Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Кредитование субъектов малого бизнеса

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отличительной особенностью кредитования малых предприятий является повышенная степень риска, обусловленная следующим факторами: ограниченностью собственных средств предприятий, недостатком качественной информации о финансовом положении данной группы заемщиков, а также ограниченными возможностями переуступки и залога их специфических активов. Издержки, связанные с высокой степенью риска… Читать ещё >

Кредитование субъектов малого бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Содержание

Введение

Глава 1. Специфика малого бизнеса как субъекта кредитования

1.1 Определение понятия и выявление критериев малого бизнеса (предпринимательства)

1.2 Характерные особенности малого бизнеса (малых предприятий) Глава 2. Кредитование малых предприятий

2.1 Проблемы кредитования малых предприятий

2.2 Риски кредитования Заключение

  • Список литературы
  • Введение
  • Выход из кризисного состояния в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
  • Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости от углубляющейся специализации общественного производства и дифференциации товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном обществе.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который двигает за собой экономическое и социальное развитие.

  • Однако главным тормозом развития этого сектора принято считать недостаточность кредитования субъектов малого бизнеса. Эта тема стала очень актуальной во время минувшего кризиса, когда предприятия остро ощутили недостаток оборотных средств и начали пересматривать схемы работы со своими контрагентами, пытаясь снизить предпринимательские риски. В связи с этим у предпринимателей возросла потребность в заёмных средствах.

Несмотря на то, что рынок кредитования малого бизнеса активно развивается, приходится говорить о серьёзных проблемах и противоречиях в отношениях между кредиторами и потенциальными заёмщиками. Их антагонистические воззрения на проблему кредитования субъектов малого бизнеса обусловлены несовершенством отечественной экономической системы. Банки интересуются в первую очередь снижением рисков и издержек такого кредитования, а предпринимателей интересует повышение доступности кредитов. Все это говорит об актуальности данной проблемы в настоящее время. На эту тему развернулись дискуссии на множествах виртуальных и реальных банковских и экономических форумах, пишутся многочисленные статьи.

Основу исследований кредитных отношений малого бизнеса как одного из видов хозяйствующих субъектов составляет научный аппарат теории финансов и кредита. Общие вопросы финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса нашли отражение в работах, Е. М. Бухвальда, А. В. Виленского, Л. А. Ворохалиной, Л. Н. Павловой, Г. Н. Семенцевой, Г. А. Ткаченко, А. Г. Цыганова, А. Ю. Чепуренко. Существенный вклад в теорию и практику финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса внес Мохаммед Юнус — основоположник социальной теории микрокредитования.

Кредитные отношения малого предпринимательства, как правило, не рассматриваются в качестве самостоятельного объекта анализа, а описываются в контексте вопросов государственного регулирования малого бизнеса или общих проблем развития данного сектора экономики или экономики в целом. С другой стороны в банковской сфере актуальные вопросы по кредитованию малого бизнеса как правило отдельно не рассматриваются и этот рынок для банков не стал отдельным сектором, таким как потребительское и корпоративное кредитование. Аналитика ведется по совокупности малого и среднего бизнеса.

Существенный вклад в исследование данной проблемы внесло государство, разработав комплекс мер поддержки данного сектора экономики.

Цель данной работы — исследовать рынок кредитования малого бизнеса, обосновать необходимость данного сектора, выявить проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, нуждающиеся в заёмных средствах, охарактеризовать существующую практику их решения и разработать рекомендации для дальнейшего развития данного сектора.

Для реализации поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:

· Выявление проблем кредитования малого бизнеса

· Анализ рынка кредитования малого бизнеса

· Анализ программ государственной поддержки малого бизнеса.

· Разработка рекомендаций по развитию программ кредитования малого бизнеса.

Теоретическую основу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, регулирующие кредитные отношения малого предпринимательства, публикации в научной и отраслевой периодической печати, материалы научно-практических конференций и семинаров. Эмпирическая основа исследования представлена официальными данными Федеральной службы государственной статистики; аналитическими данными общественных организаций поддержки малого предпринимательства, результатами исследований отраслевых рейтинговых и информационных агентств, персональные данные кредитных организаций.

1. Специфика малого бизнеса как субъекта кредитования

1.1 Определение понятия и выявление критериев малого бизнеса (предпринимательства)

Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, раскрывающих сущность этого понятия. Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу являются:

— численность персонала;

— размер уставного капитала;

— величина активов;

— объем оборота (прибыли, дохода).

В международной практике, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

В России отнесение предпринимателей и физических лиц к категории субъектов малого предпринимательства и порядок оказания государственной поддержки регулируется федеральным и региональным законодательством. К тому же, из общей массы малых предприятий, выделяются микропредприятия (их критерии будут описаны ниже).

Основным документом, регулирующим особенности правового статуса и деятельность малых предприятий, является вступивший в силу с 01.01.2008 г. федеральный закон от 24.07.2007 г. N209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ранее действовал федеральный закон от 14.06.95 г. N88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).

Под субъектами малого предпринимательства понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства:

а) до ста человек включительно для малых предприятий;

б) среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) определены постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» и действуют в течении 5 лет. Для малых предприятий — это 400 млн. рублей, для микропредприятий — это 60 млн. рублей.

Надо отметить, что в предыдущем законе 95-го года (федеральный закон от 14.06.95 г. N88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации») последнего критерия не было, и объем выручки не играл роли в определении малого предприятия.

Согласно представленных Росстатом и ФНС России данных на 01.01.2010 г. в Российской Федерации осуществляют деятельность 5605 883 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе:

— 1374 777 микропредприятий (в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» статистическое обследование микропредприятий осуществляется один раз в год) — количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. рублей;

— 227 744 малых компаний — количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей;

— 18 012 средних компаний — количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1000 млн. рублей;

— 3 985 350 индивидуальных предпринимателей.

Ниже приведены основные экономические показатели деятельности малых предприятий (только юридических лиц) по итогам 2011 г.

Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности малых предприятий за 2011 г.

Малые предприятия

Микропредприятия

Число предприятий (на конец года). тыс

1602.5

1374.7

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей).

10 247.5

4526.9

Среднесписочная численность внешних совместителей. тыс человек

669.0

394.0

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс человек

276.4

85.0

Отбор предприятий. млрд.руб.

16 873.1

8067.2

Инвестиции в основной капитал. млрд. руб

346.1

93.3

Отраслевое распределение малых и средних предприятий (за исключением индивидуальных предпринимателей, действующих, как правило, в сфере торговли и бытовых услуг) характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли, которые составляют по итогам 2011 года 662 462 или 41% от всех юридических лиц (42% - в 2011 году). Такие компании предоставляют 28,6% рабочих мест в секторе малых компаний (3505,0 тыс. человек).

Второй по численности субъектов малого и среднего предпринимательства вид деятельности — это предоставление услуг, в него вовлечено 290 150 компаний — это 18%. В указанной сфере занято 16% работников — около 2000,0 тыс. человек.

Третья отрасль, в которой представлено значительное число малых и средних компаний — это строительство: 195 961 компания (12%), которые предоставляют рабочие места для 1800,0 тыс. работников (14,6%).

На четвертом месте по числу действующих малых и средних компаний — обрабатывающие производства — 10,5% компаний и 2000,0 тыс. занятых работников (17%).

Отраслевое распределение малого и среднего бизнеса (источник — Госкомстат)

Таблица 2.

Микро предприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

Оптовая и розничная торговля

42,7%

30,7%

23,1%

Предоставление услуг

18,8%

17,0%

8,5%

Строительство

11,7%

14,3%

12,8%

Обрабат. производство

9,4%

16,0%

22,4%

Таким образом, к малому бизнесу следует относить коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей с предельной численностью персонала до ста человек, выручкой до 400 млн. рублей и удовлетворяющих другим, описанным выше критериям.

1.2 Характерные особенности малого бизнеса (малых предприятий) Мелкие предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель, со специфическими чертами и законами развития.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

С точки зрения функционирования малых предприятий и управления ими, можно отметить следующие особенности (см. табл. 3).

Таблица 3. Особенности функционирования малых предприятий

Единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Ввиду перечисленных выше управленческих особенностей, управление предприятием может быть организовано по двум схемам:

· Неорганизованное управление — предприятием полностью управляет собственник или группа собственников.

· Слабо-организованное управление — на предприятии организовано профессиональное управленческое звено в лице одного или нескольких менеджеров (как правило там, где численность персонала превосходит 25 человек, но далеко не везде).

Главная особенность, без которой малые предприятия вообще не существовали бы — это обязательное наличие инновационного момента — будь то производство нового товара или использование уникальных ноу-хау.

С точки зрения финансов, малые и, тем более микропредприятия также обладают рядом специфических черт.

Финансовые ресурсы малого предприятия — это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и финансирования затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.

Главной особенностью организации финансов на малом предприятии является использование преимущественно собственных средств за счет внутренних источников, таких как:

· прибыль организации

· амортизационные отчисления от использования основных средств и нематериальных активов

· личные средства учредителя (учредителей) организации Источниками собственных финансовых ресурсов являются:

— уставный капитал;

— резервы, накопленные малым предприятием (например, нераспределенная прибыль);

— прочие взносы юридических и физических лиц.

При создании малого предприятия источником приобретения основных средств, нематериальных активов, оборотных средств являлся уставный капитал. За счет него создавались необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности. Для создания малого предприятия не требуются большой стартовый капитал, как для больших предприятий, так как малый бизнес не обременен

· капитальным строительством

· обширными производственными программами и программами НИОКР

· масштабными маркетинговыми программами.

Другой отличительной чертой, характерной преимущественно для микропредприятий является относительно малая величина основных средств, в частности, и внеоборотных активов в целом. Немногие малые предприятия владеют зданиями и сооружениями, в основном их арендуют. Мелкосерийное производство на малых предприятиях не нуждается в дорогостоящем оборудовании и технике. Часть производственного и хозяйственного инвентаря может быть предоставлена учредителями и работниками организации. По сути, стоимость основных средств малого предприятия можно свести к стоимости офисной мебели и техники, если таковые имеются. Это относится в первую очередь к организациям, оказывающим услуги. К тому же, по ПБУ 6/01, основные средства, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (приказ Минфина РФ от 12.12.2005 N 147н).

К субъектам малого бизнеса применяется особый порядок в области налогообложения и учетной политики.

Любому предприятию, удовлетворяющему условиям, перечисленным ниже, предоставляется возможность выбора одной из систем налогообложения (общей или упрощенной).

Однако наряду со всеми очевидными преимуществами, УНС имеет очень серьёзный недостаток, заставляющий предпринимателей призадуматься. Перейдя на упрощенную систему налогообложения, предприятие станет выпускать товары, оказывать услуги либо производить работы без налога на добавленную стоимость. Если же потребителями товаров, работ, услуг являются физические лица или организации, сами не являющиеся плательщиками НДС, то проблем с данным вопросом не будет. Ведь в конечном итоге такого покупателя интересует только цена товара, работы или услуги.

Исходя из вышеизложенных особенностей организации финансов и налогообложения, малые предприятия всячески стараются минимизировать в учёте налоговую базу, используя для этого все законные способы, а также «серые схемы». В первую очередь минимизируются показатели прибыли. Основные средства малые предприятия, как правило, стараются не учитывать. Таким образом, по бумагам получается, что предприятие почти ничего за собой не имеет, а его рентабельность крайне мала. Соответственно низкие показатели скорее больше заинтересуют налоговые органы, чем кредитную организацию, в которую предприниматель придёт за кредитом. Отсюда и возникают проблемы во взаимоотношениях потенциальных заемщиков — представителей малого бизнеса и кредиторов, т. е. банков

2. Кредитование малых предприятий

2.1 Проблемы кредитования малых предприятий Как уверяют банкиры, они открыты для сотрудничества с малым бизнесом. Предприниматели же это отрицают, жалуясь, что кредит им получить в банке так сложно, что проще занять на «черном» рынке.

За последние годы объем кредитования малого бизнеса стабильно рос. Так, по статистике 2011 г. он вырос на 80%. Хотя потребность данной отрасли в заемных средствах тогда удовлетворялась не более чем на 15−17%. Более оптимистически настроенные финансисты говорят о 20-процентной насыщенности рынка. Доля ссуд малому бизнесу в совокупном кредитном портфеле российских банков составляет около 10%, между тем среди клиентов банков именно малые и средние предприниматели составляют более 83%. Попробуем прояснить причины мешающие развитию сектора.

Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса. Для получения кредита деятельность предприятия должна быть более или менее «прозрачной». В среде малого и среднего бизнеса на этот шаг готовы решиться не многие предприятия. Зачастую «выход из тени» грозит потерей конкурентных преимуществ, по причине того, что конкуренты обеспечат себе более стабильное финансовое положение, продолжая работать по «серым» схемам. Таким образом, низкая легитимность бизнеса, фигурирующая в бухгалтерских отчётах, становится основанием для отказа в получении кредита. Однако более высокая прибыль сопряжена с увеличением налогового бремени. Это чревато для предприятия значительным снижением прибыли и потерей конкурентоспособности. Получается замкнутый круг. Тем бизнесменам, кто всё-таки хочет из него вырваться, банкиры приводят следующую закономерность. Чаще всего, повышение легитимности бизнеса не даёт предприятиям возможность воспользоваться кредитными инструментами, выгода от которых уже через небольшой период времени покроет увеличившуюся налоговую нагрузку.

Второй проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса не является владельцем ликвидного имущества. Несмотря на то, что в рекламах кредитов многих банков в разделе залог можно найти и товары в обороте, и оборудование и транспорт, и возможность беззалогового обеспечения кредиты под такой залог всё равно выдаются редко. Банки смотрят в первую очередь на недвижимость. А так как малый бизнес использует в основном арендуемые помещения, то и кредитовать, получается, некого.

Третий немаловажный фактор — недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях. Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне — небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные, к тому же большинство из них не смогло пережить кризис 1998 года. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю.

С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную и скоринговую (уже внедряется при микрокредитовании корпоративных клиентов) оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для малого бизнеса, то довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.

Нынешняя ситуация на рынке кредитования в корне отличается от той, которая была 8−10 лет тому назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12% и меньше, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 15%, но и это большая редкость. Как правило, «малые» предприниматели могут рассчитывать на кредит стоимостью около 20% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей.

Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога или поручителя. Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие — до 50 тыс. долл., эффективная ставка довольна высокая, сроки ограниченные — как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.

Если же говорить о ссудах на более длительные сроки или на большие суммы (например, 10−15 млн. рублей на пять лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита.

Но у малого бизнеса зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог. Да и сам малый бизнес слабо развит.

Объем «черного» рынка кредитов еще в 2007 г. оценивается в 6−8 млрд долл. за год. Причем темпы его сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 15−25% в год. И для этого были реальные основания.

По словам предпринимателей, иногда гораздо выгоднее взять в долг у ростовщика под 5−7% в месяц, чем в банках, пытаясь получить законный кредит, реальная стоимость которого в два раза меньше ростовщической. Во всяком случае ростовщики предоставляют ссуды быстро, а перед кем отвечать в случае чего своим имуществом, предпринимателю часто бывает безразлично — он не воспринимает кредитную организацию как союзника и ожидает от нее в случае невозврата денег не менее жестких действий, чем от ростовщика.

Малый бизнес на данном этапе своего развития постепенно идет к большей легализации. Более того, количество небольших компаний, в обороте которых «белая» составляющая значительно превышает 50%, растет с каждым годом. Однако МБ нужны встречные шаги со стороны банков и государства. Основное требование малых предприятий к банковскому кредитованию — доступность ресурсов, то есть прозрачные условия предоставления кредита, разумные требования к документам, оперативность при рассмотрении кредитной заявки и оформлении договоров.

В 2006 году Ассоциация российских банков (АРБ) провела исследование препон на пути кредитования малого бизнеса. Банкиры указали, что основные из них:

· отсутствие надежных заемщиков (37,9%),

· высокие операционные издержки (21,3%),

· отсутствие обеспечения займов (13,8%),

· несоответствие условиям банка (12,4%),

· непрозрачность бизнеса (4,3%).

И хотя прошло уже 5 лет, судя по отдельным интервью с руководителями отделов кредитования МСБ некоторых банков, периодически появляющихся в открытой печати и в исследованиях рейтинговых агентств, проблемы остались те же.

Сами бизнесмены приводят несколько другие данные. По предварительным результатам текущего опроса организованного «Опорой России», предприниматели считают, что банки не кредитуют предприятия малого и среднего бизнеса из-за:

· Нет залогов (37,05%)

· Не кредитуются старт-ап (29,68%)

· Высокие риски — чувствительность к изменению внешних факторов и подверженность давлению со стороны чиновников (12,00%)

· Неустойчивое финансовое положение предприятий МСБ (7,16%)

· Другие причины (5,47%)

· Нет прозрачной отчетности (5,26%)

· Нет качественных бизнес-планов (2,32%)

Согласно статистике, порядка 15% представителей малого и среднего бизнеса не берут кредит по причине высоких процентных ставок. На самом деле привести среднее значение ставки по кредитованию малого и среднего бизнеса достаточно сложно. Всё потому, что в зависимости от вида кредитного инструмента, суммы кредита, периода времени, на который он предоставляется, залогового обеспечения, а также валюты, в которой выдается кредит, процентная ставка может изменяться от 14 до 20% годовых. Другой причиной не слишком высокой популярности кредитов в среде малого бизнеса, которую привели около 23% предпринимателей, являются требования банка по предоставлению поручителей. И, наконец, порядка четверти всех бизнесменов не прибегают к использованию кредитных инструментов из-за необходимости предоставления залога. Основная причина этого заключается в низкой стоимости активов предприятий малого бизнеса. Существуют и беззалоговые кредитные инструменты, однако сумма кредита в данном случае, как правило, не превышает 500−700 тысяч рублей. Это мало даже для «малого» предприятия. Необходимо также отметить, что существует зависимость между получением кредита и видом залога. Чем больше скорость реализации залога, тем больше вероятность получения бизнесменом кредита. В случае если залогом являются, например продовольственные, фармацевтические товары или бытовая химия, срок хранения которых составляет менее полугода, банки выдают кредит неохотно. Это связано с тем, что в случае непогашения кредита, банку сложно будет реализовать залог до истечения срока его годности.

С разных точек зрения кредитованию малого бизнеса препятствует:

С точки зрения банков

· Непрозрачность малого бизнеса

· Недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских малых предпринимателей

· Отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов

· Отсутствие реальной масштабной государственной поддержки малого бизнеса

· Высокие риски невозврата кредитов

С точки зрения предпринимателей

· Высокая стоимость кредитов

· Слишком жесткие условия получения кредитов

· Большие сроки рассмотрения заявок

· Недостаточная государственная поддержка малого бизнеса

· Невозможность получить кредит на создание бизнеса «с нуля»

Последний пункт стоит рассмотреть поподробнее.

Открытие нового бизнеса всегда таит в себе массу сложностей. Это и экономические вопросы — обеспечение рентабельности бизнеса, поиск рынков сбыта продукции, заинтересованных клиентов; и организационные моменты — приобретение помещения, оборудования, поиск и наем персонала и пр. и, конечно же, финансовые трудности. Далеко не многие начинающие бизнесмены обладают достаточным количеством денежных средств, и это понятно: ведь затраты на открытие предприятия довольно велики. Сегодня все чаще можно услышать, что одним из приоритетных направлений российской государственной политики является поддержка малого бизнеса. Попробуем разобраться, как она проявляется на одном из основных ее этапах — открытии нового бизнеса и работает ли кредитование стартапов в нашей стране.

Поиск финансовых средств на открытие малого бизнеса зачастую начинается с родственников и знакомых, и это действительно один из самых надежных и выгодных способов, поскольку деньги можно получить без процентов (или с минимальным процентом), без оформления документов и в течение небольшого периода времени. Однако не у всех есть состоятельные родственники, или друзья, обладающими свободными средствами в 1−1,5 млн руб. Следовательно, этот вариант подходит не всем.

Еще одним способом приобретения средств на открытие предприятия являются различные специализированные центры поддержки малого бизнеса, которые зачастую получают крупные банковские кредиты и самостоятельно могут кредитовать начинающих предпринимателей. Подобные организации присутствуют практически в каждом городе, при этом они самостоятельно отбирают кандидатов на финансирование на основании жестких критериев — четкий и грамотный бизнес — план, все необходимые документы и самое главное обоснование рентабельности будущего проекта. Чаще всего кредиты выдаются для запуска предприятия по производству, торговле или услугам, при этом процентная ставка несколько превышает банковскую.

Кредитованием стартапов занимается также и организация «ОПОРА РОССИИ» — союз предпринимателей, оказывающий поддержку малому и среднему бизнесу при содействии государства. Данная организация кредитует только перспективные и высокорентабельные проекты, при этом размер кредита достигает вплоть до 70% от необходимой для стартапа суммы. Отбор претендентов на выдачу кредитов осуществляется на конкурсной основе, где все участники предоставляют подробный бизнес-план и расчеты, подтверждающие рентабельность будущего дела. Причем из 50 перспективных предложений кредитуется всего один — два наиболее выгодных проекта. Таковы реалии политики поддержки малого предпринимательства.

Зачастую банковскиекредиты под стартапы рассматриваются предпринимателями как наименее предпочтительный способ получения денежных средств на новый бизнес. И причина этого не только и не столько высокие процентные ставки, сколько сложность и длительность получения кредита. Дело в том, что банки с большой неохотой выдают кредиты молодым и не оформившимся предприятиям, поскольку велики риски невозврата денежных средств. Гораздо больше шансов получить кредит у компаний малого и среднего бизнеса, которые функционируют как минимум 3−6 месяцев.

Получить банковский кредит на открытие нового бизнеса можно, для этого важно предоставить бизнес-план нового проекта и самое главное — гарантии возврата денежных средств. В качестве гаранта может выступать залог или поручитель. Наиболее действенным является залог недвижимого имущества, благодаря которому банковские структуры гораздо охотней идут на сотрудничество и выдают большие суммы кредитов. Кроме того, время рассмотрения запроса и оформления документов значительно сокращаются по сравнению с другими видами гарантий и составляет 5−7дней, обычно — не менее 30 дней. Данную особенность банковского кредитования малого бизнеса можно понять, ведь банки хотят себя обезопасить от рисков невозврата, поскольку процент убытка по данному направлению (кредитованию стартапов) довольно высок. По статистике, из 10 частных предприятий, 3 оказываются банкротами меньше, чем за год. По этой же причине процентные ставки на кредиты начинающим предпринимателям несколько выше, чем аналогичные показатели для развивающегося малого и среднего бизнеса.

Еще одним вариантом получения банковского кредита под стартап является поручительство солидной и рентабельной компании, которая может в случае банкротства или провала кредитуемого бизнеса вернуть банку всю сумму выданных ранее финансовых средств. Практически при любом виде банковского кредитования поручитель является неотъемлемым элементом организационного процесса, однако при оформлении кредита под стартап, поручитель влияет не только на вероятность выдачи денежных средств, но и на их сумму. Поручителем может выступить и сам предприниматель, нуждающийся в деньгах, однако для этого он должен иметь еще один бизнес, причем довольно рентабельный.

Вообще оформление банковского кредита имеет массу тонкостей и нюансов, которые порой могут оказать значительное влияние на формирование окончательного решения банковскими структурами. При оформлении кредита под стартап таких моментов ещё больше. Например, стоит иметь в виду, что в заявлении присутствует графа, куда необходимо вписать объём собственных средств, имеющихся у предпринимателя. При этом указано, что заполнять эту графу не обязательно. Однако в случае если сумма собственных средств не указана или она меньше определенного уровня, то банк с большой долей вероятности откажет в выдаче финансовых средств. Это всего лишь частный пример, на практике таких «подводных камней» довольно много. Для того чтобы правильно оформить все документы и увеличить свой шанс на получение банковского кредита под стартап можно обратиться в специальные кредитные агентства.

В целом, кредитование стартапов является одним из составляющих направлений в области государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России. Однако на практике поддержка в большей степени номинальна. Банки опасаются выдавать кредит начинающим бизнесменам из-за высокого риска невозврата, который составляет около 30%. (по данным кредитного брокера «Финансовые Врата») Чтобы погасить возможные риски, банковские структуры поднимают процентные ставки и сокращают количество подобных кредитов. Начинающим предпринимателям в свою очередь очень сложно получить банковский кредит и очень проблематично его выплачивать. Получается своего рода замкнутый круг, который без вмешательства государства просто не может разрешиться. В Европе получить кредит для открытия малого бизнеса гораздо проще благодаря активному государственному содействию. При этом размер кредита составляет от 50 до 80% от общей суммы стартапа. Нашей стране до подобного благополучия еще далеко, хотя некоторые аналитики прогнозируют, что уже в ближайшем будущем из-за нарастающей конкуренции кредитование стартапов малого бизнеса получит развитие.

2.2 Риски кредитования Кредитный риск? риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора.

К указанным финансовым обязательствам могут относиться обязательства должника по

— полученным кредитам, в том числе межбанковским кредитам (депозитам, займам), прочим размещенным средствам, включая требования на получение (возврат) долговых ценных бумаг, акций и векселей, предоставленных по договору займа;

— учтенным кредитной организацией векселям;

— банковским гарантиям, по которым уплаченные кредитной организацией денежные средства не возмещены;

— сделкам финансирования под уступку денежного требования (факторинг);

— приобретенным кредитной организацией по сделке (уступка требования) правам (требованиям);

— приобретенным кредитной организацией на вторичном рынке закладным;

— сделкам продажи (покупки) финансовых активов с отсрочкой платежа (поставки финансовых активов);

Характерной особенностью кредитного риска является тот факт, что он возникает не только в процессе предоставления кредита и получения процентов по нему, но и в связи с другими балансовыми и забалансовыми обязательствами, такими, как гарантии, акцепты и инвестиции в ценные бумаги.

Концентрация кредитного риска проявляется в предоставлении крупных кредитов отдельному заемщику или группе связанных заемщиков, а также в результате принадлежности должников кредитной организации либо к отдельным отраслям экономики, либо к географическим регионам или при наличии ряда иных обязательств, которые делают их уязвимыми к одним и тем же экономическим факторам.

Кредитный риск возрастает при кредитовании связанных с кредитной организацией лиц (связанном кредитовании), т. е. предоставлении кредитов отдельным физическим или юридическим лицам, обладающим реальными возможностями воздействовать на характер принимаемых кредитной организацией решений о выдаче кредитов и об условиях кредитования, а также лицам, на принятие решения которыми может оказывать влияние кредитная организация.

Кредитный риск, т. е. опасность, что дебитор не сможет осуществить процентные платежи или выплатить основную сумму кредита в соответствии с условиями, указанными в кредитном соглашении, является неотъемлемой частью банковской деятельности. Кредитный риск означает, что платежи могут быть задержаны или вообще не выплачены, что, в свою очередь, может привести к проблемам в движении денежных средств и неблагоприятно отразиться на ликвидности банка. Несмотря на инновации в секторе финансовых услуг, кредитный риск до сих пор остается основной причиной банковских проблем. Более 80% содержания балансовых отчетов банков посвящено обычно именно этому аспекту управления рисками.

Из-за потенциально опасных последствий кредитного риска важно провести всесторонний анализ банковских возможностей по оценке, администрированию, наблюдению, контролю, осуществлению и возврату кредитов кредитов, авансов, гарантий и прочих кредитных инструментов. Общий обзор управления кредитными рисками включает в себя анализ политики и практики банка. Данный анализ должен также определить адекватность финансовой информации, полученной от заемщика, которая была использована, банком при принятии решения о предоставлении кредита. Риски по каждому кредиту должны периодически переоцениваться, так как им свойственно изменяться.

Заключение

Малое предприятие — это особый вид хозяйственной деятельности, отличный от среднего и крупного бизнеса, имеющий свои специфические черты. Это вытекает в особенности его отношений с банками — потенциальными кредиторами.

Несмотря на то, что рынок кредитования малого бизнеса активно развивается, приходится говорить о недостаточности этого кредитования, ввиду противоречий, вытекающих из особенностей малых предприятий.

Ведущее место в качестве источника средств для малых предприятий в России отводится средствам собственников бизнеса, нераспределенной прибыли. Основным внешним источником формирования финансовых ресурсов российских и зарубежных малых и средних предприятий является банковский кредит. Собственные ограниченные средства являются основным источником финансирования для малых предприятий на фоне неразвитости остальных источников, что сдерживает процесс инвестирования в развитие бизнеса. Такие факторы, как размер предприятия и срок его существования, оказывают влияние на выбор формы финансирования малыми предприятиями. Среди них особо выделяются микропредприятия. Микропредприятия, в особенности на стадии создания, чаще относительно других фирм вынуждены прибегать к более дорогостоящим формам заемного финансирования или же использовать неформальные источники средств (займы у родственников и друзей владельцев бизнеса, полученные ими личные кредиты, займы на черном рынке капиталов). Для них выбор форм финансирования оказывается ограничен, тогда как более крупные по размеру и уже функционирующие предприятия имеют в своем распоряжении более широкий круг источников средств, и им более доступны услуги банков и субъектов инфраструктуры финансирования.

Выводы:

1. Отличительной особенностью кредитования малых предприятий является повышенная степень риска, обусловленная следующим факторами: ограниченностью собственных средств предприятий, недостатком качественной информации о финансовом положении данной группы заемщиков, а также ограниченными возможностями переуступки и залога их специфических активов. Издержки, связанные с высокой степенью риска, в конечном счете, перекладываются на малые предприятия — потенциальных заемщиков, что выражается в увеличении стоимости заемных средств и росте требований к гарантийному обеспечению кредита. При этом недостаточное гарантийное обеспечение наряду с неудовлетворительными с точки зрения банка результатами деятельности предприятия и несоответствием предоставленной малыми и средними предприятиями информации требованиям банка выделяется среди основных причин отказа в выдаче кредита. Особенности отечественной практики бухгалтерского учета на малых предприятиях, обусловленные российским налоговым законодательством, зачастую искажают реальное положение бизнеса, что существенно уменьшает доступ к заемным средствам и укрепляет недоверие банков. Повышенной степенью кредитного риска обусловлен тот факт, что для определенных групп предприятий малого бизнеса (микрои малых предприятий, недавно созданных компаний, не обладающих достаточной исторической информацией о результатах своей деятельности, предприятий, не способных предоставить обеспечение в необходимом объеме) доступ к финансированию, в частности, банковскому, особенно затруднен.

2. Кредитные продукты, предлагаемые банками отвечают потребностям малого бизнеса в финансировании по срокам, целевому назначению и по суммам, однако, их стоимость исходя из повышенной рискованности, вытекающей из особенностей функционирования субъектов малого бизнеса, остается высокой. На рынке сложилась тенденция к снижению процентной ставки, сроков рассмотрения заявок и требований к обеспечению. Увеличилось количество беззалоговых продуктов. В большей степени в залог стали приниматься товары в обороте.

3. Наблюдаются особые проблемы в области микрокредитования, помимо высокого риска связанные с довольно большими издержками по данной категории кредитов и невысокой доходностью. На данный момент, ввиду незначительных для корпоративного сектора сумм, банки решают эту проблему применением технологий из потребительского сектора, таким как скоринг. По результатам исследования практики выявлено, что это существенно уменьшило издержки и сроки принятия решений.

4. В целях поддержки малого бизнеса и стимулирования его кредитования, государством, а также некоторыми международными организациями реализуется комплекс программ, направленных на субсидирование малых предприятий, гарантийное обеспечение их обязательств перед кредиторами, предоставление банкам дешевых ресурсов на целевое кредитование, в том числе в приоритетном порядке, особо рисковых (например, инновационных) сегментов малого предпринимательства, институционализацию небанковской инфраструктуры финансирования малого бизнеса. Последней новацией стало регулирование микрофинансового сектора. Его развитие дает возможность банкам кредитовать малый бизнес опосредованно, снижая свои риски и расходы, расширяя продуктовую линейку и территориальное присутствие. Регламентация микрофинансовой деятельности сделала порядок предоставления микрозаймов более прозрачной для потребителей, что обеспечит больший приток клиентов.

бизнес кредитный предпринимательство финансовый

Список литературы

1. Авагян Г. Л., Вешкин Ю. Г. Международные валютно-кредитные отношения: учебник/ Г. Л. Авагян, Ю. Г. Вешкин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2011. — 704 с.

2. Богомолов О. Т. Мировая экономика в век глобализации: учебник, 2009. — 195−200 с.

3. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.

4. Гусаков Н. П. Международные валютно-кредитные отношения: учебник. — М.: —ИНФРА, 2011

5. Даниленко Л. Н. Мировая экономика: УП, 2010. — 161−166 с.

6. Красавина Л. К. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник/ Л. Красавина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 276 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой