Деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов
В 1998 году состоялась первая экспедиционная поездка на восток Карелии в Пудожский район (Водлозеро и р. Илекса) и в западную часть Архангельской области (Онежский район), которая оказалась особо значимой как по количеству, так и по качеству собранного материала. В ходе экспедиции выяснилось, что продвижение на восток открывает новые перспективы в изучении деревьев-знаков. В 1999 году в составе… Читать ещё >
Содержание
- Глава 3. Карсикко умершего
- Крестовые деревья"
- Карсикколаута
- Затесывание и обрубание ветвей
- Материалы К. Хорнборга о саволакском карсикко: 162 актуальные вопросы
- Карсикко в кладбищенской роще
- Глава 1. Промысловое карсикко
- Промысловое карсикко в Северной Финляндии Промысловое карсикко в Карелии Об охранительной функции промыслового карсикко Личина на дереве
- Звериные затесы" и возрождение промыслового животного Дерево-посредник и космологическая функция изображений
- Глава 2. Карсикко в обрядах инициации
- Хуррикас Карсикко неофита Карсикко промысловика Карсикко рекрута
- Мирчи Элиаде и его теория обряда инициации
- Антропоморфные изображения 193 Карсикко умершего: дорога в потусторонний мир или место обитания духа?
Деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Феномен карсикко (от кар. ка^кко/каткко — карзать, обрубать ветки) относится к характерным, но малоизученным явлениям культуры прибалтийско-финских народов. Карсикко — это преимущественно хвойное дерево с определенным образом обрезанными ветвями или вершиной или различными, вырезанными в стволе знаками от простого затеса (выровненная топором поверхность) или зарубки до антропоморфного изображения. Дерево-знак используется в обрядах перехода, а также в календарной, рекрутской и промысловой обрядности как ритуальный символ со значениями духа-охранителя. Карсикко в обрядности представляет собой ипостась мирового дерева с функциями оберега и медиатора между мирами, маркируя сакральные границы.
Культ растительности в различных его проявлениях — от сакрализации отдельных видов растений до дерева (или части его) в функции обрядового символа — практически универсален. Почти столь же универсальна и идея дерева, лежащая в основе представлений о строении Вселенной1.
Литература
по данному вопросу обширна и неоднократно обобщалась с различных точек зрения, однако только в 1980;1990;е годы благодаря комплексному подходу к изучению духовной культуры и исследованию глубинной семантики обрядности появились теоретически обоснованные возможности соотнесения мифологических и обрядовых структур (например, тех же представлений о мировом древе и конкретных обрядовых растительных символов), т. е. основание рассматривать обрядовый символ как знаковый комплекс, в котором концентрируются мифологические представления о мире на различных уровнях от человека и его жизненной субстанции до прообраза всего мироздания. Характерной чертой обрядового символа является его многоаспектность,.
1 См., например, статью «Древо мировое» в энциклопедии «Мифы народов мира» (М., 1980. Т. 1, с. 398—406). Одна из первых обобщающих работ на эту тему — Holmberg U. ЕШшап puu. Helsinki, 1920. подчинение закону тождества, по которому растительный или иной символ-предмет, неся в себе частицу жизненной сущности человека, животного, растения, природного явления, вырастает в ритуальном поведении и действии до уровня вселенских категорий и выполняет функции «посредника» между мифологическими мирами. Данная многоаспектность является почвой не только для углубления смысла обрядового символа в сознании, но и для расширения «сферы» его действия, когда одни и те же символы обнаруживаются в различных обрядах2.
Знахарские приемы лечения болезней, календарные обряды, свадебный ритуал, обряды при рождении ребенка или заселении в новый дом несут, казалось бы, различные функции, однако общая их ритуально-мифологическая основа — переход из одного состояния в другое и связанное с-этим переходом особое состояние как самих объектов, так и окружающего, их мира — порождает необходимость использования определенных универсальных символов и символических действий. Одним из таких многозначных обрядовых и мифологических символов является прибалтийско-финское карсикко.
Всё это делает изучение данного явления и связанных с ним представлений и обрядовых действ особенно значимым и представляющим большой интерес для исследователя, в том числе в сравнительно-историческом плане.
Актуальность и новизна исследования.
До последнего времени в научной литературе территорией распространения карсикко считалось финско-карельское пограничье и о его бытовании на более восточных российских территориях практически не было ничего известно.
2 Толстой Н. И. Из грамматики славянских обрядов // Труды по знаковым системам. Тарту, 1982. Вып. 15, С. 57—69- Бернштам Т. А. Обряд «расставание с красотой» (К семантике некоторых элементов материальной культуры в восточнославянском свадебном обряде) // Памятники культуры народов Европы и европейской части СССР. Сборник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого. Л., 1982. Т. 38, С. 43—66, Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993 и др. работы.
Однако карсикко как явление по новейшим разработкам и полевым материалам автора данного исследования фиксируется в таежной зоне от Северной Швеции и Норвегии до Уральских гор и генетически восходит к культуре финно-угорских сообществ лесных охотников и рыболовов, населявших некогда всю вышеобозначенную территорию.
Итак, карсикко, особенно во всей его парадигме мифологических и обрядовых значений, явление малоизученное. Научных статей на русском языке, так или иначе посвященных этому предмету, насчитывается не более полутора десятков. Тем не менее разработка темы раскрывает широкие возможности как в исследовании раннеисторических представлений о природном мире, так и вопросов этногенеза и этнической истории, учитывая широкое распространение явления в циркумполярной и лесной зоне Евразии.
Объект исследования данной работы — это комплекс представлений, обычаев и обрядов, связанный с использованием ритуального символа — дерева-знака. В свою очередь, предметом исследования являются значения данного ритуального символа в конкретном обрядовом действе и различные формы карсикко, иными словами идеология (семантика) и способы ее материального воплощения.
Целью настоящего исследования является систематизация материала относительно форм обрядности и хозяйственной деятельности человека (промысловое карсикко, карсикко умершего, карсикко в обрядах инициации, свадебное карсикко), определение роли дерева-знака в обряде и описание совершаемых с ним ритуальных действий. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Определить уровень репрезентативности имеющегося литературного, архивного и полевого материала в свете вышеобозначенной цели и выявить территорию бытования исследуемого явления в Северной Европе.
2. Проанализировать, с точки зрения современногоъ состояния предмета исследования корпус текстов о ритуальном применении карсикко (вторая половина XIX — первая половина XX века).
3. Соотнести имеющиеся данные по Северной Европе с источниками из других регионов (в основном это сибирские материалы) для решения вопросов происхождения и диахронической последовательностиразвития различных форм дерева-знака.
• Степень научной разработанности темы.
В отечественной этнографической литературе до, последнего времени проблематика деревьевтзнаков не разрабатывалась. Несмотря на то, что первая заметка о карсикко умерших А. С. Григорьева «Дерево предков» о «крестовых соснах» (карсикко) на Карельском перешейке была напечатана в журнале «Нива» еще в 1888 году, а следующая, большая по объему статья Э. Вольтера «Крестовые сосны (пБире^а): к вопросу о некрокульте у финских народностей» с описанием обычая обрезания ветвей и привешивания в ходе похоронного обряда на специально выбранных соснах деревянных табличек с инициалами и> годами смерти погребаемых вышла в свет в той же «Ниве» в 1915 году, тема карсикко в отечественной литературе получила развитие только спустя 70 лет, когда автор данной диссертационной работы издал первую свою статью о восточно-финских и карельских карсикко (Конкка, 1986).
В Финляндии о карсикко периодически выходили разного рода заметки и материалы начиная с конца XIX века. Одной из первых работ, в которой карсикко посвящен целый раздел, был, вышедший в 1898 году, знаменитый труд Ялмари Крона «Языческая религия финнов» или (букв.) «Языческое поклонение богам у финского племени», в котором собрана значительная часть известных к тому времени сведений о культовых практиках и связанных с ними представлениях у финно-угорских народов. В 1924 году в ежегоднике «Общества Калевалы» в Хельсинки была опубликована статья Уно Холмберга (впоследствии Уно Харва — автора многочисленных обобщающих работ по религиям финно-угорских народов) «О карсикко у финнов», которую можно считать первым значительным научным исследованиемданного явления (Holmberg, 1924). В 1931 году в языковедческом журнале появилась статья Майя Ювас, подводящая промежуточный итог полевым сборам материала по теме карсикко. В том числе ею был опубликован ценнейший материал по результатам исследований в шведской провинции Вярмланд среди так называемых «лесных финнов», переселенных шведским правительством в основном из восточнофинской исторической провинции Саво в XVI—XVII вв.еках (Juvas, 1931).
