Актуальность темы
исследования.
Сложившаяся в 1990;х годах новая общественно-политическая ситуация, резко возросший интерес к религии как социокультурному явлению, ее значимости в истории и культуре обусловили кардинальные изменения роли и места религии в жизни нашего общества. Частью нашего общества религия стала восприниматься как символ патриотизма и этничности и, таким образом, наряду с интегрирующей функцией служила основанием для конфликтов на религиозной основе.
Диссертация посвящена научно значимой и недостаточно изученной на дагестанском материале проблеме исследованию вопросов истории деятельности, социальной роли и идеологической функции Русской Православной Церкви (РПЦ) в контексте гражданской истории России и Дагестана в дооктябрьский период.
Исследование истории христианства в Дагестане — одна из первостепенных научных проблем, так как, во-первых, с ней связаны многие аспекты истории культуры, общественного развития, политических и, в целом, исторических связей народов Дагестана и России. Во-вторых, изучение христианства в Дагестане имеет историко-познавательное и воспитательное значение.
История Русской Православной Церкви неотделима от политической истории России. История православного миссионерства и ее роль в политической истории России на Кавказе и в частности в Дагестане нуждается в специальном исследовании. Это диктуется рядом обстоятельств, так как взгляды отечественных исследователей на Россию как на полиэтническое и поликонфессиональное образование неоднократно менялись и не были избавлены от крайностей, которые не преодолены и по сей день. Для переосмысления политики России на окраинах в дореволюционный период необходим конкретный материал, который может дать регионоведение.
Изучение истории православия в Дагестане целесообразно начинать с момента его утверждения и первых шагов подвижнического миссионерства до масштабного, организованного состояния. Исследование проникновения и утверждения православия в Дагестане во всем своеобразии, сложности и противоречивости этого процесса предоставляет благоприятную возможность для такого изучения. Оно раскрывает сущность и особенности становления церковных учреждений в районе нового русского освоения и хозяйственного развития во второй половине XVIII — начале XX в.- дает возможность выйти к истокам этого важного явлениярассмотреть причины позднейших его трансформаций, воздействия церковных начал на разные стороны жизнедеятельности, в том числе в политической, социальной и культурной сферах.
В настоящее время православие занимает второе место в республике после ислама по числу своих последователей и культовых организаций и новые поколения граждан должны получить подлинную, научно-правдивую информацию о том, когда и как проникало христианство православного толка в регион, какие социально-экономические и идейные предпосылки способствовали его распространению. Православная церковь способствовала внедрению в общественное сознание и быт передовых для своего времени стереотипов духовного существования, развитию просвещения и культуры Дагестана, выработке определенных вкусов и представлений, готовности к оказанию помощи ближнему.
На современном этапе проблема регулирования конфессиональной ситуации является одной из наиболее сложных и приоритетных для России. Деятельность конфессиональных групп регулирует Федеральный Закон Российской Федерации 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», а разработка концепции государственной религиозной политики до сих пор находится на стадии проектов. В связи с этим приобретает особую актуальность изучение проблемы христианства в историческом наследии и в современной культуре народов Дагестана, а также отечественных традиций управления религиозными группами. В качестве изучаемого региона был выбран Дагестан, где исторически сложился уникальный механизм по сотрудничеству и поддержанию диалога между представителями различных конфессий. Показательно, что в отличие от других регионов России здесь на рубеже XX — XXI вв. не произошло столкновений на религиозной почве. Это еще раз подчеркивает возможность существования религиозных толерантных отношений в нашем обществе.
Актуальность темы
данного исследования определяется важностью происходящего в Дагестане бурного возрождения ислама, на фоне которого наблюдается некоторая односторонность религиозных исследований. Роль религиозного фактора в межрелигиозных и межнациональных отношениях в нашей республике, собственно этому современная религиозная ситуация настоятельно требует разобраться во всех тонкостях вопросов конкретного бытования монотеистических верований. В этой связи недостаточное внимание вопросам истории религии в регионе, вместе со многими нерешенными проблемами может стать причиной соединения религиозных настроений с националистическими, что может привести к межнациональным и межконфессиональным конфликтам. Прошедшая в Махачкале 6 июня 2007 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму», организованная Аппаратом Полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе и Администрацией Президента и Правительства Республики Дагестан, очередной раз подчеркнула важность выработки адекватной государственной конфессиональной политики на современном этапе.1.
Цель и задачи работы.
Автор ставит целью в монографическом исследовании проанализировать наиболее значимые исторические процессы и условия проникновения и утверждения православного христианства в Дагестане во второй половине XVIII — начале XX в.- определить степень церковно-государственного и соци.
1 Подробно о работе конференции см.: В поисках адекватного ответа // Дагестанская правда, 2007. 7 июня. С. 2−6. ально-церковного контроля над обществом, влияния (или отсутствия такового) на его сознание, ценностные установки.
Выбор и обоснование темы, отбор изучаемого материала определили задачи исследования:
— проанализировать религиозную политику царизма на Кавказе и ее реализацию в Дагестане, применив метод «от общего к частному»;
— рассмотреть меры, предпринимаемые светскими властями и Русской Православной Церковью для упрочения позиций господствующей церкви в меняющихся общественно-политических условиях;
— исследовать конфессиональную политику в области официальной православной религии проводимую имперской администрацией на Северном Кавказе и в Дагестане во второй половине XVIII — начале XX вв.;
— выяснить, как протекали процессы становления и утверждения православия в Дагестане, какую роль в его распространении сыграло государство;
— изучить систему формирования структур государственной организации православной церкви с учетом специфики региона;
— проанализировать особенности противостояния православной церкви с местными сектантскими объединениями;
— восстановить историю дагестанских церковных организаций, историю их деятельности и уточнить их численность;
— определить влияние православной церкви на общественно-политическую жизнь Дагестана.
В связи с отмеченным, диссертант стремился внести посильный вклад в решение указанных выше актуальных проблем.
Объект и предмет исследования.
