Типовое оборудование аппаратных и студий радиодома
Монтажные аппаратные оборудованы техническими средствами для монтажа будущих программ. Монтажные аппаратные так же разделяются по функциям на аппаратные монтажа фонограмм (АМФ), аппаратные сведения и монтажа фонограмм (АСМФ) и аппаратные подготовки программ (АПП). Аппаратная монтажа фонограмм для монтажа музыкальных и речевых записей, преимущественно сразу после их создания. Аппаратная сведения… Читать ещё >
Типовое оборудование аппаратных и студий радиодома (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»
Кафедра журналистики
Реферат по дисциплине: Техника и технология СМИ Типовое оборудование аппаратных и студий радиодома Студент Климов Д.П.
Руководитель работы Грызлова В. И Тула 2014
Содержание Введение Основные составляющие аппаратно-студийного комплекса Устройство аппаратно-студийных блоков Основное техническое оборудование аппаратных и студий радиодома Заключение Список литературы Приложение
Введение
В связи с постоянным развитием, как радиотехнического оборудования, так и техники в целом, большое значение в радиожурналистике приобрела проблема технического устройства радиостудий. Целью данного реферата является углубленное изучение аппаратных и студий радиодома, а так же их технического оснащения. В связи с этим к числу задач можно отнести изучение основных составляющих аппаратно-студийного комплекса, устройство его аппаратно-студийных блоков, а так же его основного технического оборудования.
Основные составляющие аппаратно-студийного комплекса (АСК) Аппаратно-студийный комплекс — это совокупность взаимосвязанных функциональных блоков и служб, размещенных в одном или нескольких зданиях и содержащих технические средства, с помощью которых ведется технологический процесс формирования и выпуска программ звукового и телевизионного вещания. Аппаратно-студийный комплекс включает в себя аппаратно-студийные блоки (АСБ), в которых создаются отдельные части программ и аппаратные вещания, в которых они полностью формируются и направляются на выход радиодома. Каждый АСБ состоит из студии и связанной с ним студийной аппаратной СА. В связи с различением в технологиях вещания и записи, иногда при студии создают две аппаратные. .
Монтажные аппаратные оборудованы техническими средствами для монтажа будущих программ. Монтажные аппаратные так же разделяются по функциям на аппаратные монтажа фонограмм (АМФ), аппаратные сведения и монтажа фонограмм (АСМФ) и аппаратные подготовки программ (АПП). Аппаратная монтажа фонограмм для монтажа музыкальных и речевых записей, преимущественно сразу после их создания. Аппаратная сведения и монтажа фонограмм содержит комплекс технических средств, предназначенных для извлечения из записей сигналов, например, в виде отдельных партий музыкальных инструментов или групп инструментов. Наконец, в аппаратной подготовки программ монтируют готовые части программ из различных готовых материалов. Готовые фонограммы-оригиналы хранят в фонотеке. Различают фонотеки для длительного хранения фондовых, особо ценных фонограмм и фонотеки для оперативной, текущей работы.
Основным коммутационным узлом радиодома служит центральная аппаратная (ЦА). Через нее сигналы внешних источников программ, направляются в другие аппаратные радиодома, а сигналы выпускаемых программ непосредственно или через коммутационно-распределительную аппаратную (КРА) организаций связи поступают к потребителям — радиопередающим центрам и станциям, междугородной вещательной аппаратной (МВА), междугородной телефонной станции, на центральную станцию проводного вещания (ЦСПВ).
Контроль технического качества выпускаемых программ осуществляют в аппаратной технического контроля отдела технического контроля (ОТК) радиодома. Дежурный персонал ОТК проводит контрольные прослушивания, проверяет уровни вещательных сигналов. Для фиксации случаев технического брака и нарушений норм в аппаратной ОТК установлены магнитофоны и самописцы, которые регистрируют уровни и другие параметры сигналов.
Отдел координации ведет согласование деятельности редакций по размещению подготавливаемых передач в сетке вещания, а отдел выпуска контролирует выпуск программ. В отделе выпуска имеется аппаратная или рабочее место с коммутатором для оперативной связи с редакциями и аппаратными вещания. Диспетчер отдела выпуска контролирует проведение передач и к их ход, а в некоторых случаях, принимает решение об изменении сетки вещания. Внутренние и внешние линии радиодома проходят через кроссовую. В ней установлены стойки или шкафы, с помощью которых осуществляют неоперативные или полуоперативные соединения (кроссировку) этих линий.
Особую роль в деятельности радиодома играет аппаратная реставрации фонограмм. Она содержит в себе технические средства, помогающие улучшить качество фонограмм, которые не соответстуют современным требованиями. Обычно это старинные фонограммы, фонограммы, записанные с помощью некачественных устройств, либо потерявшие качество в связи с условиями хранения. Для уменьшения недочетов используют устройства шумоподавления, многополосные регуляторы амплитудно-частотной характеристики, магнитофоны с изменяемой скоростью движения носителя записи, устройства расширения спектра (эксайтеры). В состав радиодома входит трансляционная аппаратная (ТА), в которую сходятся соединительные линии (СЛ) от городских трансляционных пунктов, расположенных в государственных и общественных сооружениях, зрелищных и спортивных учреждениях. Из трансляционных пунктов электрические сигналы поступают в аппаратную записи и аппаратную вещания.
Одна из важнейших служб радиодома — служба сбора, хранения и обработки информации, в которую непрерывно вводятся поступающие материалы. С помощью терминалов работники редакций могут получать доступ к базам хранения этой информации. Должны обеспечиваться перевод, редактирование, хранение рабочих материалов и их оперативный вывод на дисплеи или печатающие устройства редакций.
Система распределения звуковых и телевизионных сигналов обеспечивает персоналу редакций прослушивание и просмотр по внутренним линиям радиодома программ звукового вещания, создаваемых в данном радиодоме и получаемых от внешних источников.
Для обеспечения создания программ из фондовых фонограмм, предусматривается служба автоматизированного хранения, поиска и доставки фонограмм из фондов оперативного и долговременного хранения.
Важными для поддержания нормальной деятельности радиодома являются службы времени, которые поддерживают работу электронных часов, расположенных в аппаратных, студиях, редакциях и других отделах.
На случай чрезвычайных обстоятельств оборудованы резервные аппаратно-студийные блоки, снабженные всем необходимым для работы в автономном режиме.
Устройство аппаратно-студийных блоков (АСБ) В состав каждого АСБ обычно входит сама студия и аппаратная. В свою очередь, в некоторых случаях, при студии оборудуют две аппаратные: аппаратную вещания и аппаратную записи. В последней чаще всего используются многодорожечные микрофоны, что позволяет записывать отдельные партии музыкальных инструментов, сводить фонограммы. Помимо пульта, контрольных громкоговорящих агрегатов и магнитофонов аппаратная комплектуется стойкой устройств звуковых эффектов.
Аппаратная вещания состоит из двух комнат — дикторская и аппаратная. Иногда, чтобы обеспечить звукорежиссеру, режиссеру или ведущему передачу более спокойную обстановку для работы, аппаратную разделяют на 2 части (рис 1).
Студии в зависимости от назначения и числа исполнителей различаются размерами, временем реверберации и формой частотной характеристики времени стандартной реверберации.
Желательно, чтобы высота потолков в помещениях была около 3-х метров. Для дикторской вполне достаточно помещения в 9 — 10 квадратных метров. Аппаратная должна быть просторной с площадью не менее 18 — 20 кв. м. Еще один пример компоновки записывающей студии показан на рисунке 2.
На многих музыкальных станциях не имеется раздельных дикторской и аппаратной. Вернее, вещание ведется непосредственно из аппаратной, снабженной соответствующей звукоизоляцией, а дикторская не используется, а по сему и не существует.
Для быстрого введения в передачу сигналов от разных внешних источников в аппаратной воспроизведения помещают стойку оперативной коммутации. Так же для создания интерактивности передач, приема звонков от слушателей, оборудуют телефонные кабины.