В послевоенные десятилетия в Финляндии вышло еще несколько статей и исследований, так или иначе затрагивающих данную тему, из которых следует назвать статью Сиркка Вальякка «Дополнения к саволакским карсикко», опубликованную в 1949 году в краеведческом журнале Kotiseutu, в которой, несмотря на небольшой объем, содержатся очень важные сведения для понимания явления карсикко в целом. Здесь, в том числе, впервые была опубликован рисунок карсикколаута («доска-карсикко», дощечка с датой смерти, которую в Саво укрепляли на дереве-карсикко), имевшая орнитоморфную форму. Следует упомянуть также статью Илмара Талве «Первая поездка в город и связанные с ней обычаи» (Talve, I960), в которой автор, в основном на материалах Средней Финляндии, рассказывает об обряде вырубания карсикко неофитом (или для него) — молодым человеком, впервые отправляющимся на городскую ярмарку по достижении определенного возраста, то есть описывает обычаи, связанные с обрядами инициации. В том же году появляется статья Аско Вилкуна «Белый платок, платок умершего», посвященная разработке представлений о душе и связанной с ней атрибутике у финнов и имеющей непосредственное отношение к карсикко умершего (УПкипа А., 1960). В 1963 году выходит обстоятельная статья Юха Пентикяйнена «Карсикко Пюхякангас» о самой большой сохранившейся в Средней Финляндии роще карсикко умерших, которые вырубали здесь по дороге на кладбище. В статье затрагиваются и другие формы карсикко (РепШсшпеп, 1963). Исследователь карел языковед Пертти Виртаранта в 1958 и в 1978 годах публикует две книги текстов, записанных в основном от карел Северо-Западной Карелии, из бассейна озера Куйтти. В них немало ценного материала по деревьям-знакам, в особенности это касается форм промыслового карсикко (УгЛагагйа, 1958; У^агаг^а 1978). В 1993 году была опубликована монография музееведа Янне Вилкуна «Карсикко умершего», в которой приведен финский, частично также шведский и эстонский материал по данной тематике (УПкипа I., 1993). В 1994 году вышел второй том «Атласа традиционной культуры Финляндии». В атласе имеется карта и сопровождающая ее статья о карсикко на территории расселения финнов и карел (8аппе1а, 1994, карта 8). Наконец, в 1999 году в ежегоднике «Общества Калевалы» (Ка1еуа1аБеигап уш^кща) вышло в свет исследование автора данной работы о карсикко в финской Лапландии и Кайнуу, основанное на полевых материалах, где были также опубликованы некоторые полевые материалы автора из Северной Норвегии, а также ранее не публиковавшиеся архивные материалы по карсикко из Северовосточной Швеции крупного финского собирателя Самули Паулахарью (Копкка, 1999).
В перечисленных работах финских авторов достаточно ясно прослеживается мысль о многофункциональности деревьев-знаков, рассмотрены и выделены основные их типы: промысловое карсикко, карсикко неофита, карсикко умершего, праздничные карсикко. Надо заметить, что Уно Холмберг выделял гораздо большее количество типов карсикко, говоря о связи карсикко с почитаемыми родовыми деревьями, об особом «медвежьем карсикко», на которое вешали черепные кости медведя, о карсикко на подсеках в лесу, об особом «дворовом карсикко» и т. д. На самом деле четкое разделение деревьев-знаков1 на типы и подтипы — достаточно сложная задача, так как нередко одно карсикко могло выполнять несколько функций.
Помимо упомянутых ссылок на шведский и эстонский материал, а также некоторые материалы из Беломорской Карелии, весь корпус сведений о карсикко в работах финских исследователей касался только территории Финляндии. Многие из них считали, что карсикко отсутствует за пределами восточной границы Финляндии или зафиксировано на востоке лишь в приграничной полосе. Характерной и тогда единственной в своем роде была рецензия историка и исследователя карельских кладбищ Хейкки Рюткёля на книгу Янне Вилкуна. X. Рюткёля обращает внимание на утверждение Вилкуна о том, что карсикко умершего отсутствует в российской Карелии, что не соответствует наблюдениям автора рецензии. При этом X. Рюткёля недоумевает, что Вилкуна ссылается на статью А. Конкка 1986 года, в которой приведено достаточнопримеров распространения этого явления именно в Карелии (11у1кб1а, 1993). По современным материалам (в том числе полевым материалам автора данного исследования), деревья-знаки известны на обширных территориях в зоне хвойных лесов Северной Европы. Типологически сходные явления наблюдаются и у сибирских народов.
Полевой материал по деревьям-знакам автор этой работы начал собирать с конца 1970;х годов в Северной Карелии. В 1980;е годы сведения о карсикко пополнились материалами из Южной Карелии, с юга Мурманской области (карелы), Ленинградской области (вепсы), Валдайского района Новгородской области (карелы и русские). В 1990;е годы был собран значительный материал в районах Северо-Восточной и Северной Финляндии, а также Северной Норвегии (1997). В ходе полевых исследований получен практический опыт работы, который применялся впоследствии в изучении деревьев-знаков на более восточных территориях.
В 1998 году состоялась первая экспедиционная поездка на восток Карелии в Пудожский район (Водлозеро и р. Илекса) и в западную часть Архангельской области (Онежский район), которая оказалась особо значимой как по количеству, так и по качеству собранного материала. В ходе экспедиции выяснилось, что продвижение на восток открывает новые перспективы в изучении деревьев-знаков. В 1999 году в составе комплексного отряда исследователей традиционной культуры из Петрозаводского университета и Петрозаводской консерватории (рук. акад. архитектуры В. П. Орфинский) автор работал в Вытегорском и Вашкинском (Северное Белозерье) районах Вологодской области, где обнаружилась устойчивая традиция вырубания деревьев-знаков на кладбищах и «святых местах», имеющая, несомненно, давнюю историю. Были зафиксированы и живые, типологически сходные с карсикко формы (рекрутская «заломка»), восходящие к традиции обрубания дерева-карсикко рекрутом, уходящим на воинскую службу. 2000;2001 годах состоялись экспедиции в Республику Коми, где на Верхней Вычегде и Мезени были обнаружены сходные явления: карсикко на кладбищах и в их окрестностях, на сенокосах, у промысловых изб и т. д. Последующие экспедиции на Кенозеро в Плесецкий район Архангельской области (2002), к русским, южным вепсам (2003) и тихвинским карелам (2004) Бокситогорского и Тихвинского районов Ленинградской области, поморам Поморского (2003), Карельского и Кандалакшского берегов Белого моря (2005), на оз. Выгозеро в Среднюю Карелию (2006) значительно расширили представление о феномене деревьев-знаков как в географическом, так и в содержательном аспекте.
В 2005 г. выяснилось, что на территории Республики Марий Эл в ряде районов республики были обнаружены деревья с зарубками и вырезанными в них знаками собственности. В 2006 году по проекту РГНФ состоялась экспедиционная поездка в Марий-Эл, результатом которой стали значительные полевые материалы и предварительное определение южной границы явления карсикко. Деревья-знаки были обнаружены в священных рощах, у родников, на кладбищах, на перекрестках дорог и т. д. Духовная культура марийцев пополнилась новым*феноменом.
В 2007 году состоялась поездка в Котласский и Вилеготский районы, на крайний восток Архангельской области, где собраны любопытные данные по карсикко на «святых местах» и обнаружена развитая традиция вырубания деревьев-знаков на кладбищах и в церковных рощах.
Полевой материл из областей Северо-Запада России прошел только первичную обработку и практически не публиковался до 2003 года, когда в коллективной монографии «Панозеро — сердце Беломорской Карелии» появился раздел «Освоение жизненного пространства: панозерские карсикко», который явился сводом разнохарактерных сведений, в основном полученных на основе полевых исследований ближайшей округи. Публикацией полевых материалов также является вышедший в сборнике Водлозерского национального парка (2006) дневник экспедиции на Водлозеро Пудожского I района Карелии «Карта сакральных мест: в поисках утерянных ориентиров» и статья 2007 года «Дерево у могилы», опубликованная в «Вестнике Санкт-Петербургского университета» (написана на основе материалов, собранных на оз. Выгозере в Северо-Восточной Карелии). В том же году в «Вестнике РГНФ» была напечатана статья-отчет «Марийские деревья-знаки — маркеры сакральных границ», а в 2009 году вышел в свет и «Котласский дневник» по следам архангельской экспедиции 2007 года. Тем не менее большая часть полевых материалов еще ждет своей очереди.
Имеющиеся в нашем распоряжении литературные и архивные сведения, музейные и полевые материалы о бытовании исследуемого явления на территории Севера Европейской России распределяются по регионам очень неравномерно. Количество собранного материала в некоторых северо-западных регионах дает достаточную степень репрезентативности для картографирования типологических признаков явления. Не считая Финляндии, по которой материал по большей части картографирован (в частности, автором в 1999 году была опубликована карта-схема материала, собранного в Северной Финляндии), это Карелия и прилегающие к ней южные районы Мурманской области, некоторые западные районы Архангельской области, восток Ленинградской области, включая территорию проживания тихвинских карел и вепсов. На территории Вологодской области — север Вытегорщины и Северное Белозерье. Остальные восточные территории возможно картографировать только точечным методом, там, где проводились полевые исследования. По некоторым крупным регионам, таким как Новгородская, Тверская или Костромская область, имеются только отдельные описания в литературе или ограниченные одним-двумя пунктами полевые материалы.
В работе использованы архивные материалы из Архива Финского Литературного Общества и Словарного Фонда (Хельсинки), некоторых местных финских архивов, как, например, Музея Кайнуу в Каяни. Использованы материалы Государственного архива Архангельской области, Российского этнографического музея, Научного архива КарНЦ РАН, Фонограммархива Института языка, литературы и истории КарНЦ.
Территориальные и хронологические рамки исследования.
Таким образом, территория, охватываемая данным исследованием, делится на две неравные части: 1. основная область — это территория, на которой автором проводились наиболее интенсивные полевые исследования и откуда имеются достаточные для обоснованных выводов о повсеместном бытовании явления литературные и архивные источники по теме диссертации. Она представляет собой полосу от Северной Норвегии через Северную Финляндию и южные районы Кольского полуострова, распространяющуюся на всю Карелию в современных границах, далее на юг она охватывает восточные районы Ленинградской области (вепсы, тихвинские карелы и прилегающие русские поселения), запад Вологодской (Вытегорщину и Белозерье) и Архангельской области (Онежский и Плесецкий районы) и 2. вспомогательная с точки зрения задач данной работы территория, представляющая собой всю территорию Европейского Севера (Северо-Запада России) и Фенноскандии, на которой были проведены лишь точечные исследования, а имеющийся полевой, архивный и литературный материал не полон, но по возможности используется автором этой работы. Таким образом, в целом речь идет о территории расселения карел, вепсов, русских, финнов, частично саамов, шведов и норвежцев с привлечением прибалтийских материалов. Как сравнительный материал используются литературные источники и полевые материалы автора из Коми, Марий Эл, а также сведения по сибирским народам. Сравнительный материал из отдаленных восточных территорий также дает возможность определения границ бытования изучаемого явления.
Однако основной корпус используемых архивных и литературных сведений для написания этой работы — материалы по финнам, карелам и частично северным русским, остальное привлекается лишь в качестве сравнения. Кроме того, многие материалы по финнам и карелам — это также наиболее ранние и полные сведения об обычаях и обрядах, связанных с карсикко.
Относительно территории распространения самого явления карсикко, на данном этапе можно сказать следующее: если северная граница описываемого явления на территории Восточной части Северной Европы проходит по северной кромке хвойных лесов, то южная пока остается неопределенной на большей территории Европейского Севера. На сегодняшний день известны только два региона, где можно примерно определить южную границу явления. Это две крайних точки: на западе — Северная и Средняя Литва и на востоке — предположительно южная граница Марий Эл.
Хронологические рамки исследования по наличию письменных источников условно можно ограничить серединой XIX — началом XX века. Полевые материалы, в современном понимании этого слова, известны в диапазоне с начала XX века по сегодняшнее время. Относительно сибирского материала следует заметить, что, будучи стадиально более ранним и гораздо позднее затронутым всевозможными изменениями, он служит инструментом для проверки некоторых теоретических посылов данного исследования.
Методы исследования.
В настоящем исследовании используется, прежде всего, сравнительно-исторический метод, с помощью которого раскрывается картина развития разностадиальных представлений, связанных с основными ритуальными действиями использования дерева-знака в обрядах и хозяйственной деятельности. Кроме того, для определения места и значения карсикко как ритуального символа в обряде, используется структурно-семиотический подход. При наличии языковых данных (терминология по теме собрана в прилагаемом Словнике) для их интерпретации используются методы этнолингвистики.
Апробация исследования и его практическая значимость.
Автор принял участие в подготовке карт Атласа традиционной культуры Финляндии, вышедшего в 1994 году в Хельсинки (Зиотеп регтпеаЙаБ), где были использованы некоторые положения данной диссертации и полевые материалы, автора.
Некоторые теоретические разработки и фактологический г материал в изданных диссертантомстатьях послужили основой для выхода близких по тематике, научных: работ других авторов или были: широко использованы, в написании отдельных глав исследованийЗдесь можно назвать таких исследователейкак Матти: Сармела (вышеупомянутый Атлас, в котором имеется 20 ссылок на работы автора), Хейкки Рюткёля (материалы по карсикко и по карельскому и восточнофинскому похоронному обряду), статьи Татьяны. Бернштам (по архангельским: материалам), Валерия Еалиопы (материалы, из Республики Коми), Ольги Фишман (тихвинские карелы), Дианы Ефремовой (марийские материалы), Константина Логинова (материалы по русскоязычному населению Карелии), ряд дипломных работ в Финляндии. Вышло также несколько научно-популярных статей и заметоко полевой работе автора (в поисках карсикко) в финской и российской прессе.
Можно сказать, что настатьи автора по данной тематике существует большое количество сносок: в, самых разных работах отечественных и зарубежных авторов. Определенный резонанс получили, например, материалы автора по карсикко, опубликованные в ежегоднике Общества Калевалы — одного из ведущих изданий Финляндии по этнографии ифольклористикепосле выхода публикации автор получил десять приглашений на чтение лекций в университетских и муниципальных центрах Восточной и Северной: Финляндии.
В настоящее время по тематике диссертации ведется работа по одному международному (Фонд Культуры Финляндии) и одному российскому проектам (проект Кенозерского национального парка). Разворачивается совместная деятельность с самым крупным в России Национальным парком: Водлозерскии (на территории Карелии и Архангельской области). Автор по теме диссертации (фиксация деревьев-знаков и сакральных объектов) принимал участие в двух исследованиях на территории парка в 1998 и 2005 годах.
Статья автора «Карельское и восточнофинское карсикко в кругу религиозно-магических представлений, связанных с деревом» (1,5 а.л.) опубликована на сайте в рамках российско-финского проекта Полевые финно-угорские исследования//кНр://м?м?м>. копи. сот. Эта и другие статьи по карсикко представлены на многих интернетовских сайтах, связанных с культурой, народоведением или туризмом.
Тема диссертации апробирована на нескольких международных и российских научных конференциях, а также в других областях знания: на музейных выставках (в Российском этнографическом музее в Петербурге, Карельском государственном краеведческом и районных музеях и музейных выставках в Карелии и Северной Финляндии). Данная тематика имела также прикладное значение в области культуры и освещалась в средствах массовой информации: на ГТРК «Карелия» в 2004;2005 годах вышло несколько сюжетов по теме «карсикко», Государственный ансамбль «Кантеле» назвал одну из своих программ «Карсикко». По тематике диссертации автором дан десяток интервью в различных финских и российских изданиях.
Структура работы.
Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Словника, Списка использованной литературы, Списка сокращений и Приложения с иллюстративным материалом, на который в тексте диссертационного исследования имеются прямые ссылки. Структура глав и разделов внутри них следующая: сначала дается основной материал (базовый материал по карелам и финнам), затем следуют сравнения с другими территориями, где зафиксированы подобные явления, а в конце сделаны промежуточные выводы.