Объектом данной диссертационной работы является дагестанский фрон-тир императорской России как сложный способ культурного взаимодействия русского правительства с местными народами. Имперские амбиции, а также экономическая необходимость вынуждали русское правительство изыскивать средства и методы для распространения своего влияния на Северный Кавказ и, в частности, на Дагестан. Пытаясь укрепить свои позиции на вновь присоединенных территориях, царизм провел ряд мероприятий, среди которых далеко не последняя роль отводилась изменению религиозно-национального состава населения региона.
Предмет исследования составляет собственно история функционирования Русской Православной Церкви на территории Дагестана, как общественно-социального института. Это включает такие аспекты, как характеристика иерархического устройства церкви, анализ событий внутрицерковной жизни, проповедническо-преподавательской деятельности церкви и миссионерство.
Хронологические рамки исследования.
Хронологические рамки работы охватывают время со второй половины XVIII в. до 1917 года. В качестве нижней планки активной миссионерской деятельности русского православия и отношения его с государством в Дагестане, ссылаясь на архивные и епархиальные материалы, мы определяем вторую половину XVIII века. Это связано с созданием Осетинской Духовной комиссии и Кизлярского православного монастыря, которые использовались русским правительством в качестве проводников своей политики в регионе. В качестве верхнего ориентира исследования взят 1917 год, как год окончания синодального периода в истории Русской Православной Церкви.
Географические рамки диссертационного исследования.
Принимая во внимание тот факт, что на протяжении тысячелетий территория Дагестана входила в состав многих государственных образований, границы которых были весьма подвижны, мы, говоря о Дагестане, имеем в виду современную границу Республики Дагестан. Это «правило» применимо, и к ситуации конца XIX — начала XX вв., когда, например, станицы Кизлярского и Тарумовского районов причисляются к Дагестану, хотя административно это был не Дагестан, а Кизлярский округ Терской области. Таким образом, географическими рамками нашего исследования обусловлены территорией, входящей в современные административные границы Республики Дагестан. Это, если следовать географической классификации, Терско-Кумская и Терско-Сулакская равнины, внешнегорный (предгорный), внутригорный и высокогорный Дагестан, приморские равнины и дельта реки Самур.
Научная новизна.
В исследовании впервые выявляются особенности протекания процессов по укреплению позиций православия в крае, рассматриваются взаимоотношения официальной церкви с казачьим старообрядчеством Терека, деятельность Русской Православной Церкви на Нижнем Тереке, в Дагестанской области, анализируется правительственная политика в данной сфере, влияние конфессионального фактора на взаимоотношения народов.
Показано, что конфессиональная политика в области официальной православной религии проводимая имперской администрацией на Северном Кавказе и Дагестане во второй половине XVIII — начале XX в. осуществлялась в рамках общероссийской религиозной политики, но при этом отличалась рядом особенностей, обусловленных политической спецификой региона. Определены основные направления религиозной правительственной политики в крае.
Работа представляет собой попытку обобщения истории православного миссионерства в Дагестане, его влияния на исторические процессы колонизации края, упрочения российского государственного влияния, просветительской роли христианского миссионерства.
Вводится в научный оборот новый фактический материал, который был выявлен автором в ходе работы в нескольких архивах Российской Федерации. Обобщен широкий круг законодательных, делопроизводственных и статистических, источников, неопубликованный музейный материал.
В работе определенно, что отношение царской администрации к старообрядцам и сектантам в крае было толерантным, чем требовалось это законом. В значительной степени этот факт объясняется тем, что среди представителей старообрядческих согласий и религиозных христианских сект были и казаки, занимавшие особое положение в Российской империи.
Исследование православного миссионерства в контексте политической истории России на примере Дагестана на уровне кандидатской диссертации предпринимается впервые.
Методологическая основа исследования.
Объективный подход к изучению истории Дагестана требует показа как прогрессивных последствий его включения в состав России, выявления того, что сближало и обогащало народы, так и определения негативных факторов.
Основными методами при изучении исторических процессов на территории Дагестана явились общенаучные (диалектический, казуальный, логический), социолого-исторические (хронологический, проблемный, системный, статистический), историко-этнографические (ретроспективный и структурно-функциональный).
Научная разработанность темы исследования.
В ходе работы над исследованием автором была привлечена литература, выходившая в свет с 60-х гг. XIX в. по 2007 г. включительно.
Христианской религии вообще и в частности православию, ее месту и роли в дагестанском обществе посвящена многочисленная, разнообразная по своему характеру литература. Но в основном она касается изучения истории раннехристианских памятников. При достаточно высоком современном уровне изученности истории русского населения Дагестана, до сих пор абсолютно не исследованным остается история православия в крае в период со второй половины XVIII — по начало XX века.
Историография христианства создавалась на протяжении веков. Она инспирировалась религиозными или государственными интересами, необходимостью служебной и справочной информации или выражала чаяния оппозиционных сил. Мы условно делим ее по хронологическому принципу на дои послереволюционные период.
Проблемам времени и путей проникновения христианства на Кавказ и, в частности в Дагестан посвящены труды ряда дореволюционных отечественных исследователей. Однако они имеют отрывочный характер, основываются на случайных находках и по сути дела выступают как констатация факта распространения христианства. Из наиболее значимых трудов дореволюционной историографии посвященной изучении христианства на Кавказе следует выделить работу П. К. Услара. Автор одним из первых, прикоснулся к этой проблеме, предпринял попытки исследовать вопросы домусульманских верований. Он признавал наличие следов христианства в крае. Однако роль этой религии, по его мнению, была незначительной. Причины слабого распространения христианства в Дагестане он видел в его географической изолированности от очагов христианской религии Грузии и Армении.1.
Наиболее значимым по истории кавказского казачества стало сочинение о.
И.Д. Попко, опубликованное в 1880 г. и насчитывающее более 500 страниц. В своей монографии из всех сфер духовной культуры казаков автор выделил религию и привел ценные сведения для нашего исследования, а православию отвел роль в сохранении терскими казаками «русской народности». Согласно И. Д. Попко, следует различать такие понятия как «раскол» и «старообрядчество». Работа ценна тем, что автор впервые попытался воссоздать целостную историческую картину Терского казачьего войска, определить причины особенностей здесь религиозного воздействия. Близок по содержанию и подаче о материала к работе И. Д. Попко двухтомник В. А. Потто.
В начале XX в. продолжают выходить обобщающие работы по истории терского казачества. Одной из них стала книга Г. А. Ткачева о гребенских, терских и кизлярских казаках.4 Много внимания автор уделил взаимоотношениям старообрядчества с православием.
1 Услар П. К. Начало христианства в Закавказье и на Северном Кавказе // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1869. Т.П.;
— у.
Попко И. Д. Терские казаки со стародавних времен. Вып. 1. Гребенское войско. СПб., 1880.
3 Потто В.А.- Два века терского казачества (1577 — 1801). Ставрополь, 1991; Кавказская война. Ставрополь: Кавказский край, 1994.
4 Ткачев Г. А. Гребенские, терские и кизлярские казаки: Книга для чтения в станичных и полковых школах, библиотеках и командах. Владикавказ, 1911.
Таким образом, в дореволюционный период по истории казачества Северного Кавказа был собран значительный материал.
Важнейшей заслугой дореволюционной историографии следует признать создание первых обобщающих трудов, повлиявших на развитие отечественной историографии. В них дан анализ большого количества фактического материала, недоступного для современного исследователя. Завершая обзор дореволюционной литературы, следует отметить один характерный момент: у исследователей христианства на Северном Кавказе нет ясного представления ни о времени распространения здесь христианства, ни о путях его проникновения. В целом работы отличаются фрагментарностью, скудостью анализируемого исходного материала, в определенной степени случайностью сообщаемых сведений.
После Октябрьской революции 1917 г. в изучении института православия в крае наступил длительный период застоя научных разработок.
В конце 1950 — начале 60-х гг. важнейшей темой становится исследование русско-дагестанских взаимоотношений.1.
Большой вклад в изучение истории христианства в Дагестане внесли такие ученые, как P.O. Шмерлинг, В. И. Марковин, В. Г. Котович, Л. И. Лавров. В обширном перечне литературы советского периода, христианство затрагивается в трудах, посвященных истории народов Дагестана. Это работы К. В. Тревер, А. Р. Шихсаидова, Д. М. Атаева, М. Г. Магомедова, А. А. Кудряв.
1 Нахшунов И. П. Экономические последствия присоединения Дагестана к России. Махачкала, 1956; Гаджиев А. С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. Махачкала, 1964; Гаджиев В. Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965.
Котович В. Г. Археологические работы в горном Дагестане // МАД, И. Махачкала, 1961; Шмерлинг P.O. Церковь в с. Датуна в Дагестане // Мацне. Тбилиси, 1968. № 2- Лавров Л. И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. М., 1976. Вып. IМарковин В.И. О христианизации горцев Северо-Восточного Кавказа и храме Датуна в Дагестане // Художественная культура средневекового Дагестана: Дагестанский филиал АН СССР. Махачкала, 1987. цева, Г. Г. Гамбашидзе и др.1 На основании исследования письменных источников, а также устных традиций, в работах этих авторов впервые обобщены вопросы, связанные с проникновением монотеистических религий в Дагестан. Впервые дан историографический обзор, который выявил недостаточную изученность обозначенной темы.
Несмотря на немалое количество работ, упомянутых нами выше, сведения о роли православия в деле установления российского господства в крае носят отрывочный характер. Из наиболее крупных и ценных работ советского периода можно выделить монографию кизлярского краеведа Д. С. Васильева. В работе освещаются вопросы, связанные с историей казачества низовьев Терека, историей Кизляра. Затрагивает он и вопросы становления православных организаций в крае, их культурно-просветительскую деятельность.
На наш взгляд, в отечественной историографии не получили обстоятельного отражения исторические проблемы православной церкви вообще и, в частности, относящиеся к середине XIX — началу XX века. Еще менее удовлетворительным является освещение вопроса о православной миссионерской деятельности в научной литературе. Из числа монографий, посвященных истории Русской Православной Церкви выделим коллективную монографию «Русское православие: вехи истории».3 Она насыщена обширным фактическим материалом (в том числе приводятся сведения по Северо-Восточному.
1 Шихсаидов А. Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // УЗ ИИЯЛИ, Т. 3. Махачкала, 1957; Атаев Д. М. Христианские древности Аварии // УЗ ИИЯЛ, Т. IV, Махачкала, 1958; Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М., 1959. Магомедов М. Г. Раннесредневековые церкви Верхнего Чирюрта //Советская Археология. М., 1979, № 3- Кудрявцев А. А. О христианстве в Дербенте // X Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. М., 1980. С. 48−51- Гамбашидзе Г. Г. Вопросы христианской культуры и исторической географии Аварии в свете результатов Дагестано-грузинской объединенной археологической экспедиции АН ГССР и АН СССР // Материалы IV Международного симпозиума по грузинскому искусству. Тбилиси, 1983.
2 Васильев Д. С. Очерки истории низовьев Терека (досоветский период). Махачкала, 1986.
Русское православие: вехи истории. М., 1989.
Кавказу), который был использован в работе над диссертационном исследованием. Отметим, что на наш взгляд авторы указанной монографии сумели дать относительно объективный анализ событий связанных с историей православия в России.
Советскими историками в целом был значительно расширен круг архивных и других источников. В то же время на характере исследовательских работ советского периода отразилось негативное отношение к религии и церкви. В связи с этим перед историками новой эпохи встала задача количественного увеличения фактов, приводимых в качестве аргументов, иной интерпретации уже известного материала, изменения самой методологии исследования. Например, некоторые сюжеты, популярные в советской историографии, отошли на второй план (например, антиреволюционная политическая позиция РПЦ в 1905;1907 гг., православное духовенство и рабочее движение1). Вместо них актуальным стало исследование внутрицерковных проблем, проектов изменений планировавшихся в начале XX в. в формах взаимоотношений официальной церкви и государства и т. д.
Весомый вклад в изучение истории христианства на Северном Кавказе внес митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон. В его работе рассматривается история становления, развития и функционирования Русской Православной Церкви на Северном Кавказе.
О православной церкви на Северном Кавказе, ее роли среди казачества, о влиянии на происходившие в казачьем обществе процессы писал С. В. Шептун.3 Для нашего исследования он ценен, прежде всего, тем, что в нем обстоятельно показаны религиозные традиции кавказского казачества.
1 Одна из последних работ на эту тему: Зырянов П. Н. Церковь в период трех российских революций // Русское православие. Вехи истории. М., 1989. С. 380−437.
2 Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.: — Пятигорск, 1992.
3 Шептун С. В. Из истории православной церкви // Матвеев О. В. Слово о Кубанском казачестве. Краснодар, 1995.
Неоценимый вклад в изучении казачества на Северо-Восточном Кавказе внесла Н. Н. Великая.1 В исследованиях этого автора раскрываются вопросы влияния на развитии казачества региона государственной политики, демографических процессов, религии и др.
Основные аспекты русского переселенческого движения в Дагестан во второй половине XIX — начале XX в. раскрываются в научных трудах И. А. Суздальцевой. Поскольку основной контингент православного населения в крае составляли русские, то работы этого автора представляют для нас определенный интерес.
Д.М. Шигабудинов в своей монографии основное предпочтение отдает анализу различных направлений политики царского правительства на Северо-Восточном Кавказе во второй четверти XIX века, затрагивает вопросы возможного обращения части мусульманского населения Северного Кавказа и Дагестана в православное христианство.
В последние годы появились написанные уже в новом ключе обзорные труды по истории церковно-государственных отношений, охватывающие весь синодальный период (1700 — 1917 г.) или большую его часть.4 Исследо.
1 Великая Н. Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII — XIX вв. Ростов-на-Дону, 2001. Она же, Политические, социально-экономические, этнокультурные процессы в Восточном Предкавказье (XVIII — XIX вв.): Автореф. дисс.. д-ра ист. наук. Ставрополь, 2001. Она же, Официальное православие и гребенские казаки в XVIII-началеХХ вв. // Православие в исторических судьбах Юга России (Южнороссийское обозрение ЦСРИ и ПИППК при РГУ и ИСПИ РАН. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 16.
2 Суздальцева И. А. Русское переселенческое движение на Северо-Восточный Кавказ в конце XIX — начале XX вв. Дисс. .канд. ист. наук. Махачкала, 1996. Она же, Русские переселенцы в Дагестане в конце ХГХ — начале XX в.: численность, состав, деятельность. Махачкала, 2006.
3 Шигабудинов Д. М. Россия и народы северо-восточного Кавказа в 20 — 50-х гг. XIX в. Махачкала, 2004.
4 Фруменкова Т. Г. Обер-прокуроры Святейшего Синода (172 201 917 гг.) // Из глубины времен. СПб., 1994. Вып. 3. С. 20 — 29- Чимаров С. Ю. Русская православная церковь и вооруженные силы России в 1800—1917 гг. СПб., 1999; Зырянов П. Н. Русские монастыри и ватели С. Л. Фирсов и В. Морозан анализируют финансовое положение приходских клириков РПЦ в конце XIX — начале XX века и меры царского правительства по оказанию материальной поддержке православного духовенства.1 Хозяйственно-экономическую сторону деятельности РПЦ рассмотрел в своей статье Г. И. Шмелев.2 Интересным исследованием основных этапов в истории православия XX в. является монография известного историка и рео лигиоведа М. И. Одинцова.
Проблеме миссионерской деятельности РПЦ на Северном Кавказе в дооктябрьский период посвящены исследования С. А. Раздольского и Т. Г. Жуховской.4 Истории и функционированию сектантских церквей в XIX в. на Кавказе посвящена работа Ю. А, Васильевой.5 Вопросам системы управления монашество в XIX и в начале XX века. М., 1999; Нечаева М. Ю. Церковь в модернизирующемся обществе России XVIII — начале XX века // Уральский Исторический вестник. Екатеринбург, 2000. № 5−6. С. 260−285- Фирсов C.JI. Православная российская церковь и модернизация русского общества на рубеже XIX—XX вв. (к постановке проблем) // Клио. 2002. № 4 (19). С. 9−13.
1 Финансовое положение Русской церкви в последнее предреволюционное десятилетие // Церковно-исторический вестник. 1998. № 1. С. 145−160- Морозан В. Экономическое положение православного духовенства в XIXначале XX вв. // Нестор. 2000. № 1. С. 311 330.
2 Шмелев Г. И. Русская православная церковь, ее деятельность и экономика до и после 1917 г.// Вопросы истории. М., 2003. № 11.
3 Одинцов М. И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994.
4 Раздольский С. А. Миссионерская деятельность православной церкви на Северном Кавказе в XIX — начале XX вв.: Дисс. .канд. ист. наук. Краснодар, 1997; Жураховская Т. Г. Миссионерская деятельность на Кавказе с древнейших времен до начала XIX века // Конфессии Северного Кавказа. Конфессиональный диалог — путь к духовному обогащению народов. Симпозиум VII. Материалы V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Пятигорск, 2007.
5 Васильева Е. Ю. Протестанты на Кавказе в XIX в.: Дисс. .канд. ист. наук. Владикавказ, 2002.
Терской областью посвящен научный труд Л. Ш. Мучукаевой.1 В нём затрагиваются вопросы конфессиональной политики кавказской администрации. В диссертации Е. Н. Кумпан рассмотрены основные этапы эволюции законотворчества в отношении религиозных групп в России и его реализация на Северо-Западном Кавказе в 1861 — 1917 гг. Вопросу межкультурной коммуникации в контексте истории старообрядческой церкви на Северном Кавказе л посвящена работа О. И. Серегиной и С. П. Корнетовой. Работы вышеперечисленных авторов ценны тем, что позволяют сделать целый ряд новых наблюдений и выводов об идеологической функции РПЦ на Северном Кавказе.
В наши дни исследованию деятельности христианства и христианских общин в современном дагестанском обществе посвящены труды таких ученых, как М. Р. Гасанов, М. Р. Курбанов, Г. М. Курбанов, С. И. Муртузалиев, К.М. Ханбабаев4 и других исследователей.
1 Мучукаева Л. Ш. Система управления Северным Кавказом в конце XIX — начале XX века (на материалах Терской области): Дисс. .канд. ист. наук. М., 2004. о.
Кумпан Е. Н. Конфессиональная политика российской империи и ее реализация на Северо-западном Кавказе в 1861—1917 гг.: Автореф. .канд. ист. наук. Краснодар, 2005.
3 Серегина О. И., Корнетова С. П. Старообрядчество на Северном Кавказе // Конфессии Северного Кавказа. Конфессиональный диалог — путь к духовному обогащению народов. Симпозиум VII. Материалы V Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Пятигорск, 2007.
4 Ханбабаев К. М. Адвентисты седьмого дня в Дагестане // Тезисы докладов республиканской научной конференции молодых ученых Дагестана по проблемам гуманитарных наук. Махачкала, — 1993. Курбанов М. Р., Курбанов Г. М. Религия в культуре народов Дагестана. Махачкала, 1996; Гасанов М. Р. О распространении христианства в Дагестане // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2000. № 4. С. 72−77- Муртузалиев С. И., Ханбабаев К. М. Христианство в средневековом Дагестане // Славянский мир между Римом и Константинополем: христианство в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в эпоху раннего средневековья. М., — 2000. Ханбабаев К. М., Омарова Т. О. Христианство в Дагестане // Дагестанская правда, 2000. 20 октябряМуртузалиев С. И. Христианство и молодежь Дагестана // Проблемы поликультурного образования. Махачкала, 2001; Муртузалиев С. И., Рагимова П. Ф. История конфессиональных систем образования Дагестана и.
Таким образом, имеющиеся публикации не снимают задачу создания сводного монографического исследования, посвященного систематизации и обобщению материалов по истории православного христианства в Дагестане, накопленных до настоящего времени, проблеме их историко-культурного осмысления.
Источниковая база.
Работа построена на комплексном использовании разнообразных источников. Исследование включает в себя материалы как неопубликованные, так и опубликованные.
Первую группу составили архивные документы обнаруженные в фондах государственных архивов Российской Федерации. Наибольший интерес представляют документы фондов, хранящиеся в Центральном Государственном архиве Республики Дагестан (ЦГА РД). Значительная часть материалов этих архивов введена в научный оборот впервые. Это материалы следующих фондов: 47 — «Георгиевский собор Владикавказской епархии, г. Дербент Дагестанской области (1910;1914)», 158 — «Церковь Гунибского 256 резервного батальона», 166 — «Благочинный местных церквей Дагестанской области», 167 — «Николаевская церковь города Порт-Петровска Дагестанской области (1897−1935)», 172 — «Благочинный над духовенством военно-местных церквей Дагестанской области, г. Порт-Петровск», 371 — «Кизлярское духовное правление кавказской епархии, г. Кизляр», 372 — «Кизлярский Крестовоздвижен-ский монастырь» и др. В делах этих фондов имеются сведения о раскольниках, строительстве культовых сооружений и т. д. Подробно расписаны поступления и расходы церковных причтов. Важным источником при работе общероссийские проблемы теологизации системы образования. Махачкала, 2005; Мурту-залиев С. И. Северный Кавказ с «изнанки» и «снаружи» (Северный Кавказ, Дагестан, Чечня и региональная политика России в самооценке «кавказских аборигенов» и образ региона у болгар и японцев в свете эмпирических исследований). Махачкала, 2007. над темой стали актовые документы и разнообразная информация, содержащаяся в решениях Святейшего Синода и северокавказских епархий. В связи с тем, что копии этих документов рассылались по всем консисториям России, большое их количество хранится в фондах ЦГА РД.
Проводилась работа по изучению и анализу дел, хранящихся в Российском государственном историческом архиве (РГИА, г. Санкт-Петербург), ф. 391, 1263. Материалы этих фондов содержат информацию о разработке того или иного правительственного курса российской империи в переселенческой политике и месте в нем Кавказа, о проведении мероприятий кавказской администрацией по размещению переселенцев. Данные документальные материалы представляют определенный интерес, так как к переселению допускались в основном православные казаки и крестьяне.
Фонд 70 Государственного архива Ставропольского края (ГАСК) -«Управляющий гражданской частью Ставропольской губернии» — содержит большое количество сведений о строительстве церквей на Тереке. Фонд 444 -«Канцелярия Гражданского губернатора Кавказской области» — интересен сведениями о культовых сооружениях Нижнего Терека (ряд дел относится к Кизлярскому Крестовоздвиженскому монастырю).
В Государственном архиве Краснодарского края (ГАКК) в фонде 976 содержатся документы, относящиеся к деятельности православных религиозно-общественных организаций, а также статистические данные Кавказской епархии.
Определенный материал собран нами в музеях городов Дербента, Кизляра и Махачкалы.
К опубликованным источникам относятся: 1) правовые акты- 2) статистические материалы- 3) личностные источники- 4) сборники документов- 5) делопроизводственная документация.
1) Правовые акты:
В работе были использованы законодательные акты, опубликованные в Полном Собрании Законов Российской империи, указы Его Императорского.
Величества (ЕИВ). Отдельно отметим публиковавшиеся в Ставропольских, Кавказских, Владикавказских епархиальных ведомостях распоряжения, инструкции, правила, разработанные епархиальным начальством, и уставы существовавших в епархии миссионерских организаций.
2) статистические материалы: Использованы в работе данные первой переписи населения 1897 г., опубликованные в «Кавказском календаре»: «О числе лиц православного исповедания», «О присоединившихся к православию», «О числе лиц уклонившихся от православной веры», «О церковных школах и учащихся в них».1 Также статистика по ряду параметров публиковалась в отчетах Обер-прокурора Святейшего Синода. В журналах «Ставропольские епархиальные ведомости», «Кавказские епархиальные ведомости», «Владикавказские епархиальные ведомости» также публиковались статистические материалы.
3) Источники личностного характера включают в себя воспоминания, мемуары и жизнеописания. Большую ценность в оценке мероприятий, проводимых кавказским правительством России во главе с князем Барятинским, играют воспоминания A.JI. Зиссермана, который постоянно находился при наместнике во время пребывания последнего на Кавказе. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова, 3 осуществлявшего управление Кавказской епархией с октября 1857 г. по август 1861 г., было составлено его близкими учениками. В 1881 г. оно было издано в отредактированном цензурой виде. В 2002 г. оно было издано вновь уже в «полной версии» и дополнено документальными приложениями. В «Ставропольских епархиальных ведомостях» была опубликована «Историческая записка о христианстве на Северном Кавказе» написанная преосвященным Владимиром, епископом Ставропольским и Екатеринодарским. «Записка» посвящена историюи распространения христианства на Северном Кавказе.
1 Кавказский календарь на 1849 — 1916 гг. Тифлис, 1848 — 1917.
2 Зиссерман A.JI. Фельдмаршал князь А. И. Барятинский. В 3-х т. М., 1891.
Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002.
4) Сборники документов:
Большое количество материалов по вопросам религиозной политики, проводимой Россией на Северном Кавказе, было собрано М. М. Блиевым.1 Прежде всего, это документы из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА) и Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ).
Некоторые весьма отрывочные сведения содержат издания Ставропольской и Кавказской епархий. Большую ценность для исследования представляют сохранившиеся комплекты журналов «Ставропольские епархиальные ведомости» (СЕВ), «Владикавказские епархиальные ведомости» (ВЕВ) и «Кавказские епархиальные ведомости» (КЕВ). Они должны были отразить специфические особенности данного региона. По вопросам церковной жизни края нередко выступали издания «Русская газета», «Военный сборник», «Сборник сведений о кавказских горцах» и др.
Накопление историко-этнографического материала по терскому казачеству резко возросло в конце XIX века. В Тифлисе стал выходить «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК) — выдающееся дореволюционное издание. Его цель — восстановить историю отдельных сел, показать особенности быта и религиозной жизни населения. Материалы данных сборников явились источниковой базой для появления новых обобщающих работ по исследованию терского казачества.
К 2000;летию христианства был издан сборник документов по истории Православной Церкви на Кубани, подготовленный коллективом ученых, архивных и музейных работников. Он включает сведения из архивов Краснодарского (ГАКК) и Ставропольского (ГАСК) краев. В сборнике собран и систематизирован материал, касающийся истории становления православных институтов и миссионерской деятельности на Северном Кавказе, который представляет для нашего исследования определенный интерес.
1 Русско-осетинские отношения в XVIII в. Сб. док. в 2-х т. / Сост. М. М. Блиев. Орджоникидзе, 1976.
5) Делопроизводственная документация.
К публикациям делопроизводственных материалов относятся отчеты Обер-прокурора Святейшего Синода, отчеты миссионеров разных уровней, отчеты о деятельности ряда православных общественных организаций, в частности отчеты «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», сводные отчеты, характеризующие состояние работы РПЦ в епархии, приходорасходные книги церковных организаций.
Надо отметить, что не все документальные материалы равнозначны по достоверности. В некоторых из них встречаются противоречивые данные, отдельные факты искажены, цифровой материал иногда дается приблизительно, округленно. Поэтому при использовании источников мы учитывали характер документа, место и время его составления, авторство, причины возникновения документа и т. д.
Таким образом, использованный круг источников позволил автору взяться за решение задач, поставленных им в ходе исследования.
Апробация и практическая значимость.
Материалы диссертационного исследования послужили основой для докладов на международной (Пловдив, 2005), общероссийской (Сыктывкар, 2005) и региональных (Махачкала, 2004, 2005; Кизляр, 2005, 2006) конференциях. Основные положения и выводы диссертации отражены в публикациях автора, в том числе в реферируемом научном сборнике.
Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании Центра истории Дагестана и ученого Совета Института истории, археологии и этнографии Дагестанского Научного Центра.
Основные положения, выводы и обобщения диссертации, введенный в научный оборот фактический материал и рекомендации смогут быть учтены и использованы:
1. При формировании новых принципов взаимодействия народов региона и государственных структур.
2. В развитии экуменистических отношений между представителями различных конфессий.
3. При разработке миграционной и конфессиональной политики в по-лиэтничных и поликонфессиональных субъектах Южного Федерального округа Российской Федерации.
4. Для создания современных моделей взаимоотношения народов.
5. В широкой просветительской работе по распространению в обществе позитивного опыта прошлого, что необходимо для формирования патриотических убеждений, чувства уважения к другим народам.
6. В учебном процессе в ходе разработки и преподавания курсов и спецкурсов по истории религии, межэтнических отношений дореволюционной России (на примере Дагестана) для студентов исторических и других гуманитарных факультетов.
7. При создании обобщающих трудов по истории России и Дагестана и истории Русской Православной Церкви, учебников и учебных пособий.
Структура диссертации определена объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, терминологического словаря, приложений.
Заключение
.
Исследованный нами историко-религиоведческий материал и результаты его анализа, представленные в диссертации, позволяет сделать следующие выводы:
Предпринятая попытка реконструкции истории становления, развития и функционирования институтов Русской Православной Церкви на территории Дагестана в контексте политической истории России и комплексного изучения архивного материала убеждают нас в том, что в XVIII в. и, особенно, XIX в. царское правительство рассматривало православную церковь как инструмент идеологического влияния в регионе.
Во второй половине XIX в. вопрос о включении Дагестана в состав империи перешел в практическую плоскость, и распространение христианства среди горских народов возводилось в ранг государственной политики. В этой связи возросла активность православной духовной миссии в регионе. При этом правительственные органы руководствовались представлениями о религиозной ситуации на Кавказе, которые сложились у них к тому времени. Религиозная политика России как православного государства на Северном Кавказе в XIX в., и в частности в Дагестане, хотя и опиралась на некоторые общие принципы, но проводилась дифференцированно, в зависимости от религиозной ситуации в отдельных районах региона.
Распространению православной религии и укреплению ее позиций способствовала переселенческая политика правительства в пореформенный период. Наиболее активно шло заселение православным элементом Кизлярского отдела Терской области. В Хасавюртовском же отделе Терской области православный элемент был заселен только в определенных селах. Царское правительство стремилось придать переселенческому движению колонизаторский характер, используя его для русификации окраин. Лучшим «колонизаторским элементом» считались зажиточные крестьяне, естественно православного вероисповедания. В 1863 г. было разрешено русским офицерам и лицам гражданского ведомства приобретать земли у местного населения в Терской и Дагестанской областях. На рубеже 70−80 — гг. XIX в. в Дагестане было образовано значительное число православных сел отставными солдатами. При штаб-квартирах армейских частей создавались войсковые церкви. Примером тому являются церкви в слободах Дешлагар (ныне Сергокала) и Чир-Юрт (ныне город Кизилюрт), селах Ахты, Кумух, Гуниб и др.
Из истории российской экспансии в Дагестане следует, что в рамках своей традиционной политики и практики, государство во второй половине XVIII — начале XX в. сохраняло определенную терпимость к верованиям своих неправославных подданных. И хотя оно поддерживало и всячески поощряло миссионерство носителей православия, но лишь до той поры, пока их деятельность не создавала угрозу для достижения первоочередных целей России — поддержания политической и социальной стабильности, извлечения.,, хозяйственной выгоды и обеспечения безопасности страны.
Усилившаяся русская колонизация Нижнего Терека и Дагестанской области определила направления миссионерской деятельности православной церкви. Со временем определились и основные направления миссий: 1. направленная на иноверцев — горцев- 2. обращенная к христианскому населению. На протяжении XVIII — начала XX в. деятельность православных руководителей сначала — Астраханской, затем — Кавказской и, наконец, Владикавказской епархий была сосредоточенна на решении этих задач.
При определении сущности миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на территории Дагестана было получено подтверждение, что данная деятельность на еще не присоединенных к России землях Осетии, Кабарды, Чечни, Ингушетии, Дагестана начинается в середине XVIII века. Для этих целей, под эгидой русского правительства, создается в 1742 г. Осетинская Духовная комиссия, на которую была возложена задача: стать проводником начинающейся экспансионистской политики царизма на Северном.
Кавказе. Учитывая политические интересы, русские правительственные структуры используют для этих целей православных священников грузинской нации.
В XIX в. происходит активизация данного политического направления России. Необходимо отметить, что попытка на данном историческом отрезке воссоздать Осетинскую Духовную комиссию особого успеха не принесла. При этом остро встает вопрос о национальном составе проповедников. Происходит замена духовных грузинских лиц на русских. Это объясняется стремлением царского правительства, во-первых, обеспечить политическую лояльность проповедников к России в условиях национально-освободительной борьбы народов Кавказа и, во-вторых, с помощью православных русских миссионеров приобщить население присоединенных территорий к правилам и порядкам империи. Параллельно с этим русское правительство изыскивало и другие альтернативные способы укрепления своего господства в регионе.
Активно РПЦ смогла продолжать осуществление своей миссии только после окончания Кавказской войны. В 1860 г. создается «Общество восстановления православного христианства на Кавказе». В этот период меняются политические установки в отношении православия. В условиях проведения административной, судебной и других реформ в Дагестанской области, царским правительством ставится Обществу задача концентрировать свое внимание на культурно-просветительской деятельности.
Наряду с этим во второй половине XVIII — начале XX века особо остро стоял вопрос об отношении официального православия к старообрядчеству и сектантству. В этом проявлялась так называемая «внутренняя» миссия РПЦ. Однако, ни духовные комиссии, работавшие на Кавказе, ни «Общество восстановления христианства на Кавказе», ни строительство церквей специально для «постепенного вразумления отпадших от православия» не возымели должного действия и не имели ожидаемого успеха.
В религиозном пространстве Дагестана положение казачества в исследуемый период может рассматриваться с позиции «верующий — иноверец». В полиэтническом и поликонфессиональном окружении православие выступало одним из консолидирующих признаков казачьих сообществ Нижнего Терека. В казачьих регионах Терека в условиях веротерпимости, борьба с расколом не приобрела крайних форм. Наконец, Закон 1905 г. фактически узаконил старообрядчество. Его адепты в начале XX в. могли строить церкви и молитвенные дома и школы, духовенство получило право священий.
Сохранение значительного числа военных частей на территории Дагестанской области усиливает позиции православия. Военное православное духовенство должно было стать оплотом и проводником влияния царизма на Северном Кавказе и, в частности, в Дагестане. В ходе своей деятельности РПЦ в армии осуществляет под контролем правительства ряд функций — охранительную, стабилизирующую, культурно-просветительскую и другие.
Все кадровые конные полки, пластунские батальоны и артиллерийские ' батареи, расквартированные на территории Терской и Дагестанской областей, имели постоянных священников. Ежегодно Благочинный Кавказского. линейного батальона предоставлял формулярные списки о службе священников во вверенном ему благочинии.
Помимо своих прямых обязанностей по службе военное православное духовенство выполняло массу поручений гражданской власти. Делалось это добровольно, в меру понимания своего пастырского долга. Именно священники первыми планомерно и скрупулезно занялись социальной работой среди населения. Настоятели церквей заполняли бланки (таблицы) со сведениями о числе родившихся, сочетавшихся браком и умерших, отправляли их благочинным для Статистического комитета. На военное православное духовенство была возложена задача обеспечения общего морального фактора в армии.
Основой экономики Терской и Дагестанской областей был аграрный сектор. Этим объясняется тот факт, что благосостояние приходов и обеспеченность самой Владикавказской епархии, в которую территориально входили перечисленные области, определялось тремя источниками. Прежде всего суммой, получаемой от земельных участков. Следующий источник — сумма, перечисляемая епархии, а через нее приходам из Святейшего Синода. Третий источник формировался суммой, из доброхотных пожертвований прихожан. Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь, будучи владельцем значительным количеством земли вел свое собственное хозяйство, сдавал землю и рыбные промыслы в аренду. Главной рабочей силой в сельском хозяйстве монастыря были наемные рабочие, а также паломники и послушники. Главную прибыль городским и сельским церквям Дагестана приносили продажа свечей, икон, кружечные и другие сборы, плата за выполнение обрядов и т. п.
В пореформенный период правительство активизирует политику по скорейшему заселению края русским населением. В то же время для переселения на Кавказ, и в том числе на Нижний Терек и в Дагестанскую область действовал целый ряд преград. Это связано со сложной обстановкой в «зами-. ренном» крае. Не последнюю роль в них играл и религиозный фактор. На рубеже 70−80 — гг. XIX века в Дагестане было образовано значительное число, православных сел из числа отставных солдат. Основными районами заселения православного населения Дагестана были Кизлярский уезд Терской области и Хасавюртовский отдел Дагестанской области, а также города Дагестана — Дербент, Порт-Петровск, Темир-Хан-Шура. Акцентируя внимание на вероисповедании переселенцев, правительство тем самым способствовало распространению православной религии и укреплению ее позиций в крае.
Процесс формирования и функционирования православных организаций в Дагестане имел ряд особенностей, прежде всего связанных с системой военно-народного управления, активным заселением края православным населением, развитием капиталистических отношений. Из спектра проблем, выявившихся в процессе формирования приходов РПЦ в регионе, наиболее сложными были следующие:
— нехватка священнои церковнослужителей;
— подчинение духовенства бывшего Кавказского Линейного казачьего войска главному священнику Кавказской армии, находившемуся в Тифлисеиз-за отдаленности управление на практике не осуществлялось;
— споры о передаче имущества упраздненных церквей, о разграничении компетенции, переписка по поводу строительства и обустройства батальонных церквей;
— наличие в Нижнем Тереке большого числа старообрядцев и сектантов, значительной частью которых были казаки;
— разногласия в вопросах наделения и пользования землей духовенства и местного населения.
Отметим, что первые три проблемы в конце XIX — начале XX в. были устранены, остальные оставались актуальными вплоть до 1917 г.
Среди положительных аспектов деятельности РПЦ в Дагестане необходимо отметить ее духовно-просветительскую работу. Основными формами такой деятельности являлись:
— привлечение образованной интеллигенции из числа приезжих православных и местных принявших православие к созданию в городах края культурных центров;
— открытие в городах, слободках и селах церковно-приходских школ, что способствовало увеличению числа грамотного населения в крае;
— открытие при Кизлярском Крестовоздвиженском монастыре приюта для бездомных детей, где по возможности им давали образование;
— создание библиотек и т. д.
Динамика увеличения церковно-приходских школ в Дагестане показывает, что в крае интенсивно шел образовательный процесс, в котором Русская Православная Церковь играла не последнюю роль. Однако церковноприходские школы, как правило, продолжали оставаться одноклассными и по количеству учащихся значительно уступали светским, вследствие чего население рассматривало эти школы в качестве начальной ступени образования.
Русская Православная Церковь была одним из основных орудий царского правительства в осуществлении социальной и культурно-просветительской политики. В Дагестане приходское духовенство играло важную роль в народном образовании, просвещении, сохранении народной нравственности. Именно священники первыми в регионе занялись социальной работой среди населения и планомерно проводили ее. Например, они выполняли сакральную функцию, без которой сложно представить традиционное общество.
Анализ рассматриваемой нами темы свидетельствует о том, что дополнительного специального изучения заслуживают проблемы:
1. Взаимоотношения православной церкви с другими христианскими толками (армяно-григорианской, католической и протестантскими церквами) на территории Дагестана во второй половине XVIII — начале XX веков.
2. Взаимоотношения православной и других христианских церквей' с господствующим в Дагестанской области исламом (на уровне духовенства, в повседневной жизни, на бытовом уровне) во второй половине XIX — начале XX веков.
3. История подвижничества православных священнослужителей в годы войн.
4. Традиции осуществления социальной политики в Дагестане во второй половине XVIII — начале XX веков и роль Русской Православной Церкви в ее реализации.
Объективное изучение предложенных и иных проблем на наш взгляд позволит определить более адекватную этноконфессиональную политику на Северном Кавказе и в частности в Дагестане.
Терминологический словарь.
Антиминс — вместопрестольникосвященный плат, с изображением положения во гроб Иисуса Христакладется на престол церковный при совершении св. евхаристии.
Безместный священник — священник, не имеющий места службы. Благочинный — священник, которому поручено благочиние, округ, несколько церквей, причтов и приходов.
Доношение — докладывать, уведомлять начальство о чем, словесно или письменнодоводить до сведениярапорт начальству.
Отношение — по службе: старший предписывает, младший доносит, равный сноситься, относится.
Епископ — священноначальник всей епархии, архиерей.
Бпитимия — духовное взыскание, наказаниеисправительная кара церковью кающегося грешника.
Заказ — благочиние или духовный округ в ведении благочинного. Заказчик — управитель архиерейского дома или монастыря. Игумен — настоятель монастыря.
Кошельковые деньги — деньги, собираемые в церкви в особый кошелек. Мирянин — светский, недуховный человек.
Миссия — общество духовенства, посылаемое для обращения неверных или иноверцевмиссионер — член, брат духовной миссии, законо (веро-, христо-) учитель, просветитель, проповедник.
Наперсный крест — крест, жалуемый в награду священникам. Новокрещенец — недавно принявший святое крещение. Отводить — назначать что кому, отделять, отдавать, определять. Сказка — всякое деловое показанье, объяснениесписки всего наличного. Патер — священник римско-каталической церкви, ксенз. Пресвитер — священник, иерей.
Причетник — клирик, церковнослужитель, дьяк, пономарь, звонарь и пр. Причт — клир, священно и церковнослужители одного прихода. Пустынник — отшельник, живущий одинокой, созерцательной жизнью в безлюдье.
Сношение — сообщаться, переговариваться через кого, переписываться. По службе: старший предписывает, младший доносит, равный сноситься, относится.
Сула — ягодный сок.
Церковный приход — община, принадлежащая, по духовным требам, к одной церкви.
Хлебное жалование — определенная плата за службу съестными и другими припасами.
Экзарх — архиепископ, управляющий церквами отдельной области, например Экзарх Грузии.
Список принятых сокращений.
АКАК — Акты Кавказской Археологической Комиссии.
ВЭВ — Владикавказские епархиальные ведомости.
ГАКК — Государственный Архив Краснодарского Края.
ГАСК — Государственный Архив Ставропольского Края.
ГАРФ — Государственный Архив Российской Федерации.
ЕИВ — Его Императорское Величество.
КК — Кавказский календарь.
КЭВ — Кавказские епархиальные ведомости.
ОДК — Осетинская Духовная комиссия.
ПСЗ — Полное собрание законов.
РГИА — Российский Государственный Исторический Архив РПЦ — Русская Православная Церковь.
РФ ИИАЭ ДНЦ РАН — Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского Научного Центра Российской Академии Наук СЭВ — Ставропольские епархиальные ведомости.
ЦГА РД — Центральный Государственный Архив Республики Дагестан.