Земельные отношения и землеустройство в России
В России землеустройство в это время осуществлялось на основе постановления Совета Министров РСФСР от 23 марта 1966 г. «О мерах по улучшению землеустройства, введению и освоению правильных севооборотов в колхозах и совхозах». Министерством сельского хозяйства СССР 27 мая 1968 г. быта утверждены Основные положения землеустройства, которые определяли задачи, содержание и общий порядок проведения… Читать ещё >
Земельные отношения и землеустройство в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Перечислите задачи землеустройства в период социалистической аграрной реформы по Декрету о земле
2. Какие основные задачи землеустройства в Сибири решались в период действия социалистической плановой экономики
3. Перечислите задачи землеустройства современной земельной реформы
4. Какие недостатки возникли в организации проведения современной земельной реформы Список литературы
1. Перечислите задачи землеустройства в период социалистической аграрной реформы по Декрету о земле После Октябрьской революции землеустройство становится средством глубоких аграрных преобразований в России. В первые годы Советской власти главной его задачей было проведение в жизнь Декрета о земле, принятого Вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. р частности, решалась задача практической передачи экспроприированных земель в пользование трудового крестьянства.
Одним из важнейших положений Декрета о земле, составленного на основе крестьянского наказа, была отмена права частной собственности на землю, ее недра, леса и воды. Крестьянам предоставлялось право самим выбирать форму землепользования.
В сложных условиях первых послереволюционных лет были подготовлены и изданы нормативные акты, в которых основные положения Декрета о земле получили дальнейшее развитие. Важнейшие среди них — декрет ВЦИК «О социализации земли», опубликованный 19 февраля 1918 г., и положение «О социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию», утвержденное ВЦИК 14 февраля 1919 г. В последнем из названных документов устанавливалось, что «в основу землеустройства должно быть положено стремление создать единое производственное хозяйство, снабжающее Советскую республику наибольшим количеством хозяйственных благ при наименьшей затрате народного труда» и была поставлена задача способствовать обобществлению единоличного землепользования.
В этот период основным содержанием землеустройства был отвод земель коллективным и советским хозяйствам.
Эсеровский по своей сути «Декрет о земле» был заменен «Основным законом о социализации земли» от 19 февраля 1918 года за подписью Председателя Совета Народных Комиссаров В. Ульянова (Ленина) и Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Я. Свердлова.
К концу 1920 года в 36 губерниях Европейской части России, из 22 847 916 десятин нетрудовых земель в распоряжение крестьянства поступило 21 407 152 десятин (колхозам — 391 614 дес., совхозам — 1 049 150 дес.), что увеличило площадь крестьянских земель с 94 720 628 десятин до 116 127 780 дес., то есть с 80% до 99,8% от общей площади всех удобных земель (данные Центрального Управления Землеустройства).
Декрет о земле чётко определил отношение новой власти к частной собственности, к наёмному труду. Эти формулировки надолго стали основой земельной политики СССР и стран социализма.
Но на практике выполнялись не все эти принципы. Так, государственная собственность была объявлена общенародной, то есть принадлежащей всему обществу.
Право частной собственности на землю вновь было закреплено только в Конституции 1993 года.
2. Какие основные задачи землеустройства в Сибири решались в период действия социалистической плановой экономики В 1921—1927 гг. в процессе восстановления народного хозяйства главное внимание уделялось развитию единоличных крестьянских хозяйств. Считалось, что они позволят решить продовольственную проблему и улучшить экономическую ситуацию в стране; в значительной мере это удалось сделать. Землеустройство в этот период ориентировалось на ликвидацию чересполосицы, дальноземелья и длинноземелья; ликвидация узкополосицы, многополосицы и мелкополосицы с разверстыванием земель на поля севооборотов (29,6 млн. га). Несмотря на некоторое сокращение числа коллективных хозяйств, продолжались работы и в общественном секторе сельского хозяйства.
С начала 1923 г. землеустроительные работы стали производиться в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, принятым ВЦИК 30 октября 1922 г., и Законом о трудовом землепользовании от 22 мая 1922 г.; главное внимание при этом уделялось рациональному устройству территории.
Содержание землеустройства сельскохозяйственных предприятий в это время сводилось к отводу земель, отграничению основных видов сельскохозяйственных угодий, размещению дорожной сети.
С 1928 г. единоличное крестьянское хозяйство в стране планомерно ликвидируется в результате политики сплошной коллективизации. Характер землеустройства в это время определялся директивами XV съезда ВКП (б), в которых указывалось на необходимость форсировать работу по землеустройству, являющемуся предпосылкой внедрения коллективных форм хозяйствования.
В это время вопросы организации территории регулировались «Общими началами землепользования и землевладения», утвержденными ВЦИК СССР 15 декабря 1928 г. В «Инструкции по производству землеустроительных работ» (1928 г.) названы две формы землеустройства: межселенное и внутриселенное. Последнее, в свою очередь, разделялось на четыре группы — землеустройство коллективных хозяйств, групповое, внутрихозяйственное и землеустройство обособленных хозяйств. Термин «внутрихозяйственное землеустройство» с конца 20-х годов начинает повсеместно входить в производственную, научную и учебную литературу.
В период сплошной коллективизации в связи с нехваткой специалистов-землеустроителей и необходимостью оперативного проведения работ по образованию землепользовании и организации территории вновь создаваемых коллективных хозяйств землеустройство проводилось упрощенными методами и носило характер землеуказаний. При этом новых съемок и обследований территории не проводилось, а использовался планово-картографический материал прежних лет. Внутрихозяйственное землеустройство совхозов заключалось в размещении центральных усадеб, дорог, водных сооружений, отграничении сельскохозяйственных угодий и разбивке пахотных земель на клетки. Оно носило упрощенный характер и решало лишь простейшие задачи организации и размещения производства. Связано это было и с нестабильностью тогдашнего колхозного и совхозного землепользования, отсутствием опыта организации крупных сельскохозяйственных предприятии и их территории. Не было еще и надлежащей теории землеустроительного проектирования.
В результате коллективизации характер землепользования в стране существенным образом изменился. Новые крупные хозяйства могли успешно развиваться только при наличии прочной земельной базы; в решении этого вопроса важную роль сыграло постановление ВЦИК и СНК СССР с сентября 1932 г. «О создании устойчивого землепользования колхозов».
К 1937 г. коллективизация была практически завершена, острота продовольственной проблемы в стране не уменьшалась.
Центр тяжести землеустройства постепенно начал перемещаться в сторону территориальной организации производства в колхозах и совхозах. С 1933 г. в них были начаты работы по освоению севооборотов, размещению их полей и бригадных участков; они продолжались я в последующий период.
В послевоенный период значительно выросла техническая оснащенность сельского хозяйства. Только ч 1950 г. тракторные заводы и заводы сельскохозяйственного машиностроения дали сельскому хозяйству тракторов в 4 раза больше, комбайнов — в 3,8, тракторных плугов — в 4, сеялок почти в 6 раз больше, чем в 1940 г. Одним из направлений аграрной политики государства в этот период было укрупнение хозяйств с целью создания усло-ий для повышения производительности сельскохозяйственной техники и концентрации производства. С 1950 по 1954 г. основным видом землеустроительных работ было объединение землепользовании мелких сельскохозяйственных артелей в более крупные и организация их территории. Число колхозов уменьшилось с 236,9 тыс. в 1940 г. до 123,7 тыс. Эти преобразования требовали проведения все более сложных и разнообразных землеустроительных работ. Начали разрабатываться вопросы организации территории кормовых и специальных севооборотов, пастбищ, сенокосов, многолетних насаждений. К середине 50-х годов окончательно сформировалось представление о внутрихозяйственном землеустройстве сельскохозяйственных предприятий, которое не потеряло своего значения и в наши дни.
Новая аграрная политика, основные положения которой были утверждены на мартовском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС, главный акцент делала на интенсификации сельского хозяйства, включая мелиорацию земель, химизацию и материально-техническое переоснащение отрасли.
В связи с широким распространением эрозии почв и необходимостью борьбы с ней 20 марта 1967 г. было принято постановление правительства «О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии». В соответствии с ним внутрихозяйственное землеустройство в районах проявления эрозии почв должно было в первую очередь ориентироваться на противоэрозионную организацию территории, и осуществление комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических почвозащитных мероприятий.
В России землеустройство в это время осуществлялось на основе постановления Совета Министров РСФСР от 23 марта 1966 г. «О мерах по улучшению землеустройства, введению и освоению правильных севооборотов в колхозах и совхозах». Министерством сельского хозяйства СССР 27 мая 1968 г. быта утверждены Основные положения землеустройства, которые определяли задачи, содержание и общий порядок проведения землеустроительных работ. Общее руководство ими возлагалось на Министерство сельского хозяйства СССР, непосредственное — на Главное управление землепользования и землеустройства этого министерства через управления (главные управления) землепользования и землеустройства министерств сельского хозяйства союзных республик, научно-методическое обеспечение — на Государственный НИИ земельных ресурсов, организованный в 1968 г. В России и других союзных и автономных республиках, краях и областях организация землеустройства осуществлялась управлениями (отделами) землепользования и землеустройства, а проводилось оно проектными институтами по землеустройству (Гипроземами). Гипроземы, их филиалы и экспедиции выполняли все виды землеустроительных работ: образование, реорганизацию и упорядочение землепользовании, выявление новых земель для освоения и трансформации угодий, внутрихозяйственное землеустройство колхозов совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также необходимые для этих целей изыскательские, обследовательские, съемочные и иные действия.
В конце 60-х годов была проведена кодификация союзного и республиканского законодательств о земле. В декабре 1968 г. Верховным Советом СССР были утверждены Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с ними принят Земельный кодекс Российской Федерации. Это способствовало наведению порядка в организации использования земель, подняло на новый уровень и законодательно закрепило статус землеустройства и его органов.
Проектные институты по землеустройству на основе указаний, принятых в 1972 и 1977 гг., стали составлять схемы землеустройства областей (краев, АССР) и административных районов. Эти схемы служили предплановой основой для установления перспектив развития народного хозяйства в увязке с организацией рационального использования земли и предпроектной — для землеустройства.
Усиливается значение землеустройства в Российской Федерации. Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 апреля 1975 г. «Об улучшении организации выполнения и повышении качества проектно-изыскательских работ по землеустройству» на базе республиканского проектного института по землеустройству Росгипрозем было организовано Всероссийское производственное проектное объединение по использованию земельных ресурсов — Росземпроект с зональными проектными институтами, их филиалами и изыскательскими экспедициями в его составе. На объединение и его подразделения были возложены следующие задачи:
— участие в разработке схем размещения сельскохозяйственного производства;
— составление долгосрочных прогнозов использования земельных ресурсов на основе перспектив развития и размещения сельскохозяйственного производства;
— проведение инвентаризации земель с определением их качественного состояния и возможности вовлечения новых земель в сельскохозяйственное использование;
— проведение земельно-оценочных работ, связанных с введением государственного земельного кадастра;
— разработка рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, улучшению сельскохозяйственных угодий, созданию культурных пастбищ, освоению новых земель;
— проведение в районах Крайнего Севера геоботанических и других обследований и разработка на их основе проектов распределения между землепользователями оленьих пастбищ и охотничьих угодий с внутрихозяйственной организацией территории;
— проведение топографических съемок, почвенных, геоботанческих и других обследований, необходимых для разработки проектно-сметной документации по землеустройству, ведения государственного учета земельного фонда и др.
Увеличение объемов и разнообразия землеустроительных работ привело к значительному росту затрат государства на проектные и изыскательские работы по землеустройству.
В связи с необходимостью более эффективного использования земли, ее охраны, формирования районных агропромышленных комплексов значительно возросла роль схем землеустройства районов, а также проектов внутрихозяйственною землеустройства, создающих территориальную основу для рациональной организации и размещения агропромышленного производства.
Проекты внутрихозяйственного землеустройства с начала 70-х годов стали приобретать все более комплексный характер. В них на научной основе решались не только задачи организации территории, но и вопросы, связанные с организацией системы ведения хозяйства, проектированием комплекса мелиоративных, природоохранных и противоэрозионных мероприятии.
Проекты внутрихозяйственного землеустройства были основой для последующей подготовки рабочих проектов на конкретные участки, на которых предполагалось проведение тех или иных мероприятий — рекультивации земель, повышения плодородия почв, мелиорации солонцов, культур технических мероприятий, коренного улучшения угодий, сельскохозяйственного освоения земель, строительства инженерных сооружений (дорог, противоэрозионных, гидротехнических и противоселевых устройств, прудов, лиманов, водоемов и др.), закладки садов, виноградников, террасирования склонов и так далее. Эти проекты позволяли колхозам, совхозам, другим землепользователям хозяйственным способом или с помощью подрядных организаций поэтапно осуществить предложения, предусмотренные в проектах межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства.
В связи с необходимостью роста культуры земледелия и эффективности сельскохозяйственного производства республиканские Гипроземы провели за период с 1984 по 1988 г. землеустроительные работы, связанные, с введением систем земледелия в колхозах и совхозах, корректировкой нарушенных севооборотов, проектированием противоэрозионных мероприятий, укрупнением севооборотов. Землеустроительная служба приняла непосредственное участие в проведении нескольких туров земельно-оценочных работ и приступила к осуществлению внутрихозяйственной оценки земель. Продолжались также работы по составлению схем землеустройства и межхозяйственному землеустройству.
Таким образом, в стране сложилась определенная система землеустроительных органов, способная выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования земель, организацией территории, осуществлением мероприятий по защите и повышению плодородия почв.
Вместе с тем в организации использования земли сохранялись существенные недостатки. В ряде хозяйств игнорировались принятые проекты землеустройства, систематически нарушались проекты севооборотов, внутриполевой организации пахотных земель, рационального использования кормовых угодий, не осуществлялись меры по защите почв от эрозии. Планы развития АПК в районах, областях, республиках, другие управленческие решения часто не согласовывались с землеустроительными организациями и не соответствовали требованиям рационального использования и защиты земель. Необоснованно часто нарушалась устойчивость землепользовании хозяйств, в приказном порядке менялись их границы и площади. Все эхо наносило серьезный ущерб экономике сельскохозяйственных предприятий, приводило к снижению плодородия почв, развитию процессов эрозии, вторичному засолению и другим негативным явлениям. Общий кризис командной экономики, разразившийся в конце 80-х годов, привел к необходимости проведения радикальных реформ, в том числе и в сфере земельных отношений.
3. Перечислите задачи землеустройства современной земельной реформы Необходимость комплексного подхода связана с тем, что массовое предоставление земли в частную собственность и разграничение государственной собственности на землю должны сопровождаться созданием эффективных механизмов, обеспечивающих защиту прав собственности, эффективной системы учета и регистрации прав, введением экономически обоснованной системы налогообложения.
К основным задачам земельной реформы относятся:
— создание условий и завершение процесса переоформления прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности или аренды;
— создание условий и завершение процесса разграничения государственной собственности на землю и оптимизация распределения между бюджетами различных уровней доходов, полученных от распоряжения землей;
— создание условий для перехода к новому земельному налогу и налогу на жилую недвижимость, в том числе формирование полноценного реестра объектов налогообложения и развитие института массовой оценки недвижимого имущества;
— переход от кадастрового учета земельных участков к кадастровому учету объектов недвижимого имущества и создание кадастра недвижимости, совершенствование требований к формированию объектов кадастрового учета (включая землеустройство и техническую инвентаризацию);
— совершенствование механизмов установления правовых ограничений по использованию земли и недвижимости, в том числе порядка и условий установления сервитутов, резервирования земель для государственных и муниципальных нужд; обеспечение принятия актов правового зонирования органами местного самоуправления.
4. Какие недостатки возникли в организации проведения современной земельной реформы Действующее земельное законодательство, призванное способствовать повышению эффективности использования и охраны земель, этих задач не выполняет. Для преодоления сложившейся ситуации целесообразно разработать концепцию совершенствования земельного законодательства.
Помимо проблемы эффективного законодательного обеспечения, практическая реализация земельно-правовых норм не обеспечена информационно — налицо отсутствие полноты сведений о земельных участках и земельном фонде.
В настоящее время законодательные усилия должны быть сосредоточены на разработке пакета проектов федеральных законов, реализующих положения принятого в первом чтении проекта федерального закона № 47 538−6, принятие которого повлечет возникновение большого числа коллизий, на время устранения которых практически невозможно осуществлять предоставление и использование земельных участков, участков лесного фонда, водных объектов и участков недр. К тому же возникает проблема соотношения титулов, предлагаемых проектируемой главой 19.2 Гражданского кодекса с действующим земельным законодательством. В этой связи необходимо обратить внимание и на введение возможности установления публичных сервитутов для строительства, реконструкции коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры.
Весьма актуальной остается проблема уменьшения объема подзаконных нормативных актов вследствие внесения их норм в тексты федеральных законов с целью повышения эффективности практического применения земельно-правовых норм.
Остаются актуальными вопросы оптимизации условий предоставления земельных участков в собственность или в аренду, в том числе совершенствования механизма торгов, создания эффективной системы управления земельными ресурсами, завершения процесса оформления прав на земельные участки, повышения эффективности надзора (контроля) за использованием и охраной земель, совершенствования нормативной правовой базы землеустройства, кадастра недвижимости и мониторинга земель, завершения разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и другой градостроительной документации в соответствии с требованиями новейшего законодательства, существенного улучшения информационного обеспечения органов власти и заинтересованных лиц, в том числе посредством осуществления инвентаризации земель, консолидации земель у эффективно хозяйствующих субъектов и в фондах перераспределения, в том числе через решение проблемы изъятия неиспользуемых в сельскохозяйственном производстве земельных участков или земельных участков, используемых не по целевому назначению, системного формирования нормативной правовой базы в области охраны земель и стимулирования рационального использования земельных участков.
землеустройство аграрный социалистический реформа
1 Вехи российского землеустройства: Время, события, люди / Сост. С. Н. Волков. М.: ГУЗ, 2000.-224 с.
2 Базавлук В. А. Земельные отношения и землеустройство в России / В. А. Базавлук. — Томск.: Печатная мануфактура, 2006. — 164 с.
3 Волков С. Н. Землеустройство [Текст]: Учеб. пособ.: в 9 т. / С. Н. Волков. — М.: Колос, 2001;2009.
4 Комов Н. В. Российская модель землепользования и землеустройства [Текст]: Учеб. пособ.: / Н. В. Комов. — М.: Русслит, 2001. 522 с.
5 Комов Н. В., Родин А. З., Алакоз В. Земельные отношения и землеустройство в России. [Текст]: Учеб. пособ.: / Н. В. Комов., А. З. Родин, В. Алакоз. — М.: Русслит, 1995. 512 с.
6 Лютых Ю. А. Развитие земельных отношений и проведение землеустройства в России [Текст]: Учеб. пособ. / Ю. А. Лютых.- Красноярск.: КрасГАУ, 1994. — 207 с.
7 Платежи за сельскохозяйственные земли России. Теория, информация, практический опыт. М.: Федеральная служба земельного кадастра России. Проект ЛАРИС. Центр земельной реформы, 2000. — 160 с.
8 Рогатнев Ю. М. Теоретические и методологические основы землеустройства в условиях формирования рыночных отношений в Западной Сибири / Ю. М. Рогатнев. — Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2003. 208 с.
9 Секреты исчезнувших цивилизаций. Пер. с англ. Франция: Ридерз Дайджест, 2004. -320 с.
10 Сулин М. А. Землеустройство / М. А. Сулин. — М.: Колос, 2009. — 402 с.