Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Духовная жизнь Тобольской губернии, вторая половина ХIХ — начало ХХ века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Александр Иванович Герцен /1812−1870/, философ и писатель, также находившийся продолжительное время в Сибири /1835−1842/, запечатлел свои наблюдения о характере сибирской жизни следующим образом: «.сибирское племя рослое и умное, чрезвычайно положительное. Дети поселыциков, сибиряки, вовсе не знают помещичьей власти. Дворянства в Сибири нет, а с тем вместе нет и аристократов в городахчиновник… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Исторические условия и особенности духовного развития
  • Тобольской губернии во второй половине XIX — начале XX века
    • 1. Об исторических условиях формирования быта и характера жителей губернии
    • 2. Социо-культурные факторы духовно-исторического процесса в Тобольской губернии
    • 3. Исторические особенности образования в Тобольской губернии
    • 4. О музыкальной культуре Тобольской губернии
    • 5. Особенности тобольской епархиальной печати
    • 6. Религия и нравственность
  • ГЛАВА II. Историко-типологические персоналии Тобольской губернии
    • 1. A.M. Афромеев как самобытная творческая личность
    • 2. К оценке личности Григория Распутина

Духовная жизнь Тобольской губернии, вторая половина ХIХ — начало ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В истории Сибири сравнительно полно изучены вопросы социально-экономического развития региона, сословной структуры и правового положения разных групп населения, система управления и некоторые другие вопросы. Изменившиеся исторические условия, идеологические подходы к решению узловых проблем истории, породили в настоящее время вполне заметный кризис в изучении уже известных тем и вопросов. Происходит поиск иных путей сибироведения с включением в него совершенно новых тем, вопросов и сюжетов, с тем, чтобы освещение истории Сибири стало всесторонним и объективным.

В этом отношении наметились уже определенные изменения1, но некоторые направления еще остаются практически незатронутыми. К таким можно отнести (даже учитывая большие успехи Новосибирской, Тюменской и особенно Уральской научных школ), историю культуры народов Сибири2, в частности, определения основных черт, качеств, свойств духовной жизни сибиряков. Изучение этой важнейшей для понимания национального сознания темы только началось. Выяснились новые области знания, которые прежде не волновали общество — взаимоотношения человека и природы и пределы возможного воздействия на природу и общество, социальная психология и социология в ракурсе религиозно-мистического понимания и др. Без всестороннего изучения истории взглядов на мир, на природу и общество, видимо нельзя будет представить общую картину сибирской жизни на рубеже XIX и XX веков.

1 См., напр.: Миненко H.A. Новейшая историография аграрной истории Урала XVIначала XX в. //Летопись уральских деревень. Екатеринбург. 1995. С.7−9 /Тезисы докладов региональной научно-практической конференции/.

Миненко H.A. Живая старина: Будни и праздники сибирской деревни. Новосибирск, 1989; Она же. Культура русских крестьян Зауралья XVI — пер. пол. XX в. М., 1991.

Для этого необходимо иметь в виду некоторые общие и конкретные понятия. Понятие «духовное» многозначно, оно включает следующие значения: «Все относящееся к Богу, Церкви, Веревсе относящееся к душе человека, все умственные, нравственные силы его, ум и воля"1. Данное понимание «духовного соответствует философско-религиозному, рационалистическому и иррационалистическому трактовкам «духа». В деятельном и социокультурном аспектах в качестве духовных феноменов выступают: религиозная жизнь на уровне индивида и социального института, сфера образования и печати, литература и искусство, нравственная деятельность. Духовное состояние, духовная деятельность человека, региона, общества в целом конституируется высшими ценностями — Истина, Добро, Красота, символизирующими весь объем смысложизненных интенций субъекта духовности.

В философско-светском понимании на различных этапах развития общества элементами духовной сферы являются наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание.2.

В диссертации рассматриваются вышеозначенные сферы духовной жизни Тобольской губернии. В качестве репрезента области искусства отдано предпочтение музыке, так как музыка есть высшее выражение духовности человека /А.Шопенгауэр и др./.

В настоящем исследовании материал анализируется в соответствии с принципом диахронии, отражая качественные изменения в динамике характерных временных точек.

Известное выражение М. В. Ломоносова «Россия Сибирью прирастать будет», понятое многими лишь в узкотехническом смысле, можно рассматривать значительно шире. Сибирь за свою сравнительно недолгую историю в качестве части Российского государства обогатила ее историю не менее других губерний и регионов. Замыкая страну с востока и защищая ее военные рубежи от натисков варварской азиатской равнины, а затем.

1 Владимир Даль. Толковый словарь великорусского языка. М., 1978. Т.1, С. 503 Барулин B.C. Социальная философия. М. 1993.4.1. С. 173. ассимилируя кочевые народности, русская военная миссия в Сибири явила собой классический пример мирного завоевания беспрецедентной по масштабу и этническому своеобразию территории. Благодаря особенностям русской государственной политики в Сибири в исторически кратчайшие сроки был сформирован мощный культурный организм, созидательные элементы которого возобладали над стихийными, «родовыми» составляющими. Справедливо провести аналогию с некоторыми странами Запада, где, например, в Северной Америке /США/, в результате внешнеполитических акций численность коренного населения /не говоря уже о сохранении его культуры/, достигла нижней критической отметки.

Сибирь же стала полноценной российской провинцией, сохранив и приумножив лучшие национальные традиции многочисленных составляющих народов, вошедших в состав империи. Высказывания таких ученых, как И. А. Ильин и И. Л. Солоневич, имеющие отношение к России в целом, на наш взгляд, вполне применимы к Сибири — «покоренная» Сибирь /как и другие освоенные русскими земли/, выступила в роли своего рода исторического гаранта физического сохранения этих народов. Как правильно заметил И. Л. Солоневич, в результате многовековой борьбы с дикими народностями, государства последних исчезли с арены истории1, Русское же государство окрепло, сделавшись из маленького княжества мировой империей. При этом Сибирь из места кочевых сборищ стала одним из центров государственности.

Исторический процесс укрепления и формирования национальной самостоятельности в лучших традициях христианской православной культуры, по мнению историка церкви Иоанна Ладожского /Сынчева/, одной из главных отправных точек имеет период царствования Ивана Грозного /1530−1584/, — как раз время начала присоединения Сибири к Русскому государству. Это «прирастание» мощного восточного региона к России и вселяло, по всей вероятности, оптимизм в известное выражение М.В.Ломоносова2.

Солоневич И. Л. Народная монархия. М., 1991. л.

Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. СПб, 1995. С. 131−172.

Уникальная историческая обстановка вызвала к жизни уникальные творческие силы, сформировала самобытное мировоззрение сибиряка, сложившееся в устойчивый тип. «Сибирский характер», «сибирское гостеприимство» — эти выражения давно стали неотъемлемыми характеристиками региона.

Первой крупной сибирской губернией стала Тобольская, самая густонаселенная и самая передовая в культурном отношении, Именно в данном регионе закладывались основы духовной жизни всей Сибири, формировался оригинальный исторический облик, Кроме того, перенесенная с первыми переселенцами культура русского населения оказалась во многом законсервированным «слепком», и возникла уникальная возможность для исторической научной оценки самобытной русской культуры,.

Интерес к историческому изучению данного региона наблюдается практически со времен Иоанна III, носившего, как известно, титул монарха Российского, Югорского. Здесь и отрывочные сведения о поселениях древних улусов ишимских, или «шибанских», /названы по имени Шибана, брата Батыева, единовластителя Средней Азии/. В дальнейшем, после исторического сражения дружины Ермака 21 октября 1581 г., ознаменовавшем окончательное господство России от каменного хребта до Оби и Тобола, — начинает формироваться основательный архив исторических материалов, заложивший основу планового сибирского делопроизводства, Так, например, Соборная Тобольская церковь уже поименно поминает 107 казаков, погибших в указанном сражении на берегах Иртыша1, «Краткая Сибирская летопись» и три географических атласа Сибирисамые древние из имеющихся документальных материалов. Указанные атласы были составлены С. Ремезовым /1642 — после 1720 гг./, и помимо подробных графических материалов содержали в себе солидные исторические, этнографические, экономические и археологические справки, собранные автором в ходе многочисленных поездок и полученные из расспросов.

1 Карамзин Н. М. История государства Российского. Ростов-на-Дону, 1994. Т. З, С. 491. памятливых старожилов, бывальцев в непроходимых местах и каменех безводных, на степех, морех, по различным землям"1. Фундамент для широкомасштабного научного изучения края в период второй половины XVII в., как считают российские ученые, был заложен трудами Гмелина, Миллера, Палласа, Фалька и др.2 Необходимость включения в историографию нашей темы первых оригинальных работ по истории Сибири определяется тем, что они имели (и имеют) не только научное значение, но и оказали значительное влияние на формирование всей духовной жизни в Сибири, а возможно и во всей России. В последующее время историография Сибири и, в частности, Тобольского края, в дальнейшем обозначившимся административными пределами Тобольской губернии, обогащалась работами многих авторов. Так, профессор Харьковского университета П. Н. Буцинский опубликовал в 1884 г. обширное исследование «Заселение Сибири и быт ее первых насельников», которое, по словам историка Д. Я. Резуна, «сыграло выдающуюся роль в развитии «городовой» проблемы дореволюционного сибиреведения.3.

Отдельные вопросы духовной жизни Сибири, и в частности, Тобольской губернии в период второй половины XIX в., содержатся в трудах историка, деятеля «областнического» движения Н. М. Ядринцева. К числу главных исследовательских его работ следует отнести книгу «Сибирь как колония"4. Н. М. Ядринцев подчеркивал в своих исследованиях особые, исключительные исторические условия Сибири, где, несмотря на «господство произвола, отсутствие законности, культурную отсталость и пр. », есть известная солидарность интересов всего населения5.

Исследования известного сибирского историка и общественного деятеля.

1 Надточий Ю. С. Тобольский музей-заповедник. Свердловск, 1988. С. 24.

Щапов А.П. Историко-географические заметки о Сибири. Известия Сибирского отделения РГО, СПб. 1873.

Города Сибири (эпоха феодализма и капитализма). — Новосибирск, 1978. С. 158. «Ядринцев Н. М. Сибирь как колония. СПб, 1882.

5 Ядринцев. Указ. соч. С. 295.

Г. Н. Потанина содержатся в изданиях такого рода, как, например, «Областническая тенденция в Сибири». — в книге «Сборник к 80-летию Г. Н.Потанина"1. Автор искал в своих наблюдениях идею областничества в «умах сибирского крестьянства"2.

Другой представитель областничества историк Головачев П. М. указывал на особое, исключительное место Сибири и подчеркивал «особые качества в нравственном и умственном укладе» сибиряков, обусловленные уединенной жизнью в условиях суровой природы, возможностью легкого обогащения, произволом местных властей и т. д. 3 Н. Н. Козьмин, также областник по убеждениям, автор книги «Очерки прошлого и настоящего Сибири"4, разделял мнение о самобытности Сибири и отрицал социальное расслоение крестьян5.

Историография по различным вопросам изучения жизни Сибири значительно пополнялась в период переселенческого движения, Так, A.A. Кауфман, чиновник министерства земледелия и госимущества, опубликовал ряд ценных работ, среди которых можно назвать следующие: «К вопросу о культурной роли переселенцев в Сибири и их отношение к сибирякам-старожилам"6. В последней публикации автор приходит к выводу, что в числе причин переселенческих движений следует назвать «известные бродячие наклонности, религиозные мотивы и в меньших случаях — малоземелье"7. О консерватизме сибиряков-старожилов сообщает другой автор — А. Исаев в своей работе «Как относятся в Сибири к переселенцам"8.

1 Сборник к 80-летию Г. Н. Потанина — Томск, 1915.

2 Указ. соч., с. 89.

3 Головачев П. М. Экономическая география Сибири. М., 1914; Он же. Сибирь. Природа. Люди. Жизнь. М., 1902. С.145−146.

4 Козьмин H.H. Очерки прошлого и настоящего Сибири. СПб, 1910.

5 Там же. С.230−236.

6 В книге Путь-дорога. СПб, 1893- Переселение и колонизация. СПБ, 1905.

7 Указ. соч. С.191−193.

8 Русская мысль, 1890, — кн. XII, Переселения в русском народном хозяйстве.

Выпущенный к 300-летию Дома Романовых 3-томник «Азиатская Россия"1 также содержит разнообразные сведения об особенностях духовно-культурной жизни изучаемого в данном диссертационном исследовании вопроса.

К числу печатных материалов по истории Сибири, и в частности, Тобольской губернии, опубликованных авторами — жителями Тобольской губернии, следует отнести такие работы, как «Историческое обозрение Сибири» П.А.Словцова2 и др.

В послереволюционное время печатные материалы по вопросам истории края планомерно пополнялись трудами различных авторов. Среди них можно назвать исследование Г. А. Гридасова «К характеристике колониального л прошлого Сибири», Шейфельд М. С. «Историография Сибири» /конец XIXнач. XX в./4 и др. К числу фундаментальных изданий, содержащих сведения по самым различным сторонам жизни Сибири, относится 5-томная энциклопедия «История Сибири». «История Сибири"6 содержит исчерпывающую историко-хронологическую и историографическую информацию за весь период жизни края — от древнейших времен до начала XX столетия.

Труды известных советских историков Н.Н.Покровского7, и C.B. Бахрушина8, хотя и посвящены изучению более раннего периода истории Сибири, однако содержат немало обобщающих сведений, имеющих свою.

СПб, 1891.-С. 15, 84−86.

1 Азиатская Россия в 3 томах. СПб, 1914.

2 Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. СПб, 1886.

3 Вопросы экономики и планирования. — Саратов, 1940.

4 Шейфельд М. С. Историография Сибири /конец XIX — нач. XX в./. Красноярск,.

1973.

6 Энциклопедия «История Сибири» в 5-ти томах. Ленинград, 1968.

7 Покровский H.H. Материалы по истории магических верований сибиряков XVI — XVIII в.в. — Новосибирск: НГУ, 1975,.

8 Бахрушин С.В.О народных движениях за Уралом в XIV — XVII в. в /см. Научные труды, т. III, 4.1−2/ M., 1959. актуальность и для более позднего времени.

К числу информативно емких «сибироведческих» работ следует отнести книгу JI.M. Горюшкина, H.A. Миненко «Историография Сибири дооктябрьского периода» /конец XVI-нач. XX в. Iх .В указанной работе содержится подробное описание историографических материалов по различным вопросам жизни Сибири и конкретно, Тобольской губернии, уделено внимание специфическим особенностям региона, отраженным на страницах различных публикаций. Вместе с тем в этой и других работах H.A. Миненко больше внимания уделено материальной культуре, и лишь отдельные аспекты духовной культуры крестьянства освещены достаточно подробно.

Полную и глубокую информацию о религиозной жизни губернии представляют труды тюменского историка А. В. Чернышова, осуществившего поиск и систематизацию печатных материалов по самым различным регионам страны за более чем столетний период времени. Указанные сведения заключены в трехтомник «Религия и церковь в Сибири». Данный каталог содержит разнообразные комментарии по разным вопросам религиозной сферы. Неоценимым для исторической сущности личности Григория Распутина является и личный архив А. В. Чернышова, который содержит более 600 наименований публикаций по «распутинской» теме.

Особая группа материалов, позволяющая выявить особенности духовной жизни Тобольской губернии в исследуемый период времени — это сборники научных статей и документальных материалов, тезисы научных конференций («Словцовские чтения» и др.), выходящие в свет усилиями научных сотрудников кафедр университетов и краеведческих музеев. Достаточно указать на такие публикации, как исследование Н. С. Половинкина «Западно-Сибирский регион в религиозном отношении и церковные преобразования в XVIXX в."2.

1 Горюшкин JI.M., Миненко H.A. Историография Сибири дооктябрьского периода/конец XVI-нач. XX в./. Новосибирск: Изд-во «Наука», Сиб. отд., 1984.

2 Религия и церковь в Сибири // Сборник научных статей и документальных материалов, Вып. 5, — Тюмень: «Рутра», 1995. С.3−39. и.

Кроме того в настоящей работе использованы материалы некоторых диссертационных исследований. Одна из них принадлежит тюменскому историку-краеведу E.H. Коноваловой и называется «Книгоиздание Тобольской губернии /вторая половина XIX — начало XX века/"1. В данной работе помимо подробного описания различных видов издательской деятельности приведен перечень 2570 различных книг и других публикаций, что является ценным вкладом в исследование особенностей духовно-культурной жизни региона.

