Основоположники анатомии в доисторические времена
Велики заслуги Гиппократа в становлении деонтологических принципах зарождающейся научной медицины. После смерти ученого прошло более 23 веков, и если о специальных работах великого грека, к сожалению, знают не многие врачи, то о принципах клятвы Гиппократа, например, знает почти всё население. В период становления научной медицины «клятва» явилась своеобразным уставом нового поколения врачей… Читать ещё >
Основоположники анатомии в доисторические времена (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. История развития анатомии
2. Основоположники анатомии в доисторические времена
2.1 Гиппократ и его вклад в становление и развитие медицины
2.2 Герофил — создатель анатомии как науки
2.3 Авл Корнелий Цельс Заключение Список литературы
Введение
Анатомия — наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Слово «анатомия» происходит от греческого «анатемно» — рассекать, расчленять.
Это название определяется тем обстоятельством, что первоначальным и основным методом, с помощью которого анатомия добывала фактический материал, относящийся к внутреннему устройству человека, был метод анатомирования, т. е. разделения, расчленения на части человеческого тела.
История исследования человеческого организма, т. е. история постепенного накопления знаний о строении человеческого тела, а также о деятельности и назначении отдельных частей тела, возникла в давние времена, когда первобытные люди начали замечать то, что им являла сама природа и их повседневная жизнь. Но о том, когда именно это началось, мы не знаем, так же как мы не знаем, когда были открыты полезные свойства огня, когда появился топор и нож, когда человек впервые соединил два круглых куска дерева так, что они превратились в колеса, могущие двигаться, и стали важнейшей частью повозки.
Каким образом у древних народов сложилось цельное представление о строении человеческого тела и его функциях, сказать трудно, так как у народов, разделенных морями, горами и реками, были весьма различные взгляды и знания, а имеющиеся в нашем распоряжении свидетельства этого, разумеется, весьма немногочисленны. Общей же для большинства народов и эпох была боязнь расчленять человеческое тело, производить «вскрытие». Это почти везде и всегда запрещалось законами. Во многих странах господствовала вера в то, что человек должен предстать перед богом таким, каким он был при жизни, дабы оправдаться или ожидать новой жизни и возврата на землю, — ничего не должно было отсутствовать. Это убеждение, а отсюда и запрет расчленения тела мы находим уже у древних китайцев (если начать с них), которые очень долго играли огромную роль в духовном развитии человечества. Только очень поздно, в конце IV века, в Китае губернатор одной из провинций решил передать врачам трупы сорока обезглавленных человек, разрешив их вскрыть в интересах науки.
1. История развития анатомии Анатомия человека (от др.- греч. — рассечение, сверху и разрезание) — раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия человека — одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования, тесно связанная с дисциплинами, как антропология и физиология человека, а также сравнительной анатомией, эволюционным учением и генетикой.
Анатомия «нормального» (здорового) тела человека рассматривается по системам органов — нормальная (систематическая) анатомия человека.
История анатомии своими корнями уходит в глубокую древность. Люди первобытного общества уже имели некоторое представление о назначении частей человеческого тела и его строении. По-видимому, зарождение познавательной деятельности человека связано с расчленением убитых животных и сопоставлением полученных сведений о форме и строении органов у животных и раненого человека. Подтверждением этому служат найденные пещерные и наскальные рисунки в Испании и Китае (1400—2600 лет до н.э.). На фоне контуров изображаемых животных правильно показаны местоположение и форма некоторых внутренних органов (сердца, органов дыхания, желудка, почек и т. д.).
