Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Предпосылки возникновения и развития городов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На мусульманском Востоке важным критерием в определении статуса города являлась его административная роль. Города обозначались термином «кент». Для обозначения города в то время употреблялся термин «балык». К этим словам прибавлялись термины вроде «таш» — камень, «шим» — дерн, «кум» — песок, указывающие из какого материала они построены или в каком географическом окружении находятся. Города часто… Читать ещё >

Предпосылки возникновения и развития городов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Локализация городских центров на территории Казахстана

На мусульманском Востоке важным критерием в определении статуса города являлась его административная роль. Города обозначались термином «кент». Для обозначения города в то время употреблялся термин «балык». К этим словам прибавлялись термины вроде «таш» — камень, «шим» — дерн, «кум» — песок, указывающие из какого материала они построены или в каком географическом окружении находятся. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Арсубаникет, Кулан и другие.

Испиджаб (современное село Сайрам) был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его области причисляли и города Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. «Испиджаб, — писал он, — большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов. Это славная пограничная крепость. Город чистый, жизнь приятная» .

Другим большим городом являлся Отрар, развалины которого находятся в 15 км. от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе — Фараб, Тарбан, Турар) был основан в начале V—VI вв. Он сформировался как типичный раннесредневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений.

Наиболее известен на Востоке Тараз. Как большой город впервые упоминается в источниках, датированных VII в. Он встречается и в географических сочинениях древних авторов. Входил в состав Западно-Тюркского, затем Туркешского и Карлыкского каганатов, был столицей Караханидского государства.

Тараз был центром густонаселенного района. Вокруг него по рекам Талас, Асса и горным речкам располагались многочисленные города и поселения — Барсхан, Хамукет, Джикиль, Адахет, Дах-Наджикент и другие.

Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг ал-Фараби, известный на средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель» (т. е. второй после Аристотеля), родился в г. Фарабе, расположенном на Сырдарье при впадении в нее р. Арысь, в 870 г. в тюркской семье. Бассейн Сырдарьи — колыбель древней цивилизации, сыгравшей в истории Казахстана такую же роль, как Нил для Египта, Тигр и Евфрат для Месопотамии.

Фараб, согласно автору Х в. ал-Мукаддаси, был большим городом с населением около 70 тыс. душ мужского пола, с соборной мечетью, цитаделью и базаром. Город был расположен в Отрарском оазисе, который вместе с прилегающими к нему районами был древнейшим центром оседлости, ирригационного земледелия и городской цивилизации Казахстана. Как поселение городского типа Отрар возник в последние века до нашей эры. О масштабах экономического и культурного развития оазиса говорят руины свыше 60 поселений, замков-крепостей и городов, следы мощной и широко разветвленной оросительной системы, относящиеся к различным историческим периодам от раннего до позднего средневековья. А. Н. Бернштам отмечал, что Отрар привлекал к себе внимание средневековых арабои ираноязычных авторов как важнейший узловой пункт караванных дорог. Он находился на стыке различных географических ландшафтов, занимая выгодную позицию с точки зрения орошения плодородных земель. А. Н. Бернштам поэтому видел в Отрарском оазисе ключ к развязке важнейших вопросов взаимоотношения кочевой степи и оседлого населения — далеких предков казахского народа. В результате переселения согдийцев, имевших большой опыт в области земледельческого труда и древних традиций градостроительства, в Южном Казахстане сложилась своеобразная городская цивилизация.

Одним из древнейших городов Казахстана является Тараз, остатки которого скрыты под постройками современного города Тараза.

Упоминание об этом городе сохранились в китайских источниках середины I в. до нашей эры и связано оно с политической историей одного из первых государств на территории Казахстана, именуемом «Кангюйским объединением». Уже в это время город играл важную торговую роль на трассе Великого Шелкового пути.

Таким образом, возраст города по письменным источникам определяется в 2000 лет.

Как один из центров Западно-Тюркского каганата, Тараз был известен византийским историкам. Именно сюда, в город на берегах Таласа, было послано посольство императора Юстиниана во главе со стратегом (военным наместником) восточных территорий Земархом Киликийским, которое принимал каган тюрков Дизабул (Истеми). Случилось это в 568 году. В разгар ирано-византийских войн, когда каждая из этих великих империй искала союзников в лице тюрков.

