Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Лингвистические игры как элемент внеурочной работы в начальной школе

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время внеклассная работа по русскому языку в школе имеет очень большое значение. Это связано с тем, что она способствует развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету, расширяет лингвистический кругозор и повышает культуру речи учащихся, способствует осознанию ими важности русского языка для успешного усвоения всех других предметов школьного курса, для развития… Читать ещё >

Лингвистические игры как элемент внеурочной работы в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение

1. Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса младших школьников

2. Организация внеурочной деятельности по русскому языку в начальных классах

3. Применение лингвистических игр во внеурочной деятельности младших школьников Заключение Список литературы Введение На современном этапе развития образования большие требования предъявляются к формированию функциональной грамотности младшего школьника, которая создает оптимальный уровень языкового и речевого развития, обеспечиваемый познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями. Естественно, средствами только урочной деятельности невозможно решить данную задачу, поэтому важно использовать также и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в данный момент является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и одной из форм организации свободного времени учащихся, которая способствует в полной мере реализации требования федеральных образовательных стандартов начального общего образования, в том числе по русскому языку. Внеурочная, или внеклассная, работа объединяет все виды деятельности учащихся, в том или ином виде обогащающие их развитие в рамках языковой личности. Это утренники, викторины, походы и экскурсии, выпуск газет и журналов, радиопередачи, съемка телефильмов, конкурсы на лучшее сочинение или стихотворение, самостоятельное (внеклассное) чтение книг, журналов, газет. Особую роль в формировании хорошего знания системы русского языка младших школьников играют лингвистические игры, с помощью которых у ребят активно развивается орфографическая и пунктуационная грамотность, связная речь. Именно это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования — организация внеурочной деятельности младших школьников. Предмет — использование лингвистических игр во внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку.

Цель написания курсовой работы: рассмотреть использование лингвистической игры как элемента внеурочной работы по русскому языку в начальной школе.

Задачи исследования:

— рассмотреть внеурочную деятельность как часть учебно-воспитательного процесса младших школьников;

— выявить особенности организации внеурочной деятельности по русскому языку в начальных классах;

— изучить возможности применения лингвистических игр во внеурочной деятельности младших школьников.

В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы исследования:

— метод теоретического исследования и аналитико-синтетический метод, направленные на анализ научно-методической литературы по изучаемому вопросу;

— описательный метод с привлечением таких приемов как сопоставление и обобщение.

1. Внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса младших школьников Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1−4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка, формируется познавательная активность, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

· оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

· улучшить условия для развития ребёнка;

· учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Виды и направления внеурочной деятельности.

Существуют следующие виды внеурочной деятельности:

· игровая деятельность;

· познавательная деятельность;

· проблемно-ценностное общение;

· досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение);

· художественное творчество;

· социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);

· трудовая (производственная) деятельность;

· спортивно-оздоровительная деятельность;

· туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

· спортивно-оздоровительное;

· художественно-эстетическое;

· научно-познавательное;

· военно-патриотическое;

· общественно полезная деятельность;

· проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Общественно полезная деятельность в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Проведём лаконичную формулировку трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень — школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень — школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень — школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Выделение трёх уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:

* разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

* подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

* выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

* диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

* оценивать качество программ внеурочной деятельности.

Таким образом, внеурочная деятельность — это особый вид деятельности, направленный на решение конкретных образовательных задач. В соответствии с требованиями ФГОС, способствующий проявлению активности обучающихся, реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока.

2. Организация внеурочной деятельности по русскому языку в начальных классах В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. Выделяются следующие формы внеклассной работы: по способу подачи языкового материала — устные и письменные; по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе. Во внеклассной работе по русскому языку преобладают, особенно в младших классах, устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей развития в первую очередь устной речи. К письменным формам внеклассной работы по русскому языку относятся стенная газета, листки русского языка, стенды. Все они характеризуются массовостью: вывешенные на видном месте, они становятся достоянием учащихся всей школы. Все остальные виды внеклассной работы по русскому языку проводятся в устной форме. По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы относятся; заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков, подбор языкового материала, чтение детских книг, сказок на русском языке и некоторые другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и массовых внеклассных мероприятий.

К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, экскурсии (в библиотеку, на природу, на производство и т. д.), викторины и некоторые другие. Среди них наиболее приемлемым видом работы на начальном этапе обучения русскому языку является работа в кружке.

К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги, праздник поэзии), выставки (например, выставка детских книг, выставка лучших тетрадей, детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, на лучшего чтеца), радиопередачи на русском языке, олимпиады, дни русского языка, кукольный театр и некоторые другие. Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие — эпизодически, один-два раза в год. Например, регулярно — один раз в две недели — проводятся занятия кружка русского языка; регулярно — раз в месяц — выпускаются листки русского языка и стенная газета; ежедневно или один-два раза в неделю организуются передачи по школьному радио на русском языке. Такие массовые виды внеклассной работы, как утренник русского языка, праздник поэзии (или другие праздники), выставка лучших тетрадей, конкурсы, проводятся обычно эпизодически, один-два раза в год. Все перечисленные и другие индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы по русскому языку тесно связаны между собой. При планировании внеклассной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику подготовки тех или иных видов мероприятий. Планировать работу следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время обеспечивала их равномерную, регулярную работу над овладением русским языком в течение всего периода обучения в школе.

Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, Б. Т. Панов выделяет частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

1. воспитание коммуникативной культуры школьников.

2. расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции.

3. выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся, а также «воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможности преодоления отставания по русскому языку» .

4. «развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний» [15,с.215].

Григорян Лариса Трофимовна выделяет следующие цели внеклассной работы по русскому языку: «привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как ученому предмету» [13,с. 53].

Указанными целями и определяются задачи внеклассной работы, а именно: расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках; научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили и язык и книгу как источник знаний; развить творческие способности учащихся. Успех решения этих задач во многом зависит от умения правильно организовывать внеклассные занятия с детьми.

Пастушенкова Л. И. подразделяет цели и задачи внеклассной работы по русскому языку на образовательные и воспитательные.

К образовательным целям и задачам относят:

а) обогащение учащихся сведениями из области языка. Для внеклассных занятий по русскому языку нет специальных программ, что объясняется спецификой этого вида работы по предмету. Программа вырабатывается самим преподавателем. Главные критерии для определения программы внеклассных занятий по русскому языку можно сформулировать следующим образом: 1) материал, выносимый на внеклассные занятия, должен способствовать углублению программного материала по предмету за счет тем и вопросов, предусмотренных программой по русскому языку, и за счет материала, выходящего за пределы школьной программы по предмету;

2) материал внеклассных занятий должен способствовать расширению лингвистического кругозора учащихся.

б) развитие логического мышления учащихся. Работа по развитию логического мышления учащихся на уроках русского языка проводится постоянно, начиная с первого класса. «Внеклассные занятия, продолжая эту работу, помогают дальнейшей обработке у отдельных учащихся прочных навыков логического мышления». При этом характер организации и проведения внеклассных занятий по предмету, содержание отбираемого материала и формы его преподнесения, требуя постоянного сравнения, сопоставления и выводов, способствуют интенсификации данного процесса. Вот некоторые примеры вопросов и задач, направленных на развитие логического мышления: 1) вопрос: какое фонетическое явление может помочь превратить данные имена существительные в глаголы — воз, пыл, даль, пример? 2) задача: какое словосочетание " подарок Пети" или " подарок Пете" говорит о том, что подарок получил Петя? Что помогло тебе в этом разобраться [21]?

в) развитие устной и письменной речи учащихся. Здесь выступления кружковцев с докладами, беседами, рассказами, небольшими сообщениями по теме занятий перед своими товарищами — кружковцами, перед гостями кружка или учащимися начальных классов, над которыми кружковцы иногда берут шефство. Помимо этого, члены кружка дополняют выступления товарищей, читают свои примеры, подобранные по заданной теме, участвуют в обсуждении прочитанной статьи и др.

На занятиях кружка, как и на уроках русского языка, постоянно проводится словарная работа с целью выяснения значения новых слов и оборотов и их употребления в речи. Большую помощь здесь оказывают различные типы языковых словарей.

На внеклассных занятиях по русскому языку широко используются занимательные игры и задачи. Словарные игры проводятся на заседаниях кружка не для простого развлечения, а для уяснения какой-либо языковой закономерности и для обогащения активного словарного запаса учащихся.

