одновременно подчеркнуть наличие существенного влияния современного делового туризма на социально-экономические отношения.

Услуги делового туризма предлагается классифицировать по их основным целям: ознакомительная цель (выставки, семинары, экскурсии и отдых) — показательная (деловые переговоры, презентации собственных товаров и услуг) — результативная (главная цель путешествия — бизнес-результат: контракт на поставку оборудования, новые идеи развития бизнеса и т. д.).

Основой услуг делового туризма является конгрессно-выставочный туризм — посещение симпозиумов, конференций, совещаний, переговоров, семинаров, выставок и ярмарок. Конгрессный туризм целесообразно вывести из состава конгрессно-выставочного в связи с тем, что услуги по организации конгрессных мероприятий хоть и имеют много общего с организацией выставочной деятельности, тем не менее, предъявляют иные требования к инфраструктуре и организаторам.

В аспекте проводимого исследования под выставкой предлагается понимать показ или экспонирование товаров и услуг, которые производятся или приготовлены к производствуона проводится с целью ознакомления потенциальных покупателей, производителей и инвесторов с ними. Тогда ярмаркаэто кратковременная выставка, которая повторяется с определенной регулярностью в обусловленное время под одинаковым названием. Целью ярмарки является создание оптимальных условий для заключения соглашений купли-продажи или розничная продажа товаров.

Основным базовым критерием, по которому в первую очередь следует сегментировать рынок конгрессного туризма, определен инициатор (тот, кто проявляет инициативу в организации мероприятия). В данном аспекте предложено выделить два крупных сегмента рынка конгрессного туризма: коммерческий (инициаторы — корпорации, холдинги, ассоциации и т. д.) и некоммерческий (инициаторы — правительственные структуры, общественные организации и профессиональные ассоциации).

Систематизированы основные объективные предпосылки формирования делового туризма и его социально-экономические последствия для функционирования региональных туристических дестинаций.

Деловой туризм оказывает непосредственное влияние на все типы рынков регионов с формирующимися или развитыми туристскими дестинациями: рынки товаров и услуг, рынок труда и рынок капитала — в направлении увеличения инвестиций в развитие гостиничного хозяйства, ресторанного бизнеса и других составляющих инфраструктуры туризма. Бизнес-туристы требовательны к состоянию городской инфраструктуры, наличию специальных объектов для встреч и заседаний, их техническому оснащению, уровню профессионализма обслуживающего персонала, транспортной доступности и др. Особенное значение имеют безопасность и политическая стабильность региона поездки. Деловые туристы предъявляют спрос не только на основные, но и на сопутствующие, дополнительные туристические услуги, непосредственно не связанные с главной целью поездки. По результатам анализа скомпонованы основные элементы корпоративного обслуживания.

Система показателей развития делового туризма включает общие показатели, характеризующие туристическую отрасль в целом, которые в исследовании интерпретированы относительно сегмента услуг делового туризма.

Разработаны показатели регионально-статистического анализа развития гостиничного хозяйства стран в сфере делового туризма, которые позволяют в известной мере оценить комфортность номерного фонда, степень развития гостиничной сети в стране и эффективность ее деятельности. Сравнительный анализ отмеченных показателей позволяет не только охарактеризовать, но и выявить причины территориальной дифференциации в развитии гостиничного бизнеса.

Определено, что при анализе национального рынка туристических деловых услуг используется полный набор показателей: натуральные, стоимостные, трудовые и локализационные. Эти показатели могут анализироваться в абсолютных величинах, когда нужно определить распространение, тенденции развития или в относительных, когда необходимо определить нагрузку или провести сравнительный территориальный анализ. При этом натуральные, стоимостные и трудовые показатели можно рассматривать как интегральные, что характеризуют национальный рынок в целом, а локализационные показатели являются частичными и характеризуют, прежде всего, развитие сети индустрии туризма.

Анализ показывает, что последние несколько лет во всем мире растет спрос на услуги в отрасли корпоративных и инсентив-туров. Руководители компаний широко используют разные виды обучения, поощрения и стимулирования своих сотрудников или партнеров. Исследование свидетельствует о перспективности развития рынка делового туризма как необходимой составляющей успеха бизнеса.

На современном этапе развития бизнес-туризма формирование комплекса туристических услуг наиболее востребовано в сфере инсентив-туризма. Инсентив-туризм полностью строится на уникальных комплексах туристических услуг, предложенных и доработанных туроператором в соответствии с требованиями клиентов.

Концепция инновационное&tradeразвития мировой экономики на основе глобализации, интеграции и кооперации, создает благоприятные предпосылки для участия России в международном туристическом движении, развитии новых туристических направлений, внутреннего туристического рынка, что в итоге будет стимулировать рост макроэкономических показателей развития страны. Соответствующее увеличение количества туристов позволит существенно увеличить процент поступлений от экспорта в государственный бюджет нашей страны.

Деловой туризм можно признать самым перспективным направлением современного туризма, который ведет непосредственно к развитию экономики и стиранию границ между странами. Деловые поездки — это не только возможность побывать на выставках, конференциях, увидеть мир, а это открытие новых возможностей для бизнеса.

Предпосылками устойчивого развития услуг делового туризма является понимание того, что туризм сегодня, — это больше, чем просто путешествиеон стал насущной потребностью человечества, поскольку способен решать одну из глобальных потребностей современности — проблему эффективного тайм-менеджмента, открывая возможности параллельно и одновременно эффективно реализовать две функции — социального характера (оздоровительную, духовную и гуманитарную) и профессионально-деловую (заключение соглашений, проведение совещаний, решение стратегических задач компании и т. п.).

Учитывая многообразие туристических ресурсов, которые имеет в своем распоряжении Россия, отмечается существенный разрыв между их долей на мировом уровне и развитием услуг туризма. В то же время, развитие туризма может существенно повлиять на показатели устойчивого развития страны путем роста совокупного дохода, создания новых рабочих мест, а также необходимых условий для воспроизводства моральных и физических сил населения, что определяет основу для повышения производительности труда и экономического роста. Услуги делового туризма являются одним из средств достижения устойчивого развития туристической отрасли по всем трем его составляющим.

Ввиду того, что на государственном уровне понятие делового туризма не отделено от туризма в целом, в РФ не существует целевой программы развития этого сегмента туристических услуг. Тем не менее деловой туризм заслуживает специального внимания государства и отдельную строку в бюджетном финансировании национальной туристической отрасли.

Рынок услуг делового туризма в России находится в стадии становления с 2004 г., при этом порядка 70% рынка делового туризма приходится на Москву и Санкт-Петербург. Данная тенденция, на наш взгляд, сохранится в долгосрочной перспективе, что дает основания считать деловой туризм основным сектором туристических услуг в этих городах. Выгоды от организации крупных форумов для гостиниц, транспортных компаний и государств в целом — очевидны.

Эксперты считают, что только 20% туристического потенциала РФ используется для туризма. В российском деловом туризме уровень удовлетворения потребностей клиента и сервиса далеки от международных требований и стандартов, низок уровень подготовки работников туризма. Количество отелей соответствующего уровня и специализированных средств размещения незначительно. Это делает бизнес-туризм очень привлекательным для иностранных инвесторов, но из-за нестабильного инвестиционного климата (бюрократизации экономики, административные барьеры для ведения деятельности, отсутствие гармонизации внутренних стандартов с международными, избыточное вмешательство государства в экономику и т. п.) они не стремятся вкладывать средства1'3.

143Tourism business in Russia // International Business Community (IBC promotes business relations between countries).

В этой связи считаем необходимым повысить уровень участия государства в развитии услуг делового туризма в России, т.к. деловой туризм имеет мультипликативный социально-экономический эффект ускорения развития ряда смежных отраслейвлияет не только на экономическое, социальное, но и на духовное развитие, культурное и патриотическое воспитание населения.

Определены тенденции, характерные для развития российского рынка услуг делового туризма: преобладание комбинированных мероприятий, сочетающих в себе конференцию и инсентив-программутрадиционное предпочтение стран с более мягким климатом в качестве места проведения корпоративных мероприятийв случае необходимости проведения мероприятия в России выбор делается, в основном, в пользу Москвы, в меньшей степени Санкт-Петербурга, иногда — Сочи, так как другие города просто не обладают нужной инфраструктуройзаказчики отмечают дороговизну услуг делового туризма в России относительно зарубежных направлений, что вполне объяснимо недостаточным предложением и пока еще некоторой эксклюзивностью услуг на российском рынке делового туризма. Традиционное время проведения корпоративных мероприятий на курортах — межсезонье, но в последнее время растет спрос и на корпоративные программы в период сезона отпусков — обычно это встречи высшего менеджмента компаний или инсентив-туры У1Р-уровня.

Сегодня услуги делового туризма формируют экономику многих государств, регионов, становится важным фактором стабильного развития мировой индустрии гостеприимства. Однако трансформационные процессы в экономике РФ особо не отразились на тенденциях развития услуг делового туризма, как, в конечном итоге и всей туристической сферы. С учетом актуальности и перспектив делового туризма в РФ сегодня необходимо содействовать развитию инфраструктуры этой отрасли сферы услуг. С ростом имиджа туристической инфраструктуры в организации делового туризма существенно вырастет роль международных корпораций в экономике государства.

В организации инфраструктуры делового туризма ведущую роль играют гостиницы и бизнес-центры. Эти заведения должны быть профильными, способными обеспечить эффективную, со всеми удобствами, деятельность деловых туристов.

В РФ только одна треть гостиниц отвечает требованиям международных стандартов качества по уровню комфорта бизнес-класса. Геопространственно почти все гостиницы, которые соответствуют международным стандартам, расположены в Москве и наибольших региональных центрах. В то же время мониторинг инфраструктуры гостиниц РФ показывает, что они существенно уступают по уровню сервиса гостиницам Восточной Европы.

Проблему создания инфраструктуры гостеприимства с современным уровнем комфорта для принятия деловых туристов предложено решить путем создания национального гостиничного союза с постепенным его вхождением в международные гостиничные корпорации. Углубление специализации и внедрение высоких стандартов обслуживания в национальной сфере гостеприимства можно обеспечить созданием традиционных для мировой гостиничной индустрии корпоративных форммеждународных гостиничных цепей, которые пока не развиты в РФ.

Анализируя международный опыт и имеющийся туристический потенциал России, сделан вывод о необходимости ориентации туристической отрасли на развитие услуг делового туризма, который способен дать стране значительный экономический эффект. Рост туристов, прибывающих с деловыми целями, содействует развитию экономических связей со странами зарубежья. Для превращения России в центр делового туризма необходимо решить множество задач, в первую очередь, связанных с изменением соотношения цена/качество в сторону уменьшения стоимостной составляющей, во-вторых, с доведением объектов приема и размещения до соответствующего технологического и информационного уровня, а в третьих.

— безопасности туристов.

Сравнение сильных сторон и возможностей для туризма в РФ, а также анализ основных тенденций развития основных видов туризма позволили выделить услуги делового туризма в качестве основного вида туристических услуг, который может стать фактором роста туриндустрии.

С учетом того, что статистика развития услуг делового туризма в РФ не ведется и его показатели отдельно не выделяются, то сложно оценить тенденции его развития. Для их оценки возможно использовать только косвенные показатели, что в определенной степени влияет на точность.

Впервые проведена сегментация потоков деловых туристов по странам прибытия и по странам поездок с учетом их наполненности, которая показала значительный разрыв входных и выходных потоков делового туризма в РФ. Сравнительный анализ дает основания прийти к выводу, что деловая активность российских бизнесменов в десять раз ниже, чем у зарубежных бизнес-туристов. Наиболее двусторонне наполненными деловыми туристами потоками для России являются Китай, Германия и Литва.

Одной из особенностей выделена полная зависимость объемов делового туризма от тенденций туристической отрасли России в целом, как в сегменте въездного, так и выездного туризма. Поэтому для развития делового туризма необходимо стимулировать развитие всей туристической сферы услуг в целом, и в свою очередь, первоочередное развитие делового туризма приведет к росту величины общих туристических потоков.

Для экономики России туристическая отрасль имеет немаловажное значение и производит значительный вклад в ее развитие, что наглядно подтверждается проанализированными статистическими данными.

Для определения конкурентных позиций туристической отрасли России определен конкурентный круг, в рамках которого исследованы девять индикаторов развития туристической отрасли с использованием балльной системы. По каждому индикатору на основании аналитических и статистических оценок нами выставлены баллы для стран конкурентного круга.

В исследуемом регионе Россия имеет высокий показатель туристической связности (национальные рынки туризма являются связными в некоторый период времени, если в каждый его момент для любой пары встречных потоков, независимо от их положения в регионе, разрыв не превышает 50%). Этот показатель предлагается использовать для анализа конкурентной ситуации именно на региональных рынках разного уровня и определять его путем построения баланса туристических потоков стран региона. В отношении почти всех стран-соседей Россия является поставщиком туристов и имеет позитивное сальдо туристических потоков. Россия является наибольшим реципиентом, как в исследуемом регионе, так и на мировом уровне. В целом по региону исследования сальдо туристических потоков является положительным, а его абсолютное значение в основном формируется за счет украинских туристов.

Данные статистики отражают низкий уровень развития показателей гостиничной инфраструктуры в РФ по сравнению со странами Европы. Расчет показателей регионально-статистической оценки готовности индустрии гостеприимства Европейского макрорегиона для бизнес-туристов показывает, что в странах СНГ преобладает развитие гостиничной базы в отдельных центрах (столицы, центры деловой активности) при общей неэффективности, незагруженности в связи с низким качеством предложения гостиничного фонда остальной территории и незначительным туристическим потоком.

Проблема строительства новых гостиниц и значительной модернизации функционирующих связана с низкой инвестиционной привлекательностью сферы гостеприимства в России. Этим предопределены незначительные темпы роста предприятий гостеприимства: прирост за 40 лет составил порядка 55%, при этом вместимость возросла только в два раза.

Анализ показателей развития индустрии гостеприимства позволил опровергнуть мнение органов власти, что около 70 процентов общего объема поездок с деловыми целями приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа, которое не в полной мере соответствует сложившимся тенденциям и принципу географического развития. Так, наиболее обеспечены средствами размещения туристов Приволжский и Южный федеральные округа, Центральный ФО занимает по этому показателю третье место, а Северо-Западный — четвертое. Единственное, что в ЦФО и СЗФО размещена большая часть гостиниц бизнес класса и с более высоким уровнем проживания и обслуживания.

На основании статистических данных проведено ранжирование федеральных округов РФ по абсолютным показателям индустрии гостеприимства по пятибалльной шкале, а также построен региональный охват РФ коллективными средствами размещения. По максимальному количеству баллов на первом месте находится Центральный федеральный округ, вторым по количеству баллов определен Приволжский ФО, а третьим — Южный. Уральский, Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа по пятибалльной системе не позиционируются в рейтинге ни по одному показателю. В то же время по количеству коллективных средств размещения Приволжский и Южный округа опережают Центральный. Следует также отметить, что, несмотря на позиционирование Санкт-Петербурга наряду с Москвой как делового центра РФ, Северо-Западный федеральный округ в рейтинге занимает только четвертое место.

Абсолютные показатели отражают только количественную сторону развития той или иной сферы. Анализ уровней эффективности использования коллективных средств размещения по федеральным округам показывает, что ранжирование по абсолютному показателю во многом не совпадает с рейтингом относительных величин. Следовательно, округа, занимающие первые места по наличному показателю, не в полной мере используют имеющийся потенциал (самый значительный разрыв у Приволжского ФО), и размещенным в них предприятиям гостиничного типа следует использовать стратегии округов с более высоким уровнем эффективности. Расчеты данных показателей дают основания говорить об ошибочности распространенного в специальной литературе и среди аналитиков мнения, что только ЦФО в первую очередь, а затем Северо-Западный ФО — наиболее развиты для принятия бизнес-туристов. Таким образом, большая часть абсолютных показателей индустрии гостеприимства свидетельствует о значительном потенциале России в этой сфере, ее расположении в рейтинге после стран лидеров. Однако по относительным коэффициентам и уровню бизнес-обслуживания отечественные заведения значительно уступают большинству европейских стран и имеют значительные расхождения по регионам РФ.

Вторым элементом инфраструктуры делового туризма являются выставочные площади, ярмарочные площадки, конгресс центры, конференц-залы и т. п.

Проанализированы перспективы развития туристической отрасли, в том числе прогнозные показатели туризма по целям визита. Развивающееся в РФ направление делового туризма может извлечь выгоду из этой тенденции и возможности, при условии формирования адекватных условий и политики в отношении бизнес-среды, инфраструктуры, содействия, маркетинга и кадрового потенциала. Анализ позволил выделить пять ключевых моментов перспективного развития туристических услуг. Проведенное исследование показало, что Россия располагает всеми ресурсами, необходимыми для устойчивого роста. Необходимо только модернизировать инфраструктуру на ключевых направлениях.

Относительно потенциальных возможностей и проблемных вопросов делового туризма в России определены преимущества и возможности рынка, недостатки и угрозы рынка гостиничных услуг. Предложены мероприятия для преодоления негативных последствий для городов РФ и страны в целом событийных мероприятий: акцент не на развитие новых объектов гостиничного рынка, а на улучшение инфраструктурысовершенствование транспортного соединения в центре городапроекты беспрепятственного доступа к основным объектам туризма и развлечений для туристов городаразвитие процедур оилайн-бронирования билетов для иностранных туристов с картами и детальной информацией об основных достопримечательностяхустранение многочисленных экскурсионных бюро и создание централизованной организации, которая будет контролировать качество и согласованность работы туристических гидовконтроль ценовой политики и качества услуг, предоставляемых гостиницамиприменение жестких мероприятий в случае несоблюдения мировых гостиничных стандартов.

Для усиления конкурентоспособности России предложено разработать и начать реализовывать программу активного продвижения делового турпродукта, провести целевую переподготовку персонала, отработать принципы и механизм поддержки органами власти и местного самоуправления и повышения инвестиционной привлекательности туристической отрасли. В этой связи разработаны программные мероприятия по таким направлениям ликвидации проблем в туристической отрасли: проблемы, которые связаны с туристической инфраструктуройпроблемы, которые связаны с разработкой и продвижением на рынок конкурентоспособных туристических бизнес-продуктовпроблемы информационно-организационного обеспечения развития индустрии туризма, в том числе делового.

Для реализации имеющихся возможностей туристического рынка РФ разработаны два блока мероприятий по созданию необходимых условий развития делового туризма: мероприятия, направленные на развитие маркетинга и продвижение делового туризма (концепция присутствия, мероприятия по разработке структуры продвижения регионов на внешних рынках, ежегодное маркетинговое исследование рынков делового туризма, создание в городах делового туризма туристических информационных центров и т. п.), и комплекс мероприятий по совершенствованию системы управления (механизм разработки и координации реализации концепции и программ развития делового туризма на региональном и местном уровнях, механизм предоставления поддержки развитию делового туризма, механизм, который обеспечивает подготовку и переподготовку дефицитных кадров, механизм эффективного управления туристическими ресурсами в рамках концепции устойчивого развития и т. п.).

Перспективные направления развития туризма с учетом необходимых мероприятий для их достижения позволили определить три основных сценария развития индустрии делового туризма: пессимистический (пассивный, непроектный) — сохранение сформированной структуры, темпов роста, без существенных изменений, с минимальным уровнем государственной поддержки и содействия органов местного самоуправления;

— базовый (стабильный) — значительное использование потенциальных ресурсов, активное участие государства и органов местного самоуправления;

— оптимистический (активный) — в целом аналогичный с базовым сценарием развития, но результаты формируются в результате позитивной конъюнктуры, то есть благоприятного стечения обстоятельств. Полное использование потенциала, оптимизация структуры и системы управления индустрии туризма, развитие инфраструктуры и т. д., что по нашим оценкам даст возможность удвоить турпоток, доходы и занятость за 5−6 лет.

Деловой туризм является тем видом туристических услуг, который может стать основным направлением роста туриндустрии в России. Для экономики России туристическая отрасль имеет немаловажное значение и производит значительный вклад в ее развитие, что наглядно подтверждается проанализированными статистическими данными. Тенденция развития делового туризма в России сохранится в долгосрочной перспективе, как следует из результатов прогнозного анализа, что является основанием считать деловой туризм основным туристическим сектором страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. ООН прогнозирует стагнацию в мировом туризме // Турбизнес. 2008. — № 5−6.
  2. О.В. Конгрессно-выставочная деятельность. СПб: СПБГИЭУ, 2010.- 190 с.
  3. A.B. Специальные виды туризма, — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 252 с.
  4. А. В. Специальные виды туризма. М.: Спорт, 2008. — 52 с.
  5. Н.В. Устойчиво-ноосферное развитие региона. Проблемы. Решения: монография. Симферополь: Доля, 2010. — 206 с.
  6. И.Т. Экономика туризма / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 2002. — 176 с.
  7. Л.В. Анализ туристической отрасли по модели конкуренции М. Портера // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. — № 5.
  8. Л. Конкурентоспособность туристских услуг : методы оценки // Проблемы теории и практики управления. 2010. — N 3. — С. 42−49.
  9. A.A. Словарь-справочник по географии туризма, рекреалогии и рекреационной географии. К.: Палитра, 1997. — 130 с.
  10. В. П., Козлов Д. А., Лайко М. Ю., Попов Л. А. Прогнозирование в индустрии гостеприимства и туризма. М., 2005.
  11. Е. В 2013 году расходы европейских деловых туристов вернутся в привычное русло. Режим доступа: www.tourprom.ru/news/21 454/17.06.2012.
  12. М.Б. Введение в туризм. СПб: Издательский дом Герда, 2007. — 576 с.
  13. Э. Н. Проблемы устойчивого развития туризма в регионах РФ // Управление экономическими системами. 2011. — № 9.
  14. А.Н. Методология стратегического управления промышленной кооперацией: Авторефератдис. д.э.н. Казань, 2011. — 32 с.
  15. В России озабочены ростом числа «псевдо-туристов» из Украины в 8 раз // Дело. -2010.-6 сентября.
  16. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Под общ. ред. Б. Ю. Кагарлицкого. СПб, Издательство «Университетская книга», 2001.
  17. JI. Утром стулья вечером деньги: к 2016 году расходы иностранных туристов в России составят $ 15.3 млрд., осталось только модернизировать отрасль. — Режим доступа: http://www.tourprom.ru/news/l 7614/ 5.7.2012.
  18. Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC). -Официальный сайт: wttc.org.
  19. М. Основы делового туризма и индустрии MICE в России и за рубежом: сравнение и тенденции // Деловой туризм и индустрия MICE в России и за рубежом: основы, понятия и тенденции (практический опыт). -М., 2004.-145 с.
  20. В. Г. Основы туристского бизнеса. Одесса, «Черноморье», 1997.
  21. В. Г. Оценка конкурентоспособности гостиничного хозяйства крупного города на основе матричных методов стратегического анализа // Экономика и управление. 2009. — № 6. — с. 64−69.
  22. И. Маркетинг и международное коммерческое дело. -М.: Внешторгиздат, 1999. 503 с.
  23. И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Учеб. пособие. М.: Издательство «Консалтбанкир», 2002. -624 с.
  24. Государственная служба статистики Украины. Официальный сайт: http://www.ukrstat.gov.ua.
  25. В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 304 с.
  26. В. Ф. Мировой рынок услуг турбизнеса. Донецк: ДИТБ, 2000. — 146 с.
  27. В.Ф. Формирование национального туристического продукта // Вестник ДИТБ. Вып. 5. — Донецк, 2001.- С. 19−28.
  28. В.Ф. Предпосылки формирования концепции и механизма развития туристической деятельности на промышленной территории // Экономика промышленности. 2009. — № 1. — С. 206−210.
  29. Деловой туризм // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. — N 10.-С.12.
  30. Дефицит туристов в России: пути решения проблемы и перспективы отрасли: Проведен под эгидой «HiltonWorldwide» (опубликован в июне 2012 г.).
  31. Дж. Современный деловой туризм. Режим доступа: www.tourlib.net.
  32. Доклад вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Ю. Барзыкина на пресс-конференции в РИА Новости 22 июня 2011 г.
  33. А.П. Реклама в туризме. Минск: Новое знание, 2008.254 с.
  34. А.П. Организация туризма. СПб: Питер, 2009. — 320 с.
  35. В. К. Региональная политика развития туризма (Методология формирования, механизм реализации). Черновцы: Прут, 1996.-288 с
  36. В. К., Виклюк Я. И., Ляхов С. О. Применение нечеткой логики для усовершенствования определения потоков рекреантов с помощью «модифицированной гравитационной модели» // Региональная экономика. 2008. — № 2 (48). — с. 198−213.
  37. А.П., Кабушкин Н. И., Сергеева Т. М. Организация туризма. Мн.: Новое знание, 2003. — 632 с.
  38. А. В. Устойчивое развитие рекреационного комплекса Крыма. — Симферополь: Таврия, 2002. — 213 с.
  39. А. В. Роль природных ресурсов в развитии туризма / А. В. Ефремов // Культура народов Причерноморья. — 2012. — № 244. — С. 69—74.
  40. Н. Впереди планеты всей: Московские отели восьмой год подряд удерживают статус самых дорогих в мире // Взгляд. 2012. -17.08.
  41. И.В., Каверина Т. П., Квартальное В. А. Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, 2005. — 288 с.
  42. И.В. Энциклопедия туризма / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2004. — 364 с.
  43. Н. И. Государственное регулирование развития туризма в россии // Автореферат дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. Ульяновск, 2000. -17 с.
  44. Н. И. Экономические функции туризма на современном этапе. // Вестник (Казань: ТИСБИ). 2000. — № 3−4, — с. 20−29.
  45. Институт туризма Польши (Instytut Turystyki, Intur). Официальный сайт: http://www.intur.com.pl.
  46. Исследование ВТО «Impact on Tourism», также представленное на конференции в Лиссабоне по обмену опытом в области устойчивого туризма, 8−11 марта 2012 г.
  47. Исследование-прогноз по вопросу расходов на деловой туризм: «Global Business Travel Spending Outlook 2011−2015».
  48. Н.И., Менеджмент туризма: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ, 1999. 644 с.
  49. В. Российский рынок делового туризма шестой в мире. -М.: РИА. Туризм, 2012. — 24 авг.
  50. . Деловая стратегия: Концепция, содержание, символы / Пер. с англ. М., 1991. — 240 с.
  51. Г. А., Хорева Л. В. Экономика и управление туристской деятельностью. ч. 2. — СПбГУЭФ, 2011. — 136с.
  52. В.А. Иностранный туризм. М.: ФиС, 2003. — 277 с.
  53. В.А. Теория и практика туризма. М., 2003. — 672 с.
  54. А.Т., Волкова Л. А. Маркетинг в туризме. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996.-238 с.
  55. В.Ф. Организация туристической деятельности в Украине. Черновцы: Книги-ХХ1, 2003. — 298 с.
  56. Конгрессно-выставочный туризм. Режим доступа: 1Шр://улгу. turizmpomiru.ru/delovoj-turizm/131-kongressno-vystavochnyj-turizm.html.
  57. Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М.: Юнити-Дана, 2007. — 1046 с.
  58. П., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика / Перевод с английского под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова. -СПБ: Питер, 2004. 832 с.
  59. А. С., Голубева В. Л., Одинцова Т. Н. Рекреационная география. М.: Флинта, 2005. — 503 с.
  60. A.B. Управление экономической устойчивостью туристской фирмы в условиях кризиса: Препринт. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. -22 с.
  61. А. Межкультурная коммуникация в туризме и ее особенности // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. 2005. — № 5. — с. 26−27.
  62. МамоноваС. Современные клиенты турагентства // ТУТ: Туристские технологии. 2008. — № 3. — с. 3.
  63. Международная индустрия MICE Электронный ресурс. Режим доступа: www.pe.com.ua.
  64. Международные рекомендации ООН по статистике туризма 2008 года. Мадрид и Нью-Йорк, 2010.- 179 с.
  65. Международная ассоциация конгрессов и конференций (International Congress and Convention Association). Официальный сайт: http://www.iccaworld.org- International Association Meetings Market 2011, 2012. -65 p.
  66. Надим Зуауи. Генсек UNWTO ждет пятипроцентного роста мировой туриндустрии в 2012 году. 31.01.2012 АСУАН (Египет). — РИА Новости.
  67. И. И. Инновационные технологии повышения качества в сфере производства туристских услуг. Монография. М.: Финансы и статистика, 2007. — 154 с.
  68. И. И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции. М.: Советский спорт, 2003. — 192 с
  69. О развитии туризма, деятельности туристических организаций и средств размещения. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2011. — 34 с.
  70. Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса: нормативно-правовые документы / Под ред. В. Н. Акишина, И. В. Гончаровой, А. И. Клебанова, Н. Д. Малахаткиной. М. Финстатинформ, 2005.-247с.
  71. Г. В., Степашин С. В. Экономика и социология знания. -М.: Наука, 2009.75. Отчет MICE Forum, 2012.76. Отчет MICE Forum, 2013.
  72. Официальный сайт сети отелей, гостиниц и курортов RadissonBlu. Режим доступа: http://www.radisson.ru/en/hotel-sochi.
  73. Официальный сайт World Tourism Organization UNWTO. -Режим доступа: unwto.org.
  74. Официальный сайт Ассоциации делового туризма России (RBTA: Russian Association of Business Travel). Режим доступа: rbta.ru.
  75. Официальный сайт Мальтийской Ассоциации по туризму. -Режим доступа: www.mta.com.mt.
  76. Официальный сайт национального статистического комитета Кыргызской Республики. Режим доступа: http://www.stat.kg.
  77. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. Режим доступа: http:// www.gks.ru.
  78. Официальный сайт Всемирной ассоциации бизнес туризма (GBTA). Режим доступа: http://www. gbta.org.
  79. Г. А. Маркетинг в туризме. М.: Финансы и статистика, 2000.- 160 с.
  80. М. Конкуренция. М.- СПб.- К.: Вильяме. — 2006. — 608 с.
  81. К. Бизнес отдыхает // Контракты. 2006. — № 48. -декабрь. — с. 4.
  82. Портал ООО Лазурный Берег-Сочи. Режим доступа: http://sochi.lazurny.ru.
  83. Постановление правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011−2018 годы)».
  84. А. Россия вошла в десятку лидеров мирового делового туризма//ИА «Росмедиа». 25.08.2012.
  85. Я. Бизнес-туризм (деловой туризм): мир посмотреть и себя показать. Режим доступа: http://www.prostoblog.com.ua/ biznes/razvitie/biznesturizmdelovoyturizmmir posmotretisebyapokazat
  86. А. А., Саакянц Р. Г. География туризма. М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.
  87. А.А. Зарубежное туристское страноведение. М. Советский спорт, 1999. — 158 с.
  88. С. А. Основные проблемы развития туристской индустрии // с. 502−514.
  89. Российский рынок туристических услуг: розничные продажи. Аналитический обзор. М.: Рос Бизнес Консалтинг, 2008. — 156 с.
  90. Российский рынок туристических услуг: розничные продажи 2011.-М.: РБК, 2012.-232 с.
  91. Российский статистический ежегодник. М.: Статистика России, 2011.-813 с.
  92. Российский рынок гостиниц РФ: Маркетинговое исследование и анализ рынка, 2009−2010. 188 с.
  93. Россия станет одной из стран-лидеров туризма // Портал «Вояж». Режим доступа: http://www.travelnn.ru. — 31.01.2012
  94. П. Конец эпохи потребления // Деловая столица. 2010.- № 3−4,25 января.
  95. Сайт Международной Ассоциации конгрессов и конференций (ICCA). Режим доступа: http://www.iccaworld.com/ или http://www.iccaworld.org.
  96. Сайт Евростата. Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu.
  97. Сайт Всемирного совета путешествий и туризма. Режим доступа: http://www.wttc.org.
  98. С.А. География туризма. Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 368 с.
  99. Санкт-Петербург демонстрирует стремительный рост на мировом конгрессном рынке: за год поднялся на 33 пункта // Мир выставок. -17.05.2012.
  100. Санкт-Петербург усилил свои позиции в мировой индустрии встреч // Выставочный портал expomap, 14.05.2013. Режим доступа: http://expomap.ru/news.php/newsid/2180/headline/sankt-peterburg-usilil-svoi-pozicii-v-mirovoi-industrii-vstrech.
  101. В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: «Ось-89», 1997.-160 с.
  102. М. Почему иностранные туристы едут мимо России? // РИА Новости. 22.06.2011.
  103. B.C. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. — 400 с.
  104. В. С. Туризм: мини-словарь. М.: Финансы и статистика, 2000. — 64 с.
  105. Н. Рынок делового туризма в России: современные тенденции // Профессия директор. 2007. — № 8. — с. 82−86.
  106. С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма. М.: Магистр, 2007. — 575 с.
  107. O.A. Территориальная структура делового туризма в мире Электронный ресурс. Режим доступа: http://diss.rsl.ru/ diss/06/0288/60 288 034.pdf.
  108. Е. А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение. М. Финансы и статистика, 2004. — 160 с.
  109. Совместный приказ МИД РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 27 декабря 2003 roflaN 19 723А/1048/922 «Об утверждении Перечня «Цели поездок».
  110. Специфика делового туризма: Электронный ресурс. Режим доступа: http://ukrarticles.pp.ua/tunzm/9080-specifika-delovogo-turizma.html.
  111. Статистический бюллетень Федеральной службы государственной статистики РФ. М., 2011. — № 8 (179).
  112. Т., Мельниченко С. Тенденции развития мирового туризма // Вестник КНТЭУ. 2004. — № 6. — с.80−85.
  113. Топ-10 трендов в туризмеЭлектронный ресурс. Режим доступа: smi.liga.net.
  114. Туризм, гостеприимство, сервис: словарь-справочник / Г. А. Аванесова, Л. П. Воронкова, В. И. Маслов, А. И. Фролов- Под ред. Л. П. Воронковой. М.: Аспект Пресс, 2002. — 367 с.
  115. Туризм в цифрах. М.: Статистика России, 2011. — 39 с.
  116. Туризм в цифрах. М.: Статистика России, 2012. — 39 с.
  117. Федеральное агентство по туризму РФ // http://russiatourism.ru.
  118. В.К., Минич И. М. Туристический словарь-справочник. К.: Днепр, 2000.
  119. К.С. Проблемы формирования инфраструктуры делового туризма // Бизнес-журнал. -2011. № 3. — С. 18.
  120. И.А. Развитие делового туризма в России // Общество: экономика, политика, право. -2011. № 1. — с. 76−79.
  121. О.Г. Деловой туризм: методологические аспекты // Вестник Орел ГИЭТ. 2010. — № 2. — с.85−92.
  122. M. Деловой туризм: сфера деловых интересов // Турбизнес. 2006. — № 6. — с. 5−11.
  123. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. М.: КНОРУС, 2005. — 565 с.
  124. P.A. Анализ современного состояния Российского рынка туристских услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 2 (46). — с. 67−76.
  125. Р. Россию ждет подъем индивидуального и делового туризма Электронный ресурс. Режим доступа: http://100dorog.ru/guide/news/1 374 415.
  126. Business Travel Seen Growing in 2011 // The Wall Street Journal, January. 2011.
  127. CIA World Factbook. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html.
  128. Euromonitor International (независимая компания, специализирующаяся в области международных стратегических исследований потребительских рынков). Официальный сайт: euromonitor.com.
  129. International Association Meetings Market 2011, 2012. 65 p. — p.16.
  130. Global Business Travel Spending Outlook 2011−2015 // Global Business Travel Association (Официальный сайт GBTA: http :// www.gbta.orgaspx).
  131. Freyer W. Turismus. Munchen, 1988. -117 s.
  132. Kaspar С. Die Tourismus lehre im Erundriss. Bern, 1991. — 194 s.
  133. Koch A. Wirtschaftsfaktor Tourismus. Muenchen, 1989, S. 1−9.
  134. Ruetter H. Wirtschaftsfaktor Tourismus // Volkswirtschaft: Bern. -1990. -№ 12. S. 9−16.
  135. Ruetter-Fischbacher H. Wertschoepfung des Tourismus in der Schweiz. Bern, 1991. — S. 12, 56−94.
  136. Tendencies in world tourism: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.world-tourism.org.
  137. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2011 // Beyond the Downturn Jennifer Blanke, World Economic Forum Thea Chiesa, World Economic Forum Editors. Geneva, Switzerland, 2011. — 503 p.
  138. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2012.
  139. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013 // Jennifer Blanke and Thea Chiesa: World Economic Forum, 2013. 485 p.
  140. Tourism business in Russia // International Business Community (IBC promotes business relations between countries).
  141. Tourism towards 2030 Global Over / UNWTO General Assembly 19th Session. Gyeongju Republic of Korea. — 10 October 2011.
  142. Tourism: 2020 Vision: World Tourism Organization. Capitan Haya 42, 28 020 Madrid, Spain.
  143. Tourism statistics in the European Statistical System / Eurostat. -Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/ statisticsexplained /index.php/Tourismstatistics.
  144. UNWTO Tourism Highlights, 2012 Edition. 21 p.
  145. UNWTO World Tourism Barometer, 2013. 16 p.
  146. Why Business Travel in Asia Matters. // The Authority on Travel & Tourism, 2011. -37 p.
  147. WTTC (The World Travel & Tourism Council: Всемирный совет по путешествиям и туризму).Special-research: business-travel-research, 2011.
Заполнить форму текущей работой