Посетивший в 630 году, наш город, Сюань Цзян сообщает, что Тараз значительный торговый центр, в нем живут купцы разных стран. В то время город имел в окружности 8−9 ли, (т.е. 2,5−2,7 км).

В 740 г. китайскими войсками был захвачен и разграблен Тараз; правившая там тюргешская династия кара чоров физически истреблена.

В 751 году неподалеку от Тараза, в местности Атлах, объединенные силы тюрков и арабов разгромили китайскую армию.

В 893 г. саманидский эмир Исмаил ибн Ахмад произвел успешный поход на Тараз, открыв этим длительные и жестокие войны, длившиеся более века, и закончившиеся крахом Саманидов.

При Тюргешах, Карлуках, а затем при Караханидах Тараз был столицей, а также одним из крупнейших городов на Великом Шелковом пути. Отсюда дорогои шли на Восток — в Китай, на запад — в Иран, и Византию, на север — к кимакам и кыпчакам, на юг — Среднюю Азию. Вокруг Тараза находились такие известные города, как Атлах, Нижний Барсхан, Джикиль, Хамукат, Джувикат.

Вот что сообщает о Таразе в Х веке знаменитый арабский путешественник и географ Аль-Макдиси: «Тараз — большой укрепленный город, с множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У второй медины большая река, за ней часть города, через нее есть переход. Соборная мечеть среди рынков» .

Средневековый Тараз был многолюдным городом с тенистыми садами и шумными базарами, где можно было услышать персидскую, согдийскую, тюркскую, китайскую и славянскую речи.

До наших дней с тех времен сохранились такие жемчужины мусульманского зодчества, как мавзолей Айша-Биби и Бабаджи-хатун, Карахана и Давудбека. Накануне монгольского нашествия город был разрушен войсками Хорезмшаха Мухаммеда.

Письменных сведений о завоевании Тараза монголами не имеется, но, по-видимому, город оказал монголам значительное сопротивление, по этому и был ими разрушен до основания. При раскопках археологами были найдены остатки пожарищ. С момента завоевания края монголами Тараз теряет свое прежнее значение и самостоятельность, о чем говорят и археологические находки. Время владени городом Таразом монголами отмечается сравнительно небольшим количеством находок, а также небольшим мавзолеем. Мазар этот был сооружен над могилой одного из наместников монгольских ханов — монгольского князя, по-видимому, убитого в 1262 г. Несмотря на двукратное, по-видимому, разрушение города на протяжении 10−15 лет, город все-таки продолжает еще существовать, хотя и под другим именем.

Очередное разрушение города произошло в 1307 году. Но и в1345 г. он опять упоминается в дорожнике, как город, лежащий на торговом Пути из Мавераннахра в Алмалык. До 1334 года в городе продолжала чеканиться монета.

В последний раз Тараз упоминается в 1513 году в связи с походом к нему казахского хана Касыма с войсками. По свидетельству современников в XVI веке уже нельзя было определить, где находится Тараз На месте бывшего города Тараза в 1856 году появился город Аулие-Ата («Святой старец»). Местонахождение Тараза было определено академиком В. В. Бартольдом в 1894 году.

Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-ХIII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры:

  • 1. Среднее течение Сырдарьи — один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях р. Арыс находился округ Испиджаб — столица Южного Казахстана в IХ-ХII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи — округ Фараб или Отрар, ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана.
  • 2. Нижнее течение Сырдарьи — города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников.
  • 3. Юго-западное Жетысу — регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу — Суяб и Баласагун.
  • 4. Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Кая-лык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на Великом Шелковом пути.
  • 5. Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе, столицы каганата — Хакан и Хакан-Кимак.
  • 6. Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в ХIII-ХII вв. В долине Нуры находился город Аксикент, на берегах Сарысу — города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях ТоргаяКанглыкент, Каракорум, Аксакал-Барби, Барсук.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой