Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Организационно-правовые формы предприятий

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первая отражает организационную связь любого юридического лица с правом, законодательством. Нарушение установленного порядка лишает деятельность юридического лица должных правовых последствий. Поэтому, прежде чем вступать в деловые контакты с той или иной организацией, следует убедиться в соблюдении порядка ее учреждения. Любое юридическое лицо может образовываться лишь в тех… Читать ещё >

Организационно-правовые формы предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оглавление Введение

1. Организационно-правовые формы предприятий

1.1 Организационно-правовые формы предприятий: экономические проблемы выбора и функционирования

1.2 Действующие организационно-правовые формы предприятий в России

1.3 Сравнение различных организационно-правовых форм предприятий

2. Организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ

2.1 Структура организационно-правовых форм, предусмотренная ГК РФ

2.2 Сравнение наиболее распространенных организационно-правовых форм

2.3 Факторы, влияющие на выбор организационно-правовых форм

3. Практическая часть

3.1 Анализ эффективности деятельности открытого акционерного общества «Глубокский молочно-консервный комбинат» и преимущества его организационно-правовой формы.

3.2 Рекомендации по эффективному использованию преимуществ организационно-правовой формы ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат»

Заключение

Введение

Предпринимательство осуществляется в определенных организационно-правовых формах. Какую из форм избрать, зависит от множества факторов: среды деятельности, финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, сравнительных преимуществ той или другой формы.

Организация, производство и обмен товаров, механизм управления предприятием, инвестиции и управление проектами — вот основные вопросы, которые возникают при определении юридического статуса предприятия в рамках принятой организационно-правовой структуры. Именно от правильного понимания сущности организационно-правовой формы будущего предприятия во многом зависит его будущая успешность.

Актуальность темы

исследования. Экономические проблемы выбора и функционирования организационно-правовой формы для предприятия имеют важное прикладное, теоретическое значение и практическая значимость. От выбора организационно-правовой формы предприятия засвистят такие вопросы как: кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы; кому предоставлено право заключать сделки от имени организации; в чьем ведении находится решение тех или иных вопросов или принятий управленческих решений и т. д., которые относятся к числу первостепенных для предпринимателя.

В России организационно-правовые формы предприятий определяются Гражданским Кодексом (ГК), который содержит статьи о возможных формах организаций, а также о нормах их управления, которые будут детально рассмотрены ниже.

Объектом курсовой работы являются организационно-правовые формы предприятий.

Предметом исследования выступают преимущества и недостатки организационно правовых форм предприятий России.

Цель курсовой работы: исследовать основные проблемы выбора и функционирования организационно-правовой формы для предприятия.

В соответствии с поставленной целью выделяются основные задачи:

— рассмотреть понятие и сущность организационно-правовых форм предприятия;

— описать основные организационно-правовые формы предприятий в России;

— выделить преимущества и недостатки, значимые для выбора и проблем функционирования, основных организационно-правовых форм предприятий.

правовой коммерческий предприниматель

1. Организационно-правовые формы предприятий

1.1 Организационно-правовые формы предприятий: экономические проблемы выбора и функционирования Организационно-правовая форма предприятий — понятие, вошедшее в законодательство и практику и используемое для характеристики организаций — самостоятельных субъектов экономической деятельности, в том числе и предпринимательской. Оно воплощает сущностные организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц, предпринимательских организаций различных видов.

Эти признаки можно свести в две группы [5, 67−69]:

Первая отражает организационную связь любого юридического лица с правом, законодательством. Нарушение установленного порядка лишает деятельность юридического лица должных правовых последствий. Поэтому, прежде чем вступать в деловые контакты с той или иной организацией, следует убедиться в соблюдении порядка ее учреждения. Любое юридическое лицо может образовываться лишь в тех организационно-правовых формах, которые установлены законом. Исчерпывающий перечень видов организационно-правовых форм коммерческих организаций приведен в части первой ГК РФ (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия). В иных организационно-правовых формах коммерческие организации создаваться не могут. Юридическое лицо правомочно действовать лишь в тех пределах (рамках), которые очерчены законом для того вида организационно-правовой формы, к которому принадлежит данное юридическое лицо. В-четвертых, на всех юридических лиц распространяется требование соблюдать в своей деятельности законность.

Вторая группа признаков организационно-правовой формы отражает главное в характеристике юридического лица как участника экономических, предпринимательских отношений — его имущественный статус. Во-первых, тот или иной вид организационно-правовой формы дает четкий ответ на вопрос о генезисе, происхождении имущества, на базе которого создано и действует данное юридическое лицо, и соответственно об основании владения им этим имуществом. Во-вторых, организационно-правовая форма раскрывает внутренние имущественные отношения юридических лиц: состав имущества, какое отношение к нему имеют учредители (члены) юридического лица, каким образом осуществляется распоряжение имуществом. Одни юридические лица имеют уставный капитал (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества), другие — уставный фонд (государственные и муниципальные унитарные предприятия), третьи — складочный капитал (полные товарищества и товарищества на вере), четвертые — паевые взносы (производственные и потребительские кооперативы). В-третьих, организационно-правовая форма четко определяет, каким имуществом отвечает юридическое лицо по своим обязательствам. Установлено общее правило, что юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Участники (полные товарищи) хозяйственных товариществ несут ответственность по обязательствам товарищества своим собственным имуществом. В отношении хозяйственных обществ, унитарных предприятий законодательством особо подчеркнута роль уставного капитала (фонда), который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы их кредиторов. Нижний предел фонда устанавливается законом.

Если организационно-правовая форма перестает удовлетворять интересы юридического лица, то это не влечет необходимости ликвидации такого лица и образования нового. Избранная при создании юридического лица организационно-правовая форма в дальнейшем может быть изменена путем его реорганизации.

Наиболее важным при классификации предприятий в условиях рыночной экономики является организационно-правовой признак.

Выбор организационно-правовой формы предприятия осуществляется с учетом его характеристик, которые регламентируются государством через Гражданский кодекс и специальные законы.

Сюда относятся такие вопросы:

* правоспособность;

* состав учредителей и участников;

* порядок учреждения;

* капитал и вклады;

* отношения собственности и имущество учредителей;

* ответственность;

* органы управления предприятием;

* управление делами, представительство предприятия;

* распределение прибылей и убытков;

* ликвидация и др.

Организационная форма характеризует порядок первоначального создания имущества предприятия и процесс использования полученной прибыли. Данный порядок включает в себя перечень учредителей предприятия, форму объединения их капиталов, способы распределения прибыли и др.

Под правовой формой подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер отношений между собственниками, а также между предприятием и другими субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти. Правовая форма характеризует права и ответственность собственников в ходе функционирования, ликвидации или реорганизации предприятия. [6. ст.107]

В условиях рыночной экономики предприниматель свободен в использовании возможностей выбора вариантов решения проблем, альтернатив развития и определения своих целей. Однако существующая экономическая система выступает «как рамочное условие предпринимательской деятельности». Помимо прочих условий эта система определяет организационно-правовые формы предприятий как хозяйствующих субъектов.

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.

Наличие организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и в России.

1.2 Действующие организационно-правовые формы предприятий в России Гражданский кодекс РФ производит основное деление организационно-правовых форм в России на коммерческие и некоммерческие организации. Ниже мы рассмотрим организационно-правовые формы коммерческих организаций.

