Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Разработка автоматизированной информационной системы для детского сада

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме деловых отношений на работе, заведующая ведет постоянную коммуникацию с родителями обучаемых детей. В связи с этим, заведующая работает с большими потоками информации, которые необходимо вовремя получить в удобном для потребителей виде. На сегодняшний день информация хранится в бумажном виде, что вносит такие проблемные ситуации, как время доступа к требуемой информации (ручной поиск… Читать ещё >

Разработка автоматизированной информационной системы для детского сада (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики Курсовая работа По предмету Проектирование информационных систем управления На тему

«Разработка автоматизированной информационной системы для детского сада»

Студентки 3-го курса Группы ИТ-7 230 100

Семиной К.А.

Преподаватель:

Чистякова М.А.

Москва, 2014

Список обозначений и сокращений Введение

1. Характеристика объекта автоматизации, анализ и определение целесообразности автоматизации

1.1 Описание деятельности и структура АНО ДО «Небо»

1.2 Бизнес-моделирование существующих процессов при работе с информацией о детях в детском саду

2. Формирование концепции и структуризации автоматизированной системы

2.1 Исследование автоматизации процесса

2.2 Управление требованиями для автоматизированной информационной системы публикации и обработки данных о детях

3. Проектирование функциональности подсистемы

4. Выводы и предложения Заключение Список использованной литературы информационная система функционал база данных

Список обозначений и сокращений

АС — автоматизированная система;

АСУ — автоматизированная система управления;

АИС — автоматизированная информационная система;

ИС — информационная система;

СТ — сетевая технология;

ОС — операционная система;

РФ — Российская Федерация;

АНО ДО — автономная некоммерческая организация дошкольного образования.

Объектом исследования является автоматизированная информационная система для детского сада «Солнышко».

Целью работы является проектирование и разработка АИС публикации и обработки данных для работников детского сада «Солнышко».

В процессе исследования проведен анализ существующей информационной системы предприятия, выявлены ее недостатки, снижающие эффективность работы организации. На основании определенных недостатков сформулированы требования к разрабатываемой информационной системе.

Вопрос дошкольного воспитания был, и будет оставаться одним из важнейших в области социального развития общества. Именно в юном возрасте определяются основные наклонности детей, их увлечения и возможности. Эти критерии являются основополагающими для родителей, которые определяют, куда отправить своего ребенка на дальнейшее обучение. Рассматриваемая организация — муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко». Как и у каждого, успешно развивающегося предприятия, здесь используются автоматизированные ИС, позволяющие решать те или иные задачи. Однако существует достаточное количество процессов, выполняемых вручную или устаревшими подходами и технологиями.

Рассматриваемая тема является актуальной, так как эффективность работы предприятия значительно ниже ее возможных потенциалов. Это снижение эффективности вызвано большим количеством ручного труда, а также отсутствием аналитической и статистической обработки имеющихся данных.

Новизна заключается в том, что разрабатываемая АИС еще не использовалась в рамках рассматриваемой организации, в частности у детского сада «Солнышко».

Предметом исследования является процесс учета сведений о детях (посещаемость, заболеваемость, успеваемость).

Объектом исследования является автоматизированная информационная система публикации и обработки данных для детского сада «Солнышко».

Целью данной работы является разработка информационной системы публикации данных с помощью web-технологий.

Автоматизированная информационная система интерфейс Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Описать предметную область и объект автоматизации.

2. Спроектировать модель текущего состояния информационной системы заказчика «как есть» и выявить недостатки, сформировать требования, определить основной функционал разрабатываемого продукта.

3. Спроектировать модель предлагаемого состояния информационной системы заказчика «как должно быть».

4. Составить логическую и физическую модели БД.

5. Составить диаграмму компонентов АИС.

6. Провести оценку проделанной работы и выявить дальнейшие пути улучшения АИС.

1. Характеристика объекта автоматизации, анализ и определение целесообразности автоматизации

1.1 Описание деятельности и структура АНО ДО «Небо»

«Небо» — автономная некоммерческая организация дошкольного образования. Представим, что данная организация ведет свою деятельность почти 50 лет, постоянно улучшая предоставляемые услуги по воспитанию детей. «Небо» насчитывает около пятидесяти детских садов во всех районах города. Рассматриваемое предприятие — детский сад «Солнышко» (заказчик). Предприятие заинтересовано в дальнейшем развитии, в том числе и в области информационных систем.

Заказчик ведет воспитательную деятельность детей дошкольного возраста. Существует две основных группы возрастных категорий: раннего и дошкольного возрастов, к каждой имеется собственный подход в воспитании. Ежегодно заказчик выпускает более ста детей, что говорит о его стабильности.

Ключевыми моментами в деятельности организации являются:

— образовательная часть — заключается в предоставлении образовательной программы по воспитанию детей и подготовке их к школе;

— здравоохранительная часть — заключается в обеспечении благоприятных условий воспитания детей, слежении за их здоровьем;

— обратная связь с родителями — заключается в предоставлении по требованию родителя полной информации о своем ребенке по каждому из направлений.

Рассматриваемый детский сад является одним из десятка других, входящих в состав организации АНО ДО «Небо». Поэтому, необходимо сначала описать организационную структуру самой организации, прежде чем перейти к организационно-штатной структуре детского сада «Солнышко».

Организационно-штатная структура АНО ДО «Небо» представлена на следующем рисунке.

Организационно-штатная структура АНО ДО «Небо».

Непосредственно сам заказчик имеет организационно-штатную структуру, представленную на следующем рисунке. Управляющим лицом является заведующая детским садом. Она ведет постоянный контроль деятельности других подразделений детского сада. К ним относятся:

— медицинский персонал;

— работник по кадрам;

— воспитатели;

— работники сферы обслуживания;

— работники сферы питания.

Кроме деловых отношений на работе, заведующая ведет постоянную коммуникацию с родителями обучаемых детей. В связи с этим, заведующая работает с большими потоками информации, которые необходимо вовремя получить в удобном для потребителей виде. На сегодняшний день информация хранится в бумажном виде, что вносит такие проблемные ситуации, как время доступа к требуемой информации (ручной поиск нужного отчета в стопке документов), читабельность информации (зависит от почерка сотрудника), доступ к информации (документы хранятся в удаленных шкафах и офисных столах). Отсюда вытекает необходимость централизованного, упорядоченного хранения всей информации в электронном виде.

Организационно-штатная структура заказчика.

Процесс взаимодействия организационных единиц у заказчика происходит через заведующую. Каждое подразделение — обслуживающий персонал, персонал по работе с детьми — ведут отчетность о выполняемой работе, в основном в ручном режиме (заполнение табелей и отчетов). Данная отчетность хранится в каждом отдельном помещении для конкретной организационной единицы. При запросе, эти сведения передаются доверенному лицу — помощнику заведующей — которая проверяет корректность, актуальность и достоверность информации. После проверки (многая часть проверки происходит также в ручном режиме) сведения заносятся в специализированную программную среду (небольшая клиент-серверная программа, хранящая данные в виде XML (Excel) для возможности дальнейшего генерирования разного рода отчетов.

Кроме того, собранные отчеты хранятся в специальных шкафах для ведения «истории» с целью возможности получения сведений, запрашиваемых ранее помощником заведующей. Это также сносит большие недостатки в эффективности работы предприятия.

Разрабатываемая АИС направлена на решение задач двух основных подразделений: медицинского и по образовательной работе с детьми. Данные подразделения выполняют следующие функции:

1. Ведение истории болезней детей.

2. Учет пройденных вакцинаций детьми.

3. Сбор информации о периодах заболеваемости детей с целью последующего принятия мер для ее предотвращения.

4. Построение программы обучения детей.

5. Проведение тестирования детей с целью определения способностей каждого из них.

6. Составление дополнительной индивидуальной программы обучения ребенка.

Схема анализа успеваемости детей описана на следующем рисунке.

Схема получения результатов тестирования.

Дети проходят регулярные тестирования на специальных ЭВМ. Результаты тестирования сохраняются в специальных XML файлах в электронном виде. Сбор и анализ информации производится вручную, принятие решений о воспитании детей также происходит после длительного изучения всей информации. Это является причиной не только больших временных затрат, но и малой эффективности обработки данных, ее анализа, принятия решений на их основе. АИС должна обеспечить высокую степень автоматизации процесса учета информации о детях, повысить эффективность выполнения отчетности по требованию и реализовать дополнительные функции, такие как статистический анализ успеваемости детей в разных сферах и их заболеваемости в определенные сроки, и, соответственно, принятие решений в дальнейшем для ее предотвращения. Необходимо описать действующую систему обработки данных, что и будет сделано в следующих параграфах.

1.2 Бизнес-моделирование существующих процессов при работе с информацией о детях в детском саду

Действующие процессы на предприятии описываются с помощью следующих диаграмм:

— диаграмма вариантов использования — диаграмма, на которой отражены отношения, существующие между актерами и вариантами использования;

— диаграмма деятельности — диаграмма, на которой показано разложение некоторой деятельности на её составные части.

При моделировании производственных процессов выполняются следующие работы:

1. Описание текущего бизнеса.

2. Идентификация бизнес-процессов.

3. Уточнение определений бизнес-процессов.

4. Уточнение ролей и ответственностей.

5. Исследование автоматизации процесса.

6. Разработка модели предметной области.

Процесс «Разработка модели предметной области» является альтернативой бизнес моделированию и выполняется сразу после оценки состояния бизнеса. Однако моей целью является подробное описание существующих процессов, поэтому данный процесс рассматривать не нужно.

На сегодняшний день ключевым процессом по работе является процесс формирования результирующего отчета по каждому ребенку, что позволяет комплексно и полноценно анализировать как успеваемость ребенка, так и состояние его здоровья в ходе обучения в детском саду.

Данный процесс выполняется заведующей детского сада, которая решает следующие основные задачи:

— получение последних актуальных данных о результатах тестирования ребенка;

— получение последних актуальных данных о заболеваемости ребенка;

— формирование результирующего отчета о ребенке.

Сбор и накопление актуальных данных о результатах тестирования ребенка выполняют воспитатели детских групп, количество которых составляет 9 человек. Сбор и накопление актуальных данных о заболеваниях ребенка выполняет старший врач.

Кратко рассмотрим основные функции воспитателей и старшего врача, выполняемые ими для накопления информации о детях.

Воспитатель детского сада выполняет следующие функции:

— определение даты проведения тестирования детей на основании регламента, утвержденного заведующей детского сада;

— проведение тестирования детей;

— обработка и анализ результатов тестирования в соответствии с внутренними стандартами детского сада;

— формирования итогового отчета в бумажном виде по каждому ребенку с результатами тестирования за определенный период.

Старший врач детского сада выполняет следующие функции:

— осмотр состояния здоровья детей в установленные сроки на основании регламента, утвержденного заведующей детского сада;

— определение симптомов заболевания ребенка;

— формирование списка профилактических мероприятий для лечения ребенка;

— фиксирование данных о заболевании ребенка в его истории болезней;

— формирование итогового отчета в бумажном виде по каждому ребенку с историей болезни за определенный период.

На основании проведенного анализа опишем функции и соответствующие параметры для выделенных ролей детского сада по работе с информацией об обучаемых детях:

1. Заведующая детского сада:

Сбор информации об успеваемости ребенка.

Данные о ребенке.

Отчет об успеваемости ребенка.

Дата получения отчета об успеваемости ребенка.

Сбор информации о состоянии здоровья ребенка.

Данные о ребенке.

Отчет о состоянии здоровья ребенка Дата получения отчета о состоянии здоровья ребенка.

Сведение информации о ребенке в результирующий отчет.

Обработанные данные об успеваемости ребенка.

Обработанные данные о состоянии здоровья ребенка.

Дата формирования результирующего отчета о ребенке.

2. Воспитатель детского сада:

Определение даты проведения тестирования ребенка.

Данные о ребенке.

Регламент проведения тестирования ребенка.

Проведение тестирования ребенка.

Данные о ребенке.

Предмет тестирования ребенка.

Дата проведения ребенка.

Продолжительность тестирования ребенка.

Список вопросов для тестирования.

Список правильных ответов на вопросы тестирования.

Обработка и анализ результата тестирования ребенка.

Данные о ребенке.

Предмет тестирования ребенка.

Список вопросов для тестирования.

Список правильных ответов на вопросы тестирования.

Список ответов ребенка на вопросы тестирования.

Формирование итогового отчета.

Данные о ребенке.

Предмет тестирования ребенка.

Дата проведения тестирования.

Продолжительность тестирования ребенка.

Список вопросов для тестирования.

Список правильных ответов на вопросы тестирования.

Список ответов ребенка на вопросы тестирования.

Дата формирования итогового отчета.

3. Старший врач детского сада:

Осмотр состояния здоровья ребенка.

Данные о ребенке.

Регламент проведения осмотра ребенка.

Определение симптомов заболевания ребенка.

Дата проведения осмотра ребенка.

Симптомы, наблюдаемые у ребенка.

Данные о наблюдаемом заболевании.

Формирование списка профилактических мероприятий.

Симптомы, наблюдаемые у ребенка.

Предписания к лечению заболевания.

Актуализация истории болезней ребенка.

Данные о ребенке.

История болезней ребенка.

Дата актуализации истории болезней ребенка.

Данные о наблюдаемом заболевании.

Предписания к лечению заболевания.

Формирование итогового отчета.

Данные о ребенке.

Симптомы, наблюдаемые у ребенка.

Дата проведения осмотра ребенка.

Предписания к лечению заболевания.

Дата актуализации истории болезней.

Дата формирования итогового отчета.

Идентификация бизнес-процессов для формирования результирующего отчета заведующей детского сада Определим, из каких бизнес-процессов складывается процесс формирования результирующего отчета.

Как уже было отмечено, для формирования результирующего отчета о ребенке необходим сбор информации по двум основным направлениям:

— сбор образовательной информации о ребенке на основе проводимых тестирований;

— сбор медицинской информации о ребенке на основе его истории болезней.

Данные процессы выполняют воспитатели и старший врач соответственно. Рассмотрим порядок их работы для выявления процессов, которые присутствуют при подготовке итоговых отчетов об успеваемости ребенка и состоянию его здоровья.

Воспитатели проводят регулярные тестирования детей в специализированных программах. Дата и предмет тестирования определяется регламентом, подписываемым заведующей детского сада. Кроме того, там же определяется и продолжительность тестирования. Ребенку предоставляется ряд вопросов с вариантами ответов. Воспитатель имеет информацию о правильных ответах на вопросы тестирования, что позволяет ему в дальнейшем определять правильность или ошибочность ответа ребенка. Регулярно, в определенные регламентом периоды, воспитатель формирует итоговый отчет в бумажном виде, который содержит информацию:

— данные о ребенке, который проходил тестирование;

— список вопросов, предложенных ребенку;

— список правильных и неправильных ответов, которые дал ребенок;

— дату проведенного тестирования;

— продолжительность тестирования;

— предмет тестирования;

— дата формирования итогового отчета об успеваемости ребенка.

Данный отчет сохраняется в специальном хранилище (шкафу, в котором итоговые отчеты сортируются по алфавитному порядку фамилии ребенка и по области назначения (образовательный или медицинский отчет)).

Старший врач проводит регулярный осмотр состояния здоровья ребенка. Дата проведения осмотра определяется регламентом, подписываемым заведующей детского сада. В ходе осмотра старший врач определяет симптомы возможного заболевания. Если симптомы обнаруживаются, то происходит формирование профилактических мероприятий, необходимых для заблаговременного предупреждения заболевания. После этого старший врач фиксирует факт обнаруженных симптом в истории болезней ребенка. Регулярно, в определенные регламентом периоды, старший врач формирует итоговый отчет в бумажном виде, который содержит информацию:

— данные о ребенке, который проходил осмотр;

— список симптом, обнаруженных у ребенка;

— дата проведения осмотра;

— профилактические мероприятия по лечению заболевания;

— список препаратов и лекарств, необходимых для лечения заболевания;

— дата формирования итогового отчета о состоянии здоровья ребенка.

Данный отчет сохраняется в специальном хранилище (шкафу, в котором итоговые отчеты сортируются по алфавитному порядку фамилии ребенка и по области назначения (образовательный или медицинский отчет)).

Прецедент 1. Сбор образовательной информации о ребенке.

Заинтересованные лица и их требования.

— воспитатель детского сада. Хочет своевременно выполнять сбор и анализ результатов тестирования детей в итоговый отчет, требуемый от него по должностным обязанностям.

— заведующая детского сада. Хочет получать актуальную информацию об успеваемости детей, обучаемых в ее детском саду.

— родитель ребенка. Хочет вести постоянный контроль за обучением собственного ребенка.

Предусловия.

Воспитатель имеет результаты тестирования, пройденного ребенком в соответствии с регламентом.

Результаты.

Воспитатель своевременно выполняет формирование итогового отчета об успеваемости ребенка в соответствии с регламентом.

Основной процесс.

1. Воспитатель своевременно получает результаты тестирования ребенка.

2. Воспитатель своевременно формирует итоговый отчет об успеваемости ребенка.

3. Воспитатель своевременно сохраняет итоговый отчет в специальном хранилище.

Расширения.

1. *Тестирование ребенка не прошло в установленный срок.

1.1. Воспитатель устанавливает причину не пройденного тестирования ребенка.

1.2. Воспитатель планирует ближайшее повторение тестирования ребенка.

1.3. Воспитатель формирует итоговый отчет об успеваемости ребенка.

1.4. Воспитатель сохраняет итоговый отчет в специальном хранилище.

2. *Итоговый отчет не подготовлен в установленный срок.

2.1. Воспитатель планирует ближайшее покрытие формирования итогового отчета.

2.2. Воспитатель формирует итоговый отчет об успеваемости ребенка.

2.3. Воспитатель сохраняет итоговый отчет в специальном хранилище.

Специальные требования.

Читабельность и наглядность результатов тестирования ребенка с целью их дальнейшей обработки воспитателем детского сада.

Список технологий и типов данных.

Результаты тестирования предоставляются воспитателю в электронном виде, обработка осуществляется вручную. Форма итогового отчета прилагается воспитателю для заполнения.

Частота использования. Еженедельно.

Прецедент 2. Сбор медицинской информации о ребенке.

Заинтересованные лица и их требования.

— старший врач детского сада. Хочет своевременно выполнять сбор и анализ информации о здоровье детей в итоговый отчет, требуемый от него по должностным обязанностям.

— заведующая детского сада. Хочет получать актуальную информацию о здоровье детей, обучаемых в ее детском саду.

— родитель ребенка. Хочет вести постоянный контроль за здоровьем собственного ребенка.

Предусловия.

Старший врач имеет историю болезней, заполненную в соответствии с регламентом.

Результаты.

Старший врач своевременно выполняет формирование итогового отчета о здоровье ребенка в соответствии с регламентом.

Основной процесс.

1. Старший врач своевременно получает историю болезней ребенка.

2. Старший врач своевременно определяет симптомы наступающей болезни.

3. Старший врач своевременно формирует профилактические мероприятия для заблаговременного предотвращения заболевания.

4. Старший врач своевременно актуализирует историю болезней ребенка.

5. Старший врач своевременно формирует итоговый отчет о здоровье ребенка.

6. Старший врач своевременно сохраняет итоговый отчет в специальном хранилище.

Расширения.

1. *Ребенок заболел раньше, чем были установлены симптомы заболевания.

1.1. Старший врач определяет заболевание ребенка.

1.2. Старший врач определяет комплекс препаратов и лекарств, необходимых для лечения заболевания.

1.3. Старший врач актуализирует историю болезней ребенка.

1.4. Старший врач формирует итоговый отчет о здоровье ребенка.

1.5. Старший врач сохраняет итоговый отчет в специальном хранилище.

2. *Итоговый отчет не подготовлен в установленный срок.

2.1. Старший врач планирует ближайшее покрытие формирования итогового отчета.

2.2. Старший врач формирует итоговый отчет о здоровье ребенка.

2.3. Старший врач сохраняет итоговый отчет в специальном хранилище.

Специальные требования.

Полная история заболеваний ребенка в читабельном виде с целью ее дальнейшей обработкой старшим врачом.

Список технологий и типов данных.

История болезней предоставляется старшему врачу в бумажном виде (журнал), обработка осуществляется вручную. Форма итогового отчета прилагается старшему врачу для заполнения.

Частота использования.

Еженедельно.

Прецедент 3. Формирование результирующего отчета о ребенке.

Заинтересованные лица и их требования.

— заведующая детского сада. Хочет вести централизованный сбор и обработку информации о детях, хранение ее в читабельном виде в едином хранилище данных.

— родитель ребенка. Хочет вести постоянный контроль за ребенком.

Предусловия.

Заведующая имеет результаты тестирования и историю болезней ребенка в виде бумажных итоговых отчетов.

Результаты.

Заведующая формирует результирующий отчет о ребенке специального стандарта, утвержденного в организации АНО ДО «Небо».

Основной процесс.

1. Заведующая получает результаты тестирования ребенка.

2. Заведующая получает историю болезней ребенка.

3. Заведующая получает форму результирующего отчета, принятого в организации.

4. Заведующая заполняет графы об успеваемости ребенка за последний период.

5. Заведующая заполняет графы о заболеваемости ребенка за последний период.

6. Заведующая сохраняет результирующий отчет о ребенке в центральном хранилище.

Расширения.

1. *Воспитатель не предоставил своевременно итоговый отчет об успеваемости ребенка.

1.1. Заведующая оформляет запрос на перенос даты формирования итогового отчета воспитателем.

1.2. Заведующая получает итоговый отчет об успеваемости ребенка.

1.3. Заведующая получает форму результирующего отчета, принятого в организации.

1.4. Заведующая заполняет графы об успеваемости ребенка за последний период.

1.5. Заведующая сохраняет результирующий отчет о ребенке в центральном хранилище.

2. *Старший врач не предоставил своевременно итоговый отчет о заболеваниях ребенка.

2.1. Заведующая оформляет запрос на перенос даты формирования итогового отчета старшим врачом.

2.2. Заведующая получает итоговый отчет о заболеваниях ребенка.

2.3. Заведующая получает форму результирующего отчета, принятого в организации.

2.4. Заведующая заполняет графы о заболеваниях ребенка за последний период.

2.5. Заведующая сохраняет результирующий отчет о ребенке в центральном хранилище.

Специальные требования.

Итоговые отчеты о результатах тестирования и заболеваниях ребенка в соответствии с регламентами, принятыми в организации.

Список технологий и типов данных.

Форма результирующего отчета прилагается заведующей для заполнения.

Частота использования.

Еженедельно.

Определив основные роли, участвующие в создании еженедельного результирующего отчета о ребенке, становится возможным построить диаграмму вариантов использования, наглядно отображающую организационные процессы и направления их движения. На данной диаграмме указываются роли — исполнители организационных процессов, функции — выполняемые действия исполнителей, а также связи между функциями, которые показывают их взаимодействие между собой.

Организационный процесс формирования результирующего отчета и его исполнители.

Основными функциями ролей организационного процесса по формированию результирующего отчета о ребенке, являются:

1. Заведующая детского сада:

Сбор информации об успеваемости ребенка.

Сбор информации о состоянии здоровья ребенка.

Сведение информации о ребенке в результирующий отчет.

2. Воспитатель детского сада:

Определение даты проведения тестирования ребенка.

Проведение тестирования ребенка.

Обработка и анализ результата тестирования ребенка.

Формирование итогового отчета.

3. Старший врач детского сада:

Осмотр состояния здоровья ребенка.

Определение симптомов заболевания ребенка.

Формирование списка профилактических мероприятий.

Актуализация истории болезней ребенка.

Формирование итогового отчета.

Уточнение определений организационного процесса и проектирование реализаций.

Первым процессом, составляющим организационный процесс формирования результирующего отчета о ребенке, является «Сбор и анализ образовательной информации о ребенке за последний период». Данный процесс выполняется исключительно воспитателем детского сада и включает в себя:

1. Определение даты проведения тестирования ребенка.

2. Проведение тестирования ребенка.

3. Обработка и анализ результата тестирования ребенка.

4. Формирование итогового отчета.

Отобразим полученные процессы с помощью диаграммы деятельности.

Организационный процесс «Сбор и анализ образовательной информации о ребенке за последний период».

Следующим процессом, составляющим организационный процесс формирования результирующего отчета о ребенке, является «Сбор и анализ медицинской информации о ребенке за последний период». Данный процесс выполняется исключительно старшим врачом сада и включает в себя:

1. Осмотр состояния здоровья ребенка.

2. Определение симптомов заболевания ребенка.

3. Формирование списка профилактических мероприятий.

4. Актуализация истории болезней ребенка.

5. Формирование итогового отчета.

Отобразим полученные процессы с помощью диаграммы деятельности.

Организационный процесс «Сбор и анализ медицинской информации о ребенке за последний период».

Последним процессом, составляющим организационный процесс формирования результирующего отчета о ребенке, является «Формирование результирующего отчета о ребенке». Данный процесс выполняется исключительно старшим врачом сада и включает в себя:

1. Сбор информации об успеваемости ребенка.

2. Сбор информации о состоянии здоровья ребенка.

3. Сведение информации о ребенке в результирующий отчет.

Отобразим полученные процессы с помощью диаграммы деятельности.

Организационный процесс «Формирование результирующего отчета о ребенке».

Итогом данного пункта является определение этапов каждого из определенных ранее организационных процессов, являющихся составляющими компонентами глобального процесса формирования результирующего отчета о ребенке. Кроме того, были построены диаграммы деятельности, помогающие наглядно отобразить последовательность этих этапов.

Уточнение ролей и ответственностей воспитателей, старшего врача и заведующей детского сада.

На предыдущих шагах были определены основные исполнители, участвующие в организационном процессе формирования результирующего отчета о ребенке. Определив исполнителей, становится возможным определение их основных ролей и сферы ответственности.

Основная роль воспитателя детского сада заключается в формировании итогового отчета об успеваемости детей в требуемые сроки.

Обязанностями воспитателя являются:

1. Проведение тестирования детей в установленную дату по установленной дисциплине.

2. Сбор и анализ полученных результатов детей.

3. Формирование итогового отчета по каждому ребенку.

Основная роль старшего врача детского сада заключается в формировании итогового отчета о заболеваниях детей в требуемые сроки.

Обязанностями воспитателя являются:

1. Проведение осмотра детей в установленную дату.

2. Поиск симптом заболеваний.

3. Определение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению болезни.

4. Внесений изменений в историю болезней ребенка.

5. Формирование итогового отчета по каждому ребенку.

Основная роль заведующей детского сада заключается в формировании еженедельного результирующего отчета по каждому ребенку, включающему в себя как образовательную информацию, так и медицинскую информацию.

Обязанностями заведующей являются:

1. Контроль за своевременным формированием итоговых отчетов воспитателями и старшим врачом.

2. Получение итогового отчета об успеваемости ребенка.

3. Получение итогового отчета о заболеваниях ребенка.

4. Формирование результирующего отчета в соответствии с установленной формой организации АНО ДО «Небо».

2. Формирование концепции и структуризации автоматизированной системы

2.1 Исследование автоматизации процесса

В данном параграфе необходимо определить проблемы предметной области, и, соответственно, выделить те блоки, которые можно полно или частично автоматизировать.

Выше мною были описаны организационные процессы, которые происходят на сегодняшний день у заказчика. Можно выделить следующие ключевые проблемы действующей системы обработки информации:

1. Сбор и анализ информации о результатах тестирования, заболеваниях ребенка, а также формирование комплексного результирующего отчета выполняются сотрудниками детского сада вручную;

2. Наличие информации об успеваемости ребенка позволяет определить дальнейшую программу его обучения только на основе индивидуального мнения заведующей.

3. Сложность доступа родителей к информации о ребенке, а так же большие временные затраты на ее получение.

4. Большие затраты времени для аналитической обработки имеющихся данных, а так же их статистической обработки для отображения уровня качества предоставляемых услуг по периодам.

На основании определенных проблемных участков действующей системы обработки информации следует автоматизировать следующие бизнес-процессы:

1. Для решения первой ключевой проблемы предлагается создание автоматизированной информационной системы, предоставляющей доступ воспитателей, старшего врача и заведующей к интерфейсу по работе с информационными потоками. То есть сотрудникам будет предоставлена возможность быстрого сохранения информации о детях в центральной базе данных. На основании этого АИС будет автоматизировано генерировать разного рода отчеты по критериям, выбранным сотрудниками.

2. Для решения второй ключевой проблемы в АИС будет разработан статистический модуль, который автоматически, на сновании данных об успеваемости ребенка, будет предлагать дальнейшую систему обучения ребенка.

3. Для решения третьей ключевой проблемы будет разработан интерфейс, позволяющий родителям детей получать доступ к информации о своих детях через глобальную сеть Интернет.

4. Для решения четвертой проблемы В АИС будет разработан модуль построения графиков и диаграмм, отображающий уровень качества предоставляемых услуг по периодам.

2.2 Управление требованиями для автоматизированной информационной системы публикации и обработки данных о детях

Перед проектированием информационной системы необходимо предъявить требования, которым она должна соответствовать.

Требования, которые она предъявляет к программным средствам:

1. Функциональные требования. Являются основными, по этим требованиям строятся диаграммы вариантов использования.

2. Требования к удобству использования.

3. Требования к надежности.

4. Требования к производительности.

5. Требования к поддержке.

Это базовые требования, накладываемые на информационную систему используемой методологией разработки. Однако, помимо них, далее будут определены дополнительные требования, накладываемые в связи со спецификой рассматриваемых процессов и их исполнителей.

Организационные процессы, протекающие у заказчика при использовании АИС, будут описаны с помощью прецедентов, после чего станет возможным отобразить диаграмму вариантов использования АИС.

Необходимо определить организационные процессы заказчика при использовании АИС, действия пользователей при работе с ней, а также описать функции, которые предоставляет данная система. Для этого используем прецеденты.

Прецедент 1. Формирование результирующего отчета о ребенке.

Заинтересованные лица и их требования.

— заведующая детского сада. Хочет постоянно актуализировать информацию об обучаемых в ее детском саду детях.

— родитель ребенка. Хочет иметь постоянный доступ к актуальным данным о своем ребенке.

Предусловия.

Воспитатель и старший врач выполнили актуализацию данных о детях с использованием АИС.

Результаты.

Заведующая сформировала обновленные результирующие отчеты о детях. Данные отчеты доступны как во внутренней сети детского сада, что позволяет его быстро вывести на печать, так и из внешней сети Интернет для родителей.

Основной процесс.

1. Воспитатель получил доступ к АИС.

2. Воспитатель актуализировал информацию о результатах тестирования детей.

3. Старший врач получил доступ к АИС.

4. Старший врач актуализировал сведения о заболеваниях детей.

5. Заведующая определила критерии для результирующего отчета о ребенке.

6. АИС получила критерии, провела, в соответствии с ними, сбор необходимой информации из БД, после чего сформировала результирующий отчет о ребенке.

Расширения.

1. *Воспитатель не актуализировала данные о результатах тестирования детей.

1.1. Заведующая определила критерии для результирующего отчета о ребенке.

1.2. АИС сообщает об устаревании данных специальным подсвечиванием даты последнего обновления образовательных данных детей.

1.3. АИС получила критерии, провела, в соответствии с ними, сбор необходимой информации из БД, после чего сформировала результирующий отчет о ребенке.

1.4. Заведующая принимает административное решение для актуализации образовательных данных воспитателем.

2. *Старший врач не актуализировал данные о заболеваниях детей.

2.1. Заведующая определила критерии для результирующего отчета о ребенке.

2.2. АИС сообщает об устаревании данных специальным подсвечиванием даты последнего обновления медицинских данных детей.

2.3. АИС получила критерии, провела, в соответствии с ними, сбор необходимой информации из БД, после чего сформировала результирующий отчет о ребенке.

2.4. Заведующая принимает административное решение для актуализации медицинских данных старшим врачом.

3. Заведующая решила просмотреть историю результирующих отчетов о детях прошлых периодов.

3.1. Заведующая получает доступ к специальной странице АИС для просмотра всех результирующих отчетов, сформированных ранее.

3.2. Заведующая вводит критерии поиска (дата, данные ребенка и т. д.).

3.3. АИС выводит искомый результирующий отчет на экран с возможностью вывода его на печать.

Специальные требования.

Эргономичное представление информации о ребенке на сформированном АИС результирующем отчете. Удобный пользовательский интерфейс для сотрудников детского сада.

Список технологий и типов данных.

Основной единицей потоков данных становится результирующий отчет о ребенке, содержащий комплексную информацию о нем как по успеваемости, так и по состоянию его здоровья.

Частота использования.

Еженедельно.

Прецедент 2. Статистическая обработка успеваемости детей, предложение дополнительной программы обучения ребенка от АИС.

Заинтересованные лица и их требования.

— воспитатель детского сада. Хочет показывать лучшие результаты тестирования детей, что говорит о его высококвалифицированной работе с ними.

— заведующая детского сада. Хочет показывать высокий уровень предоставляемых услуг детским садом в области воспитания детей дошкольного возраста.

— родитель ребенка. Хочет максимально полной отдачи детского сада при воспитании его ребенка, в том числе, индивидуальные программы обучения детей в отстающих областях.

Предусловия.

Воспитатель актуализирует информацию о результатах тестирования детей с использованием АИС.

Результаты.

АИС фиксирует слабые области знаний ребенка, рекомендует соответствующие занятия. Данная информация представляется в виде специального статистического отчета, выводимого заведующей по требованию.

Основной процесс.

1. Воспитатель получил доступ к АИС.

2. Воспитатель актуализировал данных о результатах тестирования детей.

3. Статистический модуль АИС зафиксировал обновленные данные в своей базе знаний.

4. Заведующая вызвала создание статистического отчета.

5. АИС произвела сбор и анализ успеваемости ребенка по указанным периодам, сформировав статистический отчет.

6. Статистический отчет представлен заведующей с возможностью вывода на печать.

Расширения.

1. В ходе формирования статистического отчета обнаружены некорректные данные о ребенке.

1.1. АИС сообщает заведующей об ошибочности анализируемой информации.

1.2. Заведующая формирует административное решение для исправления воспитателем ошибочных данных о детях.

1.3. Воспитатель получает доступ к АИС.

1.4. Воспитатель актуализирует образовательную информацию о детях.

1.5. Статистический модуль АИС зафиксировал обновленные данные в своей базе знаний.

1.6. Заведующая вызвала создание статистического отчета.

1.7. АИС произвела сбор и анализ успеваемости ребенка по указанным периодам, сформировав статистический отчет.

1.8. Статистический отчет представлен заведующей с возможностью вывода на печать.

Специальные требования.

Необходима система онлайн оповещения АИС заведующей об ошибочных действиях в системе.

Список технологий и типов данных.

Обрабатываемой единицей является результат тестирования ребенка. Именно данная информация поступает на вход статистического модуля.

Частота использования.

По требованию заведующей.

Прецедент 3. Доступ родителей к информации о ребенке.

Заинтересованные лица и их требования.

— заведующая детского сада. Хочет предоставлять родителям постоянный контроль над состоянием и успеваемостью своих детей, обучаемых в ее детском саду.

— родитель ребенка. Хочет иметь постоянный контроль над информацией о своих детях.

Предусловия.

В АИС хранится актуальная информация об успеваемости и заболеваниях всех детей.

Результаты.

Родитель получает полную образовательную и медицинскую информацию о своем ребенке, без личного обращения к заведующей в детский сад.

Основной процесс.

1. Родитель получает доступ к АИС.

2. Родитель вносит критерии поиска (данные о ребенке, интересующая его информация).

3. АИС принимает критерии и формирует результирующий отчет для родителя.

4. АИС представляет результирующий отчет родителю на специальной WEB-странице.

Расширения.

1. *Воспитатель не актуализировал образовательную информацию о детях.

1.1. Родитель получает доступ к АИС.

1.2. Родитель вносит критерии поиска (данные о ребенке, интересующая его информация).

1.3. АИС принимает критерии и формирует результирующий отчет для родителя, предупредив, что образовательная информация о ребенке не актуальна.

1.4. АИС представляет результирующий отчет родителю на специальной WEB-странице.

1.5. АИС сообщает об устаревании данных специальным подсвечиванием даты последнего обновления образовательных данных ребенка.

2. *Старший врач не актуализировал медицинскую информацию о детях.

2.1. Родитель получает доступ к АИС.

2.2. Родитель вносит критерии поиска (данные о ребенке, интересующая его информация).

2.3. АИС принимает критерии и формирует результирующий отчет для родителя, предупредив, что медицинская информация о ребенке не актуальна.

2.4. АИС представляет результирующий отчет родителю на специальной WEB-странице.

2.5. АИС сообщает об устаревании данных специальным подсвечиванием даты последнего обновления образовательных данных ребенка.

Специальные требования.

Результирующий отчет, предоставляемый родителю, должен быть эргономичным и читабельным, иметь удобно предоставленную информацию.

Список технологий и типов данных.

АИС должна иметь выход в глобальную сеть Интернет, помимо внутренней локальной сети.

Частота использования.

24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Определив прецеденты, становится возможным построить диаграмму вариантов использования, наглядно отображающую организационные процессы и направления их движения. На данной диаграмме указываются роли — исполнители организационных процессов, функции — выполняемые действия исполнителей, а также связи между функциями, которые показывают их взаимодействие между собой.

Диаграмма вариантов использования для разрабатываемой АИС.

Определив все процессы, которые должна выполнять АИС, необходимо сформулировать требования к ней.

1. Требования воспитателей детского сада.

1.1. Интуитивная понятность пользовательского интерфейса.

1.2. Защита от ошибочного ввода данных.

1.3. Система подсказок и справка по пользованию системой.

1.4. Гармоничная, цветовая гамма интерфейса.

2. Требования старшего врача детского сада.

2.1. Интуитивная понятность пользовательского интерфейса.

2.2. Защита от ошибочного ввода данных.

2.3. Система подсказок и справка по пользованию системой.

2.4. Гармоничная, цветовая гамма интерфейса.

3. Требования заведующей детского сада.

3.1. Возможность генерирования разного рода отчетности на основании введенных критериев.

3.2. Интуитивная понятность пользовательского интерфейса.

3.3. Система подсказок и справка по пользованию системой.

3.4. Гармоничная, цветовая гамма интерфейса.

4. Требования родителей, дети которых обучаются в детском саду.

4.1. Наглядность и читабельность представляемой информации о ребенке.

4.2. Доступность АИС в течение 24 часов в сутки дней в неделю.

4.3. Интуитивная понятность пользовательского интерфейса.

4.4. Система подсказок и справка по пользованию системой.

4.5. Гармоничная, цветовая гамма интерфейса.

Анализ и проектирование автоматизированной информационной системы публикации и обработки данных о детях.

Для анализа и проектирования автоматизированной информационной системы необходимо выполнить описание следующих основополагающих шагов:

— построение модели анализа;

— построение модели компонентов;

— построение модели проектирования;

— проектирование модели данных;

— создание карты навигации для пользовательского интерфейса;

— проектирование прототипа пользовательского интерфейса.

Построение модели анализа.

Необходимо выявить объекты анализа, которые будут присутствовать при обработке информации о детях в рамках заказчика. Данная модель является гипотетической и является кроссплатформенной.

Выявление объектов анализа должно основываться на результатах, полученных после разработки модели вариантов использования. Модель анализа подразумевает выявление следующих типов сущностей:

— сущностные;

— граничные;

— контролеры.

Сущностные объекты определяют основные информационные объекты, обрабатываемые в системе. Как уже было определено, к таким объектам будут относится:

1. Результат тестирования — сущностный класс, отображающий главные показатели успеваемости ребенка, а именно балл за тест, список правильных и неправильных ответов на вопросы. Данные результаты будут изменяться в зависимости от предмета тестирования и времени, в который проходило тестирование. Поэтому, необходимо иметь метод, который будет возвращать требуемую информацию об успеваемости ребенка в запрашиваемый период.

2. Заболевание — сущностный класс, отображающий состояние здоровья ребенка, а именно, пройденные прививки, замеченные отклонения в здоровье. Данные заболевания будут изменяться в зависимости о ребенка и времени. Поэтому, необходимо иметь метод, который будет возвращать требуемую информацию о заболеваниях ребенка в запрашиваемый период.

Граничные объекты определяют взаимодействие АИС с пользователями, работающими с ней. К ним будут относится:

1. Страница — граничный класс, содержащий в себе весь статичный html-код, представляемый пользователю. Кроме того, он будет включать в себя динамичные классы, значения которых будут обновляться по таймауту. Вызов данного скелета страницы будет осуществляться соответствующим методом.

2. Отчет — граничный класс, отображающий комплексную информацию о ребенке как в образовательной сфере, так и в медицинской. Данные отчет будет генерироваться автоматически АИС на основе критериев, указанных заведующей. Поэтому, необходимо иметь метод, который будет формировать результирующий отчет о ребенке на основе критериев.

1. Проектирование функциональности подсистемы.

В ходе моделирования мною были определены основные сущности АИС. Опишем их взаимодействие. Опишем сущности системы, а так же их связи.

Инфологическая модель для разрабатываемой АИС.

Ключевой сущностью проектируемой АИС является «Ребенок». С данной сущностью работают все остальные, а именно:

— воспитатель;

— старший врач;

— заведующая;

— родитель;

— АИС;

— результат тестирования;

— история болезней;

— ребенок.

Связь сущностей «Заведующая — АИС», в соответствии с диаграммой вариантов, описывает функцию доступа заведующей к АИС для последующего формирования результирующего отчета о ребенке.

Связь сущностей «Родитель — АИС», в соответствии с диаграммой вариантов использования, описывает функцию доступа родителя к АИС для последующего получения последних данных об успеваемости ребенка и его заболеваниях.

Связь сущностей «Воспитатель — АИС», в соответствии с диаграммой вариантов использования, описывает функцию доступа воспитателя к АИС для последующего редактирования данных об успеваемости детей.

Связь сущностей «Старший врач — АИС», в соответствии с диаграммой вариантов использования, описывает функцию доступа старшего врача к АИС для последующего редактирования данных о заболеваниях детей.

Связь сущностей «АИС — Результат тестирования», в соответствии с диаграммой вариантов использования, описывает функцию обработки, сохранения и анализа данных об успеваемости детей.

Связь сущностей «АИС — История болезней», в соответствии с диаграммой вариантов использования, описывает функцию обработки, сохранения и анализа данных о заболеваниях детей.

Связь сущностей «АИС — Ребенок», в соответствии с диаграммой вариантов использования, описывает функцию комплексного ведения и актуализации образовательной и медицинской информации о детях. Логическая модель разрабатываемой АИС должна отображать структуру и типы ее данных, при этом она должна соответствовать диаграмме классов, разработанной в первой главе.

Выводы и предложения

Для организации АНО ДО «Небо» по воспитанию детей дошкольного возраста была разработана АИС публикации и обработки данных о детях. Для внедрения необходимы капитальные вложения.

Процент повышения производительности труда составит 499,9%.

Использование АИС публикации и обработки данных о детях окажет социальный эффект на дальнейшую деятельность АНО ДО «Небо», а именно позволит не только качественнее предоставлять услуги в области воспитания детей дошкольного возраста, но и получить дополнительные функции. К таким функциям можно отнести как прогноз заболевания ребенка, так и индивидуальный подход в обучении каждого ребенка. Это в свою очередь, позволит решать соответствующие социальные проблемы государства.

Разработанную АИС публикации и обработки данных о детях можно использовать во всех других детских садах в связи с унификацией их деятельности. Это позволит не только повысить прибыль, но и в большей и широкой мере решать социальный вопрос.

Заключение

Целью курсовой работы являлось проектирование автоматизированной информационной системы публикации и обработки данных о детях в АНО ДО «Небо», что и было выполнено.

Список используемой литературы

1.Основные виды архитектур программных приложений. — электронный источник: http://www.intuit.ru/department/database/databases/, 2009.

2.Официальный сайт партии «Единая Россия» — электронный источник: http://er.ru/news/, 2011.

3.Современные технологии проектирования и разработки ИС — электронный источник: http://training. gbdirect. co. uk, 2009.

4.Базы данных. Модели и языки: Учебный курс / Кузнецов С. Д. — М.: Издательство «Бином-пресс», 2008. — 692с.

5.Информационные системы: Учебник для вузов / Петров В. Н. — М.: первое издание, 2003. — 688с.

Развернутая инфологическая модель разрабатываемой АИС.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой