Государственная политика и практика школьного исторического образования в России в 1930-х — начале 1950-х годов
Диссертация
В 1930;х — начале 1950;х гг. кадры школьных учителей истории и I преподавателей общественных дисциплин вузов не раз подвергались «чисткам». Особенно на их состояние повлиял так называемый «большой террор», когда часть преподавателей, учителей, заподозренных в симпатиях к разгромленным партийным группировкам, имевших «неправильное» социальное происхождение, были оклеветаны и репрессированы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Становление и развитиестемывеого школьного оричого образования в 1930-х- начале 1950-х гг
- 1. 1. Реализация овных направлений гдавенной политики в практике оричого образования в центре и на мах в 1930-е гг
- 1. 2. Эволюция образовательной политики вере оричого образования в годы Великой Отечвенной войны (1941−1945)
- 1. 3. Развитие школьного исторического образования в послевоенные годы
- 1946−1953)
- Глава 2. Гдавенные приоритеты в подготовке и повышении квалификациивеих учителих кадров по ории
- 2. 1. Сема подготовки педагогичих кадров по ории в вузах Нижнего Поволжья
- 2. 2. Реализация гдавенных приоритетов по развитию оричого образования встеме повышения квалификации учителей ории в Нижневолом регионе
- 2. 3. Проблемы жизни и быта учителей Нижнего Поволжья
- Глава 3. оричое образование встеме коммуничого витания учаще молодежи Нижнего Поволжья
- 3. 1. Содержание и овные черты идейно-политичого витания школьников
- 3. 2. Норма и девиация встеме витания «нового человека»
Список литературы
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
- Ф. А-259. Совет народных комиссаров РСФСР (Совет министров РСФСР) I
- Ф. А-374. Центральное статистическое управление при Совете министров РСФСР
- Ф. А-598. Центральный институт повышения квалификации руководящих работников народного образования (ЦИГЖРРНО)
- Ф. А-2306. Народный комиссариат просвещения РСФСР (Министерство просвещения РСФСР)
- Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)
- Ф. 12. Крупская (Ульянова) Надежда Константиновна
- Ф. 17. Центральный комитет КПСС (ЦК КПСС)
- Ф. 77. Жданов Андрей Александрович
- Ф. 558. — Сталин (наст. Джугашвили) Иосиф Виссарионович
- Государственный архив Астраханской области (ГААО)
- Ф. 983. Средняя школа № 10 им. В.И. Ленина
- Ф. 1910. Отдел народного образования Астраханского облисполкома
- Ф. 1913. Средняя школа № 38 им. Ф.Э. Дзержинского
- Ф. 2150. Отдел народного образования Астраханского горисполкома
- Ф. 2265. Отдел народного образования Астраханского окружного исполкома Совета депутатов.
- Ф. 2364. Астраханский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова
- Ф. 2395. Средняя школа № 46 им. М.И. Калинина
- Ф. 3262. Астраханский областной институт усовершенствования учителей
- Государственный архив современной документации Астраханской области (ГАСДАО)
- Ф. 6. Астраханский окружком ВКП (б)
- Ф. 9. Астраханский горком ВКП (б) (КПСС)
- Ф. 325. Астраханский обком КПСС
- Ф. 735. Астраханский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова
- Государственный архив Волгоградской области (ГАВО)
- Ф. Р-3423. Отдел народного образования исполнительного комитета Волгоградского областного Совета народных депутатов
- Ф. Р-5002. Отдел образования администрации города Волгограда
- Ф. Р-6025. Волгоградский областной Институт усовершенствования учителей Управления народным образованием Администрации Волгоградской области
- Ф. Р-6056. Волгоградский государственный педагогический институт им. А. С. Серафимовича Министерства Просвещения
- Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ПДНИВО)
- Ф. 71. Волгоградский горком КП РСФСР
- Ф. 113. Волгоградский (Сталинградский) областной комитет (обком) КПРФ
- Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО)
- Бубнов А.С. Статьи и речи о народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 416 с.
- Восемнадцатый (XVIII) съезд ВКП (б). 10−21 марта 1939 года. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1939.- 732 с.
- Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций / под ред. Е. И. Войленко. — М.: Высшая школа, 1965. — Ч. 1.-431 с.
- Директивы ВКП (б) и Постановления Советского Правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917−1947 гг. / сост. Н. И. Болдырев. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — Вып. II. — 304 с.
- История ВКП (б). Краткий курс. М.: Госполитиздат, 1938. — 351 с.
- Кадры просвещения. По материалам переписи работников просвещения в 1933 г. / под общей редакцией Н. Н. Евреинова. М.: Профиздат, 1936. — 222 с.
- Культурное строительство в Волгоградской области, 1941−1980 гг.: Сборник документов и материалов. Волгоград: Нижне — Волжское кн. изд-во, 1981.-Т. 2.-384 с.
- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917−1973 гг. М.: Педагогика, 1974. — 559 с.
- Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции / сост. A.M. Данев. М.: Учпедгиз, 1948. — 483 с.
- О задачах школы в 1946—1947 учебном году. Доклад А. Г. Калашникова на Всероссийском совещании по народному образованию 5−9 августа // Советская педагогика. 1946. — № 10−11. — С. 9−27.
- О преподавании гражданской истории в школах СССР (Постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП (б)) // Историк-марксист. 1934. — Т. 3. — С. 83−84.
- О школе и учителе: Сборник руководящих материалов / сост. А. С. Емельянов. Сталинград: Обл. кн. изд-во, 1938. — 159 с.
- О школе. Постановления партии, правительства и руководящие материалы Народного комиссариата просвещения. Симферополь: НКП Крым. АССР, ИУУ, 1941.-76 с.
- Постановления партии и правительства о школе. Сборник постановлений ЦК ВКП (б) и СНК СССР и РСФСР за 1931−1939 гг. М.: Учпедгиз, 1939. — 104 с.
- Потемкин В.П. Статьи и речи по вопросам народного образования. -M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 303 с.
- Сборник постановлений ЦК ВКП (б) и правительства Союза ССР о просвещении. — М.: Институт усовершенствования педагогов и руководящих работников комсельхозшкол, 1938. 145 с.
- Сборник руководящих материалов о школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. — 308 с.
- Учебники и учебные программы:
- История древнего мира. Учебник для 5−6 классов средней школы / под ред. проф. А. В. Мишулина. 3-е изд. — М.: Учпедгиз, 1943. — 216 с.
- История СССР. Краткий курс. Учебник для 3 и 4 классов / под ред. проф. А. В. Шестакова. М.: Учпедгиз, 1938. — 221 с.
- История СССР. Учебник для 8 и 9 классов средней школы / под ред. проф. А. М. Панкратовой. М.: Учпедгиз, 1940. -Ч. I, II. — 224 е., 272 с. I
- История СССР. Учебник для 10 класса средней школы / под ред. проф. A.M. Панкратовой. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1941. — Ч. III. — 367 с.
- Новая история. Уч’ебник для 8 класса средней школы / под ред. проф. А. В. Ефимова. М.: Учпедгиз, 1940. — Ч. I (1789−1870). — 247 с.
- Программы начальной школы. История СССР (Элементарный курс). -М.:НКП, 1943.-С. 51−54.
- Программы начальной школы. История СССР (Элементарный курс). М.: НКП, 1945.-С. 35−38.
- Программы начальной школы. История СССР (Элементарный курс). -М.:НКП, 1948.- С. 36−39.
- Программы средней школы. История СССР. Новая история. VIII-X классы. М.: НКП, 1942. — 59 с. f
- Программы средней школы. История СССР. Новая история. М.:1. Учпедгиз, 1948.- 56 с.
- Авторефераты диссертаций и диссертации:
- Аллабердина Г. И. Становление и развитие школьного исторического образования в СССР и РФ : дис. канд. ист. наук. Уфа, 2003. — 254 с.
- Анайкина А.И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР, 1922−1991 гг.: дис.. д-ра ист. наук. М., 2001. — 326 с.
- Антимонов М.Ю. Жизненный мир старшеклассника 1937−1941: На материалах Тамбовской области: дис.. канд. ист. наук. Тамбов, 2006. -204 с.
- Булыгина Т.А. Общественные науки в СССР в середине пятидесяIтых первой половине восьмидесятых годов : дис.. д-ра ист. наук. — Ставрополь, 2001.-486 с.
- Гречухин П.Б. Власть и формирование исторического сознания советского общества в 1934—1941 гг..: дис.. канд. ист. наук. Саратов, 1997. -202 с.
- Гришаев О.В. Партийно-правительственная политика в области исторического образования середины- второй половины 1930-х гг. и ее влияние на науку отечественной истории в ССОР в предвоенные годы: дис.. канд. ист. наук. Воронеж, 2000. — 199 с.
- Дорошева О.А. Школьное историческое образование на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны: 1941−1945 гг.: дис.. канд. ист. наук. Оренбург, 2003. — 222 с.
- Еисса Е.А. Развитие содержания гуманитарного образования в советской общеобразовательной школе (1945−1990 гг.): автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1991. 19 с.
- Епифанова Ш. П. Становление и развитие школьного гуманитарногоiобразования в Советской России: 1917−1939 гг.: дис.канд. ист. наук. М., 2006.-215 с.
- Житкова С.А. Государственная политика в сфере народного образования и ее реализация в Российской Федерации в 1928—1941 гг.: на материалах Нижнего Поволжья: автореф. дис.. канд. ист. наук. — Астрахань, 2007. -23 с.
- Зенкова Л.В. Деятельность Коммунистической партии по охране иIвоспитанию детей в годы Великой Отечественной войны (на материалах партийных организаций Нижнего Поволжья): дис.. канд. ист. наук. — М., 1984. -235 с.
- Иванов H.JT. Развитие школьного образования в Калмыцкой АССР (1917−1965): автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1966. -22 с.
- Иванчина А.Г. Партийно-государственная кадровая политика в области педагогического образования в РФ. 1928−1941 годы: дис.. канд. ист. наук.-М., 1992.- 195 с.
- Катков А.П. Политический контроль в советском обществе в 20−30-е гг.: дис.. канд. ист. наук. Саратов, 2000. — 269 с.
- Китляева С.В. Реформы национальной письменности и их влияние на развитие народного образования в Калмыкии: 1917−1941 гг.: автореф. дис.. канд. ист. наук. — Пятигорск, 2008. -23 с.
- Колосков А.Г. Становление и совершенствование школьного исторического образования в СССР : автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 1984. — 35 с. I
- Костюченко И.Ю. Исторический опыт разработки и реализации государственной политики СССР и РФ в сфере народного образования во второй половине XX века : дис.. д-ра ист. наук. М., 2004. — 411 с.
- Кульгускина JI.B. Государство и молодое поколение в конце 1920-х-1930-е годы: опыт создания новой ментальности: автореф. дис.. канд. ист. наук. Барнаул, 2005. — 21 с.
- Митрохин В.А. Интернациональное воспитание молодежи. 19 361 941 гг. (на материалах комсомольских организаций Нижнего Поволжья): автореф. дис.. канд. ист. наук. Саратов, 1990. — 22 с.
- Поздняков А.Н. Государство и общество в реформировании российского школьного образования: Исторический опыт взаимоотношений в конце XIX начале XXI вв.: дис.. д-ра ист. наук. — Саратов, 2005. — 537 с.
- Прищепа А.И. Инакомыслие на Урале (середина 1940-х — середина 1980-х гг.): дис.. д-ра ист. наук. Сургут, 1999. -469 с-
- Родионова И.Н. Механизмы формирования патриотического сознания населения в 1930-е гг.: На материалах РСФСР: автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 2004. — 20 с.
- Савельева Е.В. Народное образование Нижнего Поволжья в X-XI пятилетках: (на материалах партийных, советских и общественных органов Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей): автореф. дис.. канд. ист. наук. -М., 1990. — 17 с.
- Сагирова Ф.М. Коммунистическая партия — организатор подготовки педагогических кадров в годы второй пятилетки. (По материалам РСФСР): автореф. дис.. канд. ист. наук. -М., 1971. 19 с.
- Сысоев М.И. Деятельность Коммунистической партии по подготовке учительских кадров в годы четвертой пятилетки (1946−1950 гг.) на материалах Российской Федерации: автореф. дис.. канд. ист. наук. — JL, 1968. — 17 с.
- Татаринов О.В. Молодежь и юношеское движение: из опыта советской политической системы. 1917−1941 гг.: автореф. дис.. д-ра ист. наук. -М., 2002. 43 с.
- Терехов А.Н. Становление и развитие высшего исторического образования на Южном Урале: 1934−1993 гг.: дис.. канд. ист. наук. — Челябинск, 2003. — 222 с.
- Тимофеева Е.Г. Государственная политика в сфере обществоведческого образования молодежи в 50−90-е гг. XX в.: автореф. дис.. д-ра ист. наук. -М., 2004.-32 с.
- Топчиева В.И. Эволюция и развитие школьного исторического образования в России (конец XVIII — XX вв.): дис. !. канд. ист. наук. Краснодар, 2004.- 220 с.
- Ушмаева К.А. Развитие высшего исторического образования на Северном Кавказе с 1945 по 2000 гг. (По материалам Дона, Кубани, Ставрополья): автореф. дис.. канд. ист. наук. Ставрополь, 2004. — 22 с.
- Фомин С.Г. Партийное руководство преподаванием общественных наук в вузах (в 1920−30-е годы): автореф. дис.. канд. ист. наук. — М., 1986. -29 с.1
- Черепнина Б.И. Деятельность Коммунистической партии в области подготовки научно-педагогических кадров по общественным наукам в СССР за 1918−1962 годы. (На материалах высшей школы): автореф. дис.. канд. ист. наук. -М., 1965, — 19 с.
- Черник С.А. Политическое воспитание учащихся советской школы в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг.: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
- Чижов Л.А. Деятельность Коммунистической партии по совершенствованию преподавания общественно-политических дисциплин в средней школе в условиях социалистического строительства (1927−1937): дис.. канд. ист. наук. -М., 1980. 200 с.
- Шарикова Т.В. Руководство партийных организаций Нижнего Поволжья народным образованием в послевоенный период (1946−1955 гг.): автореф. дис.. канд. ист. наук. — Саратов, 1979. — 23 с.
- Шестаков А.В. Становление школьного исторического образования в первые годы Советской власти (1917−1923): автореф. дис.. канд. ист. наук.-М., 1968.-21 с.
- Авдиев В. Преподавание всеобщей истории в средней школе в дни отечественной войны против германского фашизма // Исторический журнал. 1942. -№ 3−4. -С. 122−129.
- Аксенов Ю.С. Послевоенный сталинизм: удар по интеллигенции // Кентавр. 1990. — Октябрь-декабрь. — С. 80−89.
- Алексеев Е.П. Коммунистическая партия — организатор подготовки научных кадров в годы Великой Отечественной войны, 1941−1945 гг. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. — 143 с.
- Артизов А.Н. В угоду взглядам вождя // Кентавр. 1990. — Октябрь-декабрь. — С. 125−135.
- Астраханскому государственному педагогическому университету -70 лет. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2002. — 436 с.
- Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917−1927 гг.: Становление «нового человека». — СПб: Дм. Буланин, 2003. — 236 с.
- Барсенков А.С. Советская историческая наука в послевоенные годы (1945−1955). М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. — 141 с.
- Боголюбов Л.Н. О коммунистическом воспитании в процессе преподавания истории // Вопросы истории. 1959. — № 7. — С. 37−48.
- Большая победа на историческом фронте // Исторический журнал. -1937.-№ 8.- С. 6−12.
- Бурдей Г. Д. Историк и война. 1941−1945. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. — 264 с.
- Бутягин А.С., Салтанов Ю. А. Университетское образование в СССР. М.: Изд-во Московского ун-та, 1957. — 296 с.
- Бущик Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-540 с.
- Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны. 1941−1945. Исторический очерк. Саратов: Изд-во СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 1976. — 304 с.
- Веселов М.О. Учебные планы начальной и средней школы (сравнительный анализ). М.: Учпедгиз, 1939. — 79 с.
- Власов В.А. Школа и общество. Поиски путей обновления образования. Вторая половина XIX — первая треть XX в. Пенза: Изд-во ИПК и ПРО, 1998.- 196 с.
- Волгоградский государственный педагогический университет (1931−2006 гг.): Краткая история. Волгоград: Перемена, 2006. — 190 с.
- Воспитание детей в условиях войны // Правда. 1942. — 24 марта.
- Воспитание советского патриотизма// Советская педагогика. 1941. -№ 10.-С. 3−9.
- Высшая школа СССР за 50 лет / под ред. проф. В. П. Елютина. М.:I
- Высшая школа, 1967. 272 с.
- Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека. М.: МИК, 1994. — 336 с.
- Гиттис И.В. Начальное обучение истории. Очерки по методике преподавания истории. Л.: Учпедгиз, 1940. — 244 с.
- Глезерман Г. Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. — 254 с.
- Дайч З.Г. Школьная политика в СССР: уроки партийно-государственного руководства- перспективы развития / под ред. JI.B. Крив-цуна. М.: Прометей, 1991. — 123 с.
- Дейнеко И.М. 40 лет народного образования в СССР. М.: Учпедгиз, 1957. — 276 с.
- Дербов JI.A. Историческая наука в Саратовском университете. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. — 150 с.
- Деятельность партийных организаций Поволжья по развитию народного образования в период социалистического строительства // УченыеIзаписки Казанского университета. Казань, 1978. — Вып. 183. — 132 с.
- Дубровский A.M. А.А. Жданов в работе над школьным учебником истории // Отечественная культура и историческая наука XVIII—XX вв.: Сб. статей. Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та, 1996. — С. 129−141.
- Духовный потенциал СССР накануне Великой Отечественной войны. Из истории советской культуры. 1917−1941 гг. Сборник статей. М.: Институт истории СССР АН СССР, 1985. — 230 с.
- Ершова Е.О. Восстановление системы народного образования в Сталинграде в 1943 г. // Стрежень: Научный ежегодник. — Волгоград: ГУ «Издатель». 2006. — Вып. 5. — С. 274−278.
- За качество учебы. Методический сборник в помощь школе. Сталинград: Нижне-Волжское краевое гос. изд-во, 1933. — 80 с.
- Зима В.Ф. Послевоенное общество: голод и преступность // Отечественная история. 1995. — № 5. — С. 45−59.
- Зубкова Е.Ю. Общество и реформы (1945−1964 гг.) М.: Изд. центр «Россия молодая», 1993. — 198 с.
- Зубкова Е.Ю. Послевоенное общество: политика и повседневность. 1945−1953. М.: РОССПЭН, 1999. — 229 с.
- Иванов В.И. Исторические знания как фактор коммунистического воспитания. Некоторые аспекты историзма в педагогике. Казань:' Изд-во Казанского ун-та, 1978. — 128 с.
- Идейно-политическое воспитание на уроках истории. Сборник статей / под ред. проф. A.M. Панкратовой. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1948. -111с.
- Икан A.M. Атеистическое воспитание в школе // КПСС и школа. Сборник статей. -М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1972. С. 210−243.
- Историк и время. 20−50-е годы XX века. A.M. Панкратова. М.: Изд-во РУДН и изд-во «Мосгорархив», 2000. — 360 с. ,
- Историческая наука в Московском университете (1934−1984 гг.). -М.: Изд-во Московского ун-та, 1992. 333 с.
- Историческую науку — на уровень великих задач (Итоги XVII съезда ВКП (б) и задачи большевистских историков) // Историк марксист. -1934.-Т. 2 (36).-С. 3−10.
- История Астраханского края. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000. -1122 с.
- История КПСС в 6-ти томах. М.: Политиздат, 1971. — Т. 4. Кн. 2607 с.
- Итоги преподавания гражданской истории в 1939—1940 учебном году (по материалам кабинета истории Института школ Наркомпроса РСФСР) // Исторический журнал. 1940. — № 8.- С. 118−125.
- Ищенко В.А. Историческое образование в России: конец XIX начало XXI в. / В. А. Ищенко и др. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. — 383 с.
- Капто А.С. Историческая наука и формирование исторического сознания // Вопросы истории КПСС. 1989. — № 11. — С. 20−34.
- Кинкулькин А.Т., Лернер И. Я. Новый этап в развитии школьного исторического образования // Вопросы истории. 1961. — № 7. — С. 6−20.
- Клабуновский И. Высшая школа в дни отечественной войны // Советская педагогика. 1942. — № 1−2. — С. 7−11.
- Колосков А.Г. Первые советские стабильнее учебники по истории / Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. — № 3. — С. 19−25.
- Колосков А.Г. Развитие школьного исторического образования в СССР // Преподавание истории в школе. 1988. — № 2. — С. 8−14.
- Кондакова Н.И., Майн В. Н. Интеллигенция России. 1941−1945 гг. -М.: Луч, 1995.-250 с.
- Константинов Н.А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М.: Учпедгиз, 1948. — 472 с.
- Коровкин Ф.П. Развитие школьного исторического образования в СССР за 50 лет // Преподавание истории в школе. — 1967. № 6. — С. 33−55.
- Косминский Е.А. О преподавании истории средних веков в 19 341 935 учебном году // История в средней школе. 1934. — № 3. — С. 44−49.
- Костырченко Г. В. Кампания по борьбе с космополитизмом в СССР // Вопросы истории. 1994. — № 8. С. — 47−60.
- Криворученко В.К., Родионов В. А., Татаринов О. В. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории. М.: Социум, 1997. -191 с.
- Кризис снабжения 1939−1941 гг. в письмах советских людей // Вопросы истории. 1996. — № 1. — С. 3−21. i
- Круглянский М.Р. Высшая школа СССР в1 годы Великой Отечественной войны. М.: Высшая школа, 1970. — 315 с.
- Кузьмин Н.Н. Советская школа в предвоенное десятилетие (19 301 941 гг.). Липецк: Изд-во Липецкого пединститута, 1989. — 33 с.
- Кузьмин Н.Н. Учительские институты в России. Челябинск: Изд-во Челябинского пединститута, 1975. — 38 с.
- Куманев В.А. Тридцатые годы в судьбах отечественной интеллигенции (Очерки). М.: Наука, 1991. — 296 с.
- Ленинградский университет в Великой Отечественной войне (19 411 945): Очерки. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. — 326 с.
- Ленинградский университет за советские годы. 1917−1947. Очерки. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1948.- 383 с.
- Леонова Л.С. Историческому факультету Московского университета 60 лет // Отечественная история. — 1995. — № 6. — С. 132−145.
- Липник В.Н. Школьные реформы в России. Очерки истории. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 83 с.
- Липчанский A.M. Становление в России общего массового школьного образования в период социально-экономических преобразований: 18 611 941 гг.: Опыт, уроки. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001. — 280 с.
- Лукин Ю.Ф. Социально-политическая активность и протест в истории советского общества: Учеб. пособие. Архангельск: Изд-во АГПИ, 1991. — 110с.
- Максимов К.Н., Наберухин А. И. Советская Калмыкия в составе СССР. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1983. — 128 с.
- Мальцев К. За марксистко-ленинское содержание школьных программ. (По стенограмме выступления на областном совещании зав. районо Московской области). М.-Л.: Учпедгиз, 1932. — 20 с.
- Медведев Р.А. Как сделан «Краткий курс» // Свободная мысль -XXI. 2004. — № 2. — С. 130−146.
- Медынский Е.Н. Содержание учебной работы (планы и программы) советской школы за 25 лет // Советская педагогика. 1942. — № 10. — С. 10−21.
- Народное образование в РСФСР 1917−1967 гг. / под ред. М. А. Прокофьева. М.: Просвещение, 1967. — 543 с.
- Народное образование в Сталинградской области. — Сталинград: Обл. кн. изд-во, 1939. 48 с.
- Наука и ученые России в годы Великой Отечественной войны. 1941−1945: Очерки. Воспоминания. Документы. М.: Наука, 1996. — 311 с.
- Невежин В.А. Метаморфозы советской пропаганды в 1939—1941 годах // Вопросы истории. 1994. — № 8. — С. 164−171.
- Никифоров Д.Н. Преподавание истории в советской школе // Ученые записки / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1959. 7 Т. 122. — Вып. 1. — С. 533.
- Никольский Н.М., Ковалев С. И. Как преподавать древнюю историю в 1934—1935 учебном году // История в средней школе. 1934. — № 3. — С. 3943.
- Носова О.А. Школы военного Сталинграда // Стрежень: Научный ежегодник. Волгоград: ГУ «Издатель». — 2006. — Вып. 4. — С. 242−252.
- О работе исторических факультетов государственных университетов (к 25-летию постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР») // Вопросы истории. 1959. — № 10. -С. 192−201- № 11.- С. 185−194- № 12. — С. 185−192.
- Об учебниках по истории Нового времени // Историк-марксист. -1938. Кн. № 6. — С. 200−201.
- Образование в России и регионе: история, традиции и новации: Сборник научных статей. Волгоград: Перемена, 2007. — 215 с.
- Оглаев Ю.О. Первые шаги высшего образования в Калмыкии (19 201 943 гг.). Элиста: Изд-во КалмГУ, 2005. — 179 с.
- Они ковали победу! Профессорско-преподавательский состав, сотрудники и студенты СГПИ — участники Великой Отечественной войны и труженики тыла. Волгоград: Перемена, 2005. — 235 с.
- Опенкин Л.А. Механизм торможения в сфере общественных наук: истоки возникновения, факторы воспроизводства // История СССР. 1989. -№ 4.-С. 3−16.
- Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917−1980). Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1986. — 236 с.
- Очерки истории идеологической деятельности КПСС. 1938−1961 гг. М.: Политиздат, 1986. — 447 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1917−1941 гг. М.: Педагогика, 1980. — 456 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1941−1961 гг. М.: Педагогика, 1988. — 272 с.
- Павленко Н.И. Историческая наука в прошлом и настоящем (некоторые размышления вслух) // История СССР. 1991. — № 4. — С. 81−93.
- Панкратова A.M. За большевистское преподавание истории // Большевик. 1934.-№ 23. — С. 32−51.I
- Панкратова A.M. Историческое образование на уровень великих за1дач второй пятилетки // История в средней школе. 1934. — № 1. — С. 4−10.
- Панкратова A.M. Преподавание истории СССР в средней школе в дни отечественной войны против германского фашизма // Исторический журнал. 1942. — № 5. — С. 145−152.
- Панкратова A.M. Сталин и исторический фронт // Историк-марксист. 1940. — Кн. № 1. — С. 14−24.
- Плясовских B.C. Политика КПСС в области народного образования. Опыт разработки и реализации. М.: Мысль, 1987. — 221 с.
- Протасова И.А. Школьное историко-обществоведческое образование в России XVIII-XX вв.: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2002. — 246 с.
- Развитие исторического образования в СССР. Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж: Изд-во ВЬронежского ун-та, 1986. — 140 с.
- Ревенко В.В., Костюкевич Е. А. О преподавании истории в дни Отечественной войны // Советская педагогика. 1942. — № 8−9. — С. 45−51.
- Рякин М. О новой программе по истории СССР для начальной школы // Преподавание истории в школе. 1946. — № 4. — С. 59−60.
- Сандина Т.И. Растить строителей коммунизма. Из опыта партийного руководства народным образованием. М.: Советская Россия, 1982. — 190 с.
- Саратовский университет. 1909−1959.- Саратов: Изд-во СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 1959. 291 с.
- Семенов В.Н. Форпост саратовского просвещения. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2003. — 216 с.
- Скаткин JI.H. Предполагаемые изменения в учебном плане и программах средней школы на 1942−1943 учебный год // Советская педагогика. -1942.-№ 8−9.-С. 32−36.
- Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны / под ред. проф. Ф. Б. Комала. М.: Высшая школа, 1980. — 232 с.
- Советская интеллигенция (история формирования и роста 1917I1965 гг.). М.: Мысль, 1968. — 432 с.
- Совещание исторических факультетов и исторических институтов //Историк-марксист. 1935. — Т. 5−6 (45−46). — С. 167−173.
- Соколов В.И. История молодежного движения в России (СССР) со второй половины XIX до XXI века. Учебное пособие. Рязань: Узорочье, 2002. — 626 с.
- Стецура Ю.А. Молодежь в постреволюционном преобразовании России в 20−30- годы. М.: «Социум», 1999. — 179 с.
- Стражев А.И. Методика преподавания истории. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964. — 287 с.
- Стражев А.И. Преподавание истории в советской школе за 40 лет (1917−1957 гг.) // Преподавание истории в школе. 1957. — № 5. — С. 64−77.
- Студеникина Е.В. Политика немцев на оккупированной территории // Вопросы краеведения: Материалы краеведческих чтений и конференций.- Волгоград: ГУ «Издатель». 2005. — Вып. 8. — С. 168−173.
- Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма. М.: Политиздат, 1989. — 512 с.
- Тартур Ю.Г. Высшее образование в России в XX в. // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 140−155.
- Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1969. 213 с.
- Тимофеева Е.Г. Государственная политика в сфере обществоведческого образования российской молодежи в 50-е 90-е гг. XX века. — М.: Прометей. МПГУ, 2002. — 366 с.
- Тридцатые годы: взгляд из сегодня. М.: Наука, 1990. — 168 с.
- Ушмаева К.А. Высшее историческое образование в России (20−90-е годы XX века). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. — 499 с.
- Ушмаева К.А. Историки и власть на Юге России (1917−2000 гг.). -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. 368 с.
- Феофанов М.П. Советские школьники в оборонной работе // Советская педагогика. 1941. — № 10. — С. 43−49.
- Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город / пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2001. — 336 с.
- Фохт А. Некоторые выводы по работе в 3 и 4 классах с учебником «Краткий курс истории СССР» под ред. профессора Шестакова А. В. // Исторический журнал. 1938. — № 1. — С. 112−113. i
- Фридлянд Ц. К итогам совещания исторических факультетов // Историк- марксист. 1935. — Т. 5−6 (45−46). — С. 164−166.
- Чуткерашвили Е.В. Развитие высшего образования в СССР. М.: Высшая школа, 1961. — 240 с.
- Школа в дни войны. Из опыта работы школ Хабаровского края. -Хабаровск: ОГИЗ-Дальгиз, 1942. 96 с.
- Ярославски^ Е. Невыполненные задачи исторического фронта // Историк-марксист. 1939. — Кн. № 4. — С. 3−11.