Изучение всевозможных изданий, выходивших в разное время в Тобольской губернии (напр. памятные книжки, адрес-календари, отчеты обществ, ежегодники музея и т. п.) помогает выявить характерные тенденции духовной жизни региона, определить «вектор» культурной жизни.

В большинстве публикаций та составляющая в жизни Тобольской губернии, которую принято обозначать объединяющим понятием «духовность», — не всегда имеет четкую историческую детерминацию. Остается открытым вопрос — чем же все-таки отличается исторически сложившийся тип сибиряка от представителей других географических регионов? Что нового в отечественную культуру внесла Сибирь и, в частности, наиболее древняя ее областьТобольская губерния? Однако анализ печатных и рукописных материалов по указанному вопросу позволяет выявить определенную тенденцию ряда авторов: обособить «сибирскую тему».

Это в первую очередь касается таких авторов дореволюционного периода, как указанные выше П. Н. Головачев, H.H. Козьмин и Г. Н. Потанин. В послереволюционное время к их числу следует отнести уральского историка H.A. Миненко (чьи исследовательские работы охватывают не только период конца XIX — начало XX в., но и более раннее время) и др. работы, которые.

1 Коновалова E.H. Книгоиздание Тобольской губернии /вторая половина XIXначало XX века/ // Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. ТГУ, .1996.

2 Русская крестьянская семья в Западной Сибири /XVIIIпер. пол. XIX в./. -Новосибирск, 1989. позволяют наиболее полно выявить специфические особенности региона.

Вместе с тем большинство печатных материалов содержат или освещение значительного спектра разнообразных сторон жизни Сибири1 или, напротив, углубленное изучение какого-либо отдельно взятого вопроса2 При этом в большинстве случаев в обеих группах отсутствует важное для нашего исследования обстоятельство, как сравнительная характеристика изучаемых факторов сравнительно, скажем, к другим регионам России. Касательно вопросов духовно-культурного направления библиография крайне немногочисленна. Исключение составляют некоторые специализированные книги типа «Культура русского населения в Сибири XVI — XVIII в.» А. Н. Копылова.

Целью настоящей работы является восстановление исторического прошлого, по возможности более полное исследование особенностей духовной жизни губернии по принадлежности жителей к русской национальности. Надо сказать, что на протяжении значительного периода времени именно эта этническая группа населения оказывала доминирующее влияние на картину духовной жизни края. Именно русские были первыми покорителями Сибири, к концу XIX в. их доля в населении региона была подавляющей. Так, по данным Центрального Статистического Комитета Министерства внутренних дел России в 1870 г. имело место следующее процентное соотношение и абсолютное количество жителей губернии по признаку национальной принадлежности (Табл.1, стр. 13).

Диссертант в настоящей работе ставит задачи определение комплекса специфических исторических факторов, определивших своеобразие духовно-культурного облика Тобольской губернии, ее особую почти этнически.

1 Тобольская губерния. Статистический обзор по состоянию на 1869 г. СПб, 1871.

2 Маляревский Г. Экономические нужды Тобольской губернии. Тобольск, 1905.

3 Копылов А. Н. Культура русского населения в Сибири XVI — XVIII в. Новосибирск, 1968. обособленную «сибирскость» или «тобольскость». На примере развития образования, музыкальной культуры и религиозно-нравственной деятельности осуществляется попытка детерминировать главные региональные особенности духовной жизни. Применительно к некоторым известным личностям рассмотрены отдельные стороны воплощения указанной «тобольскости», что позволяет судить о масштабности духовных процессов исследуемого региона.

Таблица 1* муж. п. жен. п. об. кол. в% отоб. кол.

Великороссы и малороссы 436 339 454 766 891 105 91,7.

Поляки 5 090 2 178 7 268 0,7.

Татары 19 455 17 698 37 153 3,8.

Самоеды 2 573 2 132 4 705 0,5.

Остяки 11 527 10 627 22 154 2,3.

Вогулы 2 254 2 190 4 444 0,4.

Евреи 938 738 1 676 0,2.

Прочие 2 114 1 369 3 483 0,4.

ИТОГО 480 290 491 698 971 988.

Все источники как архивные, так и опубликованные, используемые в настоящем исследовании, можно разделить на несколько групп.

Первая группаэто законодательные и распорядительные акты высших центральных и местных органов управления, которые определяли общие условия развития той или иной области общественной жизни. В своей полноте и разнообразии эти документы отражают динамику социальноисторической жизни государства и преломление процессов духовно-культурного развития в рамках исследуемого региона в обозначенном периоде времени — от.

Тобольская губерния. Список населенных мест по сведениям 1868 — 1869 г. г. Издание статистического комитета Министерства Внутренних дел. СПб. 1871, с. 179./ относительно спокойного периода царствования императора Николая I — до момента наивысшего напряжения, повлекшего за собой смену социально-экономической формации. Документальные материалы регионального уровня при всей их относительной малочисленности помогают проследить основные доминанты происходящих движений, выявить специфику духовного облика разных слоев населения от представителей раскола и сектантства до уголовных элементов, проследить эффективность проведения соответствующих действий силами местных и центральных органов власти. Они также дают наглядное представление о степени «расцерковления», обмирщения приходской жизни и вместе с тем свидетельствуют о достаточной прочности института христианской веры. В этих документах, чаще всего опубликованных в официальных отделах епархиальных органов печати, имеются фрагментарные данные, позволяющие судить о степени духовности прихожан и священнослужителей, о внешних воздействиях, так или иначе ослабляющих религиозный вектор жителей описываемого региона.

Вторая группа источников — это делопроизводительная документация государственных и общественных организаций. Она очень разнообразна и отражает всевозможные отношения в обществе. Использование их сопряжено с определенными трудностями, т. к. часто нелегко проследить по документам, как возник тот или иной вопрос и чем он разрешился. Поэтому необходимо особенно тщательно прослеживать весь ход тех или иных событий и отношений, возникающих между субъектами исследования. Например, сведения, содержащиеся в фондах Государственного архива Тюменской области (Ф. 205 ГАТО и др.), свидетельствуют о том, что «Распутин» — это не прозвище, а родовая фамилия Григория Ефимовича Распутина, в уезде помимо предков тобольского крестьянина проживало достаточно много семей-однофамильцев. Остается открытым вопрос — где первопричина устойчивых суждений противоположного свойства, укоренившихся как в русле отечественной, так и зарубежной историографии (Н.Яковлев, Р. Масси и др.)? Также затруднительно прийти к окончательному выводу о принадлежности Г. Распутина к секте хлыстов (Ф. 612 ГАРФ) — как по причине неполноты содержащихся в архивах документов, так и по временной удаленности происходящих событий.

Третья группа источников — это статистические данные, которые собирались и выявлялись различными организациями, а также частными лицами. Эти материалы различаются по своим целям, методикой сбора сведений, способами обработки, а также соображениями политического характера. Вместе с тем они являются важной составной частью источниковой базы настоящего исследования. Например, подробный список населенных мест губернии за 1868 г., составленный Министерством внутренних дел, помимо детального географического описания всех населенных пунктов — от заимок, деревень, сел до городов включительно, с учетом численности разных слоев населения и разных этнических групп, содержит сведения о тех или иных видах правонарушений среди ссыльного элемента, удельный вес которого в среднем составлял до 8%. При этом из отчетов вытекает важный вывод о том, что в Тобольскую губернию преимущественно направлялся элемент, осужденный за незначительные преступления (в отличие, например, от восточных регионов Сибири).

Важно отметить, что за период второй половины XIX до начала XX века статистическая наука в губернии стала приобретать более углубленный характер, на страницах отчетов, обзоров появляется более широкий спектр изучаемых сторон духовно-культурной жизни губернии. Например, в отдельных изданиях «Ежегодника Тобольской губернии» публикуется подробный список преподавательского состава школ и училищ, подробно составлен отчет об успеваемости учащихся и т. п.

Четвертую группу источников составляют воспоминания, переписка частных лиц. Они носят чаще всего субъективный характер, их достоверность зависит от времени написания по отношению к конкретному событию и др. факторов. Например, книга воспоминаний митрополита Евлогия «Путь моей жизни» (М., 1994), при всей субъективности отношения автора к тем или иным персонажам происходящих на рубеже веков событий, содержит ценные наблюдения очевидца, причем человека, блестяще образованного как на ниве светских, так и религиозных дисциплин. В частности, заслуживают внимательного изучения отдельные стороны личности Г. Е. Распутина, подмеченные Евлогием на протяжении длительного периода личного общения.

Пятая группа — это периодическая печать, которая включает в себя статьи, заметки, сообщения, опубликованные самыми различными авторами в газетах и журналах. Кроме того, на страницах таких изданий, как «Тобольские епархиальные ведомости» в официальных отделах публиковались распоряжения, манифесты, указы, постановления центральных и местных органов власти, что придает указанным публикациям дополнительную ценность. Характерной чертой таких издательских центров, как Тобольское епархиальное Братство, где выходила большая часть периодики за исследуемый период, является смещение акцентов большинства публикаций в сторону политической полемики, догматических дискуссий, особенно после принятия Манифеста о веротерпимости 1905 г.

Пристального внимания заслуживают документы фондов Государственного Центрального музея музыкальной культуры им. Глинки в Москве (напр., Ф. 359 ГЦММК). Последний содержит 8482 единицы хранения и заключает в себе достоверные сведения о культурной жизни региона периода второй половины XIX — начала XX вв. Это переписка тюменских деятелей музыкального искусства (A.M. и A.A. Афромеевы и др.), подробные программы выступлений и концертов, каталоги исполняемых произведений, подробное описание музыкальных инструментов особой ценности, нотные образцы, фото и др. Указанные материалы, дополняя информацию, содержащуюся в опубликованных изданиях, позволяют составить более полную картину духовной жизни губернии и произвести сравнительный анализ по ряду отраслей культуры. Так, изучение материалов данного фонда указывает на преимущественное положение Тобольского региона в сравнении, например, с Екатеринбургом и Пермью по части интенсивности музыкально-издательской деятельности и наличия в исследуемый период времени контингента высококвалифицированных специалистов. Более того, материалы фонда свидетельствуют, что Уральский регион в достаточной степени пополнялся кадрами профессиональных музыкантов, уроженцев Тобольской губернии. Достоверность помещенных в фонде (Ф. 359) материалов подтверждается наличием положительных отзывов о них в ряде авторитетных зарубежных изданий (D. Prat, J. Zuth и др.).

В плане достоверности наиболее предпочтительными являются материалы по издательской деятельности различных типографий. Например, в тюменском издательстве «Сибирская лира» выходил в свет сводный каталог выпускаемых изданий. Полнота и точность содержащейся информации подтверждена идентичностью с коллекциями, содержащимися, например, в фондах музея Тюменского училища искусств (Ф. 852 ТУИ). К сожалению, указанные источники не всегда отражают количественную сторону типографской деятельности, что затрудняет оценку распространения тех или иных изданий. Вместе с тем, публикуемые на страницах отдельных выпусков (например, журнала «Аккорд») перечни подписчиков с указанием адреса, позволяют косвенно судить о масштабе культурной жизни дореволюционной России и месте в ней Тобольской губернии. Менее информативноемкими являются справочные издания, освещающие выпуск художественной и специально-научной литературы.

Существенное значение для характеристики личности тобольского крестьянина Григория Распутина имеют материалы архивов Российской Федерации (ГАРФ), Государственного архива Тюменской области (ГATO) и его филиала в Тобольске (ТФ ГАТО). Они дают возможность построить концепцию личности Г. Распутина, отличную от той, которая уже при жизни крестьянина сформировалась под влиянием муссирования в печати непроверенных, а зачастую умышленно ложных фактов. Так, например, материалы Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (Ф. 1467 ГАРФ) содержат документы проверок деятельности Распутина во время его пребывания в Петербурге и опровергают выдвинутые обвинения в кражах, распутстве и т. п.

Вместе с тем отдельные факты, зафиксированные в архивах, подтверждаются рядом публикаций различных авторов. Это, например, касается ралигиозно-самостийной стороны биографии Распутина и некоторых других моментов.

Обращение к фондовым материалам Государственного архива Свердловской области вызвано необходимостью более подробно изучить отдельные стороны раскола в недрах Православной церкви. Как известно, роль раскольнического центра в описываемый период времени принадлежала некоторым религиозным общинам Екатеринбургской епархии, в то время как Тобольская в ряде случаев являлась «дочерней» провинцией в этом движении. Исследование материалов фондов Екатеринбургской духовной консистории (Ф.6. ГАСО) позволяют полнее выявить масштабы религиозной борьбы и роль в ней Тобольской губернии. Характерно, что многие позиции догматического «противостояния» синодальной церкви и старообрядства совпадают в Тобольской и Екатеринбургской версиях, что лишний раз подтверждается архивными документами фондов ГАСО и рукописным автобиографическим собранием (1,5 тыс. стр.), принадлежащем уроженцу Тобольской губернии Ф. С. Баннову и ныне хранящимся в библиотеке Тюменского государственного университета (Ф 28 705). Следует заметить, что указанные материалы впервые вводятся в научный оборот.

В целом, используемые в работе источники, несмотря на определенную неполноту содержащихся в них сведений по тем или иным вопросам духовной жизни губернии, находясь в совокупности, являются достаточно полной базой для решения поставленных в настоящем исследовании задач.

Большую пользу в исследовании нашей темы принесли художественные произведения авторов, которые работали на материалах исследуемого периода времени. Обобщая художественно различные стороны жизни общества, они так или иначе описали многие характерные детали быта, наклонностей, взгляды на те или иные явления сибиряков. При всем стремлении к обобщению, при всей субъективности эти авторы смогли подметить наиболее характерные черты описываемых характеров жителей региона.

Актуальность научного исследования жизни Тобольской губернии именно периода второй половины XIXначала XX в. обусловлена в первую очередь тем, что к указанному времени особенно ярко зазвучал исторический голос сибиряка. Не будет преувеличением сказать, что дальнейшая судьба Российского государства решалась не в меньшей степени на просторах Сибири, в частности, бывшей Тобольской губернии, чем в кабинетах столичных министров. Для исторической науки представляет особый интерес, вопрос — почему в исторически переломный момент к рулю управления гигантской империи мог быть приближен человек, духовный тип которого сложился именно в Тобольской губернии? Не являясь исчерпывающим примером, так сказать «тобольскости» в культурно-историческом понимании этого слова, Григорий Распутин, вместе с тем, очевидно, унаследовал в своем облике те черты, которые в значительной степени присутствуют в характере коренного сибиряка и сегодня. Изучение сегодняшней разновидности «тобольскости» поможет ученым-социологам и историкам успешней решать задачи возрастающей трудности. Сибирь дала ряд государственных деятелей, представителей науки и культуры в разных областях, поэтому изучение духовности Тобольской губернии позволит глубже понять многие явления в жизни России. Важную задачу настоящей работы составляет исследование исторического феномена Г. Распутина во взаимосвязи самобытных черт сибиряка-жителя Тобольской губернии и исторической роли Распутина в судьбе России.

Методология настоящего исследования основывается, главным образом, на историко-сравнительном, компаративном методе, на герменевтическом анализе исторических документов — с учетом характера личностей, составителей этих документов. Кроме того, применение библиографического метода позволило адекватно выявить степень изученности вопроса в исторической науке и историческую онтологию духовно-культурных особенностей региона.

Учитывая почти полное «воцерковление» жителей Тобольской губернии в период второй половины XIX — начала XX в. /даже при всех разнообразных колебаниях религиозного вектора в различных слоях общества/, в данной работе будет акцентироваться внимание на особенностях именно религиозного облика, наряду с этим анализируются культурные особенности региона, специфика поведенческого облика жителей и др. составляющие духовной жизни.

Хронологические рамки данного исследования охватывают, главным образом, период второй половины XIX — начала XX в., однако для более полного воссоздания картин духовной жизни края в их исторической перспективе автор счел необходимым применить генетический подходосуществить отдельные временные экскурсы в «обе стороны» от изучаемого периода, с тем, чтобы более наглядно выявить главные закономерности того или иного явления.

Территориальные рамки исследования соответствуют границам Тобольской губернии конца XVIIIначала XX в., которая включала в себя современную территорию Тюменской, часть Омской, часть Свердловской и часть Курганской областей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение особенностей духовной жизни Тобольской губернии в период второй половины XIXначала XX века приводит к выводу о наличии существенных качественных сдвигах, изменивших внутренний и внешний облик как самой губернии, так и России в целом. Вместе с тем в русле исторической науки до сих пор сильны тенденции к абсолютизации крайних суждений и выводов. Русский ученый A.C. Хомяков в своей работе «О старом и новом» писал: «.что же думать нам о старой Руси? Два воззрения, совершенно противоположные, одинаково оправдываются и одинаково опровергаются фактами неоспоримыми, и никакая система, никакое искусственное воссоздание древности не соответствует памятникам и не объясняет в полноте их всестороннего смысла.» 1.

К таким крайним суждениям относятся представления о невысоких культурных качествах сибиряков. Однако авторы таких представлений отличались развитыми саркастическими наклонностями. Так, по мнению Н. М. Ядринцева, юмористические и сатирические наклонности были общей чертой сибирских писателей. .Афанасий Прокопьевич Щапов /по словам самого Ядринцева «много кутивший» / отмечал черту насмешливости у самих жителей-сибиряков. Николай Семенович Щукин /1836−1870/ был большим насмешником в частной жизни. Насмешливость всегда проявлялась в произведениях Г. З. Елисеева, Н. И. Наумовапоследний слыл «зоилом даже в гимназии, был.

— у впоследствии одним из юмористов «Искры». Сам же Ядринцев начал свое литературное поприще произведениями юмористического плана и впоследствии любил памфлетный род литературной деятельности. Если прибавить к этому двух сибирских художников-карикатуристов — М. С. Знаменского /1833−1892/ и.

1 Хомяков A.C. Собрание сочинений в двух томах. — М., 1994. — С. 458−459.

2 Ядринцев Н. М. Сибирские литературные воспоминания: Литературное наследство Сибири. — Новосибирск, 1979. — Т.4, С. 309.

И.А. Колганова /1846−1882/, то можно увидеть, какая доля сатирических произведений располагалась в малом кругу сибирских писателей и художников.

Есть и другие крайние суждения о духовном облике сибиряков. Так, Михаил Михайлович Сперанский /1772−1839/, русский государственный деятель, ближайший советник Александра I, с 1819 по 1821 г., состоявший генерал-губернатором Сибири, а в 1826 г. бывший членом Верховного суда по делу декабристов, с явной симпатией отзывался о простодушии и бескорыстии сибиряков — известно его выражение, ставшее знаменитым: «Сибирь — это страна дон-кихотов!» .

Александр Иванович Герцен /1812−1870/, философ и писатель, также находившийся продолжительное время в Сибири /1835−1842/, запечатлел свои наблюдения о характере сибирской жизни следующим образом: «.сибирское племя рослое и умное, чрезвычайно положительное. Дети поселыциков, сибиряки, вовсе не знают помещичьей власти. Дворянства в Сибири нет, а с тем вместе нет и аристократов в городахчиновник и офицер, представители власти, скорее похожи на неприятельский гарнизон, поставленный победителем, чем на аристократию. Огромные расстояния спасают крестьян от частого сношения с нимиденьги спасают купцов, которые в Сибири презирают чиновников, наружно уступая им, принимают их за то, что они есть: за своих приказчиков по гражданским делам. Привычка к оружию, необходимая для сибиряка, повсеместна, привычка к опасностям, к расторопности, сделали сибирского крестьянина более воинственным, находчивым, готовым на отпор более, чем великорусского. Даль церквей оставила его ум свободнее от изуверства, чем в России, он холоден к религии, большей частью раскольник. Есть дальние деревеньки, куда поп ездит раза три в год и гуртом накрещивает, хоронит, женит и исповедует за все время» 1.

При всем разнообразии суждений о жизни Сибири и, в частности, Тобольской губернии, можно выделить две основные группы, одна из которых.

1 Герцен А. И. Былое и думы. — Минск, 1974. — С. 234−235. содержит высказывания в преимущественно превосходной степени, другая — от настороженного отношения к критическому. Однако общим для двух указанных позиций является то, что сибирский вопрос стоит особняком в русле исторической науки, а Сибирь и в частности, наиболее древняя ее область, Тобольская губерния, во всех отношениях более специфичнее, чем любая другая губерния России.

Изучение духовной жизни Тобольской губернии именно в период второй половины XIX — начала XX века позволяет особо отчетливо выявить наиболее характерные отличительные закономерности и обрисовать основные штрихи внутреннего облика тоболяка. Обобщая материалы и исследования различных авторов, занимающихся проблемой «тобольскости», можно оформить следующий портрет жителя Тобольской губернии указанного периода времени: он трудолюбив, но в меру альтруист, не любит неправды, всепрощением к людям не отличаетсянемногословен, к людям более насторожен, чем доверчивне любит над собой чьей-либо опеки — от начальствующих до духовниковруководствуется в религиозной жизни тезисом более «сам не оплошай», чем «на Бога надейся» — при всей своей «казачьей» самостийности имеет более государственный, чем местнический, «областнический» характердеятелен и чрезвычайно предприимчив, что называется, «горы свернет» — в общении не отличается лоском, блеском, особой изысканностью выраженийв быту аккуратен, опрятен, любит чистотуболее терпим к людям другой веры и национальности.

В силу особых причин духовенство Тобольской губернии решало на протяжении своей многовековой истории задачи особого уровня сложности. Именно во многом благодаря активности сибирской православной миссии удалось сохранить тот потенциал духовности, который позволил занять провинции достойное место в ряду других губерний христианской империи, служить оплотом и опорой государственности.

Уровень личностного развития сибиряка, в частности, жителя Тобольской губернии, рассматривается на фоне развитой социально-культурной них. В области искусства были развитыми преподавательская музыкально-художественная деятельность /Афромеев, Сырцов, Знаменские и др./, творческая деятельность в клубах /напр., клуб приказчиков в Тюмени/, существовали театры в Тобольске, Тюмени и т. д.

Достаточно плодородная почва для интеллектуальной и культурной деятельности региона вызвала активность целого рода творческих личностей разного уровня и направления.

Губерния дала миру Д. Менделеева, П. Ершова, В. Перова и др. известнейших личностей. Художники И. Колганов, М. Знаменский и др. хотя и не обладают известностью российского масштаба, однако уровень их профессионального мастерства достаточно высок. На ниве духовной жизни губерния стала известна благодаря плодотворной деятельности таких людей, как Филофей Лещинский, Иоанн Тобольский, епископы Варнава, Гермоген и др., Бирюков, Скосырев, Абрамов, Сулоцкий, Чукмалдин пополнили своими трудами сокровищницу российской исторической и краеведческой литературы. Трудами бескорыстных ученых Словцова, Городкова, Скалозубова, Дунина-Горкавича, Тройницкого, Костюриной и др. создан огромный архив региональной науки. Музыканты Афромеевы /семья/, Сырцов, Енбаев, Ларионов, Маркуссе, Карпов и др. своей творческой деятельностью выдвинули культуру региона на одно из престижных мест в России.

Многие из перечисленных имен мало известны и впервые появились в диссертации как самобытные представители духовной культуры Тобольской губернии. Научной новизной диссертации является также освещение исторической личности Григория Распутина, как характерного представителя духовной культуры региона. Тем самым поколеблен миф о Распутине, как личности абсолютно одиозной. На самом деле Распутин сочетал в себе два главных качества, в конце концов противоборство которых и послужило основание для трагедии как личностной, так и социально-политической. Будучи человеком глубоко порядочным, искренне болевшим за судьбу государства, он не смог стать на высоту поставленных задач именно в силу своей тобольскости", самостийности, наличия огромного желания идти своим путем, дорогой «второго Христа».

По этой причине неосознанно, интуитивно недоверие к тобольскому старцу и его святости испытывали многие пишущие о Распутине, люди самых разных степеней литературной одаренности. Например, в очерке популярной русской писательницы Надежды Александровны Лохвицкой (Тэффи) (1872−1952), представительницы артистической богемы, нередко занимавшей антиправительственную позицию, дана следующая краткая характеристика этой непростой исторической фигуре — «Распутин был и яркой личностью, и ничтожеством одновременно."1.

Научный анализ имеющихся исторических материалов о Григории Распутине выявил противоречивость в самом наличии оценок этой личности. Имеются две структуры оценок — нравственно-личностная и статусная. Последняя включает в себя религиозный и политический критерии. Внутри каждой из данных групп имеют место противоречия — стремления к абсолютизации либо с положительным, либо с отрицательным векторами оценок. В группе религиозных характеристик наличествуют два противоположных суждения — либо тобольский «старец» — еретик, либо — святой. Оценка политического статуса также двойственны — либо Распутин укреплял монархию, либо разрушал, стимулируя развивающиеся процессы. Эта противоречивость оценок в настоящем диссертационном исследовании выявлена не только как результат субъективности авторов, пишущих на «распутинскую» тему, но и как имеющая объективные основания в особенностях сибирского духовного характера, который сформировался исторически на протяжении длительного времени.

Хотя Г. Распутин и жил впоследствии в Петербурге, но его духовной родиной все-таки была Тобольская губерния.

1 Тэффи. Смешное в печальном. — М., 1992. — С. 13.

Хотя Г. Распутин и жил впоследствии в Петербурге, но его духовной родиной все-таки была Тобольская губерния.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Труды теоретико-методологического характера
  2. B.C. Социальная философия. 4.1 М.: Изд-во МГУ, 1993. 366 с.
  3. Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. 211 с.
  4. История Русской Церкви. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Т. 8/2, 9. 1996.
  5. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Т. 1−5, Л., 1968−1969.
  6. Н.М. История государства Российского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. Т.З.
  7. Н.М. История государства Российского. М.: изд. И. Н. Кушнерев и К, 1903. T. IX, 225 с.
  8. Н.М. Предания веков. М.: Правда, 1987. 655 с.
  9. Документы и материалы государственных, общественных и религиозных организаций
  10. Воззвание перед сбором пожертвований в день Вербного Воскресения на увековечивание памяти Епископа Гермогена. // Тобольские Епархиальные ведомости, 1919, № 7. С. 113.
  11. Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1884−1900 гг. СПб: Синодал. тип. 1901.
  12. Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1901 -1914 гг. СПб: Синодал. тип. 1915.
  13. Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1915 -1916 гг. Петроград: Синодал. тип. 1916.
  14. Всеподданнейший отчет генерал-губернатора Западной Сибири за 1880−1881 годы. Тобольск., [1882]. 100 с.
  15. Деятельность Тобольского епархиального православно-церковного братства св. великомученика Димитрия Солунского за 1893/4 год. Тобольск: Тип. Тобол.епарх. братства, 1894. 38 с.
  16. Деятельность Тобольского епархиального православно-церковного братства св. великомученика Димитрия Солунского за 1894/5 год. Тобольск: Тип. Тобол, епарх. братства, 1895. 45 с.
  17. Деятельность Тобольского епархиального православно-церковного братства св. великомученика Димитрия Солунского за 1895/6 год. Тобольск: Тип. Тобол, епарх. братства, 1896. 34 с.
  18. Деятельность Тобольского епархиального православно-церковного братства св. великомученика Димитрия Солунского за 1896/7 год. Тобольск: Тип. Тобол, епарх. братства, 1898. 36 с.
  19. Отчет о деятельности тобольского епархиального церковного Братства св. великомученика Димитрия Солунского 1907/08 гг. //Тобол, епарх. ведомости. -1909. № 3. С. 1−29.
Заполнить форму текущей работой