Повседневная жизнь советской семьи в первое послевоенное десятилетие
Источниковедческий обзор. В работе используются разного вида исторические источники, которые можно классифицировать следующим образом: мемуарные источники, воспоминания людей о том, как складывалась их жизнь после войны; также используются официальные документы и письма. Например, из такого рода документов используется закон СССР от 23 июня 1945 года «О Демобилизации старших возрастов личного… Читать ещё >
Повседневная жизнь советской семьи в первое послевоенное десятилетие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оглавление Введение Глава 1. Процесс восстановления мирной жизни после Великой Отечественной войны: основные тенденции послевоенного десятилетия
§ 1. Проблемы материально-бытового обеспечения семей инвалидов Великой Отечественной войны и трудоустройства демобилизованных фронтовиков как аспект повседневной жизни
§ 2. Процесс реэвакуации населения как основная тенденция послевоенного десятилетия Глава 2. Условия повседневной жизни в послевоенный период
§ 1. Основные аспекты быта: питание, жилище и повседневный досуг Список использованных источников и литературы
Актуальность темы
Давайте отметим, почему тема повседневной жизни семьи, отдельного человека на исторической сцене стала актуальной? В основном, с разрушением советской модели государства, с установкой политического плюрализма в новом государстве была дана установка «сверху» о том, чтобы наряду с «большой историей» началось исследования в новом для исторической науки направлении «исторической антропологии», «истории снизу», «истории маленького человека». Не смотря на исследования 60 — х и 80 — х годов ХХ века, это направление до сих пор является в истории самым молодым. Почему именно повседневность? Наверное, потому что «история маленького человека» должна преобладать над «большой историей» в связи с богатством исторических источников, история не всегда должна быть объективной, но и субъективной: мемуары и воспоминания отдельных людей содержат огромную долю субъективности, благодаря чему мы можем узнать различные точки зрения на те или иные исторические процессы и потрясения — например, последствия Великой Отечественной войны: голод 1946 — 1947 года, восстановление сельского хозяйства и промышленности, массовая смертность и т. д. Углубленное изучение и анализ субъективных исторических источников: мемуаров, воспоминаний, писем — является основным методом и способом изучения «истории повседневности».
После окончания Великой отечественной войны начинается процесс становления мирной жизни — вопрос, по сути, актуален тем, что многие проблемы по этой теме не были разрешены: современные ученые продолжают изучение повседневной жизни. Безусловно, эта тема останется еще на протяжении многих десятков лет актуальной; давайте обратим внимание на значение слова «повседневность», которое означает каждодневность, будничность или вседневность. Знание повседневной жизни позволяет нам узнать устройство общества, в данном случае советского общества. Итак, многие ученые в повседневность относят следующие аспекты: взаимоотношение одного индивида с другим индивидом, индивида с обществом; уклад жизни человека, условия существования и повседневную деятельность человека, правила общения между членами семьи и нормы взаимоотношений между полами. Все люди постоянно в мире сталкиваются с повседневными проблемами, ориентируются в них и пробуют их решать — все это не может не вызывать интерес у людей. После событий Второй мировой войны и Великой Отечественной войны стали обращать внимание на человеческие судьбы, «исковерканные» войной, именно, это и достойного размышления здраво мыслящего ученого. Начиная с 60 — х годов и заканчивая 80- ми годами ХХ века, историки — антропологи вели остро дискуссионные темы, дебаты по истории «повседневности»: до сих пор продолжается сбор важных документов, мемуаров отдельных людей и другого рода источников по «истории повседневности». Исходя из выше сказанного, можно твердо аргументировать об актуализации данной темы: опираясь на знания зарубежных историков по истории повседневности, российские ученые в дальнейшем разрабатывают эту теорию, методы и принципы исследования «повседневности».
Цель курсовой работы — изучить и проанализировать основные аспекты в повседневной жизни семьи: повседневный быт и деятельность, семейный уклад жизни, правила взаимоотношений между членами семьи, условия жизни в период первого десятилетия после Великой Отечественной войны.
Итак, какими способами можно достичь поставленную цель курсовой работы? Можно выделить следующие основные задачи по данной работе: 1. Раскрыть основные тенденции послевоенного десятилетия: изучить основные проблемы с материальным обеспечением и трудоустройством семей инвалидов и демобилизованных фронтовиков и процесс послевоенной реэвакуации населения и трудности, связанные с этим.
2. Расширение знаний по теории повседневной жизни, а именно охарактеризовать сведения об условиях жизни в семье в период мирного становления жизни после Великой Отечественной жизни: раскрыть вопросы о питании, жилище и послевоенном досуге, нормах повседневных взаимоотношений;
3. Сопоставить новые теоретические знания с ранее изученным материалом;
4. Проанализировать изученный материал и сделать соответствующие выводы по нему.
Объект исследования — советская семья, жившая в период первого послевоенного десятилетия, после 1945 года;
Предмет исследования — повседневный быт и деятельность, семейный уклад жизни, правила взаимоотношений между членами семьи, условия жизни в период первого десятилетия после Великой Отечественной войны.
Источниковедческий обзор. В работе используются разного вида исторические источники, которые можно классифицировать следующим образом: мемуарные источники, воспоминания людей о том, как складывалась их жизнь после войны; также используются официальные документы и письма. Например, из такого рода документов используется закон СССР от 23 июня 1945 года «О Демобилизации старших возрастов личного состава Красной Армии» СССР. Законы. О демобилизации старших возрастов личного состава Действующей Армии: закон от 23. 06. 1945. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4545.htm. (Дата обращения: 06.02.2015). Также в данной курсовой работе используются воспоминания военнослужащих, демобилизованных после войны, воспоминания «детей и жертв войны»: воспоминания Болябкиной Н. Н. Воспоминания «детей войны» [Электронный ресурс]. — URL: http://timos.ucoz.ru/publ/vospominanija_quotdetej_vojnyquot/boljabkina_n_n/boljabkina_n_n/29−1-0−40.(Дата обращения: 06.02.2015)., Иващенко Галины Ивановны Иващенко Г. Н. Воспоминания о военных и первых послевоенных годах [Электронный ресурс]. URL: http://www.liveinternet.ru/users/dejavu57/post302766212/.(Дата обращения: 06.02.2015).; воспоминания о послевоенной моде и т. д. Русская мода ХХ века: 1930;1950 годы [Электронный ресурс]. URL: http://amnesia.pavelbers.com/Russkaja%20moda%2020%20veka2.htm. — (Дата обращения: 06.02.2015). По данной теме преобладающим видом источников являются воспоминания людей живших в послевоенный период, база официальных документов в данной работе: законов, указов — предоставлена очень узко.
Историографический обзор. Многие ученые вложили свой вклад в разработку темы повседневности: одним из таких людей стала Наталья Пушкарева, российский историк — антрополог, написавшая множество работ в этом направлении, например «Частное и общественное: гендерный аспект» Частное и общественное: гендерный аспект. Материалы Четвертой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. Ярославль, 20 — 22 октября 2011 г. / отв. редакторы: Н. Л. Пушкарева, Н. В. Новикова, М. Г. Муравьева [и др.]. М.: ИЭА РАН, 2011. Т. 1. 555 с. и «История повседневности: предмет и методы» Пушкарева Н. Л. История повседневности: предмет и методы // Социальная история. Ежегодник, 2007. М., 2008. С. 9 — 54., а также А. В. Ильясова Ильясова А. В. «История повседневности» в современной российской историографии // Будущее нашего прошлого: мат. науч. конф. Москва, 15−16 июня 2011 г. М.: РГГУ, 2011. С. 159 — 169., сотрудник ФИПП РГГУ, написавшая работу «„История повседневности“ в современной российской историографии». Современные антропологи отмечали в своих работах, что в связи с тем, что в 80 — е годы ХХ века был сделан радикальный поворот в изучении социума, стали обращаться к «истории в лицах»: на историческую сцену стал возвращаться индивид. «Что это значит?» — можно задать вопрос. Многие российские философы — идеалисты, особенно в дореволюционный период и в начальный период становления советского государства, считали, что термин «повседневное» не достоин их внимания, изучения, видя в нем что-то обыденное, не нуждающееся научного размышления, понятное и закономерное каждому человеку: но каждый ли способен в этом разобраться?
Спецификой историографического обзора является наличие литературы постсоветского периода. Так как новое направление — история повседневности — в исторической науке началось развиваться лишь в 60 — 80 — е годы ХХ века, база советской литературы была маленькой и существовали единичные работы, в данной работе она не будет предоставлена. В работе используется литература следующих исследователей:
Дмитрия Александровича Прицева Прицев Д. А. Повседневная жизнь послевоенного советского общества в 1945 — 1953 гг. в российской историографии // Труды исторического факультета БГУ: наук. сб. Вып. 8 ]. Минск, 2013. С. 193−201., аспиранта кафедры по истории России Белорусского университета «Повседневная жизнь послевоенного советского общества в 1945 — 1953 гг. в российской историографии» — в его работе затрагиваются основные труды, обзор исследований по новому направлению — «истории повседневности», перечисляя основных исследователей и их работы, выделяя подходы и методы изучения этих исследователей: какие критерии выделяются данными учеными в изучении «повседневности», что их интересует — стереотипы, уклад жизни, социальные процессы, ценностные установки (аксиология) или среда обитания. Автор делает акценты на монографической работе О. Л. Лейбовича Лейбович О. Л. В городе М. Очерки социальной повседневности советской провинции. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 296 с. «В городе М. Очерки социальной повседневности советской провинции в 40—50_х гг.» — затрагиваются изменения в послевоенной повседневной жизни политической элиты; на работе В. А. Антипиной «Повседневная жизнь советских писателей. 1930—1950_е годы» — из этой работы подчеркивает изменение культурной среды индивида как аспект повседневной жизни людей.
Равили Рахимяновны Хисамутдиновой Хисамутдинова Р. Р. Послевоенная демобилизация и проблемы, связанные с ней // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2006. № 4. С. 58−64. «Послевоенная демобилизация и проблемы, связанные с ней» — в этой статье описываются трудности, связанные с демобилизацией военнослужащих, целью статьи было ознакомление с положением военнослужащих после войны: вопросы о трудоустройстве, помощи со стороны государства в материально — бытовой поддержке. Исследователь приводит в статье положение закона СССР «О демобилизации военнослужащих старшего возраста личного состава Красной Армии», акцентируя внимание на то, что государство не всегда могло выполнить эти требования.
Н.В. Хомяковой Хомякова Н. В. Социальная политика советского государства на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны. 1945 -1953 гг. (на примере Челябинской и Чкаловской областей). Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. 146 с., кандидата исторических наук, «Социальная политика советского государства на Южном Урале после окончания Великой Отечественной Войны. 1945—1953 гг. (на примере Челябинской и Чкаловской областей)». Ценность монографии в том, что она дает важнейшие данные о том, какие были проблемы повседневности после войны, связанные с трудоустройством, выплатой пенсий, материальной поддержки детям и матерям, инвалидам. Эта монография обогащена статистическими данными в области социальной политики государства по защите малоимущих и неполных семей, потерявших своего кормильца.
Л. И. Снегиревой и Т. А. Сафоновой Снегирева Л. И. Реэвакуация гражданского населения из Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1942;1945 годы) // Вестник ТГПУ.2004. № 4. С. 22- 30. «Реэвакуация гражданского населения из Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1942;1945 годы)» — в статье описываются основные этапы Реэвакуации, общее сравнение с эвакуационными процессами, описываются и анализируются проблемы и трудности, связанные с ней, делая акцент на то, что приходилось учитывать опыт работы в этом направлении, деятельность не всегда носила упорядоченный характер и имелись определенные сбои в работе органов.
И.Б. Орлова Орлов И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М.: Издат. дом Гос. ун-та — Высшая школа экономики, 2010. 317 с. «Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления» и М. Н. Федченко Федченко М. Н. Повседневная жизнь советского человека (1945 — 1991 гг.). — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. 231 с. «Повседневная жизнь советского человека (1945 — 1991 гг.)» — основные монографические работы, которые могут нам дать подробную характеристику условий повседневной жизни и основные аспекты — деятельность, досуг, воспитание, взаимоотношения между членами семьи, жилищные условия и роль моды в жизни людей.
Хронологические рамки работы. Нижней границей в хронологии является 1945 год — время, когда заканчивается Великая Отечественная война, начинается мирная жизнь, меняются принципы и условия повседневной жизни, меняются основные ценностные установки в семье, процесс досуга. Верхней границей является 1953 год — смерть И. В. Сталина (Джугашвили), конец периода «позднего сталинизма», смена этого периода «оттепелью», приходом к власти Н. С. Хрущева.
Территориальные рамки работы. Данная работа не ограничивается в территориальных рамках, перечисляются следующие административные районы СССР: Белорусская ССР — Барановичи и Мальковичи, КФССР, Рязанская и Челябинская область, территория Южного Урала — Чкаловская область: Агаповский, Чесменский, Ташлинский и Увельский районы, также приводятся и другие регионы страны в используемой литературе и воспоминаниях рядовых граждан СССР.
Практическая значимость работы. Данную курсовую работу можно использовать при написании дипломной или монографической работы, Также работу можно использовать в качестве лекций и бесед на уроках истории, при построении факультативных занятий: работы по этой теме ранее разрабатывались исследователями в области исторической антропологии и истории повседневности. Курсовая работа содержит анализ и углубленное изучение по теме повседневности, опираясь на результаты работы, можно использовать при написании других курсовых работ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитые на параграфы, заключения и списка используемых источников и литературы.
Первая глава посвящена событиям, развивающимся после Великой Отечественной войны: как меняется повседневная жизнь советских семей в условиях становления мирной жизни. Здесь нужно заострить особое внимание на том, как происходил процесс демобилизации военнослужащих, какие трудности возникали с этим явлением, а именно какое отношение складывается в стране к победителям, какую материальную и бытовую помощь оказывало им советское государство, трудно ли было трудоустроиться на работу. Второй аспект в этой главе был посвящен реэвакуации советских семей в родные места, на свое место жительство: здесь стоит обратиться к мемуарным сведениям и воспоминаниям членов семьи, как им предстояло восстанавливаться, что их ждало при возвращении домой?
Вторая глава подробно дает характеристику условиям повседневной жизни: семейному укладу, деятельности членов семьи, о быте и досуге, воспитании детей. В отдельном параграфе говорится об одежде и роли советской моды в повседневной жизни. А также особое изучение требуют нормы взаимоотношений между полами, складывании в период послевоенного десятилетия матриархата в семье, о главенствующей роли женщины в семье.
Глава 1. Процесс восстановления мирной жизни после Великой Отечественной войны: основные тенденции послевоенного десятилетия
§ 1. Проблемы материально-бытового обеспечения семей инвалидов Великой Отечественной войны и трудоустройства демобилизованных фронтовиков как аспект повседневной жизни
После окончания войны многие солдаты и офицеры хотели вернуться домой, к своим семьям, очагу. Эта жестокая война длилась долго, что нанесло огромный урон по человеческому здоровью. Многие люди возвращались домой инвалидами, потерявшими свое драгоценное здоровье на всю жизнь: кто — то смог восстановиться, а кто — то нет: потеряв при непосредственном контакте с противником руки, ноги, здоровую психику, кто — то получил контузию. И в первую очередь такие люди становились беспомощными, прикованными к одному месту, не имеющие возможность выполнять в домашней обстановке регулярную повседневную работу, а значит фактически утрата для семьи кормильца, главы семьи, и такой человек становился обузой для своих домочадцев.
История имеет много примеров, что многие люди приходили с войны, имея подорванное здоровье, и становились инвалидами. И давайте обратимся к одному из таких примеров воспоминания фронтовика Великой Отечественной войны Филимошина Владимира Петровича (извиняюсь за обильное цитирование):
«Вдруг впереди увидели немецкую пехоту, идущую во весь рост. Моё отделение пулеметным огнём выбило передний ряд. И вдруг наш пулемёт замолчал. Глянул — пулемётчик убит. Отодвинул тело павшего бойца, сам лёг за пулемёт и открыл огонь. Немцы залегли. Мы стали короткими перебежками двигаться вперёд. И снова впереди вражеская пехота. Я опять открыл огонь, и в этот момент был ранен в правую руку. Скомандовал солдату продолжать огонь, а сам скатился в овраг, где командир взвода наложил мне жгут и сделал перевязку». Воспоминания участников Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. URL: http://tinao.mos.ru/towards-the-70th/activities-in-the-settlement-mikhaylovo-yartsevskoe/memoirs-of-participants-of-the-great-patriotic-war.php.(Дата обращения: 06.02.2015).
Из этого маленького рассказа можно подчеркнуть две ситуации: с одной стороны — фронтовик Филимошин был ранен в руку и стал, в связи с этой раной, хотя и не смертельной, инвалидом, а значит после войны, ему полагалась материальная помощь со стороны государства, с другой стороны — мы узнаем о том, что был убит некий пулеметчик, имя которого нам не известно, таким образом, семья погибшего солдата обязана была также получать некоторые льготы.
Государству приходилось заботиться о семьях инвалидов и погибших, ведь в ходе войны погибло много миллионов человек, а это были чьи-то члены семьи. Единственной проблемой и негативной тенденцией в социальном обеспечении инвалидов войны является то, что за более чем год увеличился рост смертности инвалидов, вызванное полуголодным сосуществованием.
Но так как нужны были работники на предприятии, по этой линии стали и устраивать инвалидов, хотя это было весьма трудным и сложным явлением, но, тем не менее, государству приходилось на них затрачивать бюджетные средства. Но, чтобы не являться обузой в семье, непригодных к повседневной деятельности принуждали выполнять посильную работу, выгодную советскому государству, за что человек мог получать дополнительную плату, помимо пенсий.
Существует и по нынешний период следующая ситуация: ни одно советское промышленное предприятие не хотело брать к себе на работу инвалидов, не имеющих возможность полностью себя зарекомендовать в области специальности, многих приходилось также увольнять, не оплачивая их работу. Но стоит отметить, что многие из них соглашались идти на переобучение, которое оплачивало государство.
Н.В. Хомякова также приводит в своей монографии примеры увольнений инвалидов, которые не могли из-за отсутствия здоровья выполнять квалифицированную работу:
«Например, в райОРСе станции Бузулук инвалид Чуриков работал сторожем на хозяйственном дворе, и когда ему предложили работу конюха, которую с ампутированной ногой выполнять не мог, он вынужден был уволиться» Хомякова Н. В. Социальная политика советского государства на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны. 1945 -1953 гг. (на примере Челябинской и Чкаловской областей. Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. C.92.
Единственным утешением и выходом из такой сложной ситуации была материально — бытовая поддержка, дотация военнослужащих, уже после войны демобилизованных, инвалидов войны. Но можно ли так сказать?
Многие органы, содействующие трудоустройству инвалидов, брали их под защиту, устраивая их на работу, при этом не выполняя работу по своей квалификации, можно сказать, брали на подсобную работу таких людей, полностью ручаясь перед ними. И многие люди, рискуя своим последним здоровьем, имея при этом пенсию, хотя и не высокую, работали, чтобы обеспечить себя и всю семью.
Поэтому единственным законом, который бы защищал интересы солдат и офицеров, чья судьба была исковеркана войной до неузнаваемости, стал закон «О демобилизации…».
В условиях войны домашнее хозяйство приходилось вести женскому полу, особую роль в повседневной деятельности играл и детский труд, рабочих рук в семьях не хватало. В связи с этим было решено провести срочную демобилизацию: в июне 1945 года в СССР был введен закон «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии».
Давайте попробуем проанализировать основные положения этого закона и разобраться с трудностями исполнения этого закона. Из статей закона явно можно проследить, что в обязанности Верховного Совета входило максимальное содействие и помощь демобилизованным солдатам: предоставить транспортные средства, питание и полное обмундирование, помимо этого военнослужащему выплачивалось жалование за каждый год его службы. Все это не могло не вызывать со стороны государственных органов определенные трудности и проблемы в обеспечении военнослужащих. На основе этого закона было решено численно сократить состав армии — около 8,5 млн. человек вернулись к мирной жизни; процесс возвращения домой занял 3 года, начиная с июля 1945 по конец 1948 года.
Процесс демобилизации личного состава был связан со следующими проблемами: 1) не было предоставлено солдатам транспорта, который мог бы перевезти их на территорию нашей страны: чтобы разрешить эту проблему, домой возвращались пешком или случайно попавшимся транспортом, коим являлись конные обозы, поэтому дорога занимала у них огромное количество времени.
Еще одной трудностью после войны стало трудоустройство военнослужащих: эти заботы брало на себя советское государство, предлагая людям определенную работу. Но прежде чем устроиться на работу, местные органы проводили разъяснительную работу с людьми. Необходимо это было для того, чтобы определить предрасположенность определенных лиц, их убеждения: повлияла ли война на сознание военнослужащих, мог ли он оказаться замаскированным иностранным шпионом, агентом иностранной разведки? Эту работу проводили в первую очередь органы НКВД: ведь случайные и ненадежные люди в любой момент могли подорвать деятельность только что восстанавливающегося государства.
Чтобы обеспечить свою семью, отцу, как главе семьи, вернувшемуся из войны, приходилось найти достойную работу, для чего ему приходилось, если не имел специальность, проходить производственное обучение; в условиях городской жизни можно было без препятствий устроиться на работу; ценились рабочие — инженеры, бригадиры, шахтеры. Если демобилизованный военнослужащий беспрепятственно проходил обучение на производстве или устраивался на работу, имея уже полученную до войны специальность, предоставляли материальное социальное обеспечение. По иному обстояла ситуация в сельской местности: в ходе ожесточенных военных действий многие деревни и колхозы были нищими, выживать приходилось за счет выдаваемой материальной помощи. Начинается активно процесс переселения из деревенской местности в городскую в поисках работы на промышленных предприятиях. Город имел также очень большое преимущество перед сельской местностью: по — первых, село не имело возможность оплачивать все потребности населения, а на предприятиях обеспечение было намного лучше, что заключалось в дополнительном обеспечении одеждой, продуктами. Таким образом, люди имели возможность, жившие в сельской местности, ездить на дополнительные заработки в город. Этим подчеркивается высокая мобильность жителей СССР. Не все колхозы и совхозы имели возможность оплачивать расходы жителей деревень и поселков: многим людям, чтобы спастись от нищенствования, развивали колхозное и подсобные хозяйства, прокормив себя, а излишки вынуждены были продавать, если такой имелся, а деньги тратили на мануфактуру, чтобы сшить себе в домашних условиях одежду, а работники колхозов также получали за работу на хлебозаготовках трудодни, которые в условиях голодных годов, были значительно уменьшены колхозами, проводя политику строжайшей экономии. Подсобные хозяйства могли их также, кроме хлеба и зерна, обеспечить и другими продуктами животноводства.
На открытых собраниях по вопросам трудоустройства военнослужащих становится явным, что многие устраивались на работу по направлениям, кому было суждено стать шахтером и стать настоящим стахановцем, кто ехал на сельскохозяйственные работы в совхозы и колхозы, оказывая свою помощь в уборочную пору. И многие, чтобы обеспечить свои семьи, приходилось выполнять несколько норм сражу, чтобы получить достойную заработную плату и обеспечить семью.
«Демобилизованные слесарь завода „Автозапчасть“ Ильин и токарь ПРЗ Востриков давали по две нормы. На предприятиях Орска, Бузулука, Бугуруслана большинство демобилизованных выполняли нормы на 150—200%. Можно привести много примеров хорошей трудовой деятельности демобилизованных на полях Матвеевского, Бугурусланского, Илекского, Буртинского, Буранного и других районов» Хисамутдинова Р. Р. Послевоенная демобилизация и проблемы, связанные с ней // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2006. № 4. С. 61.
Но многие люди отказывались в дальнейшем работать по своей специальности, потому что на предприятии не оказывали внимания рабочим, многие оставались без социального обеспечения, что не выгодно было для военнослужащих, которые с приходом с войны даже не имели ничего, кроме своей военной формы и съестного пайка.
Давайте обратим свое внимание на другой аспект повседневной жизни — социальная поддержка, которая может под собой подразумевать как восстановление жилища, пенсионное обеспечение, обеспечение топливом и одеждой, поддержка здоровья, помощь в образовании и воспитании детей.
Так же возникали у военнослужащих проблемы с восстановлением жилища, отстройкой квартир, в обеспечении семьи топливом. Горкомы и райкомы городом хотели отказать в своей помощи демобилизованным солдатам и офицерам, но ЦК партии решило провести в этой области кардинальные меры: так Чкаловской области начался процесс отстройки домов и хозяйственных построек для нужд семей военнослужащих, форсированный ремонт коммунальных квартир. Чтобы перекрыть все расходы на мероприятия, описанные выше, был выделен государством строительные ресурсы и огромная ссуда из бюджета.
Чтобы решить вопросы с топливом, совхозы и колхозы обеспечивали специальный подвоз топлива: в качестве топлива в повседневной жизни люди использовали кизяк, уголь, торф, привозимый из специальных торфяных залежей. Автомашины стали основным способом подвоза топлива, которые выделяли местные горкомы и райкомы республик.
В поддержку сельского хозяйства семьям военнослужащих местные партийные органы выделяли скот, кормовые заготовки для него, выплачивали денежное пособие и полное обеспечение сельскохозяйственными продуктами: мед, сахар, хлеб, жир и масло, картофель. По другой линии семьи обслуживались верхней одеждой, валенками, но единственный недостаток не имели стильных нарядов костюмов и другой верхней одежды, кроме военной униформы.
Для того, чтобы облегчить жизнь населения, было в 1947 — 1954 годы предпринято искусственное повышение заработной платы, это позволило бы многим советским семьям демобилизованных сэкономить много денег, в основном цены были понижены на 20% на основные продукты обеспечения. Все это было достигнуто вследствие принятия пятилетнего плана в 1946 году, ЦК партии и лично товарищ Сталин выступали на послевоенном съезде с инициативой, чтобы улучшить материальное обеспечение семьям военнослужащих и погибших солдат. Можно сделать кратко вывод, что эти задачи поставленные были в этом направлении выполнены успешно. В последний год пятилетки зарплаты многих работников были повышены в несколько раз. В данной работе можно смело привести основные показатели заработных плат, чтобы отметить важность улучшения условий жизни многих людей:
«В последнем году четвертой пятилетки наивысшую оплату труда имел промышленно-производственный персонал черной металлургии (977 руб.), электроэнергетической (778 руб.), машиностроительной и металлообрабатывающей (771 руб.) и химической (766 руб.) отраслей. Наименьшую зарплату получали работники легкой (516 руб.) и пищевой (529 руб.) индустрии» Хомякова Н. В. Указ. соч. C. 87.
Из этой цитаты можно четко сказать о том, что на промышленных предприятиях не было равенства в получении заработных плат, если сравнивать низкооплачиваемую с высокооплачиваемую работы, то существует определенная дифференциация рабочих, а значит разные уровни в жизни людей и условия существования. А многие, отягощенные условиями труда, уходили в поиске дополнительного заработка на те отрасли предприятия, где быдла нехватка специалистов, пытаясь и там зарекомендовать свои способности и работая в несколько смен.
По линии материально — бытовой поддержки со стороны государства встал вопрос с пенсионным обеспечением. С правовой точки зрения такой вид социального обеспечения должен распространяться не на всю семью, а на отдельные лица. Если выплачивать пенсионные выплаты всем гражданам, то это приведет к огромным расходам бюджета государства.
В первые годы после войны стали вырабатывать концепции и теории, по которым выплачивалось социальное пособие и пенсии: одни считали, что такую поддержку должны получать все категории и лица, которые пережили тяжелейшие предвоенные и военные годы, другие считали наоборот — защищали «уважаемые и нужные государству» социальные элементы и группы людей — военнослужащие люди, зарекомендовавшие себя на промышленных предприятиях, защита материнства и детства, нетрудоспособных, семьи, не имеющие кормильца, которые могли бы прожить достойную жизнь в старости и т. д.
Итак, что можно было предложить людям в старости: бесплатные курортно — санаторные услуги, бесплатное лечение, бесплатные лекарство и другие здравоохранительные услуги — это было в первую очередь; а также были и образовательные услуги для защиты материнства и детства, помощь в воспитании детей.
Давайте проанализируем пенсионную систему в послевоенные годы: из этого видно, что, сравнивая с современное системой выплат, разницы особой нет, пенсионная система ставила под защиту слабые неимущие слои населения: пенсионеры, вышедшие по возрасту, инвалиды 1, 2 и 3 — й групп, семьи, потерявшие кормильца, главное условие для обеспечения — наличие трудового стажа от предприятий.
Многие семьи в период войны пережили самые тяжелые потрясения: очень сильным стал демографический спад людей, умирали с каждым днем от голода и не соблюдения гигиены, болезней и эпидемий дети, старики, особенно в условиях городской жизни, поэтому первой заботой со стороны государства стало ликвидация последствий Великой Отечественной войны: повышение генофонда здоровых людей, чтобы вырастить людей последующего поколения здоровыми, повысить демографию. Для реализации намеченных целей был поставлен вопрос о социальном материально — бытового обеспечении.
Главная особенность системы пенсионного обеспечения — это максимальная возможность привлечь людей к посильной работе, возможность отправить на обучение специальности, так как хозяйство нужно было восстанавливать.
Смею сделать поспешный вывод: с наступлением мирной жизни жизнь людей не стала легче — государство ставило цели по восстановлению народного хозяйства, промышленности, во время войны был нанесен огромный ущерб здоровью людей, многие из которых возвращались с войны инвалидами, потеряв свое ценное здоровье, государство всячески стремилось возместить этот урон здоровью, восстановить семьи погибших солдат, выплачивая им пособия по утрате кормильца, пенсии по инвалидности, это были не большие суммы, но на полуголодную жизнь хватало, многим людям, которые имели ограниченное здоровье, предлагали посильную работу. Да, стоит отметить этот факт — государство защищало нужные ему и уважаемые слои и группы людей, строило свои амбициозные планы по восстановлению промышленности, не учитывая пожелания людей, заставляло выполнять работу на производстве.
В зависимости от того, какую работу тот или иной человек выполнял, квалифицированную или неквалифицированную, зависящую от отрасли специализации, зависел рост заработной платы.
§ 2. Процесс реэвакуации населения как основная тенденция послевоенного десятилетия
трудоустройство реэвакуация население послевоенный
Вопрос о реэвакуации является до сих пор слабо изученным и представлен в единичных исследованиях. Исследователи Л. И. Снегирева и Т. А. Сафонова в своей работе отмечали, что реэвакуация проходила в несколько этапов, три из них были в период Великой Отечественной войны, а последний, четвертый приходится на послевоенные действия, которое является важным для нашего исследования.
Многие меры по реэвакуации не могли быть решены без четкого планирования со стороны государства, учитывая опыт эвакуации во время войны в 1941 — 1942 годов: многие объекты промышленности и научные и партийные центры вывозились из прифронтовой зоны, спасенные предприятия нужно было возвращать, чтобы продолжать из дальнейшее укрепление и развитие, но для этого нужно было отзывать и эвакуированных людей, чтобы пополнять производство кадрами.
Из выше сказанного отметим, что наряду с военнослужащими, прибывшими с войны, возникали проблемы с трудоустройством и выплатой пособий у реэвакуированных граждан. Ведь в это тяжелое время нужны были для предприятий много работников, и работы хватало каждому: нужно было восстанавливать народное хозяйство.
Необходимо дать определение слову «реэвакуация», что означает миграционный процесс в рамках одной страны, период возвращения населения из одного или нескольких районов страны на прежние места жительства, в условиях которой ничто не угрожает жизни и безопасности людей. Реэвакуация считается важной тенденцией в послевоенное десятилетие страны, последний этап которой начался после окончания военных действий.
В связи с этим, нужно отметить важнейшее отличие реэвакуации от эвакуации: во — первых транспорт, как во время войны, не подвергался постоянным обстрелам и бомбежкам со стороны врага, во — вторых, время на эвакуацию было ограничено, пропускаемость в сутки эшелонов была наименьшей, нежели при реэвакуации, некоторые железнодорожные пути удалось за краткий промежуток времени восстановить, наконец, опыт по эвакуации со стороны органов власти и планированию государства был накоплен — все это не могло не сказаться на процессах реэвакуации.
В основном процессы эвакуации и реэвакуации значительно мало отличались; осуществление проходило в следующем порядке: сначала реэвакуировали, согласно учету эвакуированных, ценности, эвакуированные предприятия и заводы, и весь состав рабочих, которые получали на месте свой расчёт за выполненную работу на производстве в эвакуации, партийное руководство и всю номенклатуру, а затем остальное гражданское население.
Нужно отметить, что реэвакуация происходила в несколько этапов, что усложняло эту процедуру: прежде, чем выехать с территории временного проживания на постоянное место жительства, нужно: во — первых, чтобы местные органы написали распоряжение об отзыве населения страны, во — вторых, гражданину приходило идти в органы НКВД по месту временного пребывания, где ему выдавали пропуск, по которому он мог выехать из данного района, а затем выделялся общественный транспорт, который мог доставить людей до пункта погрузки и все имущество, перевезенное во время эвакуации, затем органы, отвечающие за транспортные пути и Советы по эвакуации, вынуждены были согласовывать свои дальнейшие действия, чтобы перевезти людей по их места жительства. Наконец, формировались специальные эшелоны, которые должны были перевезти эвакогрузы, эваконаселение и эвакоценности. Каждый такой эшелон по распоряжению органов местного самоуправления — райкомов, обкомов и крайкомов — должен был пройти санитарную обработку и сопровождался работниками медицинского обслуживания на случай предупреждения заболеваний и эпидемий среди эвакуированных людей.
В статье «Реэвакуация гражданского населения из Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1942;1945 годы)» отмечается следующий факт о реэвакуации:
«При отправки до 300 человек — 1 медсестра, до 500 — 1 фельдшер, до 1000 — 1 врач и 1 медсестра, свыше 1000 — 1 врач и 2 медсестры» Снегирева Л. И., Сафонова Т. А. Реэвакуация гражданского населения из Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1942;1945 годы) // Вестник ТГПУ. 2004. № 4. С. 23. .
Из выше сказанного можно выделить, что огромная ответственность ложилась на работников медицинского труда, которые были обязаны своевременно оказать необходимую первую помощь и направить, если человека нужно было госпитализировать, в лечебное учреждение. Помимо здорового населения, приходилось реэвакуировать и детей и стариков, многие из которых требуют наблюдения со стороны врачей в связи с высокой заболеваемостью.
Смена процессов эвакуации и реэвакуации происходила поочередно в связи со сменой обстановки на фронтах и приводило к тому, что при переезде на людей влияли природно-климатические и антисанитарные условия, что не могло не вызывать у них заболевания и эпидемии, поэтому стоит строго подчеркивать роль медико — санитарного обслуживания, оказывающего при необходимости первую помощь.
Перевозка людей до постоянного места жительства осуществлялась за счет финансирования Переселенческого управления, которое подчинялось Совнаркому Советского Союза: медикаменты и услуги медиков стоили очень дорого. Благодаря организованной деятельности Переселенческого управления и исполкомов по оплате железнодорожных услуг, начальники эшелона и старшие по вагонам обеспечивали возможность быстрого передвижения состава, избегая лишних простоев для экономии времени, выплачивалось людям деньги, которые могли быть потрачены на нужды в ходе реэвакуации.
При прибытии из эвакуации людям предоставлялись льготы и социальное пособие, согласно постановлению от 23 ноября 1931 года «О компенсациях и гарантиях при переводе и направлении на работу в другие местности». Многие люди были экономически и социально защищены благодаря этому закону, облегчая процедуру устройства на работу. Из-за высокой дифференциации на рабочих предприятиях пособие выплачивалось в разных количествах, которое колебалось в пределах от 1.2 до 2.5 тысяч рублей.
Главным недостатком было то, что выплата материальных пособий и поддержка осуществлялась не всем в равной мере: наименьшую помощь осуществляли людям из сельской местности, которые жили в колхозах. Такая помощь выражалась не только в денежном варианте, но и в натуральном виде, что из себя представляло трудодни. Перевозка продуктов питания осуществлялась в ограниченном количестве, так как пункты приема не могли это принимать без ограничений.
Также возникали трудности реэвакуации с ограничением въезда в разрушенные города, потому что многие жилища были разрушены в ходе войны немцами. Было принято распоряжение впускать туда только промышленных рабочих, которые нужны были после войны для восстановления жилищно-коммунального фонда по всему району.
В ходе реэвакуации и переучета эвакуированных, численность жителей и гостей Западной Сибири и Урала резко сократилось, что непременно нанесло ощутимый удар по промышленности и сельскому хозяйству. В первую очередь выезжали люди на прежнее место жительства крупных городов республик — это были жители Москвы и Московской области, Ленинграда, который пострадал в ходе блокады и численность которого была резко сокращена, люди туда направлялись в первую очередь не потому что нужно было восстановить промышленность, но и восстановить демографический спад в области.
Еще одним органом, ответственным за реэвакуацию являлся Отдел Совнаркома по хозяйственному устройству во главе с инспектором Л. Дмитриевым, который раньше отвечал за процесс эвакуации в ту же самую Западную Сибирь и на Урал. Целью данного органа было рассмотрение жалоб и ходатайств со стороны людей по процессу обеспечения и реэвакуации. В результате проведения таких работ с жалобами было установлено, что они были необоснованными, а местные органы власти эффективно действуют в области реэвакуации.
Возникали ли трудности в процессе реэвакуации? Непременно они возникали: главной трудностью было проведение переучета эвакуированных граждан в Западную Сибирь: это могло вызвать отток работников предприятий, которые в период эвакуации работали на заводах, фабриках, которые не хотели терять такие квалифицированные кадры и тянули в дальнейшем, не желая рассчитываться людьми за их работу на предприятиях, заводах и фабриках.
Также были трудности и проблемы, связанные с тем, что местные власти не хотели учитывать желания населения о скором возврате на прежнее место жительства, игнорируя это и создавая препятствия: главной трудностью было не предоставление транспорта, который мог бы перевезти людей с их имуществом на Родину, многим приходилось, вопреки всему, добираться домой самовольно, на свои деньги. Были сложности и с оформлением документов и пропусков, которые оформляли по несколько раз неправильно.
В итоги это привело к тому, что властям приходилось учитывать чаяния и жалобы людей, не имея возможности более задерживать, исправляя свои ошибки: своевременная подача транспорта и исправление документов, которые были ранее не правильно составлены, чтобы упорядочить свою деятельность по обеспечению и реэвакуации, разъясняя порядок для людей.
К концу великой Отечественной войны реэвакуация населения стала подходить к концу: значительная часть населения, эвакуированного в Западную Сибирь, осталась в районе Кузбасса, где во время войны было сконцентрированы основные отрасли промышленности. Этот район был стратегически важным для Советской Армии, где производилась добыча основных топливных ресурсов, обеспечивающих всю страну.
На заключительном, послевоенном этапе реэвакуации — задача органами власти по реэвакуационным мерам успешно выполненной: основная масса населения была перевезена на постоянное место жительства, на территории Западной Сибири осталось 0.5% населения от общей массы эвакуированных.
Таким образом, делая краткий вывод, нужно отметить, что последний этап реэвакуации имел общие черты с процессами эвакуации: во — первых, полномочия по реэвакуации выполняли те же органы, которые эвакуировали людей, во — вторых, было обязательным сопровождение людей со стороны медико — санитарной службы, обеспечение всевозможными медикаментами, оказание первой необходимой помощи, действия по предупреждению эпидемий и заболеваний; в — третьих, обеспечение со стороны Транспортного управления и Отдела путей сообщения беспрепятственного прохождения эшелонов с людьми, избегая простоев и аварийных ситуаций; в — четвертых, финансирование со стороны местных властей по обеспечению людей всем необходимыми средствами для удовлетворения нужд: еда, средства гигиены; наконец, учитывался опыт планирования и проведения мероприятий по реэвакуации, учитывая жалобы и чаяния людей.
Также имелись различия в процессе реэвакуации (кратко резюмирую): во — первых, данное явление проходило в послевоенный период, время на осуществление реэвакуации уходило больше, не приходилось проводить в условиях постоянных обстрелов и бомбежек со стороны врага; во — вторых, стоит отметить, что военным событиям всегда сопутствуют периоды эпидемий и массового повала людей от нее, а в период реэвакуации этого удалось избежать, пройдя с малыми потерями людей; наконец, местные органы не хотели отпускать людей на родину, задерживая оформление документов и выплаты расчета за работу в эвакуации, стремясь их удержать на производстве немногое время, а также с уездом населения региону грозил демографический спад, «яма».
Итак, делая общий вывод по данной главе, отметим, что у людей, вернувшихся с войны и прибывших с эвакуации, возникали определенные трудности в устройстве мирной жизни: выплата пособий, низкая заработная плата, не зафиксированная в первые годы мирной жизни, разрушение жилищного фонда, приводили к важнейшим последствиям: многим людям приходилось проживать полуголодную жизнь, восстанавливать жилье, местные органы власти осуществляли помощь для «сохранения человека» спустя рукава в одних районах страны, в других регионах страны — они стремились упорядочить свою деятельность, работая эффективно по линии поддержки.
Глава 2. Условия повседневной жизни в послевоенный период
§ 1. Основные аспекты быта: питание, жилище и повседневный досуг
С окончанием Великой Отечественной войны условия повседневной жизни многих советских людей мало претерпели изменений. На протяжении многих лет советское общество ни один раз подвергалось некой трансформации, но именно война послужила духовному сплочению, пересмотру ценностей многих людей. Именно она способствовала изменению психологической атмосферы среди советских граждан: ведь Верховное правительство внедряло в умы людей, что война не принесет каких-либо серьезных социальных и экономических последствий, она будет носить справедливый характер, а враг будет уничтожен в результате упреждающего удара. Именно на это делало ставку советское руководство, проводя массовую пропаганду среди людей.
Список использованных источников
и литературы
Монографии:
1. Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930;1940;е годы / Г. В. Андреевский. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 498 с.
2. Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945—1953 / Е. Ю. Зубкова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. — 229 с.
3. Лейбович О. Л. В городе М. Очерки социальной повседневности советской провинции / О. Л. Лейбович. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. — 296 с. — (История сталинизма).
4. Орлов И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И. Б. Орлов. — М.: Издат. дом Гос. ун-та — Высшая школа экономики, 2010. — 317 с.
5. Федченко М. Н. Повседневная жизнь советского человека (1945 — 1991 гг.) / М. Н. Федченко. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. — 231 с.
6. Хомякова Н. В. Социальная политика советского государства на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны. 1945 -1953 гг. (на примере Челябинской и Чкаловской областей) / Н. В. Хомякова. — Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. — 146 с.
7. Частное и общественное: гендерный аспект. Материалы Четвертой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. Ярославль, 20 — 22 октября 2011 г. / отв. редакторы: Н. Л. Пушкарева, Н. В. Новикова, М. Г. Муравьева [и др.] - М.: ИЭА РАН, 2011. — Т. 1. — 555 с.
Учебные пособия:
8. Бойцов М. А. Послевоенное десятилетие. 1945 — 1955: уроки КЛИО / М. А. Бойцов, И. С. Хромова. — М.: МИРОС, 1999. — 108 с.: ил.
9. Соколов А. К. Курс советской истории, 1941;1991: учебное пособие для студентов вузов / А. К. Соколов, В. С. Тяжельникова. — М.: Высш. шк., 1999. — 415 с.
10. Филиппов А. В. Новейшая история России, 1945;2006 гг.: книга для учителя / А. В. Филиппов. — М.: Просвещение, 2007. — 494 с.
Статьи из сборников:
11. Голубев А. В. Историческая справка. История Карелии: предвоенные и послевоенные десятилетия // Устная история в Карелии / сост. и науч. ред. И. Р. Такала [и др.]. — Петрозаводск, 2008. — С. 228 — 231.
12. Ильясова А. В. «История повседневности» в современной российской историографии / А. В. Ильясова // Будущее нашего прошлого: мат. науч. конф. Москва, 15−16 июня 2011 г. / отв. ред. А. П. Логунов [и др.]. — М.: РГГУ, 2011. — С. 159 — 169.
13. Поляков Ю. А. «Демографическое эхо» войны / Ю. А. Поляков, В. Б. Жиромская, Н. А. Араловец // Война и общество, 1941;1945: книга вторая / отв. ред. Г. Севастьянов. — М., 2004. — С. 232−264
14. Прицев Д. А. Повседневная жизнь послевоенного советского общества в 1945 — 1953 гг. в российской историографии / Д. А. Прицев // Труды исторического факультета БГУ: наук. сб. Вып. 8 / Отв. ред. В. К. Коршук [и др.]. — Минск, 2013. — С. 193−201.
15. Пушкарева Н. Л. История повседневности: предмет и методы / Н. Л. Пушкарева // Социальная история. Ежегодник, 2007 / Отв. ред. И. Ю. Новиченко, А. К. Соколов, К. М. Андерсон. — М., 2008. — С. 9 — 54.
16. Такала И. Р. Научно исследовательский проект «Предвоенные и послевоенные десятилетия: трансформация культуры сквозь призму повседневных адаптивных практик (БССР КФССР)»: первые итоги // Устная история в Карелии / сост. и науч. ред. И. Р. Такала [и др.]. — Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 2008. — С. 73 -86.
Статьи из журнала:
17. Днепровская А. А. Представления о семье и браке в первое послевоенное десятилетие (по материалам специальных женских изданий «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина») / А. А. Днепровская // Омский научный вестник. — 2012. — № 2. — С. 36 — 40.
18. Евсеева Е. Н. СССР в 1945 — 1953 гг.: экономика, власть и общество / Е. Евсеева // Новый исторический вестник. — 2002. -№ 6. — С.13−28.
19. Малова Е. Ю. Повседневность: сущность и предмет изучения в гуманитарных науках // Современные наукоемкие технологии. — 2007. — № 7. -С.68−71.
20. Пушкарева Н. Л. Предмет и методы изучения «истории повседневности"/ Н. Л. Пушкарева // Этнографическое образование. — 2004. — № 5. — С. 3 — 19.
21. Снегирева Л. И. Реэвакуация гражданского населения из Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1942;1945 годы) / Л, И. Снегирева, Т. А. Сафонова // Вестник ТГПУ. — 2004. — № 4. — С. 22- 30.
22. Хисамутдинова Р. Р. Послевоенная демобилизация и проблемы, связанные с ней / Р. Р. Хисамутдинова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. — 2006. — № 4. — С. 58−64.
23. Хомякова Н. В. Государственная социальная политика на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны (1945—1953 гг.) / Н. В. Хомякова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. — 2008. — № 1. — С. 66 — 72.
24. Фатеев А. В. Образование и воспитание в первое послевоенное десятилетие / А. В. Фатеев // Преподавание истории в школе. — 2007. — № 1. — С. 31 — 38.
Электронные ресурсы:
25. Послевоенные 40−80-е годы XX века. Воспоминания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.musobl.divo.ru/veteran-2/veter12.html. — (Дата обращения: 06.02.2015).
26. Иващенко Г. Н. Воспоминания о военных и первых послевоенных годах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/dejavu57/post302766212/. — (Дата обращения: 06.02.2015).
27. Воспоминания «детей войны» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://timos.ucoz.ru/publ/vospominanija_quotdetej_vojnyquot/boljabkina_n_n/boljabkina_n_n/29−1-0−40. — (Дата обращения: 06.02.2015).
28. Воспоминания участников Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tinao.mos.ru/towards-the-70th/activities-in-the-settlement-mikhaylovo-yartsevskoe/memoirs-of-participants-of-the-great-patriotic-war.php. — (Дата обращения: 06.02.2015).
29. Цыпин Владимир. Воспоминания о 321 — ой Ленинградской школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/12/24/1024. — (Дата обращения: 06.02.2015).
30. СССР. Законы. О демобилизации старших возрастов личного состава Действующей Армии: закон от 23. 06. 1945. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4545.htm. — (Дата обращения: 06.02.2015).
31. Торгашёв В. А. Вспоминая СССР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nstarikov.ru/blog/23 233?print=pdf. — (Дата обращения: 06.02.2015).
32. Старые дачи: Комарово: Воспоминания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://terijoki.spb.ru/old_dachi/komarovo_memories.php. — (Дата обращения: 06.02.2015).
33. Русская мода ХХ века: 1930;1950 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://amnesia.pavelbers.com/Russkaja%20moda%2020%20veka2.htm. — (Дата обращения: 06.02.2015).