Например, игра — загадка «Логогрифы» .

г) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. На внеклассных занятиях по русскому языку вопросы орфографии и пунктуации специально не изучаются, если не считать постановки отдельных вопросов из теории и истории орфографии и пунктуации.

Вопросы орфографии и пунктуации затрагиваются на занятиях кружка в основном в связи с разбором тем из других разделов, включаемых в планы языковых кружков. Конкурсные диктанты и сочинения, ответы на вопросы письменной олимпиады, написание рецензий и отзывов, аннотаций на прочитанные по языку книги, заметок в кружковую газету, поочередное заполнение страниц дневника (или альбома) кружка, выполнение домашних заданий, занимательные задания стилистического характера. Это вносит положительный вклад в совершенствование письменной речи членов кружка (или какого либо другого вида внеклассных занятий по предмету).

И, наконец, вся система внеклассных занятий по русскому языку, повышение общей языковой культуры ученика, расширение лингвистического кругозора ребят, в конечном счете, влияет на повышение грамотности учащихся.

Воспитательными целями и задачами внеурочной деятельности по русскому языку являются:

а) воспитание любви к родному языку и любви к Родине. Недостаточно добиться того, чтобы учащиеся знали правила, умели разобраться в явлениях языка. Важно научить учащихся видеть, для чего нужно изучать то или иное явление языка, что оно дает говорящему и пишущему, в чем своеобразие словосочетания и предложения, — тогда-то и появится у школьников любовь к родному языку и интерес к серьезному его изучению.

Внеклассные занятия по русскому языку вносят большой вклад в решение поставленной задачи. А иногда именно занятие в кружке пробуждает у школьников любовь к языку, которая остается у них на всю жизнь. Этому способствуют во многом тематика кружковых занятий.

Например, такие темы, как «В чем богатство русского языка?», «Язык идет и развивается вместе с жизнью народа», «О слово русское, родное…» и многие другие, оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения учащихся. На заседаниях кружка, как и на классных занятиях, для иллюстрации того или иного теоретического положения, а в большей степени для анализа того или иного языкового явления, руководитель кружка использует разнообразный языковой материал, преподнося его учащимся в форме различных занимательных упражнений [8,с.53].

Говорить о воспитательной стороне того или иного языкового материала возможно в большей степени тогда, когда работа проводится на цельных текстах. Но на внеклассных занятиях, как и на классных, учителю нередко приходится иметь дело с отдельными словами и словосочетаниями. Это не должно снимать с руководителя кружка ответственности, по возможности, подбирать и группировать примеры с учетом их воспитательной стороны.

Например, на занятиях кружка по изучению фразеологии учащимся можно предложить задание: Объясните значения фразеологизмов:

1 вариант

2 вариант

а) бить баклуши (бездельничать, ничего не делать) б) вешать нос (огорчать, расстраиваться) в) во весь дух (очень быстро) г) водить за нос (обманывать)

а) водой не разлить

(очень дружные, всегда вместе) б) вставлять палки в колеса (мешать) в) встать с левой ноги (без причины быть в плохом настроении) г) задирать нос (зазнаваться, важничать)

Языковой материал упражнения — игры, несмотря на то, что он включает в себя лишь отдельные сочетания слов, носит воспитательный характер: помогает очень метко характеризовать поведение человека — одни устойчивые обороты осуждают поведение человека, другие — побуждают на благородные дела. Большой материал в этом отношении дает художественная литература, произведения наших замечательных русских писателей и поэтов.

Многие авторы занимательных грамматик и отдельных статей по занимательной грамматике широко используют материал пословиц и поговорок, помогающих детям понять мудрость народа, его думы и чаяния.

Следовательно, тематика кружковых занятий (или каких-либо других внеклассных мероприятий по русскому языку), характер языкового материала, подбираемого руководителем кружка для практической части занятий или для иллюстрации того или иного теоретического положения, — все это способствует развитию у учащихся любви к русскому языку, к Родине [7,с. 86].

б) воспитание самостоятельности и активности учащихся. Самостоятельная работа предполагает высокую активность учащихся, соединение самостоятельной мысли школьника с самостоятельным выполнением им каких-либо действий. На уроке русского языка этими действиями являются: наблюдения над языковым материалом, выводы и обобщения по разбираемым фактам языка и многое другое. Чтобы развивать у учащихся самостоятельность нужно суметь найти такие приемы, при помощи которых активизировалась бы мысль учащихся в каждом конкретном случае, чтобы ученики в короткий срок и правильно выполнили предложенное учителем задание, обратили внимание на самое важное в нем.

Умение учителя научить ученика работать на уроках русского языка самостоятельно, ставя перед ним познавательные задачи, приведет к развитию у ученика способности активно работать на уроке. Если ученик научился быстро думать, быстро использовать на практике изученный материал, он, конечно, не будет на уроках пассивным слушателем[17].

На внеклассных занятиях по русскому языку у учителя имеется больше возможностей для привития учащимся навыков самостоятельности и активности в работе, полезных для работы ученика по любому предмету, а впоследствии для работы. Например, самостоятельная работа кружковцев с лингвистической литературой и литературой справочного характера при подготовке докладов по теме очередного заседания кружка. Каждый кружковец в течение учебного года имеет возможность выступить перед товарищами по наиболее интересной для него теме [24,с. 73].

Помимо этого, навык самостоятельной оценки прочитанного и просмотренного вырабатывается у кружковцев при написании заметок в газету кружка, при написании аннотаций на прочитанные книги по русскому языку, рецензий на творческую работу товарищей и др.

На решение заданной задачи направлена и методика работы над материалом практического характера: упражнения — игры, упражнения — задачи предлагаются всем кружковцам одновременно, но работа над ними прекращается тотчас же, как кто-то из ребят найдет правильный ответ. Дух соревнования, постоянно царящий на внеклассных занятиях по предмету, заставляет каждого ученика работать быстро и самостоятельно.

Домашние задания, предлагаемые учащимся, после каждого заседания кружка, требуют от учащихся не только самостоятельности и активности, но и большого трудолюбия. Например: составь (или подбери) 2 — 3 занимательные задачи, подобные тем, какие разбирались на заседании кружка. Но при этом следует помнить, что выполнение любых письменных работ для кружковцев факультативно. За невыполненную работу оценки не ставятся.

Следовательно, развитие самостоятельности и активности учащихся на внеклассных занятиях по русскому языку, зависит от методики обучения учащихся приемам учебной работы и от характера их умственной деятельности, связанной с предлагаемыми видами работ.

в) развитие индивидуальных способностей учащихся. Чтобы добиться усвоения материала школьного курса по русскому языку всеми учащимися класса, нужно хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ученика, так как от первичного освоения какого-либо правила до выработки осознанного навыка его применения путь у разных школьников не одинаков.

В связи с тем, что на внеклассных занятиях изучаемый материал носит иной характер, несколько иные цели его изучения, меняется и в какой-то степени усиливается индивидуальная работа с кружковцами. Так, руководитель кружка не может окончательно составить тематический план кружка и дать определенное поручение каждому члену кружка, пока он точно не выяснит уровень знаний по предмету, быстроту мышления учащихся, способность воспринимать материал на слух, внимание учащихся, их активность, интересы в отношении русского языка, различные организаторские способности будущего члена кружка. Нужно, чтобы каждый кружковец работал с желанием и имел посильное поручение, так как, в отличие от урока, учитель не может обязать ученика выполнять какую-то работу — нужно вызвать у школьника интерес к ней.

Работа с небольшой группой учащихся, проведение заседаний кружка не чаще двух раз в месяц — все это создает большие, чем на уроке, возможности для проведения индивидуальной работы с учащимися — кружковцами. Более сильные учащиеся получают задания повышенной трудности, чувствуют удовлетворение от ощущения постоянного продвижения вперед. Средние и даже слабые учащиеся, получив задание по своим силам, также испытывают радость от своих успехов.

Важность систематической индивидуальной работы с учащимися на внеклассных занятиях позволяет эффективно проводить каждое занятие, независимо от того, что кружок может объединять учащихся разных классов (1−2,3−4 и даже 1−4 классов) имеющих различный уровень знаний по предмету, различные возрастные особенности и различные интересы.

г) Воспитание чувства коллективизма. Работа по воспитанию у учащихся чувства коллективизма проводится прежде всего на уроке, а затем уже на всех внеклассных мероприятиях, планируемых в школе.

На внеклассных занятиях коллектив учащихся формируется иногда из ребят одного класса, но чаще из параллельных классов. Чтобы с первых же занятий дети почувствовали себя единым коллективом, руководитель кружка должен предложить ребятам работу коллективного характера: сделать эскизы значка кружковца, эскиз «Уголка русского языка». Все эскизы собираются, устраивается своеобразная выставка, отбираются лучшие из них, затем коллективно оформляется «Уголок русского языка», готовятся значки и др. Все это сближает ребят между собой, а руководителя — с членами кружка.

Большую помощь в воспитании у учащихся чувства коллективизма на внеклассных занятиях по русскому языку оказывают проводимые кружковцами массовые мероприятия общешкольного характера: утренники, «Недели русского языка» и др. При подготовке общешкольных мероприятий ребята проявляют много инициативы, настойчивости и трудолюбия [20,с.117].

Таким образом, внеурочная работа по русскому языку позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. Разнообразие форм внеклассной работы по русскому языку обусловлено разноплановостью содержания, целями и задачами этой работы, неоднородностью состава участников (по возрасту, уровню подготовленности, степени развития лингвистического интереса, количеству участников), возможностями школы и руководителя.

3. Применение лингвистических игр во внеурочной деятельности младших школьников Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс становится более эффективным [19,с.34]. внеурочный русский лингвистический игра Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. B групповой работе — развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей. Приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.

" Разнообразие — добрый знак хорошего преподавания" , — утверждал Ф. И. Буслаев.

Хочется надеяться, что идеи и методические решения, предложенные учащимся, помогут сделать урок русского языка интересным, а в преподавание этого непростого предмета внести разнообразие. Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по Сталь Анатольевичу Шмакову):

· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

· творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности;

· эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;

· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

— роли, взятые на себя играющими;

— игровые действия как средство реализации этих ролей;

— игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;

— реальные отношения между играющими;

— сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношении и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В современной школе, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде с четко выраженной учебно — познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

— дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

— учебная деятельность подчиняется правилам игры;

— учебный материал используется в качестве игрового средства;

— в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Спектр целевых ориентаций.

1. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли. Формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок. Воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей. Умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения. Развитие мотивации учебной деятельности.

4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Как известно, лингвистические игры широко используются и на уроках, в более строгой системе познавательного труда детей, но внеклассная, внеурочная работа дает в этом отношении намного больший простор. Языковые игры обычно развлекательны, но всегда содержат дидактический элемент, достигающий подчас высокого уровня. По весомости этого дидактического вклада игры подвергаются оценке и классификации. Различают также игры по видам деятельности: игры, в основе которых лежит наблюдение; игры на конструирование, на изобретение новых структур; игры творческие. Классифицируют игры и по языковому материалу: словесные, грамматические, буквенные и пр. В последние десятилетия издано огромное количество пособий по игровым методикам: это сказки — сказочное изложение грамматических тем, сказки как речевое творчество самих детей и пр. Скороговорки, загадки, детский юмор и пр. Игры на сообразительность, «хитрые» задачи; игры в слова, словесное и картинное лото, перестановки букв или слогов в словах, колеса приставок и суффиксов, словесное (орфографическое) домино. Так же ребусы, шарады и другие зашифрованные слова; материалы для викторин и олимпиад; задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц; задания на подбор и комментирование синонимических групп и пр.

Подчас игры превращаются в настоящее строгое конструирование: например, заданная на расшифровку текста, зашифрованного неизвестным кодом, или наоборот — на создание собственного кода, шифра и на зашифровку какого-либо текста.

На карточке даны слова: горизонт, зонтика, тикают, каютка. Найти в этих 4 словах какую-то скрытую закономерность, скрытую связь, ответ: горизонт зонтика тикают и т. д.

Следующая игра потруднее: каждое из данных слов содержит два и больше других слов, их надо обнаружить как можно быстрее: яблоко — я, око, блок; юноша — но, юн, ноша, ша; чистота — чис? п, тот. та, то. Второй этап игры: кто больше и быстрее подберет слов для продолжения игры? Далее — конструктивное задание: кто составит больше слов по такой модели: приставка под- + корень + суффикс + окончание. Усложненный вариант: окончание нулевое.

В настоящее время существует множество классификаций лингвистических игр:

— по тематическому принципу фонетические игры; лексико-фразеологические игры; игры по морфемике и словообразованию.

Например: Игра «Составь слово» .

Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение подбирать слова. Оборудование: карточки с буквами русского алфавита. Играть могут 2−6 человек. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники стараются из положенных в круг букв собрать какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами А, Л, С, М, Ь, О. Из них можно составить слово: моль, сало, лом, и т. д. Тот, кто первый назовет подходящее слово, забирает себе все нужные для этого составления буквы и кладет перед собой составленное слово так, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, кто к концу игры составит как можно больше слов.

— по характеру игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.

Пример: 1) Подобрать больше однокоренных слов. Нарисовать дерево фломастером и подобрать однокоренные слова.

2) Составить больше слов из слова «Словарик» (лов, вор, сова…).

— по характеру педагогического процесса игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие. Познавательные, воспитательные, развивающие. Репродуктивные, продуктивные, творческие. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

Пример: «Загадывание желаний»

Цели:

1.Развитие воображения, умения внимательно слушать.

2.Развитие навыков использования в речи сложных синтаксических конструкций как способа выражения собственных мыслей.

Возраст участников: 4 класс Условия игры: Расположите учеников по кругу. Пусть представят себе, что здесь сбываются желания.

Ход игры:

Каждый по очереди загадывает желание :

Если бы я был какимнибудь зверьком, я бы …

Если бы я был птицей, я бы …

Если бы я был цветком, я бы …

Если бы я был деревом, я бы …

Если бы я был музыкальным инструментом, я бы …

Если бы я был машиной, я бы …

Если бы я был насекомым, я бы …

Если бы я был телепрограммой, я бы …

Если бы я был фильмом, я бы …

Если бы я был домом, я бы… 15, с.216].

— по игровой среде с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные, технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Однако надо помнить, что для проведения игры с мячом требуется более открытое пространство, чем школьный класс с партами в три ряда.

— по направленности на решение какой-то одной главной задачи игры графические; игры словарные; орфографические игры; игры грамматические; игры, развивающие связную речь учащихся; логические игры.

Пример: «Слова и загадки» .

Начнем с распространенной, увлекательной игры Логогрифы.

Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать букву, а в правом столбике добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

Таблица

краска — каска

порт — спорт

клен — (лен)

рука — (рубка)

горсть — (гость)

стол — (ствол)

склон — (слон)

клад — (склад)

полк — (пол)

шар — (шарф)

тепло — (тело)

усы — (бусы)

беда — (еда)

утки — (сутки)

экран — (кран)

укус — (уксус)[5]

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Здесь осуществляется выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета. Дидактические игры при правильном использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их» , — писал К. Д. Ушинский. Как же развить и совершенствовать детские способности на уроках такого непростого школьного предмета, как русский язык? В этом поможет, например, такая игра: «Все наоборот» .

Цель: закрепить написание слов с сочетаниемчн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетаниечн-.

Игрушка для елки-…(елочная игрушка) Герой сказки- … (сказочный герой) Сок яблока-… (яблочный сок) Суп из молока -…(молочный суп) Варенье из клубники-… (клубничное варенье) Каша из гречки-… (гречневая каша) Вода из речки-… (речная вода) Скважина в замке -…(замочная скважина) Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) Игра: «Одним словом» .

Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу, щу.

1.Обрубок дерева — …(чурбан). 2. Шестьдесят минут-…(час). 3. Густой частый лес- …(чаща). 4. Хищная рыба с острыми зубами — …(щука). 5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 6. Прикрывать глаза от солнца — … (щуриться). 7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая — …(чайник) [23,с.29].

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.)[10].

Например, игра по теме «Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения»: «Узнай предложение» .

Задача учащихся — по интонации определить тип предложения.

Учитель называет начало предложения, а дети должны топать ногами, если оно побудительное, разводить руками — если вопросительное, поднимать руки вверх — если повествовательное.

· С кем вы, гости :(Вопросительное)

· Однажды в студеную:(Повествовательное)

· А ты сам ступай:(Побудительное)

· На берегу пустынных волн:(Повествовательное)

· А где мой:(Вопросительное)

· Пусть построится:(Побудительное) [3,с.16].

Данная игра развивает лингвистический слух, понимание предложения не по смыслу, а по интонации. Также дети сами обращают внимание на слова, которые им помогли определить цель высказывания предложения.

Если дети проходят звуки, то можно провести такое упражнение: «Какой звук повторяется»

1. Аист Алику принес Апельсин и абрикос

2. Барашек бегал средь берез, Будил букашек и стрекоз.

3. Верблюд вздохнул: В пустыне Воды нет и в помине.

4. Гуси плыли по реке, Гном качался в гамаке.

5. Девочка пришла домой, Дверь открыл ей домовой.

6. Ехидна встретила енота, Енот под елью ждал кого-то.

7. Ёж бежал под горку смело,

Ёлка вслед ему глядела.

8. Жеребенок и журавль Жабе строят дирижабль.

9. Зайка скачет в огород;

Знает, где морковь растет!

10. Ишак достал из миски Инжир, изюм, ириски [20,с.179].

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по-русски правильно» [8,с.113].

Например такая игра: «Пословицы шутят» .

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

Один в золе не воин.

Трус своей лени боится.

Трус кормит, а лень портит.

Лучшее — врач хорошего.

Нашла коза на камень.

Не ноги горшки обжигают.

В здоровом теле здоровый пух.

Купить кита в мешке.

Один в поле не воин.

Трус своей тени боится.

Труд кормит, а лень портит.

Лучшее — враг хорошего.

Нашла коса на камень.

Не боги горшки обжигают.

В здоровом теле здоровый дух.

Купить кота в мешке.

Игра: «Угадай слово» .

В этих словах все буквы перепутаны. Если поставить их на место, получится:

Пушистый жёлтый птенчик

К

Л

Ё

Н

О

П

Ы

Ц

Болотная птица

Л

Я

П

Ц

А

Игра: Замени букву.

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.

Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетаниечк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов [14,с.17].

Дочка

Ручка

Бочка

Речка

Ночка

Свечка

Кочка

Печка

Точка

Почка

Тучка

Дочка

Тачка

Ночка

Таким образом, дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Заключение

В настоящее время внеклассная работа по русскому языку в школе имеет очень большое значение. Это связано с тем, что она способствует развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету, расширяет лингвистический кругозор и повышает культуру речи учащихся, способствует осознанию ими важности русского языка для успешного усвоения всех других предметов школьного курса, для развития мыслительной деятельности человека. Внеклассная работа по русскому языку — это составная часть учебной работы в школе, особый вид работы по предмету, отличный от классной работы и дополнительных занятий по русскому языку. Она преследует цель углубленного изучения программного материала, расширения лингвистического кругозора и индивидуальных способностей учащихся, выразивших желание заниматься вопросами русского языка во внеурочное время. Действенное влияние на рост и развитие учащихся по предмету оказывает не любая внеклассная работа, а лишь та, которая проводится регулярно, планово, с постоянной группой учащихся и в определенной системе, предполагающей перспективу роста ребят вместе с изменением сложности изучаемого материала, характера самостоятельной работы школьников, вместе с развитием индивидуальных способностей ребят. Внеклассная работа по русскому языку может дать учащимся много полезных знаний и навыков при условии, если она не превращается из интересного и серьезного вида работы по предмету в простое развлечение.

Особое место во внеурочной деятельности играют лингвистические игры, поскольку они активизируют словарный запас, пополняют его, открывают новые стороны, казалось бы, хорошо знакомых сочетаний букв и звуков, учат наблюдательности, тем самым воспитывая интерес к русскому языку в целом.

Через лингвистическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой. Эти игры интересны детям, ненавязчиво вовлекают их в деятельность, дают начальное представление о лингвистике. Из множества подобных игр нами здесь представлены лишь те, которые, по нашему мнению, способны вызвать наибольший интерес у детей.

1. Абдрахманова А. Л. Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/16/vneurochnaya-deyatelnost-vidy-formy-organizatsii свободныйЗагл. с экрана

2. Игровые технологии на уроках русского языка, литературы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98 674 226 свободный — Загл. с экрана.

3. Артимович М. Д. В помощь руководителю кружка [Текст] / М. Д. Артимович // Информационно — методический вестник. — 2013. — № 2 — С. 17 — 25.

4. Балышева Е. В. Грамматика русского языка для младших школьников / Е. В. Балышева — М.: Литера, 2015. — 64с.

5. Бухатов В. М. Влияние лингвистических игр на активацию и развитие интереса к русскому языку у школьников [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://reftrend.ru/858 067.html свободный — Загл. с экрана.

6. Василенко Г. П. Внеурочная деятельность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stabenskayasosh.ru/fgos/vneurochnaya-deyatelnost свободный — Загл. с экрана.

7. Галченко Н. В. Творческая игра по русскому языку в 3 классе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/05/20/tvorcheskaya-igra-po-russkomu-yazyku-v-3-klasse свободный — Загл. с экрана.

8. Гойхман О. Я. Русский язык и культура речи [Текст:] учебник / О. Я. Гойхман, Л. М. Гончарова, О. Н. Лапшина. — 2-е. изд. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 240.

9. Григорян Л. Т. Язык мой — драг мой [Текст]: Материалы для внеклассной работы по русскому языку / Л. Т. Григорян. — 2-е. изд. — М.: просвещение, 2009. — 207с.

10. Дубровина И. Д. Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе [Электронный ресурс]. — Режим досупа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=27 402 свободный — Загл. с экрана.

11. Зайцев Н. А. Игровые технологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/489-ped-tech12 свободный — Загл. с экрана.

12. Киреева А. М. Игровые технологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.prodlenka.org/pedagogicheskaia-masterskaia/igrovye-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-iazyka-i-literatury.html свободный — Загл. с экрана.

13. Курганов С. Ю. Внеурочная деятельность — составляющая единой образовательной среды в условиях реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://leonowa-olga1454.narod.ru/olderfiles/2/vneurochnaya_deyatelnost.pdf свободный — Загл. с экрана.

14. Лопухина И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. Веселые и занимательные игры, упражнения, стихи и скороговорки для гармоничного развития детей / И. ЛопухинаМ.: Корона-Век, 2014. — 144с.

15. Лугарева А. П. Игры со словами / А. П. Лугарева — Н. Новгород.: рипол Классик, 2012. — 32с.

16. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] :пособие для учителя / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий. — М.: Академия, 2012, — 342с.

17. Матюхина М. В. Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно воспитательной работы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_ - pedagogike/vneklassnaya_rabota_po_russkomu_yaziku_kak_forma_organizatsii_uchebno-vospitatelnoy_raboti_v_natsionalnoy_shkole.html свободный — Загл. с экрана.

18. Нарбулатова Э. Я. Использование игровых технологий на уроках русского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23−1-0−1570 свободный — Загл. с экрана.

19. Панов Б. Т. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе [Текст]: пособие для учителя / Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. — М.: Просвещение. — 2011. — 272с.

20. Пастушенкова Л. И. Организация внеклассной работы в школе с учащимися 1−4 классов / Л. И. Пастушенкова — М.: Просвещение, 2010. — 78 с.

21. Пташкина В. Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 1−4 классы: игры со словами, разработки уроков. / В. Н. Пташкина. -М.: Учитель, 2011. — 238с.

22. Савельева Н. И. Организация внеклассной работы по русскому языку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://revolution./pedagogics/343 5650.html свободный — Загл. с экрана.

23. Травин Е. И. Игровая форма урока [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/424 свободный — Загл. с экрана.

24. Трубайчук Е. А. Внеурочная деятельность по русскому языку как средство формирования функциональной языковой грамотности младших школьников [Текст] / Е. А. Трубайчук // Начальная школа плюс до и после. — 2014. — № 6-С. 78 — 81.

25. Ушакова О. Д. Интересный русский язык для младших школьников [Текст]: книга / О. Д. Ушакова, З. И. Сысоева, И. А. Вдовина. — С-П.: Литера, 2010. — 137с.

26. Шанский Н. И. Внеклассной работе по русскому языку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://referatwork.ru/refs/source/ref-2746.html свободный — Загл. с экрана.

27. Ожегов С. И. Толковый словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/206 766 свободный — Загл. с экрана.

28. Шкирта Н. В. Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/lib/id/10 608/ свободный — Загл. с экрана.

29. Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков — М.: Новая школа, 2013. — 240с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой