Бюджетная система Российской Федерации
Бюджетное устройство — организация бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных… Читать ещё >
Бюджетная система Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Сущность государственного бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы
1.2 Структура бюджетного устройства и бюджетной системы в разных типах государственного устройства
1.3 Бюджетная система Российской Федерации и её структура. Характеристика отдельных видов бюджета бюджетных систем РФ
1.4 Принципы бюджетной системы РФ (в соответствии с БК)
1.5 Бюджетная классификация РФ
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2009;2011 ГОДЫ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Бюджет, как основная форма осуществления финансовой деятельности государства, имеет первостепенное значение для всех сфер государственной жизни. В ходе осуществления любых государственных функций возникают вопросы: в каком объеме, когда и каким образом будут выделены средства и произойдут необходимые платежи для реализации публичных задач.
Актуальность данной курсовой работы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП.
Цель данной курсовой работы — раскрыть сущность бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из заданной цели, можно поставить следующие задачи:
1. Изучить теоретические, методологические и правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации;
2. Проанализировать бюджет Вологодской области за 2011;2013 гг.;
3. Сделать выводы из анализа и предложить различные пути решения проблем, выявленных из анализа.
Предметом данной курсовой работы выступают бюджетная система РФ Объектом выступает бюджет Вологодской области за 2009;2011 годы.
Были использованы следующие методы исследования: познание, систематизация информации и ее обобщение, сравнительный и аналитический методы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Сущность государственного бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Бюджетное устройство — организация бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее. Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества. 1]
Бюджетная система есть важнейшая часть экономики, посредством которой осуществляется ее финансовое регулирование. Изучение бюджета позволяет получить конкретное представление, откуда и в каких количествах приходят деньги, на какие цели и в каких масштабах они расходуются.
1.2 Структура бюджетного устройства и бюджетной системы в разных типах государственного устройства
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное) государство — это форма государственного устройства, при котором государственные и административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов Федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства (рис. 1).
Рис. 1 — Государственная бюджетная система Структура бюджетной системы государства:
Унитарного (Япония, Швейцария, Франция) Госбюджет Местный бюджеты Федерального (США, Канада, Россия) Госбюджет Федеральные бюджеты Местные бюджеты К примеру, бюджетная система США включает: федеральный бюджет, бюджеты всех штатов, более 80 000 бюджетов местных административных подразделений. 2]
1.3 Бюджетная система Российской Федерации и её структура. Характеристика отдельных видов бюджета бюджетных систем РФ
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.
Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением. 3]
1.4 Принципы бюджетной системы РФ (в соответствии с БК)
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы. 3]
Принцип единства бюджетной системы — единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведения бухгалтерского учета.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы — закрепление соответствующих видов доходов полностью или частично и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления[4]
Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных (представительных) органов государственной власти на каждом уровне бюджетной системы:
*самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
*иметь собственные источники доходов бюджетов;
*иметь законодательно закрепленные регулирующие доходы и налоги;
*определять источники финансирования дефицитов бюджетов;
*получить компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления.
Принцип самостоятельности предполагает также недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Нельзя также осуществлять компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Недопустимо также устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств. 5]
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;
расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.
Принцип прозрачности (открытости) означает:
обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 Бюджетного Кодекса.
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. 3]
1.5 Бюджетная классификация РФ
Формирование проектов бюджетов трудно себе представить без наличия такого важного документа, как бюджетная классификация. Именно бюджетная классификация обеспечивает единство бюджетной системы в стране, сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация составляет также основу организации бюджетного учета.
В соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов и используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация является единой для бюджетов всех уровней. [5]
В структуре бюджетной классификации Российской Федерации выделяются:
1) функциональная выше структура расходов бюджетов Российской Федерации;
2) ведомственная выше структура расходов федерального бюджета Российской Федерации;
3) экономическая структура расходов бюджетов Российской Федерации.
В функциональной структуре выделяются целевые назначения государственной деятельности, обусловленные основными функциями государства. В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на снабжение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).
Второй задачей, которую решает бюджетная классификация, является снабжение адресного выделения финансовых ресурсов. Ведомственная структура определяет, кому, сколько и на какие цели выделяются различные ресурсы из федерального бюджета.
Экономическая выше структура разграничивает все затраты по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды и т. д.), что обеспечивает методика экономического разбора государственных расходов.
В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной компоненты бюджета приобрело в целом налоговый нрав. Бюджетная классификация включает и классификацию средств бюджетов Российской Федерации.
В управлении бюджетным процессом принимают участие почти все органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Но центральное место среди них занимает система органов государственного управления финансами, и прежде всего Министерство финансов Российской Федерации. 6]
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2009;2011 ГОДЫ
В таблицах 1 и 2 представлены основные показатели бюджета Вологодской области за 2009;2011 годы.
Таблица 1 — Бюджет Вологодской обл. за 2009;2011 годы (план)[7,8,9]
Показатель | 2009 г. (тыс. руб.) | 2010 г. (тыс. руб.) | 2011 г. (тыс. руб.) | |
Доходы | ||||
Из них: | ||||
Налоговые | ||||
Неналоговые | ||||
Межбюджетные трансферты | ||||
Расходы | ||||
Профицит/дефицит | — 8 324 748 | — 8 097 320 | ||
Таблица 2 — Бюджет Вологодской обл. за 2009;2011 годы (факт) [7,8,9]
Показатель | 2009 г. (тыс. руб.) | 2010 г (тыс. руб.) | 2011 г. (тыс. руб.) | |
Доходы | ||||
Из них: | ||||
Налоговые | ||||
Неналоговые | ||||
Межбюджетные трансферты | ||||
Расходы | ||||
Профицит/дефицит | — 6 487 659 | — 7 048 911 | — 7 177 015 | |
Сравнение исполненных показателей бюджета Вологодской области за 2009;2011 год представлены в виде диаграммы:
Рис. 1
бюджет экономика кризис Основной удар кризиса 2008 года в экономике Вологодской области пришелся на областной бюджет. В отличие от местных бюджетов, в которых доходная база в 2009 году не претерпела значительных изменений, объем налоговых и неналоговых поступлений областного бюджета по сравнению с 2008 сократился практически наполовину, или на 15,4 млрд рублей. Всего за 2009 год собственные доходы областного бюджета составили 19 млрд рублей.
Наиболее существенны потери областного бюджета по налогу на прибыль организаций — 16 млрд руб. Бюджет получил только четвертую часть от сбора налога за 2008 год — 4,8 млрд руб. Негативную роль сыграли возвраты переплат налогоплательщикам, основная масса которых была заявлена организациями по итогам работы за 4-й квартал 2008 года. В 2009 году из областного бюджета возвращено налогоплательщикам налога на прибыль в сумме 1 млрд руб. и зачтено в счёт текущих платежей 2 млрд руб.
Ключевым источником в доходах областного бюджета стал налог на доходы физических лиц, удельный вес его составил 40%. В бюджет за 2009 год было собрано 7,3 млрд руб. подоходного налога, что на 0,5 млрд руб. ниже поступлений за 2008 год.
Отчасти стабилизирующее влияние на доходы областного бюджета оказали акцизы и налог на имущество организаций. По сравнению с уровнем 2008 года прирост данных источников составил 0,5 млрд руб. и 0,7 млрд руб. соответственно. Суммарная доля налогов в собственных доходах регионального бюджета составила 27,2%, превысив в 2,5 раза показатель 2008 года и удельный вес налога на прибыль.
Первоначально утвержденный план по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета в условиях кризисных процессов в экономике и социальной сфере был уменьшен в 2 раза — с 37,7 до 18.8 млрд руб. Но и этот план исполнялся напряжённо, в отдельные периоды появлялись значительные кассовые разрывы. Результатом постоянного мониторинга исполнения, активного взаимодействия с налоговыми органами, администраторами доходов и крупными налогоплательщиками стало исполнение уточненных годовых бюджетных назначений областного бюджета по собственным доходам на 100,9%. Дополнительные доходы по итогам 2009 года составили 165 млн руб.
С учётом поступлений межбюджетных трансфертов и финансовой помощи из федерального бюджета областной бюджет исполнен по доходам в сумме 31 255,6 млн. рублей.
Областной бюджет по расходам исполнен в сумме 37 743,3 млн. рублей, или на 96,2% к уточненным годовым назначениям и на 92,1% к уровню 2008 года.
Дефицит областного бюджета за 2009 год составил 6 487,7 млн. рублей, или 34,1 процента к объему налоговых и неналоговых доходов. Для финансирования дефицита областного бюджета привлечены кредитные ресурсы коммерческих банков в сумме 2 837,4 млн. рублей и бюджетные кредиты федерального бюджета в сумме 2 819,8 млн. рублей, в том числе в сумме 329,3 млн. рублей для строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования.
Основную долю расходов в областном бюджете составили расходы на мероприятия в социальной сфере и финансовая поддержка бюджетов муниципальных образований — 70,1% от общей суммы расходов. 7]
Областной бюджет за 2010 год исполнен по доходам в сумме 36 057,2 млн. рублей. или на 98,9 процента к уточненным годовым назначениям и с ростом против прошлого года на 4 801,6 млн. рублей, или на 15,4%. Исполнение бюджета ниже плана объясняется в основном недоиспользованием получателями средств, выделенных из федерального бюджета.
За 2010 год в областной бюджет мобилизовано налогов, сборов и иных обязательных платежей в сумме 25 845,6 млн. рублей. К уровню прошлого года рост доходов составил в сумме 6 825,4 млн. рублей, или на 35,9%.
В отчетном году из федерального бюджета получено безвозмездных поступлений в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение в сумме 8 639,6 млн. рублей, или 100,0% от годовых назначений, в том числе дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности в сумме 681,3 млн. рублей (в рамках государственной поддержки реализации мероприятий комплексных инвестиционных планов по модернизации монопрофильных муниципальных образований для города Сокола в сумме 642,1 млн. рублей и на ликвидацию последствий засухи в сельском хозяйстве — 39,2 млн. рублей), субсидии на софинансирование приоритетных расходов — 2 231,3 млн. рублей, субвенции на реализацию делегированных области федеральных полномочий — 5 346,8 млн. рублей, иные межбюджетные трансферты — 380,2 млн. рублей.
Областной бюджет по расходам исполнен в сумме 43 106,1 млн. рублей, или на 96,8% к уточненным годовым назначениям и на 114,2% к уровню 2009 года.
Основную долю расходов в областном бюджете составили расходы на мероприятия в социальной сфере и финансовая поддержка бюджетов муниципальных образований — 73,4% объема расходов.
Дефицит областного бюджета в 2010 году составил 7 048,9 млн. рублей, или 27,3 процента к объему налоговых и неналоговых доходов.
Для финансирования дефицита областного бюджета привлечены кредитные ресурсы коммерческих банков (за минусом возврата) в сумме 3 746,7 млн. рублей и бюджетные кредиты федерального бюджета в сумме 3 126,6 млн. рублей, в том числе в сумме 286,9 млн. рублей для строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и 30,5 млн. рублей на реализацию мероприятий по оказанию господдержки сельхозтоваропроизводителям в целях ликвидации последствий засухи. С учетом привлеченных кредитов обеспечено выполнение принятых расходных обязательств. [8]
Областной бюджет в 2011 году исполнен по доходам в сумме 39 342,3 млн. рублей или на 99,4 процента к уточненным годовым назначениям и с ростом против прошлого года на 3285,2 млн. рублей, или на 9,1%. Исполнение бюджета ниже плана объясняется в основном возвратом остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет.
За 2011 год в областной бюджет мобилизовано налогов, сборов и 1шых обязательных платежей в сумме 28 755,8 млн. рублей. К уровню прошлого года рост доходов составил в сумме 2 453,6 млн. рублей, или на 9.3 процента.
Основные позиции в наполнении доходной части областного бюджета занимают налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Их совокупный вклад в 2011 году сохранился на уровне 2010 года.
Снижение в четвертом квартале 2011 года активности организаций, занимающихся торговлей, привело к снижению поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Практически 80 процентов новых фондов были введены во втором полугодии отчетного года, что оказало влияние на налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций и, соответственно, на поступление налога в бюджет.
На выполнение плановых назначений по транспортному налогу повлияло изменение порядка декларирования налога.
В отчетном году из федерального бюджета получено безвозмездных поступлений в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в сумме 10 029,4 млн. рублей, или 100,0% от годовых назначений.
Областной бюджет по расходам исполнен в сумме 46 519,4 млн. рублей, или на 97,6% к уточненным годовым назначениям и на 107,9% к уровню 2010 года.
Дефицит областного бюджета составил 7 177,0 млн. рублей, или 25% к объему налоговых и неналоговых доходов. Для финансирования дефицита областного бюджета привлечены кредитные ресурсы коммерческих банков (за минусом возврата) в сумме 2 839,4 млн. рублей и бюджетные кредиты федерального бюджета в сумме 1 380,0 млн. рублей, в том числе в сумме 280,0 млн. рублей для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и эмиссия государственных ценных бумаг области в сумме 2 510,0 млн. рублей. С учетом привлеченных средств обеспечено выполнение принятых расходных обязательств.
Основную долю расходов в областном бюджете составили расходы на мероприятия в социальной сфере и финансовую поддержку бюджетов муниципальных образований — 69,5% объема расходов.
В ходе исполнения бюджета обеспечены принятые социальные обязательства и расходы, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения населения (расчеты за потребленные энергоресурсы, питание, медикаменты и другие). 9]
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В результате написания данной курсовой работы можно прийти к следующим выводам:
Бюджет, имеет первостепенное значение для всех сфер государственной жизни, без него невозможно правильное и полное функционирование государства.
Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система РФ состоит из следующих уровней:
Федеральный бюджет Региональные бюджеты Местные бюджеты В результате проведенного анализа бюджета Вологодской области было выяснено, что за 2009;2011 гг. была тенденция к повышению доходов и расходов, на протяжении всего анализируемого периода наблюдался дефицит бюджета.
Бюджет Вологодской области обладает финансовой самодостаточностью, в его доходах преобладают собственные доходы.
Для устранения проблем предлагается следующее:
Оптимизировать систему планирования бюджета, т.к. наблюдаются погрешности при создании бюджетов на перспективу и постоянно требуются коррективы в прогнозы финансового плана. Необходимо вернуться к планированию бюджета на 1 год.
Требуется совершенствование налоговой политики как внутри региона, так и внутри государства, так как большое количество доходов находится в «тени» и не облагаются налогами, а это, в свою очередь, оборачивается недостачей в доходах бюджета.