Пётр I – первый российский император
Пояснительная записка Урок истории в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая… Читать ещё >
Пётр I – первый российский император (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МКОУ Барлукская СОШ Внутришкольный конкурс для молодых специалистов
«Лучшая методическая разработка учебного занятия. «Педагогический дебют»
Разработка урока по истории в 8 классе СКК На тему «Пётр 1 — первый российский император»
Составила:
Учитель истории Алабина Т.П.
2014 год
Пояснительная записка Урок истории в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в котором заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в обществе.
Урок по истории для 8 класса КРО 8 вида на тему «Пётр 1 — первый российский император» составлен на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5−9 классы» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, по учебнику Б. П. Пузанова «История России» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- М.: Гуманитар. Изд. Цент ВЛАДОС, 2012. — 311с.
Данная тема рассматривается в разделе «Великие преобразования России в 18 веке», и изучается во 2 четверти 27 уроком (по плану рабочей программы).
На данном уроке учитель сосредотачивается на крупных исторических событиях, жизни, быте людей данной эпохи. Даётся отчетливый образ наиболее ярких событий во времена Петра 1. Учитель использует информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению знаний. Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории в специальных (коррекционных) классах.
По иллюстративному материалу (фото памятника Петра 1) учитель показывает насколько величественен и могуч был первый российский император. Изучение жизни Петра 1 учит детей любить свою родину, быть патриотом, служить на благо отечеству.
Методическая разработка Тема урока. Пётр 1 — первый российский император.
Тип урока. Комбинированный Формы работы на уроке:
— групповая работа
— индивидуальная
— фронтальная Методы работы на уроке:
— беседа
— работа в тетрадях
— рассуждение Цель урока. Создать у учащихся представление о личности Петра 1, дать характеристику времени, в котором он жил и творил, изучить деятельность Петра 1, воспитать уважение к выдающимся историческим личностям, желание принести пользу своему Отечеству.
Задачи урока.
Образовательные: через пример жизни и деятельности Петра I воспитывать положительные качества личности учащихся.
Коррекционно-развивающие:
— развивать умение находить необходимую информацию в источниках и сопоставлять её с пунктами плана;
— формировать умение давать оценочную характеристику исторического деятеля;
— учить применять ранее полученные знания в новых условиях.
Воспитательные:
— через пример жизни и деятельности Петра I воспитывать положительные качества личности учащихся;
— воспитывать учебную мотивацию, коммуникативные навыки, нравственные качества, чувство патриотизма.
— Воспитывать глубокое уважение к истории России, личности Петра I.
Основные знания: Петр I — первый российский император.
Основные термины и понятия: Император, империя, цесаревич, Табель о рангах, чиновник.
Оборудование и материалы:
— Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина «История России», учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва ВЛАДОС, 2012 г. с 231 — 242;
— Портреты Петра I, Фотография памятника Петру 1;
— Стихотворение «Стансы» А. С. Пушкина;
— Карточки с заданиями;
— Иллюстративный материал;
Эпиграф к уроку: «Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек»
А.С. Пушкин ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
1.Слово учителя:
— Всем здравствуйте! Ребята настройтесь на работу и получение положительных результатов. Ребята, сейчас первыми сядет тот, кто назовёт любой год конца 17 века. (Молодцы). А теперь назовите любой год начала 18 века. (Молодцы). А какой период времени мы с вами изучаем? (Конец 17 — начало 18 века).
2.Отметка в журнале отсутствующих.
3.Психологический настрой на урок.
2. Повторение пройденного материала:
1. Фронтальный опрос:
— Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? (Окончание Северной войны).
— Когда проходила Северная война, временные рамки? (1700 — 1721 годы)
— Каковы причины Северной войны? (Завоевать выход в Балтийское море).
— Чем закончилась Северная война? (Победа Российской империи)
2. Работа с раздаточным материалом:
Задание на карточках: Соотнесите стрелками даты с событиями Северной войны: Приложение 1.
3. Задание на доске: Игра «Третий лишний». Уберите лишнее — земли преданные России после победы над шведами:
Эстляндия Лифляндия Финляндия Правильный ответ:
Эстляндия Лифляндия Финляндия
4. Устное задание: Игра «5 лепестков». Учащиеся выходят к учителю, у которого в руках 5 лепестков, вытягивают лепесток с изученными терминами и дают объяснение:
ЭСКАДРА — несколько десятков крупных военных кораблей ШТИЛЬ — отсутствие ветра на море ФЛАГМАН — главный корабль эскадры, на котором находился командующий.
ГАЛЕРА — гребное судно.
БРАТЬ НА АБОРДАЖ — сцепление атакующего корабля с неприятельским для его захвата в рукопашном бою.
3.
Введение
в новую тему, сообщение темы урока:
1. Вступительное слово учителя: — Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. С Пушкина «Стансы» (Приложение 2).
— О ком в нём говорится? Правильно! О Петре Первом.
— Сегодня мы продолжаем говорить о Петре1 и времени его правления.
(На доске записаны слова: российский, первый, Пётр 1, император).
— Попробуйте сформулировать из предложенных слов название темы, которую разберём сегодня.
2. Сообщение темы урока: «Петр I — первый российский император». (запись в тетради)
4. Объяснение нового материала:
1. Рассказ учителя:
После победы в Северной войне Петр I получил титул Великого Императора Всероссийского. С этого момента правитель России стал называться императором, а Россия — империей. Теперь, когда обращались к императору, то называли его «Ваше Императорское Величество» или «Государь Император».
— Демонстрация портретов Петра I (учитель вывешивает на доску).
(Приложение 3).
— Словарная работа (слова вывешиваются на доску):
Император — правитель империи.
Империя — большое, сильное монархическое государство, которым управляет император.
2. Рассказ учителя:
Был утвержден императорский флаг — штандарт.
— Демонстрация императорского штандарта (показ учителем).
(Приложение 4).
Посмотрите на картинку и расскажите, что изображено на этом флаге? (черный двуглавый орел на золотистом фоне, в лапах держит державу и скипетр).
Что напоминает вам этот императорский штандарт? (герб нашей страны, Российской федерации)
3. Работа с текстом учебника:
Учащиеся находят нужный абзац на страницах 128 — 129 учебника, один ученик читает, остальные следят, беседа по вопросам:
— Каким был император Петр I? (умный, дальновидный, образованный человек).
— Какие науки он знал? (историю, математику, кораблестроение, артиллерию, военное и морское дело, немецкий, польский, голландский языки).
— Каков был распорядок императора Петра? (Отвечают).
Дополнения учителя.
4. Рассказ учителя:
— Реформа Петра о престолонаследии — старший сын и наследник императора стал называться цесаревич.
Словарная работа: Цесаревич.
— Петр I принял новый закон о наследовании царского престола. По этому закону император мог назначить себе любого наследника, даже не родственника.
Вопрос: — Какой закон принял Петр I? (Ответы детей).
Физкультминутка: «Мозговая гимнастика»
Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
5. Рассказ учителя:
— Указ о единонаследии — Петр считал, что не по знатности надо назначать на государственные должности, а по уму и способностям. Петр приравнял дворян к боярам. Поместье теперь разрешалось передавать по наследству только одному наследнику — старшему сыну. Остальные должны были служить на государственной службе и получать за это жалованье.(Класс делится на 2 группы).
Вопросы:
(1 группа) — Что теперь должны были знать дворяне?
(2 группа) — Какое сословие перестало существовать?
6. Словарная работа: «Табель о рангах».
7. Рассказ учителя:
Теперь по «Табели о рангах» все государственные служащие делились на 14 классов (чинов) по гражданской и военной службе.
8. Работа с рассказом для дополнительного чтения:
Задание: Прочитать рассказ «Табель о рангах» на странице 131.
Задание: Выписать высшие и низшие классы по гражданской и военной службе.
5. Обобщение.
— Какие черты характера помогли Петру 1 стать императором?
— Согласны вы со словами А. С. Пушкина о Петре 1?
— Чему вас может научить пример жизни этого исторического деятеля?
Ответы (быть трудолюбивыми, решительными, целеустремленными…)
6.Рефлексия.
Вот и закончилось наше очередное путешествие в эпоху Петра I. Нам предстоит еще несколько путешествий — уроков. Поэтому с Петром I мы станем близкими друзьями. А насколько вы подружились, узнаем из этих карточек. Пока я подвожу итоги, каждый из вас заполнит свою карточку. (Приложение 5). Карточки у каждого индивидуальные. (Потом учитель видит плюсы и минусы полученных знаний.
7.Выставление оценок.
8. Домашнее задание.
Прочитать тему № 5 (стр. 128−133), нарисовать и рассказать как проходили ассамблеи при Петре 1.
До свидание. Спасибо за урок.
урок история петр событие
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5−9 кл.: В 2сб. / Под ред. В. В. Воронковой. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. — Сб 1. — с. 13 — 15, 97 — 101.
2. Б.П. пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина История России, учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва ВЛАДОС, 2012 г. с 231 — 242;
3. Интернет-источник:
История Российской империи http://www.rosimperija.info/post/731
Приложения Приложение 1
1703 г. 1700 г. 1714 г. 1721 г. 1709 г. | Полтавская битва Основание Санкт — Петербурга Окончание Северной войны Начало Северной войны Гангутское сражение | |
Приложение 2
«Стансы» А.С. Пушкин
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукий.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Темы | Не очень хорошо понял (а) | Смогу рассказать на следующем уроке | |
Почему Пётр 1 после Северной войны получил звание Император? | |||
Цесаревич | |||
Единонаследие | |||
«Табель о рангах» | |||
Стансы
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукий.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.