Инфляция в России в 2013-2014 гг. и пути ее снижения
Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления… Читать ещё >
Инфляция в России в 2013-2014 гг. и пути ее снижения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Инфляция в России в 2013;2014 гг. и пути ее снижения
инфляция экономический управление Инфляция представляет собой сложнейшее явление социально-экономического характера, которая присущее в той или иной степени всем странам: развитым, развивающимся и странам с переходной экономикой.
Одной из центральных проблем для России в ходе социально-экономических преобразований стала инфляция, которая и сегодня остается одной из самых актуальных в российской экономике. Поэтому вопрос о разработке эффективных методов борьбы с постоянным ростом цен стоит очень остро. Западные представления о причинах инфляции и способах ее преодоления не всегда адекватны применительно к российской действительности, так как корни инфляции лежат в существовавшей ранее административно-командной системе хозяйствования.
Цель курсовой работы — рассмотреть инфляцию: сущность, причины и социально-экономические последствия. В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
— дать понятие и сущности инфляции;
— рассмотреть типы инфляционных процессов;
— определить виды инфляции;
— изучить методы антиинфляционной политики;
— проанализировать уровень инфляции в России.
Методы исследования:
— анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
Объект исследования — инфляция Предмет исследования — инфляционные процессы в современной экономике
1. Понятие инфляции и классификация инфляции
1.1 Сущность инфляции и причины её возникновения
В экономической литературе существуют следующие определения инфляции:
«Инфляция (от лат. inflatio — вздувание) — переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение. В результате инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к денежному товару — золоту, а также по отношению ко всей массе рядовых товаров и к иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени».
«Инфляция — процесс переполнения каналов денежного обращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги и снижении реального жизненного уровня трудящихся».
«Инфляция — чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценение».
Суммируя все эти, в общем-то, идентичные, определения, можно сказать, что инфляция — это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванным избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызовет расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег отрицательные последствия неверной денежной политики государства, чреватые значительными экономическими и социальными потрясениями.
Вообще, корни такого явления, как инфляция, всегда кроются в ошибках проводимой государственной политики. Причинами могут послужить весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия по денежной эмиссии и многое другое по отдельности и в совокупности.
Однако, инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция, имея длительную и богатую историю, и сейчас представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
Причины возникновения инфляции С теоретической точки зрения инфляцию можно определить как дисбаланс между спросом и предложением, в связи с чем к объяснению причин ее возникновения можно подойти с двух противоположных точек зрения. Последователи Д. Кейнса объясняют наступление инфляции чрезмерным спросом при полной занятости, а неоклассики, — наоборот, ростом издержек производства, т. е. предложения.
В общей форме инфляция может быть объяснена чрезмерным увеличением спроса, когда экономика не в состоянии его удовлетворить. Несмотря на то, что производство работает на полную мощность и все ресурсы используются целиком, оно не может произвести дополнительное количество продукции, чтобы компенсировать избыточный спрос. Следовательно, дисбаланс, или расхождение между повышенным совокупным спросом и невозможностью его удовлетворения, при данном состоянии экономики создает инфляцию со стороны спроса.
Инфляция может быть вызвана уменьшением совокупного предложения (инфляция со стороны предложения). Недостаток или сокращение предложения в свою очередь могут быть порождены ростом издержек производства. Здесь существенную роль играют не столько общие издержки, сколько удельные, т. е. приходящиеся на единицу продукции. Увеличение таких издержек уменьшает прибыли предприятий и объем продукции, вследствие чего сокращается предложение и растут цены.
Издержки производства в значительной мере зависят от величины заработной платы, составляющей около 2/3 объема издержек. Ясно, что повышение заработной платы без увеличения выпуска продукции неизбежно приводит к росту цен. Увеличение издержек производства и уровня цен может быть вызвано непредвиденным и неожидаемым повышением стоимости сырья, как произошло в США и Западной Европе в 1973;1974 гт. в связи с увеличением цен на импортируемую нефть.
Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние.
Внутренние причины инфляции:
— бюджетный дефицит и дополнительная эмиссия денежных средств в наличной и безналичной форме для покрытия дефицита бюджета,
— сокращение объемов производства, сопровождающееся стагнацией (застоем в производстве с одновременным ростом безработицы и инфляцией) и стагфляцией (состоянием экономики, при котором застой в производстве, торговле имеет место при одновременном развитии инфляционного процесса),
— возрастание издержек производства,
— чрезмерные военные расходы, необоснованный рост расходов на содержание аппарата управления, оборону, милицию, социальные программы и субсидии,
— чрезмерные инвестиции.
Внешние факторы обусловлены ростом цен на импортируемые и экспортируемые товары, обменом банками иностранной валюты на национальную валюту, мировыми кризисами. К внешним факторам относятся:
— структурные мировые кризисы, сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье нефть, импорт которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых, пересекая границы собственных стран, экспортируются в другие страны;
— обмен банками национальной валюты на иностранную вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что ведет к инфляции.
Рассмотрим подробнее важнейшие инфляционные причины роста цен: 1. Диспропорциональность — несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования «печатного станка», что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции — преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
3. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. Олигополия — это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении «гонки цен», а также стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита. Ограничивая приток новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.
4. Инфляция, вызванная повышением зарплаты. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Предположим, что крупные профсоюзы потребуют и добьются большого повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен. Тип инфляции, вызванной повышением заработной платы, представляет собой разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек.
5. «Импортируемая» инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.
6. Инфляционные ожидания — возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.
1.2 Типы и виды инфляции
Существует несколько критериев выделения разновидностей инфляции.
— С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную» инфляцию.
Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.
Подавленная инфляция — это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.
В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.
Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» — нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления.
«Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.
— Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:
1. Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3−3,5%.
2. Галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%; еще стремительнее рос индекс оптовых цен — 3400%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.
3. Гиперинфляция — цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж — ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами.
Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя. Классический пример гиперинфляции — обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после первой мировой войны. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт само выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.
Приведенное определение инфляции как процесса обесценивания денег и переполнения каналов обращения бумажными деньгами не исчерпывает полностью сути этого неоднозначного явления, оказывающего нередко существенное воздействие на общее состояние экономики. В некоторых случаях применяется даже специальный термин — инфляционная экономика, чтобы подчеркнуть многогранность инфляционного воздействия на различные стороны и сферы народного хозяйства и кумулятивный, самоподдерживающийся характер инфляционных процессов.
— По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.
1. При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной — цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
2. В России и в странах СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т. п. Несбалансированность инфляции — большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы — лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.
— С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая — наоборот.
Воздействие инфляции на уровень реальных доходов противоречиво. Инфляция по-разному влияет на перераспределение доходов в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить или уменьшить негативные последствия инфляции, которые, в противном случае, отразятся на величине его реального дохода.
Непредвиденная инфляция приводит к снижению всех видов фиксированных доходов и «субсидирует» тех экономических агентов, чьи номинальные доходы возрастают быстрее, чем средний уровень цен. В условиях неожиданной инфляции получатели ссуд выигрывают за счет кредиторов, т.к. долги возвращаются обесценившимися деньгами. Правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику краткосрочного стимулирования инфляции, которая способствует относительному обесцениванию задолженности.
Если экономические агенты имеют диверсифицированные источники доходов, то они могут одновременно «выиграть» и «проиграть» в условиях роста уровня инфляции. В России и других переходных экономиках последствия инфляции оказываются тяжелыми для значительного числа семей потому, что в дореформенных экономиках основным видом семейного дохода была фиксированная заработная плата. По мере реформирования систем оплаты труда и расширения числа источников доходов негативные последствия инфляции могут быть постепенно элиминированы.
Повышение цен и появление излишнего количества денег — это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства.
Типы инфляции Известно, что инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться, прежде всего, со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения. Глубина несоответствия спроса и предложения в немалой степени зависит от степени развития и глубины трех видов монополизма в экономике:
a) монополизм государства (на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, налоги; на рост непроизводственных, прежде всего военных и прочих расходов, связанных с функциями современного государства);
b) монополизм профсоюзов, задающих размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы, прежде всего через договоры с предпринимателями на 3- 5 лет или иной срок;
c) монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.
Все три отмеченные монополии взаимосвязаны и каждая по-своему может влиять на динамику спроса и предложения, смещая точку их равновесия вверх по оси цен.
2. Особенности инфляции в России
2.1 Инфляция в России 2013-2014 гг.
В 2013 году инфляция на потребительском рынке составила 6,5%, сохранившись в диапазоне трех лет — 6,1 — 6,6%. Основной вклад в инфляцию 2013 года внес рост цен на продовольственные товары — на 7,3%, составивший 2,7 процентного пункта.
Динамика потребительских цен, обменного курса за период 2011;2013 гг. (прирост цен, в% к предыдущему месяцу) Вместе с тем, в отличие от 2012 года, когда высокий рост цен на продовольственные товары был обусловлен ростом мировых цен на зерно и продовольствие, в текущем году рост происходил на фоне хорошего урожая. Основным фактором сохранения высокого роста цен на продукты стал дефицит разбалансированность рынков животноводческой продукции.
Рост цен на продовольственные товары после замедления в середине года усилился с августа на фоне предшествующего ослабление рубля. Вследствие подорожания импорта и сокращения отечественного производства сырого молока значительно выросли цены на молоко и молочные продукты, сыр, масло сливочное. Также из-за разбалансированности рынков резко подорожали яйца, картофель.
Стоит отметить, что инфляция в России в 2013 году так и не смогла удержаться в рамках целевых показателей в 4,5−5%. Теперь рассмотрим динамику инфляции в России на 2014 год.
Инфляция в феврале 2014 года ускорилась до 0,7% с 0,6% в январе. С начала года прирост потребительских цен составил 1,3% (годом ранее — прирост на 1,5%). За годовой период в феврале показатель инфляции повысился до 6,2% с 6,1% в январе.
Основной вклад в рост потребительских цен в феврале внесло удорожание продовольственных товаров — на 1,2% (1,0% в январе), вследствие усилившегося роста цен на молочную на плодоовощную продукцию. Также отчасти в феврале на росте цен на продовольственные товары начало оказывать влияние ослабление курса рубля, продолжающееся с начала текущего года. С начала года на повышение цен на продовольственные товары внесло в инфляцию 0,8 процентного пункта.
На продовольственные товары в феврале 2014 года рост цен также несколько ускорился до 0,4% (0,3% в январе), что внесло в инфляцию на 0,05 процентного пункта больше, чем в январе.
Услуги в феврале подорожали на 0,4%, что внесло в инфляцию 0,11 процентного пункта, из них 0,1 процентного пункта пришлось на рост цен на рыночные услуги, который сохраняется на высоком уровне с ноября 2013 года.
На продовольственные товары в феврале рост цен высокий — 1,2%. С начала года выросли на 2,2% при более низком росте цен на алкогольные напитки в текущем году.
На продовольственные товары без алкогольных напитков с начала года прирост цен составил 2,0% против 1,8% годом ранее, при всем этом в феврале рост цен ускорился до 1,1% с 0,9% в январе.
Высокими темпами в феврале 2014 года продолжали расти цены на плодоовощную продукцию из-за невысокого урожая 2013 года и низкого качества собранной продукции. С начала года цены выросли на 11,3% (годом ранее — прирост цен на 10,4%), в том числе в феврале — на 5,1% (для сравнения год назад — цены выросли на 2,8%).
Картофель дорожает с октября 2013 года в связи с невысоким урожаем (в 2013 году в хозяйствах всех категорий картофеля собрано 30,2 млн. тонн, что всего на 2,2% больше, чем в 2012 неурожайном году, и на 7,6% ниже 2011 года). С начала года цены выросли на 22,4%, что в 1,6 раза выше, чем годом ранее и обусловлено дефицитом продукции (остатки продукции в сельхозорганизациях в феврале на 25% ниже прошлогодних), в том числе в феврале цены выросли на 12%. За годовой период картофель стал дороже на 54,2%.
На рынке овощей (без учета помидоров и огурцов) ситуация аналогичная, за январь-февраль прирост цен на 19,8% выше прошлогоднего (14%), из-за низких запасов продукции у сельхозпроизводителей и в рознице. При этом в феврале рост цен ускорился до 10,7%. С учетом огурцов и помидоров овощи в феврале подорожали на 6,9%, а с начала года — на 16,5% (за аналогичный период предыдущего года — прирост цен на 21%).
На фрукты и цитрусовые с начала года цены выросли на 5,2% (годом ранее — прирост цен на 4,1%). При этом в феврале рост цен несколько замедлился до 2,1% с 3% в январе с увеличение объемов поставок.
Алкогольные напитки в феврале подорожали на 2,0% (как и год назад). С начала года прирост цен на 3,6%, в 1,9 раза ниже, чем год назад, что внесло в инфляцию на 0,2 процентного пункта меньше, чем год назад (0,38 процентного пункта против 0,19 процентного пункта).
В том числе водка с начала года подорожала на 7,8% против 15,8% за аналогичный период 2013 года. В феврале рост цен ускорился до 4,2% с 3,4% в январе.
На продовольственные товары без плодоовощной и алкогольной продукции в феврале рост цен начал набирать темп вследствие усиления роста цен на импортозависимые товары. В феврале цены выросли до 0,5% с 0,3% в январе.
На социально значимые продукты в целом по группе (хлеб, молоко и молочная продукция, сахар, растительное и сливочное масло, сыр, мясо и птица, яйца, макаронные изделия, крупы) в феврале цены выросли на 0,4% (в январе 2014 года — прирост на 0,1%). С начала года прирост цен на 0,5%. За годовой период цены выросли на 6,2%.
На молоко и молочную продукцию цены растут ускоренными темпами со второго полугодия 2013 года, в феврале цены выросли на 1,6%. С начала года прирос цен в 2,5% раз выше прошлогоднего — 2,7% против 1,1% из-за снижения предложения отечественного молока и удорожания импорта усиленного ослабления рубля.
На масло сливочное и сыры потребительские цены также растут ускоренными темпами со второго полугодия 2013 года, вслед за удорожанием импортной продукции. На масло сливочное рост цен в феврале усилился до 2,2% с 1,3% в январе. С начала года масло сливочное подорожало на 3,4% (годом ранее — прирост цен на 1,3%). Сыр за январь-февраль подорожал на 3,1% против 0,7% годом ранее, в том числе в феврале цены выросли на 1,5%.
На хлеб и хлебобулочные изделия умеренный рост цен сохраняется со второго полугодия 2013 года. В феврале цены выросли на 0,4%, с начала года прирост цен — на 0,6% (+2,8% годом ранее). За годовой период цены выросли на 5,7%. На макаронные изделия цены в феврале незначительно снизились — 0,1%, с начала года — прирост цен нулевой.
На крупы и бобовые в феврале цены не изменились. С начала года цены снизились на 0,3% (год назад за аналогичный период — прирост цен на 2,1%) вследствие наличия достаточных запасов сырья.
Сахар в феврале подорожал на 1,7% на фоне роста цен на мировых рынках. Также на рост цен оказывает влияние сезонное увеличение затрат на хранение у промышленных производителей. С начала года цены выросли на 0,9%.
На красное мясо в феврале рост цен возобновился после того, как с ноября 2013 по январь 2014 года цены не росли. Говядина (кроме бескостного мяса) подорожала в феврале на 0,2% при снижении цен на импорт в долларах. С начала года прирост цен нулевой.
На свинину (кроме бескостного мяса) прирост цен в феврале незначительный — на 0,1%, что обусловлено высокой насыщенностью рынка как отечественной продукцией (за январь-февраль производство свинины в сельхозорганизациях выросло на 18,1% к соответствующему периоду предыдущего года), так и импортной (в январе объем импорта вырос на 13,2% к январю 2013 года). С начала года свинина подешевела на 0,2%.
На мясо птицы цены с начала года практически стабильны — в феврале снижение на 0,1%, вследствие высокой насыщенности рынка.
На яйца потребительские цены снижаются с декабря 2013 года после значительного роста цен в период с августа по ноябрь 2013 года на 50,8% и последовавшим за этим снижением спроса. За декабрь 2013 г. — февраль 2014 г. цены снизились на 13,5%, в том числе в феврале — на 7,4% (за годовой период цены в феврале на 11,7% выше прошлогодних).
Масло подсолнечное дешевеет с сентября 2013 года на фоне высоких запасов готовой продукции и в результате снижения цен на основное сырье вследствие хорошего урожая. За январь-февраль цены снизились на 1,8%, в том числе — на 1,2% в феврале.
На остальные продовольственные товары (с исключением плодоовощной продукции, социально значимых продуктов и алкоголя) в феврале цены выросли на 0,5%. При этом усилился рост цен на импортозависимые товары (рыбу и продукцию из рыбы, чай, кондитерские изделия). С начала года прирост цен на 0,9%, как и год назад. За годовой период цены выросли на 5,2%.
На продовольственные товары в феврале цены выросли на 0,4% (в январе2014г. — прирост цен на 0,3%), как и годом ранее. С начала года прирост цен несколько ниже прошлогоднего — 0,7% против 0,9%, что обусловлено наличием высоких запасов отдельных товаров.
На бензин в феврале цены выросли на 0,4%, после того как в декабре 2013 г. — январе 2014 г. — снизились на 0,6% на фоне возобновившегося роста цен на нефтепродукты на мировом рынке. С начала года бензин подорожал на 0,3% (годом ранее — прирост цен на 1,5%).
На продовольственные товары с исключением бензина цены в феврале выросли на 0,4% с 0,3% в январе.
При этом начал усиливаться рост цен на товары с высокой долей импортных комплектующих (легковые автомобили подорожали на 0,5%), а также на импортозависимые товары повседневного спроса (парфюмерно-косметические товары в феврале подорожали на 0,6%), ускорился рост ценна одежду и обувь при наличии высоких запасов.
В феврале значительно выросли цены на табачные изделия — на 1,7%. В тоже время с начала года прирост цен — на 2,5%, что ниже прошлогоднего (3,4%). Ускорился рост цен на медикаменты до 0,7% с 0,3% в январе.
На услуги в феврале цены выросли на 0,4%. С начала года прирост цен — на 0,9% практически, как и год назад (1%).
Регулируемые тарифы на услуги, оказываемые населению, по оценке Минэкономразвития России, в феврале выросли на 0,1%, так же, как и год назад. С начала года прирост — на 0,4% (год назад — прирост на 0,5%).
Услуги городского пассажирского транспорта (расчет Минэкономразвития России по четырем видам транспорта) за январь-февраль подорожали на 3,0% (для сравнения год назад — прирост на 3,8%), в том числе на 0,3% в феврале.
На рыночные услуги прирост цен в феврале сохранился на повышенном уровне января -0,6%. С начала года цены выросли на 1,2%, практически как и год назад — 1,3%.
В феврале ускорился рост цен на услуги в сфере зарубежного туризма до 2,4% вследствие ослабления рубля. За январь-февраль цены выросли на 2,7% (для сравнения год назад — прирост цен на 0,2%).
Также с начала года высокий рост цен сохраняется на медицинские услуги — на 2,4% (за январь-февраль 2013 г. прирост цен на 0,2%), в том числе в феврале — цены выросли на 1%.
На услуги дошкольного воспитания цены растут высокими темпами с сентября 2013 года. С начала 2014 года цены выросли на 8,9%, в том числе на 2,1% в феврале при дефиците данного вида услуг, вызванного ростом спроса.
На услуги железнодорожного транспорта с начала года по февраль цены и тарифы снизились на 5,6% (годом ранее — прирост на 3,0%), что обусловлено снижением спроса, а также более низкой индексацией регулируемых тарифов на 2014 год. В феврале услуги железнодорожного транспорта незначительно подорожали — на 0,2%.
В феврале выросли цены на услуги воздушного транспорта — на 0,5% (с начала года — прирост на 0,5%, годом ранее на 0,3%).
В промышленности, по данным Росстата, в феврале 2014 года индекс цен производителей с среднем составил 99,6% (100,4% - в январе, за годовой период — 103,2%). Сохраняется депрессивная ценовая динамика, несмотря на рост цен производителей на отдельные товары в связи с ослаблением курса рубля.
Цены на торгуемые на внешних рынках товары в феврале 2014 г. снизились на 0,5% вследствие снижения внутренних цен производителей на нефть добытую на 4,5%. С исключением нефти, цены на торгуемые товары выросли на 1,5% в основном вследствие роста цен на экспортируемую продукцию на фоне ослабления курса рубля.
На нефтепродукты в феврале рост цен возобновился — на 1,7% (в феврале 2013 г. — рост на 1,9%, за годовой период рост на 4,7%), как вследствие сезонного роста спроса, так и под влиянием ослабления курса рубля. Цены производителей на бензин в феврале выросли на 6,2% (годом ранее рост на 6,3%), на мазут топочный — на 3,6% (0,4%), масла смазочные подорожали на 1,5% (-1,1%) перед началом посевного сезона. Цены на авиакеросин снизились на 0,7% после длительного периода роста с июля 2013 г. (за годовой период рост на 7,8%), дизельное топливо подешевело на 0,9% (+3,8%).
В химическом производстве в целом по группе в феврале 2014 года цены выросли на 1,6% после нулевого прироста в январе (2,2% к февралю 2013 г.) в основном за счет удорожания удобрений и азотных соединений, рост цен на которые ускорился до 5,8% после 2,1% в январе (за годовой период цены ниже на 13,2%), отчасти в связи с сезонным ростом спроса из-за приближения посевной, отчасти на фоне ослабления курса. Также сезонно растут цены в добыче сырья для удобрений — на 6,2% (3,4% в январе, -7,8% за годовой период). Ускорился рост цен производителей на синтетический каучук — до 2,4% после 1,9% в январе (-7,9% за годовой период).
Среди товаров, потребляемых на внутреннем рынке, выросли цены в производстве лаков и красок — на 3% (-1,1% в январе, +2,8% за годовой период). Вместе с тем в производстве моющих, чистящих и других средств в феврале цены не росли (+1,1% в январе, +4% к февралю 2013 г.).
2.2 Пути снижения инфляции
Рост темпов инфляции в России, прежде всего, связан с разбалансированностью переходной экономической системы. Самоподдерживающейся инфляции подвержены экономики с устаревшей, затратной производственной базой, со структурными проблемами, с высокой распространенностью фирм-монополий. Инфляция, усиливая нестабильность и риски слабой экономической системы, не дает экономике страны полноценно развиваться, решать долговременные задачи, такие как: освоение ресурсосберегающих технологий, изменение структуры производства и т. д.
Важным аспектом для борьбы с высоким уровнем инфляции является доверие населения к денежно-кредитной политике страны в целом. Это будет способствовать формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия в странах со слабой, переходной экономикой нужно проводить соответствующие меры, основными из них являются:
1) установление безусловного приоритета задачи снижения инфляции;
2) интенсивная поддержка антиинфляционной политики со стороны государственной власти;
3) полное соответствие принимаемых антиинфляционных мер решений официально провозглашенной политике;
4) максимальная открытость информации и постоянное взаимодействие с участниками рынка.
Для России важнейшим инструментом борьбы с инфляцией должно стать установление контроля над динамикой денежного предложения. При этом важны меры, которые не только ограничивают избыточный рост денег в экономике, но и стимулируют повышение спроса на деньги.
Наряду с ограничением темпов роста денежного предложения не менее важны и перспективны другие меры: повышение спроса на деньги, постепенная дедолларизация, рост сберегательной активности населения. Необходимы реформы, связанные с рынком труда. Также важна выработка и реализация сбалансированной и последовательной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях России.
Инфляция в России имеет ряд особенностей. Например, монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5−6%), а удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой. Таким образом, антиинфляционная программа в России не сможет иметь успеха, пока не будет сформирована полноценная рыночная среда с высоким уровнем развития предпринимательства, пока не будут созданы институциональные и финансовые предпосылки для сокращения инфляционного потенциала. Поэтому, антиинфляционная политика должна проводиться совместно с другими макроэкономическими и институциональными мерами по повышению эффективности сложившейся социально-экономической ситуации в стране.
Затянувшаяся инфляция в России является следствием неэффективной экономической политики. Основой антиинфляционной программы в России должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, подъем производства товаров и услуг на конкурентной основе.
Международный валютный фонд прогнозирует инфляцию в России в 2012;2013 гг. на уровне 6,3−6,4%. То есть, ожидается, что она будет практически неизменной, по сравнению с 2011 г. На данный момент, общий уровень инфляции в РФ снижается. Но та инфляция, которая важна для денежно-кредитной политики, составляет более 7%. Денежно-кредитная политика РФ в таких условиях должна быть ориентирована на снижение инфляции, так как без стабильно низкого данного показателя невозможно мобилизовать внутренние ресурсы, направить их на производительные инвестиции и другие цели. Анализ роста темпов инфляции показал, что оптимальным целевым показателем инфляции в среднесрочной перспективе был бы диапазон в 3−5%.
Заключение
Инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы — преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы. Они осуществляются различными методами в зависимости от цели, экономической и политической ситуации в стране, темпа инфляции, степени обесценения денег под влиянием инфляционных и иных факторов, соотношения сил между ведущими экономическими субъектами рыночной экономики, политики государства и ее теоретической основы, компетенции денежных властей.
Как свидетельствует мировой опыт, для управления инфляционным процессом необходимо разумное сочетание комплекса рыночных и государственных методов.
Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Появление позитивных результатов возможно в связи с переходом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на американскую модель антимонопольного регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей. Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом.
1. Абрамов М. Д. Налоговое регулирование — эффективное средство роста производства и борьбы с инфляцией / М. Д. Абрамов // Эко: Всероссийский экономический журнал. — 2009. — № 3. — С. 105−115
2. Бурлачков В. К. Инфляция и качество экономической среды / В. К. Бурлачков // Банковское дело: Ежемесячный журнал для профессионалов банковского бизнеса. — 2009. — № 2. — С. 42−47.
3. Куликов А. Г. Деньги, кредит, банки: Учебник / А. Г. Куликов — М.:КНОРУС, 2009. — 656 с.
4. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки: Учебник / О. И. Лаврушин — 8-е изд., перераб. и доп. — М.:КНОРУС, 2009. — 560 с.
5. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: Учебник / Чепурин М. Н. — Киров: «АСА», 2005. — 360 с.
6. Российская газета: портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.rg.ru
7. Росстат: портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.gks.ru