Человек, пришедший в прямой эфир и посаженный в студию, за стеклом которой кто-то сидит и с кем-то о чем-то неслышно переговаривается, чувствует психологический дискомфорт. Что влияет на качество ведения передач в прямом эфире. Иногда для улучшения эмоционального состояния исполнителей идея зрительно связать помещение студии с окружающим пространством. В студии устраивают большие окна, выходящие в тихий озелененный дворик или парк с искусственным водоемом. Столь же угнетающе действует нахождение в небольшом замкнутом пространстве на персонал аппаратных. Поэтому, несмотря на удорожание мер по звукоизоляции, в наружных стенах аппаратных также устраивают окна. Десять лет назад была придумана студия с живым общением всех, кто в ней находится (Рис 3). Минусом такого решения является то, что оно требует специальную студийную мебель.
Основное вещательное оборудование студий — микрофоны, пульт диктора, контрольные громкоговорящие агрегаты, позволяющие исполнителям прослушать только что сделанную запись.
Микрофоны (М), установленные в студии связаны гибким экранированным кабелем с микрофонными розетками 15 (рис 1). Микрофонные цепи от розеток до пульта звукорежиссера проложены в стальных трубах, защищающих их от магнитных полей, создаваемых осветительной системой студии.
Пульт диктора представляет собой стол, на котором находятся два микрофона, кнопки включения микрофона и дистанционного включения магнитофона, сигнальные лампы, телефонный аппарат с оптическим вызывным сигналом.
Диктор может связаться с аппаратной, отделом выпуска, редакцией, некоторыми другими службами.
Для переговоров часто используют один из микрофонов пульта, а ответы слушают с помощью небольшого громкоговорителя, вмонтированного в пульт. Стол диктора покрывают плотной тканью, предназначенной для того, чтобы предотвратить частотные искажения, вызываемые интерференцией — отражением звуков, издаваемых диктором.
Основное техническое оборудование аппаратных и студий радиодома вещательный студия фонограмма монтаж В качестве основного оборудования аппаратных и студий радиодома можно выделить микрофоны, телефонный гибрид для звонков, различные устройства воспроизведения, технологическое обеспечение, консоль или пульт управления системой в целом.
Профессиональные микрофоны можно разделить на два типа — эфирные микрофоны и микрофоны для аудиопроизводства.
Эфирные микрофоны применяются в условиях вещательных студий радиостанций и тв каналов. Они могут использоваться как для записи программ, так и вещания в прямой эфир. Обычно здесь применяются микрофоны, «заточенные» для работы с обычной речью, но при крайней необходимости они справятся и с записью вокальных партий. Микрофоны такого типа обычно имеют узнаваемый вид, потому что рассчитаны на установку в специальные стойки с амортизирующим подвесом типа «Паук». Нередко у таких микрофонов имеется переключатель, меняющий характеристики направленности. При необходимости такой микрофон может работать в режиме круговой направленности, кардиоиды, суперкардиоиды и «восьмерки». Студийные микрофоны обычно имеют обрезной фильтр низких частот.
Микрофоны для аудиопроизводства — это речевые, вокальные и инструментальные микрофоны. Вокальные и речевые обычно внешне похожи. Они имеют дизайн, позволяющий монтировать их на специальные стойки в держатели с амортизирующими подвесами и с возможностью использования высокоэффективных ветрозащит. У таких решений характеристики направленности можно менять. Кроме того у них тоже обычно имеется обрезной фильтр для низких частот. Инструментальные микрофоны могут внешне походить и на стандартные студийные вокальные микрофоны, и на обычные эстрадные. Их особенностью является способность воспринимать детали и нюансы звука при высокой сопротивляемости мощному звуковому давлению. Сопротивляться мощным звукам позволяет встроенный аттенюатор. Он снижает риск перегрузки микрофона.
Микшерный пульт — это необходимое устройство для усиления звука, его сведения или звукозаписи. Существует много классификаций микшерных пультов. По необходимости внешнего источника питания выделяют активные и пассивные (пассивные обычно не отличаются большой функциональностью, максимум — это регулировка высоких, средних и низких частот, а также шейдеры громкости для каждого канала и один на общую громкость), по количеству входов и выходов — от четырех и более. Как правило, в солидных студиях звукозаписи используются микшерные пульты с не менее чем 32 входами. Также обязательным пунктом в микшере должен присутствовать эквалайзер. В зависимости от ценовой категории микшера он может быть расширенным или достаточно скудным. Часто микшерные пульты содержат еще и блок различных звуковых эффектов, которые можно настраивать отдельно для каждого канала. Одними из наиболее популярных во всем мире являются микшерные пульты марок Behringer и Yamaha. Их описывают как наиболее качественные и профессиональные. Также ценятся микшерные пульты компаний Pioneer, Shure и Fender.
По типу передачи сигнала можно выделить аналоговые и цифровые. Основные преимущества цифровых микшерных пультов заключаются в более функциональных блоках обработки и маршрутизации, возможности сохранения всех настроек в пресеты, а также в гораздо более компактных размерах. Однако оцифровка входных сигналов и обратное преобразование цифрового сигнала в аналоговый привело к появлению большого количества противников этой технологии. Кроме того, в отличие от традиционных микшерных консолей, где все функции и органы управления понятны любому звукорежиссеру, цифровые микшеры требуют определенного времени на их изучение. Другой класс микшерных пультов составляют консоли для вещательных студий радиостанций. Данные микшеры, как правило, оснащаются высококачественными и сверхнадежными компонентами и фейдерами, а также так называемыми «телефонными гибридами».
Телефонный гибрид для звонков — технологический комплекс, позволяющий использовать ресурсы и обычной телефонной сети, и ISDN, и GSM, и VoIP. Телефонный гибрид улучшает качество связи, позволяет организовывать телеконференцию в прямом эфире.
Заключение
В данном реферате были рассмотрены основные составляющие аппаратно-студийного комплекса, которые включают в себя аппаратно-студийные блоки, монтажные аппаратные, аппаратную технического контроля, а так же центральную, трансляционную, коммутационно-распределительную и междугородную аппаратные. Так же в реферате были рассмотрены основные функции и задачи каждого из блоков.
В ходе исследования было изучено устройство аппаратно-студийных блоков, основные модели аппаратных записи и аппаратных вещания, а так же способы их оборудования.
Еще одной задачей реферата являлось изучение основное техническое оборудование аппаратных и студий радиодома. В результате было исследовано такое оборудование, как микрофоны, микшерные пульты, а так же дано определение телефонного гибрида.
Подводя итоги, можно сказать, что данный реферат знакомит исключительно с основами типового оборудования аппаратных и студий радиодома. Для полного и детального изучения данной темы необходимо дальнейшее продолжение научной работы.
1. Худяков С. В. Аудиотехника. Часть 2: Учебное пособие. — Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012. — 188 с.
2. Каталог «Оборудования для радиовещания» -2010
3. http://www.radiostation.ru
4. http://www.baza-shop.ru/articles/vybor_oborudovaniya/27/
5. http://www.dbaudio.ru/index.html
6. Журнал «Звукорежиссер» Избранные статьи № 2/00 «Микшерные пульты для радиовещания»
Приложение Рисунок 1
Пояснения к рисунку: 1 — студия; 2 — режиссерская; 3 — техническая аппаратная; 4 — звуконепроницаемое окно; 5 — пульт звукорежиссера; 6 — контрольные громкоговорящие агрегаты; 7 — стойка звуковых эффектов; 8 — стойка управляющей ЭВМ; 9 — магнитофоны; 10 — стойка коммутации; 11 — стойка измерений; 12 — щиток питания; 13 -тамбур; 14 — кабина для исполнителей; 15 — гибкий экранированный кабель с микрофонными розетками; М — микрофоны.
Рисунок 2
Рисунок 3