Электромеханический привод ленточного конвейера
ОПИСАНИЕ ПРИВОДА ЛЕНТОЧНОГО ТРАНСПОРТЕРА Электромеханическая система состоит из электродвигателя, передаточного механизма и при необходимости управляющих устройств. Электромеханический привод (ЭМП) (электродвигатель и передаточный механизм) обеспечивает требуемое движение почтообрабатывающего оборудования. Передаточный механизм (редуктор) связывает электродвигатель с исполнительным механизмом… Читать ещё >
Электромеханический привод ленточного конвейера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования
" ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ"
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПОЧТЫ КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине
«ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПОЧТООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ»
Выполнила студентка гр. ПС-962 Г. А. Вакулко Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ Введение
1. Описание привода ленточного транспортера
2. Выбор электродвигателя и расчет его мощности
3. Кинематический расчет редуктора
4. Геометрический расчет редуктора
5. Выбор опор валов
6. Расчет времени разгона и выбега привода Литература Приложение, А Уточненная кинематическая схема привода Приложение Б Компоновочная схема редуктора
ВВЕДЕНИЕ
Целью данного курсового проекта является проектирование электромеханического привода (ЭМП) ленточного транспортёра по заданной скорости движения ленты транспортера и момента нагрузки на валу. Основные вопросы, относящиеся к проектированию ЭМП, являются общими для разных видов приводов. При проектировании ЭМП необходимо решить следующие задачи:
— правильно выбрать двигатель, рассчитав его необходимую мощность;
— найти общее передаточное отношение редуктора и разбить его по ступеням;
— рассчитать параметры кинематической схемы редуктора;
— рассчитать время разгона и выбега привода.
Электромеханическая система состоит из электродвигателя, передаточного механизма и при необходимости управляющих устройств. Электромеханический привод (ЭМП) (электродвигатель и передаточный механизм) обеспечивает требуемое движение почтообрабатывающего оборудования. Передаточный механизм (редуктор) связывает электродвигатель с исполнительным механизмом. Исполнительный механизм создает нагрузку на выходном валу редуктора.
В зависимости от характера работы ЭМП бывает нерегулируемый и регулируемый или следящий. Нерегулируемый привод обеспечивает требуемое движение устройств, для которых характерен продолжительный режим работы при номинальных характеристиках.
Регулируемый или следящий ЭМП предназначен для работы в автоматических системах. Для него характерны повторно-кратковременные режимы работы, большая частота пусков и реверсов, наличие управляющих устройств.
1. ОПИСАНИЕ ПРИВОДА ЛЕНТОЧНОГО ТРАНСПОРТЕРА Электромеханическая система состоит из электродвигателя, передаточного механизма и при необходимости управляющих устройств. Электромеханический привод (ЭМП) (электродвигатель и передаточный механизм) обеспечивает требуемое движение почтообрабатывающего оборудования. Передаточный механизм (редуктор) связывает электродвигатель с исполнительным механизмом. Исполнительный механизм создает нагрузку на выходном валу редуктора.
В зависимости от характера работы ЭМП бывает нерегулируемый и регулируемый или следящий. Нерегулируемый привод обеспечивает требуемое движение устройств, для которых характерен продолжительный режим работы при номинальных характеристиках.
Регулируемый или следящий ЭМП предназначен для работы в автоматических системах. Для него характерны повторно-кратковременные режимы работы, большая частота пусков и реверсов, наличие управляющих устройств.
Согласно 5 варианту задания на рисунке 1 приведена кинематическая схема привода с цилиндрическим двухступенчатым соосным редуктором.
Рисунок 1 — Кинематическая схема привода где:
1 — электродвигатель;
2 — муфта;
3 — редуктор (I, II, III — валы);
4 — муфта;
5 — барабан приводной;
6 — лента транспортера.
Также заданы следующие условия:
Синхронная скорость вращения электродвигателя — 1000 об/мин.
Диаметр барабана транспортера — 320 мм.
Момент инерции:
— нагрузки, приведенный к валу III редуктора Јн=10Јр;
— ротора двигателя Јд=0,1Јр;
— муфты 2 Јм=0,05Јр, где Јр — приведенный к валу I момент инерции редуктора.
Скорость движения ленты транспортёра V=0,9, м/с.
Момент нагрузки на валу II Мн=60, Н? м.
В данном приводе ленточного конвейера осуществляется последовательная передача работы (мощности).
Электродвигатель 1 и редуктор 3 соединены между собой муфтой 2. Редуктор состоит из корпуса, в котором помещены элементы зубчатой передачи — зубчатые колеса, валы, подшипники. Вращательное движение через муфту, соединяющую вал электродвигателя 1 и вал шестерни (Z1) быстроходной ступени, придается промежуточному валу II. Далее вращение передается через тихоходную ступень ведомому валу III. Через муфту 4 вращение передается на вал барабана 5. Вращающийся барабан приводит конвейер в рабочее состояние. Необходимое сцепление транспортной ленты 6 с приводным барабаном 5 для перемещения грузов обеспечивает натяжной барабан.
2. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И РАССЧЕТ ЕГО МОЩНОСТИ
Предварительный выбор электродвигателя заключается в установлении типа и серии двигателя. При выборе серии электродвигателя в первую очередь следует установить, для каких целей предназначен двигатель. Серия электродвигателя будет зависеть от того, в каком электромеханическом приводе он будет использоваться, а также от режима работы электропривода. Вместе с этим следует установить источник электропитания и род тока. Выбор конкретного типа двигателя производится с учетом требуемой мощности.
Основные рекомендации по выбору электродвигателя сводятся к следующему.
Для нерегулируемого привода длительного действия желательно выбирать двигатель, имеющий большой ресурс работы, высокий КПД и заданную механическую характеристику. Если необходима высокая стабильность скорости вращения, то применяют синхронные двигатели переменного тока или двигатели постоянного тока с регуляторами скорости. Для нерегулируемого привода кратковременного или повторно кратковременного действия выбирают двигатели с небольшим ресурсом работы, но с большими значениями пусковых моментов. Такими двигателями являются высокоскоростные двигатели постоянного тока со скоростью вращения 9000 — 12 000 об/мин. Применять двигатели с меньшей скоростью целесообразно тогда, когда срок службы высокоскоростного двигателя меньше, чем заданный ресурс работы привода.
В регулируемом приводе применяют электродвигатели с минимальным значением величины электромеханической постоянной времени и максимально допустимой частотой пусков и реверсов: исполнительные двигатели постоянного и переменного токов. При этом лучше выбирать двигатели со скоростью вращения 2500 — 4500 об/мин. Однако при малых скоростях снижается КПД двигателя, увеличиваются его габариты и масса.
Анализ перечисленных требований позволяет наметить необходимую серию, а выбор конкретного типа электродвигателя производится с учетом требуемой мощности. Выбор двигателя по мощности заключается в установлении номинального значения его мощности РНом, которое должно быль больше или равно расчетному значению мощности Р на валу двигателя.
Исходными данными для выбора двигателя является его расчетная мощность Рд. Если ЭМП работает при постоянной нагрузке Мн, мощность двигателя определяют по формуле:
(Вт) (1)
где Мн — момент нагрузки на выходном валу редуктора в Н*м;
щвых — угловая скорость выходного вала редуктора, рад/с;
k — коэффициент запаса, учитывающий необходимость преодоления динамических нагрузок в момент разгона, (k= 1,05…1,1);
зо — суммарный коэффициент полезного действия редуктора и муфты 2.
Скорость выходного вала редуктора неизвестна, но ее можно найти через заданную скорость V движения ленты транспортера, так как вал приводного барабана транспортера имеет ту же угловую скорость, что и выходной вал редуктора:
(рад/с) (2)
где dб — диаметр приводного барабана транспортера, м.;
V — скорость движения ленты транспортера, м/с.
Скорость выходного вала редуктора в об/мин соответственно равна
(об/мин) (3)
(об/мин) или (рад/с).
Суммарный коэффициент полезного действия равен:
(4)
где зР — коэффициент полезного действия редуктора, учитывающий потери мощности в опорах и местах передачи движения (зубчатых зацеплениях);
зМ — коэффициент полезного действия муфты 2.
Суммарный коэффициент ЭМП по формуле (4) для данного варианта задания равен:
(5)
где зМ — коэффициент полезного действия муфты;
зР — коэффициент полезного действия редуктора;
зП — коэффициент полезного действия пары подшипников качения (три вала — три пары подшипников зп3);
зЦ — коэффициент полезного действия цилиндрической зубчатой передачи Рассчитаем коэффициент полезного действия механической передачи:
Требуемую мощность двигателя найдем по формуле 1:
На основании полученных данных выбираем электродвигатель АИР71В6/920 с номинальной мощностью Р=0,55 кВт, со скоростью вращения 920 об/мин.
Основными характеристиками электродвигателя являются:
— потребляемый ток при напряжении;
— номинальная частота вращения;
— номинальный момент;
— габаритные размеры;
— масса;
— кпд.
3. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ РЕДУКТОРА Кинематический расчет — разбивка общего передаточного отношения по ступеням. Учитывая, что тип передачи выбран, выбор кинематической схемы механизма состоит в определении числа ступеней.
При определении числа ступеней и распределении общего передаточного отношения по ступеням необходимо учитывать требования, предъявляемые к механизму и условия работы.
Необходимое передаточное число редуктора іp определим по формуле:
(6)
Передаточное отношение, которое можно воспроизвести одной парой зубчатых колес, равно:
(7)
где n1, щ1 (n2, щ2) скорости вращения первого (второго) зубчатого колеса соответственно в об/мин или рад/с; z1, (z2) — число зубьев первого (второго) зубчатого колеса.
Рекомендуемые значения передаточного отношения для двухступенчатой цилиндрической зубчатой передачи i = 8…40;
Общее передаточное отношение привода разбивают по отдельным ступеням (оно равно произведению передаточных отношений отдельных ступеней).
(8)
где iб, iт — передаточные отношения соответственно быстро-и тихоходной ступеней.
Для нашего двухступенчатого зубчатого редуктора это две последовательно расположенные цилиндрические зубчатые передачи.
Подставив имеющиеся данные в формулу (6) получим:
.
Произведем разбивку iр по ступеням привода. Так как iр известно, то из таблицы рекомендуемых передаточных отношений быстроходной и тихоходной ступеням iб=4,1, iт=4,1.
Произведем проверку соответствия табличных данных расчетным по следующей формуле:
Это значение почти соответствует заданному. Отклонение составило. Значит, в наших расчетах данное условие выполняется.
Из исходных данных имеем:
Пусть Z1=Z3=20, отсюда определим Z2 и Z4:
Рассчитаем частоту вращения и угловые скорости ведущего, промежуточного и ведомого валов, причем i1=iб; i2=iт.
Для ведущего вала:
Для промежуточного вала:
Для ведомого вала:
4. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ РЕДУКТОРА Коэффициент полезного действия редуктора равен:
(9)
где Рвых, Р1 — мощность в Вт на выходном и ведущем валах редуктора;
щвых, щном — соответственно угловые скорости в рад/с выходного и ведущего вала (вала I) редуктора;
Мн, Т1 — соответственно момент нагрузки (крутящий момент на выходном валу) и крутящий момент на ведущем валу в Н? м.
Рассчитаем вращающие (крутящие) моменты на валах редуктора. Крутящий момент на выходном валу равен моменту нагрузки, т. е. ТIII=Мн=60 Н.м.
Крутящий момент на валу I рассчитаем по формуле:
(10)
Подставим имеющиеся данные:
Крутящий момент на валу II рассчитаем по формуле:
(11)
Определимся с типами зубчатых передач редуктора: быстроходная ступень — цилиндрическая прямозубая; тихоходная ступень — также цилиндрическая прямозубая. Далее необходимо определиться с материалом зубчатых колес. Для изготовления шестерни и колеса примем наиболее распространенную Сталь 45 с термообработкой — улучшение. Выберем для шестерни среднюю твердость 280НВ1; для колеса — 250НВ2 при диаметре заготовки шестерни D80 мм; при предлагаемой ширине заготовки колеса S80 мм.
Зубчатые колеса ступени, находящиеся в зацеплении, имеют одинаковый модуль m, который определяют из расчетов на прочность. Расчет модуля для прямозубой цилиндрической передачи произведем исходя из условия прочности зубьев наиболее нагруженного колеса (меньшего колеса — шестерни). Размеры модуля стандартизированы .
Значение модуля зацепления в зависимости от рассчитанного передаваемого крутящего момента и материала колес для прямозубого колеса с числом зубьев z=20 определим по рисунку 1.
Определенный модуль зацепления должен быть округлен до ближайшего большего стандартного значения. Величины рекомендуемого ГОСТом модуля зацепления (в мм) приведены ниже:
1-й ряд 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8.
2-й ряд 0,55; 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7,9.
1й ряд предпочтем 2-му.
Из рисунка 1 мы определили модуль первого ряда равен 1,4 (по ГОСТу 1,5), и модуль второго ряда равен 1,9 (по ГОСТу 2). Для последующих расчетов модуль равен 2 (с запасом прочности).
Рисунок 1 — Графическая зависимость m=f (T) для прямозубых нереверсивных передач (z=20)
Длительный диаметр для прямозубого колеса:
(12)
Определим делительный диаметр по данной формуле для шестерни и колеса соответственно:
;
Межосевое расстояние цилиндрической зубчатой передачи равно полусумме делительных диаметров колеса dк и шестерни dш.:
(13)
Определим межосевое расстояние между валами:
Ширина венца в цилиндрического зубчатого колеса определяется по формуле:
(14)
где коэффициент ширины зубчатого венца колеса относительно межосевого расстояния принимают в зависимости от положения колес относительно опор: при несимметричном расположении = (0,25…0,4).
Поставим имеющиеся данные в формулу 14 и получим ширину венца:
Диаметры вершин dа и впадин df зубьев цилиндрических зубчатых колес определяются по следующим формулам:
(15)
(16)
где hа — высота головки зуба (hа = m);
h f — высота ножки зуба (при m1,0 h f = 1,25m; при m<1.0 h f = 1.35m).
Диаметр вершин шестерни и колеса соответственно равен:
Диаметр впадин шестерни и колеса соответственно равен:
Рассчитаем диаметры валов по следующей формуле:
(17)
где Т — крутящий момент Н? мм;
[] - допускаемое напряжение материала вала на кручение в МПа.
Используя формулу (17) рассчитаем диаметры валов:
— диаметр вала I ;
— диаметр вала II
— диаметр вала III
Кинематический и геометрический расчеты редуктора представляют в уточненной кинематической схеме привода.
5. ВЫБОР ОПОР ВАЛОВ Подбор подшипников можно произвести ориентировочно по диаметрам валов. Внутренние диаметры подшипников принимают не менее рассчитанных диаметров валов. Выбор типа (радиальный, радиально-упорный и т. д.) производят исходя из кинематической схемы редуктора. Обычно подбирают подшипники легкой или средней серии. Для прямозубых цилиндрических передач рекомендуют радиальные, для цилиндрических косозубых, червячных — радиально-упорные подшипники.
Шарикоподшипники радиально-упорные однорядные предназначены для восприятия комбинированных: радиальных и осевых нагрузок (косозубые, конические и червячные передачи), действующих на вал. Одинарный радиально-упорный подшипник может воспринимать осевую нагрузку, действующую в одном направлении. Подшипники, смонтированные попарно, воспринимают осевые усилия, действующие в обоих направлениях.
По данным для валов можно принять подшипники шариковые радиальные однорядные с внутренним диаметром 12,17,30 мм соответственно каждому валу, с параметрами представленными в таблице 1.
Таблица 1 — Подшипники шариковые радиальные однорядные
Обозначение подшипников | d | D | B | r | Масса, кг | |
0,5 | 0,005 | |||||
1,5 | 0,115 | |||||
0,331 | ||||||
6. РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ РАЗГОНА И ВЫБЕГА ПРИВОДА Для механизмов, режим работы которых характеризуется периодическими остановками, необходимо при проектировании редуктора стремиться обеспечить минимальное значение приведённого к валу электродвигателя момента инерции. Уменьшение приведённого момента инерции редуктора будет способствовать уменьшению инерционных нагрузок, которые в некоторых случаях могут значительно превышать статические нагрузки на опоры редуктора.
Приведенный момент инерции двигателя определим по формуле:
(18)
где Jр — приведенный к входному валу момент инерции редуктора, кг*м2;
Jм — момент инерции муфты, кг*м2;
Jд — момент инерции двигателя, кг*м2;
Jн — момент инерции нагрузки, приведенного к выходному валу редуктора, кг*м2;
— скорость вращения выходного и входного вала редуктора, рад/с2.
Момент инерции редуктора, приведенный к валу электродвигателя равен:
(19)
где J1, J2, J3 — моменты инерции первого, второго, третьего валов, кг*м2.
i12, iр — передаточное отношение между входным и выходным валами редуктора.
Моменты инерции всех валов определим по формуле:
(20)
где m, r — соответственно масса и радиус тела.
Масса вращающегося симметричного тела радиусом r и длиной l равна:
(21)
где с — плотность стали, равная 7,8*103 кг/м3.
Момент инерции для ведущего, промежуточного и ведомого валов будем рассчитывать по формуле:
(22)
Момент инерции зубчатого колеса с числом зубьев Z будем рассчитывать, при этом учитывая, что. Значит, после преобразования, момент инерции будет иметь следующий вид:
(23)
Рассчитаем момент инерции для ведущего вала:
Для определения Jвала и Jz1 применим формулы (22) и (23). Подставив данные, получим:
Рассчитаем момент инерции для промежуточного вала:
Для определения JвалаII, Jz2, Jz3 применим формулы (22) и (23). Получим:
Рассчитаем момент инерции для ведомого вала:
.
Для определения JвалаIII, Jz4 применим формулы (22) и (23).
Подставим имеющиеся данные в формулу (18). Получим:
Значит, момент инерции, приведенный к валу электродвигателя, равен Произведем расчет времени разгона и останова электродвигателя.
Время движения от начала до окончания движения рабочего звена называют полным временем движения.
Обычно режим движения связывают с движением вала электродвигателя.
Различают следующие режимы движения:
— разбег — процесс движения от начала движения до номинальной скорости.
— установившийся режим — движение с постоянной или незначительно изменяющейся скоростью.
Время разгона системы определяется по формуле:
(24)
где Тм — электромеханическая постоянная системы, которая определяется по формуле:
(25)
где Мп, Мном — соответственно пусковой и номинальный моменты выбранного электродвигателя, Н.м;
Jпр.- приведенный момент инерции системы (кг?м2).
Так как, а из таблицы известно, что, значит, Подставив имеющиеся данные в формулу (24), получим:
Время останова системы (при отключении электродвигателя) равно:
(26)
где Мн — момент нагрузки на выходном валу, Н.м;
— приведенный к валу электродвигателя момент нагрузки, Н.м.
Найдем время останова и разгона электродвигателя. Подставим имеющиеся данные в формулу (26) и (24). Получим:
.
электромеханический привод транспортер редуктор
1. М. И. Фролов Техническая механика: Детали машин — Учеб. для машиностр. спец. техникумов. — 2-е изд., доп.-М.: Высш. Шк., 1990. — 352 с.: ил.
2. М. С. Мовнин, А. Б. Израелит, А. Г. Рубашкин Руководство к решению задач по технической механике. Учебн. пособие для техникумов. М., «Высшая школа», 1977. — 400 с. с ил.
3. Г. М. Ицкевич, Б. Б. Ланич Курсовое проектирование деталей машин. Учебно — справочное пособие — 5-е изд., стереотипное — М.; Машиностроение, 1965 — 596 стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
УТОЧНЕННАЯ КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРИВОДА с цилиндрическим двухступенчатым соосным редуктором
ПРИЛОЖЕНИЕ Б КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА ПРИВОДА С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ ДВУХСТУПЕНЧАТЫМ СООСНЫМ РЕДУКТОРОМ