За 3000 лет до нашей эры в Древнем Китае книга, написанная Гванг Ти, содержала анатомические сведения и иллюстрации. В старинных индусских книгах — Ведах были описаны многие мышцы, нервы, органы и сосуды тела человека. В Древнем Египте жрецы достигли большого искусства в бальзамировании трупов, что требовало известных знаний по анатомии грудной и брюшной полостей и черепа. В античной Греции запрещалось вскрывать трупы людей, поэтому Аристотель вскрывал трупы животных, при этом он получил ряд точных сведений по сравнительной анатомии животных. Ему принадлежит термин «аорта», он указал на различие между нервами и сухожилиями. В 3 в. до нашей эры врачи александрийской школы, виднейшими представителями которой были Эразистрат и Герофил, впервые в истории анатомии произвели учебные вскрытия трупов казненных преступников. Ими была описана диафрагма, установлена ее роль в дыхании; они изучили скелет и внутренности, выделили двенадцатиперстную кишку как часть кишечника, куда вливается желчь и сок поджелудочной железы; получили представление о лимфатических сосудах брыжейки, нервах, клапанах сердца, оболочках мозга и т. д. Сочинения александрийских врачей не дошли до нашего времени. Энциклопедию античной медицины и анатомии представляют сочинения древнеримского врача К. Галена. Вскрывая трупы собак и обезьян и предполагая, что строение тела обезьян близко к строению тела человека, он нередко ошибочно переносил данные, полученные при вскрытии животных, на человека.
Описания Галеном органов и взгляды на их функции, изложенные в его главном труде «De usu partium» («О назначении частей тела человека»), в течение 14 веков считались непогрешимыми. Католическая церковь признала и утвердила своим авторитетом все, что было написано в книгах Галена.
В 4—2-м тысячелетии до н.э. центр науки и культуры формируется в Древнем Египте, Древнем Вавилоне и Древней Палестине. В это время выделилась своеобразная каста врачей — жрецы, которые для лечения болезней начали широко применять воду, масла, настои трав и т. д. Слово «врач» в буквальном переводе означало «знающий воду» или «знающий масла». Врачевание предполагало изучение основ строения тела человека. В Древнем Египте получило распространение бальзамирование трупов: производились небольшие разрезы тела, извлекались внутренние органы и мозг, тело умершего пропитывали солевыми растворами и смолистыми составами.
Анатомические сведения этого периода во многом были крайне фантастичны и неверны. В частности, органом мышления считалось сердце, через которое якобы проходят кровь, слизь, воздух, вода и моча.
Сведения об осознанном изучении строения тела человека относятся к V—IV вв. до н.э. — II в. н.э. и связаны с историей Древней Греции и Древнего Рима.
Анатомия Древней Греции и Древнего Рима. Основоположником древнегреческой анатомии и физиологии считается Алкмеон Кротонский, который в конце VI —начале V в. до н.э. написал трактат о строении тела животного. Он впервые указал на то, что головной мозг является основным органом мироощущения и мышления, описал отдельные нервы и их значение для функции органов чувств.
2. Основоположники анатомии в доисторические времена
2.1 Гиппократ и его вклад в становление и развитие медицины Рис. 1 Гиппократ (460−370 до н.э.)
Родился Гиппократ в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ не ограничился знаниями, приобретёнными у своего главного наставника. Став после смерти своих родителей странствующим врачом — периодевтом (в их обязанности в частности входило лечение бедного населения) он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих сочинений дошла до нашего времени в так называемом «Гиппократовом сборнике». С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.
Вообще вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решён. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н.э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч свитков было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н.э. медицинские рукописи были объединены в «Гиппократов сборник». Таким образом александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей живших в V — III века до н.э.
Наиболее ранними работами Гиппократа считаются «Афоризмы». Можно согласиться с мнением Литтле, что основой этой книги являются личные наблюдения автора, но в них использованы также и некоторые положения жреческой медицины Египта; кроме того, «Афоризмы» представлены в виде восточных мудростей.
В «Афоризмах» указаны проявления плеврита, кишечных кровотечений, непроходимости кишечника, столбняка, поражений почек и т. д. Некоторые из афоризмов поражают тонкостью и глубиной наблюдений.
В «Афоризмах» Гиппократ приводит классификацию заболеваний по возрастам: в молодом, среднем возрасте и в старости.
Влияние египетской медицины в определенной степени прослеживается во взглядах Гиппократа на происхождение и развитие заболеваний. В Египте с его жарким климатом все живое и саму жизнь связывали с влагой, водой. Это не могло не отразиться на общих взглядах при объяснении непонятных тогда явлений о происхождении жизни и заболеваний.
В книге «О природе человека» Гиппократ выступает больше как философ, определяя свое отношение к господствовавшей в то время точке зрения, согласно которой человек происходит из какой-либо одной жидкости: желчи, крови, слизи, которые меняются в зависимости от времени года и возраста человека. Гиппократ считал, что в основе строения человека лежат изменения всех видов жидкости. «Как в течение года преобладает то зима, то весна, то лето, то осень, так и в человеке преобладает то слизь, то кровь, то желчь, сначала желтая, а потом так называемая черная». Исходя из соотношения в организме указанных элементов, Гиппократ приходит к выводу, что «болезни порождаемые переполнением, излечиваются опорожнение, а рождающиеся от опорожнения лечатся наполнением, происходящие от труда лечит покой, а рождающиеся от праздности уничтожаются трудом» .
При рассмотрении взглядов Гиппократа на патогенез заболеваний, его трудов по анатомии человека («О железах», «О семени и природе ребёнка», «О сердце») можно, конечно, говорить о наивности многих понятий и установок ученого, но они дают нам представление об уровне знаний древних по описанным разделам медицины. Кроме того, к изучению научных трудов исследователей прошедших столетий не совсем справедливо подходить с точки зрения наших взглядов. Прагматический подход здесь не оправдан. При изучении научного наследия любого ученого для нас очень важны идеи его исследований, взгляды на положение своей науки и самого ученого в окружающем мире. С этих позиций работы Гиппократа являются поистине бесценными.
Наиболее законченным и зрелым произведением Гиппократа является «Прогностика», где он показал себя выдающимся врачом-исследователем. Это вполне объяснимо, так как для решения вопросов прогноза необходимо быть не только хорошим диагностом настоящего состояния больного, но и на основе клинического течения болезни предвидеть дальнейший ее ход. И не случайно в начале работы Гиппократ пишет: «Мне кажется, что для врача самое лучшее позаботиться о способности предвидения. В самом деле, когда он будет предузнавать и предсказывать у больных и настоящее, и прошедшее, и будущее, у всё то, что больные опускают при своём рассказе, то, конечно, ему будут верить, что он больше знает дела больных, так что с большей доверчивостью люди будут решаться вручать себя врачу. А задача лечения наилучше будет совершаться, если он из настоящих страданий предузнает будущие». В этой книге Гиппократ не только указывает на необходимость точного определения для прогноза различных симптомов (изменения лица, глаз, цвета кожи, потливость, положение больного, характер дыхания и пульса; температура кожных покровов, характер пищеварения и выделения). Он отмечает, прежде всего, значение сочетания симптомов для верного прогноза.
В своих сочинениях Гиппократ поднял ряд новых вопросов, которые разрабатываются и в настоящее время. Например, работы «О воздухах, водах и местностях» и «Эпидемии» посвящены медицинской географии, специальному разделу современной медицины. Влияние местности, климата, ветров, почвы, воды на распространение и течение заболеваний несомненно, и Гиппократ, много путешествовавший в молодые годы, с завидной наблюдательностью описал это в указанных работах. И в самом деле, разве состав воды не влияет на распространение мочекаменной болезни и заболеваний щитовидной железы? Или взять вопросы особенности холодовой патологии в разных районах нашей страны. Разве это не представляет интереса — научного и практического — для медицины? Мы хорошо знаем, что в некоторых районах нашей страны, например, более распространены мочекаменная болезнь, заболевания щитовидной железы, что зависит от состава воды.
Велики заслуги Гиппократа в становлении деонтологических принципах зарождающейся научной медицины. После смерти ученого прошло более 23 веков, и если о специальных работах великого грека, к сожалению, знают не многие врачи, то о принципах клятвы Гиппократа, например, знает почти всё население. В период становления научной медицины «клятва» явилась своеобразным уставом нового поколения врачей, порвавших связи с храмовой медициной жрецов. Но одновременно она объединяла врачей того времени в борьбе со знахарями, лжеврачами, шарлатанами. Положение этой «клятвы»: «…направлять режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости» остаётся незыблемым в настоящее время. В наш век, когда раздаются голоса о дегуманизации медицины, особенно актуально звучат слова «клятвы» о врачебной тайне: «Чтобы при лечении — а также без лечения — я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». Этой же проблеме посвящены такие работы Гиппократа, как «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставление». В статье «Закон», выступая против посредственности в медицине, он писал о врачах, что «по званию их много, на деле же — как нельзя менее». В работе «О враче», указывая на необходимость аргументированности, обоснованности суждений врача у постели больного отмечал, что «…поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывает весьма полезны, презираются» .
Гиппократ прославился и как врач-практик.
При лечении больных он пользовался следующими средствами:
1) диетотерапия;
2) лекарственными препаратами;
3) бальнеотерапией;
4) лечебной физкультурой,
5) внушением,
6) скальпелем.
Созданная им лечебница состояла из гимнастического зала, водолечебницы с бассейном, операционной. Что касается диетотерапии, то о значении, которое он ей придавал, можно судить даже по названиям его работ: «О диете при острых заболеваниях», «О диете». Книга «О здоровом образе жизни» посвящена диете для здоровых людей в различные времена года с учётом конституции и желанием похудеть или, наоборот, пополнеть. Он широко использовал лекарственные препараты растительного происхождения.
Как видно из приведённого не так уж мало было в расположении у Гиппократа средств, способствующих сохранению здоровья пациентов, и они были направлены в первую очередь на усиление защитных сил организма при различных страданиях, на его укрепление. А разве не это линия является стратегической в современной медицине?
2.2 Герофил — создатель анатомии как науки Рис. 2. Герофил (ок. 300−250 гг. до н.э.)
Герофил (род. в 304 г. до н.э.) в поисках «души» произвел анатомирование более 600 трупов и впервые обобщил данные о строении тела человека в своей работе «Anatomica». В связи с этим Герофила считают создателем анатомии как науки. Он описал внешнее строение головного мозга, его оболочки, синусы твердой мозговой оболочки и желудочки мозга, отличал артерии и вены, дал название легочным венам, описал предстательную железу, семенные пузырьки, двенадцатиперстную кишку. Работы древнегреческих ученых стояли у истоков анатомических исследований. Эти исследования были очень разрозненны, часто содержали ошибочные представления и нуждались в уточнении.
Герофил являлся последователем Платона, был сторонником его гуморальной теории и придерживался натурфилософских взглядов Аристотеля. Как яркий представитель Косской школы Герофил большое значение придавал опыту, как методу получения знаний в области естественных наук, был сторонником использования наблюдения, описания, измерения, т. е. эмпирического познания в медицине. Наличие элементов умозрительного подхода (эмпирического пути познания) Герофил компенсировал своими физиологическими и анатомическими исследованиями. анатомия древний гиппократ цельс Главным фактором, определившим развитие анатомии, физиологии, патологии и терапии того времени была впервые появившаяся в Александрии возможность у Герофила и других исследователей свободного вскрытия трупов людей и появление общих тенденций в науке к более точному описанию явлений, проявляющихся в исследованиях, а так же методологических позиций Герофила о познаваемости природы. Используя современную терминологию, можно считать, что наряду с классическими для того времени анатомическими методами исследования (препарирование трупов людей), Герофил использовал клинико-патофизиологический метод исследования (наблюдение и описание пульса при патологии) и экспериментальный метод познания в медицине. В своих исследованиях и объяснениях полученных результатов Герофил, в то время еще не называет, но уже использует такие методологические принципы анатомии, физиологии и патологии, как принцип единства теории и практики, анализа и синтеза, нервизма, сравнительной патологии, единства структуры и функции. В анализе данных, полученных с помощью использования вышеперечисленных методов исследования, Герофил использовал принцип сравнительной анатомии и физиологии в филогенезе (человек и различные животные) и сравнительный гендерный анализ структурно-функциональных особенностей тела мужчин и женщин. Используя принцип единства анализа и синтеза, Герофил впервые взял на себя труд систематизировать наблюдения и факты анатомии, накопленные его предшественниками. Этот же принцип Герофил использовал, исследуя не только отдельные части тела и органы, но и их взаимодействие друг с другом. Использование методологического принципа анатомии, физиологии и патологии единства структуры и функции позволило Герофилу наряду с изучением анатомии определить функции исследуемых органов и систем (механизмы формирования пульса, различие чувствительных и двигательных нервов, наличие в артериях крови, а не воздуха). Герофил создал новую теорию о значении нервной системы в отличие от пневмы в жизнедеятельности организма, вложив в нее функцию души, тем самым наделив нервную систему интегрирующей и регулирующей функцией в организме, предопределив широко используемый принцип в патологии и физиологии, принцип нервизма. Свое заключение о наличии в артериях крови, а не воздуха Герофил подтвердил с помощью не только визуализации, но и на основании функциональных процессов происходящих в сосудах, содержащих кровь — абсорбировании.
Значительный прорыв в догаленовской медицине Герофил осуществил анатомическим описанием нервной, половой, пищеварительной систем, глаза и сердечно-сосудистой системы, артерий и вен и др. Важные открытия в анатомии, сделанные Герофилом в Александрии в III веке до н. э., стали основой для дальнейшего определения стратегии развития галеновской медицины. Герофил был основателем научной анатомии. Герофил определил рамки вмешательства врача в лечении больного, тем самым подтвердив слова Гиппократа: «Лечит болезни врач, но излечивает природа» (Natura sanat, medicus curat morbos) и предвосхитив постулат современной медицинской этики: «Не навреди (больному)» (Primum non nocere, seu noli nocere, seu cave ne laedas).
Применение методологического принципа «единства теории и практики» дало возможность Герофилу использовать научные знания, полученные опытным путем в диагностических целях (характеристика пульса при различных формах патологии) и разработке патогенетических принципов (лечение в зависимости от состояния соков) и методов лечения. Герофил усовершенствовал медицинскую терминологию, вводя в нее новые понятия для лучшего понимания сущности описываемого явления или анатомического образования.
Положительная характеристика Герофила (несмотря на наличие некоторых критические замечания его положений), даваемая Галеном с точки зрения философа-платоника, стоящего на позиции натурфилософского рационального познания свидетельствует о большом вкладе Герофила в «современную» для того периода науку, ставшую фундаментом для галеновской медицины. Открытия в анатомии, большие достижения в физиологии, теоретической и клинической патологии, точное применение методических и методологических принципов в исследованиях, использование накопленных знаний анатомии и механизмов функционирования организма в норме и патологии в диагностике и методов лечения больных, определило роль Герофила в развитии науки и преодалении кризиса в галеновской медицине вплоть до XVII века.
2.3 Авл Корнелий Цельс Рис. 3. Авл Корнелий Цельс (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.)
Древнеримский ученый-энциклопедист и врач Авл Корнелий Цельс оставил глубокий след в медицине. Его труд «О медицине», где изложены теория и практика врачебного искусства догаленовского Рима, имеет большое познавательное значение. Высокогуманная врачебная деятельность, богатый практический опыт, ораторские способности Цельса по достоинству были оценены многими философами и писателями древнего Рима. Отмечая значение сочинения Цельса «О медицине», Плиний Старший (23/24—79 гг. н. э.) давал высокую оценку и его ораторским способностям Цельса называли «медицинским Цицероном», «латинским Гиппократом». Многие писатели: читают, что Цельс жил в конце I века до н. э. и в первой половине I века н. э., в период правления императоров Августа и Тиберия. Предполагают, что Цельс дожил до времени правления Нерона (54—68 н.э.). По Мультановскому, период его жизни охватывает 30—25 гг. до н. э. — 40—45 гг. н.э.
Цельс был разносторонним ученым, занимавшимся (философией, риторикой, правом, сельским хозяйством, военным делом и медициной. Искусству врачевания, как утверждает русский врач А. Бернард, посвятивший Цельсу свою докторскую диссертацию он учился у выдающихся греческих врачей — Мегета, Трифона и Евельписта.1 Свои медицинские знания он пополнял в Медицинской школе, основанной Августом, а затем совершенствовал их в больнице для лечения рабов — валетудинариуме. Обращает на себя внимание интерес Цельса к разработке научной латинской медицинской терминологии, замене традиционных греческих терминов новыми медицинскими названиями на латинском языке Согласно имеющимся данным, он является автором обширной энциклопедии «Artes» («Искусства»), где суммированы знания древнеримских ученых во многих областях науки. Часть этой энциклопедии труд «О медицине», единственный из дошедших до нас трудов Цельса. Это его сочинение оставило глубокий след в медицине последующих веков. Как свидетельствуют В. Н. Терновский и Ю. Ф. Шульц, оно былo обнаружено в середине XV века (около 1443 г.) Фомой Перетончелли до Сарцана и только через 35 лет в (1478 г.) впервые вышло в свет во Флоренции. До конца XV века этот труд переиздавался в Италии пять раз, а всего насчитывается более 70 его изданий, выходивших в Милане, Лейдене, Венеции, Париже, Кёльне, Антверпене, Базеле, Страсбурге, Лейпциге, Лондоне и других городах Европы. Ha русский язык в 1907 г. была переведена седьмая книга труда Цельса, посвя-щепная хирургии. Ей посвящена, как об этом говорилось выше, докторская диссертация русского врача А. Бернарда) Первый полный перевод сочинения Цельса на русский язык был осуществлен в 1959 г. Трудоемкую работу по переводу труда Цельса «О медицине» с издания Даремберга (Лейпциг, 1859) осуществил коллектив кафедры латинского языка II Московского медицинского института им. Н. И. Пирогова. Научная редакция труда принадлежит академику АМН СССР В. Н. Терновскому и Ю.Ф. Шуль-цу. Труд «О медицине» состоит из вступления и 8 книг. В помощь читателю переводчики включили в книгу словарь мифологических и собственных имен, географических и иных названий и указатель греческих слов. Эти приложения значительно облегчили усвоение текста. По традиции старых изданий труда Цельса в книге помещена в русском переводе медицинская дидактическая поэма Квинта Серена Самоника «Liber medicinalis» (начало III века н.э.), в которой в основном собраны рецепты лечебных средств, назначавшихся при лечении бедных больных.
Свой труд Цельс начинает со вступления, где подробно излагает взгляды своих предшественников на сущность медицины и методы лечения болезней. Большое значение он придавал опыту и наблюдению. «Ведь часто также появляются, — пишет он,—* новые виды болезней, относительно которых опыт еще ничего не показал, так что необходимо произвести наблюдение, откуда они явились, без чего никто не может знать, почему надо применять то или иное средство…» и далее «…медицина возникла из наблюдений за выздоровлением одних и гибелью других, — наука, различающая вредное и полезное для здоровья», «…медицина возникла не после теоретического обоснования, но теория была найдена после возникновения практической медицины…»
В главах 1-й книги Цельс подчеркивает значение для здоровья размеренного образа жизни, дает гигиенические советы, не потерявшие значения и по настоящее время. Он пишет: «…следует вести разнообразный образ жизни: жить то в деревне, то в городе и чаще бывать на лоне природы… как можно чаще заниматься физическими упражнениями…» Цельс придавал большое значение труду — решающему условию здоровья и долголетия, был врагом безделья, «так как праздность расслабляет тело, — писал он, — а труд укрепляет его; первое приносит преждевременную старость, второе — продолжительную молодость» .
Приступая к описанию отдельных заболеваний и методов лечения, Цельс отдает должное опыту древних врачей и авторитету Гиппократа. На возникновение болезней, считал он, влияют погодные условия, местность, климат, конституциональные особенности организма. Переходя к характеристике отдельных «заболеваний, ученый достаточно обстоятельно описывает признаки болезней, дает советы по их лечению. Способы лечения он подразделяет на общие и частные. По Цельсу, общие методы применяются при большинстве болезней, частные — при отдельных заболеваниях. При назначении лекарственных средств он требовал индивидуального подхода к больному. Немаловажное значение Цельс придавал кровопусканию как наиболее испытанному методу лечения многих болезней. Он описывает технику взятия крови из вены, предупреждает о возможных ошибках при вскрытии сосуда. Большой раздел книги посвящен диететике, видам пищи и питья, пищевым продуктам, их значимости в питании и усвояемости при различных заболеваниях.
В последующих разделах труда Цельс описывает клинические проявления отдельных болезней и предлагает способы их лечения. Особое внимание он обращает на лихорадочные заболевания как наиболее распространенные в то время. Одобряя некоторые методы лечения, применявшиеся его предшественниками, Цельс не во всем соглашается с ними, подвергает их критике (Многие разделы книги посвящены хирургии.
Введение
к 7-й книге Цельс озаглавил: «О хирургии, ее истории и о качествах наилучшего хирурга». Ученый отмечает большой вклад Гиппократа и других врачей в развитие этого раздела медицины. К Хирургу, его качествам и мастерству он предъявляет высокие требования, не потерявшие своего значения и в настоящее время. «Хирург должен быть человеком молодым или близко стоять к молодому возрасту, он должен иметь сильную, твердую, не знающую дрожи руку; и левая его рука должна быть так же готова к действию, как и правая; он должен обладать зрением острым и проницательным, душой бестрепетной и сострадательной настолько, чтобы он желал вылечить того, кого он взялся лечить…» Цельс подробно разъясняет тактику хирурга при различных хирургических заболеваниях, много внимания уделяет извлечению инородных тел — стрел, пущенных из пращи камней. Разумны его советы по ликвидации кровотечения из ран. В первую очередь он рекомендует тампонаду, а в случае непрекращения кровотечения — перевязку сосудов, прижигание.
Заключение
Первые упоминания о строении человеческого тела встречаются в Древнем Египте. В XXVII веке до н.э. египетский врач Имхотеп описал некоторые органы и их функции, в частности головной мозг. В древнекитайской книге «Нейцзин» (XI—VII вв. до н.э.) упоминаются сердце, печень, лёгкие и другие органы тела человека. В индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IX—III вв. до н.э.) содержится большой объём анатомических данных о мышцах, нервах, типах телосложения и темперамента, головном и спином мозге.
Большое влияние на развитие анатомии оказали учёные Древней Греции. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель, Герофил.
Гиппократ учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и чёрная желчь (melaina chole). От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Гиппократ смотрел и на болезни, как на результат неправильного смешения жидкостей, вследствие чего ввёл в практику лечения различные «гонящие жидкость» средства.
Так возникла «гуморальная» теория строения организма.
Гиппократ большое значение придавал изучению анатомии, считая её первоосновой медицины. Не меньший вклад внесли в изучение анатомии человека древнеримские учёные. Их заслугой следует считать создание латинской анатомической терминологии.
Ярким представителем римской медицины были Цельс и Гален. Гален считал, что человеческое тело состоит из плотных и жидких частей и исследовал организм путём наблюдения за больными и вскрытия трупов. Его основные труды по анатомии: «Анатомические исследования», «О назначении частей человеческого тела» .
Цельс в своих трудах по медицине собрал самые достоверные (на то время) знания по гигиене, диете, терапии, хирургии и патологии. Заложил основу медицинской терминологии.
1. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века. М.: Весть, 2013. — 256 с.
2. Балалыкин Д. А. Религиозно-философские системы и их значение для истории медицины // История медицины. — 2014. — № 1. — С. 9—26.
3. Гален К. О назначении частей человеческого тела / под ред. В. Н. Терновского. М.: Изд-во «Медицина», 1971. — 554 с.
4. История Греции: курс лекций / С. Я. Лурье / под ред. Э. Д. Фролова. 2-е изд. СПб, 1993. — 680 с.
5. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. — 576 с.
6. Сорокина Т. С. История медицины FB2. М.: Академия, Academia, 2008. — 560 с.
7. Журнал «Клиническая медицина», № 7 / 2010 г.
8. Чиркин С. Я. Врачи — философы Издательство: Медицина, 1990. — 384 с.
9. Мухин Е. О. Курс анатомии. — М.: Просвещение, 1993 — 396 с.
10. Мамонтов С. Г. История анатомии в России. — М.: Наука, 1995 — 569 с.