Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

История Учредительного собрания в России

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полемика вокруг повестки дня, жаркая и продолжительная, завершилась голосованием. 237 делегатов высказались за предложение эсеров. Большевики и левые эсеры потребовали перерыва для фракционного совещания. За полночь слово от большевиков было предоставлено Ф. Раскольникову для обнародования составленной в перерыве декларации. В ней говорилось, что большинство Учредительного Собрания является… Читать ещё >

История Учредительного собрания в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное муниципальное управление»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: История Учредительного собрания в России

Введение

Начало нового века заставляет задуматься о событиях минувшего столетия. Из череды ярких и одновременно трагичных моментов в истории нашего государства выделяются события, связанные с 1917 годом. В это время в стране происходила ломка монархического режима и традиционного уклада жизни российского социума. Февральская революция поставила во главу угла всех реформ волеизъявление народа в лице Всероссийского Учредительного собрания.

В феврале 1917 года самодержавие пришло к своему логическому завершению. От него страна унаследовала огромное число проблем: долго длившуюся и непопулярную войну, подорванную экономику, нерешенный национальные и социальные проблемы. Партии и общественные организации росли, как грибы после дождя, каждая из них претендовала на роль выразителя народных интересов. Большевики, меньшевики, эсеры, энесы пропагандировали идеи социализма, первые, как показало время, готовились к их осуществлению.

В течение нескольких дней революции Россия стала наиболее свободной страной мира, но при этом не умела пользоваться этим благом. В бурном потоке общественной жизни следовало искать ориентиры, способные вывести обновленный российский государственный корабль из штормящего моря. Одним из них могла стать реализация идеи Учредительного Собрания.

Революционные события весны 1917 года дали возможность глубинным идеям полновластного Учредительного собрания воплотиться и пережить триумф. На протяжении многих лет идея Учредительного собрания была для революционного и либерального движения символом грядущей победы демократической революции, призванной освободить народы России от самодержавно бюрократического строя и обеспечить переход к правовому, демократически управляемому государству.

С Учредительным собранием были связаны надежды на установление справедливых экономических отношений в области владения и пользования землей, в которых было заинтересованно крестьянство. Без Учредительного собрания не мыслилось и решение и других животрепещущих вопросов, среди которых после 1914 года на первом плане оказалось участие России в мировой империалистической войне.

Учредительное собрание виделось всеми прогрессивными политическими партиями и стоящими за ними народными массами альфой и омегой демократической революции, в ходе которой самодержавие либо мирным путем, либо в результате гражданской войны уступит власть избранным всеобщим, равным и тайным голосованием народным представителям.

Объектом данной работы является история Учредительного собрания в России.

Предметом данного исследования — показать идеи созыва Учредительного собрания в 1917 г., историю его созыва и разгона.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить историю созыва Учредительного собрания в России. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать теоретический материал по вопросу Учредительного собрания в России.

2. Проанализировать процесс выборов в Учредительное собрание в России.

3. Выявить дальнейшую судьбу идеи и членов Учредительного собрания после его разгона большевиками в январе 1918 г.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «История Учредительного собрания в России» .

1. Предпосылки созыва Учредительного собрания Впервые в России о возможности созыва Учредительного Собрания во второй половине XIX в. заговорил теоретик анархизма М. Бакунин, исключительными правами оно наделялось в программах народовольцев. В 1903 г. на II съезде РСДРП идея созыва Учредительного Собрания была внесена в партийную программу-минимум; в следующем году — в проект эсеровской программы. После февральской революции лозунг о созыве Учредительного Собрания был одобрен в политических кругах общества. Он содержался в манифестах и декларациях всех политических партий. Образованное 2 марта правительство России назвало себя временным по той лишь причине, что видело свою задачу в том, чтобы довести страну до созыва Учредительного Собрания. Во всяком случае, так оно заявило.

На первый взгляд могло показаться, что обществом овладела единая надпартийная идея, гарантировавшая гражданский мир и решение основных государственных проблем. На практике все оказалось иначе. Каждая из политических партий и общественных организаций в лозунг созыва Учредительного Собрания вкладывала содержание, следовавшее из собственных тактических задач. Их больше всего беспокоили не результаты деятельности Учредительного Собрания, а реальные политические дивиденды, которые можно было извлечь из популярного лозунга.

Управляющий делами Временного правительства В. Набоков впоследствии откровенно вспоминал: «Наивные люди могли теоретически представлять себе это собрание и роль его в таком виде: собралось бы оно, выработало бы основной закон, разрешило вопрос о форме правления, назначило бы правительство и облекло бы его всею полнотой власти для окончания войны, а затем разошлось бы… Это можно себе представить, но кто поверит, что так в самом деле могло случиться? Если бы до Учредительного Собрания удержалась какая-нибудь власть, то созыв его был бы несомненно началом анархии». Набокова следует понимать так, что, вопреки своим обещаниям Временное правительство, ощутив вкус власти, не спешило расстаться с ней, опасаясь, что после проведения Конституанты власть может оказаться в других руках. Конечно, перед правительством возникли определенные технические трудности (нерешенность вопроса о системе выборов, отсутствие необходимого для их проведения аппарата), но, несомненно, они были бы преодолены, если бы не ряд политических проблем. В политической жизни страны между февралем и Октябрем доминировали две тенденции. Одна — развитие конфронтации в обществе, инициированная большевиками. С возвращением в Россию Ленина партия провозгласила курс на подготовку социалистической революции, установление диктатуры пролетариата. Вторая тенденция, о которой мы знаем гораздо меньше, заключалась в создании устойчивой коалиции умеренных политических сил, на которые смогло бы опереться Временное правительство. Такая коалиция, как справедливо считает Г. Иоффе, «могла не дать возможности вылиться в „пугачевские“ формы, в гражданскую войну острейшим классовым антагонизмам, с огромной силой вырвавшимся наружу после падения царизма». Борьба этих противоречивых тенденций и определила динамику политических событий 1917 г.

Уже в конце июня, воспользовавшись стихийно возникшим недовольством рабочих Петрограда, большевики попытались ликвидировать власть Временного правительства, но оступились. Через месяц с небольшим такую же попытку предприняли крайние правые силы, но и мятеж Корнилова потерпел неудачу.

Вместе с тем и коалиционные силы (кадеты, эсеры, энесы и меньшевики) во главе с Временным правительством не смогли извлечь из достигнутых побед дополнительный политический капитал. Скорее наоборот, по пути от Февраля к Октябрю они его катастрофически быстро теряли. Их союз оказался шатким, один правительственный кризис сменялся другим, третьим, правительство либералов и демократов оказалось неспособным к проведению результативной и целостной политики, его действия под давлением и справа, и слева напоминали топтание на месте, нерешительные метания из стороны в сторону. Прямое подтверждение высказанным мыслям находим в воспоминаниях В. Набокова: «Если бы Временное Правительство чувствовало подлинную, реальную силу, оно могло сразу объявить, что созыв Учредительного Собрания произойдет по окончании войны, — и это, конечно, по существу было бы единственно правильным решением вопроса, после того как отказ Михаила Александровича сделал необходимой постановку вопроса о форме правления. Но Временное Правительство не чувствовало реальной силы.

В результате анализа периодической печати мы пришли к выводу, что успех в обществе идей Учредительного собрания был значителен во всех слоях населения. Учредительное собрание для них — сильный справедливый и авторитетный хозяин, который воплотит все их требования в жизнь.

Для того чтобы созыв Учредительного собрания был легален и скоротечен, проводились выборы в Учредительное собрание.

2. Выборы в Учредительное собрание. Положение о выборах в Учредительное собрание

25 марта было принято решение о необходимости образовать Особое совещание для подготовки проекта Положения о выборах в Учредительное собрание. Состав этого органа формировался более месяца и приступил к работе 25 мая.

Особое совещание — это институт непосредственно готовивший выборы для изготовления Проекта положения о выборах в Учредительное собрание под председательством Кокошкина (созданное постановлением Временного правительства 25 марта 1917 г.). В центре внимания работы Особого совещания, а также в практической работе Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии (Всевыборы), созданной летом 1917 г. находилась разработка нового избирательного законодательства и административной инфраструктуры для его реализации.

Общая направленность в решении этого вопроса (несмотря на представительство разных партий) определялась стремлением профессиональной части авторов «Положения» максимально объективно отразить волю общества, с одной стороны, и, с другой, — нейтрализовать по возможности негативное влияние на исход выборов наименее подготовленной части общества (этим объясняется, в частности, дискуссия о возрастном цензе, стремление обеспечить права меньшинств, обсуждение системы контроля и перебаллотировок). Особое совещание образовывалось «для изготовления проекта положения о выборах в Учредительное собрание», а в его состав было решено назначить специалистов по вопросам государственного права, представителя статистической науки и других сведущих лиц и пригласить политических и общественных деятелей, представляющих главные политические и национально-политические течения России63. В состав Особого совещания были назначены квалифицированные юристы, члены Государственной думы первого созыва профессора С. А. Котляревский и Ф. Ф. Кокошкин, член Государственной думы второго созыва профессор В. М. Гессен, члены Государственной думы В. А. Маклаков и М. С. Аджемов, академик А.С. Лаппо-Данилевский, магистр государственного права Н. И. Лазаревский, магистр международного права барон Б. Э, Нольде, начальник Главного управления по делам местного хозяйства Н. Н. Авинов, член консультации, учрежденной при Министерстве юстиции А. Я. Гальперн и кандидат прав В. В. Водовозов. Далее, однако, этот институт размывается: в него, как было показано, включаются представители от партий и национальностей, что не могло не вести к дезорганизации всей работы и переходу от профессионализма к популизму.8

В Положение «Об образовании Комитета при Временном I правительстве по приспособлению здания для Учредительного собрания. Постановление Временного правительства от 24 мая 1917 г.» Временное правительство постановило: I Образовать при Временном правительстве Комитет по приспособлению здание для Учредительного собрания, под председательством Комиссара Временного правительства по Министерству торговли и промышленности Василия Александровича Степанова, в составе следующих лиц: Товарища Председателя Комитета инженера Якова Яковле-рича Брусова и членов: Председателя Особого совещания для изготовление проекта положения о выборах в Учредительное собрание, сенатора Федора Федоровича Кокошкина, производителя работ Комитета академика Владимира Алексеевича Щуко, Помощника Комиссара Временного правительства над Министерством Двора инженера Павла Мижаяловича Макарова, архитектора Николая Евгеньевича Лансере, двух представителей от названного Совещания и по одному представителю от Министерства Финансов и Государственного Контроля, с предоставившем Председателю Комитета права приглашать на правах Членов и других лиц, участие коих будет признано полезным в работах Комитета.

«Расходы по Комитету направлены на подготовительные работы по приспособлению здания для Учредительного собрания…"9

«Об утверждении раздела I положения о выборах в Учредительное собрание. Постановление Временного правительства от 20 июля 1917 г.» Признавая неотложным ввести в действие те из правил о выборах в Учредительное собрание, которые необходимы для немедленного приступа к выборному процессу среди гражданского население Временного правительство по докладу Особого совещания для изготовление проекта Положения о выборах в Учредительное собрание:

Утвердить раздел первый (главы 1−5) Положения о выборах в Учредительное собрание…

Возложить подготовительную работу по составлению избирательных списков на существующие государственные учреждения и общественные организации, указываемые особыми постановлениями Временного правительства.

Возложить на Министерство внутренних дел непосредственные исполнительные действия, необходимые для технической подготовки выборов в Учредительное собрание в целях скорейшего их производства и успешного прохождения.

Выборы членов Учредительного собрания от губернии, занятых неприятелем, за исключением территории, имеющей быть включенной в состав будущего Польского государства, Указание числа членов Учредительного собрания в каждом округе, установлены особыми постановлениями Временного правительства.

В соответствии с положением были установлены нижеследующие переходящие правила. Впредь до образования на местах учреждений губернскогог и уездного земского и городского и поселкового самоуправления на основании постановлений Временного правительства, члены комиссий по делам о выборах в Учредительное собрание и участковых избирательных комиссий… временно замещаются лицами по избранию указываемых Временному правительством местных общественных учреждений и организаций.

Положение о выборах в Учредительное собрание (Раздел первый Глава I) общее положение. Учредительное собрание образуется из членов, избранных населением на основе всеобщего, без различия пола, и равного избирательного права, посредством прямых выборов и тайного голосования, с применением начала пропорционального представительства.

Для производства выборов в Учредительное собрание образуются из избирательных округов: столицы Петроград и Москва, губернии.

Число членов Учредительного собрания, подлежащих избранию каждого округа, устанавливается особо.

Для подачи голосов избирательные округа делятся на избирательные участки.10

Таким образом, для подготовки в выборах Учредительного собрания было подготовлено все необходимое и была назначена дата выборов 12 ноября 1917 года.

3. Избирательное право на основании Учредительного собрания В 1917 принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: выборы всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании. Принятый закон значительно опережал социальное развитие выборного законодательства в других странах и был революционен для России:

· Избирательные права были предоставлены женщинам (впервые в мире).

· Был установлен низкий для того времени возрастной ценз в 20 лет (в Великобритании, Италии, США, Франции возрастной ценз составлял 21 год, в Бельгии, Германии, Нидерландах, Испании — 25 лет).

· Россия стала единственной страной в мире, предоставившей избирательные права военнослужащим, но только если они достигли ко дню выборов возраста, установленного для последнего досрочного призыва.

· Положение о выборах в Учредительное собрание не признавало имущественного ценза, ценза оседлости и грамотности, ограничений по вероисповедному или национальному признакам.

В выборах не участвуют признанные в установленном законом порядке безумными или сумасшедшими, а так же глухонемые, находящиеся под опекаю.

Избирательных прав лишаются:

1) присужденные вступившими в законную силу судебными приговорами, если они не восстановлены ранее в правах состояния.(к каторжным работам, к ссылке на поселение)

2) осужденные за кражу

3)несостоятельные должники, признанные на основании вступивших в законную силу судебных определений.

4) военнослужащие, самовольно оставившие ряды войск

5) Право участия в выборах в каждом избирательном участке имеют лишь лица, внесенные в избирательный список участка.11

Заведывание производством выборов возлагается на: Всероссийскую, окружные столичные, уездные и городские по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии и участковые избирательные комиссии городские и поселковые управы и волостные и земские управы.

На Всероссийскую по делам о выборах в Учредительное собрание комиссию возлагается:

· Общее наблюдение за ходом выборов в Учредительное собрание и обсуждение мер, необходимых для ускорение этих выборов;

· Выработка утверждаемых Временным правительством общих инструкций в дополнение и развитие как настоящего Положения, так и Наказа о применении сего Положения;

· Составление списка лиц избранных в члены Учредительского собрания, и На окружные по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии возлагается: 1) наблюдение за своевременным образованием и открытием действий уездных и городских по делам о выборах в Учредительное собрание комиссий. 2) утверждение распределения избирательных участков по представлениям уездных и городских по делам о выборах в Учредительное собрание комиссий и рассмотрение всех подаваемых заявлений о неправильностях, допущенных при таком распределении, 3) определение и объявление во всеобщее сведение дня, в который городские и поселковые управы и волостные земские управы приступают к составлению избирательных списков, наблюдение за своевременным составлением сих списков и выставлением их для всеобщего обозрения, 4) принятие и рассмотрение кандидатских списков, нумерация этих списков, выставление их для всеобщего обозрения и сообщение списков уездным и городским по делам о выборах в Учредительное собрание комиссиям, городским и поселковым управам и участковым избирательным комиссиям, а также объявление во всеобщее сведение о последовавших соединениях списков, 5) распоряжение заготовлением избирательных конвертов, избирательных записок и т. п. или возложение сего на уездные и городские по делам о выборах в Учредительнос собрание комиссии, 6) производство подсчета голосов по округу, определение результатов выборов и объявление их во всеобщее сведение, 7) выдача членам Учредительного собрания надлежащих удостоверений о последовавшем избрании, 8) передача всего поступившего к ним выборного производства во Всероссийскую по делам о выборах в Учредительное собрание комиссию и 9) распоряжение кредитами, отпущенными для производства выборов по данному округу.

Столичным по делам о выборах в Учредительное собрание комиссиям присваиваются права и обязанности, возложенные настоящим Положением как на окружные, так и на городские по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии.

Участковая избирательная комиссия состоит из избираемых городскою или поселковою управою или волостною земскою управою четырех членов, в том числе председателя и секретаря. Сверх сего в состав комиссии входят на правах членов по одному лицу от каждой группы избирателей, заявившей кандидатский список и указавшей своего представителя, подлежащего включению в состав данной комиссии. На участковые избирательные комиссии возлагается прием и первоначальный подсчет избирательных записок в данном избирательном участке.

Учреждения местного управления и самоуправления обязаны оказывать содействие комиссиям по делам о выборах в Учредительное собрание и участковым избирательным комиссиям в исполнении сими последними возложенных на них настоящим Положением обязанностей.

Всякого рода акты и бумаги, составляемые по делам о выборах в Учредительное собрание, как подаваемые правительственным, судебным, административным и общественным установлениям и должностным лицам всех ведомств и учреждений, так и выдаваемые всеми этими установлениями и должностными лицами, освобождаются от гербового и иных сборов.

Избирательные списки. Для производства выборов в Учредительное собрание составляются списки избирателей, отдельно по каждому избирательному участку. Никто не может быть включен в избирательные списки более чем по одному участку.

Составление избирательных списков возлагается на городские и поселковые управы и на волостные земские управы, по принадлежности День, в который означенные управы приступают к составлению избирательных списков, оделяется для всего округа распоряжением окружной по делам о выборах Убедительное собрание комиссии и объявляется во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающем широкое оповещение о сем населения.

В образовательном списке обозначается фамилия или прозвище каждого избирателя, его имя, отчество, возраст, местожительство и род занятий. Список по каждому участку составляется в алфавитном порядке фамилии.

В течение десяти дней по объявлении избирательного списка во всеобщее сведение, представитель местной административной власти может заявлять протесты, а лица, пользующиеся правом участия в выборах, могут подавать жалобы на неправильность или не правоту этого списка.

Протесты и жалобы рассматриваются в пятидневный срок уездною и городскою по делам о выборах в Учредительное собрание комиссиями в открытом заседании порядком, установленным для рассмотрения дел административными судьями, согласно Положению об административных судах

12 ноября 1917 г. начались выборы. Во время проведения выборов в Петроград стягивались верные большевикам войска. После выборов большевики начали репрессии против кадетов. Конституционно-демократическая партия была официально объявлена партией «врагов народа», и начались аресты её членов. Составляющие менее 2% депутатов Собрания, кадеты были нейтрализованы и участия в его деятельности не приняли.

Результатом выборов стала победа социалистов-революционеров (эсеров), получивших почти в два раза больше голосов (40% по официальным данным), чем большевики.

При этом на выборах в Учредительное Собрание партия левых эсеров выступала с партией эсеров по общим спискам, так как организационно левые и правые эсеры вплоть до съезда левых эсеров 2—11 декабря (19—28 ноября) 1917 г. представляли единую партию.

Так как в момент составления списков фракция левых эсеров составляла меньшинство в партии эсеров, то, как правило, левые эсеры были в меньшинстве и в списке шли последними. Та часть крестьянства, которая отдавала предпочтение левым эсерам, голосуя за общий список, обеспечивала мандатами правых эсеров. Голосование по спискам, которые не отражали удельного веса политических группировок после Октябрьской революции, не могло не повлиять на партийный состав членов Учредительного Собрания.

В целом же в выборах приняли участие менее 50% избирателей (44,5 миллиона из 90), и такая незаинтересованность в долгожданном Учредительном собрании может найти своё объяснение в том, что II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов уже принял все важнейшие декреты и провозгласил власть Советов. 12

Итак, выборы в Учредительное собрание состоялись. Победу по их итогам одержали эсеры, и это не устраивало большевиков. Они предприняли все попытки для того, что бы отсрочить данный представительный орган. Однако открытие его состоялось 5 января 1918 года.

4. Первое и единственное заседание Учредительного Собрания Выборы председателя показали примерное соотношение сил. За лидера эсеров В. Чернова голосовало 244 делегата, за кандидата блока большевиков и левых эсеров М. Спиридонову — 153. Пожалуй, только в речи В. Чернова была попытка поиска путей сближения позиций политических противников. Не вступая в открытую полемику с большевиками, уходя от конкретной оценки октябрьских событий, обвиняя мировой империализм в разжигании войны, он попытался раскрыть свое видение перспектив российской революции и определить задачи Учредительного собрания. Его тревожило торжество «тенденции к распаду и развалу демократии, разобщению междоусобице народов». Учредительное Собрание, как единственная верховная власть российского государства, считал Чернов, должно сосредоточить внимание на прекращении продолжавшегося кровопролития, вместо деморализованной старой армии создать на национально-территориальных основах новую «добровольческую армию, которая под красными знаменами социализма сумеет обеспечить народам России возможность заниматься делом внутреннего переустройства» .

В области социальной политики Чернов предложил от слов и деклараций перейти к делу. Для России главное — решить земельный вопрос, провести аграрную реформу так, чтобы она стала надежным фундаментом для строительства всего народного хозяйства. Как политический деятель, посвятивший много лет изучению крестьянской проблемы, бывший министр земледелия во Временном правительстве, Чернов хорошо понимал сложность и противоречивость предстоящей задачи. Он возражает против популизма ленинского декрета о земле. Чернов прорицает, что путь, предложенный в декрете, ведет к слепому разгулу стихии, беспорядочному расхищению общего достояния. Экспроприация не может быть положена ни в основу земледелия, ни в основу организации промышленного производства, считает оратор. Социализм предполагает значительный рост производительных сил и «не есть скороспелое приближение к равенству в нищете, не есть азартные и рискованные опыты на почве общего упадка» .,

Попытка Чернова занять миротворческую позицию реальных плодов не принесла. Мягкая, лишенная резких выпадов и обличении речь вызвала разочарование соратников по партии. Что же касается большевиков, то они не воспринимали критику даже в таком виде. Большевики предлагали «дело». 3 января ВЦИК принял для внесения на рассмотрение Учредительного Собрания «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Она содержала многие, затем развившиеся начала диктатуры пролетариата и военного коммунизма, провозглашала Россию республикой Советов. От Учредительного Собрания требовалось обсуждение и принятие декларации.

Вокруг формирования повестки дня разгорелись главные прения. Среди выступавших в прениях выделим речь одного из лидеров меньшевизма И. Церетели. Церетели, негативно оценивший октябрьские события 1917 г., не скрывал своего отношения к власть предержащим. Его блестящая речь стала центральным событием Учредительного Собрания, многие ее положения и сейчас удивляют точностью наблюдений, оценок, предвидением бесперспективности пути, на который поворачивали страну большевики. «Вопрос ставится так: возможен ли, осуществим ли в данных условиях социалистический строй, который всеми социалистами, конечно, признается желательным, — спрашивает Церетели и отвечает: — Вот я внимательно вслушивался в доводы которые отсюда раздавались, которые говорили о том, что Учредительное Собрание, избранное всем народом, должно сейчас без оговорок санкционировать те опыты, которые делаются Советом Народных Комиссаров. Ни одного аргумента не слышал я в доказательство того, что эти опыты дадут те результаты, на которые они рассчитаны, ни одного слова от представителей руководящих партий не слышали мы здесь, какие результаты даны в жизнь начатым опытом. Здесь говорили: мы отняли производство из рук буржуазии. А справляетесь ли вы с его организацией?.. (Голос: „Саботаж“) Здесь меня прерывают — „саботаж“. Я предупреждаю вас, граждане, если вы взялись за осуществление социалистического строя, то свидетельство о бедности выдадите вы себе, если неудачу социалистического опыта взвалите на саботаж буржуазии»,. Церетели страстно и точно рисовал картину зарождавшегося большевистского режима: «Учредительное Собрание собирается, когда вся страна охвачена пожаром гражданской войны, когда подавлены все демократические свободы, не существует ни неприкосновенности личности, ни жилища, ни свободы слова, собраний, ни союзов, ни даже свободы стачек, когда тюрьмы переполнены заключенными, испытанными революционерами и социалистами, даже членами самого Учредительного Собрания, когда нет правосудия и все худшие формы произвола и бесправия, казалось, навеки похороненные славной февральской революцией, снова получают права гражданства…»

Полемика вокруг повестки дня, жаркая и продолжительная, завершилась голосованием. 237 делегатов высказались за предложение эсеров. Большевики и левые эсеры потребовали перерыва для фракционного совещания. За полночь слово от большевиков было предоставлено Ф. Раскольникову для обнародования составленной в перерыве декларации. В ней говорилось, что большинство Учредительного Собрания является контрреволюционным и «пытается стать поперек дороги рабочему и крестьянскому движению». «Не желая ни минуты прикрывать преступления врагов народа, мы заявляем, что покидаем это Учредительное Собрание» , — под бурные аплодисменты публики произнес Раскольников. Вскоре за большевиками зал покинули и левые эсеры. Оставшиеся продолжали работать, обсуждая проблемы мира, земли, характера власти. В 3 часа ночи было принято постановление о государственном устройстве России. В 5 часов утра 6 января, когда подходило к концу обсуждение вопроса о земле, к Чернову, оглашавшему «Проект основного закона о земле», подошел начальник караула Таврического дворца, матрос с крейсера «Аврора» А. Железняков. Он сообщил, что имеет инструкцию прекратить заседание, все присутствующие должны покинуть зал заседания, потому что караул устал. Заседание прервали, назначив следующее на 17 часов. Но оказалось, что двери Таврического дворца закрылись для членов Учредительного Собрания навсегда. В ночь с 6 на 7 января ВЦИК утвердил написанный ранее Лениным декрет о роспуске Учредительного Собрания.

Подводя итог необходимо отметить, что история отвела Учредительному собранию всего один день, однако вокруг его много белых пятен, последствия его неоднозначны. Очевидно, что разгон Учредительного собрания показал, что в представлениях большевиков советская власть совершенно не обязательно должна была сочетаться с демократией.

Сторонники Учредительного собрания пробирались на Юг страны, так как там они искали исконный бунташный дух и поддержку свободного населения, верили в могущество русского народа. Тем не менее, они не предусмотрели, того, что народ устал от войны, революции и вновь тяготел к сильной власти, в лице теперь Совета Народных Комиссаров.

5. Белый Дон и Учредительное собрание На Дону сформировался один из первых очагов сопротивления советской власти. Еще после «корниловского мятежа» 2 сентября 1917 года. Л. Г. Корнилов был арестован и препровожден под конвоем в Быховскую тюрьму, где он и его ближайшие соратники, содержались вплоть до Октябрьского переворота.

В течение сентября — октября офицеры, заключенные в тюрьме, пребывали в неизвестности по отношению к тем событиям, которые вершились в то время в столице и по всей России. Большевики упорно требовали казни Л. Г. Корнилова. Сразу же после большевистского переворота в Быхове были получены инструкции от следственной комиссии, немедленно освободить из-под стражи всех заключенных. Л. Г. Корнилов предпринял все попытки, чтобы добраться до Дона, где с уверенностью мог заручиться поддержкой донского атамана А. М. Каледина, Который был избран председателем Большого войскового круга 10 сентября.

В начале ноября, спасаясь от красного террора на «тихий» Дон, бежали генерал А. А. Алексеев, Милюков, Родзянко. Казачьи территории были далеки от столицы не столько в пространстве, сколько в идеологическом и политическом плане. Представители кадетской партии, и в общем не согласные политических лидеры с большевистским переворотом, стремились на юг, веря в то, что там, в краю, верно служившему царю и Отечеству, найдут поддержки для захвата власти в стране.

Естественно, что после Октябрьской революции Войсковое казачье правительство не признавало нового правительства, объявив себя верховной властью на Дону, и приглашает приехать А. Ф. Керенского и возглавить это правительство. Однако новое правительство возглавил триумвират: А. А. Алексеев, Л. Г. Корнилов, А. М. Каледин.

Необходимо отметить, что руководство Добровольческой Армии, образованной осенью 1917 года, привлекало в работу не только военных, но и политических лидеров, таких как: П. Н. Милюкова, П. Б. Струве, А. И. Гучкова, М. В. Родзянко. Особую активность проявлял П. Н. Милюков как член ЦК партии кадетов, член Донского гражданского Совета, Московского центра. Тем не менее, его кандидатура была отвергнута. Во главе Добровольческой Армии и Донского гражданского совета (ДГС), образованного 11 сентября 1917 года стал триумвират. Ответственным за военные действия был Л. Г. Корнилов, генерал А. А. Алексеев — политическое и экономическое управление, А. М. Каледин вошел в Совет, как председатель Войского казачьего круга. В Совет входили от военных генералы А. С. Лукомский, И. П. Романовский, А. И. Деникин; от представителей кадетской партии М. М. Федоров, А. С. Трубецкой; от правых эсеров Б. Савинков. А. С. Лукомский отмечал следующее о деятельности Совета. Наш будут интересовать его сведения, касающиеся идеи Учредительного собрания. На втором заседании Б. Савинков предложил проект воззвания к народу, в котором ясно и определенно указывалось, что об Учредительном собрании 1917 года не может быть и речи. Предполагалось провести выборы в новый представительный орган. Однако генерал А. С. Лукомский отмечает, что идея Учредительного собрания не устраивала ни правых, ни левых. Правые настаивали на том, что без монархических лозунгов не удастся создать мощной армии, так как офицеры должны знать, за что проливают кровь. Левые настаивали на проведения широких демократических реформ, так как они могут гарантировать поддержку ДГС у населения. Итак, отмечаем, что коалиция была одной из причин поражения Временного собрания и Белового движения, прежде всего это не умение и не желание достичь компромисса.

Военные пошли на соглашение с эсерами, учитывая, по словам П. Агеева — меньшевика, что «нынешние мартовские социалисты таковы, что не разберешь, где кончается жандарм и начинается социалист». Для многих казаков не было различия между социалистами и большевиками, так как идеи этих политических партий были далеки и не понятны им.

В основу деятельности ДГС была положена, выработанная в конце декабря 1917 года политическая Декларация Добровольческой Армии, созданная на основе «Быховской программы» генерала Корнилова.

В программе Л. Г. Корнилова говорилось о том, что сорванное большевиками Учредительное собрание должно быть созвано вновь. Правительство, создано по программе генерала Корнилова, ответственно только перед Учредительным собранием, коему оно передаст всю полноту власти. На лицо все признаки позиции «непредрешевчества», которые приведут к постепенному снижению популярности Добровольческой Армии.

Помимо этого в ней провозглашались общедемократические свободы и уничтожение сословных привилегий. Целью Добровольческой Армии и деятельности ДГС было свержение большевиков и созыв Учредительного собрания.

Однако в конце декабря 1917 года начала 1918 общероссийская волна анархии, сдерживаемая на юге России, докатилась и до этого региона. В хаосе, разброде и шатании начала погибать Добровольческая Армия и ДГС.

Подводя итог, отметим, что, не смотря на, старания большевиков, приложенные к тому, чтобы Учредительное собрание потеряло свою популярность, тем не менее, под влиянием общественного мнения они провели выборы в намеченный срок. Их итоги не порадовали большевиков, так как они не получили, желаемого большинства. Партия эсеров, имевшая большинство мест в Учредительном собрании не смогла повлиять ни на большевиков, ни на политическую ситуацию в стране. На первом и, по иронии судьбы, последнем заседании Учредительное собрание попыталось решить злободневные вопросы страны. Однако большевики и левые эсеры, отколовшиеся от партии в ноябре 1917 года, не поддержали работу Учредительного собрания, покинув зал заседания. Большевики, став после Октябрьской революции, правящей партией, давно предрешили судьбу Учредительного собрания. Прежде всего, ноябрьские декреты о создании Советского правительства — Совета Народных Комиссаров, последним аккордом прозвучала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая поставила Учредительное собрание под контроль СНК.

Видные представители, не признанного Советской властью Учредительного собрания, покидали столицу, рассчитывая на поддержку на окраинах России. Однако ни на юге, в деятельности Добровольческой Армии, ни в Самаре — КОМУЧ, не смогли реализовать на практике идеи Учредительного собрания. Вина за это во многом в действиях этих правительств, которые не могли найти компромисс, с другой стороны — усталость населения от революций, войн, стремление к установлению стабильности и сильной власти, пусть даже в лице СНК.

белый дон учредительный собрание Заключение В ходе подготовки Учредительного собрания русское общество впервые самостоятельно ставило и решало вопросы национальной идентичности и политического самоопределения. На это время приходятся наиболее интенсивные споры о правах человека" форме правления и типе будущего политического строя; административно-территориального устройства; структуре парламента и судебной власти; правовом статусе политических партий; порядке формирования и функционирования институтов переходного периода (в условиях войны и анархии). Центральной проблемой при решении этих вопросов, как и в ходе других великих революций, становился конфликт межу конституирующей и конституционной властью. Проектируя российскую Конституанту, ее либеральные разработчики руководствовались негативным опытом предшествующих (главным образом — французских) революций: они стремились избежать двух крайностей — с одной стороны, установления ее полной и неограниченной во времени монополии на власть, способной привести к тирании большинства; с другой, недопущения слабости по отношению к временной исполнительной власти, способной установить диктатуру бонапартистского типа и в конечном счете привести к реставрации монархии.

Учредительное собрание направит народ на правильный путь, не бросит его в трудную минуту, так думали многие жители даже глубокой провинции.

Временное правительство под влиянием кадетов и лично П. Н. Милюкова, проанализировавшего результаты в органы местного самоуправления в Москве и Петрограде, всячески затягивало выборы в Учредительное собрание весной и летом 1917 г. Юридическое совещание при правительстве даже летом не приступило к выработке принципов избирательной компании.

Проходившие на этом фоне кризисы правительства, отставки министров кадетов способствовали падению авторитета этой партии и правительства. В целом Сотрудничавшие с ним меньшевики и эсеры в составе коалиционных правительств в глазах общества также несли ответственность за оттягивание созыва Учредительного собрания.

В результате выборы проводились в условиях, когда большевики объявили власть Советов, приняли Декрет о земле, Декрет о мире. Однако популярность Учредительного собрания в общественном сознании была настолько велика, что, не смотря на провозглашение власти Советов, они пошли на созыв органа, который должен был решить и вопрос о власти.

Выборы в Учредительное собрание, прошедшие в ноябре 1917 года по всей стране, носили демократический характер. Впервые в России был апробирован принцип тайного всеобщего избирательного и прямого голосования. Правом выбора пользовались граждане, достигшие 21-летия, без различия пола, национальности и вероисповедания. Политические партии, боровшиеся за представительство в Учредительном собрании, представляли различные слои российского общества, начиная от правых и кадетов, и заканчивая большевиками. Победу на выборах одержали эсеры, получив 191.10 074 голосов, затем по количеству голосов шли большевики — 108.89 437. Результаты не удовлетворяли большевиков, и они начали проводить политику затягивания созыва Учредительного собрания.

Народные надежды не были оправданы. С приходом к власти большевиков в октябре 1917 года, Учредительное собрание вытесняется ими на второй план. Его созыв становится фикцией, так как фактической властью становится Советское правительство — Совет Народных Комиссаров, во главе с В. И. Лениным.

Идя на созыв Учредительного собрания, они принимают ряд декретов, обезоруживавших деятельность Учредительного собрания. Тем не менее, принять работу Учредительного собрания они решили в случае признания специально разработанного документа «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Этот документ легитимизировал принятые II Съездом Советов Декреты и объявлял единственной властью Власть советов.

Список используемой литературы

1. Азовцев Н. Н. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия / Н. Н. Азовцев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983 789 с.

2. Боффа Дж. История Советского Союза. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин 1917;1941 / перевод И. В. Левина. — М.: Международные отношения, 1990. — 632 с.

3. Введенский Б. А. СССР 1917;1967 Энциклопедический справочник / Б. А. Введенский и др. — М.: Советская энциклопедия, 1967 г. — 684 с.

4. Думанова Н. Г. История политических партий России / Н. Г. Думанова, Ерофеев Н. Д., С. В. Тютюкин и др. — М.: Высшая школа, 1994 — 447 с.

5. Киселева А. Ф. Новейшая история отечества XX в. / А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. — Т. 1. — М.: Владос. — 469 с.

6. Козлов В. А. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства / В. А. Козлов. — М.: Политиздат, 1991 — 366 с.

7 Чернов М. В. Борьба за Учредительное собрание и его разгон / М. В. Чернов Кентавр. Историко-политический журнал. — М.: Феникс, 1993. — № 3. — 160

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой