Особенности развития общей выносливости лыжников первого спортивного разряда
Средствами воспитания общей выносливости считаются упражнения, которые вызывают наибольшую производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут. Самые эффективные… Читать ещё >
Особенности развития общей выносливости лыжников первого спортивного разряда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ ПЕРВОГО СПОРТИВНОГО РАЗРЯДА Выполнил Бирюков Е.В.
Содержание Введение Глава 1. Особенности обучающихся старшего школьного возраста
1.1 Анатомо-физиологические особенности организма
1.2 Физическое развитие обучающихся Глава 2. Выносливость и её виды. Воспитание выносливости в учебно-тренировочном процессе
2.1 Виды выносливости
2.2 Методы воспитания выносливости в учебном и тренировочном процессах Заключение Список использованных источников
Современный уровень спортивных результатов в лыжных гонках предъявляет высокие требования к физической подготовке спортсменов. Особенное место среди них занимают обучающиеся старшего школьного возраста, которые получили 1-ый спортивный разряд. Как раз они становятся будущими чемпионами. Определяющим фактором в достижении победы этих спортсменов является высокий уровень общей выносливости. Собственно выносливость и помогает противостоять утомлению, содействует выполнению назначенных задач наиболее результативных в условиях строго ограниченной дистанции.
В результате совершенствования спортивного инвентаря и подготовки лыжных трасс машинным способом, роль общей выносливости в достижении высоких результатов в последние время неизмеримо возрастает.
В научно-методической литературе этой проблеме уделяется недостаточное внимание. Встречаются противоречивые мнения об использовании средств и методов в формировании выносливости, определении их объема в круглогодичной подготовке спортсменов.
Очень многие специалисты, например, такие как, И. П. Ратов, В. Д. Кряжев, А. Н. Семейкин А.Н. утверждают, что для формирования выносливости лыжников первого спортивного разряда целесообразно использовать имитационную подготовку, это связано с тем, что она легче в применении и является наиболее приемлемой в спортивных школах, в которых нет необходимых материально-технических условий. Одной из таких школ является наша детско-юношеская спортивная школа.
Объект исследования — учебно-тренировочный процесс по лыжной подготовке.
Предмет исследования формирование выносливости у лыжников первого разряда.
Цель моего курсового проекта — обосновать методы и средства, которые используются в процессе формировании общей выносливости у лыжников первого спортивного разряда (обучающихся старшего школьного возраста).
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме формирования общей выносливости лыжников первого спортивного разряда;
2. Раскрыть основные критерии выносливости у школьников старшего возраста;
3. Выяснить какие основные требования, предъявляют при тестировании выносливости обучающихся старшего школьного возраста.
Глава 1. Особенности обучающихся старшего школьного возраста
1.1 Анатомо-физиологические особенности организма
Современный спорт отличается острейшей борьбой, невиданным ростом физических возможностей человека. Большой уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству подготовки спортсмена. Одним из существенных условий высокой эффективности занятий по подготовке спортсменов является строгий учёт возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, которые характерны для отдельных стадий развития детей и подростков.
Одним из существенных критериев биологического возраста является скелетная зрелость, или «костный» возраст. В подростковом возрасте замечается существенное усиление роста позвоночника, которое продолжается до стадии полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника формируется поясничный, а медленнее — шейный. В 15−16 лет начинается окостенение нижних и верхних поверхностей позвоночника, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становиться наиболее прочным, при этом грудная клетка продолжает интенсивно формироваться, они уже менее подвержены деформации и способны выносить даже существенные нагрузки.
К 15−17 годам срастаются нижние сегменты тела грудины и возрастает преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от предыдущих периодов.
У старших школьников рост тела в длину тормозится (у некоторых вообще останавливается). У подростков преобладает рост тела в длину, у старших школьников преобладает рост в ширину. Кости делаются более толстыми и прочными, при этом процессы окостенения в них еще не зокончены.
К 17−18 годам развита высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит рост массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Повышение массы мышц с возрастом проистекает не равномерно: в течение первых 15 лет вес мышцы умножается на 9%, а с 15 до 17−18 лет на 12%. Существенно изменяются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличивается лабильность мышечной ткани, меняется мышечный тонус.
У парней начинают быстрее развиваться мышцы нижних конечностей. Увеличение веса тела у девушек происходит более интенсивно, чем рост мышечной силы. Однако, у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движения.
Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выносить высокие статические напряжения и осуществлять долговременную работу, это обусловлено нервной регуляцией, строением и химическим, сократительными свойствами мышц.
К 7−9 классу у парней и девушек завершается развитие всех отделов двигательного анализатора, которое особенно интенсивно проистекает в возрасте 7−12 лет. В ходе формирования опорно-двигательного аппарата меняются двигательные качества мышц, такие как быстрота и сила, ловкость и выносливость. Развитие опорно-двигательного аппарата происходит не равномерно. В первую очередь формируются такие качества, как ловкость и быстрота движений.
Быстрота характеризуется 3 критериями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движения. В ловкости развиваются такие качества как адекватность и своевременность, целесообразность и инициативность, точность и скорость, экономичность и стабильность.
К 17 годам процесс завершается окончательно. Наиболее высокие темпы увеличения показателей гибкости в движении, совершаемых с участием крупных звеньев тела (например, в предельных наклонах туловища), наблюдается, обычно, до 13−14летнего возраста. Далее эти показатели стабилизируются причем, если не выполнять упражнения, направленно-воздействующих на гибкость, начинают существенно уменьшать уже в юношеском возрасте.
Максимальный прирост наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно увеличивается сила, с 10−12 до 13−15 лет. У девочек прирост силы происходит несколько раньше, с 10−12, а у мальчиков — с 13−14. Тем не менее, мальчики по этому критерию во всех возрастных группах превосходят девочек, но особенно явное различие проявляется в 13−14 лет.
Позднее других физических качеств формируется выносливость. Существуют возрастные, половые и индивидуальные различия выносливости. Выносливость детей дошкольного возраста находится на низком уровне, особенно к неподвижной работе. Сильный прирост выносливости к динамической работе и статистическим нагрузкам встречается у школьников с 11−12 лет. В общем, к 17−18 годам выносливость обучающихся составляет около 85% от уровня взрослого человека. Своего максимального уровня она достигнет к 25−30 годам.
Всякий возрастной этап имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые модифицируются в связи с занятиями физической культурой и спортом.
У подростков и юношей после мышечной нагрузки замечается лимфоцитарный, нейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в составе красной крови. У 15−18-летних школьников интенсивная мышечная работа сопровождается ростом количества эритроцитов на 12−17%, гемоглобина на 7%. Это происходит в основном за счет выхода депонированной крови в общий кровоток. Продолжительные физические напряжения в этом возрасте обычно приводят к снижению гемоглобина и эритроцитов.
Минутный объем дыхания (МОД) в 15−17летнем возрасте составляет 110 мл/кг. Относительное падение МОД в подростковом и юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся спортом.
Величина максимальной легочной вентиляции (МВЛ) у подростков и юношей практически не меняется и составляет около 1,8 л в минуту на кг. веса. Регулярные занятия спортом способствуют росту МВЛ.
Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) значительнее всего у подростков и юношей, занимающихся циклическими видами спорта.
С годами увеличивается устойчивость к недостаткам кислорода в крови (гипоксемия). К 13−14 годам некоторые ее показатели достигают уровня 15−16-летних подростков, но по быстроте восстановления могут превышать их.
У школьников старшего возраста быстрее, чем у взрослых уменьшается содержание сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в расходовании энергетических ресурсов, но и совершенствованием регуляции углеводного обмена, который выражается в недостаточной способности печени к выделению сахара в кровь. Абсолютных запасов углеводов у обучающихся меньше чем у взрослых. Из-за этого возможность продолжительной работы у них ограничена.
Одним из наиболее информативных критериев работоспособности организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной, считается уровень максимального потребления кислорода (МПК). Многими исследователями показано, что МПК увеличивается с возрастом. В период с 5 до 17 лет встречается тенденция к неуклонному росту МПК — с 1385 мл/мин у 8−9-летних, до 3150 мл/мин у 17-летних.
Проанализировав величину относительного МПК, у школьников, можно наблюдать значительные различия. Снижение с годами МПК/кг у девушек вероятно связано с повышением жировой ткани, которая не является потребителем кислорода. Использование гидростатического взвешивания и последующие работы засвидетельствовали, что процентное содержание жира в организме девушек растет, причем к 16−17 годам достигает 28−29%, у юношей напротив, понемногу снижается.
С годами, по мере роста и развития организма, растут как абсолютные, так и относительные размеры сердца. Существенным показателем работы сердца считается частота сердечных сокращений (ЧСС). С годами ЧСС уменьшается. В 13−16 лет СО составляет 50−60 мл. При постепенном понижении пульса возрастает систолический объем (СО).
Сейчас, в наше время, у подростков встречается акселерация — это сложное биосоциальное явление, выражающееся в ускоренном процессе биологических и психических процессах, повышение антропометрических показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости.
У обучающихся с малыми показателями физического развития биологический возраст может отставать от паспортного на 1−2 года, а у подростков с высоким физическим развитием наоборот опережать на 1−2 года.
1.2 Физическое развитие обучающихся
В связи с возрастом и под влиянием систематических занятий физическими упражнениями для грамотного разрешения многих педагогических вопросов имеют важное значение особенности физического развития школьников. 20, с.12]
В результате проведенных исследований собрано огромное количество данных, которые характеризуются возрастными особенностями организма детей и подростков, девушек и юношей при занятиях спортом и физической культурой.
Полученные данные очень важны при разрешении педагогических проблем физического воспитания школьников, так как, знания о закономерностях возрастного развития организма и влияния, оказываемого на него физическими упражнениями, должны решать принципиальные вопросы организации и методики построения занятий.
Особенное влияние физических упражнений на организм человека с целью формирования определенных качеств должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма. Зачастую оно с целью активного влияния на формирование тех или иных качеств должно совпадать с периодом, когда в организме развиваются те его стороны, от которых зависит данное качество.
Развитие двигательной функции человека близко связано с формированием нервной деятельности, нервно-мышечного аппарата и его функций, внутренних органов и процессов обмена веществ. Неравномерность развития отдельных органов и систем лежит в основе особенности их взаимосвязи на разных периодах онтогенеза.
Неравномерный характер носят возрастные изменения. Этапы ускоренного развития чередуются с этапами замедления и относительной стабилизации. Индивидуальное формирование организма совершается гетерохронно, следовательно, разные органы и системы формируются в различные сроки. В некоторые периоды жизни, например в период полового созревания, гетерохрония может увеличиться.
В условиях современной жизни, понижения двигательной активности наиболее действенным, целенаправленным воздействием на организм следует считать систематические физические занятия.
Подобные занятия обеспечивают усиленный рост мышечной работоспособности. По мере увеличения тренированности организма происходит увеличение мышечной активности. Молодые спортсмены, в сравнении со своими сверстниками, которые не занимаются спортом, имеют большую работоспособность и выносливость. Чем старше возраст юных спортсменов и чем выше квалификация, тем значительнее отличия в работоспособности, между занимающимися и не занимающимися спортом.
Так с 14 до 15 лет замечается уменьшение темпов роста силы у подростков. Похожее замедление определено гормональными перестройками в их организме.
С 15 до 16 лет вторичное увеличение силы можно разъяснить, окончанием пубертатного периода, когда все органы и системы человека доходят до высокого уровня совершенствования.
Лыжные гонки предъявляют возвышенное требование к выносливости, скоростно-силовой и силовой подготовке лыжника. Для действенного преодоления современной трассы лыжнику-гонщику требуется высокоразвитая спецификация силы мышц верхних и нижних конечностей. У него такими мышцами являются разгибатели бедра (четырехглавая мышца бедра), голени, разгибатели плеча (трехглавая мышца плеча) и мышцы туловища (широчайшие мышцы спины и большая круглая мышца).
Сила и выносливость мышц находится в зависимости от композиции мышечных волокон, чем выше процент медленных волокон, тем больше статическая выносливость. Соотношение между быстрыми и медленными волокнами у разных людей сильно варьируется — от 25% до 90%.
В 16−17 лет темпы роста показателей специальной силы уменьшаются. С этого момента характер возрастных закономерностей формирования специальной силы у школьников, не занимающихся спортом, и у лыжников-гонщиков становиться качественно равными. Отличия наблюдаются в темпах роста, которые существенно больше у юных спортсменов.
Абсолютные показатели и темпы роста специальной силы у 17−18-летних юношей, которые не занимаются спортом существенно ниже, чем у юных спортсменов. Так, у них при одновременном отталкивании руками показатели силы ниже на 12,09 кг (29%), при попеременном отталкивании руками — на 14,43 кг (25%) и при отталкивании ногой — на 36,92 кг (20%). У спортсменов с 13−14 до 17−18 лет встречается резкий скачок, в развитии показателя мощности отталкивания. У людей, не занимающихся спортом, в этот период темпы ее прироста являются незначительными.
Данные возрастных закономерностей развития специальных силовых показателей у юных спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, нужно учитывать при планировании средств и методов их воспитания в процессе учебно-тренировочных занятий, а также уроков лыжной подготовки в школе.
Становление некоторых физических качеств и параметров, которые характеризуют физическое развитие юных лыжниц 10−16 лет, совершается гетерохронно. Показатели быстроты растут на 15%, а прыгучесть на 24%. С 14 до 16 лет данные показатели меняются незначительно.
В последнее время в системе управления подготовкой спортсменов все большее распространение получило моделирование различных сторон мастерства, методов тренировки.
Темпы прироста различных физических способностей у детей старшего школьного возрасти (%)
Таблица 1
Физические способности | Среднегодовой прирост | Общий прирост | |||
Юноши | Девушки | Юноши | |||
Общая выносливость | 2.1 | 0.7 | 6.4 | 2.1 | |
Скоростная выносливость | 2.1 | — 0.6 | 6.3 | — 1.8 | |
Силовая выносливость | 8.5 | — 2.0 | 26.7 | —6,0 | |
Показатели снижения темпов прироста активной и пассивной гибкости у юношей и девушек 15—17 дет (%)
Таблица 2
Суставы | Гибкость | ||||
активная | пассивная | ||||
Юноши | Девушки | Юноши | |||
Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых н лучезапястных | — 2.1 | — 2.1 | — 2.0 | — 2,0 | |
Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах | — 7.8 | — 2.4 | — 2.6 | — 2,1 | |
Подвижность различных отделов позвоночного столба: | |||||
— тазобедренный сустав | |||||
при сгибании туловища | — 9,5 | — 4,1 | -; | -; | |
— нижнегрудной | |||||
поясничный отдел | — 14.3 | — 10,3 | -; | -; | |
— верхиегрудной отдел | — 20.0 | — 4.2 | -; | -; | |
— шейный отдел | — 18,7 | — 9,3 | -; | -; | |
Следовательно, обучающиеся 10−11 классов могут показывать довольно значительную волевую активность, например упорство в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Несмотря на это у девушек уменьшается смелость, а это формирует определенные трудности в физическом воспитании.
Глава 2. Выносливость и её виды. Воспитание выносливости в учебно-тренировочном процессе
Понятие «выносливость» с давнейших времен связывалось со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению.
По словам Л. П. Матвеева под «выносливостью» в самом обобщенном смысле имеют в виду комплекс свойств индивида, в решающей мере устанавливающих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности, иначе говоря, это способность противостоять утомлению.
Выносливость как двигательное качество, характеризуется способностью человека к продолжительному выполнению какой-либо двигательной деятельности и при этом без уменьшения её эффективности.
Выносливость — это способность выполнять работу без изменения её параметров (например, не уменьшая интенсивности или точности движений и т. п.).
Выносливость — это способность сопротивляться физической усталости в процессе мышечной деятельности.
Н.Г. Озолин в своих работах дал ещё более полное определение понятия «выносливости». По его словам, выносливость можно сравнить со способностью к долговременному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, или со способностью противостоять утомлению и действенно восстанавливаться во время работы и после неё.
Проанализировав множество определений понятия «выносливости», которые характеризуют её как физическую способность, можно прийти к выводу, что продолжительность работы ограничивается в конечном итоге наставшим утомлением, выносливость при этом можно характеризовать, как способность организма преодолевать наступающее утомление.
Утомление — это функциональное состояние организма, которое возникает в результате продолжительной и напряженной деятельности и характеризует временным понижением работоспособности, изменений функций организма и появлением субъективного ощущения усталости.
Через некоторое время после начала работы возникает утомление, оно характеризуется уменьшением силы и выносливости мышц, ухудшением координации движений, в возрастании затрачиваемой энергии при выполнении однообразной работы, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения, переключения внимания и т. д. Иными словами, усталость — это повышенная трудность или невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью.
Усталость является субъективным переживанием симптомов утомления. Она может наступать или вследствие усталости организма, или из-за однообразности работы. Причиной этого является различный уровень выносливости. Для формирования выносливости существенно воспитывать у спортсменов положительное отношение к появлению усталости и учить психологическим приемам при помощи которых можно бороться с ней.
Выделяют четыре вида утомления [4, 7, 8]:
· Умственное. Наступает при решении математических задач или при игре в шахматы и т. п.;
· Сенсорное (утомление деятельности анализаторов);
· Эмоциональное. Возникает в результате эмоциональных переживаний. Эмоциональный компонент утомления обычно имеет место после выступлений на ответственных соревнованиях, после экзаменов и связан с преодолением страха, и т. п.);
· Физическое, возникает в итоге мышечной деятельности организма.
Физическое утомление в свою очередь подразделяется на:
ь Местное или локальное, возникает в том случае, когда в работе приняло участие меньше 1/3 от всего объема мышц тела;
ь Региональное утомление. При этом в работе участвуют мышцы, составляющие от 1/3 до 2/3 от всего объема мышц тела;
ь Глобальное или общее утомление. Работает более 2/3 мышц тела.
Длительность выполнения двигательной деятельности до развития абсолютного утомления можно поделить на 2 фазы [8]:
Фаза компенсированного утомления, её можно охарактеризовать прогрессивно углубляющимся утомлением, не обращая внимания на усиливающиеся затруднения, человек может какое-то время сохранять прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем раньше, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге);
Фаза декомпенсированного утомления приходит, когда человек, несмотря на все старания, не способен сохранить нужную интенсивность работы. Если продолжать работу в таком состоянии, то через определенный интервал времени настанет «отказ» от её выполнения.
Соотношение длительности рассмотренных двух фаз различно: у людей с сильной нервной системой более продолжительной является вторая фаза, у людей со слабой нервной системой наоборот — первая. В общем, выносливость и тех и других может быть равной.
Интенсивность работы остается неизменной за счёт волевого напряжения. Оно является общим компонентом для всех типов выносливости. За счёт этого волевые качества в существенной мере обусловливают действенность тренировки и успешность участия в соревнованиях, требующих зачастую максимально предельной выносливости.
При выполнении какой-либо физической деятельности выносливость является неотъемлемой частью. В одних видах физических упражнений выносливость естественно предопределяет спортивный результат (ходьба или бег на средние и длинные дистанции, велогонки и бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других — позволяет наилучшим образом реализовать поставленные тактические действия (бокс и борьба, спортивные игры и т. д.); в-третьих — способствует выдерживать неоднократные непродолжительные и в тоже время высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания и прыжки, тяжелая атлетика и фехтование и т. д.).
Мерой выносливости считается время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.
2.1 Виды выносливости
Выносливость подразделяется на специальную и общую. Общая выносливость является частью общей физической подготовки будущего спортсмена, специальная выносливость — это часть специальной подготовки.
Общая выносливостьэто способность человека к долговременному и результативному выполнению любой работы умеренной интенсивности, при этом задействуются более 2/3 мышц всего тела, довольно высокие требования предъявляются к сердечно-сосудистой системе, дыхательной и ЦНС и т. д.
Общая выносливость так же трактуется как способность осуществлять работу с низкой интенсивностью в течение длительного промежутка времени за счет аэробных источников энергообеспечения. В связи с этим данный вид выносливости называют — аэробной выносливостью.
По мнению Л. П. Матвеева понятие общей выносливости обозначает совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявлений работоспособности в разнообразных видах деятельности.
Кроме того, общая выносливость — это способность человека к длинному и результативному выполнению работы неспецифического характера, которая оказывает положительное воздействие на формирование специфических компонентов работоспособности человека, за счёт повышения адаптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические. Пример: человек, способный выдержать продолжительный бег в умеренном темпе длительное время, может осуществить и прочую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т. п.), так как в них решающим фактором является уровень развития аэробных возможностей организма.
Степень формирования и проявления общей выносливости можно определить несколькими компонентами [5]:
· аэробными возможностями источников энергообеспечения (за счет использования окислительных реакций кислорода);
Аэробные возможности находятся в зависимости от:
· аэробной мощности, определяющейся относительной и абсолютной величиной максимального потребления кислорода (МПК);
· аэробной ёмкости — суммарная величина потребления кислорода на всю работу.
· степенью экономизации техники движений (биомеханическая);
· уровнем развития волевых качеств.
Определений выносливости очень много и каждый автор трактует это понятие по-разному. Однако все придерживаются мнения, о том, что общая выносливость это возможность человека выполнять любую работу на протяжении длительного промежутка времени и без уменьшения эффективности её выполнения.
Ж.К. Холодова и В. С. Кузнецова в своих работах обращают внимание на то, что общая выносливость это основа высокой физической работоспособности человека, которая необходима для удачной профессиональной деятельности. Эта основа играет немаловажную роль в оптимизации жизнедеятельности и выступает важнейшим компонентом физического здоровья. Кроме того общая выносливость — основа для формирования специальной выносливости, следовательно она нужна всякому спортсмену в качестве надёжного фундамента или базы, на которую можно перейти к любому другому виду деятельности с более узкой направленностью.
Выносливость специальная — это способность результативно осуществлять работу в конкретной спортивной или трудовой деятельности, не обращая внимание на появляющееся утомление. Определение понятия «специальная выносливость» можно сформулировать как способность противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, в особенности при наибольшей мобилизации функциональных возможностей организма для достижений в избранном виде спорта. Н. Г. Озолин утверждает, что специальная выносливость — это способность противостоять утомлению, а также это способность осуществить назначенную задачу наиболее эффективным способом в условиях строго ограниченной дистанции (бег или ходьба на лыжах, плавание и др., циклические виды спорта) или определённого времени (теннис и футбол, водное поло и бокс и т. д.). Выносливость специфическая это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.
Определение понятия специальной выносливости — многокомпонентное это связано с тем, что уровень формирования данной выносливости зависит от многих факторов. Специальная выносливость определена особенностями требований, которые предъявляются к организму спортсмена при упражнении в конкретном виде спорта. Выносливость обусловливаться специфической подготовленностью всех органов и систем спортсмена, а также уровнем его физиологических и психических возможностей применительно к виду двигательной деятельности.
Уровень формирования и проявления специальной выносливости находит в зависимости от целого ряда факторов [10, 13]:
· Общей выносливости;
· Скорости траты ресурсов внутримышечных источников энергии;
· Способности спортсмена продолжить упражнение при утомлении за счёт проявления волевых качеств;
· Техники владения двигательными действиями, которые связаны с экономичностью и рациональностью тактики и техники, иными словами это технико-тактическое мастерство.
· Возможности нервно-мышечного аппарата;
· Скоростных возможностей (например, гибкость и быстрота функционирующих мышц);
· Координационные способности (например, точность движений);
· Силовые качеств и развитие иных двигательных способностей;
Ж.К. Холодова и В. С. Кузнецова классифицировали специальную выносливость по различным основаниям. [13]:
1) По признакам двигательного действия, при помощи которого решается двигательная задача (прыжковая выносливость);
2) По признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);
3) По признакам взаимодействия с прочими физическими способностями (качествами), которые нужны для удачного решения двигательной задачи (силовая или скоростная выносливость, координационная выносливость и т. п.).
Не существует таких физических упражнений, требующих проявления какой-то формы выносливости в явном виде. При выполнении какого-либо двигательного действия в какой-то степени находят проявление всякие формы выносливости. Любая форма проявления выносливости, непременно, может содержать в себе целый ряд разновидностей и видов выносливости. Разумеется, выносливость своеобразна в различных видах спорта. На практике её обычно называют скоростной выносливостью, игровой и плавательной, силовой и прыжковой и т. д. Проведенный анализ литературных источников показывает, что в настоящий момент, возможно перечислить более 20 видов специальной выносливости.
Скоростная выносливость обнаруживается в деятельности, которая предъявляет высокие требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ, в течение долгого времени без понижения эффективности действий.
Силовая выносливость представляет собой способность продолжительное время осуществлять работу без уменьшения её эффективности и при этом требует существенного проявления силы. Иными словами, это способность организма справляться с заданным силовым напряжение в течение определённого времени. В зависимости от режима работы мышц силовую выносливость можно поделить на динамическую и статическую.
Статическая силовая выносливость — способность в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы. Зачастую в таком режиме функционируют только некоторые группы мышц. Здесь имеет место обратная зависимость между уровнем статического усилия и его длительностью — чем значительнее усилие, тем меньше продолжительность.
Динамическая силовая выносливость, как правило, обусловливаться количеством повторений какого-то упражнения и значительными мышечными напряжениями при сравнительно низкой скорости движений. С годами силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает.
Координационная выносливость — это выносливость, проявляющаяся главным образом в двигательной деятельности, характеризующейся выполнением длительное время разнообразных сложных технико-тактических действий (например, спортивные игры и спортивная гимнастика, фигурное катание и т. д.).
Кроме того выделяют игровую и прыжковую выносливость, плавательную и многие другие типы специальной выносливости, каждый из типов свойствен для какого-либо бытового или трудового действия или спортивного упражнения.
Разнообразные типы выносливости практически не зависят друг от друга, либо зависят в малой степени. Можно иметь высокую силовую выносливость, но при этом недостаточную скоростную или малую координационную выносливость.
2.2 Методы воспитания выносливости в учебном и тренировочном процессах
Важнейшими методами формирования общей выносливости являются [13]:
· метод слитного или непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;
· метод повторного интервального упражнения;
· метод круговой тренировки;
· игровой метод;
· соревновательный метод.
Для формирования специальной выносливости используются:
· метод непрерывного упражнения (переменный и равномерный);
· метод интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);
· игровой и соревновательный методы.
Равномерный метод связан с непрерывным долговременным режимом работы и с равномерной скоростью или усилиями. В этом случае спортсмен старается оставить заданную скорость неизменной, постоянными так же являются ритм и темп, величина усилий и амплитуда движении. Упражнения можно осуществлять с малой, средней или максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) за счёт направленного изменения скорости и темпа, амплитуды движений и величины усилий и т. д.
Интервальный метод подразумевает выполнение упражнений со стандартной и с изменчивой нагрузкой, со строго дозированными и заранее намеченными интервалами отдыха. Обычно, интервал отдыха между упражнениями составляет от 1 до 3 минут, в некоторых случаях это может быть от 15 до 30 с. Следовательно, тренирующее влияние происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в момент отдыха. Подобные нагрузки оказывают в основном аэробно-анаэробное действие на организм и являются действенными для формирования специальной выносливости.
Метод круговой тренировки подразумевает выполнение упражнений, которые оказывают действие на всевозможные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Зачастую в круг включается от 6 до 10 упражнений («станций»), которые спортсмен проходит от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод включает в себя выполнение упражнений в виде соревнований.
Игровой метод предусматривает формирование выносливости в ходе игры, где присутствуют регулярные изменения ситуации и эмоциональность.
Применяя какой-либо метод для формирования выносливости, регулярно тренер обязан устанавливать конкретные параметры нагрузки.
Для воспитания общей выносливости самый популярный метод — метод циклических упражнений, продолжительность которых не меньше 15—20 мин. Упражнения осуществляются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом необходимо помнить о нескольких правилах:
· Доступность. Суть правила состоит в том, что нагрузочные требования должны отвечать возможностям занимающихся. То есть должен учитываться возраст и пол спортсмена, уровень его общей физической подготовки. В ходе занятий после определенного времени в организме начинают происходить изменения физиологического состояния, следовательно, организм начинает адаптироваться к нагрузкам. Значит, нужно пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Доступность нагрузки означает такую трудность требований, которая способна создать наилучшие предпосылки влияния ее на организм спортсмена без ущерба для его здоровья.
· Систематичность. Действенность физических упражнений или их действие на организм спортсмена, во многом обусловлено системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Достичь серьезных сдвигов в формировании общей выносливости можно лишь в том случае, когда будет соблюдаться строгое чередование нагрузочных требований и отдыха, а также не прерывность хода занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по формированию выносливости должны совмещаться с днями отдыха. В том случае, когда используется бег его необходимо сочетать с ходьбой, в этом случае ходьба рассматривается как отдых перед очередным бегом.
· Постепенность. Учитывает общую тенденцию систематического увеличения нагрузочных требований. Существенных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно достичь в том случае когда, нагрузка понемногу возрастает. Значит, нужно подобрать меру увеличения нагрузок и меру продолжительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Применяя метод равномерного упражнения, нужно, прежде всего, установить интенсивность и длительность нагрузки. Работавыполняется на пульсе 140—150 уд./мин. Для школьников в возрасте от 8 до 9 лет длительность работы 10—15 мин; 11—12 лет — 15—20 мин; 14—15 лет — 20—30 мин.
С практически здоровыми людьми работа исполняется на скорости I км за 5—7 мин. Для людей, которые имеют хорошую физическую подготовленность, скорость колеблется в пределах от 1 км за 3,5— 4 мин, при этом длительность работы от 30 до 60—90 мин.
При занятиях с тренированными людьми применяют метод переменного упражнения. Суть данного метода содержится в изменении скорости на некоторых участках и во включении спуртов и ускорений на некоторых участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это разрешает одолевать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. Если есть необходимость, работу постепенно доводят до 120 мин. Изменчивая непрерывная работа в отличии от равномерной предъявляет более высокие требования к сердечно-сосудистой системе. При использовании метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции создастся кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.
Существенный эффект при формировании общей выносливости приносит метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, который стимулирует функциональные перестройки сердечной деятельности. Возрастает потребление кислорода, растет ударный объем крови и т. д. Главная сложность при использовании данного метода содержится в грамотном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.
Если интенсивность работы превышает критическую (75—85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд./мин, значит повторная работа дается тогда, когда ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Продолжительность повторной работы 1—1,5 мин, характер отдыха — активный. Число повторений обусловливается возможностью поддержания достигнутого уровня МПК (3—5 повторений). Метод повторно-интервального упражнения применяется в работе только с достаточно квалифицированными спортсменами. Его применение более 2—3 месяцев не рекомендуется.
Заключение
Проведя анализ научно-методической литературы по теме развития общей выносливости, можно сделать следующий вывод:
Однозначного определения понятию выносливости нет. Существуют разновидности выносливости. В процессе тренировок невозможно применять лишь один вид выносливости. Перед началом тренировок и занятий нужно выяснить анатомо-физиологические и физические показатели обучающихся. Ведь развитие нервной системы, мышечной работоспособности.
Способность совершать работу заданной интенсивность на протяжении более длительного промежутка времени называется выносливостью. В итого, выносливость характеризуется, как способность организма противостоять утомлению.
Постоянно, вне зависимости от вида физической деятельности критерием работоспособности является общая выносливость: чем она выше, тем успешнее преодолевается утомление, возникающее при динамической нагрузке. школьный выносливость лыжник физический Важнейшая задача, стоящая перед педагогом в процессе формирования выносливости у обучающихся старшего школьного возраста заключается в формировании условий для неуклонного повышения общей выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения сдачи нормативов на первый спортивный разряд.
Кроме того имеются задачи по формированию силовой, скоростной и координационно-двигательной выносливости. Решить их — означает добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей.
Средствами воспитания общей выносливости считаются упражнения, которые вызывают наибольшую производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут. Самые эффективные средства формирования выносливости — специальные упражнения, которые по максимуму приближены к соревновательным упражнениям, как по форме и структуре, так и особенностям воздействия на функциональные системы организма. В качестве средств также могут выступать специфические соревновательные упражнения и обще подготовительные средства.
Главными методами воспитания выносливости считаются: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; метод повторного интервального упражнения; метод круговой тренировки; игровой метод; соревновательный метод.
Наибольшего эффекта при формировании общей выносливости можно добиться, применяя метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, который в свою очередь стимулирует функциональные перестройки сердечной деятельности. Возрастает потребление кислорода, растет ударный объем крови и т. д. Основная сложность при использовании этого метода содержится в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.
Следователь, развитию выносливости нужно уделять огромное внимание во всех формах и видах работы в процессе подготовки лыжниковобучающихся старшей школы, сдающих на первый спортивный разряд.
Надо помнить о том, что в ходе решения задачи развития выносливости у подростков, необходимо тщательно учитывать значительные возрастные отличия в приспособительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам.
В ходе работы над данным курсовым проектом мне удалось в полном объеме изучить теоретические аспекты данной темы. Мне кажется, в дальнейшем я смогу продолжить работу по данной теме, дополнив мою работу практической частью, в которой я смогу описать использованные мной методы формирования выносливости у лыжников. При работе над курсовой я также научился подбирать и анализировать научно-исследовательскую литературу.
Полученные мной знания понадобятся мне в дальнейшем при работе учителем физической культуры, кроме того они мне пригодятся в жизни, например, при составлении собственного плана тренировок.
Список использованных источников
1. Программа общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1-Х1 классов с направленным развитием двигательных способностей /Подг. В. И. Ляхом, Г. Б. Мейксоном. — Просвещение, 2007. — 64 с.
2. Матвеев Л. П., Новиков А. Д. «Теория и методика физического воспитания».М., «Физкультура и спорт», 2006 г.
3. Скородумова А. Бегом на корт, бегом на корте: Еще раз о выносливости: Для профи и не только / Скородумова А. // Теннис +. — 2008. — N 11. — С. 16−17.
4. Озолин Н. Г., Воронкина В. И., Примакова Ю. Н. «Лёгкая атлетика». — М., «Физкультура и спорт», 2008 г.
5. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: Учеб. для вузов / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — М.: Терра-Спорт, 2009. — 520 с.
6. Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. — М.: Владос, 2009. — 608 с.
7. Евсеев Ю. И. Физическая культура [Текст] / Ю. И. Евсеев. — 3-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 382 с.
8. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена [Текст]: Учеб. для студентов вузов / В. М. Зациорский. — М.: Физкультура и спорт, 2009. — 200 с.
9. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю. Ф. Курамшин. — 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2008. — 464 с.
10. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для студентов вузов М.: Москва «Физическая культура и спорт» 2009. 542с
11. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов — 2-е изд., дораб. / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. — М.: Академия, 2009. — 224 с.
12. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Л. П. Матвеев. — 3-е изд. — СПб.: Лань, 2010. — 160 с.
13. Холодов Ж. К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.
14. Вайцеховский, С. М. Книга тренера [Текст] / С. М. Вайцеховский. — М.: Физкультура и спорт, 2007. — 488 с.
15. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. — М.: Астрель, 2006. — 863 с.
16. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.-М.: Физкультура и спорт, 2009. 136с.
17. Хохлов Г. эффективность применения средств и методов тренировки для развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков в подготовительном периоде при подготовке к соревнованиям по спринту. — 2009.
18. Раменская Т. И. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга. М: СпортАкадемПресс, 2011. С. 97−108
19. Плохой В. Н. Базовая подготовка лыжников гонщиков. // Физическая культура. 2007. № 4// http://skimag.nm.ru/publish/fk/020.htm
20. Коробченко А. И., Парфенов С. П. Воспитание выносливости средствами лыжной подготовки: Учеб.-метод. пособие. -Иркутск: ИрГУПС, 2009. — 60с.
21. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2009
22. Определение физической подготовленности школьников/ Под. общ. ред. Б. В. Сермеева. — М., 2008
23. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.- М., 2011
24. Лыжный спорт: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. М. А. Аграновского. — М., 2009
25. Дубровский В. И. Спортивная физиология: Учебник для сред и высш. учеб. заведений по физической культуре. — М.: ВЛАДОС, 2005. 462 с.
26. Дубровский В. И. Спортивная медицина: Учебник для сред и высш. учеб. заведений. — 2-е изд., доп.- М.: ВЛАДОС, 2002. 512 с.
27. Гуревич И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. — Минск, 2007
28. Головина Л. Л. Физиологическая характеристика лыжного спорта. — М., 2010
29. Антонова О. Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М., 2009. 208 с.
30. Шапошникова В. И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков. — М., 2008