Формирование и реализация государственной политики Российской Федерации в области гуманитарного образования в высшей технической школе в 1991-2005 годах
Диссертация
Эпоха научно-технического прогресса обусловила существенную роль высших технических заведений в подготовке научно-инженерной и государственно-управленческой элиты. В России и в других промышленно развитых странах этому способствовал ряд обстоятельств, среди которых, в частности, можно отметить повышение статуса инженера в условиях «индустриального» общества, усиление роли инженерных кадров… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Становление основных принципов государственной политики в РФ в области образования в период смены модели общественного развития и кризиса национального сознания
- Глава 2. Основные направления реформирования гуманитарного образования в высшей технической школе в 90- гг
Глава 3. Проблема трансформации структуры и содержания гуманитарного образования, профессиональных компетенций и духовных ценностей выпускников технических вузов в условиях формирования информационного общества и глобализации мирового развития
Список литературы
- Опубликованные документы и материалы
- Модернизация российского образования: документы и материалы. М, 2002.
- Нормативные и законодательные акты об образовании и науке в Российской1. Федерации. М., 1999.
- Конституция Российской Федерации. М., 1994. 64 с.
- Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Проект Федерального закона РФ // Вестник образования. 1998. № 4.
- О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Закон Российской Федерации от 13 января 1996 года // Вестник образования. 1996. № 7. С.3−57.
- Об образовании. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года // Вестник образования. 1992. № 11. С.2−59.
- Об образовании. Закон РСФСР. Проект // Учительская газета. 1991. 16−23 июля (№ 29).
- О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР. Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года // Вестник образования. 1991. № 5. С.2−38.
- Материалы заседания Комиссии по подготовке очередного этапа реформирования системы образования от 9 декабря 1997 года// Образование вдокументах. 1998. № 2. С.25−33.
- О концепции очередного этапа реформирования системы образования. Письмо вице-премьера Правительства РФ О. Н. Сысуева от 27 января 1998 года // Образование в документах. 1998. № 3. С. 2.
- О концепции реформирования системы образования Российской Федерации. Рекомендации парламентских слушаний от 20 января 1998 года // Образование в документах. 1998. № 4. С.27−32.
- О парламентских слушаниях на тему: «О концепции реформирования системы образования Российской Федерации». Письмо председателя Государственной Думы ФС РФ Г. Н. Селезнева от 28 апреля 1998 года // Образование в документах. 1998. № 4. С.32−33.
- О проведении нового этапа реформы в области науки и образования. Стенограмма заседания Государственной Думы ФС РФ от 14 ноября 1997 года// Образование в документах. 1998. № 1. С.26−44.
- Обращение руководителей фракции КПРФ, депутатской группы «Народовластие» и Аграрной депутатской группы к участникам «круглогоютола» от 9 декабря 1997 года // Образование в документах. 1998: № 2: С.27−35.
- О структуре и основных направления деятельности Минобразования в 1998 / 99 учебном году. Материалы коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 3 ноября 1998 года// Образование в документах. 1998. № 22. С. 1−21.
- Концепция реформирования образования в России. Разработчики
- A.Асмолов, М. Дмитриев, Т. Клячко, Я. Кузьминов, А. Тихонов // Учительская газета. 1997.9 сентября (№ 36).
- Концепция реформирования образования в России. Разработчики
- B.Борисенков, Ю. Громыко, В. Давыдов, В. Зинченко, В. Шукшунов // Учительская газета. 1997. 9 сентября (№ 36).
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект // Учительская газета. 1999.19 октября (№ 42).
- Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования. Итоговый материал семинаров рабочей группы Комиссии по реформированию образования //Первое сентября. 1997.19 августа.
- Первоочередные меры по реализации программы переходного периода // Вестник образования. 1991. № 3. С.2−15.
- Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ // Вестник образования. 1992. № 10. С.25−88.
- Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования (исходные позиции, цели, принципы, этапы реализации) // Вестник образования. 1992. № 10. С.2−24.
- Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа. Проект Министерства общего и профессионального образования РФ. М., 1997. 52 с.
- Федеральная программа развития образования. Проект. М., 1999.73с.
- Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г. № 751 // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2000. № 11.
- О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об190образовании». Закон Российской Федерации от 13 января 1996 года // Вестник образования. 1996. № 7. С. 3−57
- О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР. Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года // Вестник образования. 1991. № 5. С. 2−38.
- О российском гуманитарном научном фонде". Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.94. // Нормативные и законодательные акты. С. 315−316.
- Статистические материалы Образование в Российской Федерации: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1995.278 с.
- Образование России 2001 (Сборник статистических данных). М., 2001.269с.
- Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М., 1996. 382 с. Образование в России. Статистический сборник. М. Госкомстат РФ, 2003.656с.
- Российский статистический ежегодник. Стат. сб. / Госкомстат России. М.: Логос, 1996. 885с.
- Российский статистический ежегодник. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1997.749с.
- Уровень образования населения СССР: По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. / Гос. ком. СССР по статистике, Информ.-изд. центр. М.: Финансы и статистика, 1990. 59 с-
- Образование в Российской Федерации. Статистический сборник. М., ГУ-ВШЭ, 2005.465 с. 1. Архивные материалы
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-259- Ф. А-262- Ф. А-385- А-489- А-605- Ф. А-2306- Ф. Р-1561- Ф. 1306- Ф. Р-9661.
- Архив Государственный Думы Российской Федерации. Фонд 10 100 Комитет по образованию и науке.
- Центральный государственный архив г. Москвы. Ф.528 Московский Департамент образования правительства Москвы. Оп.1. Центральных архив общественных движений Москвы. Ф. 4509,89 981. Материалы Текущих архивов
- Текущий архив Министерства образования Российской Федерации (19 902 005гг.).
- Текущий архив Государственной Думы Российской Федерации (19 982 005гг.).
- Текущий архив Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (1997−2005гг.).
- Текущий архив Департамента образования г. Москвы (2002- 2005) http://www.educom.ru/ru/documents/
- Независимая газета Российская газета Родина1. Высшее образование в1. России1. Педагогика
- Агранович М. Реформирование системы образования // Общество иэкономика. 2000. № 8.
- Агудов В. Двуединая задача обществоведческого цикла // Высшее образование в России. 1999. № 5.
- Алексеев О. В. Международные тенденции в инженерном образовании.//Высшее образование в России. М.- 1992.-№ 2.
- Алферов Ж.И., Садовничий В. А. Образование для России XXI века // Образование, которое мы можем потерять. М., 2002.
- Алферов Ж.И., Садовничий В. А. Образование для России XXI века // Образование, которое мы можем потерять. М., 2002.
- Афанасьев Ю.Н. Гуманитарное знание в гуманитарном вузе: Проблема самоопределения // Науки о природе и науки о духе: предмет и метод на рубеже XXI века. Вестник РГТУ. 1996. № 3.
- Ахметова И. Учебник: проблемы и решения // Высшее образование в России. 1995. № 4.
- Бабкин В. Ф. Перевозчикова Л.С. Гуманизм как ценностное основание современного высшего технического образования.// Воронеж. Гос. Арх.-строит. Ун-т. -2001.- 219с.
- Бабочкин П.И. Отцы и дети: межпоколенческие отношения // Молодежь России: поколенческий аспект (по материалам социологических исследований). М., 1997
- Багаутдинова Н. Менеджмент качества в вузе // Стандарты и качество. 2003. № 1.
- База данных Мирового банка: http://devdata.worldbank.org/edstats/cd.asp
- Байденко В.И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора// Высшее образование сегодня. 2003. № 1. С. 2−7.
- Байденко В.И. Болонский процесс: курс лекций. М.: Логос,.2004.
- Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002.
- Байденко В.И. Качество высшего образования как ключевая цель Болонского процесса // Качество образования: системы управления, достижения, проблемы Education Quality EQ-2003.
- Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России. -№ 11.-2004.
- Байденко В.И. О концепции воспитания в российской образовательной системе. М., 1997.
- Байденко В.И. Образовательный стандарт как философская и научно-теоретическая проблема// Вестник высшей школы. Aima mater, 1998, № 10.
- Бакалавр экономики: Хрестоматия / Под общей ред. проф. Видяпина В. И. М.: Инф.-изд. фирма «Триада». 1999.696 с.
- Балбеко A.M. Формирование системы социально гуманитарного образования в вузах Сибири // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 4.
- Батаева Т.В. Учебник по истории: ориентиры и адресаты // Преподавание истории в школе. 1998. № 4.
- Батюшко В.И., Галко Т. Е., Лис Н.И., Рощинская О. М. Общие концептуальные подходы к разработке стандартов образования. -Минск: Высшая школа, 1996, № 1.
- Безгласная Е.А. Структурные сдвиги в российской системе образования // Дни науки УрГИ: гуманитарное знание и образование на рубеже тысячелетий- Екатеринбург, 2000.
- Белканов Н. Российское образование: поиски себя в контексте глобализма // Aima mater. 2001.
- Бермус А.Г. Российское образование и российское общество: Развитие во взаимодействии // Общественные науки и современность 1998. № 5.
- Беспалько В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России //Педагогика, 1995, № 1.
- Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия.//Педагогика.-1993,№ 5.
- Беспалько В.П. Стандартизация развития: основные идеи и понятия. // Педагогика, № 5,1993.
- Болонский процесс в вопросах и ответах. Санкт-Петербург, Издательство СпбГУ, 2004
- Бодрова Е.В., Попова Т. Г. Отечественная история в техническом вузе // Инженерная педагогика: Сборник статей (выпуск 5, часть 2) / Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ). М., 2004.
- Бодрова Е.В., Попова Т. Г. Отечественная история в техническом вузе // Инженерная педагогика: Сборник статей (выпуск 5, часть 2) / Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ). М., 2004.
- Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ)/Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2004.
- Болотов В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования //Педагогика. 1997. № 4.
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности. Ростов-на-Дону, 1995.
- Буглаев В., Горленко О., Попков В. Разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов//Высшее образование в России.- 1996.№ 3.
- Будущее европейского образования. Болонский процесс (Сорбонна- Болонья- Саламанка- Прага) / Сост. Е. В. Шевченко. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002.
- Валицкая А.П. Модели образовательных систем и подходы к стандартизации// Образовательные стандарты: Материалы международного семинара.- СПб. 1995.
- Вендеревская Р.Б. Тесты в американской системе образования//Педагогика.-2001 .№ 2э
- Викторова Л.Г. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования условие формирования гуманитарного потенциала личности интеллигента: Викторов Л. Г. Петрова Л.В. Красноярск, 1999.
- Воробьев Г. Г. «Легко ли учиться в американской школе?» М.:Просвещение, 1993.
- Ворожейкина О.Л., Тарасюк Л. Н. Цейкович К.Н. Сравнительный анализ учебных планов подготовки инженеров машиностроительного профиля в вузах России и зарубежных стран// Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор. информ НИИВО. Вып.2.1993.
- Воронина Т., Молчанова О., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования // Высшее образование в России. 2001. № 6.
- Воскресенская Н.М. Поиски государственных образовательных стандартов за рубежом .//Педагогика.-1991.№ 3.
- Воскресенская Н.М. Поиски государственных стандартов образовательных за рубежом.//Педагогика.- 1992, № 3.
- Всемирная декларация о высшем образовании XXI века: подходы и практические меры (ЮНЕСКО) // Вестник высшей школы Alma Mater, 1999, № 3.
- Всемирная декларация о высшем образовании XXI века: подходы и практические меры (ЮНЕСКО) // Вестник высшей школы Alma Mater, 1999, № 3.
- Всемирный доклад по образованию 2003. Сравнение мировой статистики в области образования. Институт статистики ЮНЕСКО, Монреаль, 2003.
- Вульфсон Б.Л. Последипломное образование в развитых странах// Педагогика. 1993.№ 3.
- Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Париж. 5−9 октября 1998 г.
- Высшее образование для XXI века // Aima mater. 2004. № 4. Июнь.
- Высшее образование для XXI века // Интернет портал «Курьер российской академии наук». 2004. № 6. Июнь и др.
- Высшее образование для XXI века // Интернет портал «Курьер российской академии наук». 2004. № 6. Июнь и др.
- Высшее техническое образование. Мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика / Под ред. В. М. Жураковского. М., 1998.
- Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество инженерной подготовки, инженерная педагогика. М., 1998.
- Высшее техническое образование: Мировые тенденции развития, образовательные программы, качество инженерной подготовки, инженерная педагогика. М., 1998.
- Галаган А.И. Проблемы интернационализации и контроля качества высшего образования и подходы к их решению в ряде зарубежных стран // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3.
- Ганчеренок И.И. Европейская система переноса кредитов(ЕСТЗ) -Европейский стандарт в высшем 06pa30BaHHH. http://www.ccep.ru/htmlAText 1 .htm
- Гаранин JI.A., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного стандарта. М.: Институт развития профессионального образования. Академия профессионального образования, 1997.
- Георгиева Г. С. Высшая школа США на современном этапе: Монография. М.: Высшая школа, 1989-
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М, 1998.
- Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект // Под общей редакцией профессора Ю. Б. Рубина. М.: «Маркет ДС корпорейшн», 2004.
- Глобализация образования: компетенции и системы кредитов данных Федерального Портала «Российское Образование». -2000.
- Глобализация образования: компетенции и системы кредитов. Маркет ДС 2005.
- Глобализация образования: компетенции и системы кредитов. Под общ. ред. проф. Ю. Б. Рубина. Маркет ДС. 2005.
- Голосов Г. В. Сравнительная политология. Новосибирск. 1995- Политология: курс лекций / Под ред. Чуланова Ю. Г. СПб, 1992
- Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития/Под ред. Я. И. Кузьминова, Д. Б, Пузанкова, И. Б, Федорова, В. Д. Шадрикова. М., 2005.
- Государственные приоритеты в науке и образовании / Ракитов А. И., Авдулов А. Н., Иванова Н. И. идр. М., 2001.
- Гранин Ю. Камо грядеши? // Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 67
- Гребнев JI. Гуманитарное образование. Размышления о «форме» и «содержании» // Высшее образование в России. 2004. № 3.
- Гребнев JI. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высшее образование в России. 2004. № 4.
- Гребнев JI.C., Кружалин В. И., Попова Е. П. Модернизация структуры и содержания инженерного образования в России// Инновации в высшей технической школе России. Сб. статей. М., 2002 .
- Гребнев JI.C., Рогозина Н. М., Смирнов С. А. Использование зачетных единиц в высшем образовании. // Высшее образование сегодня. 2002. № 7/8.
- Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004. М.1 Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Гузаиров М.Б. Образовательные стандарты: национально-региональные и вузовские компоненты. Труды исследовательского центра. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
- Гуманитарное образование в техническом вузе/ Под ред Ю.Афанасьева. Новосибирск, 2003.
- Дедков Н. Проблема учебника истории // Исторические исследования в России II. Семь лет спустя /Под ред. ГА. Бордюгова. М., 2003.
- Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. М., 1998-
- Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». М.: ЮНЕСКО, 1997.
- Европейские университеты в контексте перемен XXI века/ALMA MATER.- Вестник Высшей Школы № 4.
- Жуков В.И. Российское образование: Проблемы и перспективы развития. М., 1998.
- Жуков В. Университетское образование: история, социология, политика. М., 2002. Гл. 2.
- ЮО.Журов Ю. В. Проблемы методологии истории. Брянск, 1996
- Загвязинский В.И. Реальный гуманизм и тенденции развития образования // Образование и наука. 2000. № 1.
- Запесоцкий А. Ставка будущее России. Азартная игра — Болонский процесс.//Высшее образование в России.-М., 2005.
- Зернов В., Бархатова Т. Негосударственные вузы России // Высшее образование в России. 1999. № 4.
- Зимняя И. А. и др. Гуманистическая направленность образовательных стандартов как условие развития личности в системе непрерывного образования (гуманитарная составляющая). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. — № 8. — 2003.
- Зимняя И.А., Боденко Б. Н., Морозова H.A. Воспитание проблема современного образования в России: состояние, пути решения. М., 1999.
- Зимняя И.А., Морозова H.A., Боденко Б. Н. Воспитание проблема современного образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
- Зиятдинова Ю.Н. Особенности организации процесса обучения иностранному языку в техническом вузе // Инженерная педагогика: Сборник статей (выпуск 5, часть 2) / Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ). М., 2004.
- Иванов В.Н., Суворов A.B., Широкова Т. К. Динамика и структура сферы образования в России в 90-е годы// Проблемы прогнозирования. 2002. № 4.
- Ильинский И. Образовательная революция. М, 2002.
- Ильинский И.М. О спасительной роли образования. М., 1998.
- Ильченко O.A. Компетентностный подход к формированию стандартов профессионального образования/Юткрытое образование, 4(45) 2004.
- Ильченко O.A., Лобанов Ю. И. Управление знанием в открытом образовании: Аналитический обзор// Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования НИ ИБО- Вып. 12. М., 2003.
- Ильченко O.A., Лобанов Ю. И. Управление знанием в открытом образовании: Аналитический обзор// Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИ ВО, вып.2. Часть 2. М., 2004.
- Ильченко O.A., Ю.И.Лобанов, Г. В. Кондрашевский. Проблемы и задачи унификации дидактической терминологии в сетевых образовательных системах //Открытое образование", 2(43)2004.
- Инновационные методы преподавания социальных и психологических дисциплин. Уфа, 2001- Научные и методические проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Хабаровск, 1998.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие, М. 2000.
- Историческая наука на рубеже веков. Томск, 1999.
- Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М., 1996.
- Казакевич Н.М. Стандарты профессионального образования зарубежных стран. М.: Институт профессионального образования Минобразования России, 1993.
- Казакевич Н.М. Стандарты профессионального образования зарубежных стран. М.: Институт профессионального образования Минобразования России, 1993.
- Карпенко М.П. Содержание современного образования взгляд на проблему // Психология, наука и образование. 1999. № 3−4.
- Карпенко О.М., Бершадская М. Д., Денисович Л. И., Гадрани Л. А. О переводе нормативов ГОС в зачетные единицы. // Высшее образование в России. 2003. № 6.
- Карпенко О.М., Котомина Л. И., Денисович Л. И. Системы университетских кредитов (зачетных единиц) Великобритании и стран
- Азиатского и Тихоокеанского регионов // Инновации в образовании, № 6. 2002. С. 75−84.
- Карпенко О.М., Котомина Л. И., Шестак Н. В. Европейская система перевода кредитов как гарант академического обучения, полученного за рубежом. //Инновации в образовании. № 1. 2002.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
- Козлова О.Н. Гуманизм в воспитании: социокультурные проблемы реализации. М., 1993
- Колесникова И.А. Методологические основания педагогической деятельности по разработке и реализации образовательных стандартов.// Образовательные стандарты: материалы Международного семинара.-СП6Д995.
- Колесникова И.А. Методологические основания педагогической деятельности по разработке и реализации образовательных стандартов.// Образовательные стандарты: материалы Международного семинара.-СПб, 1995.
- Кольчугина М. Образование и государство // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 10.
- Коновалова.Н.В., Ус Л. Б. К вопросу об особенностях преподавания истории в техническом вузе// Проблемы высшего технического образования .№ 25.Гуманитарное образование в техническом вузе. Новосибирск, 2003.
- Концепция обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (проект). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.
- Корогодин В.И. Информация и феномен жизни. Пущина 1991.
- Корольков В., Взятышев В., Романкова Л. Кадровая политика в высшей школе: проблемы и тенденции // Там же. 1999. № 2.
- Коршунов C.B. Подходы к проектированию образовательных стандартов в системе многоуровневого инженерного образования: Материалы к засед. методол. сем. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
- Красноженова Г. Ф. Социально-демографические и профессиональные характеристики кадров высшей школы // Социологические проблемы высшего образования: Сб. науч. тр. Вып. № 1 (9). М., 1997.
- Кредиты и учебный процесс// Издательство РУДН. М.: 2003 г.
- Леонова Л.С. Историческому факультету Московского университета 60 лет // Отечественная история. 1994. № 6.
- Литвинов Б.В. Основы инженерной деятельности: курс лекций.-2-е изд. испр. и доп. М.: Машиностроение, 2005. 288с.
- Малицкий B.C. Идеология и гуманизм // Человек и общество. СПб., 1997. Вып. 3.
- Мануйлов В.Ф., Федотова A.B., Федоров И. В. Маркетинг в системе деятельности инженерного вуза // Инженерная педагогика: Сборник статей (выпуск 5, часть 2) / Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ). М., 2004.
- Мартынова А. История Отечества на страницах отечественных учебников// Двадцать лет перестройке Эволюция гуманитарного знания в России. Международный научно-образовательный форум. М.: PI 1 У- 2005.
- Матросов В.Л., Сластенин В. А. Проектирование содержания высшего педагогического образования: гуманистическая парадигма //Известия РАО. М., 1999.
- Махмурян К.С., Русанова C.B. О стандартах качества в высшем образовании США //Проблемы качества высшего образования: Тез. докл. Международной научно-методической конференции. Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 1993.
- Международное образование. Вопросы реализации идей Болонского процесса: сборник статей. Омск: Из-во ОмГПУ, 2005.
- Меськов B.C. В поисках философии гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1992. № 4.
- Митин Б.С., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. М.: Издательство «Дом Русанова». — 1996 г.- 224 с.
- МИИТ на рубеже веков. М. 2002.
- Настройка образовательных структур в Европе: основы/качество образования. Библиографический указатель. Болонокий процесс в документах/Сост. и пер. Е. В. Шевченко. М., 8003.
- Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания: (Вторая половина XIX 90-е гг. XX в.). М., 1997.
- Нейматов Я.М. Образование в XXI веке. Тенденции и прогнозы. М., 2002.
- Никольская A.A. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна 1995.
- Новиков A.M. Профессиональное образование в России. Перспективы развития. М.: ИЦПНПО РАО, 1997.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000.
- Новый курс России: предпосылки и перспективы. Социальная и социально-политическая ситуация в России. Год 1995-й. / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1996.
- Образование, которое мы можем потерять / Под общ. ред. В. А. Садовничего. М., 2003.
- Образовательный стандарт высшей школы сегодня и завтра. Монография/ Под общей ред. д-ра пед. наук В. И. Байденко и д-ра техн. наук H.A. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
- Основы сетевого обучения. Монография// Под ред. Ю. Б. Рубина, Л. Г. Титарева. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2001.
- Положение о регистре ФЕАНИ «Европейский инженер». Париж, 1992, (пер. с фр. и репринт Союза научных инженерных обществ и организаций).
- Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. М.: «Логос», 2003. С. 426.
- Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России: состояние, проблемы, перспективы. М. 2001.
- Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании. Материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 года, Москва.
- Проблемы исторического познания: Материалы межд. конференции. М., 1999.
- Проблемы методологии истории // Новая и новейшая история. 1993. № 3.
- Программа модернизации педагогического образования: Приказ М-ва образования РФ от 1 апр. 2003 г. № 1313 // Бюл. М-ва образования РФ. 2003. № 7.
- Профессиональное образование в XXI в. Материалы второго международного конгресса по техническому и профессиональному образованию. Сеул. Апрель 1999 г.
- Пуляев В.Т. Гуманитарное миропонимание и проблемы общественного развития накануне XXI века // Преемственность поколений: диалог культур. СПб., 1996. Вып. 1.
- Разработка предложений по сокращению перечня специальностей и направлений подготовки с учетом сопоставительного анализа с зарубежными аналогами (Сост. С. А. Подлесный, Ю. С. Перфильев, В. М. Журавлев, Г. В. Масальский, М. Т. Решетников Красноярск, 2004).
- Разработка стандартов в профессиональном образовании и обучении описание, опыт, примеры. Пособие. Европейский фонд образования. Т. 2. Июль 1999 г.
- Реформирование образования в документах и комментариях. Вып. 1.
- Реформы и развитие высшего образования: Программный документ ЮНЕСКО, 1996.
- Розин В.М. Философия образования, М. 2000.
- Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования: (Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе). М., 1992.
- Романкова Л.И. Проблемы воспроизводства научно-педагогического потенциала высшей школы насовременном этапе // Подготовка научных кадров в системе высшего образования России. М, 2002.
- Российский и зарубежный опыт построения систем образовательных стандартов: Материалы к семинару «Актуальные проблемы построения системы национальных образовательных стандартов и тестирования». -М.: Изд. НПО «Образование от, А до Я», 2000.
- Российское образование: История и современность. М, 1994.
- Рубин Ю.Б. Образовательная система как объект стандартизации// Проблемы нормативно-правового обеспечения открытого образования/ТМатериалы конференции.31 января-1 февраля 2001 г. М.:МЭСИ
- Рубин Ю.Б., Андреев A.A. Леднев В.А Особенности организации учебного процесса на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Материалы 13-й Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 26−27 июня 2003 .
- Русинов Ф. О системном развитии высшего экономического образования //Высшее образование в России. 1995. № 4.
- Руткевич М. «Плоды деидеологизации»: о гуманитарной подготовке молодых ученых // Высшее образование в России. 2002. № 6конференции «Применение новых технологий в образовании», 26−27 июня 2003 .
- Русинов Ф. О системном развитии высшего экономического образования // Высшее образование в России. 1995. № 4.
- Руткевич М. «Плоды деидеологизации»: о гуманитарной подготовке молодых ученых // Высшее образование в России. 2002. № 6
- С.А.Хмелевская, В. А. Соломатин,. Хмелевский C.B. М.: ПЭРСЭ, 2001,752 с.
- Селезнева H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад. Изд. 3-е. М., 2003.
- Селиванова О.Б. Информационное общество и творческая активность студентов. Инновации в высшей технической школе России. Сб. статей, вып. 2.-2000.
- Сенашенко B.C., Чистохвалов В. Н. Система зачетных образовательных единиц. // Высшее образование в России. № 5. 2002.
- Сенашенко В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования // Высшее образование в России, 2002. № 2. С.28−36.
- Симухин Г. Н. Стандартизация профессионального образования: история, опыт, проблемы.//Высшее образование в России.-2001.№ 4.
- Симушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов.-М., 1993.
- Система гуманитарного и социально-экономического знания: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. д.ф.н. С. А. Хмелевской. М.: ПЭРСЭ. 2001.
- Система гуманитарного и социально-экономического знания: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. д.ф.н. С. А. Хмелевской. М.: ПЭРСЭ. 2001.
- Сморгунов Л.В., Согрин В. В. Основные направления современной идеологии и историографии в России // Вопросы философии. 1996. № 8
- Создание проекта системы координационного управления научно-исследовательской работой студентов, научным и техническим творчеством учащейся молодежи / НИИВО. М, 1995. С. 35
- Социальные науки: история, теория, методология: Сб. научн. статей. М., 2000. Вып. 1, 2- Отечественная философия: Опыт, проблемы,
- Стрелова О. Образовательный минимум как предвестник стандартов? // История. 1997. № 36- Троицкий Ю. Об инновационном стандарте исторического образования // Там же- Его же. Заметки на полях стандарта по истории // История. 1997. № 7-
- Субетто А.И. Концепция стандарта качества базового высшего ф образования.-М., 1992-
- Суровое М.В. Проблемы адаптации науки, культуры и образования к рыночным условиям // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Матер, конф. СПб, 1996.
- Суханов А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах // Высшее образование в России. 1996.№ 3.
- Татур Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. 1994. № 4.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов//Высшее образование сегодня. М., 2004.
- Татур Ю.Г. Образовательная система России: Высш. шк.-М.- Он же. Высшее образование в России в XX вв.//Высш. образование в России. 1994,.№ 4.
- Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. М.: ИЦПКПС, МГТУ, 1999. вропейская система передачи кредитов как система накопления, http://www.europa.eu.int/comm/education
- Терюкова Т. Задачи частные, проблемы общие // // Высшее образование в России. 1999. № 6. С. 59.
- Титарев Д.Л., Петрик Е. А. Интеграция технологий в сетевом ^ обучении // Будущее электронного бизнеса в России: Сборникматериалов конференции. М.: Издательство МЭСИ, 2002.
- Ткаченко Б.В. Реформа образования в Российской Федерации. Екатеринбург, 1994
- Томилина Ю.Ю. Структура и динамика ценностных ориентации студенчества в условиях преобразования современного российского общества (региональный аспект). М., 2000.
- Требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины» в государственных образовательных стандартах высшего
- Ф профессионального образования второго поколения. М., 2000.• 224. Тюрина Л. Востребованная учебная книга // М. Высшее образованиев России. 2000. № 2.
- Тюрина Л. Вузовский учебник сегодня и завтра // Высшее образование в России. 1998. № 1.
- Фаустова Э.О. О патриотических чувствах молодежи // Высшее образование в России. 1997. № 4.
- Федоров И. Качество образования — категория фундаментальная // Высшее образование в России. 2000. № 2.
- Федоров И. Социология и психология в инженерном образовании // Высшее образование в России -2000. № 1.
- Федоров И., Еркович С. Разумно использовать мировой опыт.// Высшее образование в России. М, 2003, № 4.
- Фирсов В. В, О разработке образовательных стандартов: Уровневая дифференциация обучения. Из опыта работы. Московский департамент образования Научно-педагогическое объединение «Образование для всех». М.:1994, вып.2
- Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. Текст. М. В. Ларионова [и др.]- Министерство образования и науки Российской Федерации, Гос. ун-т Высшая школа экономики. — М.: 2004.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций/ Политические исследования, 1994 № 1,
- Хасанова Г. Ф. Без догм и стереотипов: Новый подход к общему гуманитарному образованию. Казань, 1993.
- Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М.: Наука, 2001.
- Чистохвалов В. Н Системы накопления и перевода кредитов, используемые в европейских и американских университетах // Российский университет дружбы народов. Центр сравнительной образовательной политики. М., 2004.
- Чистохвалов В.Н., Ефремов А. П. Кредиты и учебный процесс. РУДН Центр сравнительной образовательной политики. М., 2003.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход/Высшее образование сегодня. -№ 8.-2004.
- Шадриков В.Д. Социальные науки и гуманитаризация высшего образования в России (о развитии гуманитарного образования) // Высшее образование в России. 1992. № 3.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. М., 1993.
- Шадриков В. Структурно-содержательные реформы и качество образования // Высшее образование в России. 1996. № 1.
- Шевцова Г. В. Образовательные стандарты в системы высшего образования в России и в США: сравнительный анализ.-Новочеркасск, 2005.
- Шелер М. Формы знания и образование // Шелер М. Избранное. М., 1994.
- Шмидт Г. В. Новые стандарты профессионального образования и обучения в Европе и США. Доклад «Российская Федерация /Европейский Фонд Образования» Материалы семинара. М.: Ярославль, 1998.
- Яминский А.В. Технология подготовки по иностранному языку инженеров менеджеров в области международной деятельности // Инновации в высшей технической школе России. Вып. 2. М., 2002.
- Яминский А.В. Элитное образование и современные технологии обучения // Высшее образование сегодня. 2002. №
- .