Коммерческие организации:

Хозяйственные товарищества и общества — коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Имущество таких товариществ, созданное за счет вкладов, произведенное и приобретенное в процессе деятельности хозяйственного товарищества, принадлежит им на праве собственности. Конкретный предприниматель или коммерческая организация одновременно может быть участником только одного товарищества. Государственные и муниципальные органы не вправе выступать в качестве участника-вкладчика, за исключением случаев, установленных законом. Согласно законодательству РФ может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

По действующему законодательству хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере.

Полное товарищество — это объединение двух или более лиц, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Участники полного товарищества солидарно несут дополнительную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. Если вследствие понесенных товариществом убытков стоимость его чистых активов станет меньше размера его складочного капитала, полученная товариществом прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит размер складочного капитала. [7, с. 87].

В товариществе на вере наряду с полными товарищами в формировании складочного капитала принимают участие так называемые коммандитисты, т. е. вкладчики, которые не принимают участия в предпринимательской деятельности, но получают прибыль и несут риск убытков в пределах сумм сделанного вклада. Такая форма позволяет привлекать дополнительные капиталы лиц, заинтересованных в выгодном помещении своих свободных денежных средств. [6, c.87].

Вклад может быть сделан не только в денежной форме, но и в виде предоставления помещения, транспортных средств и иным образом. Эта форма расширяет экономическую базу товарищества, позволяет аккумулировать средства для крупных предпринимательских действий. Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере. Оно создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами. Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков [4, c.32].

Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников не должно быть более 50 человек. Если же оно превысит установленный законом предел, то общество в течение года должно быть преобразовано в открытое акционерное общество, а по истечении этого срока — ликвидировано в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. [5, c.38].

Общество с ограниченной ответственностью имеет два учредительных документа — учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.

Общество с дополнительной ответственностью — это хозяйственное общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники несут солидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его дополнительная ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками, пропорционально их вкладам. За исключением указанной субсидиарной ответственности участников статус общества с дополнительной ответственностью аналогичен статусу ООО и укладывается в правовые нормы последнего. [3, c.25].

Акционерные общества — наиболее распространенный и сложный организационно-правовой вид организаций. Правовое регулирование деятельности акционерного общества осуществляется с помощью соответствующих норм ГК, а также закона «Об акционерных обществах». Создание АО возможно двумя способами: путем учреждения и посредством реорганизации юридического лица. Как и другие хозяйствующие субъекты, акционерные общества создаются в учредительном порядке, но законодательство различает общий и специальный порядок учреждения АО. Допускается учреждение акционерного общества любого типа только одним учредителем, однако акционерное общество не может иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. [5, c.38].

Различают два типа акционерных обществ — открытые и закрытые в зависимости от состава учредителей, способа формирования уставного капитала и статуса его участников.

Производственный кооператив — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной или иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. В отличие от хозяйственных обществ и товариществ совместная производственная или иная хозяйственная деятельность кооператива должна быть основана на членстве и на личном трудовом участии его членов, в то время как личное трудовое участие не является обязательным для хозяйственных обществ и товариществ. Прибыль распределяется между членами ПК в соответствии с их трудовым участием. Участником производственного кооператива может быть и юридическое лицо. [5, c.114].

Право собственности ПК — особая форма коллективного владения, пользования и распоряжения имуществом. Она реализуется путем участия в управлении собственностью всех членов кооператива на равной основе: один член — один голос; представитель юридического лица также имеет один голос. Члены производственного кооператива сами определяют возможную для них минимальную сумму паевого фонда, размер пая, вносимого каждым участником, порядок его внесения, ответственность за нарушение обязательств по внесению взносов. Указанные сведения находят отражение в уставе ПК.

В отличие от иных коммерческих организаций законодатель предоставляет члену кооператива право внести к моменту государственной регистрации до 10% паевого взноса. Оставшуюся сумму ему необходимо внести в пределах года с момента регистрации ПК.

В качестве паевого взноса могут вноситься деньги, ценные бумаги и иное имущество, в том числе существенные права, а также земля, являющаяся объектом гражданско-правовых сделок, в пределах, установленных законодательством о земле и природных ресурсах.

Производственный кооператив действует на основе устава и учредительного договора. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество [3, c.56].

Государственное и муниципальное унитарное предприятие — коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могла создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым они наделяются, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом). Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, меры экономического обособления унитарных предприятий обозначены четко и жестко. [6, c124].

Таким образом, мы кратко рассмотрели организационно-правовые формы предприятий в России.

1.3 Сравнения различных организационно-правовых форм предприятий Для ведения предпринимательской деятельности наиболее предпочтительными организационно-правовыми формами коммерческих организаций и предприятий являются закрытое акционерное общество (ЗАО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО). [4, c.31]

ЗАО и ООО имеют между собой много общего [5, c.47]., включая:

— одинаковый порядок и условия ведения хозяйственно-финансовой деятельности и налогообложения;

— одинаковый размер минимального уставного капитала (равный 100 минимальным размерам оплаты труда);

— одинаковые ограничения по численности учредителей (от одного до пятидесяти лиц, как юридических, так и физических).

ЗАО и ООО имеют между собой и несколько принципиальных различий [11, c.49], а именно:

а) гораздо большая защищённость имущественных интересов участника ООО по сравнению с акционером ЗАО:

— при выходе из ООО его участнику выплачивается действительная стоимость его доли в имуществе ООО (определяемая на основании данных бухгалтерской отчётности ООО) в денежной форме либо, с согласия выходящего участника, ему выдаётся в натуре имущество такой же стоимости;

— в ЗАО имущество и активы акционерного общества могут распределяться среди акционеров лишь в случае его ликвидации, а выходящий акционер имеет право продать имеющиеся у него акции по рыночной стоимости, которая, несмотря на значительную величину чистых активов ЗАО, может быть весьма малой.

С другой стороны, такое положение вещей делает ЗАО, по сравнению с ООО, гораздо более защищённым, в связи с меньшей вероятностью и возможностью «растаскивания» имущества общества — выходящими акционерами.

б) В соответствии с требованиями действующего законодательства ЗАО, после его государственной регистрации, в обязательном порядке должно зарегистрировать выпуск своих акций в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Процедура регистрации выпуска акций обязательна, оплачивается дополнительно и требует времени, однако пока акции регистрируются в ФСФР, ЗАО уже с момента своей государственной регистрации вправе в полном объёме осуществлять хозяйственно-финансовую деятельность без всяких ограничений.

в) С точки зрения сложившегося психологически-бытового восприятия ООО и ЗАО как субъектов хозяйственно-финансовых отношений, ЗАО по сравнению с ООО предпочтительнее, т.к. считается предприятием с более высоким статусом и воспринимается с гораздо большим уважением и доверием, как деловыми партнёрами, так, зачастую, и должностными лицами различных уровней.

Таким образом, ООО является более простой и дешёвой при создании организационно-правовой формой, имеющей, исходя из сложившегося психологически-бытового восприятия по сравнению с ЗАО гораздо более низкую деловую репутацию и заслуживающей меньшего доверия[4, c.37].

Следующей по распространенности организационно-правовой формой коммерческой организации в деловом обороте является открытое акционерное общество (ОАО) [4, c.4]. ОАО имеет те же отличия от ООО, что и ЗАО. По сравнению же с ЗАО, ОАО имеет ещё более высокий деловой статус и следующие отличия:

а) Величина уставного капитала ОАО составляет 1000 минимальных размеров оплаты труда (у ЗАО — 100);

б) По окончании каждого хозяйственно-финансового года ОАО обязано приглашать независимую аудиторскую организацию (аудитора) для проведения аудиторской проверки;

в) ОАО обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров этого ОАО годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков, а также иную информацию, установленную для ОАО действующим законодательством;

г) Количество акционеров в ОАО не ограничивается;

д) В случае изменения в составе акционеров (без изменения общей величины уставного капитала, номинала и количества акций);

— ЗАО — обязано произвести государственную регистрацию таких изменений в порядке установленном действующим законодательством;

— ОАО — ограничивается лишь внесением сведений об изменении в составе акционеров в свой внутренний документ-реестр акционеров.

е) При продаже акционером своих акций:

— в ЗАО: другие акционеры этого ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения продаваемых акций по цене предложения;

— в ОАО: акционер вправе продать свои акции любому лицу по своему выбору.

Перечень наиболее востребованных организационно-правовых форм коммерческих организаций завершает производственный кооператив (ПК) [11, c.50] - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении членами ПК имущественных паевых взносов.

Подробно останавливаться на таких вышеназванных организационно-правовых формах, Общество с дополнительной ответственностью, Товарищество на вере, Полное товарищество, поскольку они, в силу своих специфических особенностей, невыгодны при ведении предпринимательской деятельности. [4, c.41].

Таким образом, мы рассмотрели сущность и основные формы организационно-правовых предприятий в России и выяснили, что наиболее предпочтительными организационно-правовыми формами коммерческих организаций и предприятий являются закрытое акционерное общество (ЗАО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО).

2. Организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ

2.1 Структура организационно-правовых форм, предусмотренная ГК РФ В Российской Федерации предпринимательская деятельность может осуществляться в двух предусмотренных ГК РФ организационных видах:

* индивидуальное предпринимательство, осуществляемое гражданином без образования юридического лица;

* предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами (предприятиями различных организационно-правовых форм).

Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя». Следовательно, индивидуальное предпринимательство — это такой вид предпринимательской деятельности, которая организуется и реализуется отдельным гражданином (физическим лицом). К данному виду предпринимательства применимы все правила и требования ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц. Это касается как использования предоставляемых правовым статусом прав и гарантий (например, право индивидуального предпринимателя использовать наемную рабочую силу), так и безусловного выполнения всех обязанностей в полной мере (например, имущест­венная ответственность индивидуального предпринимателя, в слу­чае его банкротства, перед кредиторами).

Выбор конкретной организационно-правовой формы предприятия, имеющего статус коммерческой организации, определяется рядом следующих факторов и обстоятельств:

* порядком и мерой участия учредителей и собственников имущества в распределении прибыли;

* принципами формирования имущества предприятия;

* мерой ответственности учредителей по обязательствам пред­приятия;

* особыми требованиями, устанавливаемыми ГК РФ и други­ми законодательными актами и предъявляемыми к той или иной организационно-правовой форме;

* формой собственности имущества предприятия.

Поскольку именно последний фактор во многом является решающим при определении организационно-правовой формы предприятия, необходимо хотя бы кратко остановиться на такой юридической норме, каковой является «право собственности».

Субъектами права собственности в РФ являются граждане, юридические лица, государство (Российская Федерация), субъекты Федерации (республики, края, области), муниципальные образования.

Таким образом, ГК РФ признается частная собственность (в том числе общая, долевая собственность), государственная собственность (в том числе федеральная или общегосударственная собственность и собственность субъектов Федерации) и муниципальная собственность.

Используя свою (частную) собственность, группа граждан самостоятельно или совместно с юридическими лицами могут организовывать такие коммерческие организации с долевой формой собственности, как:

* хозяйственные товарищества;

* хозяйственные общества;

* производственные кооперативы;

* право хозяйственного ведения;

* право оперативного управления.

Хозяйственные товарищества — это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобре­тенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственные товарищества в соответствии с ГК РФ подразделяются на полное товарищество и товарищество на вере.

Полное товарищество — это один из двух видов хозяйствующих товариществ, между участниками (полными товарищами) которого поделен на доли (вклады) его уставной капитал. В соответствии с заключенными между участниками такого товарищества договором они занимаются предпринимательской деятельностью от его имени и несут совместную ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом. Учредительный договор, заключенный для образования полного товарищества, является единственным учредительным документом и подписывается всеми его участниками.

В российской практике промышленного предпринимательства эта организационно-правовая форма практически не нашла своего применения ввиду ряда обстоятельств, основными из которых являются:

* в условиях, когда каждый участник такого товарищества имеет право заниматься наравне с другими своей предпринимательской деятельностью, что может привести к возникновению нежелательной конкуренции и как результат — к распаду организации;

* полная и неограниченная имущественная ответственность участников данного вида товарищества в случае банкротства не только своим вкладом, но и личным имуществом.

Хозяйственные общества — это коммерческие организации с разделенным, как и в хозяйственных товариществах, на доли учредителей капиталом, которые могут создаваться в следующих формах:

* общество с ограниченной ответственностью (ООО);

* общество с дополнительной ответственностью (ОДО);

* акционерное общество (АО).

Указанные три организационно-правовые формы получили в России наибольшее распространение, чему способствовали предусмотренные ГК РФ и другими законодательными актами особенности и преимущества в сравнении с другими формами.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это хозяйствующий субъект, учрежденный одним или несколькими лицами, в том числе и юридическими, и имеющий уставный капитал, минимальный размер которого должен составлять в соответствии с законодательством РФ не менее стократной величины минимального размера оплаты труда. Формирование уставного капитала осуществляется вкладами учредителей ООО и разделяется на доли между ними в соответствии с учредительными документами.

Эта организационно-правовая форма предприятия является весьма распространенной в Российской Федерации, поскольку обладает рядом преимуществ, обусловленных присущим ООО особенностями. Наиболее важными из них являются:

* отсутствие ответственности всем своим имуществом по обя­зательствам общества;

* любой участник общества может быть исключен из числа его учредителей только по собственному желанию или по решению суда, что является достаточно весомой гарантией для предпринимателя;

* возможность свободного выхода каждого участника из состава общества с причитающейся ему долей в уставном капитале и стоимости части имущества ООО, пропорционально этой доле, включая долю прибыли, причитающейся ему по итогам работы этого общества;

* наличие реальной возможности выпускать облигации на сумму, не превышающую стоимость уставного капитала и величину обеспечения, предоставленного ООО для этих целей третьим лицом;

* прием новых членов такого общества возможен только с согласия всех его действующих членов, что обеспечивает гарантию появления среди членов общества нежелательных участников.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) — представляет собой разновидность общества с ограниченной ответственностью. Основное различие между ними заключается в том, что участники ОДО принимают на себя дополнительную ответственность по обязательствам общества не только в размерах внесенных в его уставный капитал вкладов, но и другим своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вклада.

Таким образом, несмотря на то, что интересы кредиторов ОДО, казалось бы, защищены лучше, чем кредиторов ООО, тем не менее имущественная ответственность участников ОДО все же остается ограниченной, так как взыскание по долгам не может быть обращено на все их имущество.

Акционерное общество (АО). Пунктом 1 ст. 96 ГК РФ определено: «Акционерным обществом признается общество, уставный капитал, которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих ему акций». Данная организационно-правовая форма используется в РФ достаточно широко и в первую очередь крупными промышленными предприятиями.

В соответствии с действующим законодательством и в частности с ГК РФ могут образовываться открытые акционерные общества (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО).

Открытое акционерное общество — это такое общество, участники которого могут отчуждать (продавать, дарить, передавать) свои акции без согласия других акционеров. Количество акционеров такого общества не ограничивается. Его открытость проявляется еще и в том, что ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Закрытое акционерное общество — представляет собой такое акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей; такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц; акционеры такого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого ЗАО; число участников такого акционерного общества ограничено законом об акционерных обществах и не должно превышать 50 акционеров.

Производственный кооператив — это такая коммерческая организация, которая представляет собой «добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов» (п. 1, ст. 107 ГК РФ).

Унитарные предприятия. Таким предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за этой организацией его собственником, которым выступает, например, государство. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество таких предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с «Законом о государственных и муниципальных предприятиях» устанавливает следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: федеральное государственное предприятие;

2) государственное предприятие (государственное предприятие субъекта РФ);

3) муниципальное предприятие;

4) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления: федеральное казенное предприятие;

5) казенное предприятие (казенное предприятие субъекта РФ);

6) муниципальное казенное предприятие.

Перечисленными шестью видами унитарных предприятий ограничиваются возможности участия государства и муниципальных образований в предпринимательской деятельности посредством создания данного вида юридических лиц — коммерческих организаций.

2.2 Сравнение наиболее распространенных организационно-правовых форм

1)Частный предприниматель — это физическое лицо, которое самостоятельно занимается хозяйственной деятельностью.

Частное предприятие имеет свои плюсы:

* минимум организационных формальностей;

* минимум бухгалтерских документов;

* хозяйственная самостоятельность;

* нет необходимости вносить уставный капитал (при регистрации это не требуется).

* принимает все решения самостоятельно.

К основному недостатку индивидуального предпринимателя относится то, что он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом Серьезные проблемы могут возникнуть у частного предпринимателя в случае его болезни или вынужденного отсутствия.

Теперь перейдем к рассмотрению другой организационно-правовой формы предприятия, к обществу с ограниченной ответственностью.

2)Общество с ограниченной ответственностью Многие компании используют именно эту организационно-правовую форму.

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой объединение нескольких физических и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капитал образуется только за счет вкладов учредителей.

Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом и имеет собственное название.

Все участники общества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов. Это отличает данную организационно-правовую форму от частного предпринимателя, поскольку частный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Главное достоинство общества с ограниченной ответственностью заключается в том, что платежеспособность каждого участника по обязательствам общества ограничена суммой, внесенной им в уставный капитал в соответствии с договором.

Это имеет значение в том случае, если взять большие суммы денег в кредит или большое количество товаров на реализацию, либо же планировать осуществление каких-нибудь рискованных хозяйственных операций.

Общество с ограниченной ответственностью продолжает существовать даже в том случае, если некоторые участники решили выйти из него или умерли. Это не влияет на состояние общества в целом.

Но и эта форма имеет ряд определенных недостатков:

* величина налоговых платежей резко возрастает по сравнению с налоговыми платежами частного предпринимателя;

* существенно увеличивается время на оформление большого количества бухгалтерских документов;

* требуется готовить и сдавать на аудиторскую проверку бухгалтерские отчеты. Они должны быть также представлены участникам на ежегодном собрании учредителей;

* придется каждый раз раскрывать детали своего бизнеса, представляя в государственные органы необходимую финансовую документацию. В этом смысле частный предприниматель имеет определенные преимущества;

* все участники по договоренности должны внести в общей сложности половину уставного капитала на момент регистрации.

Как зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью?

Это можно сделать тремя способами:

1) можно зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью самостоятельно,

2) можно обратиться в юридическую фирму, занимающуюся регистрацией предприятий, и, изложив свои требования, с их помощью оформить общество с ограниченной ответственностью,

3) можно купить готовое общество с ограниченной ответственностью.

По данным статистики, большинство российских предпринимателей предпочитают проводить регистрацию предприятия своими силами. Редко кто из них обращается за помощью к юридическим фирмам.

Общество с ограниченной ответственностью имеет учредительный договор и действует на основании устава.

3)Закрытое акционерное общество Данная организационно-правовая форма предприятия в целом похожа на общество с ограниченной ответственностью. Но существуют и некоторые отличия.

Закрытое акционерное общество создается, как и общество с ограниченной ответственностью, одним или несколькими учредителями. Но только акционерное общество имеет право выпускать акции, причем эти акции в закрытом акционерном обществе распределяются между его учредителями.

Закрытое акционерное общество не имеет учредительного договора, а вместо него подписывается договор о создании, хотя этот документ содержит все те же пункты, что и учредительный договор общества с ограниченной ответственностью.

Во всех официальных документах перед наименованием предприятия должна присутствовать аббревиатура АО.

Ответственность, как и для общества с ограниченной ответственностью, в пределах стоимости акций участников.

Минимальный размер уставного капитала в 10 раз больше, чем для общества с ограниченной ответственностью.

Итак, в этой работе были рассмотрены современные организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации, некоторые преимущества и недостатки правовых форм.

Каждая из вышерассмотренных организационно-правовых форм имеет свои преимущества и недостатки, возникает вопрос: какую правовую форму выбрать? В условиях рыночной экономики и ныне действующего законодательства (см. статью Конституции 34, п. 1 Российской Федерации о праве использования своих способностей для осуществления экономической деятельности) каждый предприниматель добровольно может выбирать ту или иную организационно-правовую форму предприятия.

2.3 Факторы, влияющие на выбор организационно-правовых форм Принимая решение о выборе той или иной организационно-правовой формы, предприниматель, во-первых, определяет требуемые ему уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства. Одно дело, когда предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов, но совсем другое, когда предпринимательская идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться более или менее изолировано от обязательных партнерских связей, без тесной коопераций с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы). В иных случаях осуществление предпринимательской идей невозможно без тесной коопераций с другими производителями, например, производство конфет или, скажем, какого-то определенного типа аппаратуры.

Правовая форма предприятия (а также его права и обязанности) закрепляется в его уставе. Устав принимается (одобряется, утверждается) исключительно учредителем. Если в качестве учредителя выступает группа лиц, то устав рассматривается и принимается всеми учредителями на собрании или конференции учредителей. Это находит свое отражение учредительном договоре, который подписывают все участники такого договора (они также подписывают и устав). Эти документы (плюс протокол собрания или конференции учредителей) необходимы для государственной регистрации учреждаемого предприятия и внесения его в государственный реестр. В России государственную регистрацию осуществляют местные органы власти. В Москве с этой целью создано специальное подразделение мэрии Московская регистрационная палата, отделения которой функционируют во все районах города (при префектурах).

Во-вторых, предприниматель решает вопрос о форме образования уставного фонда учреждаемого предприятия, что также зависит от профиля и содержания будущей предпринимательской активности, собственных возможностей, масштабов деятельности, уровня конкуренции в отрасли, в которую предприниматель собирается вступить. К примеру, как утверждают эксперты, в настоящее время для внедрения в автомобильную промышленность США требуется обладание стартовым капиталом в размере не менее 800 тыс. долл. Предприниматель также принимает решение о форме собственности учреждаемого предприятия (индивидуальное, акционерное и т. д.).

В-третьих, предприниматель избирает наиболее эффективную форму организационного строения учреждаемого предприятия и схему управления этим предприятием. Предприниматель настроен при реализации любой предпринимательской идеи на создание (учреждение) делового предприятия. За такими деловыми предприятиями закрепились устоявшиеся термины — деловые торгово-промышленные или производственно-посреднические единицы.

Все вновь возникающие деловые предприятия (мы не рассматриваем в данном случае реорганизацию), за весьма небольшим исключением, относятся к категории мелких (или малых) предприятий. Мировая практика показывает, что средняя продолжительность «жизни» (функционирования) таких предприятий колеблется от 2 до 6 лет. По другим данным, из 100 создающихся предприятий 15 прекращают свою деятельность, едва успев родиться, т. е. в течение первого года, еще 15 закрываются в течение второго года. В третий год их численность сокращается на 20, в четвертый — на 30 единиц. Таким образом, к началу пятого года из 100 остается примерно только 20 предприятий, которые имеют достаточно солидные перспективы.

Ничего необычного (да и страшного) в этом процессе не идет естественный отбор. Одни предприятия закрываются из-за банкротства (чаще всего не в старом классическом понимание, т. е. не через разорение, хотя случается и такое), другие меняют профиль из-за неудачного выбора предпринимательской идей. Третьи прекращают свое существование, потому что полностью выполнили свою задачу (например, венчурные предприятия, создающиеся для разработки какое-то научной или технологической идеи — что-то сродни нашим временным творческим коллективам, но с правами юридического лица). В четвертом случае собственник предприятия находит более эффективную или соответствующую его интересам работу.

Мировая практика свидетельствует и о другой, более важной тенденции: число создающихся предприятий опережает численность закрывающихся. Мелкий бизнес по численности предприятий остается основой экономики. Однако по объему производства, численности занятых, обороту в целом ведущее место принадлежит крупным предприятиям. В каждой стране их численность различна от десятков до нескольких сотен. Именно они придают экономике в целом и экономической структуре отдельных отраслей устойчивость стабильность. Между этими двумя группами предприятий находится значительное число так называемых средних предприятий.

Классификация предприятий по этому признаку в каждой стране осуществляется на основе различных критериев (например, в США — по обороту). В России таким критерием, как мы уже отмечали, служит численность занятых. К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также организации со статусом юридического лица с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности (т. е. независимо от профиля организации).

В-четвертых, свой выбор по всем указанным выше параметрам предприниматель основывает на предпринимательском праве.

Предпринимательское право — важнейшая составная часть хозяйственного права. Оно образует законодательную основу функционирования предпринимателей и развития предпринимательства. Отметим, что предпринимательское право каждой страны знает лишь вполне определенные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Другие формы недопустимы, но разрешается изменение организационно-правовой формы без прекращения при этом деятельности функционирующего предприятия. Вывод из этого один: каждый предприниматель должен быть знаком с содержанием хозяйственного (и предпринимательского) права. В России современная предпринимательская правовая база отличается заметной узостью, противоречивостью и нестабильностью.

При рассмотрении проблемы организационно-правовой формы предприятия (особенно при его учреждении) необходимо иметь в виду, что частное предпринимательство может осуществляться на индивидуальной или коллективной основе.

Индивидуальное предпринимательство предполагает осуществление определенной формы экономической активности от своего имени и под личную ответственность, которая в данном случае трактуется как полная и неограниченная. Это означает, что индивидуальный предприниматель отвечает по неисполненным долговым обязательствам или нанесенному ущербу не только имуществом предприятия, но и своим собственным имуществом, которое может быть даже конфисковано на основе судебного решения. Именно в этом проявляется рисковая форма такого типа предпринимательства. Несмотря, однако, на это обстоятельство, множество частных предприятий в мире относится именно к категории индивидуальных. Что при этом движет деловыми людьми? Видимо, и психологическое ощущение, и относительно полная свобода действий, и принятие решений по собственному усмотрению, и стремление выглядеть со стороны (в глазах окружающих) весьма значимым человеком и т. д.

Коллективным мы называем такую форму предпринимательской деятельности, которая осуществляется через объединение лиц или капиталов и ведется от имени предприятия (юридического лица, а не отдельных физических лиц), подразумевает коллективную ответственность и коллективный доход, делимый между участниками. Коллективное предпринимательство предполагает определенную форму кооперации, а под кооперацией мы понимаем объединение лиц или капиталов. Это обстоятельство играет весьма важную роль в определении организационно-правовой формы предприятия или организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

Коллективное предпринимательство может осуществляться на уставной или договорной основе. Уставная форма предполагает ограничение ответственности положениями, указанными в уставе предприятия как основном документе правового характера и не противоречащими действующему законодательству. Объединение капиталов на уставной основе связано с суммированием средств, под которыми понимается капитал в основном в денежной или имущественной форме (но не только — иногда под средствами подразумевается и интеллектуальная собственность). Такая форма предпринимательства не предполагает объединения деятельности самих лиц, принявших решение об объединении средств. Именно в этом проявляется отличительная особенность уставной формы. Континентальное европейское право, к примеру, предусматривает существование таких объединений:

— общество с ограниченной ответственностью;

— акционерное общество.

Договорная форма обычно связывается с неограниченной ответственностью и не предполагает, как правило, государственной регистрации, а следовательно, и приобретения предприятием статуса юридического лица. Объединение капиталов на договорной основе осуществляется, к примеру, при учреждении полного товарищества, его участники несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам полного товарищества всем своим имуществом. Такое объединение капиталов характерно и при учреждении товарищества на вере. Континентальное европейское право также предполагает возможность функционирования коммандитных товариществ — аналогов российских товариществ на вере.

3. Практическая часть

3.1 Анализ эффективности деятельности открытого акционерного общества «Глубокий молочно-консервный комбинат» и преимущества его организационно-правовой формы Открытое акционерное общество «Глубокский молочноконсервный комбинат» (МКК) — это предприятие, перерабатывающее сельскохозяйственную продукцию, созданную в процессе приватизации государственного предприятия Глубокского молочноконсервного комбината, входившего в состав Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома.

Строительство комбината началось в 1966 г. на базе предприятий расположенных в четырех административных районах Витебской области (Глубокском, Шарковщинском, Браславском и Миорском), ранее вырабатывавших масло животное и сыр жирный. С сентября 1971 г. комбинат входил в состав Всесоюзного промышленного объединения по производству молочноконсервной продукции и продуктов детского питания «Союзконсервмолоко».

В 1980 г. на Глубокском МКК был построен цех по производству заменителя цельного молока.

29 декабря 1997 г. Глубокский МКК был преобразован в открытое акционерное общество «Глубокский молочноконсервный комбинат» и включен в состав Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования.

На момент создания, Глубокский МКК был единственным предприятием на территории Советского Союза, которое специализировалось на выработке сгущенного стерилизованного молока без сахара. В настоящее время, на предприятии производится широкий ассортимент продукции: молочные консервы: молоко сгущенное с сахаром, молоко сгущенное стерилизованное, молоко сгущенное с сахаром 5% жирности, молоко сгущенное с сахаром и цикорием; какао со сгущенным молоком и сахаром; сливки сгущенные с сахаром, молоко цельное сгущенное с сахаром «Сплат» с витаминами;

Сухие молочные консервы: молоко сухое обезжиренное, молоко цельное сухое 20% жирности, молоко цельное сухое 25% жирности; Масло коровье: масло «Крестьянское» сладкосливочное несоленое, «Любительское» сладкосливочное, масло сливочное «Бутербродное»; Цельномолочная продукция: молоко коровье пастеризованное 3,2%, 2,5% жирности, молоко коровье пастеризованное, обогащенное йодированным белком 3,2%, бифидокефир «Троицкий» 3,2% жирности; сметана «Белая Русь» 18%, 22%, 23% жирности; напиток кисломолочный фруктовый «Радужный» 2,0%, 1,5% жирности; йогурт фруктово-ягодный термизированный 1,5%, 3,2% жирности; Творог 9% жирности, 1,8 жирности, нежирный; Творог «Берестье» 11% жирности; сырки творожные 8% жирности с какао; сырки и массы творожные 8% жирности: сладкие, с ванилином, с изюмом; крем творожный 5% жирности с орехами, с цукатами, курагой. Черносливом; сыр «Адыгейский»; сыр «Диетический» и т. д.

Вся перечисленная продукция сертифицирована в системе Госстандарта России. Комбинат с 1999 года состоит в Международной ассоциации Товарной нумерации и штрихового кодирования EAN/UCC. Каждому виду продукции присвоен штрих-код.

Продукция комбината неоднократно занимала призовые места в различных конкурсах и на выставках, проводимых в Республике Беларусь и в Российской Федерации.

На ОАО «Глубокский МКК» производится планирование качества, которое охватывает все стадии жизненного цикла продукции и содержит взаимосвязанные по срокам и исполнителям задания по улучшению качества и комплекс мероприятий по их реализации.

В планировании качества и реализации мероприятий по повышению качества участвуют руководство и все подразделения комбината.

Планирование качества на комбинате осуществляют программой «Качество» ОАО «Глубокский МКК», которая разрабатывается в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001 и включает мероприятия по повышению технического уровня производства и качества продукции, разработке и совершенствованию системы менеджмента качества.

Программа является средством конкретизации заданий, планов экономического и социального развития комбината.

Достижение конечных результатов обеспечивается выполнением следующих задач:

— расширением ассортимента выпускаемой продукции;

— обеспечением соответствия качества изготавливаемой на комбинате продукции требованиям потребителей;

обеспечением стабильности производства;

— оптимизацией затрат на качество;

— повышением конкурентоспособности продукции;

— изучением запросов прямых и потенциальных заказчиков, изучением спроса на рынке, совершенствованием системы реализации продукции;

— повышением квалификации специалистов всех уровней;

— постоянным совершенствованием действующей на комбинате системы менеджмента качества.

Таблица 1. Результаты финансовой деятельности предприятия.

Показатели

Прибыль от реализации продукции, млн.руб.

— 3364

— 373

Балансовая прибыль, млн.руб.

— 35 460

Рентабельность товарной продукции, %

— 3,8

0,7

Объём реализованной продукции, млн.руб.

Экспорт товарной продукции, тыс.дол.

17 507,3

20 799,8

Загрузка производственных мощностей, %

53,05

52,9

Из Таблицы 1 видно, что прибыль от реализации продукции составляет -373 млн. рубл, это хороший показатель, по сравнению с 2010 годом, когда прибыль составляла -3364 млн руб. За 2011 год балансовая прибыль составила 0, и уже в первых месяцах 2011 года составила + 8 млн. рубл.

Основными показателями финансово — хозяйственной деятельности предприятия являются: объем производства продукции, себестоимость продукции (в 2009 году составляла 65 534 млн руб.), выручка от реализации продукции (2010 год — 78 257 млн руб., план на 2011 год составляет 83 178 тыс. руб.), более подробно см. в Таблице 2.

Таблица 2 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

№ п/п

Наименование показателей Ед. изм.

2011 г

Объем производства продукции (товаров, работ, услуг) в действующих ценах млн.руб.

Объем производства продукции (товаров, работ, услуг) в сопоставимых ценах млн.руб.

Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) млн.руб.

Затраты на тыс. рублей продукции (товаров, работ, услуг) коп.

99−27

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

Среднесписочная численность работающих чел.

Производительность труда млн.руб.

96,5

Среднемесячная зарплата тыс.руб.

388,148

Тарифная ставка 1-го разряда тыс.руб.

107,455

Тарифная ставка 1-го разряда тыс.руб. 107,455

107,455

Объем внешней торговли всего

в т.ч. экспорт

уд.вес экспорта тыс.долл.

85,3

Выручка оплаченная, полученная от реализации товаров, продукции, работ, услуг в

т.ч.: не денежная от оплаченной выручки млн.руб.

11 181,5

Рентабельность реализованных товаров, продукции, работ, услуг %

— 0,5

Дебиторская задолженность на конец отчетного периода,

В т.ч. просроченная млн. руб.

Кредиторская задолженность на конец отчетного периода,

в т.ч. просроченная

— по платежам в бюджет млн. руб

Задолженность по кредитам банка млн. руб

Выводы: Во втором полугодии 2011 года остановлен процесс убыточной деятельности общества.

Рассмотрим объём денежных потоков за 2011 и 2012 года, который представлен в таблице 3.

Таблица 3. Объём денежных потоков.

Показатели

Фактически в 2011 году

Фактически в 2012 году

1.Движение денежных средств от основной деятельности

— чистая прибыль

— амортизация

— производственные запасы

— готовая продукция

— дебиторская задолженность

;

2.Финансовая деятельность

— получение кредита

— увеличение уставного фонда за счет техперевооружения

— погашение кредита под закупку сырья

— прочие выплаты

— затраты на производство и сбыт продукции

— налоги на реализацию продукции

— приобретение оборудования по техперевооружению. млн.руб.

;

;

3.Денежные средства от всех видов деятельности Распределение остающихся в обороте денежных средств

— погашение кредитов банку и процентов (млн. руб.)

— погашение задолженности бюджету (млн. руб.)

— пеня (млн. руб.)

— погашение задолженности фонду занятости (млн. руб.)

— пеня (млн. руб.)

— погашение задолженности за энергоносители (млн. руб.)

— погашение задолженности за сырье (млн. руб.)

— обеспечение работы предприятия (закупка мазута, оплата за энергоносители, др. носители)

;

;

;

;

;

Выводы: Общество в состоянии осуществлять необходимые платежи. Для исключения возникновения дефицита оборотных средств возврат долгосрочного кредита на техперевооружение запланирован на 5 лет.

Основными причинами убыточности ОАО «Глубокский МКК» являлись:

1)Высокая степень закредитованности комбината в связи с недостатком собственных оборотных средств.

По состоянию на 01.12.2011 г. задолженность по заёмным средствам составляла 16 340 млн руб. За январь — октябрь за пользование кредитами уплачено 2435 млн руб., что привело к увеличению себестоимости выпускаемой продукции на 4,8%.

Сохранилась практика отвлечения средств на авансирование сельского хозяйства. Предоплата за сырьё отдельным хозяйствам составляла от 13 до 87 дней. На 1 октября 2011 г. дебиторская задолженность хозяйств перед комбинатом была равна 882 млн руб.

В связи с недостатком оборотных средств просроченная кредиторская задолженность составила 4,3 млрд руб., в том числе за сахар 2,9 млрд руб.

2) Недостаток сырьевых ресурсов.

Использование производственных мощностей от 20% до 40% приводит к удорожанию производимой продукции. С целью выполнения прогнозных показателей вынуждены заготавливать сырьё за пределами Витебской области. За январь-ноябрь завезено 2000 т молока вне собственной сырьевой сети. Загрузка производственных мощностей по переработке молока составила 44%.

3) Неэффективное использование молочного сырья.

Недостаток оборотных средств влечёт невозможность приобретения сахара и жести для производства молочных консервов, мощности которых загружены на 49%. На их производство было направлено 45% поступающего сырья.

4) Несвоевременное техперевооружение.

Основные фонды морально и физически устарели. Закредитованность и недостаток оборотных средств не позволяли привлечь заёмные средства для выполнения Программы «Модернизация ОАО «Глубокский МКК».

5)Неэффективная внешнеторговая деятельность.

Недостаток оборотных средств не позволял ритмично закупать жесть и сахар, что в конечном результате приводит к сбою поставок и снижению цен на отгружаемую продукцию.

Получаемая прибыль на предприятии распределялась по следующим направлениям:

— отчисления от прибыли в бюджет (30%);

— фонд потребления (25%);

— отчисления вышестоящей организации (6%);

— фонд коллектива (10%);

— пополнение собственных оборотных средств (25%);

— приобретение автотранспорта (3%), оставшаяся сумма идёт в фонд накопления.

ОАО «Глубокский МКК» производит следующие платежи:

1) В бюджет: — налог на недвижимость; - налог на прибыль; - НДС; - платежи за землю; - чрезвычайный налог; - экологический налог; - подоходный налог с граждан; - местные налоги и сборы; - прочие налоги и сборы; - экономические санкции.

2) Во внебюджетные и другие фонды: — фонд социальной защиты; - фонд занятости; - дорожный фонд; - ведомственный жилой фонд; - инновационный фонд.

Если говорить о ценообразовании, то ценообразование, как маркетинговая стратегия, должно быть ориентировано на конкретные условия. Т. е. цена на продукцию должна рассчитываться исходя из показателей конкурентоспособности. Однако, исходя из того, что в настоящее время существует рынок продавца, когда спрос на продукцию превышает имеющееся предложение — цены на продукцию формируются исходя из себестоимости продукции и определённого уровня рентабельности.

В молочной отрасли, где сырье занимает основную долю в себестоимости продукции, цена почти полностью определяется именно этим фактором. В связи с этим единственным маневром для завода в части снижения уровня цен является максимальное использование сырья и снижение издержек производства.

Удержание цен на возможно минимальном уровне диктуется и тем, что основная масса потребителей молочных продуктов является экономными потребителями. В связи с этим ценовая политика комбината будет основываться на постоянном анализе спроса с тем, чтобы планировать ассортимент выпускаемой продукции, максимально соответствующий покупательным возможностям потребителей.

Вместе с тем, отпускная цена на продукцию будет определяться исходя из экономически обоснованных затрат на ее производство, оптимальной прибыли и учета конкурентного окружения.

Для привлечения постоянных клиентов ОАО «Глубокский МКК» намеревался проводить гибкую ценовую политику с использованием системы скидок. Постоянные потребители и крупные оптовые покупатели (более 5 тонн продукции) получали скидки в цене.

В 2011 г. положение предприятия несколько улучшилось: рентабельность произведенной продукции составила 0,7%, от реализации продукции убытки составили 0,3%.

Прирост объёма производства продукции в стоимостном выражении составил в 2010 г. 16,54% по сравнению с уровнем 2009 г., в 2012 г. объём производства продукции увеличился ещё на 16,5%.

Таким образом, проанализировав финансовои производственно — хозяйственную деятельности ОАО «Глубокский МКК» можно заключить, что на предприятии возросла прибыль от реализации продукции. В 2012 году был остановлен процесс убыточности завода. Теперь общество в состоянии осуществлять необходимые платежи, а для исключения возникновения дефицита оборотных средств возврат долгосрочного кредита на техперевооружение запланировали на 5 лет.

Значительно увеличился объём производства практически всей продукции предприятия, что так же приносит определенную прибыль. Улучшилась рентабельность. Предприятие стабильно получает прибыль, так что теперь у завода достаточно денежных средств для того, чтобы начать решать существующие проблемы с высокой степенью закредитованности комбината в связи с недостатком собственных оборотных средств, несвоевременным техперевооружением, недостатком сырьевых ресурсов и прочими.

3.2 Рекомендации по эффективному использованию преимуществ организационно-правовой формы ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат»

Главная особенность ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» — его имущественный и денежный капитал формируется путем открытой, свободной продажи своих акций. Акции продаются либо на первичном рынке по нарицательной стоимости после их выпуска, либо на вторичном рынке посредством перепродажи по рыночным ценам.

ОАО — одна из наиболее распространенных и цивилизованных современных форм организации коллективного бизнеса; дает реальную возможность приобщиться к собственности предприятий миллионам рядовых граждан.

Преимущества данной организационно-правовой формы именно для ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» заключаются в следующем:

1) существует возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов;

2) существует возможность быстрого перетекания финансовых средств из одной отрасли в другую;

3) существует право свободной передачи и продажи акций, и это право обеспечивает существование компании независимо от различных изменений состава акционерного общества;

4) ответственность акционеров ограничена, т. е. держатели акций рискуют в случае банкротства данного акционерного общества только той суммой, которая была заплачена за покупку акций, фактически кредиторы могут предъявить иск не акционерам как физическим лицам, а самой компании как юридическому лицу;

5) появляется разделение функций владения и управления.

К недостаткам данной организационно-правовой формы можно отнести следующие моменты: существуют некоторые сложности при регистрации устава акционерного общества, такие как длительные согласовывания, различные бюрократические процедуры, например, выпуск акций; появляются благоприятные возможности для финансовых злоупотреблений, т. е. возможен, например, выпуск акций, ничем не обеспеченных, не имеющих никакой реальной стоимости; в связи с выплатами по акциям дивидендов возникает ситуация двойного налогообложения, когда первый раз налогом облагается дивиденд как часть прибыли акционерного общества, а во второй раз дивиденд облагается налогом как личная прибыль держателя акции.

К ситуации с двойным налогообложением существуют различные подходы. В принципе, их можно сгруппировать следующим образом:

а) та часть прибыли, которая распределяется между держателями акций и владельцами компании облагается налогом дважды и в полном объеме, т. е. первый раз фирма как юридическое лицо платит налог на прибыль, а второй раз держатель как физическое лицо платит подоходный налог с дивиденда;

б) подход снижения налогообложения на уровне акционерного общества: распределяемая прибыль либо облагается налогом по сниженной ставке налога на прибыль фирмы (подобная система действует в Германии, Японии), либо частично освобождается от налогообложения (подобная система налогообложения работает в Финляндии);

в) подход снижения налогообложения на уровне держателей акций: распределяемая прибыль облагается следующим образом, когда-либо акционеров частично освобождают от выплаты налога на дивиденды, причем освобождение не зависит от того, облагали ли компанию налогом на прибыль или нет (подобная система действует в Канаде, Дании), либо действует так называемый налоговый кредит, т. е. тот налог на прибыль, который уплатила компания, отчасти учитывается при взимании налога с акционера (подобная система действует в Великобритании, Франции);

г) подход полного освобождения распределяемой прибыли от налогообложения либо на уровне акционерного общества (такая система действует в Греции), либо на уровне держателей акций (данный подход к налогообложению распространен Австралии, Италии, Финляндии). Организационно-правовая форма акционерного общества распространена среди достаточно крупных предприятий, т. е. среди тех предприятий, на которых существует большая потребность в значительных финансовых ресурсах.

Во второй главе были перечислены основные причины убыточности ОАО «Глубокский МКК». Теперь же, основываясь на анализе деятельности предприятия и его ОПФ, можно предложить некоторые решения этих проблем.

Высокая закредитованность комбината в связи с недостатком собственных оборотных средств. Решить данную проблему можно, например, выпуском дополнительных акций, что принесет предприятию дополнительную прибыль и позволит хоть и частично, но погасить задолженности по кредитам.

Так же возможно привлечение инвесторов увеличения оборотных средств предприятия.

Недостаток сырьевых ресурсов. В связи с тем, что сырьё, а именно молоко, приходиться заготавливать за пределами Витебской области, можно было бы дополнительно развести коровник. Либо попробовать найти поставщиков молока поближе, в пределах Витебской области.

Неэффективное использование молочного сырья. По большей части данная причина убыточности предприятия была связана с недостатком оборотных средств. Но если решить проблему с неэффективным использованием молочного сырья отпадет сама собой. Так же можно было бы расширить ассортимент выпускаемой продукции, изучив перед этим запросы прямых и потенциальных заказчиков, изучив спрос на рынке.

Несвоевременное техперевооружение. Решение проблемы — обновление производственных фондов, внедрение новейших технологий производства, повышение научно-технического потенциала для того чтобы повысить и производительность и улучшить качество. Возможно привлечение иностранных инвестиций.

Неэффективная внешняя торговая деятельность. Опять же, обновление производственных фондов, попробовать найти дополнительных, а, возможно, и более дешевых поставщиков жести и сахара.

Заключение

В данной работе кратко были рассмотрены современные организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации, некоторые преимущества и недостатки правовых форм.

Каждая из вышерассмотренных организационно-правовых форм имеет свои преимущества и недостатки, возникает вопрос: какую правовую форму выбрать? В условиях рыночной экономики и ныне действующего законодательства (см. статью Конституции 34, п. 1 Российской Федерации о праве использования своих способностей для осуществления экономической деятельности) каждый предприниматель добровольно может выбирать ту или иную организационно-правовую форму предприятия.

В результате было выявлено следующее:

— заниматься хозяйственной деятельностью, хозяйствовать может любой человек, гражданин, и даже лицо, не имеющее гражданства;

— организационно-правовые формы собственности предприятий дают возможность человеку, гражданину, коллективу, обрести официальный правовой статус хозяйствующего субъекта, стать общественно признанным хозяйственником, предпринимателем;

— различают следующие организационно-правовые формы собственности предприятий, существование которых допускает Гражданский кодекс Российской Федерации: хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, государственные муниципальные и унитарные предприятия, некоммерческие предприятия;

— в становящейся на ноги российской рыночной экономике встречаются особые формы организации предприятий: оффшорные компании, траст-компании, франчайзинги, филиалы, дочерние предприятия, транснациональные корпорации.

Многообразие организационно-правовых форм собственности дает шанс вести предпринимательскую деятельность с учетом особенностей региона, материальных возможностей предпринимателя или группы людей, подчеркивает индивидуальность предпринимателя его неповторимость и, в конце концов, дает право выбора.

В условиях рыночной системы хозяйствования в отличие от плановой, предприятие стремится производить те товары и оказывать те услуги, которые приносят ему наибольшую прибыль. Последнее зависит, с одной стороны, от правильности установления спроса на те товары, которые может производить предприятие, а с другой — от его производительности в целом, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т. д. На практике это означает, что каждое предприятие в силу объективных и субъективных причин должно искать свой путь развития, свою организацию и свои формы хозяйствования. А это во многом зависит от организационных сторон владения и распоряжения производственными факторами. Ведь именно с последними связано присвоение результатов производства, характер которого определяется формами собственности на средства производства, т. е. возможностью распоряжаться ими по собственному усмотрению. Как показывает практика, здесь возможны следующие варианты:

— субъект организации одновременно является производителем и владельцем факторов производства;

— субъект владеет материальными условиями производства, не является производителем, но трудится как организатор производства;

— субъект владеет средствами производства, но передаёт другому лицу возможность быть его организатором.

Определяющим в их экономическом поведении является степень оперирования своими возможностями, чтобы производить товары и оказывать услуги и на этой основе получать доход.

Вышеназванные варианты и стали основой создания предприятий с различными организационно-правовыми формами функционирования.

Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т. п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т. д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.

Согласно ГК РФ основными организационно-правовыми формами хозяйствования юридических лиц являются: хозяйственные товарищества (полное товарищество, коммандитное товарищество), хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типов), производственные кооперативы, личные (индивидуальные) предприятия, государственные и муниципальные унитарные предприятия (основанные на праве оперативного управления и основанные на праве хозяйственного ведения); потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы.

Все они способствуют эффективному функционированию национальной экономики, а также решению многих социальных проблем. Вместе с тем анализ специальной зарубежной литературы по предпринимательству и организации бизнеса показывает, что каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки в зависимости от производственно-экономической специфики хозяйства, его отраслевой принадлежности, демографических условий в регионе, культурных традиций данной страны и т. д. Поэтому заранее наделить, например, индивидуальные формы собственности во всех ситуациях безоговорочными преимуществами перед коллективными или государственными было бы некорректно, и наоборот. Всё зависит от конкретной социально-экономической и производственно-хозяйственной ситуации в отрасли, регионе, стране.

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч 1. С изменениями на 1 июля 2009 года. Офиц. Текст. М.: Юридическая литература, 2009;

2. Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах». С изменениями на 3 июня 2009 года.

3. Власова В. М. Основы предпринимательской деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2010.

4. Грузинов В., Грибов В. Формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. — М., 2010.

5. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2010.

6. Мамедов О. Ю. Современная экономика. — Ростов — на — Дону: 2011.

7. Шишкин А. Ф. Экономическая теория. — Воронеж.: 2010.

8. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н. А. Сафронова. — М.: «Юристъ», 2010.

9. Экономическая теория. Учебное пособие. Под. Ред. Косовой Р. А., Латовой Ю. В. Т., 2011. 304 с.

10. Экономическая теория. Под ред. Базылёва Н. И. — М.: 2011

11. Экономическая энциклопедия. Под ред. Абалкина Л. И. — М.: 2012

12. Банковское дело / под ред. проф. Колесникова В. И., М. «Финансы и статистика», 1009, 477с.

13. Гражданский Кодекс РФ (части 1 и 2), М., 2010, 560с.

14. Макконел К. Р., Брю С. Л.: принципы, проблемы и политика, в 2-х т./ т.1, М., 2009, 399с.

15. Никитов А. Малое предпринимательство в рыночном интерьере России / Диалог, № 2,2011, 30−42с.

16. Экономика / под ред. доц. Булатова А. С., М., 2010, 786с.

17. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. — 1012с.

18. Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия): Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 1012с.

19. Семёнов В. М. Экономика предприятия: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. — 312с.

20. Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 304с.

21. Экономика предприятия: учеб. / под ред. Н. А. Сафронова. — Москва: Юристъ, 2012. — 584 с.

22. ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат»

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой